Реферат по предмету "Философия"


Выявление представлений о душе древнегреческих философов досократиков

Оглавление
Введение
1. Представление о философах досократиках
2. Милетская школа
2.1 Фалес Милетский
2.2 Анаксимандр
2.3 Анаксимен
3. Пифагорейское учение
3.1 Пифогор
3.2 Средние пифагорейцы
4. Элейская школа
4.1 Ксенофан
4.2 Парменид
4.3 Зенон
5. Атомисты
6. Заключение
7. Список литературы

Введение
Особенностьюпсихологии как научной дисциплины является то, что с проявлениями психикичеловек сталкивается с тех пор, как начал осознавать себя человеком. Однако психические явления длительное время оставались для него непостижимойзагадкой. Например, в народе глубоко укоренилось представление о душе какособой субстанции, отдельной от тела. Такое мнение сформировалось у людей из-застраха смерти, поскольку еще первобытный человек знал, что люди и животныеумирают. При этом человеческий ум не в состоянии был объяснить, что жепроисходит с человеком, когда он умирает. В то же время уже первобытные людизнали, что когда человек спит, т. е. не вступает в контакт с внешним миром, товидит сны — непонятные образы несуществующей реальности. Вероятно, стремлениеобъяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некоегонеизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению верования о том, чточеловек состоит из двух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е.души. С этой точки зрения жизнь и смерть можно было объяснить состояниемединства души и тела. Пока человек жив, его душа находится в теле, а когда онапокидает тело, человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело навремя и переносится в какое-либо другое место. Таким образом, задолго до того,как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа,человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себяформе.
Стремлениечеловека разобраться в самом себе всегда актуально и привело к образованиюодной из первых наук — философии. Именно в рамках этой науки рассматривалсявопрос о природе души. Поэтому не случайно,что один из центральных вопросов любого философского направления связан спроблемой происхождения человека и его духовности. А именно — что первично:душа, дух, т. е. идеальное, или тело, материя. Второй, не менее значимый,вопрос философии — это вопрос о том, можно ли познать окружающую нас реальностьи самого человека. В зависимости от того, как философы отвечали на эти основныевопросы, их всех можно отнести к определенным философским школам инаправлениям. Принято выделять два основных направления в философии:идеалистическое и материалистическое. Философы-идеалисты, полагали, чтоидеальное первично, а материя вторична. Сначала был дух, а потом материя.Философы-материалисты, наоборот, говорили о том, что первична материя, аидеальное вторично. (Следует отметить, что такое деление философскихнаправлений характерно для нашего времени. Первоначально деления наматериалистическую и идеалистическую философию не было. Деление осуществлялосьна основе принадлежности к той или иной философской школе, которые по-разномуотвечали на основной вопрос философии. Например, пифагорейская школа, милетскаяшкола, философская школа стоиков и др.)
Первыепсихологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей.Эту точку зрения в большей степени отражает позиция философов-идеалистов.Например, в древнеегипетском трактате «Памятник мемфисской теологии» (конец IV тыс. до н. э.) делаетсяпопытка описать механизмы психического. Согласно этому произведению,устроителем всего существующего, вселенским архитектором является бог Птах. Чтобы люди ни помышляли, ни говорили, их сердцами и языком ведает он. Однако уже вте древние времена существовало представление о том, что психические явлениякаким-то образом связаны с телом человека. В этом же древнеегипетскомпроизведении дается следующая трактовка значения органов чувств для человека:боги «создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщениесердцу». Одновременно с этим сердцу отводилась роль проводника сознания. Такимобразом, наряду с идеалистическими воззрениями на природу души человекасуществовали и другие — материалистические, которые у древнегреческих философовприобрели наиболее отчетливое выражение.
Объект исследования в этойработе, это душа глазами древнегреческих философов.
Предмет исследованияпредставление о душе в досократической философии.
Цель данной курсовой работы:выявление представлений о душе древнегреческих философов досократиков.

1. Представление о философахдосократиках
Греческая философия возниклав процессе усвоения заимствованных у народов более древних цивилизаций Востокафизических, математических, астрономических и других знаний и в процессепереработки древней мифологии в искусстве, в поэзии.
Одной из форм религиимистерий был орфизм. Название этого религиозного движения происходит от именидревнего поэта Орфея — предполагаемого основателя доктрины. Рассел, отмечаябезусловную неординарность Орфея, говорит и о непроясненности этого образа — неясно был ли Орфей человеком, героем или богом. Первоистоки доктрины орфизма — в Египте. По преданию, Орфей был жрецом и философом. В ранних формах легенды обОрфее, в отличие от более поздних, не отмечается даже его склонность к музыке.Говорят также и то, что «Орфей был реформатором, которого разорвали накуски бешеные менады, побужденные к этому вакхической ортодоксией». Вотличие от общественной религии, орфики наделяли человека бессмертной душой,противополагая душу и тело. Это дуализм. Суть орфизма может быть представлена вследующих позициях: в человеке, вследствие его изначальной греховности,временно пребывает божественное начало — демон (душа); демон предсуществуеттелу и не погибает вместе с ним, он осужден на реинкарнацию (метемпсихоз) впоследующих телах, искупая в серии перерождений изначальный грех;«орфическая жизнь» есть доктрина и практика уединения, цель которойсостоит в том, чтобы прервать реинкарнацию, освободив душу от тела;очистившегося (посвященного в мистерии) в ином мире ждет награда,непосвященного — наказание.
