Реферат по предмету "Товароведение"


Региональные рынки, их развитие.

План Введение. 1. Глава 1: Региональные рынки, их развитие. 1.1 Региональный потребительский рынок. 1.2 Развития региональных потребительских рынков в эпоху глобализации. 2. Глава 2: Роль потребительской кооперации в развитии местных региональных рынков. 2.1 Потребительская кооперация в условиях формирования рынка. 2.2 Особенности развития розничной торговли потребительской кооперации в условиях возрастающей конкуренции


на рынке. 2.3 Роль потребительской кооперации в развитии местных региональных рынков. 3. Глава 3: Участие потребительской кооперации в развитие местных региональных рынков. 3.1 Участие Красноярского Крайпотреб союза. 3.2 Участие Прохоровского райпо. Заключение. Список литературы. Введение Переход к рыночной экономике и широкое использование свободного предпринимательства оказывают


существенное влияние на хозяйственную деятельность потребительской кооперации, главной задачей которой является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков, населения в целом. В настоящее время потребительская кооперация России в основном реанимирует и развивает те виды деятельности, которые она осуществляла в условиях социалистической системы хозяйствования: торговля, общественное питание, заготовки, производство некоторых товаров народного потребления, транспортировка грузов, в


небольшом объеме строительство несложных объектов, подготовка и переподготовка кадров. Велика роль потребительской кооперации в формировании доходов (семейного бюджета) населения, являющихся членами кооператива (пайщиками). Так, реализуя продукцию по доступным ценам, организации потребительской кооперации, с одной стороны, удовлетворяют потребности людей, с другой, расширение объемов деятельности приводит к росту благосостояния, увеличению заработной платы работников (пайщиков).


В отличие от предприятий, созданных инвесторами и направленными на получение максимальной прибыли своим вкладчикам, основная задача организаций потребительской кооперации состоит в обеспечении товарами и услугами своих пайщиков и малообеспеченных слоев населения товарами и услугами. Но это не означает, что организации потребительской кооперации не должны стремиться к получению прибыли. Для выживания и дальнейшего развития в условиях жесточайшей рыночной экономики они должны эффективно


использовать привлеченные и собственные ресурсы. Конкурентный характер внешней рыночной среды требует правильного управления, финансовой грамотности, наличия высококвалифицированных работников, сознательного отношения к труду, свободного и равного доступа к источникам капитала, способности осуществлять и внедрять нововведения и быстро реагировать на изменение внешней среды. Таким образом, в настоящее время организации потребительской кооперации играют значительную экономическую


и социальную роль в условиях рыночной экономики. Они образованы в целях улучшения благосостояния людей, используя возможности демократического государства. Это проявляется в том, что пайщики имеют ряд преимуществ, к числу которых можно отнести: обеспечение благоприятного торгового сервиса, поставку товаров высокого качества по справедливым ценам и др. Кооперация способствует развитию реформ в социально-ориентированной экономике страны, направленных


на защиту интересов трудового большинства, обеспечивает гарантированную поддержку малообеспеченных граждан, возрождает духовно-нравственную основу общества. При изучение данной работы ставлю перед собой цели: 1. Изучить вопросы, касающиеся региональных рынков и их развитию. 2. Изучить, как влияет потребительская кооперация в развитие местных региональных рынков. 3.Рассмотреть участие потребительской кооперации в развитие местных региональных рынков.


Данную тему считаю актуальной, т.к. кооперация влияет важную роль в развитие местных региональных рынков. ГЛАВА 1: Региональные рынки, их развитии 1.1 Региональный потребительский рынок Региональный потребительский рынок - сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, по­этому изучение этого рынка предполагает анализ зако­номерностей и факторов, определяющих его формиро­вание и развитие, комплексное рассмотрение всех ас­пектов рынка.


Региональный потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-де­нежных отношении. Поэтому основные компоненты механизма функционирования регионального потребитель­ского рынка - спрос, предложение, цена и конкурен­ция - должны рассматриваться в рамках внутреннего и внешнего экономического пространства. Спрос на региональном потребительском рынке про­является в форме пространственно распределенных по­требностей населения региона, выраженных в денежной форме.


Предложение проявляется в виде пространствен­но рассредоточенной совокупности товаров и услуг, ко­торые продавцы могут поставить на рынок, при том или ином уровне цен. Цены на региональном потребитель­ском рынке существенно различаются в пространстве, что обусловлено влиянием системы региональных факторов, Региональный потребительский рынок выполняет ряд важных функций в экономике региона: обеспечивает взаимодействие продавцов и покупа­телей посредством сделок купли-продажи,


а также со­гласование экономических интересов контрагентов; устанавливает количественные пропорции в струк­туре спроса и предложения; выполняет роль сигнальной системы для произво­дителей и потребителей посредством прямых и обрат­ных связей; определяет уровень равновесных цен и пропорции между ценами различных товаров; осуществляет, распределена потребительских то­варов и услуг между различными социально-экономи­ческими группами, населения региона; обеспечивает участие региона в межрегиональных торгово-экономических связях.


Региональный потребительский рынок включает в себя три укрупненных сегмента: рынок продовольствен­ных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг. Теория поведения потребителей главное вни­мание уделяет формированию спроса под влиянием со­циальных, экономических, психологических факторов, потребительских предпочтений и мотиваций на основе изучения механизмов принятия покупателями решений о покупках товаров.


В рамках концепции геомаркетинга региональный потребительский рынок рассматривается с позиции оп­ределения размеров рыночных зон и пространственных характеристик спроса и предложения потребительских товаров и услуг. Новейшие исследования развития регионального по­требительского рынка в рамках концепции геомарке­тинга связаны с изменениями и структурными сдвига­ми в потреблении и торговле. Сторонники институционального подхода рассмат­ривают региональный потребительский рынок как со­вокупность


фирм, вовлеченных в куплю-продажу по­требительских товаров в пределах определенной ры­ночной зоны. Институциональная структура региональ­ного потребительского рынка включает фирмы, осуще­ствляющие торгово-посредническую деятельность, хра­нение, транспортировку, реализацию товаров, страхо­вание, кредитование торговли и др. В отечественной экономической литературе полу­чила распространение воспроизводственная концепция регионального потребительского рынка, в соответствии с которой этот рынок рассматривается


как территори­альная организация сферы обращения во взаимодей­ствии с региональным производством, распределением и потреблением. Представители воспроизводственного подхода при изу­чении регионального потребительского рынка исходят из теоретических положений о роли рыночных процес­сов в региональном воспроизводстве, о социально-эко­номической среде и локальных воспроизводственных, циклах, определяющих внутреннее экономическое про­странство, об открытом характере региональных рын­ков и внешнем экономическом пространстве.


