Реферат по предмету "Социология"


Люди известности - новый социальный слой?

38 143 зн. 2004 г. ГРИНИН Л.Е. ЛЮДИ ИЗВЕСТНОСТИ - НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ ГРИНИН Леонид Ефимович д. филос. н ген. директор издательства Учитель, Волгоград. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОЙ ИЗВЕСТНОСТИ. Неравенство присуще любому обществу. Наиболее важными среди благ, обладание которыми показывает главные формы неравенства, в социологии считают власть, богатство, престиж, статус, привилегии 1 c.

286. Иногда выделяют образование. Правда, распространено мнение, что образование в большей степени склонно отражать и подтверждать существующее неравенство, чем содействовать его устранению 2, c. 398. Однако среди таких благ практически не упоминается личная известность 3 в этом же ряду авторитет, харизма, слова, популярность и т. п. И это несмотря на то, что значение данных феноменов в современной жизни возрастает, а стремление к ней формирует ценностные установки все большего числа людей.

Мало того, она начинает влиять и на стратификацию общества. Исследование влияния фактора личной известности на социальную структуру современного общества и является предметом настоящей статьи. Что подразумевается под личной известностью По моему мнению, это информация о человеке, которая выделяет его в каких-то смыслах из общего ряда людей, обладающих аналогичными профессиональными качествами.

Такое выделение может касаться уровня его профессионализма или иных ценимых окружающими качеств например, святости, удачливости, талантливости, ума, красоты, широты известности в определенных слоях и местностях, формального или неформального перевода его в более высокую группу например, в категорию известный писатель из группы просто писатель, длительности известности посмертная слава, например и т. п. Славу можно рассматривать как высокую степень личной известности, или как почетную известность 4, c.

752. Указанное выделение из общего ряда может прямо или косвенно давать человеку дополнительные блага по сравнению со средним в группе людей, обладающих аналогичными качествами. ЛИЧНАЯ ИЗВЕСТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЫЙ КАПИТАЛ. Личная известность была ценной всегда. На заре человеческой истории слава о великих охотниках, воинах, сказителях, колдунах высоко ценилась и тяжело добывалась. Анналы истории рассказывают, насколько люди стремились к ней, порой совершая невероятные

вещи. Так, император Нерон гонялся за славой актера. Герострат поджег храм Артемиды одно из семи чудес света. За славу соревновались ученые и поэты, полководцы и короли, схимники и кардиналы, актеры и пророки, рыцари и дамы, и т.д. Иногда известность давала власть и материальные блага. Известные колдуны, врачи, повара, актеры имели и больше клиентов, и более высокие гонорары.

Знаменитых мудрецов в древнем Китае иногда приглашали к себе правители и щедро одаривали их. Слава вождя привлекала в его дружину. Вокруг легендарных волхвов или друидов собирались многочисленные ученики. Однако как ни ценна была личная известность для определенных людей, все же в дорыночную, доиндустриальную эпоху когда грамотных людей было не много число тех, кто с ее помощью получал основные средства к существованию или мог их резко увеличить, было незначительно. В традиционных обществах, как правило, главными социальными

характеристики были знатность, сословное положение, членство в корпорации, земельное богатство, близость к власти. Личная известность выполняла подсобную роль маркера для дополнительной дифференциации в среде более или менее социально равных людей например, между рыцарями, мастерами, философами и т.д Поэтому обладание или не обладание личной известностью не влияло фатально на социальное положение ни дворянина, ни буржуа - за отдельными исключениями, которых по мере развития индустриального, рыночного,

модернового общества становилось все больше. В современном общ6стве в итоге известный или неизвестный писатель певец, актер, спортсмен различаются в доходах и престиже между собой примерно как крестьянин и дворянин, или как дворянин и герцог. С появлением печатных изданий книг, газет прообраза современных СМИ число людей, зависящих от своей известности, увеличилось, а их материальные возможности выросли 5 Лев Толстой говорил, что он имел в деньгах 600 тыс. рублей, из которых значительная часть составилась

от гонораров 6, c. 226. Александр Дюма размотал миллионы франков, у Чехов в усадьбе постоянно жили десятки гостей, Джек Лондон построил огромный особняк. Доходы Максима Горького существенно помогали партии большевиков Однако количество тех, кто мог конвертировать известность в богатство, было невелико. Jyо возрастало по мере появления новых технических средств, таких, как радио, кино и особенно телевидение,