От религии восточного типа«Грецию спасло не столько отсутствие жречества, сколько наличие научныхшкол»[6].
Философия разрушала мифологическиепредставления о мире и человеке. Ее занимал, прежде всего, вопрос опроисхождении Вселенной или вообще о природе вещей. Космологией обосновывалисьпсихология и этика. Космологизм составлял специфическую особенностьдревнегреческой философии, отличавшую её от средневековой и новоевропейскойфилософии.
Философия досократиков(натурфилософский период, или «ранняя классика», VI век до н.э. — первая половина Vвека до н. э) охватывает «старших натурфилософов»(натурфилософию милетской школы, пифагорейскую школу, элеатов, Гераклита),младших натурфилософов, атомистов.
Первые философы античногомира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природныхявлений. Натурфилософия (философия природы) явилась первой исторической формойфилософского мышления.
Представители школы грековбыли свободными объединениями, в которых вокруг главы школы собиралисьединомышленники, ученики. Первой из таких школ была милетская школа (VI век дон. э), основанная Фалесом[1], высказавшем мысль о единстве материи как общейосновы сущего. Для милетской школы характерно представление о том, что все вещидолжны были произойти из единого вещественного начала. Такой стихией Фалессчитал воду. Его последователь Анаксимандр принимал в качестве основы всегосущего хаотическое «беспредельное (апейрон), движущееся извечно изаключающее в себе противоположные начала, из которых слагаются миры. Анаксименхарактеризовал эту беспредельную и неопределенную стихию как воздух: все вещиобразуются из него путем сгущения и разряжения и он оживляет все своим дыханиемкак душа. К этому направлению примыкал и ряд философов V века: Гиппон, Идей,Диоген Аполлонийский.
Другой ранней школойдревнегреческой философии являлся пифагореизм, основанный Пифагором в VI веке.Пифагорейцы считали началом всего сущего число. Они, впервые в историичеловечества, создают чистую (теоретическую) математику как науку о числах,линиях и фигурах, и рассматривают число и числовые отношения, гармонию, какпервоначало и божественное в мире. В числе осуществляется синтез единства имножества, и оно является основанием всякой меры, гармонии ипропорциональности. Наряду с беспредельным пифагорейцы принимали предел, аВселенная рассматривалась как гармоничное объединение противоположных началчерез число.
Мысль о едином неизменномначале всего была представлена мыслителями элейской школы (VI -V века) в учениио вечности истинно-сущего бытия. Основателем элейской школы был поэт Ксенофаниз Колофона. Законченную форму учение элеатов получило у Парменида, учившего обистинно-сущем как о едином, вечно-неизменном, неподвижном бытии, которое неможет ни происходить из ничего, ни обращаться в ничто. Есть одно положительноебытие, небытия же нет; а потому поистине нет множества вещей, нет происхожденияи уничтожения и нет движения, ибо они предполагают небытие в пространстве(пустоту) и во времени. Множественный мир чувственных ощущений сам по себенеистинен. Элеаты положили начало всей многовековой традиции западногофилософского рационализма, т.е. принципа тождества мышления и бытия: истинноебытие это то и только то, что мыслится разумом. Элеаты также — родоначальникиспекулятивной философии, представители которой полагают, что истинное бытиемыслится одним лишь разумом, без всякой опоры на чувственное восприятие и опыт.
Меллис и Зенон Элейскийразвили учение Парменида в полемической форме. Зенон выступил как родоначальникотрицательной диалектики как учения о противоречивости всего движущегося,изменяющегося, множественного, т.е. всякого бытия в пространстве и времени, каксвидетельстве его неистинности.
Учение Гераклита Эфесскогоявляется ярким образцом ранней, положительной диалектики древнегреческойфилософии, как учения о том, что единство и борьба противоположностей,противоречия, „война“ — сущность мира. Он, напротив, признавпервоначалом всего огонь, как абсолютно подвижную и все изменяющую стихию,учил, что истинно лишь всеобщее изменение, становление, что „все течет,все изменяется“, что все в мире „существует и не существует“,что все превращается в свою противоположность — и в этом именно заключаетсяглавный закон „логос“ мира. Все же неподвижное и неизменное — несуществует в действительности, представляет собой видимость, иллюзию..