Для регулирования процессов развития региональ­ного потребительского рынка необходимо выявить эко­номические интересы различных субъектов, взаимосвя­зи между ними и определить методы воздействия на поведение отдельных субъектов. Расширение ассортимента потребительских товаров, а также рост импорта усиливают конкуренцию на ре­гиональном потребительском рынке и осложняют реа­лизацию товаров. Нормальное функционирование регионального потре­бительского рынка предполагает соблюдение пропор­ции


между ростом денежных доходов и развитием сфе­ры обращения, где происходит реализация основной массы денежных доходов населения. Нарушение этих пропорций приводит к тому, что часть денежных дохо­дов населения реализуется па пределами региона, а также накапливается в виде на­личных денет. Пер­вичному распределению денежных доходов населения предшествует образование денежных фондов производ­ственной сферы региона, Обращение денег населения сопровождается формированием денежных фондов орга­низаций торговли


и сферы услуг региона. Ускоренный рост налично-денежной массы в сфере обращения, вызванный рыночными реформами, вызывает диспропорции в сфе­ре обращения потребительских товаров и услуг. Важным фактором, влияющим на товарно-денежное обращение в регионе, становится межрегиональная миг­рация денег. Ввоз и вывоз денег из региона идет по нескольким каналам: торгово-посредническими фирма­ми, использующими наличные деньги для расчета за товары; населением в связи с поездками в отпуск и командировки; предпринимателями,


привозящими то­вары из других регионов для реализации на рынке; сезонными рабочими из других регионов и др. Все регионы России по признаку среднедушевого до­хода населения могут быть разбиты на 3 группы. I группа — регионы со среднедушевым доходом на­селения ниже среднероссийского уровня. II группа — регионы со среднедушевым доходом на­селения, превышающим среднероссийский уровень в пределах 20 %. III группа — регионы с высоким среднедушевым до­ходом населения.


Различия в уровне денежных доходов населения ре­гионов России во многом обусловлены отраслевой струк­турой хозяйства и характером структурных преобразо­ваний в экономике регионов. Значительны региональные различия и в структуре использования денежных доходов. Выделяются две группы регионов. В первой группе, с удельным весом расходов на покупку товаров и оплату услуг ниже сред­нероссийского уровня, наблюдается недостаточно высокий уровень развития региональных


потребительских рынков, ры­ночной инфраструктуры и высокий уровень миграции денег. Вторая группа регионов, где удельный вес расходов на покупку товаров и оплату услуг выше среднероссий­ского уровня, характеризуется относитель­но высоким уровнем развития потребительского рынка и рыночной инфраструктуры и меньшими значениями показателей миграции денег. Наряду с отмеченными тенденциями в ряде регионов России наблюдается стагнация производства продоволь­ственных и непродовольственных товаров.


Реформа цен в начале 90-х годов, с одной стороны, и спад производства потребительских товаров- с другой, создали сложную ситуацию на потребительском рынке, привели к обесценению рубля, ускорению темпов роста цен на потребительские товары. Неполноценность денег, с которыми выходил на ры­нок покупатель, отрицательно повлияла на социально-экономическое развитие регионов. В результате реформ повышение оптовых и розничных цен дало сильный импульс ускорению инфляции, резко


ухудшило матери­альное положение населения и не вызвало стимулов к росту производства товаров и услуг. Важным фактором, влияющим на развитие потреби­тельского рынка является изменение цен на потреби­тельские товары.[7] 1.2 Развитие региональных потребительских рынков в эпоху глобализации. В современных условиях развития региональ­ных потребительских рынков глобализация оказы­вает существенное влияние на деятельность хозяй­ствующих субъектов, требуя ее корректировки.


Проблемам влияния процесса глобализации миро­хозяйственных процессов на развитие потребительского рынка посвящены работы отечественных и зарубежных авторов. В эпоху глобализации статический подход к среде, где функци­онируют российские регионы, сменяется динами­ческим, акцентирующим внимание на неустойчи­вости мировой экономики. Можно выделить следующие тенденции и про­цессы глобализации, влияющие на развитие реги­ональных потребительских


рынков: •ускорение движения международных факторов производства породило новые направления интернационализации производства и финан­сов; •усиление динамизма процессов интернацио­нализации непосредственно ведет к взаимо­проникновению капиталов многих стран в раз­ных формах и проявлениях; •процессы глобализации способствуют укреп­лению взаимосвязей национальных экономик отдельных стран; •происходит синхронизация развития эконо­мики различных стран, включая проявления мирового финансово-экономического кризи­са, в отдельных звеньях


мировой финансово-экономической системы; •в результате такого мирового развития сфор­мировались могущественные автономные и инерционные силы, блокирующие все усилия национальных государств и международных организаций по преодолению кризисного раз­вития; • глобализация способствует формированию международных организаций, действующих на гра­ни выхода из-под контроля мирового рынка. Развитие глобализации и свободной торговли предполагают формирование единых правил веде­ния бизнеса,


требуют корректировки существую­щих концепций развития региональных потребительских рынков, освоения новых технологий веде­ния бизнеса, новых профессиональных знаний. Одними из ярких трансформационных про­цессов в сфере региональных потребительских рынков России в этих условиях явились: измене­ние в структуре собственности ; развитие сетевой торговли; развитие электронной ком­мерции; формирование новых моделей управления бизнесом; появление систем автоматической


иден­тификации и др. Изменение структуры собствен­ности на региональных потребительских рынках приводит к изменениям в экономических отноше­ниях. Сегодня в России реально действуют такие крупнейшие западные торговые сети, как ИКЕА, Рамстор и др. Потенциал потребительского рынка России стал привлекать внимание западных ком­паний и «второго эшелона.


Поэтому региональные операторы розничного рынка, очевидно, заинтересованы в создании конкурентных преимуществ по сравнению с другими ритейлерами, в освоении новых форма­тов магазинов, в дальнейшем ускоренном завоевании значитель­ной части регионального рынка. Не вызывает сомнения тот факт, что конкурен­ция на российских региональных потребительских рынках становится жестче: количество новых иг­роков увеличивается. С другой стороны, уве­личение конкуренции также связано с ростом уси­лий операторов.


