Реферат по предмету "Государство и право"


Сходства и различия конституций, уставов субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона на примере Устава Хабаровского края и конституции республики Саха (Якутия)

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего и профессиональногообразования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Юридический факультет
Кафедра гражданского права
Реферат
по
Региональному праву
на тему:
Сходства и различия конституций, уставов субъектов Российской ФедерацииДальневосточного региона на примере Устава Хабаровского края и конституцииреспублики Саха (Якутия)
Хабаровск 2010

Введение
В системе нормативныхправовых актов каждого субъекта РФ особое место занимает конституция, устав,которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем другим региональнымактам. В соответствии со ст. 5 КонституцииРФ конституция (для республик) и уста (для краев, области, города федеральногозначения, автономной области и автономного округа) является неотъемлемыматрибутом субъекта РФ. Являясь правовым выражением его статуса, конституция(устав) выполняют роль учредительного акта, носящего первичный характер. Вбольшинстве субъектов РФ конституция, устав обозначены как Основной закон, чемподчеркивается их особое значение и место в иерархии региональных правовыхактов. В соответствии со ст. 66 Конституции РФ конституция (устав) субъекта РФ,наряду с федеральной Конституцией, определяет статус соответствующего субъктаРФ. На особое положение региональныхконституций, уставов указывает в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11апреля 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положенийпункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 ФЗ „ОПрокуратуре РФ“ в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским деламВерховного Суда РФ». В нем, в частности, говориться, что они относятся кактам, определяющим конституционный статус субъекта РФ. Подчеркивается, чтопроверка их юридического содержания может быть осуществлена только в порядкеконституционного, а не административного или гражданского судопроизводства. Конституция (устав) субъекта РФ – основной закон субъекта РФ,обладающий высшей юридической силой в системе его законодательства, принимаемыйв установленном федеральной Конституцией порядке, определяющий статус субъектаРФ и регламентирующий вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ. Какправило, подобное определение дается не только в научной и учебной литературы,но и самих региональных основных законах.

Устав Хабаровского краяимеет прямое действие, применяется на всей территории Хабаровского края и можетбыть изменен в порядке, определенном в самом уставе.
Устав Хабаровского краясостоит из 14 глав, в которых содержаться 76 статей, преамбула в уставеотсутствует.
Конституция республикиСаха (Якутия) состоит из преамбулы и двух разделов. В первом разделе 11 глав из127 статей. В разделе втором 4 статьи (переходные положения).
В главе первой устава Хабаровскогокрая – Общие положения – говорится, о том, что устав Хабаровского края – высшийнормативный правовой акт Хабаровского края, в котором в соответствии сКонституцией РФ определяется государственно-правовой статус Хабаровского края,основы его административно-территориального устройства, система органовгосударственной власти Хабаровского края, порядок их образования и полномочия,формы участия граждан в деятельности краевых органов государственной власти иорганов местного самоуправления, а также иные положения, не противоречащиеКонституции РФ и федеральным законам.
В конституции республикиСаха (Якутия) (далее конст. С.) глава об общем положении отсутствует,начинается конституция с главы об основах конституционного строя.
В главе второй устава Хабаровскогокрая (далее устав ХК) — Основы государственно-правового положения Хабаровскогокрая – говориться о государственно – правовом статусе Хабаровского края.
Хабаровский край являетсясубъектом Российской Федерации, неотделим от нее и не имеет права выхода изсостава Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органамигосударственной власти и другими субъектами Российской Федерации Хабаровскийкрай имеет равные, наряду с другими субъектами Российской Федерации, права.Государственно-правовой статус Хабаровского края определяется КонституциейРоссийской Федерации, Федеративным договором и самим уставом.
Единственным источникомвласти в Хабаровской крае является народ края как часть народа РоссийскойФедерации.
Государственная власть вХабаровском крае осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную; единства системы государственной власти;разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровскогокрая, между органами государственной власти субъекта Российской Федерации иорганами местного самоуправления Хабаровского края.