а также прогресса в образовании, пока, наконец, ситуация и вовсе не изменилась. Рост значения личной известности привел к формированию особого, с ней связанного слоя людей. Известность в рыночном обществе стала особым видом капитала социальным, символическим капиталом П. Бурдье. Анализу характеристик членов этого слоя и посвящена данная статья. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА. Для анализа рассматриваемого феномена необходимы некоторые дополнения

к теории. В частности, личную известность надо добавить к перечню типов благ, вокруг которых проходят главные линии неравенства. Это особенно важно для современных обществ, где степень известности человека - и его в известном смысле рыночная цена - напрямую связана с техническими возможностями средств коммуникации и с мерой его доступа к ним. Слой людей, которые обладают личной известностью, требует особого названия. По аналогии с теми, кого П. Бергер называет люди знания, которые занимаются производством и распределением

знаний и чей главный капитал образование и символические знания 7, с. 87 и др. 8, с. 66 и др. Бергер говорит о классе людей знания в русском переводе. В оригинале это knowledge class или knowledge-class people см. 8, с. 66 70 и др Русский язык позволяет употреблять понятие люди знания это удачнее, поскольку категория класс весьма спорна. Есть и более близкая к русскому языку традиция в виде понятия man of knowledge

см. 9 слой тех, чья деятельность связана с известностью, и главный капитал которых известность, можно было бы назвать людьми известности или люди паблисити. Для анализа социальной структуры общества ключевым выступает понятие неравенства, которое является результатом такого положения, когда люди, под чьим контролем находятся общественные ценности, имеют возможности извлекать для себя выгоды 1, c. 280. Соответственно неравенство связано с разным доступом

к тем или иным благам. В отношении личной известности это ограничения доступа к вниманию людей и к возможности влиять на них. Этот ресурс очень важен Недаром и представление о власти обязательно подразумевает возможность воздействовать на людей. Вслед за Вебером власть часто рассматривают как способность навязывать свою волю другим например, 1, c. 650 разными способами. Среди новых теорий власти есть и та, что рассматривает ее как средство коммуникации, cм например,

Луман Н. 10, гл.1. Власть как средство коммуникации Люди известности имеют доступ к нему как бы по естественному праву. А их особый авторитет и престиж, которые поддерживаются обществом и СМИ, как бы узаконивает их право влиять на других. СМИ в условиях рынка и дня не могут обойтись без известных личностей, к которым зачастую привязана значительная

доля рекламного продукта. Иными словами, сложился вполне очевидный симбиоз средств массовой коммуникации и людей известности, а также представителей власти, бизнеса и культуры. Но если огромные возможности СМИ воздействовать на общество были отмечены давно 11 четвертая власть, то влияние на общество со стороны людей известности в целом, как особого слоя отмечается недостаточно Отсутствие внимания к этому явлению заставило меня заняться этой темой см.

12, 13, c. 220 222 14, c. 50 В XIX и начале XX века в философии и социологии активно обсуждалась тема великих людей, героев, роли личности в истории и т.п. Мне приходилось анализировать различные точки зрения на эту проблему cм. 15 Этот феномен исследовался в разных аспектах см в частности 16, c. 427. Ф. Гиддингс, например, в своей концепции социальной структуры выделял помимо жизненных и социальных

классов также класс великих людей 17, c. 64. Но такие люди могут остаться неизвестными до самой смерти. Главное же, указывал П.А. Сорокин, группа великих личностей представляет фактически не реальную, а мнимую коллективность, поскольку они не объединены ни общей целью, ни общими социальными характеристиками 18, c. 282. Мы же ведем речь именно о реальной коллективности известных людей, которая сложилась в последние полвека и среди которых великие составляют ничтожную часть.

Возможно, впервые этот факт отметил Райт Миллс. В небольшой главке Знаменитости The Celebrities своей книги The Power Elite 1956 он дал очень точные и емкие характеристики социальной группы профессиональных знаменитостей 19, с. 71 91 20, c. 112 127. Однако эту важную идею практически не заметили ни аналитики творчества Миллса В трех словарях по социологии, где есть статьи о

Миллсе, о ней не упомянуто 3, т. 1, с. 423 424 21, c. 189 22, c. 214 216. См. также 23 ни исследователи СМИ. Р. Коллинз держал эту проблему в поле внимания, рассматривая сети философов на всем протяжении истории этой науки. Но серьезного анализа нового социального слоя пока нет. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОЯ ЛЮДЕЙ ИЗВЕСТНОСТИ. Заметный и очень влиятельный слой людей, имеющих большие или даже

