Реферат по предмету "Культура и искусство"


Английский стиль

Английский стиль
Английский стиль,искусство Англии — (англ. English Art от лат. anglii — англы; см. искусство;стиль ) — обобщающие названия проявлений искусства на территории Англии спериода средневековья до настоящего времени.
Английский стиль винтерьере имеет популярность во всем мире в не зависимости от внешних условий.Английский дом – это поместье с богатой историей и достаточно дорогиминтерьером. Этот стиль называют кантри по английски, но в чистом виде кантриэтот стиль назвать нельзя.
Стиль английского дома– это органичное объединение множества, в тоже время в нем сохранена «золотаясередина» между устаревшей помпезностью королевских дворцов и замков инадвигающимся на человечество техническим бумом массового производства.
Одним из главныхпринципов английского стиля является принцип — богато и сдержанно, которыми такславятся английские интерьеры. Английский интерьер элегантен и одновременноочень уютен. Дом, выполненный в английском стиле, пронизан гармонией,продуманностью и комфортом, отражая внутренний мир своих владельцев, деталей,собираемых годами, и представляет собой сплав старого и современного.
Зарождение английскогостиля, который сегодня считается классическим, в дизайне интерьера уходиткорнями в 17-18 век, период, который в Англии ознаменовался кореннымиизменениями в принципах декорирования домов и оформлении интерьеров. Благодаряразвитию международной торговли стали доступными материалы из Европы, Азии иАмерики. А повышение уровня благосостояние привело к тому, что интерьер сталболее роскошным и элегантным. В то же время появилась традиция проводитьбольшое количество времени в загородных коттеджах, оформление интерьера, вкоторых отличалось практичностью и особым вниманием к деталям.
На становлениеанглийского стиля главным образом повлияли стили Викторианской и Григорианскойэпох. И если первый тяготеет к классическим формам древнеримской античнойархитектуры — четкие прямые линии, симметрия и характеризуется каквеличественный, сдержанный, пропорциональный. В основе викторианского стиля(эпоха правления королевы Виктории 1837-1901) лежит эклектика, сочетающая всебе готику, рококо, экзотику и, наконец, классику. Время правления королевыВиктории — это время расцвета технических знаний, роста благосостояния людей.Викторианский стиль в интерьере прошел несколько этапов развития: от громоздкойнеоклассики с ее причудливостью и витиеватостью узоров и орнаментов досегодняшнего его состояния, то что сегодня преимущественно называют английскойклассикой, отличающейся чувством меры и респектабельностью.
К тому же английскийстиль позаимствовал отдельные элементы из колониальных стран: Египта, Индии,Китая, Мавритании, Японии и многих других. В любом интерьере английского стиляесть определенный налет колониальности.
Цвет в английскоминтерьере
Великобритания — островдождей и туманов. Видимо, из-за нехватки солнечного света оттенки цветовойпалитры традиционного английского стиля наполняют интерьер неизменным ощущениемтепла. Как правило, это нежные и мягкие цвета — кремовый, горчичный,рыжевато-коричневый, глубокий зеленый. Такой выбор делается не случайно — дажев промозглый осенний день в комнате, выдержанной в мягких красновато-коричневыхтонах и освещенной свечами, чувствуешь себя очень уютно.
Более раннийГеоргианский стиль окрашен в светлые тона — белый и ближайшие его оттенки.Рисунок в оформлении стен, полов и потолков в те времена не использовался. Затона фоне светлых однотонных стен резьба деревянных элементов — плинтусов,бордюров и дверей — читалась особенно четко. Выбор цвета, как правило,определялся стороной света, куда выходили окна комнаты. Если на север — стеныкрасили в теплые тона: бледно-розовые, золотистые и желтые, если на юг — влазурные или зеленоватые.
Позднее, в эпохуправления королевы Виктории, спектр цветов, используемых при оформлении жилыхкомнат, значительно расширился. Доминирующими стали оттенки терракоты —обожженной глины— красные, коричневые, кирпичные цвета. С появлением обоевдобавились и рисунки. В основном это были постоянно повторяющиеся растительныеэлементы, к примеру, геральдические лилии или густая изумрудная листва сзолотым отливом.
Сегодня традиционныйанглийский стиль включает в себя сочные и яркие цветовые гаммы, подчеркивающиебогатое, но отнюдь не пышное убранство интерьера. В моде, как и прежде, всеоттенки красного, желтого и зеленого. И чем насыщеннее цветовая палитра, темшикарнее в этом сиянии будут выглядеть остальные элементы интерьера. Популярнытакие цвета как охристый, терракотовый, глубокий зеленый, цвет темно-красноговина. Эти цвета помогают придать комнате, где мало естественного освещениякакое-то свечение и радушие. Часто используют кремовый, слоновая кость,золотистый, бронзовый, серо-зеленый. Такие цвета подойдут для светлых комнат,куда хорошо проникает дневной свет, и подчеркнут ощущение роскоши и порядка.
Особенности дизайнаинтерьеров в английском стиле:
«Английский стиль винтерьере — это три составляющие: книжное собрание, камин и каминное креслооколо него».
· Втрадиционном английском доме помещения невелики, а кому-то могут показатьсядаже тесными.
· Потолки— зачастую используется лепнина с рисунком «яйцо» или «сухарики», ее обычнокрасят или золотят.
· Полыпо традиции деревянные, для них чаще всего используется коричневый илитемно-красный цвет. Для кухни, коридоров, холлов — пол из кафеля, выложенного вшахматном порядке.
· Окна- подъемно-раздвижное (вертикальное) окно, обычно оформлено богатыми и тяжелымидрапировками с ламбрекенами, шнурами с кистями, фалдами и подушечками наподоконниках.
· Отделкастен — как можно больше дерева!
Деревянныедекоративные панели на стены, карниз, плинтус, пилястры, молдинги. Достаточно «по-английски»выглядят стены, наполовину отделанные деревом, наполовину оклеенные обоями срозами или в мелкий цветочек. Истинно британскими считаются обои в широкуюполосу темно-зеленого или темно- красного цветов.
· Цвет- насыщенные темные тона в мебели и оформлении интерьера.
· Мебельиз дерева (мореный дуб или красное дерево и т. д.). В дизайне мебелихарактерным элементом являются изогнутые ножки. Массивные шкафы, столы и стульячасто украшаются резьбой, позолотой, а так же используется инкрустация.Английская мебель многое взяла от стиля своей колонии — Индии (бахрома, яркийтекстиль). Использование диванов в разной пестрой обивке, непременно с пышнымворохом подушек. Диваны и стулья обязательно должны быть мягкими и удобными.Добротная мебель приобретается на достаточно долгое время и передается понаследству.
· Библиотека.Деревянные шкафы, полки, уставленные книгами в дорогих переплетах — обязательный атрибут английского дома. Книжные стеллажи устанавливаются от поладо потолка.
· Каминс богатой отделкой, изготовленный из камня и дерева.
· Коврыс эффектными узорами в гостиных и спокойных, нейтральных цветов, в других жилыхпомещениях.
· Преобладаниеестественного освещения, а также люстр, торшеров, бра с матовыми лампами.Английский стиль в интерьере не терпит яркого света. Характерны торшеры инастольные лампы в текстильном абажуре, друхрожковые настенные бра ихрустальные люстры дающие рассеянный, мягкий свет.
· Богатствотекстильного декора в интерьере. Преобладают богатые ткани (бархат, дамаст,синель и т. д.) всевозможных цветовых гамм — от нейтральных, до весьма смелых,часто используется кожа.
· Наличиев декоре хрусталя желтой меди и позолоты (светильники, люстры, рамы, зеркала,основание бра, выключатели и т. д.). Аксессуарами заняты каждый сантиметрсвободной поверхности, основное правило — чем больше, тем лучше. В оформленииинтерьера можно встретить и индийское, и китайское искусство, и изделия стран Карибскогобассейна: поскольку британские дома существовали поколениями, в нихнакапливались предметы разных стилей. Плетеные кресла, шкатулки, восточный вазыи кальяны, фарфор — словом, все, что можно было привезти из путешествий подалеким странам и континентам. Одна эпоха органично переплеталась с другой.
· Зеркалаи картины в тяжелых позолоченных рамах – обязательный атрибут английскогостиля. Сюжеты и темы, которые должны быть отражены в декоре — охота, лошади,собаки, спорт (гольф, теннис, футбол, поло), геральдика, автомобили,садоводство, цветы, традиционные клетка и полоска, путешествия и дальние страныи т.д.
· Цветы- много живых растений, зимний садик.
Нина Кэмпбелл: Правилсоздания «британского» стиля не существует.
Сама его суть, чтоникаких правил нет. Англичан трудно загнать в рамки: мы всегда были нациейпутешественников и отовсюду набирались влияний. В 18 веке ездили в Италию,потом в Россию и Францию, где скупили всю приличную мебель. Влияние колонийтоже было огромным. Мы всегда обращали внимание в каждой стране на лучшие вещии переделывали их по-своему, жертвуя чистотой стиля ради комфорта. Но составитьсписок предметов, без которых в английском доме не обойтись, все-таки можно.