Предметы веденияХабаровского края определены в первой главе в статье семь:
В ведение Хабаровскогокрая находятся:
1) УставХабаровского края, краевые законы и иные нормативные правовые акты края;
2) система органовгосударственной власти края;
3) административно-территориальноеустройство края;
4) краеваягосударственная собственность;
5) краевой бюджет,краевые налоги и сборы, краевые внебюджетные и валютные фонды;
6) краевая политикав области экономического, социального, экологического, культурного развития;
7) межрегиональныесвязи края;
8) почетные звания,премии и стипендии края;
9) другие вопросы,находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации, полномочий РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации.
По предметам своеговедения Хабаровский край вправе принимать краевые законы и иные нормативныеправовые акты.
В ведении Республики Саха(Якутия) находятся (статья 38 конст. С.):
1) принятие КонституцииРеспублики Саха (Якутия), ее изменений и дополнений;
2) государственноеустройство, статус и территория Республики Саха (Якутия);
3) система органовгосударственной власти Республики Саха (Якутия), порядок их формирования идеятельности;
4) защитанационально-государственного статуса Республики Саха (Якутия) и осуществлениеконтроля за соблюдением Конституции Республики Саха (Якутия);
5) законодательствоРеспублики Саха (Якутия);
6) определение ипроведение социально-экономической, демографической и экологической политики;
7) управление ираспоряжение государственной собственностью Республики Саха (Якутия); решениевопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными идругими природными ресурсами в соответствии с законодательством;
8) формирование иутверждение государственного бюджета Республики Саха (Якутия), установлениереспубликанских налогов и сборов, образование целевых фондов, в том числефондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера;
9) защита исконной средыобитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;
10) управлениепромышленностью, агропромышленным комплексом, жилищным и коммунальнымхозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения,капитальным, жилищным строительством и благоустройством населенных пунктов,дорожным строительством и транспортом;
11) управление системой народногообразования, культурными и научными организациями и учреждениями РеспубликиСаха (Якутия), системой здравоохранения, физической культурой и спортом,социальным обеспечением; охрана документального наследия, памятников истории икультуры;
12) формирование органовгосударственной власти и правовое регулирование вопросов организации местногосамоуправления; образование судов; создание финансово-кредитных учреждений;
13) установлениевнешнеэкономических, научных и культурных связей с зарубежными странами всоответствии с федеральным законодательством;
14) представительствоРеспублики Саха (Якутия) в международных организациях по согласованию сорганами государственной власти Российской Федерации;
15) другие вопросы внепределов ведения Российской Федерации и полномочий органов государственнойвласти Российской Федерации по предметам совместного ведения РоссийскойФедерации и Республики Саха (Якутия).
Перечень предметовведения у республики Саха (Якутия) более обширен и детализирован чем переченьпредметов ведения Хабаровского края.
В главе третьей устава ХКопределен территориальный статус Хабаровского края, являющийся составной частьютерритории Российской Федерации. В состав Хабаровского края включаютсятерритории, административно входящие в край на момент вступления в силу уставаХабаровского края.
Хабаровский край включаетв себя районы, города краевого и районного подчинения, поселки, сельскиенаселенные пункты.
В статье 44 конст. С.Сказано, что территория Республики Саха (Якутия) принадлежит ее многонациональномународу и является исконной землей традиционного расселения коренных народовРеспублики Саха (Якутия). Территория Республики Саха (Якутия) в пределахсуществующих границ на момент принятия настоящей Конституции целостна инеделима.
Республика Саха (Якутия)самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство впорядке, установленном законом.
На мой взгляд, в нашемуставе подобное право определять свое административно – территориальноеустройство определенно более правильно:
«Преобразования вадминистративно-территориальном устройстве Хабаровского края не могут бытьпроизведены без согласия населения соответствующихадминистративно-территориальных образований, выраженного на местныхреферендумах.»
Что говорит о том, что внашем случае народовластию отводиться более важное место, чем в республики Саха(Якутия), хотя они говорят о нем в п 5 статье 1.