огромные доходы, основная часть которых проистекает от высокого уровня и широких масштабов их известности это весьма разношерстная публика. Она включает работников телевидения и других средств массовой информации деятелей искусства, театра, литературы, науки, кино представителей шоу бизнеса и моды спортсменов частично политиков и официальных лиц особенно бывших, держащихся за счет прежней известности родственников известных людей, эксплуатирующих этот факт а также и просто по какой-то причине узнаваемых людей, которые сумели

разными способами привлечь к себе внимание. Общее у них то, что эта группа эксплуатирует свою популярность, конвертируя ее в должности, деньги, связи и блага, порой передавая ее по наследству. Значение такого слоя в современном обществе, по-видимому, будет расти, чему, в частности, способствует информационная прозрачность границ, а также империализм средств массовой информации через Интернет 2, c. 511. В этот слой входят, увеличивая его значимость и престижность, и те, за кем известность,

так сказать, следовала в качестве дополнительной характеристики. Например, представители аристократических, королевских семей принцесса Диана, политики, крупные бизнесмены, признанные специалисты разных областей и т.д. Таким образом, хотя личная известность не новый феномен, однако, еще не складывался столь заметный и влиятельный слой людей, которые объединены в социальном пространстве благодаря своей известности и

возможности регулярно появляться в СМИ, на экране кинотеатра, телевизора, компьютера. Часть этих людей получает свою известность через старые каналы авторы широко расходящихся книг, обладатели почетных премий, те, кто публикуется в серьезных изданиях, артисты знаменитых театров, авторы шлягеров, художники и т.п. Но о них пишут журналы и газеты, и они появляются на экране. Популярная книга становится фильмом, композитор или поэт мелькают вместе с певцом на сцене, обладатель

премии дает интервью и становится гостем телевизионных тусовок, известный адвокат делает комментарии по громким делам и т.д. Эти персоны объединены и личными связями друг с другом и представителями других элит. В дополнение к этому люди известности по крайней мере, это так в России становятся многостаночниками. Такое не столь сложно для тех, у кого главная профессия быть известным. Композиторы, актеры, комики, продюсеры выступают в амплуа певцов певцы осваивают профессии композиторов

и поэтов телеведущие становятся актерами и режиссерами. Они осваивают и профессию политика, о чем свидетельствуют победы на выборах актеров А. Шварцнегерра и М. Евдокимова. И т.д. По благосостоянию люди известности стремительно приближаются к собственникам. Сегодня многие спортсмены, артисты, певцы, шоумены, топ-модели по уровням личного дохода начинают обгонять редпринимателей. Контракт одного из высокооплачиваемых хоккеистов

Алексея Яшина тянет на 87,5 млн. дол см. 24. Ч.Р. Миллс указывал, что в Америке профессиональные знаменитости встали в ряд с людьми из четырехсот семейств центральных городов самых богатых семейств Америки авт. 20, c. 115. Теперь это характерно для многих стран. Если ранее знатность, место в иерархиях, образование и квалификация по праву притягивали к себе деньги и собственность, то теперь известность легко конвертируется в блага.

Известный человек может получить большой гонорар за рекламу интервью, мемуары, лекции и т.п Доход футболиста Д. Бэкхема в сезоне 2004 г. составил 15 млн. фунтов стерлингов. При этом лишь 4,5 млн. фунтов он заработал футболом, остальное доход от рекламы 25. Причем особых усилий реклама не требует в ильме Чарли Чаплина 1957 Король в Нью-Йорке рекламный агент говорит

Десять тысяч монет за два слова Вам даже не надо будет их запоминать, они будут записаны на доске мням-мням 26, c. 634. Таким образом, можно говорить о слое профессионалов известности, деятельность которых невозможна без нее, либо крайне затруднена, либо лишается смысла и т.п. В любом случае, без популярности они теряют в социальном плане очень многое, а то и все. Из дополнительной социальной характеристики личная известность становится одной из главных.

Доказательством этому являются случаи, когда человеком известности становятся с помощью громких скандалов Моника Левински. Соответственно растет престиж известности и ее дефицитность, усиливается стремление передать статус известности по наследству. Причины вышесказанного взаимосвязаны. 1. Изменения технической базы. Выделение этого слоя напрямую связано с растущей ролью электронных средств информации, формированием глобального информационного пространства.

Средства массовой коммуникаций обеспечивают приоритет в создании картины мира, в осмыслении человеческой природы 27, c. 362. См. также о том, как формируются представления о событиях в мире 28. Налицо революция в формах информации, скорости и широте ее распространения, силе воздействия. Росту слоя людей известности способствуют перемены в транспорте и связи, позволяющие перемещаться по всему миру, постоянно общаясь со многими местами любое перемещение звезд становится информационным событием.