Следствием открытости региональных потре­бительских рынков является формирование конкурентной среды на них, что способствует, с одной стороны, их развитию, с другой, установлению ба­рьеров для входа новых хозяйствующих субъектов. Своеобразным трансформационным процес­сом в развитии региональных потребительских рынков является электронная коммерция. Новая ме­тодология ведения бизнеса имеет несколько сфер приложения: между различными видами бизнеса; между бизнесом и потребите­лем; между потребителями; между бизнесом


и государ­ственными органами; между государством и потребителями; в рамках отдельного бизнеса. Сдерживающим фактором на пути развития электронной коммерции на региональных потребительских рынках является отсутствие общепринятых стан­дартов электронного взаимодействия, а также про­фессиональных знаний ведения бизнеса и низкий уровень платежеспособного по­требительского спроса. Развитие данных трансформационных процес­сов на региональных потребительских рынках тре­буют совершенствования


идентификационных се­тей. Появление систем автоматической идентифи­кации значительно увеличило скорость, эффектив­ность и точность обработки и сбора информации. Первые применения штрих-кодов, такие как точ­ки розничной торговли, контроль за перемещени­ем, проведение инвентаризаций, определили по­явление более широких отраслей применения. Для развития региональных потребительских рынков России необходимо решение следующих задач: обеспечение


для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка и услуг в цивилизованных формах его организации; обеспечение прав граждан на безопасность и ка­чество товаров; формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные воз­можности для отечественных товаропроизводите­лей и способствующей оптимизации на рынке со­отношения отечественных и импортных товаров; установление прозрачности финансового оборота на основе существенного ограничения возможно­стей для теневого оборота; оптимизация


соотно­шения магазинных и внемагазинных форм прода­жи товаров; укрепление нормативно-правовой базы развития торговли и бытового обслуживания; развитие информационной системы торговли и бытового обслуживания. В целом в условиях глобализации экономики современная концепция развития региональных потребительских рынков должна состоять в раци­ональном сочетании государственного регулирова­ния основных народнохозяйственных, межотрас­левых, отраслевых, межрегиональных пропорций, с одной стороны, и широкой самостоятельностью,


инициативой, ответственностью предприятий, удовлетворяющих потребности в товарах и услугах через рыночный механизм хозяйствования, с дру­гой. В результате должны быть созданы прочные экономические, социальные, организационные и правовые предпосылки для динамичного, пропор­ционального развития региональных потребитель­ских рынков, исключающие возможность возник­новения в будущем деформаций и негативных яв­лений в этой сфере.[2] ГЛАВА 2: Роль потребительской кооперации в развитии местных региональных рынков 2.1


Потребительская кооперарация в условиях формирования рынка Перестройка, начатая с целью демократизации социализма, закончилась распадом Советского Союза. Среди задач демократизации российского общества перво­степенное значение имела коренная реформа в области народ­ного хозяйства. Ключевая роль отводилась переводу экономики страны на рыночные рельсы. Первые шаги по разгосударст­влению и приватизации предприятий, пересмотр порядка на­логообложения


и его ужесточение, введение свободы торговли, либерализация цен 2 января 1992 г меры социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения - все это означало окон­чательную легализацию рыночных отношений. Страна вступи­ла в период переходной экономики, в его кризисную стадию. Результатом применения метода "шоковой терапии" при переходе к рынку явился инфляционный скачок. Одновременно обнаружила себя также положительная тенденция: экономические реформы в стране стали


принимать необратимый характер. За короткий период насытился товарами и услугами потребительский рынок. Если раньше дефицитными являлись товары, то теперь для большинства граждан дефицит­ными стали деньги. От экономического кризиса, охватившего практически все отрасли, больше всего пострадало сельское хозяйство. Упал объем сельскохозяйственного производства. 15 апреля 1991 г Роспотребсоюз был переименован в Цент­ральный союз потребительских обществ


РСФСР. После ликви­дации бывшего союзного центра потребительской кооперации правопреемником его имущества на территории Российской Федерации был признан Центросоюз Российской Федерации. В марте 1992 г. учредили Международный совет потребительской кооперации - Межкоопсовет. Потребительская кооперация располагала широкой сетью торговых, производственных, заготовительных и иных предприятий, а также учебных заведений. Серьезным испытанием для потребительской кооперации явилось


вхождение в рынок. Характерные для начальной стадии периода переходной экономики страны кризисные явле­ния не миновали и многоотраслевое кооперативное хозяйство.Ухудшилась структура товарооборота потребительской ко­операции, произошло сужение ассортимента реализуемых това­ров. В результате розничный товарооборот стал формироваться главным образом из товаров первой необходимости, в основном из продовольственных. Реали­зация товаров длительного пользования резко сократилась.


Ухудшились показатели использова­ния мощностей заготовительных, хлебопекарных и других производственных предприятий, площадей оптовых торговых баз, автомобильного парка потребительской кооперации. Кризисное положение экономики потребительской коопера­ции было вызвано комплексом причин внешнего и внутреннего свойства. Внешними причинами являются общегосударствен­ные и региональные факторы. Последствия этих не­гативных для потребительской кооперации факторов были смяг­чены для нее рядом мер


государственной поддержки правового и финансового характера. Компенсировать свои потери, усугубляющие экономическое положение потребительской кооперации, ее ор­ганизациям в регионах удается не всегда и не в полном объеме. Внутренними факторами, начиная от игнорирования некоторыми работниками роли и интересов пайщиков и кончая неумением соперничать с конкурентами на рынке. Общеэкономические причины на состояние дел в потреби­тельской


кооперации влияют примерно одинаково на всей тер­ритории Российской Федерации. Однако результаты деятель­ности кооператоров разных регионов существенно отличаются. Напрашивается вы вод о том, что за ряд последних лет одни организации потребительской кооперации приспособились к рыночным условиям I наилучшей степени, другие - в средней степени, а в третьих процессы адаптации идут медленно и трудно. Потеряла потребительская кооперация былой свой статус почти единственной торговой


системы в сельской местности, а в результате либерализации цен, гиперинфляции лишилась части своего экономического потенциала. Кроме объектов собственности, потребительская коопе­рация потеряла еще и много пайщиков. Происходило это в основном по трем причинам: во-первых, выбывали из потребительских обществ пайщики, ставшие ими в советское время поневоле, т. е. толь­ко для того чтобы приобрести какой-то товар повышенного спроса; во-вторых, отсеялись те, кто в пот­ребительских обществах числился пайщиком,


хотя таковым уже давно не являлся (умер либо выехал в другую местность); в-третьих, в нарушение внутрикооперативной демократии кое-где руководители потребительских обществ стали избавляться от малоимущих пайщиков. В результа­те принятых мер к исправлению этих нарушений численность пайщиков стала увеличиваться. Сохранили кооператоры России целостность потребитель­ской кооперации как системы, значительную часть объектов собственности и имущественные права, основные духовные ценности кооперации.