Как в уставе ХК, так и вконст. С. признаются, защищаются и гарантируются права и свободы человека игражданина.
Я считаю, что вконституции республики Саха (Якутия) гарантируемые и защищаемые права и свободырасположены в порядке более правильном, т.к. в первой статье, идущей послестатьи, где гарантируются и защищаются права и свободы человека и гражданина,говориться о том, что семья, материнство и детство находятся под защитойгосударства, брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины.Супруги равноправны в семейных отношениях. Государство создает систему гарантийзащиты и охраны здоровья женщины и ребенка. Воспитание в семье и обществе имеетцелью формирование человека как свободной, нравственной и просвещеннойличности, уважающей честь, достоинство и свободу других людей, носителянациональной и общечеловеческой культуры.
Что дает понять то, чтоэти права более значимы, раз их поместили на первое место.
А в нашем уставе первоеместо занимают экономические права и свободы человека и гражданина. Зато у насзакреплено то, что граждане, проживающие на территории Хабаровского края, могутобладать преимуществом перед другими лицами, находящимися на территорииХабаровского края, в реализации дополнительных льгот, обеспечиваемых за счетматериальных, финансовых и иных средств Хабаровского края. Такое в конст. С. непредусмотрено.
Законодательная власть.
В нашем крае представительными единственным законодательным органом государственной власти являетсяЗаконодательная дума Хабаровского края.
Дума состоит из 50депутатов, избранных на четыре года. Депутаты Думы могут работать как напостоянной профессиональной основе, так и без отрыва от основной деятельности.
Выборы депутатовпроизводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права притайном голосовании. Депутатом Думы может быть избран гражданин РоссийскойФедерации, достигший 21 года, обладающий избирательным правом и постояннопроживающий на территории Хабаровского края.
Дума принимает:
а) Устав Хабаровскогокрая, изменения и дополнения к нему;
б) краевые законы и иныенормативные правовые акты по предметам ведения Хабаровского края.
Дума дает толкование УставаХабаровского края и краевых законов.
Дума осуществляетследующие полномочия:
а) реализует правозаконодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
б) осуществляет правовоерегулирование вопросов владения, пользования, распоряжения и управления краевойсобственностью;
в) утверждает краевойбюджет и отчет об его исполнении;
г) самостоятельнопланирует и осуществляет предусмотренные соответствующей статьей бюджетарасходы на содержание Думы;
д) устанавливает порядокобразования и деятельности внебюджетных и валютных фондов края, заслушиваетотчеты об использовании этих фондов;
е) устанавливает всоответствии с федеральными и краевыми законами краевые налоги, сборы, пошлины,тарифы на оплату услуг и порядок их взимания;
ж) утверждает программы ипланы социально-экономического развития и экологического оздоровленияХабаровского края;
В республике Саха(Якутия) государственное Собрание (Ил Тумэн) — парламент Республики Саха(Якутия) — является представительным, законодательным и контрольным органомгосударственной власти. Он так же является единственным законодательныморганом. Государственное Собрание (Ил Тумэн) состоит из 70 народных депутатовРеспублики Саха (Якутия). 35 народных депутатов Республики Саха (Якутия)избираются по одномандатным избирательным округам, 35 — по республиканскомуизбирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за спискикандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Выборы народныхдепутатов Республики Саха (Якутия) проводятся на основе всеобщего равного ипрямого избирательного права при тайном голосовании. Народным депутатомРеспублики Саха (Якутия) может быть избран гражданин, достигший 21 года иобладающий избирательным правом.
К ведениюГосударственного Собрания (Ил Тумэн) относятся:
1) принятие КонституцииРеспублики Саха (Якутия), ее изменений и дополнений;
2) законодательноерегулирование по предметам ведения Республики Саха (Якутия) и предметамсовместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в пределахполномочий Республики Саха (Якутия);
3) заслушивание посланийПрезидента Республики Саха (Якутия);
4) заслушивание посланийКонституционного суда Республики Саха (Якутия);
5) принятие решений поосновным вопросам внутренней, внешней, экономической, социальной и культурнойполитики Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством;
6) утверждениегосударственных программ социально-экономического развития Республики Саха(Якутия), представленных Президентом Республики Саха (Якутия).