В V веке до н.э. возникликосмогонические и натурфилософские учения, стремившиеся рассмотретьдействительную множественность вещей и начало движения. Таково учениеЭмпедокла, который первым, в качестве начальных, принимает четыре неизменныестихии: огонь, воздух, воду и землю. Соединение и разложение этих стихийдействием Любви и Вражды приводят к возникновению или гибели вещей. Любовь иВражда здесь выступают как невещественные причины движения.
Фалес и Анаксимандр Психологияи атеизм. Первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, насколько намизвестно, мало говорили о душе, о сознании. Фалес связывал душу со способностьюк самодвижению. Магнит, говорил он, имеет душу, потому что он притягиваетжелезо. Тем более ценно то немногое, что мы находим по этому вопросу уАнаксимена. Завершая построение единой картины мира, Анаксимен видел в беспредельномвоздухе начало и тела, и души. Душа воздушна.
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
-ярко выраженный космоцентризм;
-повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающейприроды;
-поиск первоначала, породившего все сущее;
-гилозоизм (одушевление неживой природы);
-доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

2. Милетская школа
Милетская ионийская школаизвестна как первая философская школа. В ней впервые был поставлен вопрос опервоначале всего сущего, и такое первоначало милетцы видели в некомматериальном веществе, чувственной стихии, которая является одновременно исубстанциальным, и генетическим началом. Философов Милетской школы объединяеттакже то, что все они – монисты, т. е., признавали только одно начало сущего.
2.1 Фалес Милетский
Основатель Милетской школы — Фалес Милетский ( ( конец 7 – начало 6 в. до. н.э.), один из «семи мудрецов»,считающийся первым философом. Согласно доксографам, образование он получил вВавилонии, Финикии и Египте, а в Милет прибыл уже глубоким стариком. Емуприписываются сочинения “О природе”, ”О солнцестоянии”, ”О равноденствии”,”Морская астрология”.
Фалес признал водусубстанциально-генетическим началом, т.е., веществом, из которого все возниклои все состоит. По Фалесу, устойчивое пребывание Земли в центре мира объясняетсятем, что она плавает, подобно куску дерева, на воде. «Фалес…считает[материальным началом] воду… Вероятно, он вывел это воззрение из наблюдения,что пища всех [существ] влажная и что тепло как таковое рождается из воды иживет за счет нее… а также потому, что сперма всех [живых существ] имеетвлажную природу, а начало и причина роста содержащих влагу [существ] –вода»[2]. В доказательство того, что именно вода является первоначалом, Фалестакже приводил тот факт, что в горах Греции были найдены ракушки, — значит,весь мир когда-то был покрыт водой. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее,каким способом вещи возникают из воды; по всей вероятности, он представлялсебе, что с веществом непосредственно связана действующая сила, и саму эту силумыслил, в духе древней религии природы, как нечто аналогичное человеческойдуше; на это указывают также его изречения, что все полно богов и что магнитимеет душу (т.е. жизнь), так как он притягивает железо. Таким образом, онпредставлял себе вещество живым и одушевленным, — воззрение, называемое«гилозоизмом» (от греч.«материя» и «жизнь»).
2.2 Анаксимандр
Анаксимандр ((610/09 — 547/46 г. до н.э.)– ученик и последователь
Фалеса. Ему приписываютсясочинения ”О природе”, а также ”Карта земли” и “Глобус”.
Анаксимандр считалсубстанциально-генетическим началом всего сущего некий «апейрон», что впереводе означает „беспредельное, безграничное, бесконечное“. Апейронбесконечен, вечен, и „объемлет все миры“, ибо Анаксимандр считал нашмир лишь одним из многих. Он материален, вещественен, но трудно сказать, чтоэто за вещество; внутренне и качественно он неопределен. В качестве основаниятого, что именно апейрон является первоначалом, Анаксимандр приводил следующиедоказательства. Ни одна из стихий не может быть первоначалом, т. к., во-первых,тогда она была бы наиболее мощной, а это бы привело к поглощению ею всехостальных стихий; во-вторых, субстанциальное начало, лежащее в основе всегосущего, должно быть общим для всех стихий, иначе превращение их друг в другабудет невозможно. Генетическое начало должно быть бесконечно мощным иизобильным, дабы не иссякнуть; оно не должно иметь другого начала и не можетиметь предела в смысле начала и конца во времени. Апейрон, как нечтобеспредельное, безграничное, бесконечное, обладает всеми этими свойствами.
Апейрон обладает некоторымипризнаками единого бога: он самодостаточен, «все объемлет и всем управляет»,вечен, «бессмертен и неуничтожим» и находится в вечном движении, в ходекоторого произошло образование миров.
