Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Государство и право"


Экономический механизм обеспечения охраны природы

СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономический механизмобеспечения охраны природы
2. Экологический налог
3. Экологическаяэкспертиза и экологический мониторинг
4. Оценка воздействия наокружающую среду
Список использованныхисточников

1. Экономический механизм обеспечения охраны природы
Экономический механизмохраны окружающей среды и природопользования включает следующие элементы: разработкугосударственных прогнозов и программ социально-экономического развитияРеспублики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов иохраны окружающей среды; финансирование программ и мероприятий по рациональномуиспользованию природных ресурсов и охране окружающей среды; создание фондовохраны природы; установление платежей за природопользование; проведениеэкономической оценки природных объектов; проведение экономической оценкивоздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; установлениемер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды; возмещениев установленном порядке вреда, причиненного в результате вредного воздействияна окружающую среду; экологическое страхование; иные экономические меры,направленные на охрану окружающей среды.
В целях разработкидолгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды разрабатываютсятерриториальные комплексные схемы рационального использования природныхресурсов и охраны окружающей среды, которые определяют комплекс мероприятий повосстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональномуиспользованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Территориальныекомплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраныокружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетом генеральнойсхемы расселения, схем развития производительных сил и социальной сферы. Порядокразработки и утверждения территориальных комплексных схем рациональногоиспользования природных ресурсов и охраны окружающей среды, их финансированияустанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Разработка программрационального использования природных ресурсов и охраны окружающей средыосуществляется в целом по республике, в пределахадминистративно-территориальных единиц, а также по отраслям экономики в целяхобеспечения благоприятной окружающей среды на основе научно обоснованногосочетания экологических, экономических и социальных интересов, выбора способовприродопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредноговоздействия на окружающую среду, предотвращение и снижение вредного воздействияна окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также сохранение ивоспроизводство природных ресурсов.
Разработка отраслевыхпрограмм рационального использования природных ресурсов и охраны окружающейсреды осуществляется соответствующими республиканскими органамигосударственного управления и объединениями (учреждениями), подчиненными СоветуМинистров Республики Беларусь, по согласованию с Министерством природныхресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Разработка мероприятийпо рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей средыосуществляется на основе утвержденных государственных программсоциально-экономического развития Республики Беларусь, государственных иотраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраныокружающей среды, республиканских, областных и иных комплексных схем охраныокружающей среды. Указанные программы и схемы согласовываются с Министерствомприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или еготерриториальными органами. Разработка программ и мероприятий по рациональномуиспользованию природных ресурсов и охране окружающей среды в пределахадминистративно-территориальных единиц осуществляется соответствующими местнымиСоветами депутатов, исполнительными и распорядительными органами по согласованиюс территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающейсреды Республики Беларусь. Юридические лица и индивидуальные предприниматели,осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредноевоздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать иосуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленномзаконодательством Республики Беларусь.
Финансирование программ имероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охранеокружающей среды производится за счет: средств республиканского и местныхбюджетов; средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы; средствюридических лиц и индивидуальных предпринимателей; средств граждан, в том числеиностранных; кредитов банков; иностранных инвестиций; иных привлекаемых длявыполнения этих программ и мероприятий внебюджетных источников, не запрещенныхзаконодательством Республики Беларусь.
Экономическоестимулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе: установления всоответствии с законодательством Республики Беларусь льгот по налогообложениююридических лиц и индивидуальных предпринимателей при внедрении имималоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специальногооборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, прииспользовании отходов в качестве вторичного сырья и осуществлении инойприродоохранной деятельности; установления льгот по кредитованию мероприятий поохране окружающей среды за счет средств республиканского и местных бюджетов; ускореннойамортизации оборудования и других объектов, предназначенных для охраны иоздоровления окружающей среды. Законодательством Республики Беларусь могутустанавливаться и иные виды экономического стимулирования в области охраныокружающей среды.
/>Общее природопользование является бесплатным. Специальноеприродопользование осуществляется на платной основе, если иное не установленозаконодательными актами Республики Беларусь. Платежи за природопользованиевключают платежи за использование природных ресурсов и платежи за вредноевоздействие на окружающую среду. Платежи за вредное воздействие на окружающуюсреду взимаются за: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросысточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; размещение отходов; ввозна территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ и (или) продукции,содержащей озоноразрушающие вещества; иные виды вредного воздействия наокружающую среду, перечень которых определяется Советом Министров РеспубликиБеларусь.
