Содержание
Введение
1. Потребитель
2. Изготовитель, исполнитель,продавец
3. Права потребителей
3.1 Право потребителя на получениеинформации о товаре
3.2 Ответственность занепредоставление потребителю необходимой информации
3.3 Право потребителя на обмен товара
3.4 Право потребителя на судебнуюзащиту
4. Органы, в компетенцию которыхвходит защита прав потребителей
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Необходимостьпринятия специального закона, направленного на защиту интересов практическивсего населения вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательствоосновывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихсягосударственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы,которые имелись в области охраны интересов потребителя были заблокированыведомственными нормативными актами и практически не действовали.
ЗаконРоссийской Федерации «О защите прав потребителей» был принятВерховным Советом 7 февраля 1992 г., вступил в силу 7 апреля 1992 г. Во многихстранах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действуют ужесравнительно давно. Проблема защиты потребителя приобрела международноезначение, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла«Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качествеосновы для разработки правительствами политики и законодательства в этойобласти.
Началоперестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека,естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и главное,закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательномуровне.
ЗначениеЗакона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективноповышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качествосвоей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будетспособствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическомуразвитию страны.
Закон,наряду с расширением прав потребителей, устанавливает ряд новых обязанностейизготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг идругих организаций.
ЗаконодательствоРоссии, защищающее права и интересы потребителей, еще очень молодо, практикуего применения невелика. Органами власти России и субъектов Федерацииприлагаются заметные усилия для превращения этой области права из наборалозунгов и деклараций в реальную силу, с которой должны считаться и небольшиепроизводители, и монополисты, и предприятия-импортеры, а такжеграждане-предприниматели, занимающиеся производством продукции и еереализацией.
Знаниеустановленных правил позволяет потребителям избежать произвола со стороныпродавцов товаров, а производителям и продавцам предотвратить лишние затраты навозмещение убытков от предложенной и проданной продукции, не удовлетворяющейпринятой требованиям по качеству, и дополнительно — убытков от экономических иадминистративных санкций.
1.Потребитель
Какуже было сказано выше, Закон регулирует отношения, возникающие междупотребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами. Разъясняя этипонятия, Закон определяет потребителя как гражданина, который имеет намерениеприобрести или заказать либо который заказывает, приобретает товар (работу,услугу) для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли [1].В соответствии со ст. 2 ГК потребителями считаются не только граждане России,но также иностранные граждане и лица без гражданства.
Федеральнымзаконом РФ от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ понятие «потребитель»приведено в соответствие с текстом ст. 492 ГК, дающей определение договорарозничной купли-продажи. Изменения коснулись формулировки целей использованияприобретаемого товара (работы, услуги): товар должен приобретаться ииспользоваться исключительно для личных, либо семейных, домашних и иных нужд,не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Последнееобстоятельство имеет решающее значение для определения области применениязаконодательства о защите прав потребителей или иного законодательства.
Прежняяредакция понятия «потребитель», предусматривавшая в качествеопределяющего критерия отсутствие прибыли от использования товара,необоснованно исключала из области действия Закона ряд товаров (работ и услуг),приносивших потребителю прибыль (доход), хотя они приобретались и использовалисьисключительно для личных нужд. Например, приобретение сельскохозяйственнойтехники для обработки огорода, в результате чего образовывался доход и т.п.
Совершенноочевидно, что подобные действия не могут считаться предпринимательскойдеятельностью, т.е. деятельностью, направленной на систематическое получениеприбыли. В отличие от целей потребителя единственной целью предпринимателяявляется именно получение прибыли.
Включениев понятие «потребитель» граждан, которые еще только имеют намерениекупить товар или заказать услугу, имеет особо важное значение для реализации ихправ на ознакомление с товаром, получение информации о товаре, условиях егопродажи, изготовителе и т.д.
Такимобразом, Закон не распространяется на потребителей — юридических лиц, а такжена потребителей — физических лиц (граждан), если они используют, приобретают,заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар, (работу, услугу)для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданамипо поводу удовлетворения их нужд.
Посколькуиспользование товара (работы, услуги) в целях, предусмотренных Законом,является самостоятельным критерием определения потребителя, постольку гражданинсохраняет этот статус и в том случае, если товар (работа, услуга) приобретеныдля него юридическим лицом независимо от оснований приобретения. Принеобходимости гражданин-пользователь вправе от своего имени предъявитьсоответствующие требования на основе Закона.
Режимиспользования имущества может измениться, поэтому при возникновении спораследует исходить из первоначальной цели приобретения товара, которая должнабыть подтверждена объективными доказательствами.
Внекоторых случаях пользоваться товаром (услугой), а значит считатьсяпотребителем, может только тот гражданин, который заключил договор с продавцом(исполнителем). Например, при покупке оружия, при поездке поездом дальнегоследования или самолетом, когда требуется индивидуализация гражданина.
Согласноразъяснениям Государственного антимонопольного комитета РФ (ГАК), утвержденнымприказом председателям ГАК от 20 мая 1998 г. N 160 (зарегистрированы МинюстомРФ 28 декабря 1998 года N 1669) не является потребителем гражданин,приобретающий товар (заказывающий работы, услуги) для организаций и за их счетс целью использования в производстве. Но гражданин, заказывающий личные услуги,хотя и за счет организации в связи с производственной необходимостью, долженсчитаться потребителем. Например, командированный, проживающий в гостинице.