Миры возникли не врезультате творения, но в результате развития. Находясь во вращательномдвижении, апейрон выделяет противоположности, — влажное и сухое, холодное итеплое, парные композиции которых образуют все четыре стихии. В центресобирается как самое тяжелое земля, окруженная водой, воздушной и огненнойсферами, между которыми происходит взаимодействие. Под действием небесного огнячасть воды испаряется, и земля выступает частично из мирового океана; образуетсясуша. Небесная сфера разрывается на три кольца, окруженных воздухом; движимыетечениями воздуха, они вращаются вокруг Земли. В нижнем ободе множествоотверстий, через которые просматривается огонь, — это звезды; в среднем иверхнем – по одному, — это луна и солнце. Земля имеет форму цилиндра исохраняется в покое благодаря тому, что она находится со всех сторон наодинаковом расстоянии от границ мира (который, по-видимому, мыслился в формешара). Вначале она находилась в жидком состоянии, и при ее постепенномвысыхании на ней произошли живые существа.
Анаксимандр говорил, что «изчего происходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает понеобходимости. Все получает возмездие за несправедливость и согласно порядкунеобходимости». Несправедливость вещей состоит в том, что они нарушают меру,преступают установленные границы.
Вода, огонь и земля должнынаходиться в мире в определенной пропорции, но каждый элемент (понимаемый какБог) вечно стремится расширить свои владения. Но по Анаксимандру, отличие всехвещей этого мира в том, что все они имеют свой предел — меру. Если же вещьпреступает свой предел, то она превращается в безмерное, беспредельное, т. е.,в апейрон; вещи поглощаются апейроном.

2.3Анаксимен
Анаксимен ((585/4 и 525/4 дон.э.), ученик Анаксимандра, оказал значительное влияние на Пифагора, а также намногие последующие философские построения. Из его сочинения «О природе»сохранился лишь небольшой отрывок.
В качестве первоначалаАнаксимен признает воздух, который он называл «апейрон» — беспредельный. Он нетолько простирается в бесконечность, но вместе с тем находится в постоянномдвижении и изменении и является основой всей жизни и всякого движения в живыхсуществах. Воздух все объемлет. Воздух постоянно изменяется: он либо разрежается(размягчается, нагревается) либо сгущается (охлаждается, уплотняется). Черезразрежение воздух становится огнем, а затем эфиром; через сгущение – ветром,далее тучами, водой, землей, камнями. Таким образом, Анаксимен делает всеразличия между субстанциями количественными различиями, зависящимиисключительно от степени сгущения.
Проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом(«пневмой») – «душой космоса».
При возникновении мирасначала образовалась Земля, которую Анаксимен представлял себе плоской и потомунеподвижно висящей в воздухе.
Поднимающиеся от нееиспарения, разрежаясь, становятся огнем, из которого образуются звезды, которыевращаются вокруг Земли воздушными вихрями.
Анаксимен полагал, чтосолнце – это земля, раскалившаяся от слишком быстрого движения. Боги так жесозданы из воздуха, причем не богами был создан воздух, а они сами из воздуха.

3. Пифагорейская школа
 
Пифагорейский союз возник в«Великой Греции», на побережье Южной
Италии, в конце 6 в. дон.э.[3] К ранним пифагорейцам относятся сам Пифагор, Парменикс, Бронтин,Петрон, Алкмеон, Гиппас и др.; к средним – Филолай, Эврит, Менестор, Феодор, идр.
О пифагорейском союзе иобразе жизни известно множество фактов, но все в основном из позднейинформации. Пифагорейцы не принимали анархию, и источник законов видели в Боге.Научные открытия считались коллективными и мистическим образом приписывалисьПифагору даже после его смерти. Все пифагорейцы делились на «акусматиков»(послушников) и «математиков» (ученых). Пифагорейский образ жизни опирался наиерархию ценностей: на первое место ставилось прекрасное и благопристойное, ккоторому в том числе относилась и наука, на второе – выгодное и полезное, натретье – приятное.
В основу этики они клали«учение о надлежащем», т.е., о победе над страстями, о подчинении младшихстаршим, о почитании Пифагора.
3.1 Пифагор и его учение
Пифагор связал математику смистикой. Он считал, что „все вещи суть числа“, „самое мудрое –число“, и оно управляет всеми вещами. Пифагор пришел к этому выводу так:проходя мимо кузницы, он заметил, что совпадающие удары неодинаковых по весумолотов создают различные простейшие созвучия. Но вес молотов можно измерить, иотношение их масс будет выражено каким-то числом. Т.о., качественное явлениеопределяется через количественное, а значит, число управляет всеми вещами, втом числе и духовными. Отсюда положения Пифагора, что «справедливость естьчисло, помноженное на само себя», а «душа есть гармония» (гармония понималаськак отношение чисел).
Душа, по Пифагору, бессмертнаи может переселятся, то есть у Пифагора была идея дуализма души и тела.
Через этику математикаоказывается связанной с прославлением созерцательного образа жизни. Идеалсозерцательной жизни, поскольку он вел к созданию чистой математики, оказалсяисточникам полезной деятельности.
