Реферат по предмету "Государство и право"


Теоретико-правовой анализ ответственности органов местного самоуправления

Содержание
Введение
1. Понятие юридической ответственности органов местного самоуправления
2. Виды ответственности в муниципальных отношениях
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Процесс становления местного самоуправления как самостоятельного уровня публичнойвласти в стране сопровождается постоянной реформой его организации. Формированиеэффективных правовых механизмов ответственности и контроля деятельности субъектов,осуществляющих муниципальную власть, является самостоятельным направлением реформыорганизации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе.Институт ответственности является одним из самых проблематичных и вместе с тем«нестабильных» институтов муниципального права.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что избранная для рассмотренияпроблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин, так как правовоерегулирование установления юридической ответственности органов и должностных лицместного самоуправления, в том числе его отдельных видов, процедуры и последствийвозложения такой ответственности, указывает как на схожесть проявляемых основныхчерт юридической ответственности различных субъектов права, так и на своеобразиеюридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Объектом настоящей работы является институт ответственности органов местногосамоуправления как теоретическая категория, входящая в предмет муниципального права.Предметом исследования являются муниципально-правовые отношения, связанныес институтом ответственности органов местного самоуправления.
Целью данной работы является комплексный теоретико-правовой анализ ответственностиорганов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
· осуществить анализ источников и научной литературы по теме исследования;
· определить понятие юридической ответственности;
· раскрыть понятие, сущность и виды ответственности органов местногосамоуправления;
· установить значение института ответственности органов местного самоуправления.
При написании курсовой работы были использованы научные труды следующих авторов:Н.Н. Черногора, Е.С. Шугриной, Н.В. Витрука, А.Н. Кокотова, А.С. Саломаткина.
/>1. Понятие юридической ответственностиорганов местного самоуправления
В целом проблема ответственности в деятельности органов властиявляется определяющим началом современной концепции демократии в государстве. Бесспорнымявляется тот факт, что для демократического правового государства необходимо иметьэффективно действующий механизм ответственности власти перед народом. Эти положениядолжны стать базисом для формирования института конституционно-правовой ответственности- ответственности органов и должностных лиц за ненадлежащее осуществление публичнойвласти. Поскольку поведение человека имеет две полярные разновидности (социальнополезное исоциально вредное), то и ответственность рассматривается в двухаспектах: позитивном (проспективном) инегативном (ретроспективном).
Позитивная ответственность наступает за будущее поведение, негативная- за уже совершенное. Ученых-юристов, рассматривающих вопросы ответственности впубличном праве, условно можно разделить на две группы: сторонников только негативнойответственности и сторонников ответственности «двухаспектной», включающейв себя как негативную, так и позитивную. [1]Позитивнаяответственность есть осознание и воспроизведение личностью в своем поведении необходимостивыполнения долга. Юридическая ответственность представляет собой разновидность негативнойответственности. Юридическая ответственность — это реагирование государствв должностных лиц или органов на правонарушение и обязанность правонарушителя претерпеватьнеблагоприятные последствия. [2]Н.В. Витрук различает понятия «юридическая ответственность» и «правоваяответственность». Он полагает, что юридическая ответственность — это ответственностьна основе права и законов государства, обнаруживающаяся в процессе реализации законови в соответствие с законами государства. По его мнению, правовая ответственностьлежит в основе юридической ответственности, определяя цели, функции и принципы последней.[3]Позитивная ответственность органов местного самоуправления иих должностныхлиц реализуется в форме регулярных отчетов о работе перед избирателями, перед главоймуниципального образования, руководителями структурных подразделений. Исполнительныйорган местного самоуправления, будучи подконтрольным представительному, также обязанпредставлять отчеты о работе. Негативная ответственность реализуется в виде юридическойответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц и наступаетперед государством, населением, физическими и юридическими лицами. Юридическая ответственностьорганов и должностных лиц местного самоуправления основывается на принципах законности,справедливости, целесообразности, неотвратимости, сочетания ответственности за правонарушениеи ответственности за не осуществление или ненадлежащее осуществление возложенныхфункций, презумпции невиновности, дифференциации ответственности, автономности осуществленияее некоторых видов, сочетания персональной и коллективной ответственности, гласности,взаимодействия отраслевых видов юридической ответственности. [4]
