Тема1. Сущность государства
Вчем же заключается сущность государства? Какова Ваша точка зрения по этойпроблеме? Приведите обоснование своей позиции.
Сущностьгосударства выявляется в противоречии между классовым и общечеловеческим. Вэтом смысле сущность государства как бы «раздваивается». Так, уже возникновениегосударства было связано с необходимостью обслуживания не только интересовопределенной группы людей (класса собственника), но и общих интересов всегонаселения. Несмотря на то что представители разных классов или каст получалиравного удовлетворения своих интересов, все же некоторые общие интересы (защитаот внешних нападений, обеспечение общественных работ, санитарных условий и пр.)государством защищались. Чем дальше в своем развитии по пути цивилизациипродвигалось государство, тем в большей степени оно оказывалось способнымобеспечивать общие интересы населения. Государство есть институт общества,обслуживающий его общие интересы и преследующий цель достижения общего блага.Это одна сторона медали, один аспект сущности государства.
Другой,не менее важный, состоит в том, что государство возникло не только длявыполнения общих дел, но и в условиях социально асимметричного общества. В силуэтого оно выходит из-под контроля общества, ограничивает, а то и подавляетестественное саморазвитие общества, свободу личности. Возникнув в условиях социальнойасимметрии общества, государство нередко становится на сторону самого сильногосоциального слоя, навязывая обществу волю этого слоя. В периоды политическогопротивостояния государство не может быть ничем иным, как организациейклассового господства. И лишь со снятием социальной напряженности междуосновными социальными силами государство преодолевает эту односторонность истановится политической организацией всего общества.
Тема2. Понятие и признаки государства
Сущность государства; признаки государства,отличающие его от власти в первобытном обществе; признаки, отличающиегосударство от других организаций в государственно-организованном обществе. КакВы считаете, имеются ли в этих определениях расхождения в понимании сущностигосударства, и какие?
Государство– универсальная публично-правовая и суверенная организация, обладающаяотносительной самостоятельностью и целостностью и возможностью применениялегитимного принуждения. Государство с этой точки зрения есть господствующая вобществе система власти или социально организованная сила, обособленная отобщества и способная подчинить это общество, пусть даже и принудительнымисредствами, целям политики. Признаки государства характеризуют его как особую,отличную от всякой иной организации структуру общества, призванную в интересахвсего этого общества либо преимущественно в интересах определенного слоя,класса, социальных группировок осуществлять государственную власть.
Тема3. Проблема относительной самостоятельности государства
Каковы,на Ваш взгляд, причины расхождений во взглядах по этому вопросу?
Принудительныйхарактер власти государства, монополия на применение насилия делает его основойполитической системы. При этом государство обладает относительнойсамостоятельностью в обществе. Выражая в условиях демократии интересы основныхсоциальных групп и слоев, защищая совокупные интересы всего общества,государство в лице своих органов стремится поставить предел групповому эгоизму,могущему подвергнуть опасности существование и должное функционирование самойобщественной системы.
Исходяиз этого, государство – это универсальная политическая организация политическойсистемы общества. Государство осуществляет управление обществом, охрану егоэкономической и социальной структуры, подавление социальных противников.Государство обладает монополией на принуждение в рамках определеннойтерритории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней ивнешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательныхдля всего населения, правом взимания налогов и сборов.
Государствои право взаимозависимы друг от друга, но в то же время они относительносамостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты,обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требованийприменяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействуетна государство путем установления общеобязательных для всех его органов,должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм правазакрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается ихструктура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Тема4. Классификация форм государства
Посредствоманализа соответствующих статей Конституции Российской Федерации определитехарактер формы правления, государственно-территориального устройства иполитического (государственного) режима современного Российского государства.При ответах делайте ссылки на эти статьи.
Конституцияустанавливает, что Россия есть демократическое федеративное правовое государствос республиканской формой правления (п.1 ст.2 Конституции РФ). Конкретизируетэто понятие глава 3 Конституции, имеющая название «Федеративное устройство». Вэтой главе приведен перечень субъектов Российской Федерации, установлены ихстатус и права, разделены предметы ведения, объекты управления, полномочияФедерации и ее субъектов, регламентированы денежные отношения между Федерациейи субъектами Федерации.