Пифагор так же учил о«гармонии небесных сфер». Каждая планета, двигаясь вокруг земли по эфиру,издает звук особой высоты; совместно же они образуют мелодию, слышать которуюмог лишь Пифагор, будто бы обладавший особым слухом. Пифагор приписывал себеполубожественный характер, утверждая, что он – Эльфиат (сын Гермеса),родившийся через несколько поколений. Он также подразделял разумных существ натри вида: „…люди, боги и существа, подобные Пифагору“. Последние, поего словам, происходили из семени лучшего, чем человеческое.
3.2 Средние пифагорейцы
Основным представителемсреднего пифагореизма считается Филолай. С его именем связывают такиесочинения, как «Вакханки», «О душе», «О рифмах», «О природе», однакоподлинность их фрагментов до сих пор окончательно не установлена. Существуютсведения, что Филолай всего лишь пересказал учения либо самого Пифагора, либодругих пифагорейцев.
Филолайполагает космос неуничтожимым. Так, он говорит в сочинении «О душе»: «Поэтому,космос, пребывает неуничтожимым и неустанным в течение бесконечной вечности.Ибо нет никакой иной, отличной от него самого, причины ни внутри него, котораяоказалась бы сильнее, ни вне его, которая могла бы его уничтожить. Нет, этоткосмос был от века и пребудет вовеки, один, одним богом родственным ему,всемогущими неодолимым управляемый. Коль скоро он один, непрерывен, и отприроды дышит, и вращается изначально, то он содержит в себе и причину движенияи изменения. Одна его часть неизменна, другая подвержена изменениям. Неизменнаяпростирается от объемлющей Вселенную души до Луны, а изменяющаяся — от Луны доЗемли. И так как движущее круговращается извечно и вовеки, а движимоеподчиняется движущему, то одно должно быть вечнодвижущим, а другоевечнострадательным. И одно — всецело местопребывание ума и души, другое —рождения и изменения; одно — первое по силе и превосходящее, другое —подчиненное. А то, что из них обоих — из вечно бегущего, божественного, и вечноизменяющегося, возникшего, — космос»[5].
Филолай также пытался свестизаконы физики к понятиям математики.
Согласно Филолаю, мирозданиесостоит из предела, беспредельного и гармонии, где предел есть число,беспредельное — телесное пространство, в своем соединении дающие организованноечислом пространство. Истина присуща всем вещам в той мере, в какой ониорганизованны числом; оно же делает мир познаваемым. Из противостояния пределаи беспредельного далее выводился целый ряд противоположностей.
Филолай связывал мышление сдеятельностью мозга и считал душу бессмертной. Он так же был сторонником ученияо метемпсихозе.

4.Элейская школа
Философская школа элеатоввозникла в «Великой Элладе». Элеаты впервые осуществили переход от физическойсубстанции («первоначала» милетцев) к собственно философской субстанции –бытию; они также впервые поставили основной вопрос философии – о соотношениимышления и бытия.
4.1 Ксенофан
Основателем школы элеатовсчитается Ксенофан.
Как физик-философ Ксенофанпримыкает к ионийской традиции. Основываясь на том, что в Греции были найденыкамни с отпечатками морских животных, он полагал, что все вещи произошли изземли и воды: находки говорили о том, что вся земля некогда была покрыта водой,затем она выступила из мирового океана. Земля простирается своими корнями вбесконечность, именно поэтому она и является субстанциальным началом; вода –соучастница земли в творении жизни. Из земли и воды произошли души, а также всенебесные тела, в том числе луна и солнце. Солнце каждый день новое и для каждойместности свое.
Ксенофан говорил, чточувства не дают истинной картины мира. Разум также может обманывать, но этуобманчивость можно преодолеть, т.к. она связана со случайностью истины:последняя чаще всего есть результат не систематических измышлений, а догадки. Вцелом же возможность познания не отрицается.
Ксенофан критиковалпредставления о богах как о существах, подобных человеку. Он верил в единого,неизменного, вечного Бога. Бог есть чистый ум; он всевидящ, всеслышащ, всезнающи управляет миром силою своей мысли.
Бог не похож на человека; онподобен шару и тождественен космосу.

4.2 Парменид
Учение Парменида (род. вЭлее, акме (504-501 гг. до н.э.), изложенное в поэме «О природе», стало основойучения элеатов. Поэма состоит из двух частей: «путь истины» и «путь мнения»; впервой излагается учение Парменида, во второй — мнения смертных, «лишенныеподлинной достоверности».
По ее сюжету Парменидпутешествует к богине справедливости Дике, желая узнать, как устроен мир, начто она отвечает, что все вопросы можно разрешить лишь при помощи разума, и впознании мира слушать нужно лишь его.
