План
Вступление
1. Общая характеристика права лесопользования
1.1 Понятие правалесопользования
1.2 Содержание правалесопользование
2. Виды лесопользования
2.1Право общего лесопользования
2.2 Правоспециального леспользования
3. Основания возникновенияи прекращения пользования лесами
3.1 Основаниявозникновения права лесопользования
3.2 Основанияпрекращения права лесопользования
Заключение
Список литературы
Вступление
Уязвимость иэкологическая нестабильность волшебной зелени и важного природного богатстваУкраины — лес — постоянно привлекали и привлекают внимание специалистов лесногодела и других естественных наук, а также широкого круга общественности. Инеудивительно, ведь леса всегда были и остаются одним из главных природныхфакторов, местом формирования трудовой деятельности человека — начиная сдоисторических времен и до сегодняшних дней. Экологические и экономическиепротиворечия относительно лесопользования и направлений его развития нередкосводят к эмоциональному восприятию поверхностных, иногда разрозненных факторов,без выяснения их глубинных причин. Многие ученые и политики видят возможностьулучшить экологическую ситуацию на пути дальнейшего расширения объектовприродно-заповедного фонда, существенного ограничения или даже полногопрекращения промышленного лесопользования в лесах некоторых регионов, неприбегая к системному анализу состояния дел в отрасли, к освещению объективныхлесоводческих — технических показателей, характеризующих состояние лесов иизменения, произошедшие в них за прошедшие десятилетия и происходят сегодня.
Актуальность этих проблемобусловливает важность глубокого и всестороннего научного исследования широкогокруга вопросов, связанных с правовым регулированием лесопользования, а особеннотаких важных видов пользования лесными ресурсами как заготовка древесины иживицы, а также других видов лесопользования. А так же выяснения тех основанийв связи, с которыми может возникать и прекращаться право лесопользования.Детальный анализ и характеристика нынешнего состояния лесопользования,разработка предложений и рекомендаций по его совершенствованию получили нетолько теоретического, но практического значения. Они необходимы длядальнейшего улучшения законодательства, регулирующего деятельностьсоответствующих органов государства по лесопользования, улучшение подготовкикадров для них.
В системе права любогогосударства лесопользования, его законодательное закрепление занимают особоеместо. Это обуславливается кругом тех общественных отношений, подлежащихупорядочению, охране и развитию в соответствии с объективными потребностями.
Понятия, проблемысущности, состояния, практического применения, совершенствования и перспективразвития права лесопользования привлекали внимание многих ученых-экологов. Этимвопросам посвящен ряд диссертаций, учебных пособий, научных статей, вчастности: В.Ф. Горбового, В.И. Андрейцева, А. Бобко, И. Синякевич, Я.Лазаренко, Г.В. Тищенко, А.И. Крассова, Б.В. Ерофеева, В. Завгородний, В.Непийводи и других, у которых раскрывается понятие, содержание и принципылесопользования, а также высказываются рекомендации по его совершенствованию имеханизма осуществления.
Объектом исследованияявляется лесопользование как один из важных правовых институтов лесного права.
Предметом исследованияявляются общественные отношения в сфере лесопользования.
Методологической основойкурсовой работы стали такие методы научного познания как диалектический,сравнительно-правового исследования, системно-структурный,формально-догматический. Причем каждый из них в конкретном случае использовалсяне в чистом виде, а в сочетании с другими.
Целью исследованияявляется определение на основе анализа научной литературы и законодательства,касающегося проблем экологического права, сущности и особенностей праваприродопользования.
Для достижения этой целив процессе написания курсовой работы ставились следующие основные задачи:
1. Определить понятие ивыяснить содержание лесопользования;
2. Раскрыть сущностьвидов лесопользования.
3.Рассмотреть основаниявозникновения и прекращения права лесопользования.
лесной ресурсправо
1.Общая характеристика права лесопользования
1.1Понятие права лесопользования
Праволесопользования в юридической литературе рассматривается как один из важныхправовых институтов лесного права, который включает в себя совокупностьправовых норм, устанавливающих условия и порядок многоцелевого рациональногоиспользования, воспроизводства и охраны лесов, ведение лесного хозяйства, праваи обязанности лесопользователей, исходя из интересовобщества в получении древесины, других лесных ресурсов, использование другихполезных свойств леса.[1]
Праволесопользования является также составной частью права природопользования,поэтому ему присущи все общие особенности последнего. Вместе с тем, праволесопользования имеет определенные особенности, что обусловлено формойгосударственной собственности на леса, их правовым режимом, значимости лесов висполнении экологической, экономической, культурно-оздоровительной и другихфункций.
Право лесопользованияследует рассматривать в двух аспектах: как объективное и как субъективноеправо. Объективное право лесопользования- это совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рациональногоиспользования и воспроизводства лесов, основания возникновения, изменения ипрекращения правоотношений в указанной области. Субъективноеправо лесопользования — это установленная и гарантированная законом возможностьконкретных субъектов на непосредственную эксплуатацию лесов с цельюудовлетворения потребностей в лесных ресурсах, добычу их полезных свойств[2].
Как уже говорилось, ранее право лесопользования носит целевойхарактер. Государство предоставляет отдельным лесопользователямконкретные участки леса, объекты лесопользования для определенных целей,которые в обязательном порядке фиксируются в разрешениях на право пользования.Предоставление праву лесопользования целевого характера имеет важное значение. Оно дает государству возможность планироватьэксплуатацию природных ресурсов и тем самым обеспечивать наиболее эффективноеих использование в интересах общества. Использования предоставленных объектовне по назначению рассматривается не только как выход за пределы правалесопользования, но и как нарушение права государственной собственности на них.В ряде случаев это нарушение влечет за собой изъятие у лесопользователя соответствующегоучастка или объекта, а соответственно, и прекращение права лесопользования поотношению к ним. Одинаково лесопользователи не имеют права покидатьпредоставлен объект без использования.
Право лесопользования относится к абсолютным правам. Лесопользователиимеют право требовать от любого воздерживаться от неправомерных вторжений впределы их лесопользования. Лица, нарушающие права лесопользователей, должнывыполнять следующие требования. Право лесопользования охраняетсягосударственными органами от нарушений со стороны любых лиц.
Право лесопользования непосредственно связано с охранойприроды и ее отдельных объектов: это две стороны одной медали, двевзаимосвязанные и взаимообусловленные категории. Использование и охрана — элементы одной системы взаимодействия общества и природы. Воздействие наприроду происходит в процессе ее использования. Итак, правовое регулированиелесопользования и охрана природы должны осуществляться единым комплексом.
1.2 Содержание права лесопользования
Если говорит о содержании права лесопользования, то здесь,как и во всех правовых отношениях выделяются три элемента: субъект, объект исодержание данных правоотношений, под которым понимают совокупность прав иобязанностей субъекта по отношению к объекту.
Субъектами лесопользования являются органы государственнойвласти, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, которыедействуют в соответствии с Конституцией и Законами Украины.
Следует отметить, что в зависимости от срока, на которыйлесные ресурсы могут предоставляться определенным лицам выделяют постоянныхлесопользователей и временных лесопользователей.
Так,согласно ст.9 Лесного кодекса Украины в постоянное пользование земельныеучастки лесного фонда предоставляются специализированным лесохозяйственнымпредприятиям, другим предприятиям, учреждениям, организациям, в которых созданыспециализированные подразделения (постоянные лесопользователи), для ведениялесного хозяйства, а также для специального использования лесных ресурсов, нужд охотничьего хозяйства,культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей ипроведения научно-исследовательских работ в порядке, предусмотренном Леснымкодексом[3].В постоянное пользование для этой же цели отдельные земельные участки лесногофонда площадью до 5 гектаров, если они входят в состав угодий крестьянских(фермерских) хозяйств, могут предоставляться гражданам со специальнойподготовкой.
Во временное пользование по согласованию с постоянными лесопользователямиземельные участки лесного фонда могут предоставляться предприятиям,учреждениям, организациям, объединениям граждан, религиозным организациям, гражданамУкраины, иностранным юридическим лицам и гражданам (временные лесопользователи)для специального использования лесных ресурсов, нужд охотничьего хозяйства,культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей и проведения научно-исследовательских работ.