СТУЛ в английскоминтерьере — всегда «чиппендейл»: лучше стульев не бывает.
КРЕСЛА в английскомстиле — мягкие или кожаные «библиотечные» кресла на основе французскихбержеров.
ДИВАН в английскомстиле — викторианский с каркасом красного дерева, желательно от компании Howard& Sons.
МЕБЕЛЬ из темногодерева очень характерна для британского интерьера.
КРОВАТЬ в СПАЛЬНЕ — обязательно должна быть с колоннами. Иностранные клиенты всегда просят менясделать именно такую спальню.
ЧТО НИБУДЬ БЕЗУМНОЕ — обязательно есть в наших домах. Скучно всегда играть по правилам, нужно расслаблятьсяи шалить. Поставить экзотическую восточную тумбочку или обтянуть пуфмексиканской тканью. Антикварный книжный шкаф, комод или стулья для столовой — они нынче не в моде, но скоро вернуться. И ведь приятно знать, что этот кусокдерева служил до Вас десятку поколений!
ШИНЦ — важнейшая детальнационального британского стиля» Ранее термином «шинц» или «чинс» использовалсядля обозначения глянцевых хлопковых тканей. Такие привозили в 16 веке из Индии,затем их производство освоили европейские мастера. А впоследствии шинцем сталиназывать плотные ткани из хлопка с цветочной набивкой. Главные специалисты пошинцу — англичане. Из года в год цветочные принты оказываются на пике модныхтенденций. Меняются лишь герои: в прошлом сезоне солировали полевые цветы, вэтом — крупные и мелкие розы. С шинцом нужно быть осторожным, избегать пестротыи не использовать в комнате разные орнаменты (хотя с масштабом одного рисункаможно поиграть). Но лучше сочетать шинц с другой тканью, гладкой или полосатой.
СТОЛОВАЯ в английскоминтерьере должна быть красной. Можно, конечно, и другого цвета, но краснаястоловая — это классика.
БИБЛИОТЕКУ, если онаесть, придется обшить деревянными панелями. Вообще, много книг — это оченьпо-английски. Нужны шкафы-обманки с корешками, если книг мало.
КАМИН обязателен, хотябы один — пусть газовый, электрический или просто декоративный.
БОТАНИЧЕСКИЕ АКВАРЕЛИ,рисунки из гербариев — нельзя же не отдать дань нашей страсти к садоводству.
КАЧЕСТВО — это главное,о чем нужно помнить. Качественная вещь и стареет красиво, как человек спородистым лицом. Особенно важно качество деталей.
СВЕТ — например,абажуры должны быть дорогими и красивыми. В интерьере свет играет ту же роль,что сумочка и туфли в женском гардеробе.
Остальное может бытьдешевым и потрепанным, но если абажуры в порядке — комната будет смотретьсятак, как надо».
Особенности дизайнапомещений в английском стиле
Традиционно английскиедома это прежде всего 2-х этажные строения, где на первом этаже располагаетсякухня и столовая, там же находится и комната для принятия гостей, большой зал.А вот второй этаж предназначен исключительно для персональных комнат обитателейдома.
Стены
Стенам в данном стилеотводиться важнейшая роль. Тяжелые фактурные обои, деревянная обшивка, использованиемолдингов, карнизов, пилястр, покраска стен — всё это создает подлинноенастроение данного стиля. Можно разбить окраску в три уровня, как это делалосьпри королеве Виктории. Цвета используются: от спокойных (бежево-охристаягамма), до самых смелых (зеленые, красно-терракотовые). Также на стенах можноиспользовать обои и настенные покрытия с геральдическими рисунками, цветами илиимитацией парчи, ну и конечно классические полоски.
Излюбленныйдизайнерский прием, характерный для Викторианской эпохи — это фриз под лепнину.
Дверь филенчатая,деревянная. Либо одного тона с паркетом пола, либо покрашенная в цвет потолка.Наличники должны быть достаточно широкими, резными и перекликаться с орнаментомбордюра или лепнины на стенах.
Потолки
Что касается английскихпотолков — то сегодня не умолкают распри среди дизайнеров относительно этогоэлемента. Кто-то считает, что потолки обязательно должны быть выкрашены в белыйцвет, без каких — либо дополнительных элементов, другие же уверенны, чтоанглийские потолки непременно должны быть обильно покрыты лепниной. Цветпотолка также может быть светлым, в тон цветочной композиции на обоях. Погранице стен и потолка используется широкий бордюр, повторяющий рисунок обоев,или лепной карниз с цветочным орнаментом. Лепнина должна быть выкрашена в тотже оттенок, что и потолок, но на тон ярче.
Полы
Для данного стиля будутактуальны полы из половиц. Также из штучного паркета, но его нужно укладыватьтак, чтобы читался рисунок древесных волокон.
На полу можноиспользовать ковровое покрытие, нейтральное по цвету или со спокойным рисунком(стилизованная растительность, геральдика или геометрия). И обязательно ковры!Добротные и солидные. В прихожей, кухне и санузлах можно использоватькерамическую плитку. Традиционно для стиля — черная и белая плитки, уложенные вшахматном порядке. Можно использовать плитку терракотовых оттенков с геометрическимрисунком.
Окна
Исторически значимыетипы оконных конструкций Британии берут своё начало с 15-го века и до началапервой мировой войны. Первые экземпляры до сих пор визуально схожи с бойницамидля ведения огня. Стекло в те времена было редкой и дорогой роскошью, и лишьмалая часть из всех конструкций позволяла даже открывать окно.
В эпоху Барокко ссередины 17-го по первую четверть 18-го века началось более богатое оформлениеархитектурной части орнамента окна. Появление подъемных окон в конце 17-го векаознаменовало новую эпоху, в которую окна стали намного больше по размерам, т.к. подъемный механизм позволял довольно легко поднимать огромный вес всейконструкции. В грегорианский период с начала 18-го века и до начала 19-гоподъемные окна утвердились в качестве самых распространённых оконных механизмовпо всей Британии. Оконные заслонки, встроенные в раму над окном так же занялипрочное место в обустройстве фасада дома. Изначально окна встраивались в фасаддома, но новые веяния оказали революционный эффект на внешний вид зданий.
Французские окна —большие оконные рамы, открывающиеся наружу   стали законом моды в периодправления Регентов. Окна на нижних этажах приобрели более вытянутую иэлегантную форму, при том, что оконные рамы по-прежнему оставались сравнительнопростыми.
В викторианскую эпохупопулярность перехватили эркерные окна, так же известные как закрытыевыступающие балконы. Отмена налога на окна в 1851 году привела к увеличениюобщей площади застеклённых стен фасадов. Внешние жалюзи, затенявшие фасады,служили в основном для защиты мебели и внутреннего интерьера и декора отвыцветания красок. С развитием декоративно-прикладного искусства, вернулисьболее миниатюрные варианты окон. В те времена стали так же популярныподкрашенные стёкла.
Стиль традиционногоанглийского окна в Великобритании: подъемно раздвижное (вертикальное) окно.
Этот дизайн английскогоокна впервые появился в 1670-ых годах и был назван «подъёмным». Как гласитлегенда, первое здание с такими окнами появилось в имение Чатсворт в Дербишир,хотя тридцатью годами ранее похожие решения уже использовались во Франции.Конструкция подъемного окна представляет собой две застеклённые деревянныестворки, перемещающиеся относительно одна другой за счёт системы распределениятяжести, шкивов и шнуров в оконном косяке. Такая система позволила отказатьсяот устаревшей классической створчатой конструкции и позволила перемещать ещё болееогромные и тяжёлые панели стекла с неприхотливой простотой. С тех порстворчатые окна, подвешенные на боковых петлях, встречались только в небольшихдомиках или в «дверных» окнах во Франции 19-го века. В 18-ом веке типичноеподъёмное окно представляло собой две перемещаемые панели, каждое с шестьюстеклянными секциями — так называемые «6 на 6». Вплоть до 1709 г. оконная рамавстраивалась в стену, но позже вышел закон, обязывающий выносить раму на 10сантиметров (4 дюйма) вперёд. Предполагалось, что данная мера предотвратитперемещение пламени при пожаре из одного окна в другое между этажами. Ввикторианские времена стекло значительно подешевело и в результате сталоиспользоваться целиковое стекло на каждую рамку, вместо склеенных несколькихболее мелких. С начала века и до первой мировой войны подъемные окна всё так жесостояли из шести секций передвижной части и одной или двух секций неподвижныхрам.
С начала 1980-ых в модуснова вошли нео-грегорианские здания, в которых подъемные окна были стандартомде-факто. Окна не обладали эстетической привлекательностью, но даже тот факт,что они так же накладывали определённые неудобства практического использованияникак не повлиял на решение архитекторов и строителей пост-модерна. Так,подъемно-раздвижные окна довольно сильно подвержены «залипанию» итруднодоступны для мытья. Они дребезжат под воздействием сильных порывов ветра.С другой стороны, проникающие сквозь несовершенную конструкцию сквозняки смедицинской точки зрения благотворно влияют на здоровье британской нации, т.к.из-за постоянной циркуляции воздуха в комнате поддерживается свежая атмосфера.