При осуществленииприродопользования устанавливаются лимиты, и взимается плата за использованиеотдельных видов природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферныйвоздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду,размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую среду впределах установленных и сверх установленных лимитов. За природопользованиесверх установленных лимитов плата взимается в кратном размере, определенномзаконодательством Республики Беларусь. Размер платы, порядок и условия еевзимания определяются законодательством Республики Беларусь. Внесение платы заиспользование природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферныйвоздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду,размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую среду неосвобождает природопользователя от осуществления мероприятий по охранеокружающей среды и возмещения вреда, причиненного в результате вредноговоздействия на окружающую среду.
/>Для финансирования государственных, отраслевых и иных программ имероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охранеокружающей среды и иных целей в области охраны окружающей среды в РеспубликеБеларусь создаются республиканский, областные, Минский городской, районные игородские фонды охраны природы, которые являются государственными целевымибюджетными фондами. Источниками формирования государственных целевых бюджетныхфондов охраны природы могут быть: платежи за вредное воздействие на окружающуюсреду; средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного в результатевредного воздействия на окружающую среду; штрафы за загрязнение окружающей среды,нерациональное использование природных ресурсов и иные нарушениязаконодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды; средства отреализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государстваорудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи,незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; добровольные взносыюридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных; иныесредства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Порядок формированиягосударственных целевых бюджетных фондов охраны природы определяется законом обюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Направления использованиясредств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы определяет СоветМинистров Республики Беларусь в соответствии с законом о бюджете на очереднойфинансовый (бюджетный) год. За счет добровольных взносов юридических лиц,граждан и иных источников, не противоречащих законодательству РеспубликиБеларусь, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могутсоздаваться общественные фонды охраны природы, которые расходуются напроведение мероприятий по охране окружающей среды, а также на формированиеэкологической культуры граждан.
Экологическое страхованиепредставляет собой страхование гражданской ответственности юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей за вред, причиненный окружающей среде, жизни,здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц в результатезагрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. Экологическоестрахование осуществляется в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь о страховании.
2. Экологический налог
Плательщиками налога заиспользование природных ресурсов (экологического налога) являются организации ииндивидуальные предприниматели. />Филиалы,представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций,имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующимобъектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих организаций. />
Индивидуальныепредприниматели — плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателейи иных физических лиц освобождаются от уплаты налога за использование природныхресурсов (экологического налога).
/>/>Налогом облагаются: — />объемы используемых (изымаемых, добываемых)природных ресурсов; — />объемы переработанныхнефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; — объемывыводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ; — объемыперемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов; — объемыотходов производства, размещенных на объектах размещения отходов; — объемыразмещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утратившихсвои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результатеуничтожения товаров, помещенных под этот режим; — объемы полезных ископаемых,добытых на разведанных за счет средств бюджета месторождениях, в стоимостномвыражении; — объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой тары ииных товаров, после утраты потребительских свойств, которых образуются отходы,оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организациисистем их сбора, обезвреживания и (или) использования. Перечень производимой и(или) импортируемой пластмассовой тары и иных товаров, после утратыпотребительских свойств, которых образуются отходы, оказывающие вредноевоздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора,обезвреживания и (или) использования, устанавливается Президентом РеспубликиБеларусь;
/>Налог состоит из: — платежей за использование (изъятие, добычу) природныхресурсов, платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросысточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, платежей за размещениеотходов производства в пределах установленных лимитов, сверх установленныхлимитов либо без установленных лимитов в случаях, предусмотренныхзаконодательством; — платежей за переработку нефти и нефтепродуктоворганизациями, осуществляющими переработку нефти; — платежей за перемещение потерритории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов; — платежей загеологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета; — платежей заразмещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утратившихсвои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результатеуничтожения товаров, помещенных под этот режим; — платежей за производство и(или) импорт пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств,которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую средуи требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования;
/>Лимиты используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, заисключением объектов животного мира, устанавливаются Советом МинистровРеспублики Беларусь и местными Советами депутатов по согласованию со специальнона то уполномоченными государственными органами. Лимиты на изъятие объектовживотного мира устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраныокружающей среды Республики Беларусь. />Лимитыдопустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточныхвод или загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются СоветомМинистров Республики Беларусь по представлению специально на то уполномоченныхгосударственных органов. Лимиты размещения отходов производства устанавливаютсяв соответствии с законодательством об отходах.
