--PAGE_BREAK--
3. Источники и факторы риска
Факторы риска в бизнесе как источники и причины нарушения экономической
безопасности можно классифицировать по разным признакам. Естественным
требованием к классификации является ее ориентация на методы противодействия
риску.
Все возможные факторы хозяйственного риска делятся на две группы. К первой
относятся «предвидимые)» факторы, т.е. известные из экономической теории или
хозяйственной практики и включенные в соответствующий список. Кроме того,
очевидно, могут проявиться факторы, назвать которые на априорной стадии
анализа риска предприятия не представлялось возможным. Эти непредвидимые
факторы относятся ко второй группе. Одна из важнейших задач состоит в том,
чтобы, создав регулярную процедуру выявления факторов риска, по возможности
сузить круг факторов второй группы и тем самым ослабить влияние неожиданных
помех.
Определив в качестве объекта анализа риска предприятие производственного
типа, можно подразделить факторы риска такого субъекта хозяйственной
деятельности в зависимости от сферы возникновения на внешние и внутренние. К
внешним для производственного предприятия относятся факторы, обусловленные
причинами, не связанными непосредственно с деятельностью самого предприятия.
Внутренними факторами риска будем считать факторы, появление которых
обусловлено или порождается деятельностью самого предприятия.
Прикладной анализ внешних для данного предприятия факторов риска
целесообразно проводить в контексте общего описания его функционирования. На
рис. 3 изображена обобщенная схема функционирования производственного
предприятия в условиях реального или возможного взаимодействия с его
основными экономическими контрагентами и средами. Эта схема отражает
современные специфические российские реалии. Предприятие здесь представлено в
виде узла скрещения (точки пересечения) финансовых, материальных, кадровых и
информационных потоков, отражающих перемещение и потребление инвестиций,
сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, используемой и
разрабатываемой технологии, денежных наличных и безналичных платежей,
производимой продукции и действующих в условиях конкретной социально-
экономической и природной среды.
Свойства среды (на схеме широкие стрелки) касаются прежде всего погодно-
климатических факторов; социально-демографической ситуации в регионе, которая
определяет его труд о избыточность или трудонедостаточность по различным
категориям работников, а также региональный «имидж», престижность той или
иной профессии или рода деятельности; социально-политических условий, от
которых зависят обстановка в регионе, степень ориентации населения на
производительный труд, уровень социальной напряженности; состояния
потребительского рынка как фона для формирования региональных потребностей в
продукции предприятия; уровня жизни населения как фактора платежного
обеспечения этой потребности; покупательной способности рубля в текущем и
тенденциальном выражении, определяющей динамику инфляции и инфляционных
ожиданий; общего уровня предпринимательской активности, характеризующего
склонность людей к включению в предпринимательские инициативы.
Некоторые экономические субъекты изображены на схеме в виде кружков с двойной
обводкой. Это отмечены так называемые зоны конкуренции, т.е. дислокации
возможных точек соприкосновения предприятия с конкурирующими организациями.
Эта конкуренция касается поставщиков исходных материалов и оборудования;
потребителей продукции, получения инвестиций, займов, кредитов и участия в
выгодных для предприятия инвестиционных проектах;
привлечения квалифицированных кадров и оплаты их труда; технологического и
информационного рынков.
В принципе любой из потоков, связывающих предприятие с рыночной средой, может
быть полностью или частично перекрыт по решению участников обмена, в том
числе и вследствие добросовестной или недобросовестной конкуренции. При этом
в качестве конкурентов следует рассматривать не только предприятия,
производящие такую же продукцию, но и предприятия. использующие (возможно, по
другому назначению) те же трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы,
в том числе и предприятия из других отраслей, в особенности те, которые могут
переключиться на выпуск продукции данной отрасли.
Таким образом, функционирование предприятия постоянно подвержено опасности
срыва или ухудшения со стороны внешних для него факторов из-за возможного
нарушения региональных, отраслевых и межотраслевых потоков, необходимых для
его деятельности. На рис. 3 каналы связи предприятия с его контрагентами
изображены с помощью направленных в одну сторону стрелок, хотя реально все
связи носят двусторонний характер, так что результат функционирования каждого
канала зависит от поведения, как минимум двух экономических субъектов.
Рис. 3 Схема функциональных связей предприятия
В общем случае срыв работы каналов связи с каждым субъектом определяется
одной или несколькими из следующих причин:
внезапно наступившие и непредвиденные изменения окружающей субъект середы,
вынуждающие его изменить условия договора (контракта) с предприятием
(повышение цен, изменение налогового законодательства, социально-
политической ситуации и т.п.);
появление более выгодных для субъекта предложений (предложение заключить
более рентабельный договор, договор более длительного или, наоборот,
короткого действия, более привлекательные условия работы и т.п.);
изменение целевых установок субъекта, связанное, например, с повышением его
статуса накоплением позитивных результатов деятельности, изменением
индивидуальной или групповой психологии;
изменение личных отношений между руководителями;
изменение физических условий перемещения товарных, финансовых и трудовых
ресурсов между субъектами (аварии, изменение таможенных условий,
возникновение новых границ или региональных ограничений и т.д.).Основываясь
на приведенном анализе внешние факторы риска можно подразделить на
политические, социально-экономические (макроэкономические), экологические и
научно-технические (рис. 4).