2. Изменение материальной базы. Создание, обработка и передача информации превратились в крупнейший и быстро растущий сектор экономики. Люди известности представляют его важнейшую часть они часто становятся и совладельцами или соуправляющими шоу-бизнеса. В целом информация стала новым и весьма ценным продуктом, благодаря которому его распределители успешно делают карьеру и деньги. По утверждениям комментаторов, телевизионные сети сдают зрителей в аренду рекламодателям 3, т.

2, c.320. Необходимо отметить теснейшую связь рекламы огромнейшего сектора экономики и участия в ней людей известности. С одной стороны, рекламодатели заинтересованы в продвижении товаров с их помощью, с другой, известность легче всего конвертировать в деньги через рекламу. Рациональность не является главным качеством потребителей 29, c. 364. А раз так, надо воздействовать на эмоции и невротические реакции людей там же, тем более что управление

человеческими страстями приобретает научную точность 30, c. 75. Кумиры толпы легче всего могут сделать это. Огромные обороты шоу-бизнеса, средств информации, рекламных компаний создают фундамент роста слоя людей известности и его значимости. Очевидно, чем богаче будут эти сектора экономики, тем заметнее будет их роль и влияние. П. Бурдье сделал вывод, что телевидение и вообще рыночная журналистика несет опасность различным сферам

культурного производства искусству, литературе, науке, философии, праву см. 31, c. 68 69. Фактически сложился симбиоз средств массовой коммуникации и указанных видов общественного сознания. В результате первые вбирают в себя элементы искусства, философии, науки, политики и права, вторые приобретают информационно-развлекательные черты, которые едва ли не начинают доминировать в них. И такой симбиоз, помноженный на экономическую базу, становится основанием роста влияния людей известности.

Кроме того, средства массовой коммуникации становятся посредником между производителем идей и публикой. Они присвоили себе право определять значимость того или иного интеллектуального явления. Без их санкции приобретение даже профессиональной известности в сравнительно узком круге усложняется. Бурдье верно отмечал, что для интеллектуала, который хочет быть услышанным и прочитанным, все труднее сопротивляться растущему влиянию рыночной журналистики.

А механизмы коррупции все глубже проникают в академические круги, по мере того как телевидение начинает занимать центральное место в поле их действия 31, c. 72 73. Таким образом, к широкой личной известности теперь стремятся и те, кто раньше вполне обходился достаточно узкой профессиональной известностью. 3. Изменение типа производства и распределения благ. а

Производство товаров массового спроса создало массовое общество и новых потребителей. И производителей и потребителей словно пропускают через жернова массового производства, они выходят оттуда совершенно одинаковые заметил Э. Ван ден Хааг. Он также писал Люди в качестве потребителей вынуждены отказаться от собственных вкусов. В конечном счете, производство стандартизированных вещей требует производства стандартизированных людей

цит. по 32, c. 151 152. Социологи заметили, что на смену героям производства пришли герои потребления 32, c. 151. Люди известности в какой-то мере - авангард героев потребления. Они не только участвуют в рекламе товаров, но и создают стереотипы образа жизни, установки на то, к чему должен стремиться человек и в главном, и в мелочах. б Изменились производство и распределение духовных благ.

В результате расцвела массовая и популярная культура, которой, как отмечали еще Т. Адорно и М. Хоркхаймер, управляют рекламодатели, телевидение, кино, популярная музыка и другие отрасли массовых коммуникаций 3, т. 2, c. 53. Такая культура немыслима без известных людей. в Потребление продукции, в создании которой участвуют знаменитости, в определенной мере можно рассматривать и как статусное, то есть такое, которое повышает статус и самооценку людей cм. подробнее 33. 4.

Особые свойства информации как товара. а Информация становится товаром массового спроса, а объемы ее реализации колоссально возрастают. б Возможности влиять на людей. Давно возникла формулировка о манипуляторах сознанием см например, 34, а средства коммуникации рассматриваются как орудия управления обществом 35, c. 370. См. также 36. Не приходится сомневаться, что виртуальные реальности могут быть использованы в

целях манипулирования сознанием людей 37, c. 134. Действительно, по влиянию на сознание они, пожалуй, в некоторых смыслах превосходят церковную организацию прежних времен. Обладая такой властью над умами и пользуясь всеми правами и свободами см. подробнее 38, c. 301 304, можно создать известность и имидж кому угодно действует система, само попадание в которую во многом и определяет успех. Вместе с массовым производством возникли конвейеры и фабрики звезд.