2.Изготовитель, исполнитель, продавец
Прихарактеристике отношений, регулируемых Законом, законодатель (в редакции 1996года) отказался от использования обобщающего наименования контрагентовпотребителя — «предприниматель», — предпочитая называть их конкретнов соответствии с выполняемыми функциями. Это имеет свое юридическоеобоснование, вытекающее из ГК. Согласно Кодексу (ст. 50), юридические лицамогут быть коммерческими организациями, т.е. организациями, для которыхизвлечение прибыли является основной целью деятельности. Их деятельность,согласно ст. 2 ГК, является предпринимательской. Организации, основной цельюдеятельности которых не является извлечение прибыли, которая не распределяетсямежду участниками, именуются некоммерческими. Они в принципе не создаются длязанятия предпринимательской деятельностью, но могут ее осуществлять, посколькуэто предусмотрено их учредительными документами, служит достижению целейорганизации и соответствует этим целям [2].
Приведеннаяхарактеристика некоммерческих организаций, предусмотренная статьей 50 ГК,воспроизведена в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 января1996 г.N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», вступившего в силу содня его официального опубликования 24 января 1996 г. Этим закономконкретизированы цели создания, предусмотрены новые организационно-правовыеформы некоммерческих организаций, а также определен характер их предпринимательскойдеятельности. Согласно ст. 24 указанного закона, предпринимательскойдеятельностью некоммерческих организаций признается приносящее прибыльпроизводство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческойорганизации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных инеимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие втовариществах на вере в качестве вкладчика.
Такимобразом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так инекоммерческие организации, в том числе иностранные юридические лица.
Однакокак потребителям, так и организациям следует иметь в виду, что некоммерческиеорганизации, а также казенные, коммерческие унитарные государственные имуниципальные предприятия, в отличие от иных коммерческих предприятий, могутсовершать лишь те сделки, которые вытекают из их устава, т.е. они обладаютспециальной правоспособностью. Большинство коммерческих организаций обладаетобщей правоспособностью, т.е. могут совершать любые не запрещенные законом сделки.
Всеорганизации для занятия определенными видами деятельности, установленнымизаконом, должны иметь лицензии (ст. 49, 52 ГК, ст. 24 Закона РФ «Онекоммерческих организациях»). Сделка, совершенная юридическим лицом снарушением его специальной правоспособности (вне уставная сделка) или безлицензии может быть признана судом недействительной по иску этого лица, егоучредителя или государственного контролирующего органа, если доказано, чтодругая сторона в сделке знала или заведомо должно была знать о ее незаконности(ст. 173 ГК). Следствием такого решения является двусторонняя реституция, т.е.возвращение каждой из сторон другой стороне всего полученного по сделке (ст.167 ГК).
Контрагентомпотребителя также могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющиесвою деятельность без образования юридического лица. Они вправе заниматьсялюбой предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации вкачестве индивидуального предпринимателя. Важно отметить, что к ним применяютсяправила ГК, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иноене вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Этодействует и в отношении тех граждан, которые занимаются предпринимательскойдеятельностью без государственной регистрации.
Сдругой стороны, если гражданин совершил разовую сделку (продажу, работу) и неполучает систематически прибыль, т.е. не является предпринимателем, на него нераспространяются специальные обязанности, предусмотренные законом, в том числеЗаконом «О защите прав потребителей» для предпринимателей.
Длявсех контрагентов потребителя установлено, что Закон на них распространяетсянезависимо от организационно-правовой формы организации.
Изготовитель,согласно Закону, должен производить товары для реализации потребителю. Инымисловами, изготовитель, реализующий изготовленный им товар, например, другомупредприятию для комплектации его изделия, не может руководствоваться в этомслучае нормами Закона.
Исполнителем,согласно Закону, является организация, а также индивидуальный предприниматель,выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироватьсянормами настоящего Закона.
Продавец- организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары,предназначенные для предусмотренных Законом нужд потребителям по договорукупли-продажи, независимо от вида последнего.
3. Правапотребителей
Одним изважнейших прав потребителя является установленное законом право на получениетовара, соответствующего по качеству обязательным требованиям стандартов,условиям договоров, обычно предъявляемым требованиям, а также информации отоварах, а также, чтобы товары при обычных условиях их использования, при хранениии транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, непричиняли вред имуществу. Товары, которые соответствуют указанным требованиям,принято называть товарами надлежащего качества.
Следуетиметь в виду, что соответствие качества товара обычно предъявляемым требованиямозначает соответствие качества товара уровню развития науки, техники итехнологии пригодности товара целям, для которых он обычно используется.
Качествопродукции должно соответствовать всем этим требованиям. При несоответствии хотябы одному из них она должна считаться продукцией ненадлежащего качества (снедостатками) со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Всевышеуказанные требования относятся не только к товарам, но и к результатамработ и услуг, выполняемых продавцами и исполнителями независимо от их формсобственности и организационных форм.