Рис. 4 Классификация факторов риска производственного предприятия
Среди политических факторов риска для деловой активности производственных
предприятий в настоящее время существенными являются такие факторы этой
группы, как стабильность политической власти на федеральном или региональном
уровне и связанная с ней возможность кардинального пересмотра сложившихся
отношений собственности. Серьезные нарушения нормальной хозяйственной
деятельности могут быть обусловлены возникновением локальных этнополитических
конфликтов, противоречиями в разграничении экономических прав. компетенции и
ответственности между федеральными и региональными властями, а также
сепаратистскими настроениями в бывших российских автономиях и в некоторых
регионах России. Следствием таких тенденций являются случаи установления
региональных ограничений на перемещение товаров и капитала.
Большую группу составляют внешние факторы риска возникающие в социально-
экономической сфере. Некоторые из них возникают в результате нормотворческой
деятельности федеральных и региональных органов власти: изменения налоговых
нормативов или процентных ставок по кредитам Центрального банка;
дополнительная денежная эмиссия; новые правила ведения внешнеэкономической
деятельности; изменение правил валютного обращения, повышение тарифов на
грузовые перевозки железнодорожным транспортом и др. Такие решения приводят к
резкой перемене ситуации на рынках, где оперирует данное предприятие,
вызывают появление новых конкурентов, новых товаров и т.п. Вместе с тем эти
факторы все же поддаются определенному прогнозированию.
Другие факторы этой подгруппы носят менее предсказуемый характер. Так, для
производителей товаров народного потребления важными могут оказаться такие
факторы, как резкое падение платежеспособного потребительского спроса в
регионе традиционного сбыта продукции предприятия. Производственные
предприятия могут испытывать трудности из-за колебаний цен на сырье,
материалы, комплектующие, энергоносители; вследствие внезапного оттока
финансовых ресурсов, неожиданных требований возврата заемных средств,
вызванных изменением финансовых ожиданий кредиторов, и т.п.
Внутренние факторы риска возникают непосредственно в сфере хозяйственной
деятельности предприятия, которую принято разделять на промышленную и
непромышленную. Непромышленная (в основном социальная) сторона деятельности
предприятия, направленная на удовлетворение бытовых и культурных потребностей
коллектива, в данной работе не рассматривается. Промышленная деятельность
предприятия слагается из процессов производства, воспроизводства, обращения и
управления. В свою очередь производственный процесс представляет собой
совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих
процессов труда. В этих сферах возникают специфические факторы риска.
К факторам риска основной производственной деятельности относятся достаточный
уровень технологической дисциплины, аварии, внеплановые остановы
оборудования или прерывания технологического цикла предприятия из-за
вынужденной переналадки оборудования (например, вследствие неожиданного
изменения параметров сырья или материалов, используемых в технологическом
процессе) и т.п.
Факторы риска вспомогательной производственной деятельности — это перебои
энергоснабжения, удлинение по сравнению с плановыми сроков ремонта
оборудования, аварии вспомогательных систем (вентиляционных устройств систем
водо- и теплоснабжения и т.п.), неподготовленность инструментального
хозяйства предприятия к освоению нового изделия и др.
В сфере обслуживающих производственных процессов предприятия факторами риска
могут оказаться сбои в работе служб, обеспечивающих бесперебойное
функционирование основного и вспомогательного производства, например авария
или пожар в складском хозяйстве, выход из строя ( полный или частичный)
вычислительных мощностей в системе обработки информации и др. Причиной
ухудшения экономического положения предприятия может стать недостаточная
патентная защищенность продукции предприятия и технологии ее изготовления,
позволившая конкурентам освоить выпуск аналогичной продукции.
В сфере кадровых проблем возможно появление таких факторов риска, как
неверная оценка необходимого периода подготовки и переподготовки кадров,
отток квалифицированной рабочей силы вследствие локальных этнополитических
конфликтов, природных катаклизмов, появления предприятий с более выгодными
условиями оплаты труда в регионе и т.п.
