Реферат по предмету "Государство и право"


Система регистрации юридических лиц в РФ

Федеральноеагентство по образованию
Новосибирскийгосударственный университет экономики и управления
Кафедра гражданскогои хозяйственного права

Курсоваяработа
По теме: Государственнаярегистрация юридических лиц

Выполнил:Ачегечева Наталья Владимировна
Группа: ЮРО  – 42
Зачетнаякнижка:  030566
Проверила: НиконоваЕ. Г.
Новосибирск2008г.

Содержание
Введение
1.  Юридическиелица — общие положения
1.2.   Правоспособностьи дееспособность юридического лица
1.3.   Способы созданияюридических лиц
2. Порядок государственной регистрации юридическихлиц
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Согласно п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации юридическое лицо считается созданным с момента его государственнойрегистрации. Государственная регистрация — заключительный этап созданиякоммерческой организации. По российскому законодательству регистрация являетсяконститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, наосновании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо.
Государственнаярегистрация преследует цели:
осуществление государственного контроля за ведением хозяйственнойдеятельности, вчастности за выполнением условий для занятияопределенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайногопредпринимательства;
-        проведениеналогообложения;
-   получениегосударственных сведений статистического учета для осуществления меррегулирования экономики;
-   предоставлениевсем участникам хозяйственного оборота, государст­венным органам власти иорганам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательскойдеятельности.
Цель данной работы является изучение порядка регистрацииюридических лиц.
Задачамиработы являются:
-  изучение понятия и признаковюридического лица,
-  изучение порядка регистрацииюридических лиц.

