РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал г. Чебоксары
Юридический факультет
Специальность «Юриспруденция»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕПРАВО»
НА ТЕМУ: «СИСТЕМА ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ,ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ»
Рег. №__________
Дата: ___________
Чебоксары 2010
Содержание
Введение
1. Задачи и виды учреждений и органов, исполняющихнаказания
2. Назначение и виды исправительныхучреждений
3. Контроль за учреждениями и органами, исполняющиминаказания
3.1 Международный контроль
3.2 Государственный контроль
3.3 Судебный контроль
3.4 Ведомственный контроль
3.5 Прокурорский надзор
3.6 Общественный контроль
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Деятельность суда, государственных органов, ведущих борьбу спреступностью, учреждений и органов, исполняющих наказания, неразрывно связана междусобой. Эта взаимосвязь, несмотря на различие правовых основ, форм и методов деятельности,обуславливается стоящей перед ними задачей борьбы с преступностью в стране. Успешнаядеятельность каждого из указанных государственных органов — необходимая предпосылкаэффективного выполнения задач другими звеньями этой системы.
Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслейправа, регулирующих борьбу с преступностью, который образует уголовное и уголовно-процессуальноеправо.
Уголовно-исполнительное право — самостоятельная отрасль российскогоправа, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения(отбывания) всех видов наказания, применения мер исправительного воздействия.
В учебнике А.А. Игнатьева утверждается, что учреждения и органы,исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, составляет единую уголовно-исполнительнуюсистему. [1] Реализация государственного принуждения в его наиболее острой форме,каким является уголовное наказание, требует постоянного контроля государства заисполнением возложенных на осужденных карательных ограничений. С этой целью, исполнениеуголовных наказаний признается исключительно функцией государства, для осуществлениякоторой нередко создаются специализированные государственные учреждения и органы.Так, исполнение лишения свободы согласно ст.16 УИК РФ возлагается на исправительныеучреждения, объединенные в соответствии с Законом РФ “Об учреждениях и органах,исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в уголовно-исполнительнуюсистему России. Исполнение наказания в виде направления военнослужащего в дисциплинарныйбатальон возлагается на дисциплинарные части МО РФ, особые органы создаются дляисполнения наказания в виде исправительных работ при городских (районных) ОВД. Наних возложено исполнение уголовного наказания в виде лишения права занимать определенныедолжности и заниматься определенной деятельностью.
Для исполнения других уголовных наказаний специальных государственныхорганов не создается. Функция исполнения наказания для них — дополнительная. Так,исполнение наказаний, не связанных с мерами исправительного воздействия, в видештрафа, увольнения с должности, конфискации имущества, лишение воинского или специальногозвания возлагается на суды РФ, а именно судебных исполнителей. В положении о порядкеи условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительноговоздействия на осужденных, на судебных исполнителей возложено исполнение наказанияв виде штрафа (ст.31), конфискации имущества (ст.64). Применительно к иным наказаниям,не связанным с мерами исправительного воздействия, подобный орган не определен.Однако на судебных исполнителей возложен контроль за исполнением указанных наказаний.
В качестве субъектов, обязанных выполнять требования приговорасуда, указаны применительно к лишению права занимать определенные должности и заниматьсяопределенной деятельностью, увольнению с должности, администрация предприятий, учрежденийи организаций (ст.ст.16, 33, 34), применительно к возложению обязанности загладитьпричиненный вред, применительно к лишению воинского или специального звания — орган,присвоивший это звание (ст.61).
Уголовные наказания, применяемые в РФ разноплановы. Одни из нихсвязаны с мерами исправительного воздействия, другие — нет. Часть наказаний имеетпротяженный во времени процесс исполнения, остальные ограничиваются разовыми действиями.Есть наказания, выражающиеся в лишении свободы осужденного, большинство же не имеюттакого сурового карательного содержания. При всем разнообразии уголовных наказанийможно выделить общие задачи учреждений и органов, исполняющих наказания.
В УК РФ в качестве целей наказания определяется исправление осужденных,предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами,а также способствовало искоренению преступности.
Выделяют четыре задачи, выполняемые учреждениями и органами,исполняющими наказания: исполнение приговора суда, обеспечение процесса исправленияосужденных, предупреждение совершения новых преступлений.
Учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы (исправительныеучреждения), образуют в своей совокупности уголовно-исполнительную систему, деятельностькоторой регулируется ИК, Законом РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовныенаказания в виде лишения свободы" и другими нормативными актами.
В полной мере на исправительные учреждения возлагаются конкретныезадачи по достижению целей уголовного наказания. Данные цели наказания реализуютсяс помощью основных средств исправления осужденных, указанных в УПК РФ. Задача обеспечениярежима исполнения (отбывания) наказания для исправительных учреждений основная.Для выполнения данной задачи в исправительных учреждениях ведется в установленномпорядке учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляетсяпостоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними, поддерживаетсянеобходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных. С цельюобеспечения правопорядка в исправительных учреждениях принимаются меры по поддержаниюдисциплины осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения.
1. Задачи и видыучреждений и органов, исполняющих наказания
Исполнение уголовных наказаний признается исключительной функциейгосударства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированныегосударственные учреждения и органы.Метод наказания Вид учреждения (органа) Категория осужденных Условное наказание в виде ограничения свободы Исправительный центр Осужденные без изоляции от общества в условиях осуществления за ними надзора Арест Арестные дома
Исправительные и обязательные работы, контроль за поведением лиц, осужденных условно Уголовно-исполнительные инспекции Контроль за поведением лиц, осужденных условно Содержание в дисциплинарной воинской части Дисциплинарные части Минобороны России Осужденные военнослужащие Лишение свободы по приговору суда
Исправительные учреждения:
исправительные колонии общего, строгого или особого режима
воспитательные колонии
тюрьмы
лечебные исправительные учреждения
колонии-поселения
следственные изоляторы
Совершеннолетние осужденные
Несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года
Осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений.
Для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией.
Осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, если срок лишения свободы не превышает пяти лет, а также осужденные впервые к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести.
Осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
На исправительные учреждения возлагаются конкретные задачи подостижению целей уголовного наказания, уголовно-исполнительного законодательства.
Задача исполнения приговора суда в соответствии с правилами,установленными уголовно-исполнительным и иным законодательством. Учреждения и органыисполняют указанное в приговоре суда наказание как совокупность карательных правоограничений,а при исполнении отдельных видов наказаний применяют средства исправительного воздействияна осужденных. Однако этим задача исполнения приговора не исчерпывается. Учрежденияи органы, исполняющие наказания, обязаны добиться исполнения приговора в части примененияпринудительных мер медицинского характера (ст.18 УИК), взыскания материального ущерба,причиненного преступлением (ч.2 ст.107 УИК).
Важной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания, являетсяобеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для формирования уних уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициямчеловеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ст.9 УИК).
Задача обеспечения процесса исправления осужденных приоритетнаяи наиболее сложная в числе задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющихнаказания.
Задача специального (частного) предупреждения преступленийсчитается выполненной в том случае, когда осужденный не совершает нового преступленияво время отбывания наказания. Для этого осужденные к лишению свободы изолируютсяот общества, а отдельные их категории — друг от друга. Организуется охрана и постоянныйнадзор за их поведением в местах лишения свободы, ограничиваются их субъективныеправа.
Общепредупредительная задача решается учреждениями и органами,исполняющими наказание, через реализацию в полном объеме и в точном соответствиис законом карательных правоограничений. Только этим оказывается общепредупредительноевоздействие на граждан, не имеющих твердых моральных установок и вследствие этогосклонных к совершению преступлений.
Наряду с перечисленными основными задачами учреждения и органы,исполняющие наказания, выполняют различного рода вспомогательные или обеспечивающиефункции. Особенно это характерно для исправительных учреждений, задачи которых существеннодополняются Законом Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющихуголовные наказания в виде лишения свободы”.
На учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы(исправительные учреждения), возлагаются конкретные задачи по достижению целейуголовного наказания, целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Данныецели реализуются с помощью указанных в ч.2 ст.9 УИК основных средств исправления.Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательнаяработа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональнаяподготовка и общественное воздействие.
Задача обеспечения режима исполнения (отбывания) наказаниядля исправительных учреждении основная. Для выполнения данной задачи в исправительныхучреждениях ведется в установленном порядке учет осужденных, их распределение поотрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденныхи лиц, работающих вместе с ними (технический и административный персонал), поддерживаетсянеобходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных. С цельюобеспечения правопорядка принимаются меры по поддержанию дисциплины и порядка средиосужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения.
Задача организации труда осужденных к лишению свободы.Для этого учреждения, исполняющие лишение свободы, привлекают осужденных к трудус учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности,специальности на промышленных предприятиях, принадлежащих исправительным учреждениям,либо на предприятиях иных форм собственности. Осужденные могут трудиться по хозяйственномуобслуживанию исправительных учреждений, а также заниматься индивидуальной трудовойдеятельностью.
Задача проведения воспитательной работы с осужденнымик лишению свободы поставлена перед всем персоналом исправительного учреждения. Онареализуется путем проведения нравственного, правового, трудового, физического ииных форм воспитания. Индивидуальная работа с осужденными — один из основных методоввоспитательной работы. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденногои с широким применением методов психолого-педагогического воздействия. Определенноевоспитательное воздействие имеет религиозное обучение и образование осужденных.
Для решения задач получения общего образования и профессиональнойподготовки в исправительных учреждениях создаются необходимые условия. Наиболееинтенсивно проводится общеобразовательное обучение и профессиональная подготовкаосужденных в воспитательных колониях.
Закон дополнил, либо изменил редакцию, но сохранил содержаниеряда уголовных наказаний. К ним следует отнести:
— лишение специального, воинского или почетного звания, классногочина и государственных наград (в прежней редакции — лишение воинского или специальногозвания);
— исправительные работы (было — исправительные работы без лишениясвободы);
— содержание в дисциплинарной воинской части (было — наказаниев виде направления в дисциплинарный батальон);
— и, наконец, традиционный вид наказания — лишение свободы вновой редакции приобретшее два подвида: а) лишение свободы на определенный сроки б) пожизненное лишение свободы.
Вместе с тем законодатель нормативно закрепил четыре новых виданаказаний. Это:
обязательные работы;
ограничение по военной службе;
ограничение свободы;
арест.
Все виды наказаний последовательно выстроены от более легкогок более серьезному: от штрафа до смертной казни.
Уголовно-правовая классификация видов наказания приведена в ст.45УК РФ и сводится к определению основных и дополнительных видов наказания.
Следует отметить, что в УИК РФ нашли отражение все виды уголовныхнаказаний, предусмотренных ст.44 УК РФ.
Изложение системы уголовных наказаний не самоцель. Законодательв зависимости от видов уголовных наказаний определил также учреждения и органы,их исполняющие.
Обратимся к содержанию статьи 16 УИК РФ. Часть первая определяет,что наказание в виде штрафа и конфискация имущества исполняются судом, вынесшимприговор, а также судом по месту нахождения имущества и судом по месту работы осужденного.Для этого в составе судебных органов функционирует институт судебных приставов-исполнителей.
Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительнымиинспекциями по месту жительства осужденного. В настоящее время такого органа несуществует. Следуя правовой логике, эти функции будут возложены на инспекции исправительныхработ с последующим их переименованием.
Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью законодатель возложил на шестьвидов различных учреждений и органов, тем самым закрепив де-юре фактически сложившуюсяситуацию. Это такие учреждения и органы, как уголовно-исполнительные инспекции поместу жительства осужденного в отношении осужденных, не лишенных свободы. Согласноч.3 ст.16 УИК РФ, исполнение этого вида уголовного наказания на ряду с уголовно-исполнительнойинспекцией возложено на администрацию организации по месту работы осужденного, атакже органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятиесоответствующими видами деятельности (например, коммерческая деятельность).
Кроме того, это наказание исполняется исправительными центрами,дисциплинарными войсковыми частями и исправительными учреждениями. В свою очередьисправительные учреждения исполняют этот вид уголовного наказания как меру дополнительнуюк лишению свободы. Данное обстоятельство наиболее актуально для решения вопросатрудоиспользования осужденных, содержащихся в колониях-поселениях.
Наказания в виде исправительных работ исполняются уголовно-исполнительнойинспекцией.
Наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободына определенный срок, пожизненного лишения свободы и смертной казни исполняютсяучреждениями уголовно-исполнительной системы.
Лишение специального, воинского или почетного звания исполняетсясудом, вынесшим приговор.
Наказания в отношении военнослужащих исполняются:
— содержание в дисциплинарной воинской части — специально предназначеннымидля этого воинскими частями;
арест — гарнизонными гауптвахтами;
— ограничение по службе — командованием воинских частей по меступрохождения службы военнослужащими.
Лица, осужденные условно, находятся под контролем уголовно-исполнительнойинспекции.
Анализ ст.16 УИК РФ свидетельствует о попытке разработчиков кодексасформировать систему правоохранительных органов и учреждений на базе существующихучреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, наделив их дополнительнымифункциями.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в Постановлении ГосударственнойДумы от 24 мая 1996 года о введении в действие Уголовного кодекса РФ специальноотмечено: “Положения настоящего Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ иареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительногокодекса РФ после создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний,но не позднее 2001 года”.
2. Назначение и виды исправительных учреждений
Исправительные учреждения предназначены для отбывания (исполнения)уголовного наказания в виде лишения свободы. Они являются исходным базисным компонентомуголовно-исполнительной системы (УИС).
Исправительными учреждениями являются:
1) исправительные колонии (ИК), которые предназначены для отбываниянаказания осужденных, достигшими совершеннолетия, в виде лишения свободы. Они подразделяютсяна:
а) колонии-поселения. Закон предусматривает два вида колоний-поселений:
для осужденных за преступления, совершенные по неосторожностина срок не свыше пяти лет;
для осужденных, переведенных из исправительных колоний общегои строго режимов в порядке поощрения;
б) колонии общего режима. В них отбывают наказания впервые осужденныек лишению свободы за совершение уменьшенных преступлений небольшой или средний тяжестии тяжких преступлений, а также лица, осужденные за преступления, совершенные понеосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет. В колониях общего режимаотбывает наказания основная масса осужденных. По своим характеристикам они весьмаразнородны, поэтому введено правило о раздельном их содержании на обычных, облегченныхи строгих условиях;
в) колонии строго режима. В этих колониях отбывают наказанияосужденные мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершения особо тяжкихпреступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденныйранее отбывал лишение свободы, а также осужденные женщины при особо опасном рецидивепреступлений. В колониях строгого режима имеются такие же условия содержания каки в колониях общего режима;
г) колонии особого режима. В них отбывают наказание осужденныемужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишениюсвободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования замененалишением свободы на определенный срок или пожизненным лишениям свободы. В колонияхособого режима также действует правило раздельного содержания осужденных, т.е. онимогут содержаться на обычных, облегченных и строгих условиях.
2) Тюрьмы. В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишениюсвободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особоопасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителямиустановленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.В тюрьмах устанавливаются общий и строгий режимы. На строгом режиме содержатся осужденные,поступившие в данное исправительное учреждение, и осужденные, переведенные с общегорежима за злостные нарушения. На общем режиме содержатся осужденные переведенныесо строгого режима по отбытии не менее одного года срока наказания.
На строгом режиме не могут содержаться осужденные беременныеженщины и осужденные женщины, имеющие при себе малолетних детей, а также осужденные,являющиеся инвалидами первой или второй группы.
3) Воспитательные колонии (ВК). В них отбывают наказания несовершеннолетниеосужденные к лишению свободы, а также осужденные оставленные в воспитательных колонияхдо достижения ими возраста 21 года. Организуются ВК двух видов режима — общего иусиленного. В каждом из них устанавливается четыре вида условий отбывания наказания:а) обычные; б) облегченные; в) льготные; г) строгие.
Несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишениюсвободы, а также несовершеннолетние женского пола отбывают наказания в ВК общегорежима; несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, — вВК усиленного режима (ч.6 ст.88 УК РФ).
4) Лечебные исправляющие учреждения (ЛИУ). В этих учрежденияхотбывают наказания осужденных к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больнымалкоголизмом или наркоманией, а также страдающим психическими расстройствами, неисключающими вменяемость, применяются принудительные меры медицинского характерапо решению суда.
5) Следственные изоляторы (Сизо). Они выполняют функции ИУ вотношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Осужденные к лишению свободы, в отношении которых приговор вступилв законную силу, по общему правилу отбывают наказания в ИУ соответствующего видарежима. Вместе с тем в ряде случаев возникает необходимость оставления в Сизо илитюрьме, несмотря на то, что суд определил ему в приговоре отбывания наказания вИК. Оставляются в Сизо или тюрьме впервые осужденные к лишению свободы на срок несвыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в ИК общего режима с их согласия.Такая категория осужденных оставляется в Сизо или тюрьме решением начальника Сизоили тюрьмы при наличии согласия осужденного в письменной форме.
Осужденных оставленных в Сизо или тюрьме для выполнения работпо хозяйственному обслуживанию, содержат на условиях, предусмотренных для лиц, отбывающихнаказания в ИК общего режима. Эта категория осужденных содержится отдельно в незапираемыхобщих камерах и пользуется правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа.
3. Контроль за учреждениями и органами,исполняющими наказания
Система учреждений и органов, исполняющих наказания, является частью системыправоохранительных органов Российской Федерации, решающих такую существенно значимуюзадачу, как борьба с преступностью и тем самым входят в систему государственногоаппарата России. Эти органы и учреждения соблюдают законы и иные нормативные актыпри исполнении приговоров в отношении осужденных.
Поскольку в решении указанной задачи заинтересовано все общество, то оночерез систему государственных и общественных институтов устанавливает постоянныйконтроль за деятельностью правоохранительных органов. Не составляет исключения деятельностьперсонала учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль за которой имеетсвои особенности.
Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими наказания,следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиямуголовно-исполнительною законодательства и иных нормативных правовых актов с цельювыявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.
Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания,находится под пристальным вниманием средств массовой информации и всего обществав целом.
Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющихнаказания, имеет большое социально-правовое значение. Прежде всего, в процессе контроляобеспечивается соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний. Несмотряна резкий всплеск преступности в стране, профессионально-целевые задачи борьбы снею должны достигаться на основе и во исполнение закона. Иные формы деятельностиправоохранительных органов, в том числе исполняющих наказания, не основанные настрогом соблюдении закона, дискредитируют государство в современных условиях.
Контроль общества имеет важное значение в обеспечении персоналомучреждений и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересов осужденных.Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путем различных формгосударственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международныхсоглашений с участием Российской Федерации. Введение международного контроля, атакже расширение национальных форм контроля за деятельностью персонала по обращениюс осужденными, особенно в местах лишения свободы, придают особую актуальность рассматриваемойтеме.
Контроль за деятельностью персонала одновременно является средствомвыявления и устранения причин и условий нарушений законности в учреждениях и органах,исполняющих наказания. Он также влияет на совершенствование правовой основы законности,особенно нормативных правовых актов в случаях противоречия их действующему законодательству.
Информация о применении и исполнении законов и основанных наних нормативных правовых актов позволяет судить и о качестве самих законов, пробелахи противоречиях в них.
Вскрывая нарушения законности в правоприменительной деятельностиучреждений и органов, исполняющих наказания, определяя наиболее целесообразные мерывзыскания за них, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его набезусловное и точное соблюдение законов. И в этом отношении он имеет не только профилактическое,но и воспитательное значение.
Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющихнаказания, не самоцель, а необходимое средство повышения эффективности процессаисполнения наказания и применения исправительного воздействия. В процессе контролястановится возможным обнаружить и устранить выявленные в деятельности персоналанедостатки.
Значение контроля за деятельностью персонала проявляется такжев том, что он позволяет экономно расходовать и перераспределять выделяемые государствомна содержание системы исполнения наказания материальные средства, столь необходимыенашей стране на решение иных социальных задач.
Контроль за деятельностью персонала, осуществляемый с использованиемобщественных форм, позволяет лучше информировать общественность об условиях отбываниянаказания, экономических и иных трудностях, стоящих перед уголовно-исполнительнойсистемой. Это, в свою очередь, способствует снижению социального напряжения в обществе,вызванного наличием различных взглядов на темпы и цели проводимой правовой реформы.
Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания,осуществляется на основе положений закона и нормативных правовых актов.
Учреждения и органы, исполняющие наказания,виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определеныв гл.3 УИК. Регламентированный в данной главе контроль может быть классифицированпо различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые его осуществляют, различаются:
Международный;
Государственный;
общественный контроль;
Ведомственный контроль;
Прокурорский надзор;
Общественный контроль;
3.1 Международный контроль
за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания,предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщейдекларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политическихправах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающихдостоинство видов обращения и наказания (1984г.). Существуют четыре формы международногоконтроля.
Первая — периодическое представление государством докладов особлюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания).
Вторая — сообщения иностранных государств о нарушениях гражданскихи политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающихдостоинство видов обращения и наказания.
Третья — индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикциейРоссии, по указанным выше случаям.
Четвертая — посещения членами Европейского комитета по предупреждениюпыток мест лишения свободы государства-члена Совета Европы.
3.2 Государственный контроль
За деятельностью учреждений и органов,исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органовгосударственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль,ведомственный контроль и прокурорский надзор.
Федеральные органы государственной власти, органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления осуществляютконтроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов,исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательствомРоссийской Федерации.
3.3 Судебный контроль
За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания,существует трёх видов.
Первый из них — судебный контроль при рассмотрении дел по спорам,вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношений,и дел особого производства, осуществляемый по правилам гражданского судопроизводства.
Второй вид судебного контроля за деятельностью персонала — этоконтроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правилам уголовногосудопроизводства. Его, в свою очередь, можно подразделить на два подвида:
а) контроль при рассмотрении уголовных дел в суде;
б) контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговорасуда.
Контролирующие функции суда проявляютсяпри рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушением законностисо стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания: злоупотреблениеслужебными полномочиями (ст.285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст.286УК РФ), халатность (ст.293 УК РФ) и другие должностные преступления.
Судебный контроль имеет место при рассмотренииуголовных дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания.При рассмотрении таких уголовных дел суды обязаны проверять, не связаны ли противоправныедействия с ущемлением прав осужденных, и в случае их установления суд обязан отреагироватьна них путем вынесения частного определения с целью предупреждения подобных действийв будущем.
Контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющихнаказания, проявляется в стадии исполнения приговора, включающей в себя обращениеприговора к исполнению, а также решение большого блока вопросов, касающихся различныхаспектов исполнения наказания.
Согласно ч.1 ст.20 УИК РФ судебный контрольможет осуществляться и при рассмотрении судом вопросов освобождения от отбываниянаказания.
Контрольные функции суда проявляются и при рассмотрении им вопросовзамены наказания другим его видом, как с учетом примерного поведения осужденного,так и в связи с уклонением от отбывания назначенного наказания.
Суд контролирует решение вопросов, связанныхс изменением условий отбывания наказания. В соответствии с законом такие вопросымогут возникать при исполнении только лишения свободы.
Последняя группа — это вопросы, связанные с местом и временемотбывания (исполнения) наказания.
Третий вид судебного контроля осуществляется при рассмотрениисудом предложений, заявлений и жалоб осужденных на действия персонала, поданныхв соответствии с ч.4 ст.12 УИК РФ. При этом законодатель установил определенныегарантии реализации права осужденного на обращение в суд (ч.4 ст.15, ч.2 ст.91 УИКРФ).
3.4 Ведомственный контроль
За деятельностью уголовно-исправительных инспекций, арестныхдомов, исправительных центров и исправительных учреждений, входящих в уголовно-исполнительнуюсистему, осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.
Формы ведомственного контроля Минюста России разнообразны. Так,контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляетсяпутем предоставления отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящиеорганы управления этими учреждениями и органами. По результатам рассмотрения показателей,включенных в отчетность, принимаются меры по исправлению создавшегося положения(при негативном развитии) или по закреплению наметившихся позитивных тенденций.
Важными формами контроля за деятельностью персонала являютсяревизии или проверки производственной либо финансово-хозяйственной деятельностиучреждений и органов, исполняющих наказания. Эта форма применяется при осуществленииконтроля за деятельностью администрации тех учреждений и органов, которые осуществляютпроизводственную либо финансово-хозяйственную деятельность (исправительные учреждения,исправительные центры, арестные дома).
Одной из форм ведомственного контроля является посещение учрежденийи органов, исполняющих наказания, которое согласно п. “в” ч.1 ст.24 УПК осуществляетсядолжностными лицами вышестоящих органов без специального на то разрешения. В процессетаких посещений контролирующие функции осуществляются путем личного ознакомлениядолжностных лиц с условиями и результатами деятельности администрации, условиямисодержания осужденных и правопорядком во время исполнения наказания и т.д. Во времяпосещения учреждений и органов, исполняющих наказания, проверяющие могут проводитьопрос персонала и осужденных, знакомиться с необходимыми документами, например личнымиделами осужденных, и т.п.
При всей значимости указанных выше форм ведомственного контролянаиболее важной формой является инспектирование учреждений и органов, исполняющихнаказания, которое осуществляют центральные органы уголовно-исполнительной системыМинюста России.
В процессе проведения инспектирования проверяется вся деятельностьперсонала учреждении и органов, исполняющих наказания, в комплексе. Так, применительнок исправительным учреждениям проверке подлежит оперативно-служебная, производственная,финансово-хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдениезаконности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных и т.п.
Инспекторская проверка, как и иные формы ведомственного контроля,важна не только как средство выявления недостатков в деятельности администрацииэтих учреждений и органов, но и как необходимая мера повышения эффективности ихдеятельности. Для выполнения этой задачи по итогам инспектирования разрабатываетсяплан реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования.После его утверждения за выполнением плана устанавливается контроль должностныхлиц вышестоящих органов, что служит гарантией того, что выявленные недостатки вдеятельности персонала будут устранены.
3.5 Прокурорский надзор
Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации “О прокуратуреРоссийской Федерации" прокуратура — единая федеральная централизованная системаорганов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующихна ее территории законов.
При этом почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющихнаказания, поднадзорна органам прокуратуры. Так, в порядке общего надзора органыпрокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственнойдеятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения,арестные дома, исправительные центры и т.д.), порядок прохождения службы сотрудникамии условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.
Согласно ст.32 Закона “О прокуратуре Российской Федерации"предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:
законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях,исполняющих наказание;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерацииправ и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;
законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Осуществляя надзор, прокурор использует как общие для всех отраслейпрокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленныепрокурору как субъекту надзора за исполнением наказания.
Одним из полномочий прокурора является проверка порядка и условийисполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любое время учрежденияи органы, исполняющие наказания (ч.1 ст.24 УИК).
В процессе личных посещений прокурор непосредственно знакомитсяс деятельностью администрации, в частности проверяет документы, на основании которыхосужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовыхи иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д.
Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону приказов,распоряжении и постановлении персонала учреждении и органов, исполняющих наказания.Одновременно подвергается проверке законность и обоснованность постановлении должностныхлиц о наложении дисциплинарных взыскании. В случае выявления акта, противоречащегозакону, прокурор вправе потребовать личных объяснении от должностных лиц по поводупринятия незаконного решения с последующим его опротестованием.
Одной из основных форм предупреждения нарушении законности вдеятельности учреждении и органов, исполняющих наказания является санкционированиепрокурором некоторых действии его должностных лиц.
Важной формой устранения нарушений законности являются предложенияпрокурора относительно соблюдения установленных законом Правил отбывания наказания.Согласно действующему законодательству такие предложения прокурора обязательны кисполнению.
Другим средством устранения нарушений законности являются постановленияпрокурора, в их числе предусмотренные ст.33 Закона “О прокуратуре" права поосвобождению каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющихнаказания, отмене дисциплинарных мер взыскания, наложенных в нарушение закона наосужденных, по немедленному освобождению их своим постановлением из штрафного изолятора,помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Следующей формой реагирования прокурора на нарушения законностиявляется представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих.Оно вносится прокурором, как правило, по фактам систематически встречающихся нарушенийзаконности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Должностныелица этих учреждений и органов либо вышестоящего органа, куда внесено представление,обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении.
Самостоятельным средством реагирования прокурора на, нарушениезаконности является принесение протеста в отношении должностных лиц, из — давшихпротиворечащие закону приказ, распоряжение или постановление.
3.6 Общественный контроль
подразделяется на определенные виды. Этоконтроль государственно-общественных организаций и общественных объединений за порядкоми условиями и отбывания наказания, контроль правозащитных организаций и средствмассовой информации.
Обычно депутаты посещают учреждения либо по жалобам отбывающихнаказание, либо для общего ознакомления с условиями содержания осужденных. Замечанияи пожелания депутатов и других уполномоченных лиц должны быть во всех случаях рассмотреныи, по возможности, учтены в работе учреждения. В случае официального запроса депутатаему должен быть дан ответ в установленный срок.
С конца 80-х годов появился ряд правозащитных организаций, которыепровозгласили своей задачей защиту прав осужденных, отбывающих наказание в виделишения свободы. Чаще всего эти организации создавались бывшими осужденными, иногдачленами их семей. Среди инициаторов были и ранее судимые за особо опасные государственныепреступления, впоследствии реабилитированные, и лица, осужденные за общеуголовныепреступления. Многие из этих лиц исходят из благих намерений помочь тем, кто находитсяв местах лишения свободы, добиться улучшения их положения, соблюдения их прав. Другиеобеспокоены положением освобожденных от наказания, их трудностями в трудовом и бытовомустройстве. Третьи стремятся оказать помощь родственникам тех, кто отбывает наказание.
Важную роль играет Комиссия по правам человека при ПрезидентеРоссийской Федерации и Уполномоченный по правам человека. Одно из направлений ихработы — соблюдение прав человека в учреждениях пенитенциарной системы.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации осуществляетконтроль за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, путем защитыправ и законных интересов лиц, подпадающих в сферу деятельности уголовно-исполнительнойсистемы, а именно, осужденных, их родственников, сотрудников персонала.
Деятельность Уполномоченного в этой сферерегламентирована Федеральным конституционным законом “Об Уполномоченном по правамчеловека в Российской Федерации”, частично УИК РФ и Законом Российской Федерации“Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.
В соответствии с указанными законодательными актами Уполномоченныйпринимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека от граждан РФ, лиц безгражданства и иностранных граждан, в том числе от находящихся в местах принудительногосодержания, под которыми понимаются места исполнения наказания в виде лишения свободы,ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части.
Важной формой контроля Уполномоченногоявляется его посещение исправительных учреждений и ознакомление на месте с условиямиотбывания наказания осужденными. Эта форма контроля особенно действенна при массовыхили грубых нарушениях прав человека при исполнении наказания, либо в случаях, имеющихособое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц,неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Заключение
Уголовное наказание, его реализация — реальное средство противодействияпреступности. В русском дореволюционном уголовном праве перечень законодательнозакрепленных наказаний называли «лестницей наказаний», подчёркивая, чтокаждый из видов является ее «ступенькой», что показывает взаимосвязь наказанийдруг с другом. [2]
Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частьюправоохранительных органов России, представляет собой совокупность учреждений иорганов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера,а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершениипреступлений. Эта система является многофункциональной, так как не только исполняетнаказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечениеосужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов,проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно-розыскнойдеятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле заих поведением.
Государственное принуждение, выраженное в виде уголовного наказания,требует постоянного контроля со стороны государства за исполнением возложенных наосужденных карательных ограничений. В связи с указанными обстоятельствами исполнениеуголовных наказаний является исключительной компетенцией государства, для осуществлениякоторой создаются специальные учреждения в рамках МВД, министерства юстиции илиобороны.
В соответствии со ст.43 ч.2 УК РФ наказание применяется для восстановлениясоциальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения совершения новыхпреступлений.
Одной из важнейших задач учреждений и органов, ведающих исполнениемнаказаний, является обеспечение процесса исправления осужденных, создание условийдля переоценки самими осужденными жизненных ориентиров, мотивов и целей поведенияпутем неукоснительного исполнения назначенного наказания.
В условиях мест лишения свободы устанавливаются более строгиемеры, направленные на предупреждение преступлений, чем при исполнении наказанийбез изоляции от общества.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993, 25 декабря.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 277-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах,исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“
3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст.2954.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: Теис, 2003.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Концепции иосновные положения. Сопоставительный текст. Постатейный комментарий к новеллам /Под ред. В.И. Селиверстова, И.В. Шмарова, Л.В. Яковлева. М.: Юрист, 1997.
5. Бортникова О.Н. Сибирь тюремная: пенитенциарная система ЗападнойСибири в 1801-1917 гг. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 1999.
6. Бриллиантов А.В. Проблемы классификации осужденных к лишению свободыв целях дифференциации условий отбывания наказания. М.: ВНИИ МВД России, 1995.
7. Горобцов В.И. Предмет уголовно-исполнительного права: эволюция, современноесостояние, перспективы развития. Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России,1998.
8. Дементьев С.И., Дьяченко Р.А., Трахов А.И. Уголовное наказание: содержание,виды, назначение и исполнение. Краснодар, 2000.
9. Детков М.Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М.,1994.
10. Детков М.Г. Содержание карательной политики советского государстваи ее реализация при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы в 30-50-егоды. М., 1992.
11. Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государстваи ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободыв период 1917 — 1930 годов. М., 1992.
12. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу / Под ред. З.И. Шатенкова.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
13. Минаков Г.Л. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказаниев виде лишения свободы: Учебное пособие. М.: Академия МВД России, 1993.
14. Минязева Т.Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации.М.,2001.
15. Симонов И.Н. История становления системы наказаний в России // БюллетеньМинистерства юстиции (БМЮ). — 1999. — №2.
16. Смыкалин А.С. Колонии и тюрьмы в Советской России. Екатеринбург,1997.
17. Станиславич М.Я. Уголовно-исполнительное право. М.: Новый юрист,2004.
18. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. А.И.Зубкова.М.: НОРМА, 2002.
19. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селливерстова.М.: Юристъ, 2000.
20. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова.М.: Издательство НОРМА, 2005.
21. Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общаячасть. Томск: Томский университет, 1995.