3.1Право потребителя на получение информации о товаре
Информацияпотребителя об изготовителе товара и его продавце является основополагающиммоментом в обеспечении защиты прав потребителей.
Потребительдолжен знать, кто является продавцом товара, его изготовителем, кто будетвыполнять для него работу, оказывать услугу. Эта информация необходима нетолько для того, чтобы избрать производителя (продавца), который пользуетсядоверием потребителя, но — самое главное — для того, чтобы иметь возможностьзащитить свои права в случае их нарушения. Поэтому закон о защите правпотребителей (ст. 8, 9) предусматривает право потребителя на указаннуюинформацию [3]. Продавец обязанпредставить потребителю точные сведения о его юридическом адресе, изготовителе,фирменное его наименование, а если это предприниматель — свое название.Изготовитель может сообщить эту информацию через производственную марку. В этойсвязи торговым предприятиям предписывается иметь вывеску с необходимойинформацией: фирменное наименование, указание на правовую форму организации идеятельности, режим работы и местонахождение. Если предприятие имеет инойюридический адрес, указывается и это адрес. На вывеске могут быть и другиеобозначения, которые, однако, не должны вводить потребителя в заблуждениеотносительно характера деятельности предприятия. Торговые предприятия должныинформировать потребителей о правилах продажи реализуемых ими товаров.
Большоезначение имеет информация о самом товаре. По продовольственным товарампотребитель может узнать их состав, включая пищевые добавки, вес или объемсодержимого в единице товара, калорийность товара, а также наличие вредныхвеществ (если таковые имеются). Если в продтоварах имеются вещества, которыепротивопоказаны при отдельных заболеваниях, на упаковке или иным способомделается предупредительная надпись. На упаковке продтоваров (а также иныхтоваров, потребительские свойства которых могут ухудшиться со временем) должныбыть указаны срок годности и правила хранения.
Понепродовольственным товарам должны перечисляться их потребительские свойства иуказаны гарантийные обязательства изготовителя (если такие имеются), а такжеправила и условия их безопасного использования, срок службы.
Ко всемтоварам относятся и такие общие требования информации, как наименование (номер)стандарта, а если товар подлежит обязательной стандартизации — сертификатсоответствия. Следует подчеркнуть, что продукты питания, в том числеупакованные или расфасованные, должны быть снабжены информацией о месте ихпроисхождения (это относится и к продовольственным товарам). Необходимо отметить,что информация о товаре, предложенная на иностранном языке, не является еепредставлением.
Дляимпортных товаров допускается обозначение нормативного или техническогодокумента не наносить.
Особоустановлен порядок обеспечения информации на русском языке на импортныхпродуктах питания.
ПравительствомРФ в целях усиления контроля за качеством и безопасностью ввозимых в странупродуктов питания, запрещена продажа импортных продуктов питания без информациина русском языке и в связи с этим утверждены правила, обеспечивающие наличие напродуктах питания, ввозимых в РФ, информации на русском языке[4].
Всоответствии с этими Правилами информация должна быть размещена на упаковке илиэтикетке. В случае небольших размеров упаковки или этикетки, на которыхневозможно поместить необходимый текст полностью, допускается изложениеинформации о товаре или части ее на листе-вкладыше, прилагаемом к каждойединице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Особоследует отметить, что на импортные продукты питания должна быть и информация обих сертификации.
Информациюо сертификации серийно изготовляемых пищевых продуктов наносит изготовитель ввиде знака соответствия.
Отсутствиезнака соответствия является информацией о том, что серийно изготовляемыйпродукт не сертифицирован у изготовителя. В этом случае информация осертификации пищевых продуктов должна быть представлена с каждой партиейпродукта в виде сертификата, выданного в установленном порядке на конкретноенаименование продукта.
Информациюо сертификации неупакованных пищевых продуктов проставляют в сопроводительныхдокументах и вывешивают в торговом зале.
Наэтикетке должна быть указана информация о специальных способах обработкипищевых продуктов, таких, как облучение ионизирующим излучением сырья,полуфабрикатов, самого продукта или его ингредиентов, информацию о такойобработке располагают в непосредственной близости от наименования продукта, а вслучае использования облученного основного ингредиента — рядом с егонаименованием в списке ингредиентов.
Продуктможет сопровождаться и другой информацией, в том числе рекламной, характеризующейпродукт (кроме продуктов детского питания для детей первого года жизни).
Согласнозакону Российской Федерации «О защите прав потребителей» информация отоварах в обязательном порядке должна содержать цену товара (п. 2 ст. 10).
3.2Ответственность за непредоставление потребителю необходимой информации
Еслиинформация отсутствует, покупатель вправе ее потребовать от продавца,изготовителя, их представителя, и за уклонение от выполнения такого требованиявиновное предприятие несет ответственность. Такая ответственность может быть нетолько имущественной, административной, но и может выразиться как крайняя мерав ликвидации самого предприятия.
Законпредусматривает и ответственность изготовителя (продавца), наступающую припредставлении потребителю недостоверной или недостаточно полной информации отоваре. Так, если потребитель в результате этого приобрел товар, не обладающийнеобходимыми свойствами, то он вправе расторгнуть договор купли-продажи водностороннем порядке и потребовать возмещения ему ущерба.