Так как подъемные окнапродолжали оставаться неотъемлемой частью новых домов вплоть до 20 века и насегодняшний день многие из них сохранились в первоначальном виде. Большинстводомовладельцев предпочитают восстанавливать старые окна, вместо того, чтобыпоменять их на более современную модель. Считается, что даже наполовинуразбитое старое окно всегда лучше, поскольку ближе по стилю к исконномуубранству, чем самые привлекательные современные образцы.
Холл
До XIV века холлявлялся основным помещением дома. Это была не только комната, где встречалигостей, здесь готовили, ели и спали. Со временем планировка менялась. До первойполовины XVI века холл часто использовали в качестве столовой, но, не смотря наналичие каминов, зимой там было очень холодно. В результате, во второй половинеXVI века люди начали строить холлы меньших размеров или уменьшали высотупотолков.
К середине XVII векалестница, украшенная деревянными резными перилами, ведущая на верхние этажи,стала главным архитектурным элементом холла. К началу XVIII века холл приобрелсовременный вид и функции — стал использоваться в качестве комнаты при входе.Холлы все еще могли быть оборудованы каминами, но эти помещения больше неиспользовали в качестве гостиных. К концу XVIII века холл обрел современныескромные размеры. Только в крупных поместьях холлы оставались грандиозными. Сприходом неоготического стиля в начале XIX века холл вернул себе утраченные позиции.Благодаря влиянию А. Пугина, после 1830 года просторные холлы сталиобщепринятыми, с тех пор они олицетворяли старое английское гостеприимство. Ихолл вновь стал использоваться как гостиная комната или танцзал, в зависимостиот размера дома.
В настоящее время нетникаких строгих ограничений на то, как может быть оформлен холл. В зависимостиот его размера и планировки, он может использоваться только для того, чтобыпринять гостей и повесить пальто или даже служить читальным залом с кокетливойкушеткой и столом. Если позволяет пространство здесь можно устраивать чаепитияили проводить праздники. Однако не зависимо от размеров, основной функциейхолла остается обеспечение доступа к другим помещениям дома. Посетители могутснять здесь пальто, поправить галстук или платье, глубоко вдохнуть и, наконец,пройти в комнату. Нежданные гости передают здесь секретарю или прислугевизитную карточку, если есть сомнение в своевременности их визита. В холлепоставщики и курьеры, делая доставку, ждут подписи на квитанции.
Следуя принципу, что выникогда не получите второй шанс произвести первое впечатление, холл ванглийском доме часто украшаю подлинно ценные вещи, чтобы создать особоевпечатление: вы входите в традиционный английский дом. Большое значение в этомотношении имеет цвет. Он может располагать или отталкивать, может зрительноувеличивать или уменьшать размеры помещения. Однако, в Великобритании, цветкомнаты выбирается не согласно принципам психологической теории цвета, а подекоративным причинам или в соответствие исторической эпохе. Например, зеленыйявляется правильным выбором для дома, датирующегося XVIII столетием, потому чтоэтот цвет был очень популярен тогда. Однако также важно знать, что диапазондоступных цветов был намного меньше в прошлом, чем сегодня, в результатетехнических ограничений того времени.
В холле — массивнаявходная дверь, на стенах огромные зеркала, покрытые позолотой, а по угламдубовые балки, создающие иллюзию прочности и надежности, своим монолитомподдерживающие потолок. Тщательное планирование холла ни в коем случае недолжно быть очевидным. Холл только тогда действительно прекрасен, когда ненавязывает настроение, а просто распространяет атмосферу приема.
Далее следуют жилыекомнаты, выдержанные в одном стилевом решении. Здесь царит свет и тепло.
Кабинет
Необходимое помещениеинтерьера в английском стиле — это кабинет. Английский стиль интерьераподразумевает строгие зеленые или расслабляющие светлые тона кабинета. Интерьеробязательно наполнят письменный стол, библиотека и диван или же кресло, а такжедругие вещи, необходимые в профессиональной деятельности хозяину. Канцелярскиепринадлежности всегда дорогие и в то же время простые. Часто можно встретитьукрашающие интерьер кабинета в английском стиле напольные часы, их размеренныйбой наполняет дом уютом и спокойствием.
Дух старины ванглийский интерьер приносят книжные стеллажи высотой до потолка, они подходятк интерьеру любой комнаты.
Гостиная
При оформлениианглийских интерьеров именно этой комнате уделялось особое внимание, ведьглавный принцип английского интерьера — образцово-показательный характер. Так,в гостиной всегда вешались самые дорогие картины в золотой или позолоченнойоправе, высокие вазы всегда украшали углы этой комнаты, посреди гостинойобязательно располагался игральный столик, ведь карточные игры это неотъемлемыйэлемент английской аристократии.
В средневековье людиперестали строить большие залы, а стали делать комнаты поменьше, которые былипредшественниками современных гостиных. Само название «гостиная» произошло отсокращения названия «отделенная комната». Сначала она использовалась какпередняя перед спальней. «Отделение комнат» не связанных со спальней непоявлялось до XVII-ого столетия. Чем более обособленной становилась комната,тем более она подходила для принятия гостей. Гостиная становилась все больше поплощади и более изысканно обставленной. В XVIII-ом столетии она уже стала однойиз многих комнат в доме. Именно в эту комнату леди уходили после обеда, тогдакак мужчины оставались в столовой курить и беседовать. На протяжении долгоговремени, гостиная была больше, чем комната для приема гостей. Им предоставляливсе для комфорта, чтобы гости чувствовали себя легко и непринужденно.
В настоящее время,гостиная комната используется для приема гостей. И обстановка показывает это.Здесь присутствуют семейные фотографии и произведения искусства, удобная мягкаямебель и ценная мебель различных эпох, подарки и фотографии на которыхзапечатлены моменты важных событий, трофеи и безделушки — все, что могло бы представлятьинтерес для посетителей.
В Великобритании всееще делят комнаты строго согласно их назначению. В результате мебель инаполнение гостиной комнаты обычно служит главным ее функциям: беседа, карты,настольные игры или чаепитие. Иногда может показаться что обстановка британскойгостиной комнаты представляет собой случайный набор предметов мебели. Но этотолько на первый взгляд! Мебель, как правило, располагают вокруг каминасимметрично, так что вы непременно чувствуете себя уютно в любом доме, обставленномв традиционном английском стиле.
Кресла и диваны бываютсовершенно разных форм и размеров, но рядом с основной группой мест, есть такжеодиночные кресла для тех, кто не хочет участвовать в беседе, возможно, потомучто хотят почитать журнал или книгу. Столы и скамьи различных высот и размеров,в зависимости от их функции, являются существенным дополнением к этим диванам икреслам.
Журнальный столик можетнаходиться как в гостиной комнате, так и в вестибюле или в библиотеке. Онобычно стоит в центре комнаты и используется для чтения, письма или как столдля книг и журналов. В его ящиках хранятся писчая бумага и все необходимое дляписьма.
Узкий столик,помещенный у стены между двумя окнами. Над ним почти всегда есть зеркало. Этоттрадиционный прием используется для того, чтобы подчеркнуть симметрию окон,особенно если нет камина.
Размещение имеетпервичное значение. Мягкая мебель устроена так, чтобы сформировать три стороныили прямоугольник вокруг камина. В георгианские времена, такая расстановка былачрезвычайно необычной, поскольку в течение того периода было общепринятовыстраивать мебель в линию по стенам, передвигая ее, только когда потребуется.Другая противоположная крайность появилась в Викторианские времена, когдагостиные комнаты английских домов были заполнены таким большим количествоммебели, что ее едва ли можно было куда-то передвигать. Сегодня вВеликобритании, люди предпочитают что-то среднее между домашним уютом ипросторной вместительностью. Наиболее важно то, что мебель не должна ограничиватьсвободу движения. В конечном счете, главная цель гостиной комнаты — общение.Крайне важно, чтобы комната была устроена так, чтобы, даже после несколькихджин-тоников, посетитель мог найти выход без того, чтобы подвергать опасностицелостность обстановки.
Зеркало — абсолютнотипичная особенность британской гостиной комнаты. Оно обычно висит над каминнойдоской, но может иногда находиться над столиком. Зеркала помогают зрительноувеличивать объем комнаты. Оно может отразить и почти удвоить свет лампы илипоток солнечного света через окно.
Поднос дворецкого –складная тележка или стол с раскладывающимися ножками. На нем можно подать чай,печенье и столовые приборы. Дворецкий оставлял поднос там, где его хозяин желалзавтракать.
