Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Двойное гражданство и безгражданство и их правовые последствия

Двойноегражданство. Это — наличие у лица гражданства двух или более государств. Такимобразом, этот термин охватывает и множественное гражданство (тройное и т. д.).Двойное гражданство порождается коллизиями законов о гражданстве различныхгосударств (например, основанных на праве почвы и праве крови).
Впрактике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета,согласно которому государство, гражданин которого имеет также иностранноегражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимоот того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретениюего гражданином иностранного гражданства.
Некоторыегосударства поощряют двойное гражданство (обычно по политическим соображениям).В свое время известность в этом смысле приобрела ст. 25 имперского закона огражданстве Германии 1913 года, которая подвергалась критике в правовойлитературе. Согласно закону от 28 ноября 1991 г., гражданину России может бытьразрешено иметь гражданство другого государства, с которым Россией заключенсоответствующий договор. Однако граждане России, имеющие также иностранноегражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться отвыполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих изгражданства России.
Двойноегражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди них следуетотметить:
а)последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойнымгражданством;
б)последствия, связанные с военной службой лиц с двойным гражданством.
Впервом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую защитулицу с двойным гражданством пытается оказать одно из государств, гражданствокоторого это лицо имеет, против другого государства его гражданства. В этомслучае вопрос о дипломатической защите практически отпадает. Точнее, попытка ееоказать допустима, но такая защита будет отклонена на том основании, чтосоответствующее лицо имеет гражданство государства, против которого оказываетсязащита. Вторая ситуация: лицо с двойным гражданством оказывается на территориитретьего государства, и на территории этого государства встает вопрос обоказании такому лицу дипломатической защиты со стороны государств егогражданства. Власти государства пребывания обычно в этой ситуации считаются сгражданством того государства, с которым лицо с двойным гражданством имеет наиболеепрочную фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например,гражданство государства, на территории которого это лицо постоянно проживаетили на языке которого говорит, и т. д.). Эти критерии несовершенны. Получается,что гражданство какого-либо из заинтересованных государств предпочтительнее. Справовой точки зрения ситуация неразрешима. Есть только один выход — заключениемеждународного соглашения, двустороннего или многостороннего. Решения по такимвопросам международных судебных органов или арбитражей, основанные на принципеэффективного гражданства, были распространены в практике западных государств,однако не породили общего правила. Они касаются отдельных случаев и могутприниматься в результате обращения в суд или арбитраж обоих заинтересованныхгосударств.
Безгражданство.Это — правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лицагражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным иотносительным.
Абсолютноебезгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительноебезгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.Безгражданство представляет собой правовую аномалию. Государства борются с ним,стремясь его ограничить.
Лицабез гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. В принципе их правовоеположение определяется внутренним законодательством государства, на территориикоторого они проживают. Все государства обязаны уважать основные права человекаи в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующийрежим. В каждом государстве он, однако, имеет свои особенности. В России статуслиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранцев, заисключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство невправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанностии не обладают избирательными правами, на них распространяются те жепрофессиональные ограничения, что и на иностранцев.
Нив одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия непринимает участия, ограничиваясь внутренними мерами. Так, в законе огражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийсяна территории России, является гражданином России.
Имеютсядве многосторонние конвенции, посвященные лицам без гражданства: Конвенция остатусе апатридов 1954 года и Конвенция о сокращении без-гражданства 1961 года.Целью Конвенции 1954 года является не ликвидация самого безгражданства, аустановление на территории государств-участников определенного режима для лицбез гражданства. Она защищает их личный статус, имущественные права,предусматривает свободу предпринимательства для лиц без гражпанства некоторыельготы в области получения образования, трудоустройства и т. д.
Приразработке Конвенции о сокращении безграж-данства 1961 года разногласия междузаинтересованными государствами были довольно велики, поэтому сфе-оа ееприменения оказалась сравнительно узкой. Особенностью конвенции является то,что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, вкоторый могут обращаться непосредственно лица без гражданства с жалобами наневыполнение участниками конвенции ее постановлений. По решению ГенеральнойАссамблеи ООН функции упомянутого органа возложены на Верховного комиссара ООН поделам беженцев.
Беженцы и перемещенные лица. Конвенция остатусе беженцев 1951 г. и протокол к ней 1967г.