А если вэтих случаях невозможно использовать товар, то можно потребовать замены товараили вернуть товар, В случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществупотребителя при неправильной информации о товаре предусмотрена особая, полнаяимущественная ответственность.
В законег. Москвы «О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятийпотребительского рынка и услуг г. Москвы», предусмотрено, что даже приналичии ценников на товары, имеющиеся в продаже, но неправильно оформленных (вценниках отсутствует наименование, вес, выход, цена за единицу измерения,подпись материально-ответственного лица, дата и штамп) на нарушителя — предприятие или гражданина-предпринимателя, соответствующие контролирующиеорганы налагают штраф в размере 15 ММОТ.
Из этогоследует, что в Москве на ценнике, кроме указанных реквизитов должен быть иштамп предприятия или гражданина-предпринимателя (п. 2.5.1), а при отсутствииценников на товары или прейскурантов на оказываемые услуги указанным законом г.Москвы предусмотрен штраф в размере 100 ММОТ.
Отсутствиеили неполнота обязательной информации о товаре, особенно в части, касающейсябезопасности товара и возможности его использования, может рассматриваться какоснование для запрещения его реализации, а в случае реализации — в качествеоснования для признания договора купли-продажи недействительным, каксовершенного с нарушением указанных законодательных актов[5].
3.3Право потребителя на обмен товара
Еслипотребителю продан некачественный товар, то он вправе предъявить следующиетребования: безвозмездное устранение недостатков, соразмерное уменьшениепокупной цены или возмещение расходов на их исправление, замена товара снедостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо на такой жетовар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупнойцены, расторжение договора и возмещение убытков.
Потребительвправе выбрать не только одно из перечисленных последствий, но и местопредъявления своих требований (по месту покупки или месту нахожденияизготовителя).
Требованияо безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов потребителя поих устранению либо замене товара могут быть предъявлены также непосредственноорганизации-изготовителю.
Вслучае, если были проданы недоброкачественные продовольственные товары, то вотношении их требования потребителя могут быть обращены только к продавцу приусловии, если недостатки были обнаружены в пределах срока годности продукта. Втакой ситуации продавец обязан либо заменить товар на товар надлежащегокачества, либо принять его и возвратить потребителю уплаченную им денежнуюсумму.
Приобнаружении в товаре недостатка потребитель вправе предъявить по своемуусмотрению любое из перечисленных требований. Однако по сложно-техническимтоварам, перечень которых утвержден Правительством РФ 13 мая 1997 г. № 575, атакже дорогостоящим товарам для замены либо его возврата необходимо, чтобынедостаток был существенным.
Таковым,в соответствии с Законом «О защите прав потребителе » являетсянедостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара всоответствии с его целевым назначением, либо тот, что не может быть устраненили после ремонта проявляется вновь, либо для его исправления требуются большиезатраты, либо он в значительной степени лишает потребителя того, на что он былвправе рассчитывать при заключении договора. Если товар имеет хотя бы один извышеперечисленных признаков, его качество считается ненадлежащим, а товар-имеющим существенный недостаток.
Наличиенедостатка определяется по одному (или совокупности) из следующих критериев [6]:
— несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом либо вустановленном им порядке. Этот критерий заменил не вполне определенный критерий«несоответствие стандарту». Из новой формулировки ясно, что речь идетоб общеобязательных требованиях, которые как правило, утверждаются федеральнымиорганами исполнительной власти в соответствии с полномочиями, предоставленнымиим законом. Юридические формы, в которых утверждаются эти общеобязательныетребования, содержатся в определении понятия «стандарт», котороесохранилось в Законе без изменений;
— несоответствие условиям договора. Этот критерий сохранился без изменений;
— несоответствие целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычноиспользуется;
— несоответствие целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен визвестность потребителем при заключении договора.
— несоответствие образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или)описанию.
Трипоследних критерия введены в понятие «недостаток» для устранениянедопустимой несогласованности между этим понятием и критериями качества товара(ст. 4 Закона), на что неоднократно указывалось автором. Таким образом, послевнесенных изменений критерии качества и недостатка товара в Законе приведены всоответствие с критериями качества товара, предусмотренными ст. 469 ГК РФ. Обоценке этих изменений см. в комментарии к ст. 4 Закона.
Невозможностьили недопустимость использования товара в соответствии с его целевымназначением устанавливаеттоварная экспертиза[7], хотя в некоторыхситуациях ее проведение не требуется, так как невозможность или недопустимостьиспользования товара и так очевидна. Например, если в автомобиле вышел из строядвигатель, то понятно, что использовать такой товар невозможно, а еслитормозная система — то просто недопустимо.
Фактневозможности устранения недостатка может быть установлен только экспертнымисследованием. Для выявления недостатка вновь после его устранения достаточносправки или квитанции о его устранении ранее, а также подтверждения егоповторного возникновения.
Хотязакон не обязывает потребителя ремонтировать товар, экспертным заключениемможет быть установлено, что недостаток устранять бесполезно, так как онпроявится вновь.
Следуетотметить, что также не определено понятие «дорогостоящий товар» (кним, например, относятся дорогие ювелирные изделия). Поэтому эти вопросы, какправило, определяются судом или органом управления потребительским рынком(торговлей).