Обрели организации потребительской кооперации реаль­ную самостоятельность, независимость, свободу действий в хо­зяйственных делах в рамках обновленного законодательства, возможность кооперативной самодеятельности, совместного самотворчества пайщиков и работников кооперации. Они-то и явились значительными приобретениями потребительской ко­операции. Кризисная стадия периода переходной экономики в стране завершилась обретением устойчивости в народном


хозяйстве. Во многих организациях потребительской кооперации в основ­ном достигнута стабилизация. [1] 2.2 Особенности развития розничной торговли потребительской кооперации в условиях возрастающей конкуренции на потребительском рынке Современное рыночное простран­ство имеет «турбулентный» характер. Скорость происходящих изменений так велика, что быстрота и адекватность ре­акции субъектов рынка является залогом их конкурентоспособности. Это утвер­ждение еще более справедливо по отно­шению к потребительскому


рынку. Остались в прошлом самые трудные переходные моменты и для тор­говли потребительской кооперации. Однако скорость происходящих изменений недостаточно высока для эф­фективной конкурентной борьбы. Про­цессы глобализации экономики в самое ближайшее время будут оказывать непо­средственное влияние и на торговлю по­требительской кооперации. Международ­ные торговые сети рано или поздно нач­нут осваивать сельский рынок, который оценивается ими как весьма привлека­тельный, а отечественные сетевики уже ведут


активную деятельность в пригород­ных зонах западной части страны, конку­рируя с магазинами потребительской коо­перации. Таким образом, возрастающее дав­ление мировой торговли на российскую обусловливает необходимость быстрых перемен в отечественной розничной тор­говле, в том числе в розничной торговле потребительской кооперации. Большин­ство кооперативных организаций пока не имеет адекватных финансовых ресурсов, позволяющих поднять этот уровень до среднемирового. В связи с этим в бли­жайшее время целесообразно сосредото­чить


усилия на нескольких ключевых на­правлениях: 1. Развитие сети специализиро­ванных магазинов в райцентрах с ори­ентацией их деятельности на работу по заказам покупателей из рядовых и глу­бинных населенных пунктов. 2. Постепенный перевод продо­вольственных магазинов на самооб­служивание. 3. Увеличение численности мага­зинов, работающих на непрерывной рабочей неделе, с удлиненным режимом и круглосуточно. 4. Создание дополнительной ценности торгового предложения путем оказания покупателям


рационально сформированного комплекса услуг на базе конкретных магазинов. Несмотря на то, что реализация че­тырех перечисленных выше направлений развития розничной торговли потреби­тельской кооперации, безусловно, позво­лит значительно повысить ее уровень, это будет преодолением только очередного препятствия в усиливающейся конкурентной борьбе.[1] 2.3 Роль потребительской кооперации в развитии местных рынков регионов.


В развитии рынков регионов заключается реальная возмож­ность укрепления социально-экономического потенциала системы потребительской кооперации. Кооперативные организации укрепляют свои позиции на мест­ных рынках, повышая долю в розничном товарообороте территорий, завоевывая доверие покупателей, расширяя ассортимент товаров на предприятиях, а также спектр предоставляемых услуг населению.Вместе с тем организации потребительской кооперации имеют потенциальные возможности для увеличения доли


рынка. Они создают соответствую­щий потенциал и имеют возможность оказывать услуги пайщикам. Однако большая часть кооперативов ориентируется на случайный покупательский спрос, случайных оптовиков-посредников. Развитие местных рынков регионов, обслуживаемых потреби­тельской кооперацией, может осуществляться с двух позиций - рас­ширение спроса, и рост предложения. Концепция предусматривает комплексный подход системы потребительской кооперации к развитию местных


рынков регионов. Увеличение товарного предложения достигается на основе развития заготовительной, производственной, торговой отраслей, обществен­ного питания, надомного производства и сферы услуг. Организации потребительской кооперации должны целенаправ­ленно формировать спрос и предложение местных рынков регионов. Оптовая торговля. В развитии местных региональных рынков особая роль отводится оптовой торговле потребительской кооперации. Чтобы активизировать участие потребительской кооперации в раз­витии


местных региональных рынков, оптовым организациям следует: - вернуть утраченный сегмент рынка: - восстановить стабильную клиентуру, прежде всего за счет розничных предприятий системы на основе наступательного маркетинга, оказания услуг, гибких цен, привлечения новых клиентов; - вытеснять с сельского рынка посредников, снабжающих ор­ганизации потребительской кооперации; - расширять географические позиции рынка; - использовать новые методы и технологии для интенсифика­ции коммерческой деятельности; - минимизировать текущие затраты;


- предоставлять комплекс услуг розничным торговым предпри­ятиям; - повышать квалификацию работников коммерческих служб, активность и инициативность коммерческих работников. Розничная торговля. Розничные торговые предприятия потре­бительской кооперации выступают как субъекты рынков регионов. Основными направлениями развития розничной торговли являются: - охват товарооборотом не менее 50% денежных доходов сель­ского населения, направляемых на покупку товаров в сель­ской местности;


- формирование спроса, увеличение доли продукции собствен­ного производства в розничном товарообороте; - проникновение на рынки в городах; - внедрение электронной торговли; - расконсервация и включение в активную деятельность ранее закрытых предприятий розничной торговли; - возвращение торговых предприятий, ранее сданных в аренду; - эффективное использование предприятий розничной торговли путем преобразования их в магазины - центры кооперативных участков. - реконструкция и техническое перевооружение предприятий


розничной торговли с целью создания условий для закупки от населения сельхозпродуктов и сепарирова­ния молока, реализации продукции предприятий общественно­го питания, аптечной торговли, оказания населению парик­махерских, ремонтных, ритуальных и других бытовых услуг; - использование свободных площадей в магазинах для размеще­ния предприятий бытового обслуживания, кооперативных цен­тров по работе с пайщиками, установления сепараторов, зер­нодробилок и т.д.; - изучение и прогнозирование спроса населения на товары