Итак, субъектами лесопользования являются государственные,коллективные, общественные предприятия, учреждения, организации, в том числерелигиозные, граждане Украины и их объединения, иностранные юридические лица играждане. Субъектами права лесопользования также могут быть иностранныеюридические и физические лица.
Объектами права лесопользования являются лесные ресурсы иземельные участки лесного фонда.
Согласно п. 1. ст. 1 Лесного кодекса Украины лес — этосовокупность земли, растительности, в которой доминируют деревья и кустарники,животных, микроорганизмов и других природных компонентов, взаимосвязанные всвоем биологическом развитии, влияют друг на друга и на окружающую среду. ЛесаУкраины являются ее национальным богатством и по своему назначению и местурасположения выполняют преимущественно экологические (водоохранные, защитные,санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные), эстетические,воспитательные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение иподлежат государственному учету и охране[4].
Леса Украины по экологическим и хозяйственным значением подразделяются на первую и вторую группы.
Кпервой группе относятся леса, выполняющие преимущественно природоохранныефункции. В зависимости от выполняемых имифункций леса первой группы относятся к таким категориям:
1. водоохранительные (полосы лесов по берегам рек, вокругозер, водохранилищ и других водных объектов, полосы лесов, защищающиенерестилища ценных промысловых рыб, а также защитные лесные насаждения наполосах отвода каналов);
2. защитные (леса противоэрозионные, защитные полосылесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог международного,государственного и областного значения, особо ценные лесные массивы,государственные защитные лесные полосы, байрачные леса, степные перелески идругие леса степных, лесостепных, горных районов, имеющих важное значение для защиты окружающей среды). К этойкатегории относятся также полезащитные лесные полосы, защитные лесныенасаждения на полосах отвода железных дорог, защитные лесные насаждения наполосах отвода автомобильных дорог;
3. санитарно-гигиенические и оздоровительные (лесанаселенных пунктов, леса зеленых зон вокруг населенных пунктов и промышленныхпредприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источниковводоснабжения и леса зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительныхтерриторий.
Кпервой группе относятся также леса на территориях природно-заповедного фонда(заповедники, национальные природные парки, памятники природы, заповедныеурочища, региональные ландшафтные парки, леса, имеющие научное или историческоезначение (включая генетические резерваты), лесо-плодовые насаждения исубальпийские древесные и кустарниковыегруппировки.
Ковторой группе относятся леса, рядом с экологическим имеют эксплуатационноезначение и для сохранения защитных функций, непрерывности и неизнурительности использованиякоторых устанавливается режим ограниченного лесопользования[5].
Все леса на территорииУкраины составляют ее лесной фонд. К лесному фонду относятся также земельныеучастки, не покрытые лесной растительностью, но предоставленные для нуждлесного хозяйства.
К лесному фонду неотносятся все виды зеленых насаждений в пределах населенных пунктов, которые неотнесены к категории лесов, отдельные деревья и группы деревьев, кустарники насельскохозяйственных угодьях, усадьбах, приусадебных, дачных и садовыхучастках.
Лесные ресурсы — этосовокупность материальных благ леса, которые можно использовать без ущербаокружающей среде и с наибольшей хозяйственной эффективностью. Все разнообразиекомпонентов лесных ресурсов в зависимости от их назначения и особенностейиспользования можно объединить в следующие группы: сырьевые ресурсы древесногопроисхождения (древесина, древесная зелень, кора), ресурсы недревеснойпроисхождения (грибы, ягоды, плоды, орехи, лекарственные ресурсы, кормовые итехнические ресурсы недревесной растительности и т.д.), ресурсы животногопроисхождения (полезная и вредная лесная фауна, яйца, мед, рога диких животныхи т.п.), многосторонние полезные функции леса и его положительное влияние наокружающую среду[6].
Всегруппы компонентов лесных ресурсов имеют важное экономическое и социальноезначение. Их целесообразно использовать в народном хозяйстве в направлениях,которые позволяют достичь высоких конечных результатов.
Содержание права лесопользования можно рассматривать каксодержание правового института, субъективного права и правоотношения.
Содержаниеправового института лесопользования заключается в возможных правах иобязанностях субъектов этого права, которые могут складываться на основе нормданного института. Эти права и обязанностисоставляют содержание норм института лесопользования. Содержание субъективногоправа лесопользования состоит из соответствующих прав (правомочий) субъектаправа. Смысл же правоотношения — это конкретные права и обязанности субъектовправа как участников конкретного правоотношения.
Общийсмысл права лесопользования заключается в правах и обязанностях субъектов повладению и пользованию лесными ресурсами. Право лесопользования, а собственно иправомочия по владению и пользованию, неразрывно связано с правомгосударственной собственности на природные ресурсы и зависит от него. Причем,если в праве государственной собственности правомочия по владению и пользованиюявляются независимыми друг от друга (государство может владеть земельнымиучастками, не пользуясь ими), то в праве лесопользования они взаимосвязаны(лесопользователь не может обладать объектом, не пользуясь им, а его право может быть прекращено, если он не приступил кпользованию объектом в определенный срок). Кроме того, если в правесобственности пользования выступает как правомочность государства, то в правелесопользования — одновременно и право и обязанность лесопользователя. Такимобразом, содержание правомочий, принадлежащих собственнику — государству илесопользователей, разный. В содержание правалесопользования во всех случаях входит право владения. В силу этого правапользователь может находиться на предоставленном ему участке леса, осуществлятьту деятельность, для которой он предоставлен. В этом смыслеправо владения предшествует праву пользования[7].
Правовладения имеет большое практическое значение для лесопользователя и может бытьзащищено им как самостоятельное правомочие. Это право предоставляетлесопользователям возможность устанавливать и поддерживать на предоставленномему участке определенный порядок. Да, он можеттребовать от всех других лиц поведения, который не нарушал бы его интересов;допускать пребывания на его участке тех или иных лиц; требовать удалениянежелательных лиц. Однако право не является безграничным. В отдельных случаях, когда этого требуют общественныеинтересы, данное право ограничивается законом.
Наиболее важным правомочием, что входит в содержание правалесопользования, считается право пользования, поскольку оно является той целью,для достижения которой и устанавливается право лесопользования. В силу этоголесопользователь может эксплуатировать предоставленный ему объект путемхозяйственного, разумного его использования для извлечения полезных свойств впределах прав, предоставленных в соответствии с законом.
Пользованиясоответствующим объектом должно быть рациональным, эффективным, не нарушатьправ других пользователей и не наносить ущерба другим объектам природы, а такжеокружающей природной среде в целом. Помимо владения и пользования объектамиюридические лица, являющиеся субъектами права лесопользования, могутосуществлять и другие действия, юридическая квалификация которых охватываетсяобщим понятием внутрихозяйственного управления. Этаправомочность заключается в том, что пользователи могут и обязаны осуществлятьВнутрихозяйственное управления предоставленными в пользование объектами,которое обеспечит рациональное их использование для достижения установленнойцели, проводить внутрихозяйственный учет состояния и использования данныхобъектов.
Регламентациявидов права пользования лесом и форм их реализации имеет важное значение дляобеспечения рационального использования и охраны лесов. Выделяют следующие видылесопользования:
1. по основаниям возникновения — общее и специальное использование лесных ресурсов;
2. по правовой формой реализации — первичное использованиелесов;
3. по срокам использования — постоянное и временное;
4. по целевому назначению леса — использование лесов для нуждлесного хозяйства, для нужд охотничьего хозяйства; в научно-исследовательских,санитарно-гигиенических, рекреационных, оздоровительных, спортивных и иныхцелях[8].
В нашейработе мы рассмотрим классификацию права лесопользования в зависимости отоснований возникновения такого права.
2.Виды лесопользования.
2.1 Право общеголесопользования
Согласно ст. 13Конституцией Украины, земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другиеприродные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсыее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоныявляются объектами права собственности Украинского народа[9].Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами правасобственности народа в соответствии с законом.
Закон Украины «Обохране окружающей природной среды» отмечает, что использование природныхресурсов в Украине осуществляется в порядке общего и специальногоиспользования. Законодательством Украины гражданам гарантируется право общегоиспользования природных ресурсов для удовлетворения жизненно необходимыхпотребностей (эстетических, оздоровительных, рекреационных, материальных ит.д.) бесплатно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами ипредоставления соответствующих разрешений, за исключением ограничений,предусмотренных законодательством Украины.
