Реферат по предмету "Маркетинг"


Рынок интеллектуальной деятельности

План



Введение
1.  Понятие и виды интеллектуальной собственности
1.1. Понятие интеллектуальной собственности
       Изобретения,промышленные образцы и полезные модели
       Инжинирингкак вид интеллектуальной деятельности
       Товарныйзнак и знак обслуживания
2.  Рынок интеллектуальной собственности
2.1. Понятие рынка новшеств, егосегментация и функции
2.2. Торговля лицензиями и услугами«know-how»
2.3.Франчайзинг – новая форма торговлирезультатами интеллектуальной деятельности.
3. Перспективы развития и методысовершенствования торговли результатами интеллектуальной собственности в России
Заключение
Список использованных источников








Введение

Одним из главных показателей цивилизованностиобщества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое вниманиеуделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколькозначителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решениястоящих перед ним экономи­ческих проблем.
Результаты интеллектуальной деятельности  составляют важнейшие интеллектуальные ресурсыкак отдельного хозяйствующего субъекта, так и государства в целом, основу егоблагосостояния и развития. Именно в этом контексте актуальны современныедискуссии о механизмах и инструментах стимулирования экономического роста и отех ресурсах, на которых могло бы базироваться устойчивое развитие экономики.
Таким образом, крайне важным является вопрос отом, что представляют собой результаты интеллектуальной деятельности и как онисоотносятся с объектами интеллектуальной собственности, используемыми впромышленном производстве. Однозначное определение данных объектов позволило бызаложить методологическую основу для совершенствования механизма использованиярезультатов интеллектуальной деятельности в промышленности.
В условиях современной рыночной экономики в Россиивсе более важным элементом становятся такие важные объекты собственности, какфирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования местпроисхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различныхтипов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность иповышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынкатоварами и услугами обуславливает объективную потребность в оценке и защитеобъектов интеллектуальной собственности средств индивидуализации.
Целью данной работы является анализ рынкаинтеллектуальной собственности и возможные перспективы его развития.
Для полного раскрытия темы были рассмотреныследующие вопросы: понятие изобретения, товарного  знака, инжиниринговых услуг, лицензирование ифранчайзинг.
Для выполнения курсовой работы были использованыматериалы ресурса Интернет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Понятие и виды интеллектуальной деятельности

1.1. Понятие интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность как разновидность промышленнойсобственности – это продукт умственного труда. Он признаётся в виде патентов исвидетельств на товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы,«ноу-хау», маркетинговые исследования, программы для ЭВМ и базыданных, авторские права на литературные и аудиовизуальные произведения,переводы и другие аналогичные объекты.
Интеллектуальная собственность – это широкийспектр результатов творческой деятельности человека в области производства,науки, техники, культуре, искусстве и аудиовизуальной технике.
Объекты интеллектуальной собственности – творениячеловеческого разума.
Интеллектуальная собственность – некая информацияна материальном носителе, которую можно распространить по всему миру снеограниченным числом копий.
Ограничение вводится на:
ü срок действия (патент не более 20лет);
ü охранные документы;
ü объемы производства;
ü вопросы тиражирования.
Интеллектуальная собственность охватывает, как понятие,две сферы прав:

1. права на промышленную собственность — объекты,являющиеся продуктом умственной деятельности и используемые в любых отрасляхпромышленности. Вопросами регулирования занимается парижская конвенция 1883 г.и последующие акты. К объектам промышленной собственности относятся:
ü изобретения;
ü полезные модели;
ü промышленные образцы;
ü товарные знаки;
ü знаки обслуживания;
ü наименования мест происхождениятовара.
2.         авторскоеправо — объекты, являющиеся продуктом умственной деятельности, используемые дляинтеллектуальных потребностей человека в науке, искусстве, литературе иархитектуре. Вопросами регулирования занимается Бернская конвенция. К объектам  авторского права можно отнести:
ü литературные и художественныепроизведения;
ü научные работы и научные труды;
ü музыкальные произведения;
ü исполнительная деятельность.
    Как показывает мировой опыт,интеллектуальная собственность весьма сложный и дорогостоящий товар, онаначинает выделяться и на российском рынке.
    Россиярасполагает огромным, в значительной мере невостребованным научно-техническимпотенциалом. Так, на территории бывшего Союза ежегодно регистрировалось 80-85тыс. изобретений, а в народном хозяйстве использовалось менее 1/3 этогоколичества. Только в 1995 году учёными России было создано 1130 образцов новойтехники. Зарубежные специалисты не скрывают своей заинтересованности виспользовании российских научно-технических достижений, а зарубежные фирмызаинтересованы в коммерческой реализации интеллектуального продукта нашихспециалистов.