В первой части Парменидговорит о бытии, небытии, мышлении. Бытие едино, монолитно, неподвижно, анебытия нет. Обосновывая эти тезисы,
Парменид впервые в историифилософии прибегает к доказательству, исходя из утверждения о том, что «одно ито же есть мысль о предмете и предмет мысли». Все сущее мыслимо, мышлениепредметно, т.к. мы не можем мыслить ни о чем; это значит, что мысль естьистинная мысль лишь тогда, когда она предметна, а предмет лишь тогда предмет,когда он мыслим. Поэтому небытия не может существовать, т.к. «то, что не есть,немыслимо, невыразимо» в силу того, что уже сама мысль о небытии делает егобытием в качестве предмета мысли. Отсюда делается вывод о единстве инеподвижности бытия. Оно едино, ведь разделить его могло бы либо небытие, ноего нет, либо бытие, но тогда бытие фактически не разделено. Бытие неперемещается, т.к. понятие перемещения связано с понятием перехода из одногоместа в другое, а понятие места — с понятием границ. Но за границей бытие можетбыть либо небытие, но его нет, либо бытие, но тогда бытие пребывает везде и неможет переместиться. Аналогично бы не исчезает и не возникает; таким образом, «бытие неподвижно лежит в пределах оковвеличайших».
Парменид утверждает, что,поскольку мы обладаем определенным знанием о прошлом, оно на самом деле неможет быть прошлым, но в определенном смысле должно существовать и настоящеевремя. Этот вывод вновь делается из тезиса о тождестве мысли и ее предмета; ноэто также означает, что не существует такой вещи, как изменение.
Во второй части поэмы речьидет о двух природных началах – огне (свете) и земле (тьме), а так же даетсяфизическая картина мира, центральное место в которой отводится Афродите иЭросу. Но т.к. эта картина объявляется
Парменидом ошибочной,существует мнение, что во второй части Парменид изложил чужое учение, возможно,пифагорейскую этику.
4.3 Зенон
Зенон (род. в Элее, акме(460 г. до н.э.), ученик Парменида, выступил с защитой его учения от возраженийсо стороны других школ. Из всех его трудов — «Споры», «Против философов», «Оприроде» — до нас дошли лишь фрагменты.
Зенон доказывал методом отпротивного, причем его доказательства были более строгими, нежели у Парменида.Рассуждения Зенона назывались «эпихейрема» или «апория». Ему приписывали сорок доказательствединства сущего, и пять — его неподвижности. Из них до наших дней дошло всегодевять.
Доказывая единство бытия,Зенон рассуждал так. Если бытие множественно, то вещей должно быть ровностолько, сколько их есть, т.е., ограниченное количество. Но если вещей много,то между каждыми двумя вещами может находиться еще одна, а между ними – ещеодна, и т.д. до бесконечности, а это значит, что вещей бесконечно много.Получили противоречие; это значит, что бытие едино.
Наиболее знаменитые апорииЗенона против движения — это „Дихотомия“,
»Стрела",«Ахиллес и черепаха», «Стадион». Первые две апориидоказывают, что движение не может ни начаться, ни закончится при допущениибесконечной делимости пространства, вторые две – при допущении его прерывности.В
«Дихотомии»движущийся предмет не может начать движение и пройти некий отрезок, т.к. чтобыдойти до его конца, ему необходимо дойти до середины, а до этого – до серединысередины, и т.д., т.е., пройти бесконечное множество точек, что невозможно.Апория «Стрела» доказывает, что летящая стрела покоится, т.к. онанеподвижна в каждый момент времени. Апория «Медимн пшеницы» ставитпроблему границ чувственного восприятия. Все эти рассуждения Зенона вызвали вдревности большое замешательство.
Зримое, благодаря теории, «умственными очами» способно дать вернуюкартину действительности, тогда как эмпирические свидетельства органов чувств –иллюзорную.
Об этом говорит вечно поучительный пример вращения Земли вокругСолнца. Описывая спор отрицавшего движение софиста Зенона с киником Диогеном,великий Пушкин занял сторону первого.
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей. [7]
Зенон в своей известной апории «стадия» поставил проблему опротиворечиях между данными наблюдения (самоочевидным фактом движения) и возникающейтеоретической трудностью (прежде чем пройти стадию — мера длины, — требуетсяпройти ее половину, но прежде этого — половину половины и т.д.), т.е. невозможно коснуться бесконечногоколичества точек пространства в конечное время.
Опровергая эту апорию молча (не желая даже рассуждать) простымдвижением, Диоген игнорировал Зенонов парадокс при его логическом решении.Пушкин же, вы ступив на стороне Зенона, подчеркнул великое преимущество теориинапоминанием об «упрямом Галилее», благодаря которому за видимой, обманчивойкартиной мира открылась реальная, истинная.
В то же время эта истинная картина, противоречащая тому, чтоговорит чувственный опыт, была создана, исходя из его показаний, посколькуиспользовались наблюдения перемещений Солнца по небосводу.

5. Атомисты
Атомистическое учение былоосновано двумя философами — Левкиппом и Демокритом. О жизни первого из нихизвестно мало, годы его жизни не установлены, и это дало основание некоторымученым сделать вывод, что
Левкипп вообще несуществовал, хотя эта точка зрения, скорее всего, неправильная. Их учениятрудно разделить, т.к. они обыкновенно упоминаются совместно и, вероятно,некоторые из работ Левкиппа были впоследствии приписаны Демокриту. Считается,что Левкипп акцентировал внимание на атомах, космологии и космогонии, Демокрит- на «малом мирострое», т.е., человеке. Демокриту ((460-370 гг. до н.э., род. вг. Абдеры) приписывают около 70 сочинений, однако ни одно из них до нас недошло.