Исполнительная власть.
Глава Администрации краяявляется высшим должностным лицом, осуществляющим государственную власть наусловиях и в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации,федеральными законами, Уставом Хабаровского края, краевыми законами и договорамис органами государственной власти Российской Федерации, если эти договорыотносятся к осуществлению исполнительной власти.
Глава Администрации краяорганизует исполнительную власть Хабаровского края и возглавляет ее.
Глава Администрации краяобладает неприкосновенностью на всей территории Хабаровского края всоответствии с федеральными и краевыми законами.
Глава Администрации краяруководит деятельностью исполнительного органа на принципах единоначалия, несетответственность за надлежащее осуществление Администрацией края своихполномочий.
Администрация краяобеспечивает реализацию полномочий исполнительной власти Хабаровского края,осуществление задач социально-экономического развития, исполнение на территорииХабаровского края Конституции Российской Федерации, федеральных законов,нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации,Устава Хабаровского края, краевых законов и иных нормативных правовых актовкрая.
Глава Администрации краяобладает следующими полномочиями:
а) осуществляетруководство деятельностью Администрации края;
б) представляетХабаровский край в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом икраевыми законами, в отношении с федеральными органами государственной власти,органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации,зарубежными государствами;
в) представляетисполнительный орган государственной власти Хабаровского края в отношениях сДумой, другими органами государственной власти в Хабаровском крае, органамиместного самоуправления Хабаровского края, с юридическими и должностнымилицами, с населением Хабаровского края;
г) формирует органисполнительной власти Хабаровского края – Администрацию края в соответствии сфедеральными и краевыми законами;
Администрация края:
а) обеспечиваетэффективную работу в созданных ею структурных подразделениях, контролируетосуществление функций исполнительной власти органами местного самоуправления впределах переданных им законами полномочий;
б) осуществляет меры пообеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности иобщественного порядка, борьбе с преступностью;
в) осуществляетраспоряжение и управление краевой государственной собственностью в соответствиис федеральными и краевыми законами, а также федеральной собственностью, переданнойв краевое управление в соответствии с законодательством, представляет Думе наутверждение реестр краевого имущества;
Дума и Администрация краявзаимодействуют в интересах Хабаровского края и его населения, единства целей изадач в решении проблем социально-экономического развития Хабаровского края наоснове Конституции Российской Федерации, федеральных и краевых законов.
Дума в сроки,установленные краевым законом, направляет планы законотворческих работ, проектызаконов и иных нормативных правовых актов края Главе Администрации края.
Президент Республики Саха(Якутия) является главой Республики Саха (Якутия) и ее высшим должностнымлицом, возглавляет исполнительную власть республики.
Президент Республики Саха(Якутия) выступает гарантом национально- государственного статуса итерриториальной целостности Республики Саха (Якутия), соблюдения Конституции изаконов Республики Саха (Якутия), а также принятых ею межреспубликанских имеждународных обязательств.
Президентом РеспубликиСаха (Якутия) может быть гражданин Российской Федерации, соответствующийтребованиям, установленным федеральным законодательством.
Президент Республики Саха(Якутия):
1) представляетРеспублику Саха (Якутия) в ее отношениях с федеральными органамигосударственной власти, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и при осуществлении внешнеэкономических связей; вправе подписыватьдоговоры и соглашения от имени Республики Саха (Якутия); назначает и отзываетпредставителей Республики Саха (Якутия) при федеральных органах исполнительнойвласти;
2) обращается спосланиями к Государственному Собранию (Ил Тумэн); выступает с обращениями кнароду;
3) определяет ипредставляет Государственному Собранию (Ил Тумэн) основные направлениягосударственной политики Республики Саха (Якутия);
4) представляетГосударственному Собранию (Ил Тумэн) программу социально-экономическогоразвития Республики Саха (Якутия) и проект государственного бюджета РеспубликиСаха (Якутия);
5) осуществляетзаконодательную инициативу; издает специальный акт и обнародует либо отклоняетзаконы Республики Саха (Якутия); обеспечивает исполнение постановленийКонституционного суда Республики Саха (Якутия);
Президент Республики Саха(Якутия) осуществляет свои полномочия на основе Конституции и законов РеспубликиСаха (Якутия), Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Восуществление своих полномочий Президент Республики Саха (Якутия) издает указыи распоряжения, обеспечивает их исполнение на всей территории Республики Саха(Якутия). Полномочия Президента Республики Саха (Якутия) не могут бытьиспользованы для изменения конституционного строя Республики Саха (Якутия).