В сфере обращения деятельность предприятия может подвергнуться действию таких
факторов, как нарушение предприятиями-смежниками согласованных графиков
поставок сырья, комплектующих и т.п., немотивированный отказ оптовых
потребителей вывезти или оплатить полученную готовую продукцию, банкротство
или самоликвидация предприятий-контрагентов или деловых партнеров и в
результате исчезновение поставщиков сырья или потребителей готовой продукции,
Внутренние факторы риска управленческой деятельности можно классифицировать
по уровню в процессе принятия решений. Решения, принимаемые руководством
предприятия, принято относить к одному из трех уровней — стратегическому,
тактическому или оперативному. Естественно распределять факторы риска,
ориентируясь на эту стратификацию решений.
На уровне принятия руководством стратегических решений можно выделить
следующие внутренние планово-маркетинговые факторы риска:
• ошибочный выбор или неадекватная формулировка собственных целей предприятия;
• неверная оценка стратегического потенциала предприятия,
• ошибочный прогноз развития внешней для предприятия хозяйственной среды в
долгосрочной перспективе и др.
Остановимся более подробно на характеристике именно этих факторов риска.
1. Стратегическое планирование начинается с формулирования целевых установок
предприятия, которые затем кладутся в основу разработки стратегии. Риск,
возникающий из-за неверной трактовки стратегических целей, весьма высок, так
как вся последующая разработка стратегии вследствие этой ошибочной исходной
позиции может пойти в ложном направлении.
2. Происхождение ошибки в оценке стратегического потенциала предприятия и
соответствующего фактора риска может быть обусловлено погрешностью исходных
данных о техническом и технологическом потенциале предприятия, отсутствием
или игнорированием информации о назревающем технологическом скачке,
грубостью или неадекватностью выбранного метода диагностического
обследования предприятия и т.п. Например, при диагностическом обследовании
потенциала предприятия не было установлено, что реализованная на предприятии
технология — устарела, и уже созрели условия для ее обновления.
Аналогичная ошибка при определении потенциала предприятия может корениться
также в неправильной оценке степени автономности предприятия, т.е. его
независимости от других производственных или коммерческих структур. Возможны
неверные оценки фактического разграничения прав собственности, владения и
управления на землю, основные производственные фонды, доходы и т.д.
3. Прогнозирование динамики внешней социально-экономической среды, так же как
и научно-технического развития, представляет собой сложную многоаспектную
задачу. Точность таких прогнозов весьма невелика, и использовать их следует с
известной осторожностью. Основываясь на ошибочном прогнозе развития внешней
среды, разработчики стратегии могут предлагать такие варианты стратегического
плана, которые окажутся нереализуемыми или несоответствующими намеченным
целям.
Риск в принятии решений тактического уровня прежде всего сопряжен с
возможностью искажения или частичной утраты содержательной информации при
переходе от стратегического планирования к тактическому. Если при разработке
конкретных тактических решений они не подвергались проверке на соответствие
выбранной стратегии предприятия, то такие результаты. даже будучи
достигнутыми, могут оказаться вне магистрального стратегического направления
деятельности предприятия и таким образом ослабить его экономическую
устойчивость.
К этой группе можно отнести такой фактор, как недостаточное качество
управления предприятием. В свою очередь это может быть обусловлено
отсутствием таких необходимых качеств «управленческой команды», как
сплоченность, опыт совместной работы, навыки управления людьми и т.п.
На любом уровне принимаемых решений присутствуют как внешние, так и
внутренние для данного предприятия факторы риски. Можно предположить, что для
стратегических решений количество и роль внешних факторов риска значительно
выше, чем для тактических или оперативных. Выявление и идентификация факторов
риска относятся к наиболее важным в настоящее время задачам экономического
анализа деятельности производственного предприятия.
4. Методы управления риском
В ходе разработки стратегии предприятия концепция приемлемого риска
реализуется в виде двухстадийного комплекса процедур «оценки» и «управления
риском».
Оценка риска — это совокупность регулярных процедур анализа риска,
идентификации источников возникновения риска, определения возможных масштабов
последствий проявления факторов риска и определения роли каждого источника в
общем профиле риска данного предприятия. Оценка риска стратегии предприятия
строится на всестороннем (научном, техническом, технологическом,
хозяйственном, маркетинговом, социальном и т.п.) изучении предприятия и среды
его функционирования как источников риска, анализе внешних и внутренних
факторов риска, составление цепочек развития событий при действии тех или
иных факторов риска, определении показателей оценки уровня риска, а также на
установлении механизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска.
Управление риском включает в себя разработку и реализацию экономически
обоснованных для данного предприятия рекомендаций и мероприятий,
направленных на уменьшение уровня риска до приемлемого уровня. Управление
риском опирается на результаты оценки риска, техникотехнологический и
экономический анализ потенциала и среды функционирования предприятия,
действующую и прогнозируемую нормативную базу хозяйствования, экономико-
математические методы, маркетинговые и другие исследования.