Статья67 говорит о том, что территория Российской Федерации включает в себятерритории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушноепространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами иосуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительнойэкономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом законом инормами международного права. Границы между субъектами Российской Федерациимогут быть изменены с их взаимного согласия.
П.2 ст. 70 называет столицей Российской Федерации город Москва.
СогласноКонституции представительным и законодательным органом Российской Федерацииявляется парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание, состоящее издвух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95).
Вглаве 6 Конституции «Правительство Российской Федерации» (ст.110 – 117) определеныструктура Правительства, осуществляющего исполнительную власть в стране,порядок рассмотрения и утверждения кандидатур Председателя Правительства ичленов Правительства, функции Правительства, осуществляемые им меры иполномочия по управлению экономикой, финансами, бюджетом, обеспечению обороны,государственной безопасности, осуществлению внешней политики, охранесобственности, борьбе с преступностью.
Согласноп. 2 ст. 110 Правительство Российской Федерации состоит из ПредседателяПравительства Российской Федерации, заместителей Председателя ПравительстваРоссийской Федерации и федеральных министров.
Ст.118 Конституции устанавливает осуществление правосудия только судом. В своюочередь судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского,административного и уголовного судопроизводства.
Такжеглава 7 Конституции говорит о независимости суда, несменяемости инеприкосновенности судей, открытости разбирательства дел в судах.
Тема5. Классификация функций государства
Чемвызван интерес в государственно-правовой науке к новому варианту классификациигосударственных функций (на экономические, политические и др.) без ихразделения на внутренние и внешние? Как Вы считаете, в чем заключается особоезначение экологической функции государства в современных условиях?
Функциягосударства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельностигосударства и обеспечивающие ее средства способы. Функции государстваобусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере егоизменения, по мере перехода сущности другого порядка.
Какпоказывает исторический опыт, на функции государства оказывают определяющеевлияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условияи проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации(экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальныепроблемы).
Вгосударственности того или иного общества сохраняется преемственность функций,но действует механизм обновления функций. Например, на появление новых функцийвлияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические)процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменениясущности и формы государства.
Делениефункций государства на внутренние и внешние во многом является условным. Ведьдеятельность государства внутри страны – сферах экономики, политики, культуры идругих – зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, отвнешнеэкономических, культурных связей. Особенно ярко это проявляется всовременных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз,Содружество Независимых Государств и т.д. Здесь, например, вообще различатьвнешние и внутренние функции государства просто невозможно.
Охранаприроды, окружающей среды – насущная необходимость современного мира. Человек врезультате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природныесвязи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себянеблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы – дело всегообщества, но только государство, обладающее необходимыми средствами ивозможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реальнообеспечить защиту окружающей среды.
Всовременную эпоху проблемы охраны и рационального использования природныхбогатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение.Они затрагивают интересы всех народов и государств.
Чемразумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность исельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острыхсоциальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственныхзадач.
Тема6. Проблема легитимности государственной власти
Обоснуйтенаиболее приемлемую, на Ваш взгляд, классификацию легитимности государственнойвласти.
Понятие«легитимность власти» впервые было введено крупным немецким политологом МаксомВебером. В политической науке наиболее популярна составленная им классификациялегитимности власти. Он предложил выделять три ее вида:
— традиционная легитимность, то есть основанный на неписанных законах традиций,обычаев. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается принаследственном типе правления, в частности, в монархических государствах;
— рациональная (демократическая) легитимность – основана на принятых вгосударстве законах и порядках, разумных суждениях. Этот тип имеет нормативнуюоснову, характерную для организации власти в сложно организованных обществах;
— харизматическая легитимность – эмоционально-волевой, основанный на вере вособые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Этот образнепогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизмой)переносится общественным мнением на всю систему власти. Эмоциональный восторгнаселения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в периодреволюционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядкии идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на толькоеще формирующиеся правила политической игры.
