Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Петрозаводский государственный университет
Кольский филиал
Кафедра юриспруденции
Дисциплина “Уголовно-исполнительное право ”
Контрольная работа
Учреждения, исполняющие наказания
студента 3 курса (группа 2005/6г. об)
заочной формы обучения
гуманитарного факультета
специальность 030501
Юриспруденция
Преподаватель: ст.преп. Круглин В.И.
Апатиты 2009
1. Виды учреждений, исполняющих наказание в виде ограничения свободы,ареста, лишения свободы на определенный срок и смертной казни
Исполнение наказания преследуетцели исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений какосужденными, так и иными лицами. [1]
Наказание всегда связано сограничениями прав, свобод и законных интересов лиц, его отбывающих. Поэтомудеятельность, связанная с исполнением наказания, должна быть не толькоурегулирована государством на законодательном уровне, но и осуществлятьсягосударственными органами. [2]
С системой уголовных наказаний,предусмотренных ст.44 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее- УИК РФ), корреспондирует система учреждений и органов, их исполняющих,закрепленная ст.16 УИК РФ. Поэтому виды исполняемых наказаний расположены восновном в той последовательности, которая предусмотрена Уголовным кодексом РФ.Исключение оставляют наказания, исполняемые в отношении осужденныхвоеннослужащих, сгруппированные УИК РФ в одной части статьи.
Учреждения, исполняющиенаказание, составляют целостную систему, отдельные звенья которой связаны междусобой единством целей, задач и принципов, определенных уголовно-исполнительнымзаконодательством.
Учреждения и органы, исполняющиенаказания, перечень которых содержится в ст.16 УИК РФ, делятся на две группы.
Первую группу составляют те, длякоторых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:
а) судебные приставы-исполнители.
б) дисциплинарная воинская часть;
в) учрежденияуголовно-исполнительной системы: уголовно-исполнительные инспекции; исправительныецентры; арестные дома; исправительные учреждения;
Ко второй группе относятсяучреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительнойфункцией к их основной деятельности: а) суд; б) командование воинских частей иучреждений.
Темой данной работы являетсяописание учреждений, исполняющих наказание в виде ограничения свободы, ареста,лишения свободы на определенный срок и смертной казни.
В соответствии с ч.7 ст.16 УИКРФ наказание в виде ограничения свободы исполняется исправительным центром.
Данный вид наказаниязадумывался, с одной стороны, как наказание, которое должно было бытьдостаточно суровым для реализации такой цели наказания, как восстановлениесоциальной справедливости, с другой, чтобы у него отсутствовали те негативныепоследствия, которые свойственны лишению свободы, и главное — отсутствиеизоляции от общества.
Поэтому условия и порядокотбывания ограничения свободы урегулированы в соответствии с данными целями.
Однако как материальныевозможности государства, так и внутренние противоречия законодательства (конкуренцияс институтом колоний-поселений не позволяют на протяжении уже свыше 10 летисполнять это наказание.
За это время было принято дваФедеральных закона, которыми продлялось действие отлагательных норм о введениив действие наказания в виде ограничении свободы. [3]
В соответствии с ч.8 ст.16 УИКРФ наказание в виде ареста исполняется арестным домом.
Арестные дома — места отбываниянаказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кромеосужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора.
Арест в отношении военнослужащихисполняется командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденныхвоеннослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт (ч.12 ст.16УИК РФ).
Арест, так же как и ограничениесвободы, не назначается и не исполняется с момента принятия УИК РФ И УК РФ, иперспектив в обозримом будущем это наказание не имеет. [4]
В соответствии с ч.9 ст.16 УИКРФ наказание в виде лишения свободы исполняется колонией — поселением,воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительнойколонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, следственнымизолятором.
В соответствии с ч.10 ст.16 УИКРФ наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительнойколонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
Лишение свободы — наиболее частоназначаемый судами РФ вид наказания. Его удельный вес на протяжении многих летстабильно составляет свыше 30% от всех уголовных наказаний.
В соответствии с доктринойуголовно-исполнительного права основными учреждениями, исполняющими лишениесвободы, являются исправительные колонии, подразделяемые на три вида: исправительныеколонии общего, строгого и особого режима.
Вышеуказанные исправительныеучрежденияпредназначены для дифференцированного размещения ираздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.