Система средств массового общения, рекламы и развлечения выступает в коммерческом аспекте не только как средство прославления знаменитостей она вместе с тем отбирает и творит знаменитостей в целях извлечения прибыли 20, c. 113 114. в Создание зависимости от товара многие шоу, игры и прочее напоминают алкоголь, торговля которым приводила к бедствиям для неразвитых народов. г Способность к мифотворчеству, благодаря чему можно внушить искаженные представления о товаре. д

Отсутствие привычного материального вида товара, тем более, что заметная его доля преподносится бесплатно, ослабляя внутренний контроль потребителей в момент траты денег. 5. Изменение общей и профессиональной структуры населения. Д. Белл говорил, что в доиндустриальном обществе жизнь была игрой между человеком и природой в индустриальном обществе работа это игра между человеком и искусственной средой машинами, техникой в постиндустриальном

обществе работа становится игрой человека с человеком. Он имел в виду быстрый рост сферы услуг, образования, государственных услуг и т.д. 39. Продолжая этот ряд, можно сказать, что сегодня жизнь это игра человека с экраном, с киберпространством, с людьми известности через телевизор и радио и т.п. Но теперь слово игра не нуждается в кавычках, а употреблено в прямом смысле.

Тем более, новейшее технологическое оснащение усиливает эффект включенности человека в действие и реальности действия, даже если оно фантастично например, 40. Нередко новые профессии появляются в результате видовой и внутривидовой дифференциации обширного круга занятий, прежде не связанных со сферой труда игрового, художественного, развлекательного, благотворительного, коммуникативного, познавательного и другого характера 41. Это прямо относится к проблематике моей статьи.

Но чем сильнее профессионализация прежних любительских занятий, тем сильнее процесс превращения этих людей в особый социальный слой. 6. Меняются стереотипы поведения людей, моральная оценка развлечений и безудержного потребления. Это связано с появлением значимого свободного времени, которое надо занять 42. Хлеба и зрелищ требовал римский плебс. Поскольку хлеб сегодня есть, потребность в зрелищах увеличивается, как и страсть к различным теле- и иным играм, что остроумно сформулировал

Н. Постмен в названии своей книги Развлекают нас до смерти 3, т. 2, c. 320. Й. Хейзинга в книге Человек играющий 1930-е годы пришел к выводу, что культура человеческого любого общества носит игровой характер 43, c. 8, а подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания 43, c. 238. Ныне не нужно беспокоиться за наличие игры в культуре. Напротив, пора тревожиться за саму культуру, поглощаемую игрой.

Развлекаться и наслаждаться, пользоваться жизнью, пожить для себя, оттянуться со вкусом используя слоган рекламы, не пропустить удовольствие и т.п. гедонистические призывы становятся нормой с точки зрения современной морали. Ее не сравнить не только со строгой пуританской или кальвинистской моралью, но и просто со здравым смыслом народа много работать, экономить, не транжирить, беречь копейку, долг превыше всего, делу время потехе час и т.п. Много работать стало нехорошей чертой, таких людей называют трудоголиками,

как бы приравнивая к алкоголикам. Этот дрейф в отношении к жизни, начавшийся давно, приобрел почти необратимый характер. Без безостановочного и во многом бессмысленного потребления экономика встанет. А люди известности играют огромную роль в утверждении этой морали. НОВАЯ ЭЛИТА НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МОРАЛЬ. Слой людей паблисити можно рассматривать и как новую элиту современного общества. Они, как нельзя лучше всего отражают его дух.

Согласно теории элит, деление на элиты и массы является неотъемлемой чертой любого сложного современного общества 3, т. 2, c. 481. Миллс считал элитой ряд высших кругов, члены которых специально подбираются, обучаются, апробируются и получают доступ к влиянию на общество. Карьера и образ их жизни этих обнаруживают сходство, их единство имеет под собой психологические и социальные основы, они поддерживают неофициальные связи существует взаимозаменяемость людей на командных

ролях в иерархиях, распоряжающихся богатством, властью, славой. 20, c. 35, 41 и др Эти признаки вполне подходят к выделенному мной слою. Образование новой элиты влечет за собой появление черт корпоративности, когда для достижения известности недостаточно личных таланта и способностей. Для успеха путь они не лишние, но в принципе необязательные. Главное занять место в корпорации и понять ее внутренние требования, тогда она сама сделает тебе имя