Указанные положенияконкретизируются в ст. 66 Лесного Кодекса Украины: граждане имеют право в лесахгосударственной и коммунальной собственности, а также с согласия собственника влесах частной собственности свободно находиться, безвозмездно без выдачиспециального разрешения собирать для собственного потребления дикорастущиетравяные растения, цветы, ягоды, орехи, грибы и т.д., кроме случаев,предусмотренных настоящим Кодексом и другими законодательными актами Украины.
Право общеголесопользования является общедоступным, то есть гарантируется всем физическимлицам, причем не только гражданам Украины, а всем лицам, находящимся на еетерритории несмотря на правовые основания такого пребывания. Для субъектов общегоиспользования природных ресурсов законодательством не устанавливаетсявозрастных ограничений.
Согласно ст. 333Гражданского кодекса Украины[10] лицо, собиравшее ягоды, лекарственныерастения, поймавшее рыбу или получила иную вещь в лесу, водоеме и т.п.,является их собственником, если оно действовало в соответствии с законом,местного обычая или общего разрешения владельца соответствующего земельногоучастка.
На законодательном уровнене закреплена процедура и форма предоставления владельцем такого разрешения.Существует мнение, что общее разрешение владельца на пользование леснымиресурсами следует считать предоставленным, если владелец не установленотдельных ограничений общего лесопользования. При этом на собственника лесадолжна быть возложена обязанность по информированию населения через средствамассовой информации или иным способом (в частности, в виде специальных знаков,табличек с информацией о соответствующих ограничениях, устанавливаемых награнице леса) о установлены ограничения на лесопользование[11].
Следует отметить, чторежим общего лесопользования может быть ограничено в нескольких случаях. Перваягруппа таких ограничений касается территорий и объектов природно-заповедногофонда и некоторых других категорий природных территорий особо охраняемых.Соответствующие ограничения предусмотрены Законом Украины «Оприродно-заповедном фонде Украины» и прежде всего касаются территорий природныхзаповедников, заповедных зон биосферных заповедников, заказников, ботаническихсадов, дендрологических, зоологических парков и парков — памятниковсадово-паркового искусства. Специальные ограниченияния общего лесопользованияна конкретных территориях и объектах природно-заповедного фонда могутустанавливаться тиак же положениями об этих территории или объекты. Так,например, на территории природных заповедников, в заповедной зоне биосферныхзаповедников и национальных природных парков запрещается все видылесопользования.
Ограничение права общеголесопользования могут накладываться по способам природопользования (напримерспособами, наносящих ущерб воспроизводству природных ресурсов), по видам(например, запрет выпаса скота, охоты, рыболовства и т.д.), по срокам (вопределенный период года, в период гнездования птиц, в ночное время и т.д.).
Граждане приосуществлении общего использования лесных ресурсов обязаны выполнять требованияпожарной безопасности в лесах, пользоваться лесными ресурсами способами и вобъемах, не наносящих вреда воспроизведению этих ресурсов и не ухудшаютсанитарного состояния лесов, руководствоясь при этом Правилами пожарнойбезопасности в лесах Украины, утвержденных приказом Госкомлесхоза Украины от27.12.2004 г.
Максимальные нормыбесплатного сбора дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибови т.п. устанавливаются органами исполнительной власти по представлению органаисполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым,территориальных органов центрального органа исполнительной власти по вопросамлесного хозяйства, согласованным с органом исполнительной власти по вопросамохраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, территориальнымиорганами центрального органа исполнительной власти по вопросам охраныокружающей природной среды.
Осуществление побочноголесопользования пользований регулируется «Порядком заготовки второстепенныхлесных материалов и осуществления побочных лесных пользований в лесах Украины», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 23 апреля 1996 N449. Этот порядок определяет, что сбор гражданами в лесах дикорастущих травянистыхрастений, цветов, грибов, ягод, орехов и других плодов для собственногопотребления принадлежит к общему использованию лесных ресурсов и производитсябесплатно[12].
Заготовка второстепенныхлесных материалов и побочные лесные пользования должны осуществляться способамии в сроки, исключающие возможность причинения вреда лесу. Порядком установленыоснова ресурсной базы для заготовки в лесах дикорастущих плодов, орехов,грибов, ягод, лекарственных растений, границы, правила и периодичность ихсбора.
Итак, несмотря на то, что дляреализации права общего лесопользования не нужно получать специальноеразрешение, государством все же устанавливает определенные ограничения в виденорм, способов сбора объектов растительного мира и требований пожарнойбезопасности в целях сохранения и обеспечения воспроизводства лесных ресурсов.
2.2 Право специальноголесопользования
В порядке специальногоиспользования природных ресурсов гражданам, предприятиям, учреждениям иорганизациям предоставляются во владение, пользование или аренду природныересурсы на основании специальных разрешений, зарегистрированных в установленномпорядке, за плату для осуществления производственной и иной деятельности, а вслучаях, предусмотренных законодательством Украины, — на льготных условиях.
В отличие от права общеголесопользования, правом специального лесопользования наделяется специальныйсубъект. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо.
Важным признаком праваспециального лесопользования является его цель — как правило, получениеприбыли.
Специальноелесопользования осуществляется на платной основе и сопровождается выделениемлесного участка для установленных целей, без предоставления земельных участков.Лесной участок может быть выделен одному или нескольким временнымлесопользователям для различных видов использования лесных ресурсов.
Право специальноголесопользования имеет договорную форму: осуществление лесных пользованийдопускается при наличии специального разрешения — лесорубного билета (ордера)или лесного билета. На отведенных земельных участках лесного фонда могутиспользоваться только те лесные ресурсы, на которые выданы специальноеразрешение.
Специальное разрешениевыдается владельцами лесов или постоянными лесопользователями в установленномпорядке также на проведение других рубок и работ, как связанных, так и несвязанных с ведением лесного хозяйства.
Формы специальныхразрешений и порядок их выдачи утверждены Постановлением Кабинета МинистровУкраины от 23 мая 2007 N 761 «Порядок выдачи специальных разрешений наиспользование лесных ресурсов».
Лесорубный или леснойбилет является основным документом, на основании которого:
1. осуществляетсяспециальное использование лесных ресурсов;
2. ведется учетразрешенных к отпуску запасов древесины и других продуктов леса,устанавливаются сроки осуществления лесных пользований и вывоза заготовленнойпродукции, сроки и способы очистки лесосек от порубкових остатков, а также учетестественного возобновления леса, подлежащего сохранению;
3. ведется учет платы,начисленной за использование лесных ресурсов
Лесорубный билет выдаетсяорганом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства АвтономнойРеспублики Крым, территориальными органами Госкомлесхоза, на заготовкудревесины при проведении рубок главного пользования на основании утвержденной вустановленном порядке расчетной лесосеки.
Оформление разрешений наспециальное использование лесных ресурсов осуществляется в установленномпорядке до начала работ. В исключительных случаях допускается оформлениелесорубочного билета в течение месяца от начала рубки.
Лесной билет выдаетсявладельцем лесов или постоянным лесопользователям для: заготовки второстепенныхлесных материалов, осуществления побочных лесных пользований, использованиеполезных свойств лесов на условиях краткосрочного временного пользования (до 1года).
Лесной билет выдаетсяежегодно на основании лимитов использования лесных ресурсов во время заготовкивторостепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований (впределах территории и объектов природно-заповедного фонда) — по согласованию сорганом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной средыАвтономной Республики Крым, территориальных органов Минприроды. Для выдачилесного билета предприятия, учреждения, организации и граждане подают заявку наиспользование лесных ресурсов.
Передача лесного билетадругому лесопользователей может осуществляться владельцем лесов или постояннымлесопользователям, которые выдали билет, на основании письменного заявления.Отметка о передаче лесного билета делается во всех его экземплярах. С моментавыдачи лесорубочного или лесного билета выделены лесопользователей лесныеучастки (лесосеки) сдаются под его охрану.
Лесорубный или леснойбилет может быть аннулирован по решению органов Госкомлесхоза, владельцев лесовили постоянных лесопользователей, которые выдали билет, согласно закону.