Согласно атомистам,существует два первоначала: бытие и небытие, причем «небытие существует нисколько не меньше,чем бытие». И бытие, и небытие беспредельны, они так же не переходят друг вдруга. Небытие трактовалось как пустое пространство, внутри которого находитсябытие – материя, состоящая из бесконечного числа атомов. Атомы разделеныпустотой, которая не оказывает на их никакого влияния. Вещи состоят из атомов,поэтому возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением исложением атомов, изменение – изменением их порядка и положения. Атомы — эточувственно невоспринимаемые из-за их малого размера абсолютно плотные частицы.Атомы неделимы вследствие отсутствия внутри них пустоты и их малых размеров,вечны, неизменны, не имеют частей, не превращаются друг в друга, их плотностьодинакова. Атомы бескачественны, они не обладают так называемыми вторичнымикачествами – звуком, вкусом, запахом, цветом и т.д.; все эти свойства возникаютвследствие взаимодействия первичных качеств атомов (формы, величины, а так жеих движения) и органов чувств. Движение присуще атомам как вечное свойство;сталкиваясь, они изменяют направление своего движения. Существует бесконечноечисло как самих атомов, так и их форм; этим и объясняется огромное разнообразиеявлений. Атомы отличаются также порядком, положением и температурой, — сферические атомы, из которых состоит огонь, самые горячие.
Согласно Демокриту, живоевозникло из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели. Атомистыуподобляли микрокосм (животных и человека) макрокосму: человек и животные, каки планеты, состоят из атомов и пустоты, а природа и космос в определеннойстепени одушевлены. Носители одушевленности и теплоты — сферические атомы — рассеяны всюду; в человеке их концентрация наибольшая. ".Человеческая душа- это совокупность атомов; необходимое условие жизни дыхание, которое атомизмпринимал как обмен атомов души со средой. Поэтому душа смертна: выдох означает,что душа стремится покинуть тело и частично из него «вырывается», нопри вдохе атомы души возвращаются обратно в тело. выдох же без вдоха и естьсмерть: покинув тело, атомы души рассеиваются в воздухе, а никакого«загробного» мира существования души согласно атомизму нет и быть неможет. Демокрит считал, что самостоятельно развились от звероподобногосостояния к разумному.
Демокрит различалсуществующее «в действительности» и «в общем мнении».
В действительностисуществуют лишь атомы и пустота, все остальные качества мира (цвет, звук, запахи т.д.) возникают в наших органах чувств. Однако одни и те же атомы вызывают внормальных человеческих органах одни и те же ощущения, поэтому вторичныекачества мира в определенной степени объективны. Демокрит так же говорил о двухвидах познания – чувственном и разумном и развил особую теорию ощущений.
Главный закон мирозданияатомистов гласил: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силупричинной связи и необходимости». Ничто не происходит случайно, апорождается некой причиной, причем причина определяет следствие снеобходимостью. Поэтому случайность субъективна, случайно то, причину чего мыне знаем.
Известно, что Демокрит также развил этические и социальные учения.

Заключение
милетский пифагорейский атомист древнегреческийдуша
Проведя анализ учений в раннемразделе (досократики) античной философии я пришла к выводу, что перед взоромдревних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал какогромное скопление различных природных и общественных процессов.
Поскольку первые греческиефилософы — «мудрецы» — занимались осмыслением природы, Космоса,выясняя «причины и начала» мира, их часто называют«физиками».
Они интуитивно строилисубстациональную модель мира (именно через выяснения «первопричины» — по-гречески «архе», что дословно означает «начало, принцип»всего сущего как его основы, сущности), в их методологии множество пережитковмифологического ассоциативного мышления: так же, как в мифе был совершен«перенос» человеческих свойств, качеств и отношений на явленияприроды на небо и космос, так же в ранней греческой философии свойства и законыКосмоса – как они мыслились мудрецами были «перенесены» на человека иего жизнь. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, какчасть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. эта чертадревнегреческой философии получила название космоцентризма. Но в этом можноусмотреть и еще один смысл: ведь Космос — это противоположность Хаосу, этопорядок и гармония в противоположность неупорядоченности, это определенность исоразмерность в противоположность бесформенности; поэтому космоцентризм раннейантичности можно трактовать и как ориентацию на выявление гармонии вчеловеческом бытии — ведь если мир гармонично упорядочен, если мир — этоКосмос, а человек есть его отражение и законы человеческой жизни подобнызаконам Макрокосма, то значит, и в человеке заключена (скрыта) подобнаягармония. Общепринятое же значение «космоцентризма» таково: этопризнание за внешним миром (Макрокосмом) статуса, определяющего все остальныезаконы и процессы (включая и духовные). На философском уровне такаямировоззренческая направленность формирует парадигму онтологизма, потомуонтологизм (причем, явный, выражающийся и в том, что первые мудрецы-физикиискали «причины и начала бытия») — вторая сущностная характеристикафилософии античности.