и услуги, разработка и утверждение для каждого типа торгового предприятия обязательного ассортиментного перечня товаров, согласованного с органами местного самоуправления, осуще­ствление контроля за соблюдением торговыми предприятия­ми утвержденных ассортиментных перечней товаров; - улучшение торгового обслуживания населения путем органи­зации торговли по образцам, предварительным заказам с дос­тавкой на дом, продажи товаров на полевых станах, в брига­дах, на фермах; - расширение товарного ассортимента, включая предложение


товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, строительных и отделочных материалов, в том числе, но пред­варительным заказам населения; - организация продажи товаров культурно-бытового и хозяйст­венного назначения в счет оплаты за сданную сельскохозяй­ственную продукцию; - установление удобных для покупателей режимов торговли. Размещение розничной торговой сети. Формирование и раз­витие розничной торговой сети потребительской кооперации направ­лено на создание


полноценной социально-ориентированной рыноч­ной среды. Расширение розничной торговой сети возможно за счет: задействования ранее закрытых предприятий, реконструкции и переспе­циализации существующей сети, возвращения торговых предпри­ятий, ранее сданных в аренду, нового строительства. Развитие магазинных форм продажи товаров должно опираться на широкое разнообразие типов розничных торговых предприятий. Предприятия розничной торговли целесообразно располагать в местах концентрации


потенциальных покупателей. Следует занять выгодные ниши на территориях дачных кооперативов, в при­городах крупных городов для розничной продажи товаров повсе­дневного спроса. Целесообразно совмещать магазины с мини-пекарнями и предприятиями питания. Новая миссия магазинов потребительской кооперации. Магазин-приемозаготовительный пункт. В решении задач, стоящих перед потребительскими обществами, концепция


предусматривает повыше­ние роли основного звена потребительского общества - магазина. Помимо торговли магазин - приемозаготовительный - центр кооперативного участка вы­полняет следующие функции: - закупку всех видов сельскохозяйственной продукции и сырья, закупку и сепарирование молока, дробление зерна; - услуги, включая придорожный сервис; - работу с надомниками (выпечка хлеба, вязание варежек, нос­ков, изготовление изделий народных промыслов); - выявление трудовых ресурсов и занятий


для населения; - прием заказов на бытовые услуги (ремонт сложной бытовой техники, часов, ритуальные и т. д.); - привлечение заемных средств обслуживаемого населения; - информирование пайщиков с помощью газеты «Российская кооперация»; - ведение книги данных о подворьях. Общественное питание имеет значительные возможности на внутреннем рынке регионов. Оно представлено типами предприятий: столовыми, ресторанами, кафе, барами и взаимодействующей с ними


сетью киосков, палаток, магазинов. Концепция общественного питания включает также постановку следующих задач: - внесение изменений в порядок сертификации услуг общественного питания, предусмотрев сертификацию услуг школьного пи­тания без взимания платы, выдачу сертификатов соответствия стабильно работающим предприятием общественного питания; - передачу функции присуждения званий «мастер-кондитер» в ведение субъектов Российской Федерации; - введение термина «социальное питание» и использование его в законотворчестве


для отнесения к этой категории столовых при общеобразовательных учреждениях, которые должны быть освобождены от уплаты налогов. Развитие общественного питания способствует решению комплек­са социально-экономических задач в интересах сельского населения. Производство. Реализация мер по активизации промышленного производства, расширению ассортимента, повышению качества и безопасности го­товой продукции позволит сформировать устойчивую тенденцию роста производства потребительских


товаров. Для подъема и эффективного развития кооперативной промыш­ленности имеются реальные предпосылки: наличие производствен­ных мощностей, возможность их более полной загрузки, рациональ­ного использования; отработанные технологии, научное обеспечение отраслей деятельности; приближенность предприятий потребитель­ской кооперации к производителям сельскохозяйственной продукции и сырья, что обусловливает повышение их качества; стабилизация покупательского спроса и улучшение его структуры; развитие систе­мы оптовых продовольственных


рынков, государственная поддержка потребительской кооперации. Хлебопекарная промышленность. В производстве хлеба и хлебобулочных изделий предстоит наращивать выпуск продукции из высококачественной муки с витаминами и другими добавками, спе­циальных изделий для детей и людей пожилого возраста, расширять ассортимент высокорецептурной продукции из ржаной муки. Концепция предполагает развитие хлебопекарной промышлен­ности по следующим направления: - развитие


интеграции и совершенствование механизма эконо­мических взаимоотношений между сельхозпроизводителями зерна и хлебопекарными предприятиями; - внедрение ресурсосберегающих, безотходных и экологически чистых технологий с учетом качества сырья и рациональной структуры ассортимента; - создание новых видов хлеба и хлебобулочных изделий; - увеличение и использование ржаной муки для выработки хле­бобулочных изделий; - использование композитных мучных смесей с добавкой муки из крупяных культур; - расширение выработки


муки на мельницах потребительской кооперации; - организация в глубинных населенных пунктах выпечки хлеба на дому и в мини-пекарнях. С целью совершенствования технологических процессов необ­ходимо: - внедрить более совершенные способы приготовления теста («холодным способом», с интенсификацией процесса его брожения), которые позволят повысить производительность труда, эффективность производства, улучшить качество гото­вого продукта, снизить затраты; - освоить выработку экструцированных хлебобулочных изде­лий; - начать выпуск


продукции из замороженных полуфабрикатов, приготовление замороженного слоеного теста; - освоить выработку иодированного хлеба, оригинальную тех­нологию «безмучного хлеба» повышенной пищевой и биоло­гической ценности. Макаронная промышленность. В системе потребительской кооперации создана новая отрасль промышленности - производство макаронных изделий. Выработка этой продукции организована в большинстве потребсоюзов. Целесообразно расширить ассортимент путем производства но­вых видов макаронных изделий: - для детского


питания — «Артек», «Школьные», «Здоровье» и др обеспечивающих сбалансированный рацион питания; - лечебно-профилактического назначения, обогащенных каль­цием в виде мела пищевого и скорлупы куриных яиц; - быстрого приготовления; - с овощными добавками; - в виде вермишели с добавлением гороха и крахмала; - с повышенным содержанием пищевых волокон. Проблему экономии зерновых ресурсов и расширения ассорти­мента предполагается решать за счет внедрения новых ресурсосбере­гающих технологий производства макаронной муки из отечествен­ной