Такжеследует иметь в виду, что при недостатках товара, свойства которого непозволяют устранить их, — а это продовольственные товары,парфюмерно-косметические изделия, товары бытовой химии и другие, — или заменяютего, или возвращают уплаченные денежные суммы (причем недоброкачественный товарпо требованию продавца возвращается). Покупатель вправе потребовать вместоэтого соразмерного уменьшения покупной цены (п. 27 Правил продажи). Но там жепредусмотрено, что при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммыне допускается удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товараиз-за его использования, потери товарного вида и других подобныхобстоятельствах.
Нужноиметь в виду, что требования потребителя рассматриваются только припредъявлении им товарного или кассового чека, а по товарам, на которыеустановлены гарантийные сроки, — технического паспорта иди иного заменяющегоего документа с отметкой о дате продажи. В связи с этим продавец, обязан выдатьему товарный, кассовый чек. Отказ продавца должен рассматриваться как грубоенарушение законодательства о защите прав потребителей.
Ч. 3 п.5 ст. 18 закона устанавливается обязанность продавца, изготовителя(предприятия, выполняющего их функции) принять у потребителя товар снедостатками и удовлетворить его требования, В той же статье устанавливаютсяоснования освобождения указанных лиц от требований потребителей: это,во-первых, нарушение потребителем правил пользования товаром или его хранения;во-вторых, действия третьих лиц; а третьих, непреодолимая сила. Наконец, важноиметь в виду, что бремя доказывания наличия данных обстоятельств возлагается напродавца, изготовителя (предприятие, выполняющее их функции).
Пункт 6ст. 18 закрепляет обязанность продавца, изготовителя (а также предприятий,выполняющих их функции) безвозмездно доставить крупногабаритные и тяжелыетовары (весом более 5 кг) с недостатками для ремонта, уценки, замены и затемвозврата потребителю. В случае неисполнения этой обязанности потребитель можетосуществить доставку и возврат товара своими силами. При этом продавец долженвозместить ему необходимые расходы.
Прием отпокупателя недоброкачественного товара оформляется накладной в двухэкземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, а другойвручается покупателю и является основанием для обмена товара или полученияденежной суммы за сданный товар. Предприятие торговли в случае спора о причинахвозникновения недостатков товара обязано произвести экспертизу товара за свойсчет. Покупатель вправе участвовать в проверке качества (п. 28 Правил продажи).В дальнейшем при установлении факта вины изготовителя (поставщика)недоброкачественного товара произведенные расходы могут быть востребованымагазином с поставщика (изготовителя), как убытки, причиненные в случаененадлежащего исполнения договора между покупателем (торговым предприятием) ипоставщиком (изготовителем). В противном случае произведенные предприятиемторговли расходы будут отражены за счет чистой прибыли, так как методическимирекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращенияи производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли иобщественного питания, утвержденными Комитетом РФ по торговле 20 апреля 1995 г.Мо 1-550/32-2 и согласованными с Минфином РФ 20 апреля 1995 г., предусмотреноотнесение в состав издержек обращения и производства лишь расходов, возникших впроцессе движения товаров до потребителей. В то же время, если экспертизойбудет установлено, что потеря качества произошла по вине потребителя, то товарне только не принимается для обмена, но с потребителя можно взыскать расходы поэкспертизе, хранению и транспортировке товара. Правда, покупатель в этом случаеможет оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Порядокдокументального оформления возврата товаров изложен в пунктах 103 и 10.4Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения иотпуска товаров в организациях торговли (Письмо Роскомторга от 10.07.96 г. №1-794/32-5). Методические рекомендации предусматривают в качестве основания дляприема товаров предприятием торговли заявление покупателя с приложенными двумяэкземплярами справки из мастерской гарантийного ремонта и гарантийным талоном(паспортом) на товар. Однако следует учитывать, что если покупатель(потребитель) не обращался в гарантийную мастерскую (а он это вправе делать, еслиобнаружены недостатки не у спожнотехнических изделий), то согласно п. 5 ст. 18Закона о защите прав потребителей основанием для рассмотрения требованийпотребителя устанавливается товарный или кассовый чек, а в отношении товаров,на которые установлены гарантийные сроки, — технический паспорт или инойзаменяющий его документ. Если возвращенный товар потерял свои потребительскиесвойства и подлежит уценке, то это делается в соответствии с Положением обухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 53), с отражением в учете согласноПлану счетов (Инструкции по применению Плана счетов).
Еслипотребитель потребовал замены товара с недостатками на товар другой марки(модели, артикула), то в случае если цена заменяемого товара на моментпредъявления требования изменилась, перерасчет стоимости производится исходя изэтой цены; в случае если цену заменяемого товара на момент предъявлениятребования установить невозможно и сторонам не удалось достигнуть соглашения оразмере этой цены, то перерасчет может производиться исходя из цены заменяемоготовара, установленной экспертизой.