Беженцыи перемещенные лица. Беженцы — это лица, покинувшие страну, в которой онипостоянно проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результатепреследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. Вмеждународное право понятие «беженцы» проникает после первой мировой войны.Проблема беженцев нашла отражение в ряде международных договоров. В рамках ООНдля содействия ее решению создано Управление Верховного комиссара по деламбеженцев (УВКБ). Устав Управления принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН428 (V) от 14 декабря 1950 г. А 28 июля 1951 г. была заключена многосторонняяКонвенция о статусе беженцев. 16 де-
Термин«беженцы» употребляется в договорах и резолюциях международных организаций вразличных значениях. Он может, например, не относиться к лицам, покинувшимстрану своего гражданства или обычного местожительства вследствие стихийныхбедствий. В Конвенции 1951 года предусмотрены некоторые ограничения понятия«беженцы», связанные со временем наступления событий, послуживших причинойтого, что соответствующие лица покинули страну своего гражданства или обычногоместожительства (до 1 января 1951 г.).
Конвенцияи Устав УВКБ включают в понятие «беженцы» лиц, которые в силу вполнеобоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы,вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группеили политических убеждений находятся вне страны своей гражданскойпринадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или нежелают пользоваться такой защитой либо вследствие таких опасений, либо попричинам, не связанным с соображениями личного удобства; или, не имеяопределенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычногоместожительства, не могут или не желают вернуться вследствие таких опасенийлибо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства. Их нередконазывают лицами без гражданства de facto, поскольку практически их статус ничемне отличается от статуса лиц без гражданства.
Принадлежностьк категории политических беженцев может рассматриваться как основание для того,чтобы претендовать на получение политического убежища. Однако в конечном счетеурегулирование этого вопроса зависит от законодательства и политикигосударства, на территории которого находятся беженцы.
Проблемабеженцев не может решаться по единому образцу в силу влияния различных факторов(социальный и национальный состав беженцев, причины, побудившие их покинутьродину, и т. д.). Западные делегации в ряде органов ООН не раз поднимали вопросо так называемом массовом уходе или исходе населения (mass exodus), связываяего с нарушениями прав человека. Понятие «массовый уход (исход)» объединяет взначительной степени и проблему беженцев, и проблему экономической миграциинаселения.
Перемещенныелица — это лица, насильственно вывезенные в ходе второй мировой войныгитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий для использованияна различного рода работах. После окончания войны Советский Союз заключил срядом государств соглашения о репатриации перемещенных лиц из числа советскихграждан. Для содействия решению проблемы беженцев и возвращению их на родину в1946 году была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ). Онабыла упразднена в связи с созданием УВКБ.
ВКонвенции о статусе беженцев 1961 года термин «перемещенные лица» невстречается. В последние годы в практике УВКБ наблюдается тенденция применятьего к некоторым категориям «внутренних» беженцев, то есть лиц, которыенедобровольно покинули какую-либо часть своей страны и вынуждены былипоселиться в другой ее части. Иногда их именуют «вынужденными переселенцами».
Режим иностранцев и его виды
Понятиережима иностранцев и его виды. Режим иностранцев (правовое положениеиностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцевна территории данного государства.
Потрадиции считают, что существуют три вида режима иностранцев: национальный режим,режим наибольшего благоприятствования и специальный режим.
Национальныйрежим означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственнымигражданами государства пребывания.
Режимнаибольшего благоприятствования означает •предоставление иностранцам вкакой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо областитаких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьегогосударства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодномв правовом отношении положении. Клаузула о наибольшем благоприятствованиивстречается обычно в торговых договорах. Режим наибольшего благоприятствованиячаще всего устанавливается на основе взаимности. В действительности он носитотсылочный характер и в конечном счете выражается в установлении либоспециального, либо национального режима.
Специальныйрежим означает предоставление иностранцам в какой-либо области определенныхправ и (или) установление для  х определенных обязанностей, отличающихся оттех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждансоответствующего государства. Как правило, это делается путем перечислениясоответствующих прав и обязанностей. Например, в отечественной практике внекоторых договорах с сопредельными государствами предусмотрен упрощенныйпорядок перехода государственной границы жителями пограничных районов дляпосещения родственников. Специальный режим может носить и негативный характер,то есть представлять собой совокупность правовых ограничений,распространяющихся только на иностранцев (например, запрещение включатьиностранцев в состав экипажа воздушного судна).
Нив одном государстве не существует какой-либо °Дин вид режима иностранцев.
Право убежища. Декларация отерриториальном убежище 1967 г.
Понятиеполитического убежища и условия его предоставления. Под политическим убежищемпонимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможностиукрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались встране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием пополитическим мотивам понимается преследование не только за политическиеубеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую илинациональную принадлежность и т. п.
Различаюттерриториальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище —предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследованийпо политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище —предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться
преследованийпо политическим мотивам в помещении дипломатического представительстваиностранного государства, консульского представительства иностранногогосударства или на иностранном военном корабле. В современном международномправе сложилось правило, запрещающее предоставление дипломатического убежищахотя в Латинской Америке оно признается.