пшеницы с использованием современного оборудования. Производство колбасных изделий. В мясном и колбасном производстве в условиях дефицита сырья приоритет отдается глубо­кой и комплексной его переработке, применению белков раститель­ного и животного происхождения, ис­пользованию комплексных пищевых добавок, позволяющих повы­сить выход готовой продукции, выработке новых видов мясопродук­тов повышенной пищевой и биологической ценности, заданного со­става, производству


полуфабрикатов и кулинарных изделий. Целесообразно расширять ассортимент путем производства но­вых видов мясных консервов: паштетов, консервов из говядины, сви­нины, мясорастительных. Кондитерское производство. Концепция предусматривает зна­чительные темпы роста производства кондитерских изделий. Поскольку развитие кондитерского производства связано с по­ступлением импортируемых какао-продуктов, орехов, желирующих веществ, растительных масел, дефицит сырья планируется частично восполнить за счет


местных видов сырья. Импортируемые студнеобразователи предполагается заменить яблочным пектином. Один из резервов развития отрасли - переориентация на более гибкие и мобильные производства малой мощности. Наиболее перспективны следующие направления: - применение новых типов оборудования; - освоение комплексных безотходных технологий по замкну­тым схемам; - внедрение прогрессивных технологий с получением продук­ции с заданными свойствами и структурой; - использование для производства изделий муки, обогащенной белками,


пищевыми волокнами; - создание принципиально новой группы глазурей и внедрение оборудования для нанесения покрытий на кондитерские изде­лия с целью снижения расхода какао-бобов - возрождение традиционных российских технологий и рецептов; - переход на упаковку в картонную тару, Плодоконсервная промышленность. В плодоконсервной от­расли промышленное значительно расширяется ассортимент про­дукции за счет использования местных сырьевых ресурсов, увеличе­ния выпуска сушеной продукции из


ягод, плодов. С целью сокращения потерь выращенной продукции должна внедряться быстрая переработка сырья на полуфабрикаты с дальнейшей их реализацией за рубежом или переработ­кой в межсезонье в готовую продукцию. Развитие консервного производства приведет к увеличению вы­пуска тары из полимерных, комбинированных материалов, высоко­качественной жести. Для удовлетворения спроса промышленности в желирующей продукции имеется возможность комплексного использования яб­лочных выжимок, что позволит помимо пектина производить


желирующий полуфабрикат для кондитерской и консервной промышлен­ности, расширить ассортимент и выпуск продуктов, обеспечивающих сбалансированное питание. Производство безалкогольных напитков и пива. Значитель­ные темпы роста предусматриваются в производстве безалкогольных напитков, а также пива. В программу развития закладывается восста­новление производства традиционных для России и конкурентоспо­собных напитков на базе натуральных экстрактов из клюквы, брус­ники,


облепихи, а также выпуск хлебного кваса, розлив воды из ме­стных источников. Основными направлениями развития пивобезалкогольной от­расли являются: - разработка региональных аспектов развития пивобезалкоголь­ной отрасли для повышения уровня самообеспечения регио­нов продукцией; - возобновление производства пива в регионах, прекративших его выпуск; - создание малых производств по выпуску безалкогольных на­питков; - переход к индустриальным методам производства, централи­зованному приготовлению готовых


концентратов на специа­лизированных предприятиях с последующей поставкой на предприятия; - использование в производстве безалкогольных напитков раз­личных Сахаров, в частности, фруктозы, сахарозаменителей и консервантов; - освоение конкурентоспособных видов тары и упаковки. Винодельческая промышленность. Плодовое виноделие явля­ется одним из направлений развития производственной отрасли, обу­словленное наличием сырьевой базы во всех регионах.


Планируются комплексные исследования, но применению технологий для произ­водства высококачественной винной продукции из отечественного плодово-ягодного сырья. Общие проблемы. Преимущество кооперативного производства состоит в его не­больших масштабах, что снижает коммерческий риск, и в возможно­сти оценить потребности своего региона в конкретных изделиях. Приоритетными направлениями в производстве на перспективу признаются: - внедрение прогрессивных технологий,


обеспечивающих повы­шение сроков хранения, создание новых видов продуктов пита­ния с нетрадиционных усилителями вкуса, аромата и цвета; - разработка и использование новых технологий производства продуктов лечебно-профилактического назначения, длитель­ного хранения, а также продукции высокой степени кулинар­ной готовности в удобных для потребителей упаковках одно­разового пользования; - повышение качества и экологической безопасности готовой продукции. Реализация концепции позволит потребительской кооперации обеспечить


устойчивый рост промышленного производства. Народные промыслы. Для потребительской кооперации пер­спективно развитие народных промыслов. Для активизации этой работы следует повсеместно организовать конкурсы районных организаций и предприятий по развитию народ­ных промыслов. Закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья. Заготов­ки остаются наиболее социально значимой отраслью потребитель­ской кооперации.


Основные предпосылки усиления роли потреби­тельской кооперации как основного заготовителя на селе состоят в наличии материально-технической базы заготовок, предприятии, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции; разветвленной сети предприятий торговли и общественного питания для реализации населению сельскохозяйственной продукции и про­дуктов ее переработки; специалистов по закупкам и переработке сельскохозяйственной продукции. В большинстве потребсоюзов Российской Федерации на основе действующей материально-технической


базы созданы заготовительно-производственно-торговые комплексы. Наметилась тенденция к увеличению объемов закупок сельско­хозяйственной продукции для федеральных и региональных нужд, что позволяет полнее использовать имеющийся потенциал отрасли. За последние годы заготовительная отрасль потребительской кооперации получила новый импульс развития, что подтверждают показатели увеличения объемов закупок основных видов сельскохо­зяйственных продуктов


и сырья. Управление закупками и сбытом сельскохозяйственной продук­ции и сырья предполагает решение следующих задач: - выявление имеющихся ресурсов сельскохозяйственной продук­ции, сырья, изделий личных подсобных хозяйств и промыслов; - установление договорных, отношений с владельцами продук­ции, сырья и изделий; - повышение уровня организации закупок; - обеспечение своевременности расчетов со сдатчиками; - расширение зоны закупок. Возможны и другие источники сырьевых ресурсов для системы: - садоводческие


и огороднические товарищества, находящиеся в зоне деятельности потребительского общества; - пасеки; - местные водоемы (улов рыбы); - личные подсобные хозяйства населения. Закупочная деятельность должна приносить доходы. Формирование развитых региональных рынков по­требительских товаров и услуг - довольно сложный и длительный процесс, включающий структурные изме­нения в производстве, обращении и потреблении това­ров. [6] ГЛАВА 3: УЧАСТИЕ


ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РАЗВИТИЯ МЕСТНЫХ РЕГИОНАЛЬТНЫРЫНКОВ. 3.2 Участие Красноярского Крайпотреб союза Курагинское промыслово-охотничье хозяйство крайпотребеоюза организовано марта 1958 года с целью рационального использования природных ре­сурсов, сохранения традицион­ных народных промыслов и за­нятости населения отдаленных населенных пунктов. За промхозом закреплена территория лес­ных угодий общей площадью бо­лее 2 млн. га.