Выдача разрешений наспециальное использование лесовых ресурсов государственного значенияосуществляется в соответствии с утвержденным лимитами. Этот вопрос регулируетсяПоложением о порядке установления лимитов использования природных ресурсовобщегосударственного значения, утвержденного постановлением Кабинета МинистровУкраины от 10 августа 1992 № 459, п.2 которого отмечает, что лимитыспециального использования лесных ресурсов устанавливаются в порядке,определенном Лесным кодексом Украины .
Согласно с ЛеснымКодексом лимит использования лесных ресурсов при заготовке второстепенныхлесных материалов устанавливается соответствующими органами исполнительнойвласти по представлению органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйстваАвтономной Республики Крым, территориальных органов центрального органаисполнительной власти по вопросам лесного хозяйства, согласованным с органомисполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды АвтономнойРеспублики Крым, территориальными органами центрального органа исполнительнойвласти по вопросам охраны окружающей среды
Лимит использованиялесных ресурсов при осуществлении побочных лесных пользований устанавливаетсяорганами исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом попредставлению органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйстваАвтономной Республики Крым, территориальных органов центрального органаисполнительной власти по вопросам лесного хозяйства, согласованным с органомисполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды АвтономнойРеспублики Крым, территориальными органами центрального органа исполнительнойвласти по вопросам охраны окружающей природной среды.
Согласно со ст. 67Лесного Кодекса, выделяются такие виды специального лесопользования взависимости от целевого назначения:
1. использованиедревесных ресурсов леса — заготовка древесины, заготовка живицы, заготовкавторостепенных лесных материалов (пней, луба, коры и т.п.);
2. побочное использованиелеса — сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесныхсоков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод, лекарственныхрастений и технического сырья;
3. использование лесовдля воспроизведения ресурсов животного происхождения, пользования лесом длянужд охотничьего хозяйства;
4. использование леса внаучно-исследовательских целях, в культурно-оздоровительных, рекреационных,спортивных и туристических целях.
Так же, в зависимости отсрока, на который устанавливается пользование земельными участками лесногофонда, может быть постоянным или временным. Право постоянного пользованияземельными участками лесного фонда удостоверяется государственным актом направо постоянного пользования землей. Земельные участки лесного фонда могутпредоставляться временным пользователям по согласованию с постояннымипользователями. Временное пользование земельными участками лесного фонда можетбыть: краткосрочным — до трех лет и долгосрочным — от трех до двадцати пятилет. Подробнее данный вопрос мы рассмотрим в Разделе 3 данной работы.
Рассмотрим важнейшие видыспециального лесопользования.
Заготовка древесиныявляется основным лесным пользованием в части удовлетворения потребностейобщества в лесных ресурсах. Порядок заготовки древесины регулируется ст. 70Лесного кодекса Украины, постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июля1999 № 1378 о правилах отпуска древесины на пне в лесах Украины.
Правила отпуска древесинына корню в лесах Украины — это система норм относительно установления лимитов,их распределения и выдачи разрешений на заготовку древесины, живицы и другихпродуктов леса, сроков и порядка их заготовки и вывоза.
Заготовка древесины впорядке специального использования осуществляется при рубок главногопользования, проводимых в спелых деревостанах.
Правила рубок главногопользования в лесах Украины, утвержденными постановлением Кабинета МинистровУкраины от 27 июля 1995 № 559, определяются как система норм и требованийотносительно осуществления рубок, в основу которых положены соблюденияпринципов непрерывного, неистощающего и рационального использования лесныхресурсов, сохранение условий воспроизводства высокопродуктивных устойчивыхнасаждений, их экологических и других полезных свойств.
В свою очередь, рубкиосновного пользования в зависимости от особенностей лесов могут быть выборочные(вырубается часть деревьев перестойных и спелых возрастов, при этом способерубки участок остается покрытой лесной растительностью), постепенные (рубки,при которых предусматривается вырубка древостоя за несколько приемов), сплошные(рубки, при которых весь деревостан вырубается полностью, за исключениемсеменников жизнеспособного подроста и молодняка, ценных и редких видов деревьеви кустарников, подлежащих сохранению).
Рубки основногопользования в исключительных случаях могут проводиться в поспевающиедеревостанах лесов второй группы с разрешения центрального органаисполнительной власти по вопросам лесного хозяйства, согласованного сцентральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающейприродной среды.
Кроме рубок основногопользования, законодательство выделяет рубки, связанные с ведением лесногохозяйства (рубки освещения, прочистка, прореживание, проходные рубки), а такжедругие рубки (выборочные санитарные рубки, сплошные санитарные рубки, лесовосстановительнаярубки в деревостанах, что теряют защитные, водоохранные и другие природныесвойства прокладки квартальных просек, уход за подростом и за опушкой т.п.)
Применения тех или иныхвидов и способов рубок определяется правовым режимом лесов первой и второйгруппы и должно быть направлено на улучшение породного состава и продуктивностилесов, восстановление хозяйственно-ценных древесных пород[13].
В особо защищенныхучастках леса может быть полностью или частично запрещено применение отдельныхвидов и способов рубок.
Лимитом заготовкидревесины в порядке рубок основного пользования является утвержденная вустановленном порядке расчетная лесосека. Заготовка древесины в порядке рубокосновного пользования в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается.Приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 05.02.2007 №38 утвержденной Инструкцией о порядке согласования и утверждения расчетныхлесосек.
Под расчетной лесосекой понимаютнаучно-обоснованную оптимальную ежегодную норму вырубки спелых древостоев,исчисляемую на длительный период для каждого предприятия, ведущего лесноехозяйство, раздельно по группам лесов, хозяйствами в каждой области, регионе.
Заготовка древесины вразмерах, превышающих расчетную лесосеку, как правило, запрещается, кромеслучаев крайней необходимости и только с разрешения Кабинета Министров Украины.Заготовка древесины осуществляется ежегодными планами, которые состоят изутвержденного перспективного плана путем распределения между лесозаготовителямлетнего лесосечного фонда государства (необходимый объем заготовки древесины покаждому лесозаготовительных предприятий в год).
Субъектами правазаготовки древесины является заготовительные предприятия, учреждения,организации, на которые возлагается комплекс обязательств, предусмотренныхЛесным кодексом Украины и п. 5 Правил отпуска древесины на корню в лесахУкраины: рационально использовать древесину (не оставлять недорубок,заготовленной древесины на местах рубок, не допускать ее потерь и т.д.),обеспечивать охрану лесов (соблюдать требования пожарной безопасности, незасорять леса, сохранять подрасти и молодняк и т.д.), недопускать негативноговлияния лесозаготовок на другие природные объекты (лесные почвы, водоемы), атакже не наносить вреда различным сооружениям в лесах.
Плата за заготовкудревесины на корню взимается за установленным постановлением Кабинета МинистровУкраины от 20 января 1997 № 44 таксами на древесину лесных пород, отпускаемыхна корню, либо в виде арендной платы или дохода, полученного от реализациилесных ресурсов на конкурсных условиях.
Важным видомлесопользования является заготовка живицы. Порядок заготовки живицы регулируетсяст. 72 Лесного кодекса Украины, Правилами отпуска древесины на корню в лесахУкраины, Правилами заготовки живицы в лесах Украины[14].
Живица — это смолахвойных деревьев, которая используется для получения медицинских препаратов, атакже в технических целях. Живицу получают путем подсечки, т.е. надреза на кореспелых и приспевающих хвойных насаждений. Заготовка живицы осуществляется, восновном, постоянными и временными лесопользователями — предприятиямилесозаготовительной промышленности на основании специального разрешения — лесорубочного билета, который выдается на весь срок эксплуатации участка,предназначенного для подсечки. Заготовка живицы осуществляется на отведенных ипредназначенных насаждениях согласно плану отвода насаждений для подчески внатуре, решением областной государственной администрации о распределении лимитазаготовки живицы. Отвод насаждений и оформления их в натуре производитсясогласно Правилам отпуска древесины на корню. Общая площадь насаждений,передающаяся для подсечки, не должна превышать 10 расчетных лесосек.
Для подсечки передаютсяспелые насаждения: сосны не ранее чем за 10 лет, ели — за 3 года, лиственницы — 5 лет до назначения их к сплошной рубки или последнего приема постепеннойрубки. Подсечка поспевающих насаждений сосны допускается за неимением спелыхсосновых древостоев.