Классическим диваноманглийского стиля интерьера принято считать цветастые гобеленовые «честерфильды»и диваны с закругленными формами и «юбкой». Диван может иметь большой выборразнообразных форм и иметь неисчислимое количество вариантов обивки. Главныетребования к дивану — комфорт и обивка, которая может быть удалена для очисткиили такого цвета, чтобы пятен было не видно. В гостиных английских интерьеровчасто можно увидеть рояль. Также типично для английского стиля интерьера –кресла темного дерева с подголовником и округлыми подлокотниками, обитоеузорной тканью зеленых, коричнево-рыжеватых или золотистых тонов. Этот типкресла вошел в моду уже в конце XVII-ого века. Оно было разработано, чтобыобеспечить защиту от опасных сквозняков. На кресле клетчатый плед, а напротив — непременно скамеечка для ног. На стол ставят хрустальные графин и фужеры дляшерри, чтобы отблеск огня из камина переливался в изломах хрусталя – это делаетгостиную еще более уютной и располагающей к отдыху.
Письменный столпривычен для гостиной. Его часто помещают позади дивана так, чтобы он былвключен в общую структуру комнаты.
Камин — этонеотъемлемая часть архитектурного решения и композиционный центр комнаты,объединяющий все элементы интерьера в единое целое. Он так популярен инастолько ассоциируется с английским стилем, что может повторяться даже накухне, но уже в вариации «плита очаг», отделанная натуральным камнем. Главное,чтобы камин с неизменными своими атрибутами — специальной вешалкой дляаксессуаров, каминной доской и часами, стоящими сверху — своего рода хранительанглийского интерьера, обязательно имел место.
Тахта — абсолютнотипичный аксессуар британской гостиной комнаты. Часто она не имеет ножек иможет быть перемещена в любое место комнаты, куда потребуется.
Картины на стененаполняют гостиную комнату семейными традициями и историей.
Невозможно представитьбританскую гостиную комнату, по крайней мере, без одной настольной лампы. Ещелучше они выглядят в парах.
Этажерка в настоящеевремя, главным образом покупается и используется как газетная стойка.Первоначально, однако, ее использовали, чтобы хранить музыку и ноты. Этажеркапопулярна не только в гостиной комнате, но и в библиотеках и курительныхкомнатах.
Характерные элементыгостиной:
· горящийкамин или эффект пламени
· диванс мягкими круглыми подлокотниками
· креслона изогнутых ножках темного дерева
· настольнаялампа с основанием в виде канделябра
· роскошныековры и мягкие коврики на полу
Спальня
При оформлении спальниособое внимание уделялось расположению кровати по отношению к окнам, спальнаякровать всегда размещалась изголовьем к окну, в комнате практически всегдацарил заманчивый полумрак. Сама кровать обязательно должна быть большихразмеров, декорируется она большим количеством маленьких подушек. В английскомстиле интерьера латунная кровать с шарами-набалдашниками и камин с декоративнойотделкой создают неповторимый уют и гармонию. Достаточно часто используетсябалдахин. Связано это с тем, что англичане привыкли спать в прохладномпомещении с открытыми окнами и укрываться перинами. В спальной комнате такжевсегда присутствовал пуфик, из предметов мебели тут также присутствует и комод,шкафов в английской спальне быть не должно, для гардероба всегдапредусматривалась отдельная комната.
Характерные элементыспальни:
· меднаяили кованного железа, или массивная деревянная кровать
· постельноебелье из дамаста
· круглыйприкроватный столик с камчатной скатертью
· коврына полу
· туалетныйстолик темного дерева
· светильники,похожие на канделябры
Ванная комната
Для стиля характерно:
· ваннаяна лапах с закругленной спинкой
· унитазс висячим бачком
· коврикили плитка на полу
· смесительв стиле эпохи
· раковинас деревянной или мраморной доской столешницы или на пьедестале
· наокнах занавески или тонкие прозрачные драпировки
· автономнаястойка темного дерева для полотенец
· наличиекресла
Кухни
Стандарт интерьераанглийской кухни – это деревянная добротная мебель, невероятное количествошкафчиков и ящичков, посередине большой рабочий стол со столешницей из дереваили сланца, металлические литые ручки на мебельных фасадах из филенчатоготемного дерева. На окнах кухни в английском стиле стоят горшочки с гераньюсамых разных цветов и оттенков – от снежно – белого, до темно — малинового.Английский интерьер завершает скатерть в клетку на обеденном столе.Используемая посуда — только фарфор или керамика, с многочисленными узорамиразличных размеров. А дополняет английский стиль интерьера кухни множествобаночек с вареньем на полках, салфетки с вышивкой и восхитительные наборы расписанныхвручную разделочных досок. Чайники, подсвечники помогают подчеркнуть строгостьобстановки, которая присуща только поистине настоящим аристократам. Особый шармкухне в английском стиле придают красивые цветочные горшки, которые размещаютсяна полочках шкафов или на подоконниках.
Текстиль
Современный дом ванглийском стиле украшается традиционным текстилем — двухцветной тканью сширокими полосами и узкой между ними. Популярен дамаст, поскольку, даже имеяодин цвет, он красиво «играет» на контрасте матовых и блестящих участков.Популярна обивка в стиле Пейсли («огурцы»). Здесь приемлемы богатые золотистые,кирпичные, синие, терракотовые, зеленые и т. д. тона. Для гардин частоиспользуется бархат и синель.
Лондонские шторыпредставляют собой шторы, верхняя часть которых выполнена плоской, а по бокамимеет глубокие бантовые складки. Особенно эффектно лондонские шторы будутсмотреться, если при их изготовлении использовать полосатую материю. Приподнятии штор складки раскрываются изнутри, при этом видно другой рисунок илицвет.
Английские шторыпредставляют собой подъемную конструкцию. Поднятое полотно выглядит оченьстрого, а опущенное изысканно и утонченно.
Шторы в английскомстиле изготавливаются из тканей, спокойной светлой цветовой гаммы, имеющихтрадиционный английский рисунок мелких цветов и другие мелкие изображения. Чащевсего цветы — полураскрытые бутоны роз, тюльпаны и цветки чертополоха можновстретить в комнатах второго этажа дома-усадьбы, спальнях, детских, ванных.Здесь царят богато фактурные шторы, покрывала, балдахины, которые выполнены излучших портьерных тканей.
Наиболее частоанглийские шторы шьются из ткани, имеющей цветочный принт в сочетании собязательной продольной полоской, а также шотландская клетка, являющаясятрадиционным английским рисунком. Ткани как правило имеют жесткую фактуру,такие как тафта, репс, а также жаккард.
Мебель
Мебель в английскомстиле собирают из древесного массива, подвергнутого минимальной поверхностнойобработке — натертого воском или лакированного. Текстура древесины предстает вовсей красе: видны трещинки, годичные кольца и следы от жучка-короеда. Толькотак красное дерево разных оттенков, орех и традиционный тис «заиграют» подрукой мастера. Мебель очень архитектурна: на ней есть карнизы, пилястры,латунные ручки красивой формы и щитки замочных скважин.
Гармония английскойкомнаты в том, что в ней все уравновешенно, симметрично, сделано с чувствоммеры, но одновременно насыщенно. Например, у дивана может быть очень богатаяобивка, но при этом традиционная простая форма. В комнате может стоять мебельстрогих правильных конфигураций, а рядом — причудливое китайское кашпо. Во всембаланс: картина — в простом багете, зеркало — в богатой раме. А если естьгравюра, то не одна. Верхние светильники — только для декоративного эффекта.Основное освещение создается за счет парных настольных ламп. Вещей много, ноони обязательно перекликаются по ткани, фактуре, форме, цвету. Когда подбираютаксессуары, то непременно учитывают конфигурацию мебели, материалы. Кашпо, шкатулки,статуэтки, вазочки повторяют форму или рисунок.
Английский дом — это «родовоегнездо», и интерьер там выглядит так, как будто новый владелец получил его внаследство от своих предков вместе со всей мебелью. Решающими при созданииинтерьера является вещи, которыми долго пользовались, но они остались в рабочемсостоянии. Слишком хорошо подходящие друг к другу рисунки предполагают, что высами все купили, тогда как, получая мебель по-наследству, вы не можете повлиятьни на материал, ни на внешний вид.
История формирование английскогостиля
В середине 1 тыс. н. э.на Британские острова вторглись германские племена англов, саксов, ютов ифризов. Они оттеснили на Север более древнее кельтское население — бриттов. ВVI-VII вв. стала складываться своеобразная англосаксонская культура, но в 1066г. Британия подверглась норманнскому нашествию. В период правления норманнскогокороля Вильгельма I Завоевателя (1066-1087) велась борьба англосаксов инорманнов между собой, а тех и других — с набегами викингов. В XII-XIV вв.происходило постепенное слияние англосаксонского населения с франкоязычныминорманнами и, к XVI столетию, в общих чертах, сложился оригинальныйисторический тип искусства, впитавший в себя кельтские, саксонские, норманнскиеи романские элементы. Этот тип мы называем английским. Его своеобразиеобъясняется отчасти и тем, что романские элементы не имели в искусстве Англиитакого значения, как в странах континентальной Европы. Высадка на островеримских легионеров во главе с Юлием Цезарем, в 55 г. до н. э., не привела кроманизации культуры местных племен. С этим связано и некоторое отставание вформировании предренессансных и ренессансных тенденций. Из-за своего островногоположения Англия всегда была обособлена от остальной Европы. Римляне, назвав этустрану по меловым отложениям прибрежных скал туманным Альбионом (лат. Albion отalbus -белый), так и не смогли продвинуться вглубь, на Север. Испытавожесточенное сопротивление кельтов, они вскоре окрестили ее «Alter orbis» (лат.«Иная земля»). Особенное географическое и историческое положение Англии влиялона ее искусство. «Непохожесть» художественного развития Англии состоит, прежде всего,в несоответствии его хронологии истории художественных стилей классическихевропейских стран: Италии, Франции и даже Германии. «Те художественныетенденции, которые в Европе следуют одна за другой, — писал Б. Виппер, — вАнглии существуют одновременно, переплетаясь друг с другом или развиваясьнезависимо друг от друга». В отношении уплотненности, «спрессованности» этапови стилей Англию можно сравнить только с одной страной — Россией.