1.2Изобретения,  полезные модели ипромышленные образцы
 
Изобретение.

Изобретение — это результат интеллектуальнойдеятельности человека, представляющий собой техническое решение определеннойзадачи. Это решение может относиться к продукту или способу.
Таким образом, изобретение — нематериальныйобъект. В дальнейшем, при реализации этот нематериальный объект (решениезадачи) может быть воплощен в конкретном продукте, который будет являтьсяматериальным носителем изобретения, или в фактически осуществляемых человекомили автоматом действиях. Но само изобретение считается созданным не когдаизготовлено само устройство, вещество и т.д., а когда автор придумал решение.
Правосознание людей, развитие производительных силдавно привели к необходимости предоставлять на определенный срок монопольноеправо на использование изобретений.
В настоящее время в России изобретениямпредоставляется правовая охрана в соответствии со ст. 44 Конституции РФ,международными соглашениями, Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ.
Патентный закон РФ является основным источникомправовых норм, которыми регулируются отношения, связанные с правовой охраной ииспользованием изобретений.
Для возникновения права на изобретениенедостаточно его создать. Необходимо в установленном порядке обратиться завыдачей патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальнойсобственности. Этот орган проведет экспертизу заявленного технического решенияи при соответствии его всем предъявляемым Законом требованиям, выдаст патент.
Функции такого органа выполняет Федеральная службапо интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
При проведении экспертизы Служба проверяетправильность оформления документов, устанавливает, относится ли заявленныйобъект к изобретению, удовлетворяет ли оно критериям патентоспособности.
Так, не считаются изобретениями результатыинтеллектуальной деятельности, которые не являются техническими решениямизадач:
ü открытия, а также научные теориии математические методы;
ü решения, касающиеся тольковнешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетическихпотребностей;
ü правила и методы игр,интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
ü программы для электронныхвычислительных машин;
ü решения, заключающиеся только впредставлении информации;
ü Не предоставляется также охранарезультатам, которые по некоторым признакам относятся к изобретениям, ноохраняются другими законами:
ü сорта растений, породы животных;
ü топологии интегральных микросхем;
Не охраняются изобретения, противоречащие общественныминтересам, принципам гуманности и морали.
Изобретению предоставляется правовая охрана, еслионо является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо, тоесть новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость — это и естьте критерии, которым должно удовлетворять изобретение, заявляемое на выдачупатента.
Критерии новизны и изобретательского уровня тесносвязаны с уровнем техники, достигнутым в мире. В Патентном законе РФустанавливается, что в уровень техники включаются любые сведения, ставшиеобщедоступными в мире до даты приоритета изобретения.
И изобретение является новым, если оно не известноиз этих сведений, имеет изобретательский уровень, если для специалиста явнымобразом не следует из уровня техники.
Иными словами, к заявляемому на выдачу патентаизобретению предъявляется требование мировой новизны. Если в какой-либо стране,даже не столь развитой в промышленном отношении, в доступном для ознакомленияисточнике будет раскрыта информация о таком же решении, уже достигнутом другимавтором, то в нашей стране или в любой другой это решение не может бытьзапатентовано. Даже если второй автор придумал его самостоятельно.
Более простым является третье требование —промышленная применимость. Изобретение является промышленно применимым, еслионо может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве,здравоохранении и других отраслях деятельности.


Полезнаямодель.

Со временем стало ясно, что предоставлять правовуюохрану следует не только техническим решениям, представляющим собойсущественное достижение человеческой мысли, переход на новый уровень техники(изобретениям), но и просто улучшениям устройств, механизмов, в которыхтворчество проявляется не так ярко.
Эти улучшения российским законодательством былиназваны полезными моделями. В литературе их еще называли малыми изобретениями.
Действительно, они имеют много общего сизобретениями: то же являются результатами интеллектуальной деятельностичеловека, представляющими собой техническое решение задачи, и воплощаются вконкретных материальных объектах (устройствах). Различия же можно свести кследующим.
Законодательство предоставляет охрану в качествеполезных моделей только тем техническим решениям, которые относятся к категорииустройств.
К полезной модели не предъявляется такоетребование, как изобретательский уровень. То есть, для охраны устройства вкачестве полезной модели достаточно просто его неизвестности. Существенностьили несущественность внесенных изменений в ближайший аналог не играет роли.
При установлении новизны полезной модели в уровеньтехники не включаются сведения об открытом применении за рубежом устройствтакого же назначения.
При выдаче патента на полезную модель непроводится экспертиза на установление ее соответствия требованиям новизны ипромышленной применимости.
Значительно меньше по сравнению с изобретениеммаксимальный срок охраны полезной модели.
В остальном, различий между полезной моделью иизобретением не наблюдается. В частности, также не предоставляется правоваяохрана в качестве полезных моделей:
ü    решениям, касающимся тольковнешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетическихпотребностей;
ü    топологиям интегральныхмикросхем;
ü    решениям, противоречащимобщественным интересам, принципам гуманности и морали.
Сходство изобретения с полезной моделью можнонаглядно проиллюстрировать следующим правилом: любое изобретение, относящееся кустройству, можно запатентовать в качестве полезной модели.
Отношения, возникающие в связи с правовой охранойи использованием полезных моделей, также, в основном, регулирует Патентныйзакон РФ.