Для не подлежатнасаждения в очагах размножения вредителей до их ликвидации; насаждения влесах, где согласно законодательству не допускается проведение рубок основногопользования; насаждения, ослабленные в результате пожаров, поврежденныевредителями, болезнями и другими неблагоприятными факторами; насаждения, вкоторых предусматривается проведение выборочных рубок основного пользования.
Срок, порядок итехнология заготовки живицы в хвойных насаждениях устанавливаетсяГосударственным комитетом лесного хозяйства.
Особенностью правовогорегулирования заготовки живицы является то, что до окончания сроков подсечки вхвойных деревостанах, предназначенных для заготовки живицы, рубки главногопользования запрещаются. Вырубка этих древостоев к их подсечки, а такжедосрочное изъятие их из подсечки может допускаться, как правило, с разрешенияГосударственного комитета лесного хозяйства Украины. Так, досрочное изъятиедеревьев с подсечки возможно при резком ухудшении санитарного состояния илиповреждении деревьев во время пожара.
Плата за заготовку живицыопределяется в пределах такси на живицу, утвержденные постановлением КабинетаМинистров Украины от 20 января 1997 № 44.
Заготовка второстепенныхлесных материалов — пней, луба, коры, древесной зелени — осуществляется с цельюих промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворенияпотребностей населения. В соответствии с требованиями ст. 72 Лесного кодексаУкраины заготовка второстепенных лесных материалов должна осуществляться безпричинения вреда лесу.
Согласно постановлениемКабинета Министров Украины от 23 апреля 1996 № 449 о Порядке заготовкивторостепенных лесных материалов — заготовка второстепенных лесных материаловдля нужд производственной и коммерческой деятельности относится к специальномулеспользованию, производится за плату на основании специального разрешения — лесного билета и только в пределах отведенных земельных участков лесного фонда.Так, древесные пни заготавливаются для получения осмолу (сырья длясмолоскипидарного производства) и дров; луб заготовляется путем снятия коры сдеревьев, предназначенных для рубки в текущем году, кора древесных породзаготовляется с целью получения лекарственного и технического сырья (коры дуба,крушины, калины, ели и т.д.), а также сырья для производства дегтя: кдревесной зелени относятся мелкие побеги и ветви деревьев, подлеска, подросткаи целые деревья, что заготавливаются для приготовления корма животным, а такжедля технических, ритуальных и других потребностей[15].
Сроки проведениязаготовительных работ определяются постоянными лесопользователями и указываютсяв лесном билете. Как правило, пни заготавливаются течение года, луб — только впериод интенсивного движения соков (апрель — май), кора — в весенний период сдеревьев и кустарников, предназначенных для рубки в текущем году[16].
После завершения работтерритория, где заготовлялись пни, должна быть приведена в состояние, пригодноедля лесохозяйственного использования. Запрещается заготовка пней в 50 метровойполосе постоянных водотоков. Заготовка древесной зелени производится наспециально определенных участках или совмещается с проведением других видоврубок. С деревьев, растущих, зелень заготавливают только во время обрезкиветвей при формировании кроны.
Пни деревьевзаготавливаются для получения осмолу (сырье для смолоскипидарного производства)и дров. Запрещается заготовка пней в полосе шириной 50 метров вдоль водотоков.
Луб заготовляется впериод интенсивного движения соков (апрель-май) путем снятия коры с деревьев,предназначенных для рубки в текущем году. Кора древесных пород (дуба, крушины,калины, ели и т.д.) заготовляется с целью получения лекарственного сырья, атакже технического сырья для производства дегтя. Кора для производства дегтязаготовляется деревьев березы, предназначенных для рубки в ближайшие два года,или с срубленных деревьев в течение года.
К древесной зелениотносятся мелкие побеги и ветви деревьев, подлеска, подроста и целые деревья,что заготавливаются с целью приготовления корма для животных, а такжеудовлетворения технических, ритуальных и других потребностей. Целые деревьязаготавливаются (выкапываются) для посадки на землях других категорий.Заготовку древесной зелени осуществляют на специально определенных лесныхучастках или совмещают с проведением рубок. С деревьев, растущих, зеленьзаготавливают только во время обрезки ветвей при формировании кроны.
Заготовка древесных соковосуществляется с пригодных для подсочку деревьев на специально созданныхдеревостанах; на участках леса, выделяемые за 10 лет до проведения рубокосновного пользования или других рубок (когда деревостой назначен к рубке), спней деревьев, срубленных накануне соковыделения.
В случае ухудшениясанитарного состояния древостоев заготовка сока прекращается досрочно.
Объемы ежегоднойзаготовки второстепенных лесных материалов определяются для каждого владельцалесов или постоянного лесопользователя при лесоустройстве или специальныхобследований.
Среди различных видовправа лесопользования особое место занимают побочные лесопользования. В ст. 73Лесного кодекса указано, что к побочным лесным пользованиям относятся: выпасскота, размещение пасек, заготовка сена, древесных соков, сбора и заготовкадикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений итехнического сырья, лесной подстилки и камыша. Осуществление побочноголесопользования должно производиться без причинения вреда лесу.
Согласно постановлениямКабинета Министров Украины от 23 апреля 1996 № 449 о Порядке осуществленияпобочных лесных пользований в лесах Украины и Порядке специальногоиспользования лесных ресурсов, побочные лесопользование можно разделить на двегруппы. К первой отнесены побочные лесные пользования, объектом которыхявляется лес — заготовка (сбор) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод,лекарственных растений; заготовка древесных соков; сбора лесной подстилки. Ковторой — не только лес, но и земли лесного фонда, не покрытые лесом, — размещение пасек, заготовка сена и выпаса скота, заготовка камыша.
Осуществление побочныхлесных пользований (включая специально созданные для этого насаждения) для нуждпроизводственной и коммерческой деятельности относятся к специальногоиспользования, осуществляются за плату на основании специального разрешения — лесного билета и только в пределах отведенных земельных участков лесного фонда.Сбор растений (их частей) и грибов, занесенных в Красную книгу Украины,запрещается[17].
Основу ресурсной базы длязаготовки в лесах дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственныхрастений составляют:
1. ягодники в случаепроективного покрытия ими более 10 процентов площади земель лесного фонда илекарственные растения — 5 процентов;
2. насаждения, в составекоторых насчитывается более 50 плодовых и орехоплодных кустарников и деревьевна гектаре.
Объемы ежегодныхзаготовок продукции устанавливаются постоянными лесопользователями на основанииматериалов лесоустройству.
Заготовка лесныхпродуктов для получения пищевого и лекарственного сырья в лесах, гдеосуществлялись мероприятие по борьбе с вредителями и болезнями с использованиемхимических средств, и в лесонасаждениях, находящихся в полосе отводаавтомобильных дорог и зонах влияния химических и промышленных производств, производитсяс соблюдением соответствующих санитарных норм и правил.
Оптимальные срокизаготовок дикорастущих плодов и грибов определяются постояннымилесопользователями, исходя из календарных сроков их созревания и указываются влесном билете.
Во время сборалекарственных растений необходимо придерживаться следующих требований:
1. заготовка подземныхчастей растений (корни, корневища, клубни, луковицы) осуществляется толькопосле созревания и осыпания семян, оставлять часть растений для восстановлениязарослей, а молодые растения — для дальнейшего роста;
2. срезать траву безгрубых приземных частей, не вырывать растения с корнями, корневищами, клубнями,луковицами;
3. заготовлять корутолько на деревьях, предназначенных для рубки в текущем году, почки — раннейвесной до их набухания и распускания;
4. оставлять лучшиеэкземпляры цветков и соцветий для опыления и последующего восстановлениярастений, не допускать срезки и обламывания побегов деревьев и кустарников.
Сбор лекарственного сырьядопускается в следующих пределах (от общего биологического запаса на участке):
- подземных частейрастений (корни, корневища, клубни, луковицы) — до 10 процентов;
— травы, листьев,цветков, соцветий травянистых растений, деревьев и кустарников — до 40процентов.