Основная проблема ответственности состоит в определении ее ролив обеспечении законности, в предупреждении и пресечении правонарушений, а такжев устранении их общественно вредных последствий. Это объясняется сложностью задачиустановить место юридической ответственности в механизме правового регулирования,в ее соотношении с такими правовыми категориями, как субъективное право, юридическаяобязанность, правоотношение. При рассмотрении методологических проблем исследованияюридической ответственности заслуживает пристального внимания неразрывная связьмежду правовой наукой и законодательством. [5]
Юридическая ответственность — одна из центральных категорий теорииправа, что обусловило появление общей теории юридической ответственности. Болеетого, в отраслевых юридических науках, таких, как уголовное право, административноеправо, гражданское право, конституционное право, сформировались отраслевые ученияответственности. В процессе развития муниципально-правовой науки формируется и собственноеотраслевое учение об ответственности. По мнению С.А. Авакьяна, «каждая отрасльправа должна обеспечивать реализацию своих норм собственными средствами, включаяи меры ответственности. Наличие мер ответственности — это такой же признак отрасли,как „собственные“ общественные отношения, „свои“ нормы, данныеотношения регулирующие»[6].Ответственность в муниципальном праве представляет собой возникновение и реализациюв установленном законом (уставом) порядке обязанности органов и должностных лицместного самоуправления претерпеть меры принуждения, предусмотренные санкцией правовойнормы, в виде лишений (ограничений) личного, имущественного или организационногохарактера за нарушение условий деятельности по реализации собственной компетенциив решении вопросов местного значения, осуществлению отдельных государственных полномочий.[7]
Ответственность органов местного самоуправления и должностныхлиц местного самоуправления в соответствии с принятой в Российской Федерации конституционнойответственностью в двух ее основных формах характеризуется как:
· во-первых, позитивная ответственность, то есть согласно КонституцииРоссийской Федерации и Федеральному закону «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» ответственная деятельностьпо решению вопросов местного значения;
· во-вторых, негативная ответственность — ответственность органов местногосамоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед: а) населением врезультате утраты его доверия; б) государством в случае нарушения Конституции РоссийскойФедерации, конституций, уставов субъектов Российской Федерации и иных правовых актов,а также связанная с осуществлением отдельных государственных полномочий; в) передфизическими и юридическими лицами в порядке, установленном законодательством.
Основанием любого вида юридической ответственности является правонарушение.Но основанием уголовной ответственности является преступление, гражданско-правовой- гражданско-правовой деликт, дисциплинарной — дисциплинарный проступок, конституционно-правовой- конституционно-правовой деликт, муниципально-правовой — утрата доверия.[8]
 2. Виды ответственности в муниципальных отношениях
В правовой науке принято подразделять юридическую ответственностьна виды по различным основаниям. По признаку отраслевой принадлежности выделяюттакие виды ответственности, как гражданско-правовая, уголовная, административная,дисциплинарная ответственность и др. По характеру правонарушения и содержанию санкцийза его совершение различают штрафную (карательную) и правовосстановительную ответственность.Иногда юридическую ответственность подразделяют на публично-правовую и частноправовую.Ответственность органов местного самоуправления включает в себя различные виды юридическойответственности представленные выше.
В зависимости от субъекта, передкоторым наступает юридическая ответственность, можно выделить ответственность органовместного самоуправления и их должностных лиц перед населением, перед физическимии юридическими лицами, перед государством. Именно такой подход положен в основустатьи 70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Согласно ст.71 население муниципальногообразования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления,выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом.
Основания наступления ответственностидепутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностныхлиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросовопределяются уставами муниципальных образований в соответствии с ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частностив Устава Тульской области от 12.11.2001 N 265-ЗТО определено что, Тульская областнаяДума — законодательный (представительный) орган государственной власти Тульскойобласти принимает данный устав, сознавая ответственность перед населением Тульскойобласти.