Объектом оценки и управления риском здесь являются стратегические решения
предприятия, стратегический план, содержащий ряд утверждений относительно
будущего развития внешней по отношению к предприятию среды, рекомендаций по
образу действий руководства и коллектива предприятия, прогнозных высказываний
о реакциях на планируемые стратегические мероприятия потребителей продукции,
поставщиков сырья, конкурентов и др.
В реальных хозяйственных ситуациях, в условиях действия разнообразных
факторов риска могут использоваться различные способы снижения уровня риска,
воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия. Многообразие
применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов
управления риском можно разделить на четыре типа (рис. 5):
методы уклонения от риска;
методы локализации риска;
методы распределения риска;
методы компенсации риска-
Рис. 5 Классификация методов управления риском
Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике.
Этими методами пользуются предприниматели, предпочитающие действовать
наверняка, не рискуя. Руководители этого типа отказываются от услуг
ненадежных партнеров, стремятся работать только с убедительно подтвердившими
свою надежность контрагентами — потребителями и поставщиками, стараются не
расширять круг партнеров и т.п.
Хозяйствующие субъекты, придерживающиеся тактики «уклонения от риска»,
отказываются от инновационных и иных проектов, уверенность в выполнимости
или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения. Так, банки,
придерживающиеся «безрисковых стратегий», выдают кредиты только под
конкретное обеспечение, т.е. под залог недвижимости или высоко-ликвидного
товара и т.п. Методы локализиции риска используют в тех сравнительно редких
случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и
идентифицировать источники риска- Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом
снизить уровень финального риска предприятия. Подобные методы давно применяют
многие крупные производственные компании, например, при внедрении
инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех
которых вызывает большие сомнения.
Методы распределения риска представляют собой более гибкие инструменты
управления. Один из основных методов заключается в распределении общего риска
путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками,
заинтересованными в успехе общего дела- Предприятие имеет возможность
уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в
качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица Для этого могут
создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия
могут приобретать акции друг друга или обмениваться ими, вступать в различные
консорциумы, ассоциации, концерны.
В некоторых случаях бывает возможным распределение общего риска по времени
или по этапам реализации некоторого долгосрочного проекта или стратегического
решения.
К этой же группе методов управления риском относятся различные варианты
диверсификации:
• диверсификация деятельности, понимаемая как увеличение числа используемых
или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой
продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные
социальные группы потребителей, на предприятия разных регионов и т.п.,
• диверсификация рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных
рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на
других;
• диверсификация закупок сырья и материалов предполагает взаимодействие со
многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от его
«окружения», от ненадежности отдельных поставщиков сырья, материалов и
комплектующих;
Аналогичные диверсификационные приемы снижения риска возможны и применительно
к другим направлениям деятельности или элементам стратегии предприятия.
Методы компенсации риска — еще одно направление борьбы с различными
угрожающими ситуациями, связанное с созданием механизмов предупреждения
опасности. По виду воздействия эти методы относят к упреждающим методам. Эти
методы, как правило, более трудоемки, требуют обширной предварительной
аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность
их применения.
К наиболее эффективным методам этого типа относится использование в
деятельности предприятия стратегического планирования.
Разновидностью этого метода можно считать прогнозирование внешней
экономической обстановки. Суть этого метода заключается в периодической
разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды
хозяйствования для данного предприятия, в прогнозировании поведения возможных
партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка,
на которых предприятие выступает продавцом или покупателем и, наконец, в
региональном и общеэкономическом прогнозировании.
Разумеется, эти прогнозы немыслимы без отслеживания текущей информации о
соответствующих процессах. Поэтому важный и эффективный метод — «Мониторинг
социально-экономической и нормативно-правовой среды». Существенным подспорьем
здесь может стать информатизация предприятия — приобретение актуализируемых
компьютерных систем правовой и нормативно-справочной информации, подключение
к сетям коммерческой информации, например, с помощью сети Интернет,
проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, заказ
соответствующих услуг консультационных фирм и отдельных консультантов и т.п.
Полученные в результате данные позволяют уловить новые тенденции во
взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к
нормативным новшествам, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь
от изменения правил ведения хозяйственной деятельности, «на ходу»
скорректировать тактические и стратегические планы.
Метод «создание системы резервов» очень близок к страхованию, но
сосредоточенному в пределах самого предприятия. В этом случае на предприятии
создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды
денежных средств, формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях,
не задействуются свободные мощности, устанавливаются как бы впрок новые
контакты и связи.
Предприятие, решившее реализовать в качестве средств борьбы с риском метод
активного целенаправленного маркетинга, должно «агрессивно» формировать спрос
на свою продукцию. Для этого используются различные маркетинговые методы и
приемы: сегментация рынка, оценка его емкости; организация рекламной
кампании, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и
инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в
целом; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной
борьбы, разработка политики и мер управления издержками и т.п.
продолжение
--PAGE_BREAK--