Заготовка растительногосырья на одной и той же территории проводится периодически, в частности:соцветий, плодов, других надземных органов однолетних растений — один раз в двагода; наземных частей многолетних растений (листья, стебли, почки) — один раз впять лет; подземных частей всех растений — один раз в десять лет.
Наиболее пригодными дляразмещения пасек является смешанные леса с наличием медоносов: липы, клена,ивы, рябины, жимолости, крушины, боярышника, черники, малины, вереска, калины,терна и др. Период размещения ульев и пасек определяется в зависимости откалендарных сроков цветения медоносов.
Места размещения ульев ипасек определяются постоянными пользователями земельных участков лесного фондас учетом условий ведения лесного хозяйства и специального использования лесныхресурсов. На участках для размещения ульев и пасек разрешается сооружениевременных (не капитальных) зданий без права вырубки деревьев и кустарников,расчистки и распашки земельных участков лесного фонда.
Размещение пасек в местахмассового отдыха людей запрещается.
Для сенокошения могутиспользоваться безлесные срубы, лужайки и другие не покрытые леснойрастительностью земли, на которых не ожидается естественное лесовосстановление.Срок сенокошения отмечается в лесном билете.
Выпас скота, заисключением коз, разрешается на покрытых и не покрытых лесной растительностьюземлях лесного фонда, если это не наносит им вреда. Места и сроки выпаса скотауказываются в лесном билете. На территориях объектов природно-заповедного фондавыпаса скота может осуществляться лишь при условии, что оно не противоречит ихцелевому назначению.
Выпаса скота запрещается:
1. в государственныхзащитных и полезащитных лесных полосах, противоэрозионных лесах, особо ценныхлесных массивах, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраныисточников водоснабжения, лесах первой и второй зон округов санитарной охранылечебно-оздоровительных территорий и других категорий защитности лесов, где этопредусмотрено законодательными актами ;
2. на площадях лесныхкультур, природных молодняков и в насаждениях с наличием жизнеспособногоподроста — до достижения ими высоты, когда вершины не повреждаются животными, атакже участках, где проводятся мероприятия содействия естественномувозобновлению лесов;
3. на срубах и других непокрытых лесной растительностью землях, предназначенных для естественноговосстановления лесов;
4. на площадях слегкоразмывающими почвами и в местах массового роста ягодников и грибов;
5. без пастуха, заисключением выпаса на огражденных участках или на привязи;
6. с использованиемсобак.
По решению местныхорганов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления,в пределах их компетенции, могут предусматриваться также другие ограничениявыпаса скота в лесах.
Сбор лесной подстилкидопускается в отдельных случаях в лесах второй группы, причем на одной и той жеплощади не чаще одного раза на протяжении 5 лет. Срок сбора отмечается в лесномбилете. Сбор лесной подстилки запрещается на лесных участках, расположенных вбедных лесорастительных условиях, на участках, где почвы подвергаются эрозии, ив местах массового размножения грибов.
Заготовка камыша ведетсяна земельных участках лесного фонда с учетом сохранения благоприятных условийдля жизни диких животных и птиц, других требований охраны окружающей природнойсреды. Сроки заготовки камыша указываются в лесном билете.
Следует отметить, чтопостоянные лесопользователи при осуществлении побочных пользований обязаныобеспечивать неистощенность ресурсов пищевых, лекарственных и технических растенийс учетом сохранения целостности экосистем.
Большое значение лесазаключается в его возможности выделять фитонциды — биологически активныевещества, которые способны убить и прекратить рост и развитие микроорганизмов,приводящих к снижению количества микрофлоры в воздухе. Эта его возможность иявляется целью использования лесных ресурсов с санитарно-гигиенической,рекреационной, оздоровительной и другой целью. Правовое регулированиеиспользования лесных ресурсов в культурно-оздоровительных, рекреационных,спортивных и туристических целях и проведение научно-исследовательских работобеспечивается требованиями статей 74 — 75 Лесного кодекса Украины.
Использование полезныхсвойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных,туристических и образовательно-воспитательных целей и проведениянаучно-исследовательских работ осуществляется с учетом требований по сохранениюлесной среды и природных ландшафтов, с соблюдением правил архитектурногопланирования пригородных зон и санитарных требований.
Право пользования лесом вкультурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целяхоформляется в соответствии с нормами как лесного, так и земельногозаконодательства, что выражается в двух правовых формах его реализации — регламентацией порядка размещения в лесах и на землях лесного фонда туристскихлагерей, баз отдыха т.д., а также через осуществление общего использованиялесных ресурсов.
Выделение лесных участковдля культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических иобразовательно-воспитательных целей осуществляется с учетом схем районнойпланировки, генеральных планов развития населенных пунктов, программ развитиялесного хозяйства Автономной Республики Крым, областей, а также материаловлесоустройству. В случае отсутствия указанных схем, планов и программ илидругих материалов предложения по выделению лесных участков длякультурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических иобразовательно-воспитательных целей могут вносить органы Госкомлесхоза, владельцылесов или постоянные лесопользователи, заинтересованные предприятия,учреждения, организации и граждане.
Согласно требованиямлесного законодательства местные советы, государственные администрации всехуровней совместно с органами лесного хозяйства привлекают указанных субъектовэтого вида права лесопользования (предприятия, учреждения, организации играждан) до проведения мероприятий по благоустройству лесных участков икультурно-бытового обслуживания населения с учетом необходимости сохранения леснойсреды и природных ландшафтов соблюдением правил архитектурного планированияпригородных зон и санитарных требований.
Для организации отдыханаселения используются леса населенных пунктов, леса зеленых зон вокругнаселенных пунктов и промышленных предприятий, лесопарки и другие леса,выполняющие преимущественно гигиенически-санитарные и оздоровительные функции.Использование лесов для указанных целей юридическими лицами осуществляется заплату в пределах условий договоров с лесохозяйственными предприятиями наиспользование лесных ресурсов в пределах предоставленных земельных участковлесного фонда.
Использование полезныхсвойств лесов может быть временно остановлено в случае высокой пожарнойопасности, неудовлетворительного состояния лесов в результате уплотнения грунтаих посетителями, возникновение очагов вредителей и болезней леса и другихфакторов, приводящих к ослаблению естественных лесов.
С целью изучениязакономерностей развития лесных экосистем реализуется правонаучно-исследовательского лесопользования. Главной целью такого права являетсявыявление, изучение, сохранение и использование генетического фонда растений влесах Украины путем применения научных достижений генетики и селекции древесныхпород.
ля проведениянаучно-исследовательских работ в лесах предприятиям, учреждениям и организацияммогут предоставляться специальные участки, на которых могут быть ограничены илиполностью запрещены лесные пользования других лесопользователей, в том числеграждан, если это не совместимо с целями проведения научно-исследовательскихработ. Решение об ограничении или запрещении таких видов права пользованияпринимают местные советы по согласованию с постоянными лесопользователями.
Объектом этого вида правалесопользования являются лесная площадь с насаждениями, которые имеютэталонные, элитные, уникальные и другие свойства.
Субъектами правапользования лесом с указанной целью является лесохозяйственныенаучно-исследовательские учреждения и организации, заповедники, лесныесеменная-производственные станции, специализированные семенные лесхозы,селекционно-рассадниковые комплексы и т.д. Право лесопользования для этой целиосуществляется в пределах земельных участков лесного фонда, предоставляемые вовременное пользование местными советами по согласованию с органами лесногохозяйства.
3. Основания возникновения и прекращенияправа лесопользования
3.1 Основания возникновения правалесопользования
Право лесопользованиявозникает и осуществляется на основании юридических актов, которые связываютнорму права, субъективные права и обязанности конкретного субъекта.
Как уже отмечалось ранее,право общего лесопользователя является общедоступным, то есть гарантируетсявсем физическим лицам, причем не только гражданам Украины, а всем лицам,находящимся на ее территории несмотря на правовые основания такого пребывания.Для субъектов общего использования природных ресурсов законодательством неустанавливается возрастных ограничений, ни каких-либо ограничений. В отличие отправа специального лесопользования, для возникновения которого законодательпредусматривает необходимость получений специальных разрешений — лесорубныйбилет или лесной билет, выдается бесплатно (п. 1 ст. 69 Лесного Кодекса).