В случаезамены товара с недостатками или расторжения договора купли-продажи зачастуювозникают споры о порядке расчетов с потребителем, и какие цены применить вэтих случаях. В условиях ценовой нестабильности проблема перерасчета в этихслучаях для потребителя имеет значение. И эта проблема ст. 24 закона решается впользу потребителя. Статья предусмотрела случаи производства перерасчета цены,если товар оказался ненадлежащего качества, и он заменяется или возвращаетсяили вообще расторгается договор купли-продажи. При предъявлении требований обезвозмездном устранении недостатков, уценки перерасчет цены не производится.
Перерасчетне производится при обмене надлежащего качества, а также при замене товара натовар той же марки (модели, артикула) при повышении или снижении цены на товар.Если цена заменяемого товара на момент предъявляемого требования изменена, топерерасчет производится исходя из этой цены.
Согласнозакону (ст. 25) обмену подлежат не все товары надлежащего качества. Такое правораспространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех,которые включены в специальный перечень, утвержденный Правительством РоссийскойФедерации от 19 января 1998 г. № 55. В этот перечень входят:
1. Товарыдля профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитариии гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты,приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые,предметы по уходу за детьми).
2. Предметыличной гигиены.
3. Парфюмерно-косметическиетовары.
4.Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные исинтетические ткани, нетканые материалы типа тканей, метражные товары из тканейи нетканых материалов — ленты, тесьма, кружева и другие аналогичные товары).
5. Швейныеи трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделиячулочно-носочные).
6. Изделияи материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, втом числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые икухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортированияпищевых продуктов).
7. Товарыбытовой химии.
8. Мебельбытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).
9 Изделияиз драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов совставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценныекамни.
10.Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильныесредства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредствабытового назначения.
И.Технически сложные товары бытового назначения, на которые установленыгарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые;кухонное оборудование; электробытовые машины и приборы; бытоваярадиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника;фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура;электромузыкальные инструменты; игрушки электронные [8].
Обмендоброкачественного товара в отличие от недоброкачественного может бытьпроизведен только в том торговом предприятии, где он был приобретен. Основаниядля обмена установлены достаточно широкие: товар не подошел по форме,габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть использованпотребителем. Такой безграничный перечень делает практически нереальнойвозможность отказа в обмене в связи с отсутствием оснований для этого.
Однакоотказ в обмене может последовать, если отсутствуют предусмотренные закономусловия обмена: товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид ипотребительские свойства, а также пломбы, фабричные ярлыки, товарный иликассовый чек. Потребитель может осуществить свое право на обмендоброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки [9].
Принесогласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцусоответствующий иск в суд [10].
В случаеотсутствия аналогичного товара в продаже в момент обращения потребителя кпродавцу потребитель вправе на свое в одностороннем порядке расторгнуть договори потребовать возврата уплаченной за него суммы либо осуществить обмен товарапри первом поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан сообщитьпотребителю об этом. Выбор способа действий в случае отсутствия товара впродаже принадлежит исключительно потребителю.
Течениеустановленного для обмена срока прерывается обращением потребителя в торговоепредприятие. Поэтому в случае отсутствия товара в продаже факт обращения долженбыть письменно зафиксирован. После обмена товара течение срока для новогообмена доброкачественного товара начинается заново со дня обмена, посколькузакон не ограничивает количество таких обменов.
Еслипродавец не сообщит потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу,последний вправе предъявить в суд иск о понуждении обменять товар иливозвратить уменьшенную сумму и о взыскании причиненных убытков.
3.4 Правопотребителя на судебную защиту
Защитаправ потребителей осуществляется судом.
Вслучаях нарушения или оспаривания прав потребителя, он вправе обратиться в судс иском о защите своих прав и законных интересов. Судебное рассмотрение правпотребителей — одна из наиболее важных гарантий охраны их прав, посколькуобеспечивает гласность и объективность разрешения конфликта, строгое соблюдениенорм права, тем более что суд независим от ведомственных интересов иподчиняется только закону [11].
Законпредусматривает так называемую альтернативную подсудность дел. Это означает,что потребителю предоставляется право выбора места предъявления исковыхтребований и, следовательно, суда, который будет рассматривать возникший спор.Исковые заявления могут подаваться в суд по месту жительства потребителя, права
которогонарушены, по месту нахождения ответчика (изготовителя или продавца) либо поместу причинения вреда. Выбор суда принадлежит потребителю, но нельзяодновременно обратиться с иском в несколько судов. Особое внимание следуетобратить на следующее положение — потребители освобождаются от уплатыгосударственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав. Это касаетсяи обращения с касационной жалобой в вышестоящий суд при несогласии с решениемсуда первой инстанции.
Потребительможет вести в суде дело лично или через представителя (адвоката, сотрудниковюридических фирм, общественных организаций потребителей и т.п.) или вместе спредставителем [12].
Всоответствии со ст. 40 Государственный антимонопольный комитет России и еготерриториальные управления в случае обнаружения нарушения прав потребителейтакже вправе предъявить иски в суд или арбитражный суд как в защиту отдельныхпотребителей, так и в защиту неопределенного круга потребителей. А согласно ст.ст. 44 и 45 закона такие иски могут предъявлять и общественные организациипотребителей, и структуры органов местного самоуправления [13].
4. Органы,в компетенцию которых входит защита прав потребителей
Законом«О защите прав потребителей» определена система государственнойзащиты прав потребителей товаров (работ, услуг) в условиях формирующихсярыночных отношений.