Промышленныйобразец.

Одно из направлений творчества человека — созданиеприятного, эстетичного внешнего вида окружающих его вещей, которыми онпользуется. Проще говоря, творчество по созданию дизайна предметов.
В принципе, охрана результатов творческойдеятельности по разработке внешнего вида обеспечивается институтом авторскогоправа. Но очевидно, что сфера промышленного дизайна имеет определенныеособенности.
Во-первых, результаты деятельности по разработкевнешнего вида промышленных изделий используются в промышленном производстве,что всегда придает им коммерческую ценность.
Во-вторых, в монопольном праве на их использованиезаинтересована, как правило, коммерческая организация.
В-третьих, влияние дизайнерской моды (например,стиль HI-TEC), несложные и всем известные приемы в разработкевнешнего вида часто приводят к созданию разными лицами очень похожихпроизведений творчества в сфере промышленного дизайна.
Все это вызвало необходимость защитить такиерезультаты нормами патентного законодательства, которое позволяет организациизафиксировать основные признаки охраняемого результата, обеспечить приоритет,получить на свое имя патент и уже с помощью этого документа отстаивать своиправа.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Патентного закона РФ вкачестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решениеизделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее еговнешний вид.
Таким образом, промышленный образец — нематериальныйобъект. В дальнейшем, при реализации этот нематериальный объект (решениевнешнего вида) может быть воплощен в конкретном изделии, которое будет являтьсяматериальным носителем промышленного образца. Но сам промышленный образецсчитается созданным не когда изготовлено само изделие, а когда автор создалего, например, отобразил на бумаге.
Для регистрации промышленного образца (дляполучения патента) необходимо в установленном порядке обратиться в федеральныйорган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Регистрациюпромышленного образца выполняет Федеральная служба по патентам и товарнымзнакам. Этот орган проведет экспертизу заявленного решения внешнего вида и присоответствии его всем предъявляемым Законом требованиям, выдаст патент.
При проведении экспертизы Федеральная службапроверяет правильность оформления документов, устанавливает, относится лизаявленный объект к промышленному образцу, удовлетворяет ли он критериямпатентоспособности.
Так, не могут считаться промышленными образцамирешения, обусловленные исключительно технической функцией изделия, объектыархитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических идругих стационарных сооружений. Не предоставляется охрана решениям внешнеговида, хотя и имеющим признаки промышленного образца, но не заслуживающимохраны: объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или имподобных веществ; изделиям, противоречащим общественным интересам, принципамгуманности и морали.
Решению внешнего вида предоставляется охрана вкачестве промышленного образца, если оно является новым и оригинальным. То естьновизна и оригинальность — это и есть те критерии, которым должен удовлетворятьпромышленный образец, заявляемый на выдачу патента.
Промышленный образец признается новым, еслисовокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображенияхизделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца,не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленногообразца.
Промышленный образец признается оригинальным, еслиего существенные признаки обуславливают творческий характер особенностейизделия.
Следует учитывать, что при регистрациипромышленного образца государственный орган, проводящий экспертизу дляустановления новизны и оригинальности промышленного образца, располагаетобширными, но не всеми доступными в мире сведениями. Поэтому экспертиза посуществу дает существенную, но не 100% гарантию действительности патента.