Население муниципального образования вправе отозвать депутатов,членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местногосамоуправления. Основанием отзыва является утрата доверия. Решение об отзыве принимаетсяпо результатам голосования непосредственно населения. Данный вид ответственностине применяется к невыборным лицам местного самоуправления, муниципальным служащим.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическимии юридическими лицами неоднородна. В силу особенностей правового статуса органовместного самоуправления она может возникать из публично-правовых и из частноправовыхотношений. При этом в первом случае органы местного самоуправления и их должностныелица выступают как носители властных полномочий, во втором — как равноправные участники(или представители муниципального образования) гражданского оборота (субъекты гражданско-правовыхотношений). [9]
Утвердившееся в муниципально-правовой науке мнение, согласнокоторому ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления передфизическими и юридическими лицами отождествляется с гражданско-правовой ответственностью,является заблуждением. Принцип ответственности перед физическими и юридическимилицами обеспечивается институтами конституционно-правовой и гражданско-правовойответственности. Различия гражданско-правовой и конституционной ответственности,возникающей из причинения вреда физическим и юридическим лицам в результате незаконныхдействий (бездействия) или решений органов местного самоуправления, состоят в основаниях,условиях ответственности, правовом режиме, который возникает при реализации каждогоиз этих видов ответственности, санкциях и целях. [10]
Механизм гражданско-правовой ответственности органов и должностныхлиц местного самоуправления не совпадает с механизмом ответственности юридическоголица. Юридическое лицо несет ответственность непосредственно своим имуществом. Вслучае же совершения органом местного самоуправления гражданско-правового деликтаответственность несет муниципальное образование, ибо взыскание обращается на его(муниципального образования) казну. Поскольку в гражданских правоотношениях полномочияорганов местного самоуправления реализуются в рамках института законного представительства,гражданско-правовая ответственность органов местного самоуправления имеет делегированный,опосредованный характер.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправленияперед государством может рассматриваться в широком и узком значении. В узком смысле- это ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотреннаяст.72 — 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» за правонарушения в сфере правотворчества и за ненадлежащееосуществление отдельных государственных полномочий.
В узком смысле ответственность органов и должностных лиц местногосамоуправления перед государством однородна. Она наступает при осуществлении органамии должностными лицами местного самоуправления как своих собственных, так и делегированных(переданных) полномочий и базируется на конституционной обязанности названных субъектовсоблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а также на гарантиях самостоятельностиорганов местного самоуправления при осуществлении ими в установленных пределах собственныхполномочий и переданных отдельных государственных полномочий. Ответственность органовместного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государствомнаступает в следующих случаях:
· нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РоссийскойФедерации, устава муниципального образования;
· ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления и должностнымилицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.При этом в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» сделана важная оговорка о том, что органы местногосамоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственныхполномочий только в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальныхресурсов и финансовых средств (ч.3 ст. 20).
Федеральный закон «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» в ст.73 и 74 предусматривает особенностиответственности перед государством представительного органа муниципального образования,а также главы муниципального образования и главы местной администрации.
Полномочия представительного органа местного самоуправления могутбыть прекращены законом субъекта Российской Федерации. При этом должна быть соблюденапоследовательность действий, установленная Федеральным законом «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации». Во-первых, соответствующийсуд должен установить, что представительным органом муниципального образования принятнормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральнымконституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъектаФедерации, уставу муниципального образования. Представительный орган муниципальногообразования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо втечение иного предусмотренного решением суда срока должен в пределах своих полномочийпринять меры по исполнению решения суда, в том числе отменить соответствующий нормативныйправовой акт. Если же представительный орган не принял таких мер по исполнению решениясуда, то факт неисполнения решения суда также должен быть установлен судом. Затемглава исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца послевступления в силу такого судебного решения вносит в законодательный орган государственнойвласти субъекта Российской Федерации проект закона о роспуске представительногооргана муниципального образования.
Порядок принятия и вступления в силу законов субъектов РоссийскойФедерации установлен в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации». В Федеральном законе «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» особо оговорено, что полномочия представительногооргана муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъектаРоссийской Федерации о его роспуске.
Ответственность главы муниципального образования или главы местнойадминистрации перед государством наступает в случаях:
1) издания таким должностным лицом местного самоуправления нормативногоправового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционнымзаконам, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации,уставу муниципального образования, и если такие противоречия установлены соответствующимсудом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, еслиэто должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда(либо в течение иного предусмотренного решением суда срока) не приняло в пределахсвоих полномочий мер по исполнению решения суда;
2) совершения таким должностным лицом действий (в том числе принятияим правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прави свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальнойбезопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространстваРоссийской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета илибюджета субъекта Российской Федерации. Данные факты также должны быть установленысоответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает тольков случае, если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер поисполнению решения суда.
В обоих из указанных случаев глава исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципальногообразования или главы местной администрации. При этом Федеральным законом«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»установлены пределы срока издания такого правового акта. Этот срок не может бытьменее одного месяца со дня принятия последнего решения суда, необходимого для изданияуказанного акта, а также не может превышать шести месяцев со дня вступления в силуэтого решения суда.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» установлены судебные гарантии для главымуниципального образования или главы местной администрации, в отношении которыхвысшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственнойвласти) субъекта Федерации был принят акт об отрешении от должности. Глава муниципальногообразования или глава местной администрации вправе обжаловать указанный акт в судебномпорядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Федеральным закономопределен также срок рассмотрения судом жалобы и принятия по ней решения. Этот срокне должен быть более 10 дней со дня подачи такой жалобы.