Дух рационализма ипрагматизма затруднял в Англии развитие изобразительного искусства. Даже всамом рациональном виде искусства — архитектуре — англичане заимствовалиэлементы европейской Готики, французского и итальянского Классицизма,голландского и фламандского барокко, перерабатывая все на свой практическийвкус. Совершенно не прижилось в Англии иррациональное, мистическое итальянскоеБарокко. Самое яркое проявление Классицизма в английской архитектуре — английское палладианство А. Джонса, Дж. Уэбба, Дж. Вуда, Дж. Вэнброу, У. Кента,К. Кэмпбелла — самое догматичное и консервативное в Европе. А болееоригинальное искусство братьев Адам и К. Рена, известных английскихклассицистов, — ничто иное, как эклектика. Из разных компонентов английскиеархитекторы на протяжении веков создавали стиль, который почти не менялсявплоть до современности. Особенно справедливо это в отношении архитектуры «типичноанглийского дома» — коттеджа с элементами Готики и Ренессанса, фахверковойконструкции, планировкой на двух уровнях с внутренними лестницами, дубовымипанелями в интерьерах, витражами, окнами с мелкой расстекловкой иподнимающимися вверх рамами, коврами на полу, обязательным камином вгостиной… Все эти традиционные приметы английской жизни объединяются понятием«староанглийский стиль».
В Англии практически несуществовало национальной школы скульптуры, как и в весьма прагматичнойГолландии. Наиболее известные художники-декораторы, как например резчик подереву Г. Гиббоне или орнаменталист Д. Маро, приезжали из Нидерландов.Знаменитый английский керамист Дж. Веджвуд и, сотрудничавший с ним, скульптор ирисовальщик Дж. Флаксман, создавали свой «чистый» классицистический стиль,копируя и соединяя вместе греческие, римские, этрусские, «помпеянские» образцы.В живописи долгое время ведущая роль принадлежала иностранцам: X. ХольбайнуМладшему в XVI столетии, А. Ван Дейку и П. Рубенсу в XVII. И только в XVIII в.в лице У. Хогарта английская живопись обрела свой голос, хотя и довольностранный. «Литературная» живопись Хогарта находилась вне европейскойхудожественной традиции, но его теоретический трактат «Анализ красоты» (1753)опередил свое время. Более «живописные» художники, Дж. Рейнолдс и Дж. Ромни,продолжили заложенную Хогартом сентиментальную традицию в портретной живописи,но она быстро привела к помпезному «большому статуарному стилю» — воплощениюсамого поверхностного, декларативного академизма. Англия знаменита своимиграверами. Но классик «чисто английской» техники пунктира — Ф. Бартолоцци, с1764 г. работавший в Лондоне, по национальности итальянец, и все его достижения- в области воспроизведения живописных оригиналов, картин других художников.Еще одно английское изобретение — техника меццотинто, «английская манера»мастеров-виртуозов В. Грина, Дж. Дина, Дж. Уокера, Дж. Уотсона, Дж. Смита, Т.Фрая, У. Дикинсона, Р. Ирлома также была поставлена на службу репродукции. Ссередины XVIII в. сентиментальная линия английского изобразительного искусства начинаетоказывать решающее влияние на европейское художественное развитие. Англия — родина преромантизма, романтического движения, вылившегося в стиль Неоготики,лишь позднее распространившегося во Франции, а затем в Германии и России. Вжанре портрета и пейзажа английская живопись остается национальной даже внепосильной, подчас, конкуренции с французским искусством. Именно англичане: Т.Гейнсбо-ро, Дж. Констэбл, У. Тёрнер, Р. Бонингтон — их называютпреимпрессионистами — предвосхитили открытия французских барбизонцев иимпрессионистов в области пленэрной живописи. Английский стиль «пикчуреск»(англ, picturesque -живописный), в рисунках У. Гилпина и акварелях П. Сэндби,породил моду на «пейзажный стиль», в том числе и в садово-парковом искусстве, ис тех пор живописные «пейзажные» сады свободной планировки стали называтьсяанглийскими в противопоставление регулярным французским. Но не только вискусстве, во многих проявлениях жизни прочно вошло в обиход выражение «английскийстиль». Оно подразумевает умеренный консерватизм, уважение к традициям,рациональность мышления, сдержанность, чувство меры, строгость и элегантностьформы. «Хороший английский вкус» (good english taste) несовместим сизлишествами.
Английское искусство,несмотря на все заимствования и внешние влияния, непримиримо остаетсяанглийским, точно также, как англичанин в любых условиях остается англичанином.Примечательна и ретроспективность, граничащая с реакционностью, с особой силойпроявившаяся в дилетантском искусстве английских прерафаэлитов. Оторванность отевропейской, эллинистической художественной традиции все же становиласьпричиной частых сбоев вкуса. С наибольшей силой и самым затяжным образом этопроявилось в так называемом «викторианском стиле», захватившем почти весьанглийский девятнадцатый век — как раз том стиле, с которым так отчаянносражались прерафаэлиты, Дж. Раскин, У. Моррис.
Викторианский стиль — (англ. «Victorian style») — условное название длительного периода в историиискусства Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевыВиктории (1819-1901) и принца-консорта (англ, consort — супруг) Альберта(1819-1861).
Виктория сталакоролевой в 1837 г. Это редкое по длительности и устойчивости правлениеохватило более полувека и оказалось для Англии «мостиком» в двадцатое столетие.Оно характеризовалось «балансированием между традициями и реформами» вэкономике и политике, что отразилось на развитии искусства. Англичане называютэтот период кратко: «victorianism» и считают, что в эстетике он означал торжествопрагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для «английскогостиля».
Эклектизм истилистическая пестрота викторианизма объясняются также естественной реакциейна пуританский стиль, строгость предшествующей эпохи «стиля королевы Анны» и «георгианцев».В искусстве викторианского периода выделяют три этапа:
· -ранний, или период неостилей (1835-1855);
· -средне-викторианский период («Mid-Victorian period», 1855-1870);
· -поздний, или «свободное возрождение Ренессанса» («Free Renaissanse revivals»,1870-1901).
Начало викторианскойэпохи было преисполнено безудержного оптимизма. В это время Англия переживалапериод промышленного подъема и становилась «мастерской мира». Соответственноразвивалась и заносчивая психология представителей нового «среднего класса»(middle class), стремившихся окружить себя атрибутами «роскошной жизни». Сновавошло в обиход понятие «боязнь пустоты», но, в отличие от традиционнойтрактовки, к примеру, в искусстве Барокко, оно стало отражением иного,эклектического мышления, это заметно в оформлении жилых интерьеров. На фонестилистически неопределенного декора без всякого порядка и разбора помещалосьмножество ненужных предметов.
«Этот «страх пустоты»викторианцы принимали за комфорт, вкус и светский тон», — писал в своей книгепо истории оформления интерьера Ч. Мак-Коркодейл. Далее он приводит слованемецкого историка искусства Н. Певзнера: «Преобладающим складом сознания вАнглии около 1850 года являлся объевшийся самодовольный оптимизм. Вот она, этаАнглия, ставшая благодаря предприимчивости заводчиков и торговцев богаче, чемкогда-либо, мастерская мира, рай благополучной буржуазии, управляемыйкоролевой-буржуазкой и деятельным принцем-консортом». Вкусы того времени,распространенные повсеместно, вдохновили Генри Джеймса на ядовитые строки,посвященные домовладельцам: «Они густо покрывали стены мишурным орнаментом ивырезками с какими-то странными разрастаниями и выпирающими складкамидрапировок; всевозможными безделушками, которые можно было разве что дарить горничным,этот неописуемый комфорт мог бы доставить большое удовольствие слепому».
Ранневикторианскийпериод характерен параллельным развитием стилей «неогрек», Неорококо,Неоготики, «византийского», «мавританского», «китайского» стилей. Упадокискусства был неизбежен. «Готику долгое время коверкали, чтобы сделать ееподходящей для коммерческих зданий. Фасадами греческих храмов украшали жилыедома и банки. Римские бани проглядывали в облике железнодорожных станций».Эклектика сопровождалась негативным влиянием первых результатов промышленнойреволюции. Машинным способом можно было сделать быстро и дешево любой «историческийдекор»: «барочную резьбу» из папье-маше, или крашеного гипса, «золоченыерокайли» из жести. Керамикой имитировали металл; «викторианская мебель» в стиле«Людовика XIV» соединялась с «готическим» декором… И все это на фоне тяжелыхзанавесей и почерневших академических картин в золоченых рамах. В карикатурныхпроявлениях «викторианский стиль» — искусство имитаций и подделок, суррогат, вкотором из дешевых материалов механическими приемами создавалась иллюзияроскоши других времен «доброй старой Англии».