1.3.Инжиниринг как вид интеллектуальной деятельности

    Кразряду интеллектуальной деятельности относится инжиниринг, которыйпредставляет собой совокупность инженерно-консультационных услуг, связанных спроцессами создания и обслуживания промышленных проектов, включая разработку технологии,комплекс инженерно- технических работ, а также услуг по строительству исодержанию объектов, доработке, сборке, пуску, гарантийному обслуживанию.
Инжиниринг — инженерно-консультационные услуги посозданию предприятий и объектов. Задачей инжиниринга является получениезаказчиками наилучшего результата от вложения капитала за счет:
- системного, междисциплинарного подхода косуществлению проектов; многовариантности технических и экономическихпроработок, их финансовой оценки с выбором оптимального варианта для заказчика;
- разработки проектов с учетом возможностиприменения прогрессивных технологий, оборудования;
- использование современных методов организации иуправления всеми стадиями осуществления проектов.
Услуги инжиниринга можно разделить:
1. группа — услуги, связанные с подготовкойпроизводственного процесса.
2. группа — услуги по обеспечению нормального ходапродукции.
В основе организации международной торговлиинжиниринговыми услугами лежит заказной метод осуществления работ, базирующийсяна контракте.
На мировом рынке инженерных услуг инжинирингобособлен в самостоятельный комплекс видов работ коммерческого характера,которые непосредственно связаны с созданием комплектных предприятий илиобъектов инфраструктуры. В условиях научно-технического развитияинженерно-консультационные услуги стали одним из основных каналов в цикле«наука — техника — производство».
    Международная регламентацияинжиниринга была разработана американской Ассоциацией инженеров гражданскогостроительства (АSСЕ) в 1981 г.и нашла отражение в Руководстве по использованию услуг инженеров, гдерассмотрена практика инженерного консультирования дана классификация инженерныхуслуг, показана процедура выбора инженера консультационных фирм и другиесопутствующие вопросы.
    В соответствии с Руководствомуслуги, предлагаемые современными инженерно-консультационными фирмами, включаютв себя консультации, советы и экспертизы, а также выполнение широкого диапазонадругих работ и делятся на две категории. Первая — это консультации, изыскания идоклады, осуществляемые на стадии теоретической проработки, подготовкитехнико-экономического обоснования (ТЭО) и реализации проекта (предпроектные,проектные, послепроектные и специальные). Вторая — услуги, связанные с непосредственнымвыполнением технического проекта и сооружением объекта (оптимизация процессаэксплуатации, управления и реализации продукции). Помимо этого Европейскойэкономической комиссией ООН даны определения различных видов инжиниринга,имеющего место в международной торговле.
Инженерно-консультационныефирмы (ИКФ) являются юридическими лицами, имеют свой независимый статус, т.е.не должны быть задействованы непосредственно в сфере промышленности и торговли.Несмотря на то, что мировой рынок инженерных услуг является рынком заказчика,на котором предложения, как правило, превышают спрос, объемы работ поинжинирингу имеют устойчивый характер.
Рост спросана услуги по инжинирингу на рынке сложных объектов объясняется следующимипричинами:
·                    Влияние научно-технического прогресса на изменение у ровнятребований, предъявляемых к проектам.
·                    Рост объемов капитального строительства подрядных объектов.
·                    Международный банк реконструкции и развития (МБРР) в 1961году создал собственную службу инженерно-консультативных услуг, на которую былавозложена задача привлечения ИКФ для определения (подтверждения) эффективностипредоставления банковских кредитов для развивающихся стран.
·                   Инженерно-консультационные услуги, предоставляемые западнымиИКФ являются, во-первых, источником свободно-конвертируемой валюты, аво-вторых, способствуют последующим экспортным поставкам оборудования фирмами«своих» стран. Эти поставки по сумме в десятки раз превышаютсобственную выручку ИКФ.
Вмеждународной практике можно выделить следующие группы инжиниринговых фирм:
- инженерно-консультационные,которые оказывают услуги без последующих поставок оборудования;
- инженерно-строительные(контракторы), которые могут предоставлять весь комплекс услуг, связанных ссозданием промышленных и других объектов на условиях «под ключ»;
-  консультационные по вопросам организации и управления(Management Consultant), которые оказывают услуги по управлению предприятиями,организации производства, сбыта и т.д.;
- инженерно-исследовательские,которые специализируются, главным образом, на разработке технологическихпроцессов и технологий производства новых материалов.
Инженерно-консультационнаяфирма выступает представителем заказчика на время сооружения подрядногообъекта, а по отдельным соглашениям между ними и при его эксплуатации.Соглашения инженерно-консультационных фирм с заказчиками на выполнение услуг поинжинирингу обычно охватывают работы, выполняемые на высокоминженерно-техническом уровне, и отличаются особой спецификой. Особые полномочияпредоставляются заказчиками строящихся объектов инженерам-резидентам, которыеявляются представителями инженерно-консультационных фирм на строительныхплощадках, выполняя роль авторского надзора за ходом строительно-монтажных ипусконаладочных работ.
Взаимоотношениямежду инженерно-консультационной фирмой и заказчиком регулируются подписанныммежду ними соглашением. Взаимоотношения между ИКФ и подрядчиком регулируютсяосновным контрактом, заключенным между подрядчиком и заказчиком (в упомянутомконтракте ИКФ выступает как представитель заказчика со всеми правовымипоследствиями).
Наибольшийобъем обмена услугами по инжинирингу имеет место между развитымикапиталистическими странами.
Торговля инжиниринговыми услугами получиларазвитие под воздействием научно-технической революции.
Ведущими экспортерами инжиниринговых услугявляются компании таких стран с рыночной экономикой, Как США, Великобритания,Франция, ФРГ, Япония.
Международный инжиниринг обладает рядомособенностей:
Функционирование в качестве одной из услуг производственногоназначения, реализуемой не в вещественной форме продукта, а в полезном эффекте.Например, проектирование, консультирование, обучение и т. д.
Связь с подготовкой и обеспечением процессапроизводства и реализацией, рассчитанных на промежуточное и конечноепотребление реальных благ и услуг.
Наличие коммерческих свойств, проявляющихся впроцессе купли-продажи.
Отличие от лицензий и «ноу-хау». Объектомкупли-продажи на рынке инжиниринга являются услуги по подготовке,систематизации, приспособлению к использованию в конкретных условиях и передачедоступных любым квалифицированным специалистам научно-технических,производственных знаний и опыта. Такого рода услуги являются воспроизводимыми,то есть, их могут оказать многие фирмы. В то же время продажа лицензий,«ноу-хау» и новых технологий осуществляется их реальным владельцем и автором.
Вполне возможно подкрепление инжиниринговых услуглицензиями и «ноу-хау». Основными факторами успеха на мировом рынке являютсяпрофессионализм, специализация, комплексность на основе свободного,многостороннего сотрудничества с другими фирмами. На передовые позиции в мире внастоящее время выходят крупные международные инжиниринговые фирмы, способныесамостоятельно осуществлять «междисциплинарный инжиниринг».
Существенной проблемой является определениеоптимальной стоимости инжиниринговых услуг. Для этого изучается конкурентныйматериал из различных регионов мирового рынка. Используются также иустановившиеся подходы к оплате. Например, услуги инжиниринговой компании, выполняющейфункции генерального поставщика и генерального подрядчика, в зависимости отмасштабов объекта, могут колебаться в пределах от 10 до 20 % общих затрат наего сооружение.
 