Правительство РеспубликиСаха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органомгосударственной власти. Председатель Правительства Республики Саха (Якутия)руководит Правительством Республики Саха (Якутия) и организует его работу.Статус Правительства Республики Саха (Якутия) определяется конституционнымзаконом. Правительство Республики Саха (Якутия) издает постановления,распоряжения и иные подзаконные акты.
Акты ПравительстваРеспублики Саха (Якутия), принятые им в пределах своей компетенции, подлежатобязательному исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия)
Правительство РеспубликиСаха (Якутия) разрабатывает и осуществляет социально-экономическую политику,несет за ее реализацию всю полноту ответственности.
На мой взгляд, сравниватьисполнительную власть края и республики не имеет смысла. Естественно, что в республикеисполнительная власть шире, чем в крае и имеет больше возможностей.
Судебная власть.
В нашем уставе простоопределенно, что правосудие в Хабаровском крае осуществляется только судом.Судебная власть в крае принадлежит: Хабаровскому краевому суду, районным,городским судам, военному суду, арбитражному суду Хабаровского края ифедеральному арбитражному суду Дальневосточного округа. Судебная властьсамостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительнойвласти.
Порядок организации идеятельности судов определяется Конституцией Российской Федерации ифедеральными законами. Суды, действующие на территории Хабаровского края,руководствуются в своей деятельности федеральными и краевыми законами, иныминормативными правовыми актами края и нормативными актами Главы Администрациикрая.
А в конституцииреспублики Саха (Якутия) обозначено назначение судебной власти, т.е. защитаоснов конституционного строя Республики Саха (Якутия), прав и свобод граждан,прав и интересов юридических лиц.
В конст. С. детальнорасписана судебная власть республики Саха(Якутия) в отличие от нашего уставаХК.
Местное самоуправления.
Местное самоуправление ив республики Саха(Якутия) и в Хабаровском крае признается, гарантируется иосуществляется одинаково.
Местное самоуправление вХабаровском крае – признаваемая и гарантируемая Конституцией РоссийскойФедерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения порешению, непосредственно или через органы местного самоуправления, вопросовместного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иныхместных традиций. (ст 49 Устава ХК, немного видоизмененный текст в конституцииС., но содержание то же).
В уставе ХК местноесамоуправление расписано поле полно, прописаны предметы ведения Хабаровскогокрая в области местного самоуправления, предметы ведения местногосамоуправления, экономическая основа местного самоуправления, местный бюджет,что не в полной мере отраженно в конституции республики Саха (Якутия), т.к. уних есть возможность прописать все более детально законах.
Экономические и финансовыеосновы.
Экономическую основуХабаровского края составляют государственная, муниципальная и частнаясобственность, собственность общественных организаций, интеллектуальнаясобственность отдельных граждан, творческих коллективов, а также иные формысобственности, используемые на эффективное развитие социально-экономической икультурной сферы, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитиечеловека.
Экономическую основуРеспублики Саха (Якутия) составляют государственная, муниципальная, частная ииные формы собственности в любой не запрещенной законом сфере.
Экономические ифинансовые основы прописаны и раскрыты как в конституции республики Саха(Якутия), так и в уставе Хабаровского края.