Некоторой параллелью «викторианскогостиля» в Англии можно считать поздний Бидермайер и «стиль Макарта» в Вене иМюнхене. Понятно, что индустрия подделок, разлад между промышленнымпроизводством и эстетикой вызвали к жизни реакцию со стороны мыслящих, тонкочувствующих художников и теоретиков искусства, которая оформилась в «нео», или «позднеромантическое»,направление и «антиэклектическое движение». Его зачинателем стал англичанин,писатель Дж. Раскин. В 1843 г. он опубликовал первый том книги «Современныехудожники» (Modern Painters;. В этой книге Раскин призывал «вернуться к природе»,к искренности и простоте. Он ненавидел машинную цивилизацию и единственноеспасение искусства видел в возвращении к ранней Готике, к навыкамсредневекового ремесла, когда мастер еще не был отчужден от производства вещи;он являлся одновременно архитектором и рисовальщиком, каменщиком и кузнецом.Раскин презирал технику, свои книги печатал и иллюстрировал сам, а затемразвозил их, пользуясь не поездом, а дилижансом. Он был убежден, что только всредневековье, в эпоху гармонии искусства и жизни, духовные, религиозные инравственные ценности преобладали над материальными.
В следующей книге «КамниВенеции» (1851) великий идеалист и романтик обрушился на «викторианцев»,утверждая, что всякое «машинное производство украшений бесчестно», оно нарушаетглавный принцип художественности: соответствие формы качеству материала испособу его обработки. Продолжателем идей Раскина был архитектор,рисовальщик-декоратор и писатель А. Пьюджин, один из лидеров «ГотическогоВозрождения» в Англии. Пьюджин возглавил «Католическое движение» среди деятелейискусства, в своих рисунках и акварелях он копировал готическую мебель иизделия из металла, стараясь воспроизвести средневековые образцы с величайшейточностью, чтобы «правдивее чувствовать дух истинного искусства». В 1843 г.Пьюджин опубликовал книгу «Апология возрождения христианской архитектуры» («AnApology for the revival of Christian architecture»).
К 1860-м годамотносится наивысший подъем деятельности У. Морриса — художника, писателя ипублициста, организатора движения «Искусства и ремесла», ставившего цельювозрождение традиций средневекового ручного ремесла. Эти начинания составили «антивикторианское»течение английского искусства середины XIX в. («Anti-Victorian») и подготовиливторой, «средневикторианский период». Он ознаменовался крупнейшим событием вистории — проведением первой Всемирной выставки в Лондоне (1851), а такжеинициативами принца Альберта и архитектора Г. Земпера по организациихудожественно-промышленной школы и музея декоративного искусства. Одним изпроявлений «антивикторианского» движения была деятельность прерафаэлитов.
Поздний этап вискусстве викторианской эпохи развивался под влиянием идей английскогописателея У. Пэйтера, автора популярной книги об Итальянском Возрождении («TheRenaissanse», 1871). В те годы в художественной практике царило невообразимоесмешение «исторических стилей»: «Луи XIV», Рококо, «Елизаветинского Ренессанса»и Тюдор-Ренессанса («стиля Тюдоров»), а также барочных стилей «короля Якова» и «РеставрацииСтюартов». В других европейских странах, прежде всего во Франции и Германии,наряду с Неоготикой, или «стилем трубадур», с 1860-х гг. получает развитие «неоренессанс»- причудливое смешение элементов искусства Готики, Итальянского и Северного(немецкого) Возрождения, Маньеризма и Барокко. Англия ответила на это «свободнымвозрождением Ренессанса» («Free Renaissanse revivals»). Однако в кривом зеркалевкусов викторианской эпохи и этот неостиль оказался эклектичным. Громоздкая,перегруженная дробным, мелким декором мебель была иронично названасовременниками «стилем подставок и верхушек» («Bracket and overmantel style»).Более цельно новое течение проявилось в лондонской архитектуре, где онополучило наименование «готического возрождения» («Gothic revivals»), или «Неотюдор»(«Neo-Tudor»), поскольку здания в этом стиле включали отдельные элементы вподражание «перпендикулярному стилю» эпохи «Тюдор-Ренессанса» (XVI в.).Большинство существующих «готических» зданий Лондона построено в викторианскуюэпоху.
Среди нихвеличественное сооружение — здание Парламента на берегу Темзы с Башней Викториии часовой башней с колоколом «Большой Бен» — произведение архитектора Ч. Бэрри(1836-1860). Внутренняя отделка и мебель в «готическом стиле» созданы порисункам О. Пьюджина. В 1886-1894 гг. в стиле «Неотюдор» построен мост Тауэрчерез Темзу. Многие средневековые замки в это же время «воссоздавал» А. Сэлвин.В стиле «готического возрождения» работали архитекторы У. Бёрджес, Дж. Добсон,Н. Шоу, декораторы О. Джонс, К. Дрессер, проектировщик мебели Т. Коллкатт всотрудничестве с мастерами фирмы «Гиллоу», мебельщик Б. Тэлберт. В 1880-х гг.появилось название «стиль Риджент стрит» («Regent street style»),ассоциирующийся с обстановкой дорогих магазинов на этой фешенебельной улицеЛондона. Большие помпезные постройки этого времени отражали характерныйимперский дух и потому породили еще одно название: «стиль Британской империи»,или «британский ампир» («British Empire»).
Английская мебель: отЕлизаветы до Виктории
Средневековье длилось вАнглии дольше, чем в других европейских странах — готика практически незаметноперетекла в неоготику, как будто все бурные события трёх веков, разделявших этиэпохи в остальной Европе, для англичан особого значения не имели. Это важнаяособенность английской культуры, к своей «готической составляющей» она будеттак или иначе обращаться в течение всего Нового времени. На стиль и качествоматериального окружения затянувшиеся «тёмные века» оказывали очевидное влияние- обстановка дворцов даже в XVI веке была строга и лаконична, мебели было мало,по средневековой традиции она была проста, массивна и сделана из дуба — такназываемый «oak period» (дубовый период) английского мебельного искусства (посравнению с тем, что производилось в это время в Италии или во Франции,искусством это можно назвать с некоторой натяжкой). Робкое проникновениеренессансных мотивов, названное впоследствии по имени правящей династии «стилемТюдор», общей картины не меняло. Во второй половине века, в славное времяправления Елизаветы I англичане начинают открывать для себя мир — «елизаветинцы»,купцы-авантюристы, привозят экзотическую древесину, ткани, восточную мебель, нопока всё это редкости, диковины, а обстановка дворцов и богатых домовпредставляет собой довольно тяжеловесный вариант европейского маньеризма.
В начале XVII векадубовая мебель всё ещё превалирует: солидные кресла-троны, тяжеловесные столы ишкафы, по виду напоминающие сундуки — это то, что изготовлялось в Англии. Ихотя Карл I держал при себе весьма утончённый двор, и привозные вещи,разумеется, присутствовали, как и приезжие мастера, но общий стиль обстановкиоставался весьма сдержанным — и это основополагающее своё качество английскаямебель сохранит и в последующие века. В полной мере заимствовать пышнуюбарочную стилистику у католических Италии и Франции протестантская Англия непожелала, устояв перед модой и сохранив оригинальность вкуса (возможно, в ущербизощрённости и великолепию).
Можно утверждать, чтоименно на протяжении XVII века формируется уникальная стилистика английскоймебели, и решающую роль в этом сыграли три фактора. Во-первых, генетическаяпамять о средневековых традициях, тяга к жёсткой, устойчивой форме, тёмнойдревесине, но одновременно и ажурности сквозных решёток, повторявших оконныепереплёты английской «перпендикулярной готики».
Помимо этого, ещё двавнешних фактора — это влияние голландской и китайской мебели. Вероятно даже,источник был один: голландская мебель, представлявшая северный, протестантскийвариант барочной стилистики, которая отличалась умеренностью вкуса — прямымилиниями, отсутствием позолоты, открытой фактурой дерева, инкрустациями светлого(привозного) дерева на тёмном фоне. Деловитый и практичный стиль голландскойобстановки пришёлся кстати в период пуританской революции и протекторатаОливера Кромвеля в 1642 — 1660 годы.
Восточные стилистическиемотивы тоже, по-видимому, были усвоены англичанами через голландскую мебель —из неё пришел ставший затем характерным для Англии тип стула с узкой дощечкой всредней части спинки сплэт (splat), заимствованный в свою очередь из мебелидинастии Мин (с конца XVI и до своего прекращения в первой половине XVII векадинастия Мин переживала расцвет мебельного искусства, результатом чего сталопроникновение в Европу удивительно изящной, драгоценной мебели). Так же, как изнаменитая изогнутая ножка с утолщением вверху и зажавшей шар птичьей лапойвнизу — claw-and-ball feet. Так из соединения вроде бы несоединимого — архаичности местных традиций с экзотичностью заморских веяний — родилсяспецифический английский язык мебели, который всякий раз будет по-своему интерпретироватьприходящие с материка стили, сохраняя оригинальность и отчётливостьформулировок.