Согласнос постановлением Кабинета Министров Украины от 23 мая 2007 № 761 о Порядке выдачиспециальных разрешений на использование лесных ресурсов, лесорубный или леснойбилет является основным документом, на основании которого осуществляетсяспециальное использование лесных ресурсов. Кроме того, с его помощью ведетсяучет разрешенных к отпуску запасов древесины и других продуктов леса,устанавливаются сроки осуществления лесных пользований и вывоза заготовленнойпродукции, сроки и способы очистки лесосек от порубкових остатков, а также учетестественного возобновления леса, подлежащего сохранению, а так же ведется учетплаты, начисленной за использование лесных ресурсов. Органы Госкомлесхоза,постоянные лесопользователи подают до пятого числа месяца, следующего заотчетным кварталом, органам государственной налоговой службы перечень предприятий,учреждений, организаций и граждан, которым в установленном порядке выданоЛесорубный или лесной билет.
Лесной билет выдаетсясроком до одного года на: сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек,заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, лекарственных растений итехнического сырья, тростника, лесной подстилки, использования лесных участковв научно-исследовательских целях (без права рубки деревьев), временноеиспользование земель лесного фонда для сельскохозяйственного производства,кроме сельскохозяйственных угодий, входящих в состав земель лесного фонда, атакже на использование лесных ресурсов для нужд охотничьего хозяйства,размещения туристских лагерей, баз отдыха и других подобных объектов ссооружением зданий некапитального типа.
Лесорубный билет (ордер)является первичным документом. На его основании ведется учет разрешенной котпуску древесины с разделением ее на деловую, дровяную, хворост и другуюлесопродукцию; учет средств, начисленных лесопользователям за отпущенную им леснуюпродукцию; осуществляется контроль за выполнением лесопользователямиобязанностей по очистке лесосек, рациональной разработке древесины, соблюденииустановленных в билете (ордере) сроков и операций и требований правил отпускадревесины на корню; решаются споры между государственными лесохозяйственнымиорганами и лесопользователями о взыскании неустойки за нарушение правил отпускадревесины на корню.
Передача прав наразрешение от одного лесопользователям другому может осуществляться только наосновании решения органа, который утвердил раздел лимитов использования этогоресурса между пользователями.
Лесорубный билет выдаетсяорганом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства АвтономнойРеспублики Крым, территориальными органами Госкомлесхоза на заготовку древесиныпри проведении рубок главного пользования на основании утвержденной вустановленном порядке расчетной лесосеки.
Для выдачи лесорубочногобилета владелец лесов или постоянный лесопользователь подает такие документы:
1. заявку на использованиелесных ресурсов при проведении рубок главного пользования;
2. ведомость очереднойлесосеки;
3. полевую учетнуюведомость;
4. учетно-оценочныеведомость;
5. карту технологическогопроцесса разработки лесосеки;
6. план лесосеки.
Оформление разрешений наспециальное использование лесных ресурсов осуществляется в установленномпорядке до начала работ. В исключительных случаях оформления лесорубочногобилета (ордера) допускается в течение месяца с начала рубки. (Для рубкидеревьев, угрожающих падением на линии связи, электросети, другие инженерныесооружения или при ликвидации аварий на этих объектах; деревьев во времявырубки визирей для проведения изыскательских работ и научных исследований,отвод лесосек, лесоустройству, тушения лесных пожаров, очистки и ремонталесо-осушающих систем, проведение аварийно-спасательных работ, расчисткасудоходных путей.)
Органы Госкомлесхозаимеют право проводить с согласия постоянных лесопользователей замену переданныхпо лесорубочного билета лесосек основного пользования, в том числе начатыхрубкой, отведенных в здоровых деревостанах, на лесосеки в поврежденных стихией,болезнями и вредителями леса деревостанах.
В исключительных случаях(стихия или другие случаи, которые делают невозможным специальное использованиелесных ресурсов) Госкомлесхоз по представлению его органов может разрешитьзамену недоступных лесосек на другие (в пределах расчетной лесосеки).
Лесной билет выдаетсявладельцем лесов или постоянным лесопользователям для:
1. заготовкивторостепенных лесных материалов;
2. осуществление побочныхлесных пользований;
3. использование полезныхсвойств лесов на условиях краткосрочного временного пользования.
Лесной билет выдаетсяежегодно на основании лимитов использования лесных ресурсов во время заготовкивторостепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований (впределах территории и объектов природно-заповедного фонда — по согласованию сорганом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной средыАвтономной Республики Крым, территориальных органов Минприроды.
Для выдачи лесного билетапредприятия, учреждения, организации и граждане подают заявку на использованиелесных ресурсов.
Передача лесного билетадругому лесопользователей может осуществляться владельцем леса или постояннымлесопользователем, которые выдали билет, на основании письменного заявления.Отметка о передаче лесного билета делается во всех его экземплярах.
Законодательустанавливает Срок хранения выданного лесорубочного или лесного билета — 10лет.
С момента выдачи лесорубочногоили лесного билета выделенные лесопользователям лесные участки (лесосеки)сдаются под их охрану.
При этом лесорубный илилесной билет может быть аннулирован по решению органов Госкомлесхоза,владельцев лесов или постоянных лесопользователей, которые выдали билет,согласно закону.
Лесорубный билет (ордер)на заготовку древесины в порядке рубок главного пользования и заготовка живицывыдается при наличии: первичных материалов отвода насаждений в рубку(подсечку). Сведений материально-денежной оценки лесосеки; сведений очереднойлесосеки и плана подсечки насаждений, утвержденных руководителем предприятия исогласованных районными органами охраны окружающей природной среды в недельныйсрок после их представления.
Ордер на мелкий отпускдревесины на корню выдается на заготовку древесины и второстепенных лесныхматериалов, которые по лесорубочному билету, выписанному органом лесногохозяйства, предназначенные для мелкого отпуска по ордерам.
Лесной билет выдается наосновании обоснованного заявления и лимитов использования лесных ресурсовместного значения, утвержденных в установленном порядке местным советом посогласованию с органами охраны окружающей природной среды и органами лесногохозяйства.
Срок действия разрешенияна специальное использование лесных ресурсов устанавливается органом, которыйего выдает, по согласованию с соответствующим местным советом.
При этом лесорубный илилесной билет может быть аннулирован по решению органов Госкомлесхоза,владельцев лесов или постоянных лесопользователей, которые выдали билет,согласно закону.
3.2 Основанияпрекращения права лесопользования
Согласно Инструции опорядке выдачи разрешений на специальное использование лесных ресурсов,утвержденной Приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от31 марта 1993 N 26, отмена разрешения на специальное использование лесныхресурсов осуществляется органами лесного хозяйства в таких случаях:
1. окончание срокалесопользования;
2. ликвидациипредприятия, учреждения, организации;
3. изъятие земель в установленномпорядке;
4.осуществление лесныхпользований не в соответствии с требованиями, предусмотренными в разрешении;
5. замены лесосек илиплощадей лесных пользований;
6. добровольного отказаот лесопользования;
7. поступления требованияот органов государственного санитарного надзора и других специальноуполномоченных органов государственного контроля.
Разрешение отменяетсятакже в случае выдачи разрешения с нарушением правил отпуска лесных ресурсов.
Право специальногопользования лесными ресурсами может быть прекращено полностью или частично. Приполном прекращении исчезают все субъективные права и юридические обязанности поотношению к использованной части леса. В тех же случаях, когда прекращаетсячастично, в документы, которые его подтверждают, вносятся изменения,относительно той части леса, которым продолжает пользоваться субъект праваспециального лесопользования.
Ст. 78 Лесного КодексаУкраины так же предусматривает такие основания прекращения правалесопользования:
1. добровольный отказ отиспользования лесных ресурсов;
2. истечение срока, накоторый было предоставлено право использования лесных ресурсов;
3. прекращениедеятельности лесопользователей, которым было предоставлено право использованиялесных ресурсов;
4. нарушение правил инорм, условий специальных разрешений на использование лесных ресурсов;
5. использование лесныхресурсов способами, которые негативно влияют на состояние и воспроизводстволесов, приводят к ухудшению окружающей среды;
6. нарушениеустановленных сроков взыскания сбора за использование лесных ресурсов;
7. использование лесногоучастка не по целевому назначению;
8. в случае невозмещенияв установленном порядке ущерба, причиненного лесному хозяйству в результатенарушений лесного законодательства, и невыполнения требований по устранениювыявленных недостатков.