Чтобы быть знаменитым, богатым, власть имущим для этого требуется доступ к главенствующим институтам 20, c. 34. Корпоративность препятствует также попаданию в цех со стороны, облегчает наследование известности тем или иным путем. Чтобы попасть туда без поддержки, нужна удача. В любом случае человек должен обладать огромной энергией, напором, коммуникабельностью, хваткой, умением быстро ориентироваться и такими не слишком уважаемыми качествами, как беспринципность, умение нравиться,

угождать, хитрить, быть изворотливым и т.п. Он также должен забыть о таких вещах, как скромность и стыд. Можно отметить и другие черты элит. Так, еженедельник Пипл опубликовал традиционный список 50 самых красивых людей, среди которых практически нет незнакомых людей сплошь голливудские знаменитости у одного самые красивые глаза, у другого губы и т. д. 44. Этим фактом подтверждается то, что человеческие качества, в данном случае красоту, люди известности

начинают приватизировать. Так и в других элитах святость принадлежала людям церкви, храбрость и благородство рыцарям, мудрость ученым. Монополизация какого-либо блага, если не ограничивать ее, становится кумулятивным процессом известность идет к известности, как деньги идут к деньгам в брак вступают в своей среде одни СМИ поддерживают другие, люди известности перепархивают со страниц газет на экран, с экрана на радио и т.д. Корпорации людей известности как и любые другие стремятся к влиянию на общество и к власти.

В отношении искусства было замечено, что оно с полным правом выступает в качестве института и стремится к власти на том же уровне, как деловые круги, церковь или школа 45, c. 557 это же стремление едва ли не в большей степени присуще СМИ и людям известности. Подобно тому, как раньше сан священника приписывал святость человеку, а титул аристократизм и благородство, так и известность сама по себе гарантирует выдающиеся качества, причем

по определению хорошие. Предполагается, что чем известнее человек и громче его слава, тем больше и его достоинства. На самом деле степень известности никак не гарантирует, что ее обладатель достойная и выдающаяся личность. Напротив, часто такие люди глупы, ничтожны, гадки и эгоистичны, а их личные достоинства обратно пропорциональны славе. Но благодаря отмеченному оптическому обману поклонникам и фанатам кажется, что их кумир - совершенно особый человек, само поклонение которому возвышает их.

Соответственно любое его явление народу становится сильным эмоциональным событием. Облегчается превращение людей известности в своего рода символы успех, красота, манеры, стиль жизни. Юношам и девушкам, говоря словами поэта, обдумывающими, сделать бы жизнь с кого, не надо размышлять кумир всегда перед глазами. Наконец, они начинают беззастенчиво внедрять в общественное сознание собственную богемную мораль, часто ломая все мыслимые приличия.

Не они породили коммерциализацию секса см. 29, 46, c. 90 и сексуальных символов вообще, а также изменение половой морали см. 46, но верно и то, что люди известности все это усиливают и благословляют недаром появилось понятие секс-символов и секс-звезд. Кстати, эпатаж публики путь в ряды людей известности какая-нибудь дрянная девчонка, хвастающая, что переспала со всеми знаменитостями, при удаче может занять там свое место.

Не говорю о злоупотреблении наркотиками и алкоголем, стимуляторах и допинге у спортсменов и других подобных вещах. ВЛИЯНИЕ НОВОЙ ЭЛИТЫ НА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА. Как всякая элита, люди известности не являются социальным слоем, представляющим собой простую добавку к множеству страт общества. Элита влияет на структуру всего социума, подгоняя и подстраивая ее под свои интересы. Каждая звезда в культуре, моде, спорте, равно как и их команды особенно в спорте, создают

вокруг себя нечто вроде современной секты или клиентелы. Крупные футбольные клубы имеют десятки а то и сотни тысяч активных болельщиков, фанатов, фан-клубы. При этом понятие фаната команды или поп-звезды становится самодостаточной социальной характеристикой все вместе фанаты составляют пласт общества, причем растущий. В связи с глобализацией и интернационализацией поп-культуры такое влияние на структуру общества перерастает

национальные границы, и фанаты звезд появляются в разных странах. Помимо профессиональных знаменитостей возникает много прослоек людей, становящихся более известными, нежели те, кто профессионально или социально стоит рядом с ними. Это те, чья известность является лишь побочным достижением например, известный бизнесмен, либо связана с привлечением к себе общественного внимания всякого рода экстремалы, оригиналы, рекордсмены, коллекционеры