В широком смысле ответственность органов местного самоуправленияперед государством представляет собой совокупность ряда отраслевых видов юридическойответственности: уголовной, административной, гражданской. [11]В соответствии с частью 8 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии прав депутатов,членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местногосамоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности,задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальныхи административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскныхмероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления,выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или)служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки,используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральнымизаконами. На основании части 9 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборногооргана местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправленияне могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанноемнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующиестатусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностноголица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данноеположение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органаместного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления былидопущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которыепредусмотрена федеральным законом.
Говоря об особенностях уголовной ответственности должностныхлиц, следует дополнительно отметить, что в Уголовном кодексе РФ есть глава 30, посвященнаядолжностным преступлениям (злоупотребление полномочиями, превышение полномочий,присвоение полномочий, взяточничество, служебный подлог, халатность). Уголовнаяответственность носит личный характер, поэтому к ней не могут привлекаться органыместного самоуправления. [12]Основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления являетсясовершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренногоУголовным кодексом Российской Федерации. [13]При этом в Уголовном кодексе Российской Федерации, как правило, за соответствующиепреступления предусматривается более суровое наказание для главы муниципальногообразования, нежели для иного должностного лица местного самоуправления. Приведемнесколько примеров.
Так, согласно ст.285 Уголовного кодекса Российской Федерацииот 13 июня 1996 года N 63-ФЗ [14](далее УК РФ) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопрекиинтересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованностии повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организацийлибо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафомв размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иногодохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестомна срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
То же деяние, совершенное главой органа местного самоуправления,наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух летлибо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или безтакового.
В соответствии со ст.286 УК РФ совершение должностным лицом действий,явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прави законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов обществаили государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей илив размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев,либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев,либо лишением свободы на срок до четырех лет.
То же деяние, совершенное главой органа местного самоуправления,наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или безтакового.
В статье 290 УК РФ установлено, что получение должностным лицомлично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества иливыгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя илипредставляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочиядолжностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать такимдействиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство послужбе наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или вразмере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года дотрех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получениедолжностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишениемсвободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должностиили заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Те же деяния, совершенныеглавой органа местного самоуправления, наказываются лишением свободы на срок отпяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до трех лет.
Административно-правовая ответственность наступает за совершениеадминистративных проступков. Органы местного самоуправления и должностные лица органовместного самоуправления несут административную ответственность, как за собственныепротивоправные деяния, так и за издание ими актов, нарушающих законодательство,а также за непринятие мер по обеспечению выполнения правил подчиненными лицами Согласност.26 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственной властисубъектов Российской Федерации» [15]конституция(устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации,принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимисяна территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другимигосударственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления,организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнениеили нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральнымизаконами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административнаяответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она можетбыть установлена законом субъекта Российской Федерации.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» в ряде случаев прямо предусматриваетсяустановление административной ответственности законами субъектов Российской Федерации.Например, согласно ч.6 ст.84 данного Федерального закона непредоставление органамместного самоуправления материалов и информации, необходимых им для формированияпроекта соответствующего местного бюджета, является основанием для привлечения кадминистративной ответственности в соответствии с законами субъектов РоссийскойФедерации.
Согласно ч.4 ст.32 Федерального закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» за нарушение должностнымлицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения гражданв органы местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации устанавливаетсяадминистративная ответственность.
Согласно ст.2.4 Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ[16](далее КоАП РФ) административной ответственности подлежит должностное лицо в случаесовершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащимисполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в данном Кодексепонимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиямиосуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном закономпорядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебнойзависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные илиадминистративно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местногосамоуправления, государственных и муниципальных организациях. Значительное числоадминистративных правонарушений, совершаемых органами и должностными лицами местногосамоуправления, непосредственно посягает на права граждан.
Так, согласно ст.5.3 КоАП РФ неисполнение решения избирательнойкомиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции, влечет наложениеадминистративного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальныхразмеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеровоплаты труда. В соответствии со ст.5.39 неправомерный отказ в предоставлении гражданинусобранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающихправа и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документови материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом,либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечетналожение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десятиминимальных размеров оплаты труда.