Ясчитаю, что это наиболее приемлемая классификация легитимности государственнойвласти.
Тема7. Определение механизма государства и вопросы егосовершенствования
Какуюточку зрения Вы считаете более правильной? Аргументируйте свою позицию.
Ясогласна с мнением большинства ученых, что механизм государства – более широкоепонятие, чем государственный аппарат. Так как функции, предписываемыегосударству, осуществляются через его механизм, а механизм есть та материальнаясила, посредством которой государство действует, достигает своих целей и задач.Механизм – это то, из чего состоит государство, есть его конституция. Он имеетсложную организацию, подчиненную осуществлению задач и функций государства.Структура государственного механизма такова:
1)государственный аппарат – совокупность государственных органов, наделенныхвластными полномочиями для реализации государственной власти;
2)государственные учреждения и государственные предприятия. Не имеют властныхполномочия, но их деятельность непосредственно направлена на реализацию функцийгосударства. Государственные учреждения – это некоммерческие организации,которые осуществляют деятельность по выполнению функций государства в различныхсферах. Например, организации образования, здравоохранения, библиотеки.Государственные предприятия – это коммерческие организации, их деятельностьтесно связана с осуществлением функций государства. Например, монетные дворы,аффинажные заводы и т.п.
Тема8. Проблемы соотношения государства, права и личности
Рассмотритесуществующие в литературе различные определения понятия о правовом статуселичности, выберите из них наиболее точное, на Ваш взгляд, и определите егоотличие от других определений.
Влюбой правовой системе личность гражданина занимает центральное место ивыступает в ней во многих качествах — гражданина, субъекта права,правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности,правового сознания, правового статуса. К ней обращены юридические предписания,от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культурыобщества. Она — объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаютсяпрактически все юридические явления и категории, фокусируются разнообразныеправовые связи и процессы.
Личностьвзаимодействует с государством в основном через право, законы, другиенормативные акты, которые непосредственно определяют ее юридическое состояние,права, обязанности, ответственность. В самом кратком виде правовой статусопределяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе.В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальноеположение человека в данной системе общественных отношений. Право лишьзакрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Специальный и правовойстатусы соотносятся как содержание и форма. Правовой статус — комплекснаякатегория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина игосударства, индивида и коллектива. Поэтому очень важно, чтобы человекправильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той илииной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередковстречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статуспонимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения».
Тема9. Проблемаопределения роли государства в регулировании экономики
Какие,на Ваш взгляд, вопросы экономической сферы должны быть в обязательном порядкеурегулированы государством?
Государствупринадлежит немалая часть общественного (национального) богатства, оноформулирует основные условия действия частного капитала (через налоги,государственные расходы, таможенные пошлины), через государственный бюджетпроисходит перераспределение значительной (и возрастающей) части созданноговалового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальнойполитики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.
Капитал-монополия,присваивая на устойчивой основе прибыль выше средней, через механизм монопольновысоких и монопольно низких цен перераспределяет в свою пользу созданную вобществе прибавочную стоимость. В результате, с одной стороны, потребителивынуждены оплачивать монополиям их сверхвысокие прибыли, с другой стороны,появляются отрасли, где возникает нехватка инвестиционных ресурсов(структурно-больные отрасли), в противоположность тем секторам хозяйства, гдехозяйствуют капиталы-монополии.
Очевидно, чтоэто напрямую ущемляет интересы и потребителей, и производителейструктурно-больных отраслей. Такое положение вещей в целом негативносказывается и на общей хозяйственной ситуации, создавая узлы трудноразрешимых врамках рынка противоречий.
Преодолетьданное противоречие и призвано государство, превратившееся в регулирующийэкономический субъект. Наши потребители, используя свое право избирателя,приводят в законодательные органы власти таких парламентариев, которыепринимают антимонополистические законы (законодательная ветвь властигосударства). Само же государство в лице правительства превращается в мощногосубъекта перераспределения валового внутреннего продукта в пользуструктурно-больных отраслей за счет прогрессивного налогообложениякапиталов-монополий. Отсюда буквально полшага до осуществления и регулирующихфункций в экономической системе.