С окончаниемгражданской войны и воцарением Карла II в 1660 году пришло оживление культурнойжизни, английское общество обретало вкус к веселью, роскоши, развлечениям.Великий лондонский пожар 1666 года поспособствовал модернизации по тем временамуже огромного, но ещё совершенно средневекового города. В мебели на смену дубуприходит орех, начинается the age of walnut, «ореховый период». Становитсябольше резьбы, появляются сложные техники, такие как фанеровка, — мебельвыглядит наряднее. С Востока продолжает приходить мода — на плетённые изтростника спинки, на китайские лаки. А также на чаепития — этотаристократический ритуал имел статус неформального мероприятия, он стал истинноанглийской традицией где-то со второй половины XVII века, для чего в обиходбыли введены специальные небольшие столы. Подъём мебельного искусствапродолжался и во время правления Вильгельма и Марии, приехавших из Голландии.По их приглашению в Англию переселялись преследуемые в Европе после отменыНантского эдикта гугеноты, многие из которых были искусными ремесленниками. К1700 году английские мастера-мебельщики были уже полностью в курсе последнихдостижений европейской мебельной моды.
Но по-настоящемувеликий век для английской мебели — XVIII, беспрецедентный по количеству икачеству вещей, а также по богатству декоративных находок. Все влияния усвоены,и из них выкристаллизовалась своя типология мебели, которая уже сама будетоказывать влияние и вызывать подражания в других странах. Начиная с XVIII века,периодизация английской мебели ведётся по её собственным этапам и стилям, ипервый из них — «стиль королевы Анны». Изящная сдержанность — вот, пожалуй, егодевиз. Анна правила в 1702-1714 годы, для Европы это период позднего барокко;стилистика рококо во Франции ещё даже не родилась, новые сорта древесины вАнглию ещё не завозят, мебель продолжают делать из ореха, зато формы её уженайдены и отточены — плавные, чуть изогнутые линии, вертикальные пропорции,минимум резьбы, зато чёткость силуэта. В XVIII веке стили английской мебелилегче всего определять по стульям — они становятся самыми многочисленнымипредметами обстановки, и стилистические признаки в них видны отчётливее всего. «Аннинские»стулья с квадратной рамой сиденья, высокой спинкой, сплэт у которой сплошной,либо совсем ровный — ближе всего к китайским прототипам, либо слегка вырезанныйпо краям, у ножек-кабриолей изгиб очень плавный, и заканчиваются они простымутолщением, «лапкой» (pad feet). «Кабриолем» обычно называют позднебарочноеизобретение — S-образную форму опоры, ставшую характерной чертой рокайльноймебели, но, глядя на по-восточному лаконичный, лёгкий изгиб ножек «аннинской»мебели, приходишь к выводу, что, если даже гнутая ножка была изобретенанезависимо на Востоке и на Западе, восточный вариант, поддержанный Англией,являлся оригинальной альтернативой вычурным формам «Людовика XV».
Ещё один характерныйпредмет мебели того периода — шкафы-кабинеты, тип, также пришедший изГолландии, в Англии ставший едва ли не самым нарядным и импозантным предметоминтерьера. «Аннинские» кабинеты сверкают великолепием китайских (то естьсделанных под китайские) лаков, особенно эффектны красные — забавныестилизованные изображения растений, пейзажей, фигурок, золотые на ярко-красномфоне — характерная английская «китайщина». Карнизы этих шкафов изображаютверхушки пагод, дверцы снаружи часто несут зеркала, а внутри — целыедекоративные панно. Техника восточных лаков была очень популярна в Англии напротяжении всей первой трети XVIII века, один из самых известных работавших вней мастеров — Жиль Гренди (1693-1780), давший своё имя стилю английских лаков.По качеству его работы превосходили голландские и даже экспортировались вИспанию и Португалию.
Около 1725 годапроисходит событие, принципиальное для дальнейшего развития английской мебели:в Англию, раньше, чем в страны континентальной Европы, из колоний в Вест-Индиибольшими партиями начинает ввозиться красное дерево. Новый материал открываетбольшие возможности — эта древесина прочнее, чем привычный орех, богаче поцвету и фактуре. Это означало, что мебель теперь могла быть ещё изящнее иажурнее, оставаясь крепкой, её не обязательно фанеровать, а достаточнополировать или натирать воском. На смену ореховой приходит «эпоха красногодерева» (mahogany period), относительно королей — это «георгианский период»,но, пожалуй, наиболее яркое определение — эпоха Чиппендейла.
Такая персонализациянеобычна для Англии, где до того времени история мебели вообще не изобилуетличными именами, в отличие от Франции. Это заслуга именно Томаса Чиппендейла(1718-1779), выдающегося мастера-краснодеревщика и автора многочисленныхпроектов мебели. Он не просто выработал индивидуальный творческий почерк, но сумелна его основе создать вполне универсальный декоративный стиль целой эпохи. «СтильЧиппендейл» — это не только мебель, вышедшая из его мастерской. Изданный им в1754 году сборник образцов мебели «Gentleman and Cabinet-maker's Director» («Руководстводля дворянина и краснодеревщика»), переизданный в 1755 и 1762 гг., принёс емуне просто европейскую, но мировую славу, связал его имя с определенным наборомстилистических признаков и с самой концепцией этой мебели — изящной ипрактичной, распространив этот стиль и в Старом, и в Новом Свете. Чиппендейлнашёл эталонные формы для многих существовавших ранее типов мебели, а такжеразработал новые типы, сохраняющиеся по сей день без существенных изменений.
Стул для чтения илинаблюдения за петушиными боями, 1730-е гг. Английская эксцентричность изобрелаэтот странный тип стула – на нем надо сидеть задом наперед.
Кресло, ок.1730 г.Из-за изогнутых рукояток этот тип кресла получил название «пастуший посох».Английская любовь к show-wood, открытой фактуре дерева, не располагала кизнеженности
Диван стиля Чиппендейл,ок.1750 г. Английский вариант модной в XVIII веке «китайщины» достигал почтиневесомой ажурности.
Стул красного деревадля столовой, классический пример стиля Чиппендейл, ок.1755 г.
Карточный стол красногодерева, середина XVIII в., эпоха Чиппендейла.
Однако неоклассицизмчем дальше, тем больше заявлял о себе как о целостном стиле, к тому же,англичане были едва ли не главными его адептами — grand tour, «большоепутешествие» по классическим местам Европы стало такой же обязательной частьюобразования молодого англичанина, как учёба в университетском колледже. В концевека влияние английской культуры ощущалось в других странах уже весьма сильно,англомания стала серьёзной альтернативой французской моде. В Англии продолжаютвозводиться неоклассические дворцы, но их интерьеры теперь выглядят по-другому- декор облегчается, в моду входят «этрусский» и «греческий» стили. Одним изглавных законодателей моды на классический вкус был архитектор Роберт Адам (1728-1792),много работавший именно над жилыми интерьерами. Публикации его проектов мебелии убранства комнат в «античном гротескном стиле» привели к тому, что роскошныйанглийский дом, аристократический или буржуазный, уже не мыслился без «этрусскойкомнаты» с имитациями греческих ваз, производимых Веджвудом, и мебели попроектам Адама — гораздо более новаторской и увлеченно антикизирующей, чемкомпромиссный «Людовик XVI». У неё четкие профили, она украшена фигуркамимифологических существ, тонкими овальными резными гирляндами, позолотой,инкрустацией, живописными панно, исполнявшимися приглашёнными Адамомитальянцами (Перголези, Чиприани, Дзукки), а также Анжеликой Кауфман. Как идругие его современники, Адам нередко обращался к светлой древесине — атласномудереву, поэтому тот период иногда именуют the age of satinwood (или «позднегеоргианский»).По проектам Адама работали многие крупные мастера-мебельщики.
Однако неэкспериментаторская мебель «круга Адама» стала символом неоклассицизма ванглийской мебели последних десятилетий XVIII века. Два других мастера исвязанные с ними «именные» стили считаются историческими преемникамиЧиппендейла в деле создания ведущего мебельного стиля времени — это ДжорджХэпплуайт и Томас Шератон. Мебель этих стилей знатоки считают едва ли невершиной английского мебельного искусства. И снова, как и в случае сЧиппендейлом, речь идёт не столько о вещах, вышедших непосредственно измастерских этих краснодеревщиков и снабженных личными клеймами (во Франции,например, это ценилось), сколько о разработке и публикации «образцовых»проектов мебели. Англичан не смущала такая типизация обстановки, чтосвидетельствует о том, что свою оригинальность они предпочитали проявлять вчём-то другом.