1.4.Товарный знак и знак обслуживания
 
Товарный знак и знак обслуживания- это зарегистрированные вустановленном порядке обозначения, представляемые на товаре или его упаковке,способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических илифизических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физическихлиц. На зарегистрированный товарный знак выдаётся свидетельство и его владелецимеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им.
Товарный знак представляет собой определенноеусловное обозначение. Таким условным обозначением может быть логотип, название,форма бутылки и иной емкости, мелодия и звуки, запах и т.д.  Главное, чтобы это условное обозначениепозволяло потребителю отличать данный товар одного производителя от однородныхтоваров других лиц.
Способность условного обозначения различать однородныетовары и услуги разных лиц называют различительной способностью. Различительнаяспособность — основное свойство товарного знака.
В экономической и юридической литературеуказывается на две функции товарного знака: рекламную и защитную. Рекламная функцияозначает, что товарный знак выделяет товар из аналогичных, привлекает вниманиепотребителей и способствует в последующем неоднократному и осознанному выборусо стороны покупателей именно этого товара. Он помогает ориентироваться средиоднородных товаров и услуг различных фирм, узнавать и приобретать те товары иуслуги, которые соответствуют их вкусам, предпочтениям, желаниям,представлениям, потребностям. Во всем мире стоимость «анонимных» товаров напорядок ниже, чем маркированных. Защитная функция означает, что права натоварный знак позволяют препятствовать дискредитации товара в глазахпотребителя из-за введения в хозяйственный оборот другими лицами похожих повнешнему виду товаров, но худших по качеству.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бідність в України
Реферат Основные методы формирования уровня цен
Реферат Успешный брендинг эмоциивоображение
Реферат Сущность правоотношений и их структура
Реферат 1. Сущность, задачи и функции мвс основные элементы мвс
Реферат John Updike Essay Research Paper John Updikes
Реферат Чугун и сталь
Реферат Аннотация интеллектуальная собственность: философско-правовой аспект
Реферат Болгарский кризис и «перестраховочный договор».
Реферат Буржуазный прогресс в Европе
Реферат Эксплуатация и обслуживание основного и вспомогательного оборудования компрессорных станций с ГМК
Реферат 1. теоретические аспекты применения показателей вариации в статистическом исследовании
Реферат I. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории в современном образовательном процессе
Реферат Another Trudeau Essay Research Paper Pierre Trudeau
Реферат Шпоры для экзамена по англ. яз.