Пережив смутное время пере­стройки государственного меха­низма, коллектив промхоза, со­стоящий из 60 человек, и сегод­ня выполняет возложенные на его функции, значительно рас­ширив виды хозяйственной де­ятельности и услуг, поскольку других предприятий на терри­тории просто не осталось. За 48 лет своего существова­ния коллектив сохранил и при­умножил свою материально-тех­ническую базу, традиции, окру­жил вниманием людей, отдав­ших предприятию свои лучшие годы жизни.


За весь период от создания промхоза и до настоящего вре­мени отдано очень много сил и средств для развития охотничь­его промысла. С1992 года добыча соболя на­чала падать, и в 1997 году было добыто всего 756 соболей- это самый низкий показатель за всю историю промхоза. Причин мно­го, а наиболее веские -сниже­ние популяции зверя, следова­тельно, уменьшение квоты на добычу, демонополизация охот­ничьего промысла, возможность единоличного его ведения.


Снижение объемов охотничье­го промысла промхоз компенси­рует другими видами деятельнос­ти - ловом рыбы, заготовкой ле­карственно-технического сырья, грибов и ягод. Существенную до­лю в совокупном объеме деятель­ности занимает заготовка, переработка и реализация папоротни­ка орляка. Контракты на большие объ­емы возможны только при боль­шом доверии со стороны инос­транных партнеров, и коллек­тив предприятия с честью его выполняет. Работа в непродолжитель­ную страду заготовки папорот­ника,


а затем его переработка во все годы была трудоемкой и нелегкой. Значительно увели­чилась территория сбора папо­ротника. И, что немаловажно, ес­ли раньше реализация папо­ротника осуществлялась через коопвнешторг крайпотребсою­за, то сегодня промхоз заключа­ет договоры на поставку напря­мую как с иностранными, так и с местными покупателями. Было принято решение на базе промхоза организовать заготовку и переработку древесины, а по­путно -


дров на хозяйствен­ные нужды ветеранам, работ­никам потребкооперации. Взявшись, по сути дела, за абсолютно новый вид деятель­ности, промхоз не только орга­низует новые рабочие места, но и практически принял на се­бя ответственность по снабже­нию дровами социальной сфе­ры сельского совета и всего на­селения поселка. Общий объем заготовки дров составляет не­сколько тысяч кубометров в год и приближается к объему дело­вой древесины. С развитием производства пополняется парк автомобиль­ной


и тракторной техники, особой гордостью директора явля­ется введенный в эксплуатацию три года назад теплый гараж на 20 мест и мастерские, что зна­чительно облегчает эксплуата­цию техники в суровых зимних условиях. Имеет промхоз и собственную пасеку на 50 пчелосемей. Широко используется труд надомников по изготовлению бе­рестяных туесов и других това­ров народного промысла. В промхозе получила развитие розничная торговля.


На сегод­няшний день открыто и действу­ет уже 5 магазинов в двух насе­ленных пунктах сельского со­вета. С открытия в 2004 году в приспособленном помещении не­большой пекарни объемы выпус­ка хлебобулочных изделий пос­тепенно из месяца в месяц уве­личивались, отменным качест­вом и вкусом изделий вытесняя местных и иногородних конку­рентов. Так постепенно развитие основного промысла, откры­тие новых видов деятельнос­ти и услуг стали слагаемыми успеха, а, следовательно, жиз­неспособности небольшого, но целеустремленного


коллектива промхоза. Справедливости ради и для полноты картины надо отме­тить, что взятый Советом, прав­лением крайпотребсоюза курс на развитие заготовительной и производственной деятель­ности дает свои плоды. Живет и набирает обороты второе спе­циализированное хозяйство крайпотребсоюза Ермаковский коопзверопромхоз. Здесь также сохранены и за­креплены за промхозом охотни­чьи угодья, которого также отгружается на экспорт. В удачные сезоны промышляют здесь ягодой и кедровым орехом.


Как и в слу­чае с Курагинским промхозом, жизнь подтолкнула ермаковцев к открытию магазина, органи­зации собственной розничной торговли и сферы услуг для сво­их работников, пайщиков, жи­телей поселка, а также приез­жих отдыхающих и туристов на развивающийся горнолыж­ный курорт «Ергак». В стадии рассмотрения находится воп­рос о сотрудничестве промхоза с участием штатных охотников в организации туристических маршрутов. Колебания в заго­товке пушнины предприятие также компенсирует закупом грибов,


кедрового ореха, ле­карственно-технического сы­рья: листа толокнянки, березо­вого гриба чаги, оленьих пан­тов и др. Благодаря этим хозяйствам, которые бесспорно делят пер­венство, а также другим коопе­ративным организациям, край потребсоюз на протяжении пос­ледних лет стабильно является лидером в системе Центросою­за РФ по заготовке папоротни­ка и пушнины. Охотники, заготовители, специалисты хозяйств занимаются не только промыс­лом пушного зверя, ягод, гри­бов,


ореха, но и являются ак­тивными помощниками влас­ти в пресечении браконьерства, ведут после промысловый учет животных, участвуют в лесовосстановительных мероприя­тиях, а в последнее время при­влекаются к разработке лесного законодательства по лесополь­зованию и заготовке недревес­ных продуктов леса как на мес­тном, так и на краевом уровне.[3] 3.2 Участие Прохоровского райпо. История потребительской коопе­рации


Прохоровского района нача­лась еще в 20-е годы прошлого века. В настоящее время Прохоровское райпо является передовой организаций системы Белгородского облпотребсоюза, имеющей лучшие позиции по многим показателям социально-­экономической деятельности. Чистая прибыль райпо имеет устойчивую тенденцию к росту, что позволяет ему динамич­но развиваться и удовлетворять пот­ребности населения, пайщиков и своих работников.