Необходиморазличать право убежища как институт международного права и институтвнутригосударственного права. Имеется в виду совокупность в первом случаемеждународно-правовых, а во втором — внутригосударственных норм, относящихся кпредоставлению политического убежища. Таким образом, практически существуетстолько внутригосударственных институтов политического убежища, сколькосуществует государств, принявших соответствующие юридические нормы.
Самопо себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища неозначает, что такое убежище автоматически будет предоставлено.
Институтполитического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым.В рамках Организации Объединенных Наций была предпринята попытка кодифицироватьэти нормы: Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. приняла Декларацию отерриториальном убежище (резолюция 2312/ХХН).
Важнейшееположение международного права, относящееся к предоставлению территориальногоубежища, заключается в следующем (оно закреплено в п. 1 ст. 1 декларации):убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своегосуверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами. Иными словами,предоставление убежища — это суверенное право государства. Оно может егопредоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но еслигосударство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лицубежище, возникает ряд международно-правовых последствий.
Основанияи процедура (судебная, административная) предоставления политического убежища,а также статус лиц, получивших убежище, зависят от внутреннего законодательствагосударства.
Способы приобретения и утраты гражданства
Приобретениеи утрата гражданства. Способы приобретения гражданства можно условно разделитьна две большие группы. Первая группа охватывает способы приобретениягражданства в общем порядке, вторая — в исключительном порядке. Способы приобретениягражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными длязаконодательства государств. К ним относится приобретение гражданства:
а)в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). Кэтим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалованиегражданства.
Приобретениегражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы: а) групповоепредоставление гражданства, или коллективная натурализация (частный случай —так называемый трансферт); б) оптация, или выбор гражданства; в) реинтеграция,или восстановление в гражданстве.
Приобретениегражданства в результате рождения — самый обычный способ его приобретения.Законодательство государств по этому вопросу основывается на одном из двухпринципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы (jus soli). Иногда вдоктрине приобретение гражданства по праву крови именуется приобретениемгражданства по происхождению, а по праву почвы — по рождению. Право кровиозначает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от местарождения; право почвы — что лицо приобретает гражданство государства, натерритории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Большинствогосударств мира придерживается права крови. Российское законодательство такжеосновано преимущественно на праве крови. Как правило, государства, которые впринципе следуют праву крови, в некоторых случаях исходят и из права почвы.
Правопочвы свойственно законодательству США и латиноамериканских государств. Однакооно всегда в какой-то степени дополняется правом крови (обычно в отношениидетей граждан соответствующих государств, родившихся за границей).
Любоегосударство, как правило, стремится ввести в свое законодательство нормы,ограничивающие возможность приобретения его гражданства лицами, рожденными отсмешанных браков. Это диктуется различными соображениями, в частностинежеланием способствовать приобретению своими гражданами еще и иностранногогражданства, то есть двойного гражданства, что может привести к осложнениям вмежгосударственных отношениях.
Государства,придерживающиеся права крови, нередко также ограничивают возможностьприобретения своего гражданства теми лицами, которые родились за границей отграждан, постоянно там проживающих, особенно если один из родителей являетсяиностранным гражданином.
Натурализация(укоренение)—индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованноголица.
Вотечественном законодательстве этот термин не применяется, но в теориимеждународного права он общепризнан. Натурализация — добровольный акт.Принудительная натурализация противоречит международному праву, и попыткиосуществить ее всегда вызывали ноты протеста. Практике известны такие случаи. Вчастности, некоторые латиноамериканские страны в прошлом веке пытались впринудительном порядке автоматически предоставить иностранцам, проживающимдлительное время на их территории, свое гражданство.
Натурализацияосуществляется обычно в большинстве государств с учетом определенных условий,предусмотренных в законе. Важнейшие условия — это, как правило, определенныйсрок проживания на территории данного государства (5, 7, иногда 10 лет).Предусматриваются и другие условия натурализации, например имущественные.Возможность натурализации часто облегчается, если заинтересованное лицо оказалокакие-либо услуги данному государству, служило в его вооруженных силах,находилось на его государственной службе и т. д.
Процедураприема в гражданство целиком определяется внутренним законодательствомгосударств. Можно выделить по крайней мере четыре вида процедур натурализации:
1)натурализация, осуществляемая высшими органами государственной власти;
2)натурализация, осуществляемая органами государственного управления:правительством либо чаще всего центральными отраслевыми органами государственногоуправления (обычно ведомствами внутренних дел);
3)натурализация, осуществляемая местными органами государственной власти(встречается крайне редко);
4)судебная натурализация  (также встречается Редко).
Разновидностьюнатурализации является предусматриваемый законодательством некоторых государствупрощенный порядок приобретения гражданства определенными категориями лиц путемрегистрации (если только речь не идет о подтверждении своего гражданства),Усыновления, в результате вступления в брак. Два последних способа называютиногда семейным порядком приобретения гражданства.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.