и т. п. Но лишь некоторые из них способны конвертировать известность в ходовой товар. С другой стороны, поскольку известность становится более притягательной, многие стремятся к ней так, как буржуа добивались дворянства ради престижа. ПОЧЕТ НЕ ЖИВЕТ БЕЗ ХЛОПОТ. Внутри любой элиты формируются стиль жизни, мораль, особые корпоративные требования, в чем-то приятные, а в чем-то обременительные. Последние для людей известности связаны с открытостью

их жизни, необходимостью все время быть на виду, поддерживать физическую форму и внешний вид. В отношении изменения облика и тела они впереди других элит. Несоблюдение этого правила грозит потерей своего капитала. Ведь сегодня человек исчезает из сознания людей, если не мелькает в СМИ. С глаз долой из сердца вон. Таким образом, необходимость быть все время на виду, появляться как

можно чаще в самых разных программах и СМИ, быть публичным и открытым, позволять копаться в своей жизни, постоянно поддерживать и выдерживать отношения с поклонниками и фанатами, нигде не быть самим собой и прочее это профессиональные и элитарные требования к знаменитостям. Необходимо также постоянно давать поводы СМИ говорить о тебе годятся любые мелочи, вплоть до того, какой зубной щеткой чистит зубы та или иная знаменитость.

Можно и выдумать событие. Но интереснее всего, конечно, брак, тем более, если в него вступают две звезды. Хороши также развод и другие семейные события. Поэтому чем чаще звезда вступает в брак и разводится, тем лучше. Нации давно стали в культурном отношении достаточно сплоченными. Но для поддержания такой сплоченности требуются общие знаковые фигуры. Люди известности как нельзя лучше годятся для такой роли знакомых всем символов, о которых все могут

говорить со всеми наконец тема эта по уровню интеллекта доступна всем, светские сплетни и перемывание косточек знаменитостям начинают играть роль части общей культуры, чему бульварные СМИ и сами звезды активно способствуют. Если раньше скандалы могли испортить репутацию актрисе, певцу и т. д теперь, кажется, ее трудно чем-либо испортить. Напротив, звезды стремятся получить скандальную рекламу, что для них лучше, чем никакая.

ЛЮДИ ИЗВЕСТНОСТИ В РОССИИ. В России у людей известности своя специфика. Поскольку в СССР много значил фактор личных знакомств и блата, этот канал формирования людей известности играет у нас бтльшую роль, чем в других странах. Соответственно, квалификация известных персон особенно певцов и шоуменов в целом слабее, а число дутых авторитетов среди них выше, чем в других странах. Иными словами, ведущий тип конкуренции при пробивании в число известных людей в

России иной, чем на Западе расцвел фаворитизм, когда известная персона открыто патронирует любимца или любимицу. С другой стороны, жесткое деление на слои и социальные группы в СССР, каждая из которых характеризовалась собственным набором привилегий и обязанностей, система званий заслуженных, народных артистов, деятелей, членов союзов и т.п. способствует более сильному корпоративному чувству у звезд, чем в других странах. Кроме того, возникают своеобразные тайные общества, которые продвигают

своих людей во все передачи и программы. Корпоративность среди цеха людей известности в России особенно наглядно проявляется и проявлялась раньше в семейственности, в умении пристроить ребенка. Соответственно растет число династий. Также выше роль промывания мозгов в создании дутой славы не удивляет уверенность заправил СМИ, что можно и обезьяну сделать президентом. Это следствие того, что в СССР манипулирование сознанием проводилось десятки лет с использованием всей

государственной машины. В России меньше роль таких способов создания людей известности, как коммерческий заказ и отбор путем сравнения действительных качеств авторов, актеров и других на конкурсной основе как коммерческая раскрутка как честная, объективная формальная оценка в виде номинаций, премий, титулов и т.п. признание фактического успеха и стремление его использовать и другие. Хотя роль некоторых из этих способов растет, особенно в книжном бизнесе.

Наследие прежних времен определяет и гораздо большую, чем в других странах, близость людей известности к государственной власти и взаимовлияния друг на друга. В результате такой близости возникает схожая ментальность. СПСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Смелзер Н. Социология. М. 1994. 2. Гидденс Э. Социология. М. 1999. 3. Джерри Д Джерри

Дж. Большой толковый социологический словарь Collins. В 2 т. М. 1999. 4. Ожегов С.И Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1993. 5. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуальных изменений. Новосибирск. 2002. 6. Толстой Л.Н. Так что же нам делать Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. Т.16. М. Художественная литература.