Дифференциация осужденных клишению свободы осуществляется по признакам пола, возраста, тяжестипреступления, за совершение которого виновный осужден; опасности личностипреступника, поведения осужденного во время отбывания наказания и по состояниюздоровья.
Дифференциация осужденных имеетважное значение для групповой индивидуализации исполнения лишения свободы,предупреждения вредного влияния более опасных преступников на лиц, впервые осужденныхк лишению свободы на непродолжительные сроки (совершеннолетних и лиц, недостигших 18-летнего возраста); предупреждения возможности распространенияопасных инфекционных заболеваний.
Предусмотренная УИК РФклассификация лиц, отбывающих наказания, создает благоприятную возможность дляпроведения индивидуальной воспитательной работы с осужденными, направленной наосознание ошибочности сформировавшихся у осужденного взглядов на принятые вобществе нормы, определяющие поведение человека.
В соответствии с ч.11 ст.16 УИКРФ наказание в виде смертной казни исполняется учреждениямиуголовно-исполнительной системы.
Смертная казнь впредь до еёотмены согласно с.20 Конституции РФ является исключительной мерой наказания. [5]Обвиняемому представляется право на рассмотрение его дела судом с участиемприсяжных заседателей. В целях обеспечения безопасности деятельности учрежденийи органов уголовно-исполнительной системы, предупреждения преступлений иправонарушений УИК не называет вид исправительного учреждений, в которыхсмертная казнь приводится в исполнение. В то же время на законодательном уровнеподробно урегулированы порядок применения этого наказания и особенностиправового положения осужденных к смертной казни.
В соответствии с ПостановлениемКонституционного суда от 02.02.1999гг. № 3-П наказание в виде смертной казни натерритории РФ не может не исполняться, ни назначаться впредь до реальногообеспечения права каждого обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участиемприсяжных заседателей, т.е. до создания судом присяжных в каждом субъектеРоссийской Федерации. [6]
Наказание есть мерагосударственного принуждения и реализация ее требует постоянного контролягосударства за исполнением возложенных на осужденных ограничений. Достижениецелей наказания является общей задачей учреждений и органов, исполняющихуголовные наказания и предполагает создание специальной системыуголовно-исполнительных государственных учреждений и органов.2. Правовая и социальная защита осужденного
Российская Федерация уважаетправа, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законностьприменения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность приисполнении наказаний. [7]
При исполнении наказанийосужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации сизъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным ииным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут бытьосвобождены от исполнения своих гражданских обязанностей.
Осужденные — иностранные лица илица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которыеустановлены международными договорами Российской Федерации, законодательствомРоссийской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц безгражданства. С изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным,уголовно-исполнительным и иным законодательством российской Федерации.
Федеральная служба исполнениянаказаний в качестве основной из своих задач ставит обеспечение охраны прав,свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания,соответствующих нормам международного права, положениям международных договоровРФ и федеральных законов. [8]
Нынешнее исправительноеучреждение — это важнейший государственный социальный институт, в котором вцелом узаконен набор инструментов, предусматривающих реабилитациюправонарушителя.
Отбывающему наказание человекупредоставлено законом право на получение образования, профессии, охрануздоровья, социальную, правовую и другую защиту, чтобы он, выйдя на свободу,смог адаптироваться к условиям нормальной жизни.
Реализация этих правпредоставляет хорошие возможности для совместных действий. Разовая помощь такженеобходима, но куда лучше, если эта работа строится на комплексной основе. Надооказывать конкретную помощь по каждому направлению, знать реальные проблемы ивовремя их решать. [9]
Стоит отметить основныеположения, касающиеся прав и социальной защиты осужденного.
В соответствие со ст.12 УИКосужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, опорядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрацияучреждения или органа, исполняющего наказание, обязана предоставить осужденномууказанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условийотбывания наказаний.
Осужденные имеют право навежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Онине должны подвергаться жесткому или унижающему человеческое достоинствообращению или взысканию. Меры принуждения к осужденному могут быть применены неиначе как на основании федерального закона.
Осужденные независимо от ихсогласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам,связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактикии лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований.
Осужденные имеют правообращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учрежденияили органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениямии органами, исполняющего наказания, суд, органы прокуратуры, органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, общественныеобъединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свободчеловека
Осужденные имеют право на охрануздоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированноймедицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях взависимости от медицинского заключения.