Статьями40 и 42 указанного закона определены полномочия государственных органов вобласти защиты прав потребителей. К специальным государственным органам позащите прав потребителей относятся: Государственный комитет Российской Федерациипо антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ПСАП);Госстандарт России, Госкомсанэпиднадзор России, Государственная торговаяинспекция, МВД РФ, Минэкология России, Таможенный комитет России и ихтерриториальные органы, а также администрация субъектов Федерации итерриториальные органы управления торговлей (потребительского рынка), если этопредусмотрено в специальных нормативных актах, принятых органами властисубъектов Федерации. Так, согласно закону г. Москвы «О штрафных санкцияхза нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг г. Москвы,принятого в 1994 году Московской городской думой, право проверки соблюденияправил торговли и наложения санкций предоставлено Департаменту потребительскогорынка и услуг правительства г. Москвы, органам управления административных имуниципальных округов.
Всоответствии со ст. 42 закона (абз. 3 п. 1) органы государственного управления,осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), направляютпредписания об устранении нарушений требований по безопасности (в пределахпредоставленных им полномочий). Например, к числу таких нарушений закон относитнесоблюдение изготовителем (продавцом, исполнителем) требований:
— оразработке и доведении до сведения потребителей специальных правил безопасногоиспользования, хранения, транспортировки товаров;
— особлюдении установленного порядка обязательной сертификации товаров;
— озапрете реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации, безсертификата;
— одоведении потребителям информации о сертификации;
— оприостановке производства товаров, которые могут причинить вред, а также оснятии таких товаров с производства;
— обустановлении срока службы (годности) на товары;
— озапрете реализации товаров по истечении срока годности;
— одоведении потребителям установленных сроков службы (годности) товаров;
— обобеспечении безопасности товаров в течение срока их службы;
— осоответствии товаров обязательным требованиям стандартов, обеспечивающихбезопасность потребителей, и других требовании, установленныхзаконодательством. Законодательными актами могут быть предусмотрены и иныеслучаи нарушения требований по безопасности, для устранения которых указанныеорганы вправе давать предписания об их устранении.
Указанныеорганы вправе также предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям(исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований по безопасноститоваров. Ст. 43 закона предусматривает основания для применения санкций(штрафов) к изготовителям (продавцам). Два из них относятся к компетенции ГКАП(уклонение от предписания или несвоевременное исполнение предписания).Госстандарт и другие органы, осуществляющие контроль за безопасностью товаров,применяют штрафы по следующим основаниям [14]:
— уклонение от исполнения предписания;
— несвоевременноеего исполнение;
— причинениеущерба потребителю товаром, не отвечающим требованиям по безопасности;
— нарушение правил сертификации товаров.
Указаннаястатья устанавливает предельный уровень штрафа. Конкретный его размеропределяется соответствующим контролирующим органом в зависимости от винынарушителя. Те же основания применения штрафов предусмотрены и в отношениидолжностных лиц — руководителей предприятий и органов по сертификации. Здесьштраф исчисляется в пределах минимальных размеров оклада. За одно и то женарушение могут быть привлечены к ответственности и юридические лица — изготовитель,продавец и индивидуальные предприниматели.
Вслучаях, когда потребителю причинен ущерб товарами, не отвечающимипредъявленным требованиям по безопасности, он возмещается в полном объеме (ст.17 закона) [15].
Особымоснованием применения штрафных санкций служит нарушение правил сертификациитоваров органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами). Сэтих организаций может быть взыскан штраф в размере двукратной стоимости работпо сертификации, а с изготовителей товаров (продавцов) взыскивается штраф вразмере стоимости реализованных товаров (п. 2 ст. 43).
Предусматриваяприменение санкций к продавцу (изготовителю) за нарушение прав потребителя,закон одновременно предусматривает и контроль судебных органов заобоснованностью и правомерностью применения штрафных санкций со стороныорганов, выполняющих функции по защите прав потребителей. Предприятие,организация или должностное лицо, в адрес которых направлено предписание или вотношении которых применен штраф, могут обратиться в суд (арбитражный суд) сзаявлением о признании недействительным полностью или частично предписаниялюбого контролирующего органа либо отмене или изменении решения о наложенииштрафа,
Наряду сорганами государственной защиты прав потребителей — органов государственногоуправления, полномочия которых предусмотрены ст. ст. 40 — 42 закона, этим жезаконом (ст. 44) предусмотрено создание структур по защите прав потребителейпри органах местного самоуправления. Эти органы самостоятельно образуютсяадминистрацией, их финансирование, как правило, осуществляется из средствместного бюджета
Вкачестве независимых самоуправляемых общественных организаций могут создаватьсяна основании ст. 45 закона общества потребителей, которые объединяют надобровольной основе граждан в целях коллективной защиты своих прав какпотребителей.
Внастоящее время в рамках движения потребителей действуют различные объединенияграждан (общества, союзы, ассоциации), построенные как по территориальному, таки по функциональному типу. Эти организации добровольно объединяются в Союзпотребителей РФ, а в рамках СНГ — Международную конфедерацию обществпотребителей.