В уставе Хабаровскогокрая присутствует глава об основах социально-культурной сферы Хабаровского края,где говориться об образовании, науке, культуре, о физической культуре и спорте,об организации охраны здоровья населения и о социальной защите и занятостинаселения. Такая глава и такие положения отсутствуют в конституции республикиСаха (Якутия).
Республика Саха (Якутия)в пределах своих полномочий устанавливает международные и внешнеэкономическиесвязи с органами государственной власти, субъектами иадминистративно-территориальными образованиями государств.
Принятие и порядокизменения.
Изменения и дополнения вУстав Хабаровского края вносятся краевым законом, принятым Думой голосами неменее двух третей от установленного числа депутатов. Предложения о внесенииизменений и дополнений в Устав Хабаровского края могут вносить: председательДумы, Глава Администрации края, группа депутатов не менее одной трети отустановленного числа депутатов, органы местного самоуправления, а такжеХабаровский краевой суд, арбитражный суд Хабаровского края и федеральный арбитражныйсуд Дальневосточного округа, прокурор Хабаровского края по вопросам ихкомпетенции.
Конституция РеспубликиСаха (Якутия) принимается Государственным Собранием (Ил Тумэн) большинством неменее двух третей голосов от установленного числа народных депутатов РеспубликиСаха (Якутия). Порядок принятия Конституции Республики Саха (Якутия)устанавливается конституционным законом Республики Саха (Якутия).
Закон Республики Саха(Якутия) о порядке вступления в силу Конституции Республики Саха (Якутия)принимается Государственным Собранием (Ил Тумэн) большинством голосов отустановленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Конституционный законРеспублики Саха (Якутия) о внесении изменений и дополнений в КонституциюРеспублики Саха (Якутия) принимается Государственным Собранием (Ил Тумэн)большинством не менее двух третей голосов от установленного числа народныхдепутатов Республики Саха (Якутия).
Изменение конституциивсегда более сложный процесс, чем изменение устава. В уставе ХК не прописан процесспринятия устава.

Заключение
Подготавливая даннуюработу, я ознакомилась с конституцией республики Саха (Якутия) и с уставомХабаровского края. Их сравнение показало, что минусы и полюсы есть и уконституции и у устава. Одни моменты обозначены более четко, раскрыто идетализировано, а некоторые либо кратко, либо не прописаны вовсе.
Анализируя подобныенормативно — правовые акты можно определить приоритетные положения для каждогосубъекта, чему отводиться больше внимания, чему меньше.
Хотелось отметить, чтоустав Хабаровского края более удобен для изучения, т.к. каждая статьяозаглавлена, что помогает легко найти нужные положения.

Список использованнойлитературы
1. УставХабаровского края
2. Конституцияреспублики Саха (Якутия)
3. Региональное право:учебник / под ред. Засл. Юриста РФ, канд. Эрид. Наук, проф. В.Н. Ширяева, канд.Юрид. Наук, доц. А.В. Никитиной. – 1-е изд. – Хабаровск: Изд-во «РИОТИП»,2008. – С. 75
4. Собраниезаконодательства РФ. 2000. № 16. Ст. 1774
5. Конституционноеправо субъектов Российской Федерации / Отв. Ред. В.А. Кряжков. М.: Городец –издат, 2002. С. 197


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. 1 Сеть федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения
Реферат Логика высказываний 2 Определение формулы
Реферат Современное изобразительное искусство Казахстана
Реферат Дія цивільних законів
Реферат Анализ механизма планирования финансовой деятельности ОАО "Представительства Куйбышевской железной дороги"
Реферат Проектирование как самостоятельная сфера культуры
Реферат Аполлон Майков: поэт великой империи (к 185-летию со дня рождения)
Реферат Экономическая сущность рынков
Реферат Разработка привода пластинчатого конвейера
Реферат Анализ деятельности и функционирования ЗАО "Роспечать Алтай"
Реферат Развитие внешнеэкономической деятельности России
Реферат Анализ источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на примере страховой
Реферат Богомол древесный
Реферат Рефрактометрический метод анализа в химии
Реферат Агроэкологическая оценка системы производства кормов в ОАО Комсомольское племенной репродуктор