Осужденные имеют право напсихологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службыисправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такойпомощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказаниемпсихологической помощи, осуществляется только с их согласия.
Осужденные имеют право насоциальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий.
Для получения юридической помощиосужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющихправо на оказание таклй помощи.
Осужденные к аресту, ограничениюсвободы или лишению свободы — иностранные граждане имеют право поддерживатьсвязь с дипломатическим представительствами и консульскими учреждениями своихгосударств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющихдипломатических представительства и консульских учреждений в РоссийскойФедерации, — с дипломатическими представительствами государств, взявших на себяохрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитойуказанных осужденных.
Осужденные также имеют право наличную безопасность. При возникновении угрозы личной безопасности осужденногоон вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения,исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы,с просьбой об обеспечении личной безопасности.
В этом случае указанноедолжностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личнойбезопасности обратившегося осужденного (ст.13 УИК РФ).
Стоит отметить, чтоуголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью исвоевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительнымработам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет.
Удержания не производятся изпособий, получаемых осужденными в порядке социального страхования и социальногообеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячныхстраховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаевна производстве и профессиональных заболеваний (ст.44 УИК РФ).
Осужденные к лишению свободымогут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости побезналичному расчету за чет средств, заработанных в период отбытия наказания, атакже за счёт получаемых пенсий, социальных событий и денежных переводов. Указанныесредства зачисляются на счета осужденных (ст.88 УИК РФ)
Осужденные к лишению свободы,привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальномустрахованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями побеременности и родам в порядке, установленном Правительством РоссийскойФедерации.
Пособия по беременности и родамвыплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовыхобязательств (ст.98 УИК РФ).
Осужденные имеют право на общихоснованиях на государственное пенсионное обеспечение в старости, приинвалидности, потере кормильца. Осужденные, утратившие трудоспособность впериод отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба.
В качестве одного из элементовсоциальной защиты необходимо отметить положение ст.180 УИК РФ, в которойговорится, что не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо зашесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы, а вотношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — послевступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющегонаказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службузанятости по избранному месту жительства о его предстоящем освобождении,наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
С осужденным проводитсявоспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденномуразъясняются его права и обязанности.
Осужденные являющиеся инвалидамипервой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденныеженщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения,исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в домаинвалидов и престарелых.
Работа исправительных учрежденийпостепенно ориентируется на решение социально-экономических проблем осужденных.Однако этот процесс сдерживается в связи с проблемами бюджетного финансированияи недостаточной поддержкой со стороны региональных властей. Профессиональноеобучение осужденных чаще всего проводится в интересах обеспечения существующегов исправительном учреждении производства, без учета их склонностей, а такжевозможности будущего трудоустройства. [10]
Решить проблему социальнойинтеграции лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, невозможно силамитолько сотрудников исправительных учреждений. Необходимо расширить границыпериода реабилитационной и социальной работы с такими лицами, включив в негопервый год пребывания на свободе. Межведомственный характер задачи пообеспечению непрерывности социального сопровождения требует координациидеятельности различных служб и структур.
Реализация прав и свобод осужденныхбудет проходить наиболее успешно, если в ней примут активное участиеорганизации и частные лица, понимающие, что совместное участие в социальнойадаптации осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, — этозадача не только государства, но и всего общества.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты и другие официальные документы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12декабря 1993 года. — М.: Теис. — 1996. — 48 с.
2. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997№ 2-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 19.07.2009) // Российская газета.- 1997. — № 9
3. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службыисполнения наказаний» от 13.10.2004 № 1314 (в ред. от 17.11.2008) // Российскаягазета. — 2004. — № 220
Специальная литература:
4. Кутуков С.А. Уголовно-исполнительная система как часть общества: социальныефункции и проблемы взаимодействия // Уголовно-исполнительная система: право,экономика, управление. — 2008. № 1. — с.14-24
5. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ Под ред. А.С. Михлина. — М: Издательство «Юрайт». — 2008. — 513с.
6. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ Под ред. И.Л. Трунова. — М.: Издательство «Эксмо». — 2006. — 641с.
7. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ Под ред. А.И. Зубкова. — М.: Издательство «НОРМА». — 2005. — 461 с.