Какструктурам по защите прав потребителей при органах местного самоуправления, таки общественным организациям по защите прав потребителей закон предоставляетширокие возможности влияния на качество потребительских товаров и услуг,участвовать в проверках правил торговли, контроля за применением цен и т.д. Кважнейшим их функциям относится их право на предъявление исков в судебныеорганы по защите прав потребителей.
Заключение
Российскоезаконодательство о защите прав потребителей при продаже товаров представляетсобой достаточно последовательную, систематизированную и структурированнуюсистему многих законодательных актов РФ. Это Гражданский кодекс, Закон „Озащите прав потребителей“, утвержденные постановлениями Правительства РФПравила продажи отдельных товаров, Правила продажи по образцам, Правила продажитоваров в кредит и некоторые другие. Ответственность за обман потребителейустановлена специальной статьей Уголовного кодекса. Нормы, предусматривающие ответственностьза нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе „Обадминистративных правонарушениях“.
Для того чтобы исключитьограничение прав потребителей ведомственными инструкциями, в закон был введенпрямой запрет передавать органам исполнительной власти право приниматьнормативные акты, в которых содержатся нормы, касающиеся потребителей. Этоозначает, что только Правительство России имеет право принимать правила иинструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей и это право неможет быть передано никаким другим субъектам исполнительной власти.
Защитаправ потребителей заключается в информировании о товарах и услугах, имеющихсяна рынке, об их изготовителях (исполнителях, продавцах). Кроме того,законодательство предусматривает имущественную (гражданско-правовую),административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.
Вопросызащиты прав потребителей и ответственности за их нарушение получили дальнейшееразвитие в разъяснениях „О некоторых вопросах, связанных с применениемЗакона Российской Федерации “О защите прав потребителей» (в редакцииФедерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ «О внесении изменений идополнений в Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»)", утвержденныхприказом Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации от20.05.98 г. N 160.
Списокиспользуемой литературы
1. Балушкин И.А., Михайлова Н.С., Пантюхин А.В., СмирноваЕ.В. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей»(постатейный) / ответственный редактор Н.С. Михайлова. Издательство ТК Велби, «Проспект»,2004.
2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. «Административноеправо» / учебник для ВУЗов, 2-е издание, измененное и дополненное. – М.;Издательство «НОРМА», 2005.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая,вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г.).
4. Закон РФ «О защите прав потребителей»: Практ.комментарий / Д.М.Сорк; Междунар. конфедерация обществ потребителей. — М.: ИИФ«СПРОС-КонфОП», 2000.
5. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N2300-I «О защите прав потребителей» (с изменениями от 2 июня 1993 г.,9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября,21 декабря 2004 г.)
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от30.12.2001 (с изменениями, внесенными ФЗ от 05.01.2006 №7-ФЗ) (Электроннаяверсия в системе «Гарант-Платформа F1»).
7. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей»(постатейный) / ответственный редактор Н.С. Михайлова. – М.; Издательство ТКВелби, «Проспект», 2004.
8. Материалы с сайта Российского фонда защиты правпотребителей www.moscow-russia.ru
9. Селянин А.В. «Защита прав потребителей: Учебноепособие для ВУЗов». – М.; Издательство ЗАО «Юстицинформ», 2006.
10. Постановление Правительства РФ «О мерах по защитепотребительского рынка от проникновения некачественных импортных товаров»от 12.07.1996 №799 (в редакции Постановления Правительства РФ от 28.07.2005№455) (Электронная версия в системе «Гарант-Платформа F1»).
11. Постановление Правительства РФ «О мерах пообеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товаровинформации на русском языке» от 15.08.1997 №1037 (Электронная версия всистеме «Гарант-Платформа F1»).
12. Постановление Правительства «О государственномнадзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевыхпродуктов» от 21.12.2000 №987 (Электронная версия в системе «Гарант-ПлатформаF1»).
13. Постановление Правительства РФ «Об утвержденииперечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителяоб их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарахсущественных недочетов» от 13.05.1997 №575 (Электронная версия в системе «Гарант-ПлатформаF1»).
14. Постановление Правительства «Об утверждении положенияо Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучиичеловека» от 30.06.2004 №322 (Электронная версия в системе «Гарант-ПлатформаF1»).
15. Постановление Правительства РФ «Об утвержденииположения о федеральной антимонопольной службе» от 30.06.2004 №331(Электронная версия в системе «Гарант-Платформа F1»).
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 №7«О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (сизменениями от 25.04.1995, 25.10.1996, 17.01.1997, 21.11.2000, 10.10.2001)(Электронная версия в системе «Гарант-Платформа F1»).
17. Постатейный комментарий к части второй Гражданскогокодекса Российской Федерации. / ГусевА.Н. – М.; ИНФРА М, 2000.
18. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»от 02.01.2000 №29-ФЗ (в редакции ФЗ от 31.12.2005 №199-ФЗ) (Электронная версияв системе «Гарант-Платформа F1»).
19. Указ Президента РФ «О защите потребителей отнедобросовестной рекламы» от 10.06.1994 № 1183 (Электронная версия всистеме «Гарант-Платформа F1»).
20. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ (в редакции ФЗот 05.01.2006 №11-ФЗ).