Основные работы ДжорджаХэпплуайта относятся к 1775-1786 годам, в 1788 году был опубликован сборник егопроектов «The Cabinet-Maker and Upholsterer's Guide» («Справочниккраснодеревщика и драпировщика»). Стиль Хэпплуайт — явление если неконгениальное, то, по крайней мере, сопоставимое с английским «живописнымстилем», так поразившим Европу в то время. Ясность, спокойная гармония,присущие английскому вкусу, доведены в этой мебели до изумительногосовершенства. В ней ещё много плавных изгибистых линий, у стульев, диванов икресел грациозно очерченный силуэт, хотя ножки уже прямые (иногда задние ещёбывают чуть заметно изогнуты), сужающиеся книзу, четырёхгранного или круглогосечения. Спинки тонко ажурные и как никогда графичные, абрисом напоминающие трисоединённые овала или щит; распространённый мотив резьбы — три расходящихсявеером пальмовых листа или страусовых пера (шифр принца Уэльского, будущегоГеорга IV). Профилировка очень мелкая и чёткая. Хронологическое совпадениефранцузского «Людовика XVI» с Хэпплуайтом демонстрирует приоритеты двух культур- достоинство роскоши, с одной стороны, и лаконичное, благородное изящество — сдругой.
Томас Шератон(1751-1806) был скорее художником-теоретиком мебели, нежели её исполнителем, в1791-1794 гг. был издан его «The Cabinet-Maker and Upholsterer's Drawing Book»(«Книга эскизов для краснодеревщика и драпировщика»). По сравнению сХэпплуайтом это уже бескомпромиссный классик — прямолинейность его мебелинедвусмысленно указывает на приближение ампира. У стульев и креселпрямоугольные спинки, прямые ножки, но подлокотники чаще слегка изогнутые.Стиль Шератон изысканнее, чем современный ему стиль Директории во Франции.Прекрасные пропорции, тонкие линии, предельно утончённые детали — английскийподход к строгому классицизму в мебели уже определился. Здесь он не будет нислишком тяжеловесным, ни помпезным, ни театрально-пафосным. Он сохранитотточенную элегантность и целесообразность классицизма XVIII века.
Английский ампирусловно носит название «стиль Регентства», то есть стиль первых двадцати летвека, когда страной фактически правил принц Уэльский (официально какпринц-регент — в 1811—1820, а как король Георг IV — в 1820-1830).Торжественная, статичная, археологически достоверная, разве что не такаявоинственная, как во Франции, стилистика ампира отразилась в проектахдекоратора-любителя и коллекционера антиков Томаса Хоупа (1769-1831). В егоальбоме «Household Furniture and Interior Decoration» («Домашняя мебель ивнутреннее убранство») 1807 года содержится набор ампирныхгреко-римско-египетских типов и атрибутов: сфинксы, грифоны, секретеры в виденадгробий, стулья-клисмосы (с саблевидными ножками), курульные кресла, кроватина пьедесталах и т.д.
Однако большая частьпроизводимой тогда в Англии мебели отражает более тонкую и спокойную, а иногдадаже оригинально-фантазийную интерпретацию греческих и римских мотивов. Этивещи могли быть покрыты чёрным лаком, позолотой, расписными панелями, но моглии сохранять фактуру дерева открытой; в них присутствуют курватуры — в ножках, вопорах подлокотников; особенно популярны «древнегреческие» саблевидные ножки. Укресел пропорции близки к кубическим, сиденья расширены в угоду широкимсюртукам, введённым в моду Красавчиком Браммелом, знаменитым и непревзойдённымденди, любимцем высшего света и принца Георга. Можно сказать, что эгоистичный,но одновременно трезво-саркастический дендистский взгляд на мир уберегалангличан от пафосности и чрезмерности наполеоновских декоративных спектаклей.
К концу периода стильРегентства утяжеляется и упрощается. На смену строгому классицизму приходитбидермайер, а с ним и «возрождённые стили». Влияние французской моды с еёволнами повторения «Людовиков» ощущалось, но Англии и самой было что возрождать- непременную готику, ренессанс (то есть стиль Тюдор, или Елизаветинский), атакже наследие «золотого мебельного века» — стиль королевы Анны, Чиппендейл,Хэпплуайт и Шератон. Готика из моды и не выходила — в 1808 году в сборнике «ACollection of Designs for Household Furniture» («Коллекция проектов домашнеймебели») Джордж Смит предлагает не только неоклассические, но и неоготическиепроекты. Главной фигурой готического возрождения 1830-1840-х годов былархитектор Аугустус Уэлби Пьюджн (1812-1852), автор здания парламента, но такжевышедшего в 1835 году сборника «Gothic Furniture in the Stile of the FifteenthCentury» («Готическая мебель в стиле пятнадцатого века») с проектами ясной итектоничной мебели, изготовлявшейся исключительно из дуба и раскрашивавшейся.
К 1830 году вариацииразных исторических стилей уже широко публикуются и пользуются популярностью,необходимость в стилистических новациях вроде бы отпадает. Впрочем, некий общийэстетический феномен следующей эпохи определить можно — это «викторианскийстиль», термин не стилистический, но скорее культурологический. Английскийконсерватизм, английское промышленное и военное могущество, амбиции мировойсупердержавы — всё, что сегодня ассоциируется со славой Англии и незыблемостьюеё традиций, да и само понятие Good Old England принадлежат викторианскойэпохе. В английской мебели XIX века можно найти следы всех этих обстоятельств.
Рост населения,развитие массового производства и сбыта обусловили спрос и предложениепрактичной и недорогой мебели, и во множестве мебельных торговых домов имагазинов были представлены на выбор целые готовые гарнитуры. Место стула каксамого важного типа мебели в викторианскую эпоху заняло большое кресло, а такжевсевозможные обитые диваны — в них эпоха упражняется в изобретательности. Типовдиванов в ходу огромное количество, самых разных форм и назначений, гораздобольше, чем можно вообразить или встретить сейчас. В 1828 году запатентованпринцип пружинного матраса, что привело к революции в мягкой мебели —пружинными делаются не только сиденья, но и спинки, мебель становится оченькомфортабельной, но всё более пухлой, аморфной, видом напоминая стёганоеодеяло; возникает характерный викторианский эффект «перенаполненности». Всочетании с игривыми неорокайльными формами техника обивки требовала большогомастерства, хотя деревянные части из красного дерева или ореха ужеизготавливались машинным способом. К середине века в некоторых вещах открытаяфактура дерева, любимый английский show-wood вообще исчезает, мебельныеконструкции скрываются под сплошной обивкой и бахромой и сводятся просто кстальным рамам, что удешевляет производство.
Перенасыщенность «историзирующим»декором (но отсутствие позолоты), обивка ярким шёлком или бархатом,тяжеловесная эклектическая пышность — это викторианский вкус в мебели,порождение процветающей империи, тиражируемое каталогами, празднующее триумфына Всемирных выставках, первая из которых прошла в 1851 году в Лондоне, быланазвана «Великой» и явила миру воплощение изобилующего товарамикапиталистического рая. Но Англия и первой подвергла сомнению эстетическиеидеалы капитализма.
Альтернативой сталатоже ретроспекция. В 1861 году художник и писатель Уильям Моррис (1834-1896)основал знаменитое художественное объединение «Искусства и ремёсла», переросшеев серьёзное движение.
Основным его принципомбыло возрождение художественного ремесла в его средневековом понимании,производство вещей вручную небольшими товариществами художников-мастеров сприменением старинных методов и использованием истинно английских материалов.Славу ему принесли массивные и эффектные вещи, вдохновлённые французской ианглийской средневековой мебелью, украшенные железными накладками, расписанныеДанте Габриэлем Россетти и другими художниками-прерафаэлитами, входившими вобъединение Морриса. Исследовалась не только историческая, но и традиционная,народная мебель, в которой средневековье сохранялось на генетическом уровне.Цель — достижение простоты, удобства и низкой цены (последнее плохополучалось). Фирма «Morris & Co» просуществовала до 1940 года и в общемпридерживалась изначальных идеалистических принципов.
Новация поначалурадикальной не выглядела. Архитектор Чарльз Ренни Макинтош (1868-1928), отецстиля «Либерти», английского модерна, автор нового здания Школы искусств вГлазго, в 1900 году создаёт мебель и выставляет её на венском Сецессионе. Онасделана из чернёного дуба. У стульев характерные, хоть и преувеличенныевертикальные пропорции английских стульев начала XVIII века, трапециевидныесиденья, прямые ножки с проногами; у столов и кресел средневековая «рубленая»монументальность. Чёткая линеарность, обобщённый геометризм объёмов вполне врусле и принципов движения «Искусств и ремёсел», и черт венского модерна, истилистики Райта. Но именно фантастическая точность выведенной в результатеформулы обеспечила макинтошевскому стулу такую бешеную популярность в конце XXвека — чем дальше он от своей эпохи, тем радикальнее и современнее кажется. Они итог, и предтеча всего, и квинтэссенция строгого и ясного английского вкуса,и непревзойдённый образец для современного респектабельного минимализма.Двойной временной вектор как сущностное свойство английской традиции.
английскийстиль дизайн интерьер мебель


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :