Реферат по предмету "Государство и право"


Содержание и специфика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации

Оглавление
Введение
Глава 1 Предмет и пределыпрокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства
1.1  Понятиеи цели прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства
1.2 Понятие «закона» в предметепрокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства
1.3 Объекты прокурорского надзораза соблюдением трудового законодательства
1.4 Надзора за соответствиемзаконам правовых актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами
Глава 2 Правовые средства органовпрокуратуры при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудовогозаконодательства
2.1 Прокурорская проверкасоблюдения законодательства о труде и полномочия при ее осуществлении
2.2 Средства прокурорскогореагирования на нарушения законодательства о труде
Заключение
Список используемой литературы

Введение
КонституцияРоссийской Федерации провозгласила права и свободы человека и гражданина вразличных сферах жизни высшей ценностью, признала их соблюдение и защитуобязанностью государства. Они определяют смысл, содержание и применениезаконов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местногосамоуправления и обеспечиваются правосудием.
Всоответствии с конституционными положениями основными принципами правовогорегулирования трудовых отношений в России признаются безусловное право насвободный и безопасный труд, равенство прав и возможностей работников,установление государственных гарантий по обеспечению прав работников. Трудовыеправа гражданина, провозглашенные как в международных актах, принятыхбольшинством стран мирового сообщества, так и в национальном законодательстве,являются составляющей прав и свобод человека и гражданина.
Рыночныепреобразования в экономике Российской Федерации обусловили существенныеизменения в правовом регулировании социально-трудовых отношений, правовомположении субъектов трудового права: государства, работодателей и работников,органов государственного надзора и контроля. В современных условиях государствопредоставляет возможность сторонам трудовых правоотношений самостоятельнорегулировать трудовые отношения в установленных законодательством формах.
Развитиерыночных отношений неизбежно ведет к увеличению конкуренции на рынке товаров иуслуг. Для обеспечения высоких позиций предприятия наращивают объемыпроизводства, что невозможно без значительного числа работников.
Радиснижения затрат и увеличения прибыли работодатели нередко идут на нарушениетрудовых прав своих работников. В условиях мирового финансового кризисаситуация в этой сфере усугубилась.
В 2009году количество заявлений в органы прокуратуры в целом по России увеличилосьболее чем в два раза: с 315 тысяч (на сумму 2 млрд. 983 млн. руб.) в 2008 годудо 645 тысяч заявлений (на сумму 9 млрд. 569 млн. руб.) в 2009 году. Из них 617тысяч заявлений — о взыскании не выплаченной в срок заработной платы на сумму 9млрд. 461 млн. рублей. При этом удовлетворено, включая добровольное возмещение,99,7% требований, взыскана не выплаченная в срок заработная плата в сумме 8млрд. 562 млн. рублей.
Посостоянию на 1 июля 2010 года задолженность в РФ по заработной плате составляла3,06 миллиарда рублей. По сравнению с началом года произошло уменьшениезадолженности на 14,2%, а также на 9% числа работников, перед которыми онаобразовалась. [1]
Данноеуменьшение задолженности по заработной плате произошло в большей мере благодаряработе органов прокуратуры.
Помимоневыплаты заработной платы существуют и другие нарушения трудовогозаконодательства, которые приводят к дестабилизации обстановки в обществе,созданию очагов социальной напряженности.
В этихусловиях возрастает роль прокурорского надзора за соблюдением законодательствао трудовых правах граждан, а реалии сегодняшнего дня ставят задачу реальногообеспечения и защиты трудовых прав и интересов граждан, общества и государства,чтобы прокурорский надзор был надежным инструментом идущих в странепреобразований. А необходимость научно-правовой базы данных отношенийобуславливает актуальность данной работы.
Вопросампрокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде, посвящен ряднаучных работ, что свидетельствует о некоторой степени разработанности темы.Отдельным аспектам данной темы посвящены работы Викторова И.С, Тризно И.Н., ТерентьевойЕ.В., Сабельфельд Т.Ю., Бут Н.Д., Захарова С.М.,Петрова А.Я., Макашевой А.Ж. и ряда других ученых.
Объектисследования представляетсобой комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере реализациитрудовых прав граждан и использования прокурорами надзорных полномочий в целяхобеспечения верховенства закона в этой области.
Предметмоего исследования — деятельность прокурора по надзору за соблюдением трудового законодательства вовзаимосвязи с современным состоянием законности и тенденциями совершенствованиязаконодательства в этой сфере, а также способы, формы, средства и проблемыосуществления данного вида надзора.
Цельюмоей работы является выявление содержания и специфики прокурорского надзора заисполнением трудового законодательства в Российской Федерации, сравнение его сдругими формами надзора и контроля, оценка его эффективности. Исходя из этого,можно поставить следующие задачи:
1. Определитьцели и задачи прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства.
2. Определитьпонятие предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением трудовогозаконодательства.
3. Исследоватьправовые средства органов прокуратуры по надзору за исполнением трудовогозаконодательства.
Структурно работа состоит извведения, двух глав, включающие пять параграфов, заключения, библиографическогосписка.

Глава1. Предмет и пределы прокурорского надзора за соблюдением трудовогозаконодательства
1.1Понятие и цели прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства
Согласностатье 353 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ[2](далее Трудовой кодекс Российской Федерации), государственныйнадзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иныхнормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляютГенеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры всоответствии с федеральным законом.
Предполагается,что законодатель имеет ввиду Федеральный закон от 17 января 1992 года №2202-1 «О Прокуратуре РоссийскойФедерации» (далее – Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации).[3]
Необходимозаметить, что прокурорский надзор за точным и единообразным исполнениемтрудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормытрудового права указан последним в статье 353 Трудового кодекса РоссийскойФедерации. Причем больше упоминаний о прокурорском надзоре в Трудовом кодексенет.
Помнению И.Н. Тризно, представляется необходимымвыделение в отдельную статью Трудового кодекса Российской Федерации (статья353.1) положения государственном надзоре за точным и единообразным исполнениемтрудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормытрудового права, осуществляемом Генеральным прокурором РФ и подчиненными емупрокурорами в соответствии с федеральным законом. Это подчеркнуло бы его особыйстатус как деятельности, направленной на защиту трудовых прав и свобод.[4]
Крометого, в новой статье необходимо отдельно указать, что надзор за исполнениемтрудового законодательства осуществляется прокурором, в том числе, вдеятельности контролирующих органов и органов местного самоуправления.
Первоочереднаязадача прокурора по обеспечению законности в сфере трудовых прав гражданзаключается именно в обеспечении надлежащей работы органов контроля и надзора.Проверки соблюдения закона органами государственного контроля характеризуютосновное направление надзорной деятельности прокурора в данной сфере.
Целии задачи прокурорского надзора в рассматриваемой сфере являются производными отединых целей и задач прокурорского надзора, указанных в Федеральном законе опрокуратуре Российской Федерации и приказе Генерального прокурора РоссийскойФедерации от 7 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора заисполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»[5](Далее – приказ Генерального Прокурора №195).
Такимобразом, как указывает И.Н. Тризно, перед прокурорским надзором за соблюдениемзаконодательства о трудовых правах граждан стоят следующие цели:
1.обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и российскогозаконодательства о трудовых правах граждан;
2.обеспечение единства и укрепления законности в сфере исполнениязаконодательства о трудовых правах граждан;
3.обеспечение защиты трудовых прав и свобод человека и гражданина инедопустимости их ограничения, кроме как в случаях, прямо предусмотренныхзаконом;
4.обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства в сферетрудовых правоотношений.
Ихдостижение осуществляется посредством решения основных задач, стоящих передГенеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
Кзадачам прокурорского надзора за соблюдением законодательства о трудовых правахграждан относится:
— обеспечение своевременного и систематического поступления и анализа информациио состоянии законности в сфере соблюдения законодательства о трудовых правахграждан;
— обеспечение предупреждения и профилактики нарушений трудовых прав граждан;
— обеспечение своевременного и точного выявления нарушений законодательства отрудовых правах граждан;
— принятие эффективных и адекватных мер прокурорского реагирования, направленныхна устранение нарушений, защиту и обеспечение трудовых прав граждан;
— обеспечение неотвратимости ответственности за нарушения трудовых прав граждан;
— обеспечение выявления, принципиального устранения причин и условий,способствовавших нарушению трудовых прав граждан;
— обеспечение действенной и эффективной работы органов надзора и контроля позащите трудовых прав граждан;
— организация эффективного взаимодействия с органами власти и управления,контролирующими органами, общественными (в первую очередь правозащитными)организациями;
— содействие (в установленных законом формах) совершенствованию законодательствао трудовых правах граждан на всех его уровнях.[6]
1.2 Понятие «закона» впредмете прокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде
Чтобы вполной мере раскрыть понятие прокурорского надзора за соблюдением трудовогонадзора, необходимо раскрыть его предмет.
Традиционнопод предметом любой деятельности понимают ее содержание,характер, особенности, направленность на достижение вполне конкретногопозитивного результата.[7]
Предметнадзора за соблюдением трудового законодательства сформулирован в статьях 21 и26 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации и включает в себя тринаправления:
а)соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов в сфере труда,нормативно-правовых актов о труде (исходящих от высших органов государственнойвласти и имеющих механизм исполнения закона) федеральными органамиисполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления ируководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
б)соответствие правовых актов, издаваемых в сфере труда указанными органами идолжностными лицами, законам о труде, нормативно-правовым актам о труде(исходящих от высших органов государственной власти и имеющих механизмисполнения закона);
в)соблюдение указанными органами и должностными лицами трудовых прав граждан.[8]
Анализируятакое определение предмета, можно заметить ряд упущений закона.
Содержаниестатьи 21 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации позволяетсделать вывод, что в предмет прокурорского надзора заисполнением закона включаются лишь Конституция Российской федерации и законы,действующие на территории Российской Федерации. Никакие иные нормативныеправовые акты Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации не включаетв предмет прокурорского надзора за исполнением закона.
Новедь трудовое законодательство говорит о прокурорском надзоре за точным и единообразным исполнением трудовогозаконодательства и иных нормативных правовых актов.
Из-затакой коллизии в законодательстве в науке существует спор.
Многиеавторы полагают, что термин «закон» следует трактовать буквально, и включать внего только Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционныезаконы и федеральные законы. [9] Согласно этомумнению, в предмет прокурорского надзора не входят надзор за исполнениемподзаконных актов.
Другиеавторы полагают, что «закон» следует трактовать шире, ближе к понятию«законодательство». Такого мнения придерживается, например, Сабельфельд Т.Ю.
В.И.Басков и Б.В. Коробейников отмечают, что законодатель не предоставляетпрокурору права осуществлять надзор за исполнением непосредственно указовПрезидента РФ и актов Правительства РФ, т.к. они сами, согласно Конституции РФ,должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, то есть носятподзаконный характер.
Крометого, статья 21 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации непредусматривает права прокурора осуществлять надзор за их соответствиемКонституции РФ и законам.
Этоне лишает возможности прокуроров принимать меры, в случаях выявления фактовнеисполнения указов Президента РФ и актов Правительства РФ или ихнесоответствия закону. Но эти меры не носят надзорный характер. [10]
Мыразделяем мнение авторов, которые считают что понятие «закон» требует болееширокого толкования. Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации неотвечает всем требованиям современного состояния правовой системы. Сейчасподзаконные акты имеют большое значение в регулировании общественных отношений.Нередко акты Президента Российской Федерации или Правительства РоссийскойФедерации являются единственным источником правового регулирования каких-либоотношений. Кроме того, нередко нормы закона не могут в полной мере исполнятьсябез подзаконного регулирования. Например, ст. 66 трудового кодекса РоссийскойФедерации устанавливает, что трудовая книжкаустановленного образца является основным документом о трудовой деятельности итрудовом стаже работника. Но форма, порядок ведения и хранения, изготовлениябланков устанавливается Правительством Российской Федерации. [11]
Крометого, еще одним источником права, в том числе трудового права, являютсяобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРоссийской Федерации (статья 15 Конституции Российской Федерации). Конституциягласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иныеправила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международногодоговора.
Такое жеправило установлено статьей 10 Трудового кодекса Российской Федерации: «Еслимеждународным договором Российской Федерации установлены другие правила, чемпредусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормытрудового права, применяются правила международного договора».
НоФедеральный закон о прокуратуре Российской Федерации также не предусматриваетнадзор за соблюдением норм международного права и международных договоров.
Некоторыеавторы считают это также упущением Федерального закона о прокуратуре РоссийскойФедерации. Н.И. Тризно считает, что предмет прокурорского надзора включает всебя исполнение положений ратифицированных международных договоров. Ведь всоответствии с Конституцией Российской Федерации они не только входят вправовую систему Российской Федерации, но и имеют приоритет в случаепротиворечия национальному законодательству. [12]
ПриказГенерального прокурора № 195 также говорит о необходимости в надзорныхдействиях руководствоваться нормами международного права и международнымидоговорами Российской Федерации.
Полагаем,что, учитывая такую важную роль международного права и международных договоровв регулировании общественных отношений, их следует включить в предметпрокурорского надзора.
Международно-правовыенормы реализуются в нашей стране в двух формах:
1)в форме издания внутригосударственных актов, регулирующих те же вопросы, что имеждународно-правовые нормы; и
2)в форме непосредственного применения норм международного права в качестверегуляторов внутренних отношений.
Такпри реализации международно-правовых норм вторым способом, необходимнепосредственный контроль за их исполнением.

1.3 Объектыпрокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде
Спорными плохо урегулированным в законодательстве остается вопрос об объектахпрокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.
Статьи21 и 26 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации называютследующие поднадзорные объекты: федеральныеминистерства, государственные комитеты, службы и иными федеральные органыисполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительныеорганы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местногосамоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностныелица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением правчеловека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся вместах принудительного содержания, а также органы управления и руководителикоммерческих и некоммерческих организаций.
Во-первых,в этом перечне указаны государственные комитеты,которые были упразднены Указом президента Российской Федерации от 9марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительнойвласти». [13]И не указаныагентства, которые были учреждены этим же указом.
Во-вторых,этот перечень не содержит указания на граждан. Во время, когда принималсяФедеральный закон о прокуратуре Российской Федерации, индивидуальноепредпринимательство не было столь распространенным явлением. Сейчас жеиндивидуальное предпринимательство стало популярной формой ведения не толькомалого и среднего, но и крупного бизнеса. Сейчас индивидуальнымипредпринимателями создаются крупные торговые сети, сети общественного питания ипр. Соответственно, они имеют в штате большое число работников. И вопрос онадзоре за соблюдением трудового законодательства индивидуальнымипредпринимателями очень актуален.
Трудовоезаконодательство определяет понятие «работодатель», которым, согласно статье 20Трудового кодекса Российской Федерации может быть как юридическое лицо, так ифизическое лицо. В свою очередь работодатели — физические лица делятся нафизических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей ифизических лиц, вступающих в трудовые отношения сработниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнегохозяйства.
Таклогично ли ограничивать круг поднадзорных объектов теми, что указаны вФедеральном законе о прокуратуре Российской Федерации?
Большинствоавторов считает, что индивидуальные предприниматели должны быть включенызаконодательно в число субъектов надзорной деятельности прокуратуры. Тем болеечто согласно статистике именно индивидуальные предприниматели чаще всегонарушают трудовое законодательство, особенно в части выплаты заработной платы,предоставления отпусков, заключения трудовых договоров. [14]
Напрактике этот надзор и осуществляется. Так прокуратурой города Сургутапроведена проверка требований трудового законодательства в сфере охраны трудаИП П., в ходе которой установлено следующее. В соответствии со ст. 212Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охранытруда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведениеаттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификациейорганизации работ по охране труда. Согласно штатному расписанию у ИП П. имеется9 должностей, при этом аттестация рабочих мест по данным должностям непроведена. Таким образом, в действиях ИП Петрук Е.С. содержатся признакиадминистративного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27. Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях.
Считаемэто правильным, поскольку граждане, состоящие в трудовых отношениях сработодателем – индивидуальным предпринимателем, должны иметь равные права совсеми другими работниками в части контроля и надзора за соблюдением их прав.
Трудовоеправо, как уже было сказано, уравнивает работодателей – индивидуальныхпредпринимателей с работодателями – юридическими лицами. У работниковиндивидуального предпринимателя есть лишь некоторые особенности в правовом статусе,предусмотренные главой 48 Трудового кодекса Российской Федерации, и они некасаются контроля и надзора за соблюдением их прав.
Такжев гражданском законодательстве говорится, что кпредпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образованияюридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируютдеятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иноене вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (пункт 3статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Примечаниек статье 2.4 Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации от30.12.2001 года № 195-ФЗ[15]устанавливает, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, совершившие административные правонарушения,несут административную ответственность как должностные лица, если настоящимКодексом не установлено иное. Это примечание крайне важно, поскольку даетвозможность органам прокуратуры возбуждать дела об административныхправонарушениях в отношении индивидуальных предпринимателей, в случае нарушенияими трудового законодательства.
Учитываясложившуюся практику и нормы других отраслей законодательства, полагаю, чтологично включить индивидуальных предпринимателей в число объектов прокурорскогонадзора за соблюдением трудового законодательства.
Но естьи противники данной позиции. В своем диссертационном исследовании И.Н. Тризнопроводил анкетирование среди работников прокуратуры по данному вопросу. 61%опрашиваемых считает, что индивидуальные предприниматели как работодатели недолжны быть объектом прокурорского надзора, а должны быть в сфере контроля инадзора государственных инспекций труда. Прокуратура же при этом можетосуществлять надзор за данными работодателями опосредованно – осуществляянадзор за деятельностью органов контроля. [16]
Этаточка зрения кажется спорной, поскольку это ставит работников индивидуальныхпредпринимателей в худшее положение по сравнению с другими работниками.Полагаю, что они должны обладать равными правами и возможностями.
Статья2 Трудового кодекса Российской Федерации провозглашает принцип равенства прав и возможностей работников.
Крометого, статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации говорит, что всеработники имеют право на защиту своих трудовыхправ, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами. Еслиглава 57 Трудового кодекса находится в разделе о защите трудовых прав, то законодательрассматривает государственный надзор как один из способов защиты трудовых прав.Значит, все работники должны иметь равные права на данный способ защиты.
ТакжеФедеральным законом о прокуратуре Российской Федерации не названы работодатели– физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целяхличного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее — работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальнымипредпринимателями). Отношения по прокурорскому надзору за данными лицами неурегулированы и подзаконными актами, судебной практики по этой теме также нет.Не охвачена эта тема и научными работами. Дело в том, что сам институтработодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальнымипредпринимателями, урегулирован в законодательстве довольно слабо, и в связи сэтим редко применяется.
Мыполагаем, что данных работодателей также необходимо включить в предметпрокурорского надзора, но лишь в сфере исполнения трудового законодательства.Это необходимо по тем же причинам, что и включение в предмет прокурорскогонадзора работодателей – индивидуальных предпринимателей. Но это требует особогозаконодательного и подзаконного регулирования, поскольку данные работодателивсе же имеют свою специфику и сами являются физическими лицами.
Средивсех направлений прокурорского надзора за соблюдением трудовогозаконодательства следует особо выделить последнее – надзор за соблюдениемработодателями и иными лицами трудовых прав граждан.
Назаседании расширенной коллегии Генеральной прокуратуры 19 февраля 2008 годаГенеральный прокурор Ю.Я. Чайка подчеркнул: «Для прокуратуры РоссийскойФедерации обеспечение конституционных прав и свобод человека всегда являлосьодной из ключевых задач, решаемой на всех направлениях ее многогранной деятельности.Основные наши усилия направлялись на то, чтобы утвердился правовой порядок в социальной сфере. В центрепостоянного внимания находились вопросы оплата труда и обеспечение егобезопасных условий. В немалой степени в результате грамотной организации работыпрокуроров, а также проведения комплекса эффективных надзорных мероприятийудалось значительно улучшить ситуацию в сфере оплаты труда. Работа на этомнаправлении должна оставаться под контролем. Каждый гражданин долженсвоевременно получить то, что он заработал своим трудом».[17]
Говоря об особой важности третьегонаправления прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, неследует умалять и важность двух других направлений этой деятельности.
1.4 Надзор за соответствием законамправовых актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами
Надзорза соответствием законам правовых актов, издаваемых поднадзорными органами идолжностными лицами, имеет также большое значение. Особое внимание при этом уделяетсяактам органов исполнительной и представительной власти субъектов и органовместного самоуправления Российской Федерации, поскольку они распространяются наширокий круг лиц и являются формой реализации и конкретизации федеральногозаконодательства. Кроме того, издание незаконных правовых актов ведет кснижению авторитета органов власти и руководителей.
Пункт4.2 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации №195 гласит: «Вцелях предотвращения принятия законодательными (представительными) органамисубъектов Российской Федерации законов и иных нормативных актов, противоречащихКонституции Федерации и федеральному законодательству, наладить необходимоевзаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, обеспечитьнепосредственное участие прокуратуры в процессе (разработка законопроектов,имеющих принципиальное значение, подготовка заключений на законопроекты,выступления на заседаниях и др.).
ВинокуровЮ.Е, отмечает, что эти направления между собой тесно связаны. Осуществляянадзор за законностью правовых актов, прокуроры одновременно осуществляютнадзор и за исполнением тех законов, которые применяются при их издании. Вместес тем, в содержании проверок исполнения законов входят и проверки законностиправовых актов, изданных соответствующими руководителями органов в процессеисполнения законов. Так, проводя проверку исполнения трудового законодательствана промышленном предприятии, прокурор обязательно проверяет законность изданныхруководителем приказов в ходе применения этого законодательства.
Руководителилюбых органов в основном исполняют законодательство в активной форме, т.е. виздании правовых актов, как письменных, так и устных и в совершении другихюридически значимых действий.
Актымогут проверяться в прокуратуре путем их истребования и по месту их издания. [18]
Еслиговорить о пределах надзора за исполнением трудового законодательства, тоследует обратиться к пункту 2 статьи 21 и пункту 2 статьи 26 Федеральногозакона о прокуратуре Российской Федерации.
Приосуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяютиные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся наосновании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушениязаконов, требующих принятия мер прокурором. Также органы прокуратуры невмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.Законодательство не содержит понятия «оперативно-хозяйственной деятельности».Есть мнение, что это та сфера деятельности, где право принятия решения отнесенона усмотрение хозяйственного субъекта. [19]
Анализируясовременные научные разработки, можно сделать вывод, что одной из подотраслейпрокурорского надзора за исполнением федерального законодательства являетсянадзор за соблюдением трудового законодательства. Он, в свою очередь, делитсяна ряд направлений, выделение которых проводится не только путем определениясоответствующих правовых сфер, но и применительно к конкретным объектам надзорав каждой из них.
Предметпрокурорского надзора за исполнением трудового законодательства урегулированнедостаточно точно. Существуют пробелы, касающиеся объектов надзора, пределовнадзора, нормативно-правовых актов, за исполнением которых осуществляетсянадзор. Необходимо привести законодательство в этой части в соответствие ссуществующей в настоящее время практикой.

Глава 2. Правовыесредства органов прокуратуры при осуществлении государственного надзора заисполнением трудового законодательства
2.1  Прокурорскаяпроверка соблюдения законодательства о труде и полномочия при ее осуществлении
законодательство труд прокурорский надзор
Всоответствии с возложенными на органы прокуратуры задачами, прокуроры обязаныне только выявлять нарушения закона, устранять причины и условия,способствующие совершению выявленных правонарушений, и виновных лиц, но ипредпринимать все предусмотренные законом меры по устранению выявленныхправонарушений в будущем и привлечению к определенной законом ответственностивиновных лиц.
Закономо прокуратуре предусмотрены правовые средства реагирования прокуроров. Е.Р.Ергашев определяет правовые средства как регламентированные законодательством исовершаемые в установленном порядке действия прокуроров по выявлению иустранению выявленных нарушений законов, причин и условий им способствующих, атакже привлечению к определенной законом ответственности виновных лиц. [20]
Поего мнению, правовые средства разделяются на средства выявления правонарушений исредства реагирования на выявленные правонарушения.
Разнообразиеправовых средств в этой сфере обусловлено многообразием форм самих нарушений.
Основныесредства выявления и пресечения правонарушений в сфере труда, а также причин,их порождающих, являются прокурорские проверки.
Всоответствии со статьей 21 Федерального закона о прокуратуре РоссийскойФедерации, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей ворганы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятиямер прокурором. Такая формулировка закона исключает возможность проведенияплановых проверок. Но в пункте 15 Приказа Генерального прокурора РоссийскойФедерации №195 говорится о проведении плановыхпроверок. Кроме того, пункт 3 указанного приказа гласит: «Надзор за законностьюправовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти,законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления,органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо отпоступления информации о нарушениях законности».
Такимобразом, приказ Генерального прокурора создает новое нормативное регулированиепрокурорского надзора. Соответственно, можно выделить плановые и внеплановыепроверки.
Взависимости от характера состояния законности и конкретной ситуации проверкамогут быть:
а)целевой, в ходе которой проверяется исполнение определенных нормзаконодательства (например, соблюдение прав несовершеннолетних в части предоставленияотпусков)
б)комплексной, когда проверяется исполнение всех норм законодательства (например,проверка в государственной инспекции труда исполнения норм трудового иадминистративного законодательства при осуществлении государственного контроляза соблюдением законодательства о труде)
в)сквозной, которой охватывается основная часть или полностью вся системапредприятий и организаций определенной отрасли (включая государственнуюинспекцию труда)
г)контрольной, имеющей цель получить достоверные сведения о фактическомустранении ранее выявленных нарушений законодательства и причин имспособствующих. [21]
Могутпроводиться совместные с органами контроля идругими, в основном вышестоящими, органами проверки исполнения трудовогозаконодательства.[22]
Приосуществлении проверок исполнения трудового законодательства прокурор имеетширокие полномочия, предусмотренные Федеральным законом о прокуратуреРоссийской Федерации.
Важнуюроль играет право по предъявлении служебного удостоверениябеспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнениемтрудового законодательства которыми прокурор осуществляет надзор. Это правовключает в себя также возможность посещения прокурором в нужное время и местонужного лица (статья 22 Федерального закона о прокуратуре РоссийскойФедерации).
При этомфедеральное законодательство не устанавливает обязанности прокурора заранееуведомлять орган или должностное лицо о проведении проверки. При осуществлениимероприятий по надзору на органы прокуратуры распространяет свое действие Федеральныйзакон от 8 августа 2001 года №134 «О защите прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)». [23]
Такжепрокурор имеет право иметь доступ к документам иматериалам поднадзорного объекта, проверять исполнение законов в связи споступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
Приотсутствии необходимости в ознакомлении с материалами и документаминепосредственно в органе, предприятии, организации, прокурор имеет право требоватьот руководителей и других должностных лиц указанных органов представлениянеобходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Ноознакомление с документами на месте имеет определенные преимущества. Во-первых,в данном случае имеет место элемент внезапности. Проверяемое лицо не имеетвозможности изменить или уничтожить необходимые документы. Во-вторых, прокуроримеет возможность самостоятельно определить круг проверяемых документов иматериалов исходя из конкретной ситуации.
Особуюкатегорию составляет информация, содержащая государственную и коммерческуютайну.
Федеральныйзакон РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»[24]содержит перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайнеи порядок доступа к ним. В соответствии с данным законом, доступ к информации,содержащей государственную тайну, может быть осуществлен лишь лицами, имеющимисоответствующий допуск.
Федеральныйзакон от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне»[25] (далее- Федеральный закон о коммерческой тайне) содержит перечень сведений, которыене могут быть отнесены к коммерческой тайне. Если для осуществления проверкиэтих сведений недостаточно, прокурор может потребовать предоставить сведения,составляющих коммерческую тайну. Эта обязанность предусмотренастатьей 6 Федерального закона о коммерческой тайне для любого обладателяинформации, составляющей коммерческую тайну.
Такжеважным полномочием прокурора при реализации им своих полномочий по надзору заисполнением трудового законодательства является право на привлечениеспециалиста. Надзор за исполнением трудового законодательства входит в системуобщего надзора. Работникам прокуратуры, осуществляющим общий надзор, необходимоориентироваться в очень широком круге нормативно-правовых актов иправоприменительной практики. Но считаем, что углубление во все детали итонкости той или иной сферы деятельности проверяемого объекта нецелесообразно.Поэтому привлечение специалиста может быть необходимым для повышения качествапрокурорского надзора. Например, при проведении проверки состояния техникибезопасности и охраны труда на предприятии нефтяной отрасли целесообразнопривлечь соответствующего специалиста для выяснения возникших вопросов.
Дляполучения информации от физического лица прокурор может вызывать должностныхлиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Помнению И.Н. Тризно, первоочередная задача прокурора по обеспечению законности всфере трудовых прав граждан заключается в обеспечении надлежащей работы органовконтроля и надзора. Основным контролирующим органом в сфере труда являетсяФедеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы –государственные инспекции труда. В ходе прокурорских проверок выполнения такимиинспекциями возложенных на них задач и функций и надлежащего выполненияинспекторами их должностных обязанностей, прокурор выясняет ряд вопросов:осуществляется ли инспекцией сбор информации о состоянии законности вконтролируемой сфере; полностью ли охвачены мероприятиями по контролюорганизации, расположенные на закрепленной территории; осуществляется липланирование работы инспекции и выполняются ли эти планы; соответствует липринимаемые меры характеру и тяжести правонарушений, а также иные.
Важнымобъектом проверок являются работодатели – юридические лица. Они совершаютзначительное количество правонарушений в сфере трудовых отношений и охранытруда. Проверки работодателей прокурор может осуществлять самостоятельно илипоручить контролирующим органам. При этом проверяется: соблюдает лиработодатель права работников при заключении трудового договора; соблюдает лиработодатель требования, предъявляемые к процедуре прекращения трудовогодоговора и трудового правоотношения; соблюдает ли работодатель права работниковпри привлечении их к дисциплинарной ответственности; соответствует ли режимрабочего времени и времени отдыха требованиям закона; соблюдается ли правоработников на своевременную и достойную оплату труда, а также другие вопросыисполнения трудового законодательства. [26]
Проверкасчитается одним и основным средством выявления правонарушения в сфере труда ипричин, его вызвавших. Средств реагирования на правонарушения в сфере труда упрокуроров больше.
Здесь выделяютопротестование противоречащих закону правовых актов или обращение в суд иарбитражный суд о признании актов недействительными, внесение представлений обустранении нарушений закона, предупреждение о недопустимости нарушения закона,постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Такженекоторые авторы относят к мерам прокурорского реагирования право обратиться сиском в суд в защиту других лиц.
2.2 Средствапрокурорского реагирования на нарушения законодательства о труде
Правоопротестования наиболее ранняя форма прокурорского реагирования, которая былапредусмотрена еще Указом Петра I1722 года. Протест по своему правовому содержанию означает требование обустранении имеющихся в правовом акте положений противоречащих закону,приведение акта в соответствие с действующим законодательством, либо егоотмене.
Протесткак акт прокурорского реагирования регулируется статьей 23 Федерального законао прокуратуре Российской Федерации. Прокурор или его заместитель приноситпротест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу,которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностномулицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательствомРоссийской Федерации.
Закон непредусматривает, в каких случаях в какой орган следует приносить протест.Обычно прокурор обращается в вышестоящий орган или в суд с требованием опризнании правовых актов недействительными, если не уверен в объективном ибеспристрастном рассмотрении его протеста органом, издавшим этот акт. [27]
Федеральныйзакон о прокуратуре Российской Федерации предусматривает принесение протеста ворганы и должностные лица, за исполнением трудового законодательства которымиосуществляют надзор органы прокуратуры. Такая формулировка закона является несовсем точной, на мой взгляд. Дело в том, что в российском законодательстве нетопределения «должностного лица», подходящего для всех отраслей права.
Примечаниек статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерацииопределяет должностное лицо как лицо, постоянно, временно или в соответствии соспециальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то естьнаделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями вотношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо,выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функциив государственных органах, органах местного самоуправления, государственных имуниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации,других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившиеадминистративные правонарушения в связи с выполнениеморганизационно-распорядительных или административно-хозяйственных функцийруководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющиепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившиеадминистративные правонарушения, несут административную ответственность какдолжностные лица, если Кодексом об административных правонарушениях РоссийскойФедерации не установлено иное.
Уголовныйкодекс рассматривает должностные лица как лица, постоянно, временно или поспециальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либовыполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственныефункции в государственных органах, органах местного самоуправления,государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, атакже в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинскихформированиях Российской Федерации (Примечание к статье 285 Уголовного кодекса РоссийскойФедерации).
СамФедеральный закон о прокуратуре в статье 21 говорит о должностных лицах органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, органов военногоуправления и органов контроля. То есть руководители организаций и предприятийне рассматриваются по смыслу статьи как должностные лица. Таким образом, статья23 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации ограничивает круглиц, которым может быть принесен протест.
Протестподлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок смомента его поступления, а в случае принесения протеста на решениепредставительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации илиоргана местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительныхобстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурорвправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатахрассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Ещеодной мерой прокурорского реагирования выступает представление прокурора.Согласно ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РоссийскойФедерации», представление об устранении нарушений закона вноситсяпрокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочныустранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Втечение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретныемеры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, имспособствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору вписьменной форме. В представлении отражаются: орган, должностное лицо, которомуоно адресовано, источники информации об имевших место нарушениях закона. Даннаямера прокурорского реагирования носит во многом комплексный и аналитическийхарактер. При этом дается описание и характеристика выявленных нарушенийзакона, наступления негативных последствий. Кроме того, в представленииразъясняются нормы правовых актов, анализируются причины и условия,способствующие нарушению законности в той или иной сфере, а также указываютсятребования прокурора об их устранении и указания, касающиеся порядка и сроковрассмотрения представления.
Вчисле требований, направленных на устранение правонарушений и их причин, впредставлении допустима постановка вопроса о необходимости привлечения кответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных лиц, допустившихнарушения, но это при условии, что в их действиях отсутствуют признакипреступления или административного проступка. Федеральный закон о прокуратуреРоссийской Федерации и иные законодательные акты не регламентируют процедурурассмотрения представления. Как уже отмечалось выше, оно рассматриваетсябезотлагательно. В части 1 статьи 24 Федерального закона о прокуратуреРоссийской Федерации указано, что в течение месяца должны быть принятыконкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий,им способствующих, с последующим сообщением результатов принятых мер прокурорув письменной форме. Между тем на практике указанный месячный срок, отведенныйна принятие мер, нередко воспринимается как срок рассмотрения представления.Как правило, в прокурорском представлении содержатся точные указания о сроках.[28]
Всоответствии со статьей 25 Федерального закона о прокуратуре РоссийскойФедерации, исходя из характера правонарушения, прокурор может вынестипостановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Кодексоб административных правонарушениях содержит несколько статей,предусматривающих ответственность за нарушения законодательства о труде: статья5.27 – общая статья, предусматривающая ответственность за нарушениязаконодательства о труде и об охране труда, статьи 5.28 – 5.34 –предусматривают ответственность за нарушение законодательства о коллективныхсоглашениях, Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства изанятости.
Возбудивдело об административном правонарушении, прокурор направляет его поподведомственности, в зависимости от состава правонарушения. Например, 29января 2010 года прокуратура города Сургута возбудило дело об административномправонарушении в отношении ООО «З.» по факту нарушения статей 84.1 и 136Трудового кодекса Российской Федерации. Административныйматериал для рассмотрения по подведомственности был направлен в Сургутскуюрегиональную группу Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре дляпроизводства по делу.
Уголовно-процессуальноезаконодательство не наделяет прокурора правом возбуждать уголовные дела илипроводить процессуальные проверки, но при обнаружении признаков преступлений всфере труда прокурор обязан вынести мотивированное постановление о направленииматериалов в следственный орган или орган дознания.
В 1999году в Федеральном законе о прокуратуре Российской Федерации появилась новаямера прокурорского реагирование – предостережение. В целях предупрежденияправонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деянияхпрокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, апри наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признакиэкстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных)объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона(статья 25.1 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации).
УказаниеГенерального прокурора от 06 июля 1999 года №39/7 «О применении предостереженияо недопустимости нарушения закона»[29]содержит основные правила применения данного акта прокурорского реагирования.
Генеральныйпрокурор Российской Федерации указывает, что предостережениеследует применять только при осуществлении надзора заисполнением законов и законностью правовых актов. Основаниемдля предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения оготовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершениюправонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересамлибо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовнуюответственность. Предостережение может быть направлено лишь должностным лица.Предостережение не может быть объявлено гражданам и юридическим лицам.
Спорнойявляется точка зрения, согласно которой, одной из мер прокурорскогореагирования в рамках надзора за исполнения трудового законодательства являетсяправо прокурора обращаться в суд с исковым заявлением, предусмотренное статьей45 Гражданского процессуального кодекса. Полагаем, что эта мера направлена нареализацию защитной функции прокуратуры, но не надзорной. В данном случае цельюявляется восстановление нарушенного права лица или группы лиц. Функцией женадзора является выявление и пресечение нарушений трудового законодательства итрудовых прав граждан.
Итак,Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации предусмотрен широкийперечень полномочий и средств прокурорского реагирования при осуществлениизакона за исполнением трудового законодательства. Закон содержит неточные инеясные формулировки, которые конкретизируются в правовых актах Генеральногопрокурора Российской Федерации, а также преодолеваются правоприменительной практикой.

Заключение
Впроцессе написания данной курсовой работы был сделан ряд выводов.
Прокурорскийнадзор как часть государственного контроля и надзора за исполнением трудовогозаконодательства имеет большое значение в обеспечении законности в сфере трудовыхправоотношений. Институт прокурорского надзора за исполнением трудовогозаконодательства является комплексным и регулируется как нормативно-правовымиактами об организации прокурорского надзора, так и нормативно-правовыми актами,содержащими нормы трудового права. В этом заключается проблема, посколькузаконодательство разных отраслей использует отличающиеся формулировки нормправа и терминологию.
Трудовоезаконодательство относит прокурорский надзор за соблюдением трудовогозаконодательства к способам защиты трудовых прав, что не совсем обоснованно, помнению большинства ученых. Следует различать надзорную деятельностьуполномоченных государственных органов от способов защиты трудовых прав. Необходимовывести главу о государственном контроле и надзоре из раздела о защите трудовыхправ.
Крометого, Трудовой кодекс Российской Федерации прокурорскому закону за исполнениемтрудового законодательства отводит небольшую роль. Об этом виде надзора естьлишь упоминание в статье о формах государственного контроля и надзора, причемтекстуально прокурорский надзор стоит на последнем месте. Хотя на практикеорганы прокуратуры имеют особое значение в осуществлении государственногонадзора. Необходимо включить в Трудовой кодекс Российской Федерациидополнительную статью о прокурорском надзоре, в которой описать полномочияпрокуратуры в области надзора за соблюдением трудового законодательства, но бездублирования норм Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации.
Такженеобходимо более точно урегулировать разграничение полномочий и способывзаимодействия контрольных и надзорных органов в сфере трудовогозаконодательства. Сейчас этому вопросу посвящена статья 365 Трудового кодексаРоссийской Федерации, которая говорит о взаимодействии контрольных и надзорныхорганов, но не раскрывает конкретные формы такого взаимодействия. Такимобразом, полномочия надзорных органов не разграничены в достаточной мере. Этоприводит к неправомерному вмешательству одних контролирующих и надзорныхорганов в сферу деятельности других.
Федеральныйзакон о прокуратуре Российской Федерации устарел и не соответствуетсовременному состоянию прокурорского надзора. Большинство пробелов законаустраняется подзаконными актами Генерального прокурора и судебной практикой.
Считаем,что пришло время принять новый закон о прокуратуре Российской Федерации.Внесением изменений невозможно устранить все пробелы законодательства,необходимы всеобъемлющие изменения данного института. Наличие огромного массиваподзаконных актов, фактически заменяющих закон, неприемлемо для правовогогосударства.
Пробелыв законодательстве неминуемо ведут к появлению различных точек зрения в науке. Поэтой теме написано достаточно много научных работ, но нет единого подхода копределению предмета и пределов надзора, полномочий прокурора и другим понятиямданного института.

Список использованнойлитературы
Федеральные законы
1. КонституцияРоссийской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г.//Рос. газ. – 1993. – 25 дек.
2. КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от30 дек. 2001 г. №195-ФЗ// Рос. газ. – 2001. – 31 дек.
3. Трудовойкодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ//Рос. газ. – 2001. – 31 дек.
4. Уголовныйкодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ//Собр.зак. – 1996. – 17 июня.
5. Огосударственной тайне: Федеральный закон от 21 июля 1993г. №5485-1//Рос. газ. –1993. – 21 сент.
6. Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлениигосударственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральныйзакон от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ//Рос. газ. – 2008. – 30 дек.
7. Окоммерческой тайне: Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ//Рос. газ. –2004. – 5 авг.
8. Опрокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 янв. 1992 г.№2202-1//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и ВерховногоСовета Российской Федерации. – 1992. — 20 февр.
Нормативные правовыеакты органов исполнительной власти
1. Вопросысистемы и структуры федеральных органов исполнительной власти: указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 12 мая 2008 г. №724//Рос. газ. – 2008. – 13 мая.
2. Отрудовых книжках: постановление Правительства Российской Федерации от 16 апр.2003 г. №225//Рос. газ. – 2003. – 22 апр.
Иные нормативныеправовые акты
1. Оборганизации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав исвобод человека и гражданина: приказ Генеральной прокуратуры от 7 дек. 2007 г.№195//Законность. – 2008. — №3.
2. Оприменении предостережения о недопустимости нарушения закона: указаниеГенеральной прокуратуры от 6 июля 1999 г. №39/7.
Учебная литература
1. БасковВ.И. Курс прокурорского надзора: учебник/ И.В. Басков, Б.В. Коробейников; М.:Изд. Дом Зерцало – М, 2001.
2. Винокуров,Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник/ Ю.Е. Винокуров. – М.: Высшее образование,2005.
3. Ергашев,Е.Р. Представление как надзорный акт прокурорского реагирования: Учебноепособие/ Е.Р. Ергашев. — Екатеринбург: Изд. дом «Уральская государственнаяюридическая академия», 2008.
4. Сухарев,А.Я. Прокурорский надзор: Учебник для вузов/под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма,2003.
Научная литература
1. Сабельфельд, Т. Ю. Прокурорский надзор за исполнениемтрудового законодательствав Российской Федерации: дисс. канд. юр. Наук: 12.00.11/Т.Ю. Сабельфельд; М-вообразования Рос. Федерации, Уральская юр. Акад. – Екатеринбург: 2009.
2. Тризно, И. Н. Прокурорский надзор за соблюдениемзаконодательства о трудовыхправах граждан Российской Федерации: дисс. Канд. Юр. Наук: 12.00.11/ И.Н.Тризно; М-во образования Рос. Федерации, М:2009.
Периодические издания
1. Казарина,А.Х. Общий надзор: возможности и пределы//Законность. – 2003. — №7.
2. Стрельников,В.В. Об эффективности мер прокурорского реагирования//Гражданин и право. –2009. — №12.
3. Тризно,Н.И. Прокурорский надзор в сфере соблюдения трудовых прав граждан. Методическоеобеспечение//Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2007. — № 10.
Электронные ресурсы
1. Интервьюзаместителя Генерального прокурора Российской Федерации [электронныйресурс]/официальный сайт Прокуратуры Российской Федерации, 2010. – Режимдоступа: www.genproc.gov.ru/news/news-13014/. – Загл. с экран.
2. Доклад Ю.Я. Чайки на заседании Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальныйсайт Прокуратуры Российской Федерации. – М., 2010. – Режим доступа:www.genproc.gov.ru/management/appearences/document-1/. – Загл. с экрана.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.