Согласно ст.76 Федерального закона «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» ответственность органов местногосамоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическимилицами наступает в порядке, установленном федеральными законами. Основанием данноговида ответственности являются незаконные действия (бездействие) органов местногосамоуправления и их должностных лиц (в том числе издание незаконных правовых актов),в результате которых был причинен имущественный и иной вред физическим и юридическимлицам. Федеральное законодательство предусматривает возможность привлечения органовместного самоуправления к гражданско-правовой ответственности. Ответственность органовместного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическимии юридическими лицами наступает прежде всего в судебном порядке. В статье 1069 Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ[17](далее ГК РФ). Закрепляется, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицув результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либодолжностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующегозакону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению.Статья 1069 ГК РФ устанавливает единый режим ответственности за действия органовместного самоуправления вне зависимости от того, идет ли речь об издании правовыхактов или о незаконных действиях в области административного управления. И в томи в другом случае причиненный вред возмещается не самим причинителем непосредственно,а за счет казны муниципального образования. Ответственность органов местного самоуправленияпо статье 1069 ГК РФ наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическомулицу. Первый может требовать за причинение ему ущерба в сфере властно-административныхотношений компенсации также и морального вреда (статья 151 ГК РФ)
Дисциплинарная ответственность должностных лиц местного самоуправлениянаступает в случае нарушения ими правил поведения, установленных ТК РФ, уставамимуниципальных образований, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями,правилами.
/>Заключение
Юридическая ответственность, в сущности, есть претерпевание субъектомкаких-либо неблагоприятных правовых последствий в виде лишений и ограничений личного,организационного или имущественного характера. Его законность и неотвратимость обеспечиваютсяс помощью таких юридических средств, как правоотношение, юридическая обязанность,меры принуждения, правоприменение. Ответственность в муниципальном праве представляетсобой возникновение и реализацию в установленном законом (уставом) порядке обязанностиорганов и должностных лиц местного самоуправления претерпеть меры принуждения, предусмотренныесанкцией правовой нормы, в виде лишений (ограничений) личного, имущественного илиорганизационного характера за нарушение условий деятельности по реализации собственнойкомпетенции в решении вопросов местного значения, осуществлению отдельных государственныхполномочий.
Значение ответственности органов местного самоуправления заключаетсяв том что она выполнять не только карательную, но и восстановительную, предупредительнуюи воспитательную функции. Она представляет собой обусловленную нормами КонституцииРФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образованийнеобходимость органов местного самоуправления отвечать за свое юридически и политическизначимое поведение в установленном порядке и действовать в соответствии с возложеннымина них обязанностями, а в случае отклонения — претерпевать определенные лишения.
/>Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ", 26.01.2009,N 4, ст.445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996N 14-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 09.04.2009 N 56-ФЗ) // Собрание законодательстваРФ" от 29.01.1996, N 5, ст.410.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (в редакцииФедеральных законов от 13.02.2009 N 20-ФЗ // «Собрание законодательства РФ»,17.06.1996, N 25, ст.2954.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственной властисубъектов Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от от 05.04.2009N 41-ФЗ) // Собрание законодательства РФ" от 18.10.1999, N 42, ст.5005.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от30.12.2001 N 195-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ) // Собраниезаконодательства РФ" от 07.01.2002, N 1 (ч.1), ст.1.
6. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федеральных законовот 07.05.2009 N 90-ФЗ) // Собрание законодательства РФ" от 06.10.2003 N 40,ст.3822.
7. Устав Тульской области от 12.11.2001 N 265-ЗТО (в редакции Законов Тульскойобласти от 07.04.2009 N 1260-ЗТО) // Тульские известия N 266-267 от 20.11.2001
II Учебная и научная литература:
8. Виноградов В.А. Основание конституционно-правовой ответственности // Законодательство.2003. № 2
9. Витрук Н.В. Проблемы правовой ответственности государства, его органов ислужащих: Круглый стол // Государство и право. 2000. N 3
10. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. — «Юстицинформ», 2007,312 С.
11. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. — М.: Юристъ, 2007,383С.
12. Уголовное право России. Часть Общая. Учебник для вузов.2-е издание, переработанноеи дополненное/ Под редакцией.Л. Л. Кругликов — М.: Волтерс Клувер, 2004. — 475 С.
13. Чернонгор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практикеместного самоуправления — М.: Юриспруденция, 2007, 304 С.
14. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 672 С.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.