/>/>Ставки налога за использованиеприродных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти инефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти,устанавливаются Президентом Республики Беларусь. />Запереработку организациями, осуществляющими переработку нефти, 1 тонны нефти илинефтепродуктов налог взимается по ставке 2800 белорусских рублей. />За выбросы загрязняющих веществ в атмосферныйвоздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверхустановленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установлениепредусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размереустановленной ставки налога. />За превышениеустановленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природныхресурсов либо использование (изъятие, добычу) природных ресурсов безустановленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов(объемов) налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога. Заразмещение отходов производства сверх установленных лимитов либо безустановленных лимитов, если их установление предусматриваетсязаконодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставкиналога. />Льготы по налогу за использованиеприродных ресурсов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
/>/>Налог за использование природныхресурсов исчисляется и уплачивается индивидуальными предпринимателямиежеквартально, а остальными плательщиками — ежемесячно исходя из фактическогообъема использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросовзагрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющихвеществ в окружающую среду, размещения отходов производства или товаров,помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительскиесвойства, отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенныхпод этот режим, произведенных и (или) импортированных пластмассовой тары и иныхтоваров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы,оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организациисистем их сбора, обезвреживания и (или) использования, переработанных нефти инефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, перемещаемыхпо территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов, а также объемаполезных ископаемых, добытых на разведанных за счет средств бюджетаместорождениях, в стоимостном выражении. Исчисленные суммы налога заиспользование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефтии нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти,индексируются с использованием коэффициента, установленного законом РеспубликиБеларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год./>Налоговые декларации (расчеты) по налогу заиспользование природных ресурсов представляются налоговым органаминдивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее 20-го числа месяца,следующего за отчетным кварталом, остальными плательщиками — ежемесячно непозднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Налоговыедекларации (расчеты) по налогу за использование природных ресурсовпредставляются в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика и поместу расположения объекта налогообложения. Платежи вносятся в бюджетиндивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее 22-го числа месяца,следующего за отчетным кварталом, остальными плательщиками — ежемесячно непозднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
/>Платежи за использование (изъятие, добычу) природныхресурсов, платежи за переработку нефти и нефтепродуктов организациями,осуществляющими переработку нефти, полностью зачисляются в бюджеты областей иг.Минска. />Платежи за выбросы загрязняющихвеществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ вокружающую среду, размещение отходов производства или товаров, помещенных подтаможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, атакже отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных подэтот режим, полностью зачисляются в фонды охраны природы. />Платежи за геологоразведочные работы, выполненныеза счет средств бюджета, за перемещение по территории Республики Беларусь нефтии нефтепродуктов полностью зачисляются в республиканский бюджет. Платежи запроизводство и (или) импорт пластмассовой тары полностью зачисляются в фондыохраны природы, а за производство и (или) импорт иных товаров, после утратыпотребительских свойств, которых образуются отходы, оказывающие вредноевоздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора,обезвреживания и (или) использования, — в республиканский бюджет. />Суммы налога за использование природных ресурсовв пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательствомустановление лимитов не предусмотрено, а также за производство и (или) импортпластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств которыхобразуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду итребующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования,включаются в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и в затраты попроизводству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые приналогообложении, сверх установленных лимитов — уплачиваются за счет средств, остающихсяв распоряжении плательщиков налога. />Платежи запереработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработкунефти, включаются в цену продукции и не учитываются в составе объекта обложенияпри исчислении налога на прибыль
3. Экологическая экспертиза и экологический мониторинг
Экологическая экспертизапроводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и инойдеятельности требованиям в области охраны окружающей среды. В РеспубликеБеларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественнаяэкологическая экспертиза.
Государственнаяэкологическая экспертиза организуется и проводится Министерством природныхресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальнымиорганами. Порядок проведения государственной экологической экспертизыустанавливается законодательством Республики Беларусь о государственнойэкологической экспертизе.
Общественнаяэкологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественныхобъединений и граждан независимыми специалистами, которые в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, вправе получать отзаказчика (инициатора планируемой хозяйственной и иной деятельности)документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе, в том числематериалы по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной ииной деятельности, а также иные материалы, необходимые для проведенияобщественной экологической экспертизы. Заключение общественной экологическойэкспертизы может направляться в органы, которые проводят государственнуюэкологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, атакже иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер. Финансированиеобщественной экологической экспертизы производится за счет средств ееинициаторов — общественных объединений и (или) граждан.
В целях обеспечениявзаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки ипрогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных иантропогенных факторов, получения и предоставления полной, достоверной исвоевременной информации о состоянии окружающей среды и воздействии на неесоздается Национальная система мониторинга окружающей среды в РеспубликеБеларусь. Ведение Национальной системы мониторинга окружающей среды вРеспублике Беларусь осуществляется в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь. Координацию ведения Национальной системы мониторингаокружающей среды в Республике Беларусь осуществляет Министерство природныхресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Мониторинг окружающейсреды осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды (в томчисле за состоянием окружающей среды в районах расположения источников вредноговоздействия и воздействием этих источников на окружающую среду), обеспечениягосударственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной исвоевременной информацией, необходимой для управления и контроля в областиохраны окружающей среды и природопользования. Мониторинг окружающей средыявляется составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды вРеспублике Беларусь. Мониторинг окружающей среды проводится Министерствомприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, инымиорганами государственного управления в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь. Проведение мониторинга окружающей среды иными органамигосударственного управления осуществляется по согласованию с Министерствомприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Органы государственногоуправления и юридические лица в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь, безвозмездно передают в Министерство природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органыматериалы наблюдений за состоянием окружающей среды. Государственные органы,юридические лица и граждане в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь, вправе запрашивать и безвозмездно получать от Министерстваприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и еготерриториальных органов информацию о состоянии окружающей среды и воздействиина нее, полученную в результате мониторинга окружающей среды. Республиканскиеорганы государственного управления, местные исполнительные и распорядительныеорганы, юридические лица при разработке прогнозов социально-экономическогоразвития и принятии соответствующих решений, разработке программ и мероприятийпо рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды,размещении производственных и иных объектов должны учитывать данные мониторингаокружающей среды, а также использовать их для информирования граждан осостоянии окружающей среды и мерах по ее охране.
Порядок проведения и использования,данных мониторинга окружающей среды определяется Советом Министров РеспубликиБеларусь.
4. Оценка воздействия на окружающую среду
Оценка воздействия наокружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и инойдеятельности, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду. Переченьвидов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценкавоздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельностипроводится в обязательном порядке, утверждается Министерством природныхресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Порядок проведения оценкивоздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности,требования к материалам и содержанию отчета о результатах проведения такойоценки устанавливаются законодательством Республики Беларусь о государственнойэкологической экспертизе.

Список использованных источников
1) КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
2) ЗаконРеспублики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 года. №1982-ХII. Ведомости Верховного СоветаРеспублики Беларусь 1993г. №1.
3) ЖелваковЭ. Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа«Интел-Синтез». 2000.
4) ЕрофеевБ. В. Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное идополненное. М.: Юрист. 2001.
5) С.А.Балашенко, Д. М. Демичев. Экологическое право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ».2000. – 398с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Концепция "социальной инженерии" А.К.Гастева
Реферат Perceptual Errors Essay Research Paper Perceptual Organization1
Реферат Селективный усилитель
Реферат Рассчитать основные размеры бражной колонны
Реферат К вопросу о возможности межзвездных полетов
Реферат Внешняя политика России в первой половине XIX века, развитие торговли в этот период
Реферат Отдел желто-зеленые или разножгутиковые водоросли
Реферат Внешний государственный долг
Реферат Внутренний государственный долг Российской Федерации
Реферат Местное самоуправление как институт гражданского общества
Реферат Розрахунок радіоприймального пристрою цифрової системи передачі інформації
Реферат Настоящий писатель - то же, что древний пророк. А.П.Чехов. По одному из произведений русской лит
Реферат Внутренняя миграция. Трудовые ресурсы
Реферат Внутренний экономический механизм предприятия
Реферат Внешнеэкономические товарообменные операции: правильно исчисляем НДС