Отличие государствакак экономического субъекта от прочих экономических субъектов, с которыми мыпознакомились ранее, состоит именно в регулирующей функции и возможностяхвоздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий ипроизводителей, и потребителей. Государство — политическая реальность. В этомплане стоит говорить, что оно есть внеэкономическая сила. Однако при помощисугубо экономических рычагов государство способно изменить поведение всехэкономических субъектов, причем в предсказуемом направлении.
Выполнениегосударством функции справедливости связано с объективно существующей вобществе неравномерностью распределения доходов и различиями в возможностяхлюдей. Определенные категории людей просто не в состоянии быть столь жеэффективными в хозяйственной деятельности как все остальные члены общества(дети, молодые мамы, старики, инвалиды и др.), поэтому общество должно о нихпозаботиться.
Дляэтого за счет государственных средств осуществляются программы социальнойпомощи малоимущим, программы социальной адаптации инвалидов и т.д. Это требуетзначительных средств, которые должны быть мобилизованы государством, а затемадресно перераспределены в пользу определенных социальных групп и слоевнаселения.
Тема10. Проблемы соотношения государства и права с культурой
Какуюроль, на Ваш взгляд, в национальном развитии играет официальная идеологическаядоктрина?
Посколькусовременный мир – это калейдоскоп самых пестрых социальных сил и общностей,имеющих иногда диаметрально противоположные, антагонистические социальные,политические интересы, то все это находит свое адекватное отражение всуществовании различных видов политических идеологий.
В российскойнауке теории государства и права многие десятилетия господствовалмарксистско-ленинский подход к изучению государственно-правовых явлений.Марксистско-ленинская теория государств и права признавалась единственноправильной, все другие теории считались ложными и подвергались критике.
Это обеднялонашу науку, не позволяло использовать в полной мере мировые достиженияполитической и правовой культуры, что тормозило развитие науки теориигосударства и права. В последнее время марксистско-ленинская доктринаподверглась жесткой критике. Отрицательное отношение к ней как к учению былообусловлено затяжными кризисами во многих социалистических странах.
Действительно,в этой доктрине немало утопий и устаревшего, но есть и положения и выводы, идеио коллективизме, социальной справедливости.
Тема11. Роль государства в решении глобальных проблемсовременности
Какиеглобальные вопросы могут быть решены в правовых, и внеправовыхформах?
Общепризнаннаяклассификация форм управленческой деятельности в юридической литературеотсутствует, при этом существует многообразие форм их направленности иразличное конкретное содержание. Однако, несмотря на неоднозначнуюинтерпретацию, различают правовые и внеправовые формы управления.
Правовой считаетсядеятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствияи осуществляется на основе довольно полного юридического оформления.
Внеправовыми формамисчитаются организационные действия и материально-технические операции. Они тожеосуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такаядеятельность правом регламентируется лишь в общем. Главная же их особенностьсостоит в том, что эти действия непосредственно юридических последствий невлекут.
Чаще всего встречаютсятакие организационные действия, как проведение совещаний, обсуждений, проверок,распространение передового опыта, разработка прогнозов, программ, методическихрекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистического учета, организациядемонстраций, пресс-конференций, встреч с трудовыми коллективами,представителями общественных объединений.
Тема 12. Роль государства в обеспечении безопасности
Каково соотношениеобщественной и государственной безопасности?
Общественные отношения,направленные на обеспечение общественной безопасности возникают в связи сиспользованием источников повышенной опасности, стихийными бедствиями,нарушением общественного порядка, в результате которых возникает угроза жизни издоровью людей.
В философском ифилологическом смысле понятие личной безопасности, общественной безопасности игосударственной безопасности включают в себя такие исходные начала, как безопасностьи личность, безопасность и общество, безопасность и государство. Отсюдасоотношение личной, общественной и государственной безопасности обусловленоналичием тесной взаимосвязи между понятиями личность, общество и государство. Общественнаябезопасность представляет собой состояние общественных отношений,предупреждающее угрозу причинения им вреда и обеспечивающее тем самым ихнормальное функционирование. А такое состояние может быть достигнуто, толькоесли обеспечивается безопасность не только жизни и здоровья индивида(коллектива), но и элементов, составляющих их достойную жизнедеятельность. Общественнаябезопасность — это безопасность всех основных компонентов отдельной личностиили коллектива, которые представляют собой некую совокупную ценность,охраняемую моральными и правовыми нормами.