Кооператоры Прохоровского райпо обслуживают 30281 человека в 49 на­селенных пунктах через 64 магазина и 12 предприятий общественно­го питания. Кроме того, в системе кооперации Прохоровского района имеется 3 мини-пекарни, кондитер­ский цех, колбасный цех. Так, и колбасный цех, и кон­дитерский цех рабо­тают только по заявкам магазинов и предприятий общепита. Бо­лее того, продукция кондитерского и колбасного цехов поставляется и в частные магазины.


В 2005 году в районе открылись 2 мини-пекарни; в с. Подольхи иве. Беленихино. Эти пекарни выпускают только хлеб, но и он быстро расхо­дится среди населения, опять же че­рез кооперативные магазины. Недаром Прохоровское райпо считается лидером потребительской ко­операции Белгородской области: на протяжении последних лет неод­нократно райпо занимало первые мес­та по совокупному объему деятельнос­ти, по обороту розничной торговли, по показателю средней заработной


пла­ты. Последнее обстоятельство особен­но отрадно, ведь не секрет, что в коопе­ративных организациях зарплаты не­высокие, поэтому-то люди не стремятся работать в системе. Кооперативная торговля в райо­не развивается быстрыми темпами.В сис­теме райпо действует 9 продовольственных магазинов, 1 специализи­рованный магазин, 7 про­мышленных магазинов,


2 специали­зированных промышленных магази­на, 45 магазинов смешанного ассорти­мента, 2 автомагазина. Ассортимент предприятий кооперативной торгов­ли отличается значительным разно­образием. Кроме того, с 2005 года ак­тивно функционируют два магазина-кулинарии, торгующих готовой про­дукцией и продукцией собственного производства. Причем в ассортимент этой продукции входят и выпечка, и салаты, и торты, и куры гриль, и го­рячие напитки. Оборот продовольственных мага­зинов в зависимости от дислокации


и торговых площадей в среднем за месяц составляет от 250 до 600-900 тыс. руб. Магазины промтоваров также име­ют высокие показатели по объему деятельности. Заработная плата работников прилавка сдельная, зависит от оборо­та. Цены в частных магазинах на 0,5-2 руб­ля ниже, чем в кооперативных мага­зинах, а контингент покупателей осо­бый - много пенсионеров. Однако кооператоры расширя­ют ассортимент товаров, в каждом магазине оказывают


дополнитель­ные услуги, при­нимают сельскохозяйственную про­дукцию от населения. [9] Заключение В заключение следует подчеркнуть, что Переход к рыночным отношениям породил в потребительской кооперации как положительные, так и отрицательные моменты. Стремление к полной реализации требований рынка в потребительских обществах привело к сокращению ассортимента реализуемых товаров, сокращению объема выпускаемой продукции, снижению, а кое-где и сокращению до нуля


объемов закупок, отмене субсидий, некредитоспособности и т.п. В результате непродуманных рыночных «преобразований» большинство сельских потребительских союзов стало убыточными, некоторые абсолютно прекратили свою деятельность. Положительное влияние перехода к рынку заключается в независимости от политических пристрастий и движений и перестройке ряда потребительских обществ, приспособлении их к осуществлению широкого спектра услуг,


наиболее соответствующих потребностям и возможностям рынка. Рыночная экономика предъявляет жесткие требования выживаемости кооперативного движения в условиях конкуренции и нехватки материальных и финансовых ресурсов. В этой ситуации нелишне напомнить ценности кооперации, те основы идеи кооперации, которые отражают ее общечеловеческое значение, имеют непреходящий смысл и на протяжении двух веков остаются неизменными. Это: взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия,


равенство, справедливость, солидарность, честность, открытость, социальная ответственность и забота о других. В отличии от ценностей, кооперативные принципы есть конкретизированные идеи. Они используются как фундамент, основа в политике, руководстве и осуществлении кооперативной деятельности. Но у потребительской кооперации возникает немало серьезных трудностей в процессе адаптации к рыночным отношениям и достижении устойчивого социально экономического развития.


Это характеризуется тем, что в условиях рынка на сегодняшний день социально-экономическая деятельность потребительской кооперации развивается в конкурентной среде, где разворачивается соперничество между хозяйствующими субъектами за потребителей, за доступ к ресурсам и их размещение. Для обеспечения долговременной конкурентоспособности недостаточно только обладание преимуществ на основе факторов. Важен не только запас факторов, сколько скорость, с которой они создаются, совершенствуются,


приспосабливаются в нужном предприятии. В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, связанные с историей, современным состоянием потребительской кооперацией и с актуальными проблемами ит.д. Это такие проблемы как: регулирование отношений кооперативной собственности; подготовка кадров для кооперации; заготовительная деятельность и т.д. В настоящее время Прохоровское райпо является передовой организаций системы


Белгородского облпотребсоюза, имеющей лучшие позиции по многим показателям социально-­экономической деятельности. Чистая прибыль райпо имеет устойчивую тенденцию к росту, что позволяет ему динамич­но развиваться и удовлетворять пот­ребности населения, пайщиков и своих работников. Благодаря постепенному развитию основного промысла, открытие новых видов деятельности и т.д которые бесспорно делят пер­венство, а также другим коопе­ративным организациям, край потребсоюз на протяжении


пос­ледних лет стабильно является лидером в системе Центросою­за РФ по заготовке папоротни­ка и пушнины. Список литературы 1.Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» 2.Бакаев В.В Лагутина Н.Н. Особенности развития розничной торговли потребительской кооперации в условиях возрастающей конкуренции на рынке//


Вестник № 2 (16). стр. 183-186 3.Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник – М.: Издательского – торговая кооперация «Дашков и К.» , 2007 400с. стр.257-263 4.Горбунов с. Таежные промыслы Красноярских кооператоров. Сибирская кооперация № 10 – 2006г. стр. 5.Иванов В. На пути к успеху//. Сибирская кооперация № 7, – 2003. 6.Концепция развития потребительской


кооперации Российской Федерации на период до 2010г. – Москва: Центросоюз Российской Федерации, 2001. -116с. стр. 66-87. 7.Новоселов А.С. Теория региональных рынков: уч Ростов – на – Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское Соглашено 2002. – 448 с. стр. 277-288 8.Развития региональных потребительских рынков в эпоху глобализации


// Финансы и кредит 23 (161) – 2004 октябрь. Стр. 64-67 9.Ю. Дмитриева, Д. Немыкин Секреты успеха прохоровских кооператоров//. Сибирская кооперация № 4 – 2007г. стр.10



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.