7. Бергер П. Капиталистическая революция. 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе. М. 1994. 8. Berger P. L. The Capitalist Revolution Fifty Propositions about Prosperity, Equality, and Liberty. NY. 1986. 9. Coser L. A Znaniecki F. The Social Role of the Man of Knowledge. NY. 1968. 10. Луман Н.

Власть. М. 2001. 11. Иванов В.Н Назаров М.М. Информационное потребление и политические ориентации Социол. исслед. 2000. 7, С.83 90. 12. Гринин Л.Е. Феномен информационного общества Люди известности Философия и общество. 2004. 2, с.5 23. 13. Гринин Л.Е. Производительные силы и исторический процесс. Волгоград. 2003. 14. Гринин Л.Е.Формации и цивилизации

С. 5 63 Философия и общество. 1997. 5. 15. Гринин Л.Е.Формации и цивилизации. Гл.2 2. О роли личности в истории Философия и общество. 1997. 2, с. 37 59. 16. Хинкл мл. Р. Ч Босков А. Социальная стратификация в перспективе Беккер Г Босков А. ред. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении.

М.1961, с. 417 446. 17. Комаров М.С. Гиддингс Giddings Франклин Генри Давыдов Ю.Н. и др. составители. Современная западная социология. Словарь. М. 1990, с. 64. 18. Сорокин П.А. Система социологии. Т.2. М. 1993. 19. Mills C. W. The Power Elite. NY. 2000. 20. Миллс Р. Властвующая элита. М. 1959. 21.

Давыдов Ю.Н. и др. составители. Современная западная социология. Словарь. М. 1990. 22. Давыдов Ю.Н Осипов Г.В. ред. Справочное пособие по истории немарксистской западной философии. М. 1986. 23. Wolfe A. Afterword Mills C W. The Power Elite, pp. 363 382. 24. Коробатов Я. Пора забыть, что мы великая хоккейная держава

Комсомольская правда, 7 мая 2004, c. 23. 25. Губарев Г. Богач Бэкхем ищет приработок Комсомольская правда, 7 мая 2004 г c. 22. 26. Фильмы Чаплина. Сценарии и записи по фильмам. М. 1972. 27. Шеховцов А.Н. Виртуальная реальность новая форма коммуникации или индустрия развлечений Омельченко Н.В. ред. Человек в современных философских концепциях.

Материалы Второй международной научной конференции. Волгоград 2000. Ч.1, c. 361 365. 28. Пиронкова О.Ф. Живые новости, или о времени и пространстве в телевизионном эфире Социол. исслед. 2000. 8, с. 65 74. 29. Хиршбайн Р. Эксплуатация сексуальности в современном капиталистическом обществе

Современная прогрессивная философская и социологическая мысль в США. М. 1977, с. 355 365. 30. Чукаева У.А. Корпоративная культура и паблик рилейшнз PR в промышленных организациях Социол. исслед. 2000. 8, с.75. 31. Мальер Ф. Правила на журналистском поле вклад Пьера Бурдье в социологию средств массовой информации Социология реферативный журнал

ИНИОН РАН. 2003. 3, с. 68 73. 32. Ашин Г.К. Доктрина массового общества. М. 1971. 33. Басин Е.Я Краснов В.М. Статусное присвоение культуры как регулятор социального общения при капитализме Вопр. филос 1969. 10, С. 95 104. 34. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М 1983. 35. Моль А. Социодинамика культуры. М. 1973. 36. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного

пространства. Круглый стол Социол. исслед. 2000. 7. 37. Филиппова Т.В. Социология в Интернете Социол. исслед. 2000. 5. 38. Гринин Л.Е. Проблема стабилизации образа жизни и перспективы развития человечества Омельченко Н.В. ред. Человек в современных философских концепциях. Материалы Международной научной конференции. Волгоград.

1998, с. 301 304. 39. Bell D. The Coming of Post-industrial Society. NY. 1973. 40. Болескина Е.Л. Потребители игровой компьютерной культуры Социол. исслед. 2000. 9. 41. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий Социол. исслед. 2000. 8. 42. Стеббинс Р.А. Свободное время к оптимальному стилю досуга взгляд из Канады Социол. исслед. 2000. 7. 43. Хейзинга Й. Homo

Ludens. В тени завтрашнего дня. М. 1992. 44. Комсомольская Правда, 7 мая, 2004. С. 20. 45. Данкан Х.Д. Социология искусства, литературы и музыки социальные контексты символического опыта Беккер Г Босков А. ред. Современная социологическая теория, с. 544 562. 46. Анурин В.Ф. Сексуальная революция двойной стандарт Социол. исслед. 2000. 9, с. 88-95.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.