Государственнаябезопасность означает безопасность важнейших устоев, основ государства, егоконституционного строя, суверенитета и территориальной целостности отвнутренних и внешних угроз.
Выяснение взаимосвязей и соотношения общественной безопасности с другими видамисоциальной безопасности, на наш взгляд, позволит выявить их общие признаки иособенности рассматриваемой сферы общественных отношений, определить пределыправового регулирования личной, общественной и государственной безопасности.
Тема 13. Проблемы формирования правового исоциального государства
Каковы, по Вашемумнению, основные признаки социального государства?
Социальное государство –характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства,предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав исвобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Государствослужит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданныесоциальные различия.
Становление социальногогосударства — это процесс не только экономический и политический, нои процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
С учетом сказанного можносделать вывод, что условиями существования социального государства и егохарактерными признаками являются:
1. Демократическаяорганизация государственной власти.
2. Высокийнравственный уровень граждан и, прежде всего, — должностных лицгосударства.
3. Мощныйэкономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределениюдоходов, не ущемляя существенно положения собственников.
4. Социальноориентированная структура экономики, что проявляется в существованииразличных форм собственности со значительной долей собственности государствав нужных областях хозяйства.
5. Правовое развитиегосударства, наличие у него качеств правового государства.
6. Существованиегражданского общества, в руках которого государство выступает инструментомпроведения социально ориентированной политики.
7. Ярко выраженнаясоциальная направленность политики государства, что проявляетсяв разработке разнообразных социальных программ и приоритетности ихреализации.
8. Наличиеу государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждениев обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условийсуществования;
б) социальнойзащищенности;
в) равных стартовыхвозможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитогосоциального законодательства (законодательства о социальной защитенаселения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
10. Закреплениеформулы «социальное государство» в конституции страны.
Тема 14. Проблема определения историческихсудеб государства и права
Как Вы считаете, всилу, каких причин появляются противоположные оценки роли права и государства иих исторических судеб?
Существуютразличные точки зрения относительно судьбы государства и права.
Например,представители марксистско-ленинского учения проповедовали, что в будущемобществу будет не нужно государство и право. По этому учению считается, чтогосударство и право существуют не вечно, было время, когда их не было и придетвремя, когда их не будет. Эти понятия рассматривались с классовой позиции.Некоторые ученые полагают и сейчас, что государство и право будут отмирать. Вчастности, люди перестанут совершать преступления, и право будет не нужно. Намой взгляд, это неправильная точка зрения, я придерживаюсь другой. Государствои право будет эволюционировать в сторону построения правового государства.
Основноенаправление деятельности государства:
— защита прави свобод человека и гражданина;
— формирование правового сознания человека;
— построениетакого государственно-правового механизма, который был бы действительнонаправлен на реальное обеспечение провозглашения Конституцией РФ положения оправах человека как высшей ценности;
— развитиеправовой деятельности, складывающейся из правотворческой деятельности органегосударственной власти, на правоприменительной деятельности правоохранительныхорганов и иных органов государства; отсюда формирование новой системызаконодательства, которая бы отражала происходящие в обществе изменения основжизнедеятельности, и проведение в жизнь правовых норм учетом индивидуальныхособенностей ситуации;
— развитиечастного нрава.
Списокиспользованной литературы
1. Алексеев С.С. Государство и право.М., 1996 г.
2. Конституция Российской Федерации. М., 1997 г.
3. Кузнецов В.Н. Идеология:социологический аспект. Учебник. М., 2005 г.
4. Общая теория права и государства.Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М. Ю., 1996 г.
5. Основы государства и права. Учебноепособие для поступающих в вузы / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994 г.
6. Теория государства и права. Курслекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко. М., 1995 г.
7. Чердынцев А.Ф. Теория государстваи права. М., 1999 г.