Особенностью античногоонтологизма можно считать его стихийно-материалистическое инаивно-диалектическое воплощение: «архэ» мыслилось как нечтоматериальное, и, коль скоро весь Космос «выводился» (именно вонтологическом, а не в логическом плане) из материального первоначала, то онмыслился неким связанным посредством этого первоначала — единством, находящимсяв изменении, движении. А принцип связи и развития (движения) — основныехарактеристики (признаки) диалектического стиля философского мышления, о какойформе диалектики мы не говорили бы.
А принцип связи и развития(движения) — основные характеристики (признаки) диалектического стиляфилософского мышления, о какой форме диалектики мы не говорили бы. Ферекид изСироса (он считается учителем Пифагора) учил, что «архэ» являетсяземля (по-гречески «Хтония»); Фалес из Милета в качестве«архэ» рассматривал воду; Гераклит — огонь. Он писал:" Этоткосмос, единый из всего, не созданный никем из богов и никем из людей, но онвсегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и вполную меру погасающим". В 5 в. до н. э. Эмпедокл объединил все 4 стихии,придав им статус элементов, то есть несводимых друг другу (у Гераклита онивзаимопревращаются ), самотождественных, количественно и качественнонеизменяемых субстанций, из сочетания которых в определенных пропорции иобразуется все многообразие вещей мира, включая и живые организмы.
Досократовские школыположили начало формированию философии.
Именно в них впервые былизаданы вопросы о сущности бытия, об устройстве вселенной, о чувственном иразумном восприятии, о соотношении бытия и мышления.
В древние времена считалось,что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первоефилософское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира,получило название «анимизм». Анимизм явился и исторически первым учением одуше. В его основе лежало убеждение в том, что у всего, что существует насвете, есть элементы души. Душа же понималась как независимая сущность,отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами.Древние философы– идеалисты исходили из представления о некоем изначальном«мире идей» – «мировом разуме», аналогичном понятию Бога в более позднихцерковных учениях. Порождением этого универсального разума является душачеловека и животных.

Литература
 
1.Чанышев А.Н.;«Курс лекций по древнейфилософии»; М.,«Высшая школа»;1981.
2.Богомолов А.С.; «Античная философия»; М., 1982.
3.Диоген Лаэртский; «О жизни, учениях и изречениях знаменитыхфилософов»; М., 1979.
4.Трубецкой С.Н.; «Курс истории древней философии»; М.,1997.
5.Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова; М., Политиздат,1991.
6. Фрагменты ранних греческихфилософов. Издание подготовил А.В. Лебедев. М., 1989.
7. Бертран Рассел, История западной философии: В 2 томах, Том 1,М., 1993.
8. История философии: Запад-Россия-Восток (Книга первая. Философиядревности и средневековья). М., 1996.
9. А.Г. Маклаков «Общая психология» изд. «ПИТЕР» С-П – 2002г.
10. Philosofy Tutor v4.0 (beta) Copyright © HiT Group 1995-96
Сноски:
[1]-Бертран Рассел предпринимает попытку рациональнойинтерпретации оснований таинственного «греческого гения». Онотмечает, что философия начинается с Фалеса
[2] — Аристотель об основаниях гипотезы.
[3] — Ни одного отрывка из пифагорейских трудов до нас не дошло,всю информацию о них мы получаем из поздних свидетельств.
[4] — Идею метемпсихоза Пифагор, заимствовал, из учения орфизма — религиозного движения, выросшего на одной из трех ветвей, к которым традиционноотносят гомеровскую, гесиодовскую и орфическую, античной предфилософскоймифологии.
[5] —. СТОБЕЙ, I, 20, 2 (с. 172,9 W.): Из сочинения Филолая «О душе».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Модель рассеяния электромагнитной волны параллелепипедом из диэлектрика с потерями
Реферат Право акционеров требовать выкупа обществом принадлежащих им акций
Реферат Математические методы оптимизации
Реферат Экономический анализ характеристик взаимосвязи
Реферат Даосизм и буддизм
Реферат Признание жилых помещений непригодными для проживания
Реферат Аграрные отношения и земельная рента 2
Реферат Религиозное и атеистическое сознание и их роль в жизни людей
Реферат Финансовое оздоровление и реструктуризация предприятия
Реферат Основные течения западной философии 20 века
Реферат Ananlysis Of Andrew Marvell Coy Mistress Essay
Реферат Native Son Reviews Essay Research Paper Native
Реферат Анализ конституций США и России Кирсанова Екатерина 10 «Г» класс Москва 2004 год
Реферат Техника безопасности при эксплуатации автомобиля
Реферат Толстой: Анна Каренина