Помимо этого ст. 22Лесного Кодекса предусматривается, что право лесопользования прекращается вслучае использования лесных ресурсов способами, которые наносят вред окружающейсреде, не обеспечивают сохранение оздоровительных, защитных и других полезныхсвойств лесов, отрицательно влияют на их состояние и воспроизведения.
Заключение
Праволесопользования является важным институтом лесного права, нормами которогорегулируются условия и порядок многоцелевого рационального использования,воспроизводства и охраны лесов, ведение лесного хозяйства, права и обязанностилесопользователей.
Использованиеприродных ресурсов, в частности ресурсов леса, в Украине осуществляется впорядке общего и специального использования. Гражданам гарантируется правообщего лесопользования для удовлетворения жизненно необходимых потребностей(эстетических, оздоровительных, рекреационных, материальных и т.д.) бесплатно,без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и предоставления соответствующихразрешений, за исключением ограничений, предусмотренных законодательствомУкраины.
Правообщего использования лесных ресурсов осуществляют граждане в лесахгосударственной и коммунальной собственности, а также с согласия собственника влесах частной собственности, имеют право свободно пребывать в лесах,безвозмездно, без выдачи специального разрешения собирать для собственногопотребления дикорастущие травяные растения, цветы, ягоды, орехи, грибы и т.д., кроме случаев, предусмотренных законодательнымиактами.
Ограничение права общего лесопользования могутосуществляться: по способам природопользования (например, способами, наносящихущерб воспроизводству природных ресурсов), по видам (например, запрет выпасаскота, охоты, рыболовства и т.д.), по срокам (в определенный период года, в периодгнездования птиц, в ночное время и т.д.).
Впорядке специального использования природных ресурсов гражданам, предприятиям,учреждениям и организациям предоставляются во владение, пользование или арендуприродные ресурсы на основании специальных разрешений (лесорубочного билета(ордера) или лесного билета), зарегистрированных в установленном порядке, заплату для осуществления производственной и иной деятельности. На отведенныхучастках лесного фонда могут использоваться только те лесные ресурсы, накоторые выданы специальное разрешение.
Всвою очередь виды специального права лесопользования по целевому назначениюможно разделить на: использование древесных ресурсов леса — заготовкадревесины, заготовка живицы, заготовка второстепенных лесных материалов (пней,луба, коры и т.д.); побочные лесные пользования — сенокошение, выпаса скота, размещение ульев и пасек, заготовкадревесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод,лекарственных растений и технического сырья; использования лесов длявоспроизводства ресурсов животного происхождения, пользования лесом для нуждохотничьего хозяйства; пользование лесом в научно-исследовательских целях;пользование лесом в культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных итуристических целях.
В зависимости от срока на который оно устанавливаетсяпользование земельными участками лесного фонда может быть постоянным иливременным. Временное пользование земельными участками лесного фондаможет быть: краткосрочным — до трех лет и долгосрочным — от трех до двадцатипяти лет.
Основанияпрекращения права специального использования лесных ресурсов можно разделить набезусловные и условные.
Безусловные — это такие юридические факты, с которыми законсвязывает обязательное прекращение права лесопользования. Например,окончание срока лесопользования; ликвидация предприятия, учреждения иорганизации, которой было предоставлено право специального лесопользования;добровольный отказ от лесопользования; изъятие земельных участков лесного фондав установленном законом порядке и некоторые другие принадлежат к безусловнымоснованиям прекращения. Условные основания даютвозможность прекращения лишь конкретных видов лесных пользований.Соответствующее решение по этим основаниям требованиям всех конкретныхоснований принимает уполномоченный государственный орган управления в сфереэкологии. К таким основаниям можно отнести: осуществление лесных пользований нев соответствии с требованиями, предусмотренными в разрешении; поступления требованияот органов государственного санитарного надзора и других специальноуполномоченных органов государственного контроля; использования земельныхучастков лесного фонда не по назначению и т.д.
Среди оснований прекращения права лесопользования необходимотакже различать правомерные и противоправные юридические факты.
Кправомерным, например, следует отнести: окончание срока лесопользования;добровольном отказе от лесопользования; замену лесосек или площадей лесныхпользований. Противоправными юридическими фактами,как основаниями для прекращения права лесопользования, признаются:осуществление лесных пользований не в соответствии с требованиями,предусмотренными в разрешении; систематическое невнесение в установленные срокиплаты за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельнымиучастками лесного фонда и некоторые другие.
Прекращение права специального использования лесныхресурсов осуществляется в форме отмены выданного разрешения.
Список литературы
1. Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 року // Відомості Верховної Ради України. — 1996. — №30.
2. Лісовий кодекс України від 21 січня 1994 року (Кодекс в редакції Закону № 3404-IV) // Відомості ВерховноїРади. — 2006.- № 21.- ст.170.
3. Цивільний Кодекс України // Відомості ВерховноїРади (ВВР), 2003, № 40-44, ст.356
4. Закон України “Про охорону навколишнього середовища”. – К., 1991.
5. Порядок заготівлі другорядних лісових матеріалів і здійснення побічнихлісових користувань в лісах України, затверджений Постановою Кабінету МіністрівУкраїни від 23 квітня 1996 р. № 449
6. Порядок поділу лісів на групи, віднесення їх до категоріїзахищеності та виділення особливо захисних земельних ділянок лісового фонду,затверджений постановою Кабінету Міністрів України від 27 липня 1995 р. № 557.
7. Порядок спеціального використання лісових ресурсів, затвердженийпостановою Кабінету Міністрів України від 23 травня 2007 р. № 761
8. Правила відпуску деревини на пні в лісах України, затверджені постановою Кабінету Міністрів України від 29 липня 1999 р. №1378 .
9. Правила заготівлі живиці в лісах України, затверджені постановоюКабінету Міністрів України від 8 лютого 1996 р. № 185.
10. Інструкция про порядок видачі дозволів на спеціальне використання лісовихресурсів, затверджена Наказом Міністерства охорони навколишнього природногосередовища України від 31 березня 1993 р. № 26.
11. Баб’як О. С, Біленчук П.Д., Чирва Ю.О. Екологічне право України:Навчальний посібник. — К.: Атіка, 2000. — 216 с.
12. Бобко А. Проблеми лісового господарства в Україні: оподаткування землі,нормування відпуску та розмір заготівлі деревини.// ЕкономікаУкраїни.-1998.-№8.
13. Бобко А. Динаміка лісів Карпатського регіону та еколого-економічніаспекти управління лісовим господарством.// Економіка України.-1999.-№7.
14. Бобко А. Лісокористування: соціальна необхідність і економічнадоцільність.// Економіка України.-2001.-№3
15. Бобко А. Удосконалення лісового законодавства.// ЕкономікаУкраїни.-2002.-№8.
16. Синякевич І. Лісова політика України.// Економіка України.-2000.-№10.
17. Екологічне право України. Академічний курс: Підручник / За заг. ред.Ю.С. Шемшученка. — К.: ТОВ «Видавництво „Юридична думка“, 2005.- 848 с.
18. Екологічне право Ураїни. Підручник для сутдентів юридичних вузів іфакультетів. За ред. А.П. Гетьмана та М.В. Шульги -–Х.: Право, 2009. – 328 с.
19. Екологічне право. Особлива частина Підручник. Для студентів юридичнихвузів і факультетів. За редакцією академіка України, В.І. Андрейцева. К.:Істина, 2001 – 412 с.
20. Завгородня В. Відповідальність за шкоду заподіяна порушенням лісовогозаконодавства.// Підприємництво, господарство і право.-2002.-№12.
21. Лазаренко Я. Розвиток лісового законодавства України.// ПравоУкраїни.-2003.-№2
22. Непийвода В. Правові підходи ЄС до вирішення проблем економічного іраціонального використання лісів.// Право України.-1999.- №10
23. Сафранов Т.А. Екологічні основи природокористування: Навчальний посібникдля студентів вищих навчальних закладів. — Львів: “Новий Світ-2000”, 2003. — 248 с.
24. Тищенко Г.В. Екологічне право: навчальний посібник для студентівюридичних вузів та факультетів. — К.: ТП Пресс, 2003. -256 с.