 
 1. Юридическиелица — общие положения
 
1.1.Понятие и признаки юридических лиц
В Гражданском Кодексе, вступившем в силу 1 января 1995 года,впервые в истории российского права в основном кодификационном актегражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм оюридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так идореволюционного периодов. Кодекс устанавливает принципиальные основныеположения, на которых должно базируется последующее законодательство об отдельныхвидах юридических лиц. При этом Кодекс вводит отсутствовавший в прежнемзаконодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборотапринцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лицамогут создаваться и функционировать только в такой организационно -правовойформе, которая прямо предусмотрена законом. Для коммерческих организацийперечень организационно-правовых форм предусмотрен самим Кодексом, длянекоммерческих содержащийся в Кодексе перечень может быть дополнен другимизаконами, правила которых, однако, не должны противоречить нормам ГражданскогоКодекса и отклоняться от установленных им принципов.
В соответствии со статьей 48 ГК, юридическим лицом признаетсяорганизация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении илиоперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своимобязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде1.
Российское гражданское законодательство закрепляетобязательные признаки   юридического   лица,   совокупность   которых  дает  возможность обладающей такими признаками организации считать ее самостоятельнымсубъектом гражданских правоотношений. К числу таких признаков относятся:организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельнаяимущественная ответственность по своим обязательствам, выступление вгражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени.
__________________________________________________________-
1Регистрация юридических лиц. — М.: Дело, 2002. — С. 24
Необходимо подчеркнуть, что даже наличие всех четырехперечисленных признаков не ведет к автоматическому признанию организацииюридическим лицом — субъектом гражданского права. Для этого необходима еегосударственная регистрация в этом качестве. До тех пор, пока юридическое лицоне будет зарегистрировано, оно не имеет правоспособности.
Организационное единство характеризует всякую организацию в единое целое,способное решать определенные задачи. Оно предполагает определенную внутреннююструктуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления, а принеобходимости — и соответствующих подразделений для выполнения установленныхдля нее задач.
Как задачи (функции) организации, так и ее структуразакрепляются в ее учредительных документах — уставе, учредительном договорелибо в общем, положении об организациях данного вида. В них обязательноопределяется наименование и место нахождения юридического лица, порядокуправления его деятельностью, органы управления, их компетенция, предмет и целиэтой деятельности, а также иные сведения, предусмотренные законом длясоответствующих юридических лиц. Наличие такого рода документов и является формальнымвыражением организационного единства как признака юридического лица.
_______________________________________________________________________________________________
2               Юридическиелица. — М.: Дашков и К., 2003. — С. 11
3               МаркановаН.Г. Юридические лица. — М., 1999. — С. 44
Имущественная обособленность организации предполагает наличиеу нее некоторого имущества на праве собственности либо на ограниченных вещныхправах хозяйственного ведения или оперативного управления. Очевидно, чтоотсутствие собственного имущества исключает возможность самостоятельногоучастия в гражданском (имущественном) обороте, а тем самым и признаниясубъектом гражданских правоотношений. Ведь участниками товарно-денежныхотношений в нормальной ситуации должны быть именно собственники.
Принадлежащее организации имущество первоначальноохватывается понятиемуставного капитала или уставного фонда, размер которого отражается в ееучредительных документах. В результате участия в гражданском обороте в составеэтого имущества обычно появляются не только вещи, но и определенные права иобязанности, а само оно, как правило, возрастает в объеме и по стоимости. Вимуществе юридического лица могут выделяться и некоторые специальныеимущественные фонды с особым правовым режимом. Все закрепленное за организациейимущество подлежит обязательному учету на ее самостоятельном балансе.Числящееся на балансе организации имущество и характеризует его обособленностьот имущества учредителей, в силу чего наличие самостоятельного балансастановится важнейшим показателем самостоятельности организации, бесспорносвидетельствующим о ее имущественной обособленности.
С имущественной обособленностью организации неразрывно связана еесамостоятельная имущественная ответственность по долгам. Смысл обособленияимущества юридического лица как раз и состоит в выделении таких объектов, накоторые его возможные кредиторы смогут обратить взыскание (с тем, чтобы вывестииз-под него иное имущество учредителей или участников). Именно этим целямпрежде всего служит уставный капитал (уставный или паевой фонд), которыйопределяет минимальный
)______________________________________________________________________________________________
4Гражданское право. Часть 1./ Под ред. Антокольской T.B. — М., 2003. — С. 98
 размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица.Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а нетолько имеющимися у денежными средствами. Следовательно, наличие такогоимущества составляет необходимую предпосылку для самостоятельной имущественнойответственности: учредители или участники юридического лица по общему правилуне отвечают по его долгам.
Наконец, показателем самостоятельности юридического лицаявляется его выступление в гражданском обороте, в судебных органах от своегоимени. Имя юридического лица служит его индивидуализации и заключается в егонаименовании, определенном в учредительных документах. Наименованиеюридического лица должно содержать указание на его организационно-правовуюформу (например, полное товарищество, общество с ограниченно ответственностью,благотворительный фонд), а в ряде случаев на характер его деятельности.Фирменное наименование охватывает и указание на организационно-правовую формуюридического лица, поэтому использование соответствующего обозначения суказанием иной организационно-правовой формы не следует считать нарушениемправа на фирму. Юридическое лицо должно также иметь официальное местонахождения(), которое обычно определяется местом его государственнойрегистрации и обязательно указывается в его учредительных документах. По этомуместу ему направляются различные документы, и определяется место исполнениянекоторых обязательств. В спорных случаях место нахождения юридического лицаможет определяться по месту нахождения его органов.
Целям индивидуализации юридических лиц, осуществляющихпредпринимательскую деятельность, наряду с фирменными наименованиями служаттоварные знаки и знаки обслуживания, а также наименования мест
_______________________________________________________________________________________________
5Регистрация юридических лиц. — М.: Дело, 2002. — С. 29
 происхождения товаров. Товарные знаки являются условнымиобозначениями, используемыми для отличия однородных товаров и услуг, выпускаемыхразличными производителями. Зарегистрированный в патентном ведомстве товарныйзнак (знак обслуживания) порождает исключительное право на его использование.Наименования места происхождения товара используются для обозначения товаров,обладающих особыми свойствами, которые предопределены природными условиями илюдскими факторами той местности, где они производятся. Право пользования такимнаименованием может закрепляться за производителями соответствующего товара,действующими в данной местности. Наименование (фирменное наименование)юридического лица, а также другие гражданско-правовые средства егоиндивидуализации позволяют четко идентифицировать как принадлежность конкретныхсубъективных прав и обязанностей, так и сторону ответствующего договорного илииного гражданского правоотношения.
 
1.2.Правоспособность и дееспособность юридического лица
Как всякий участник гражданского оборота, юридическое лицообладает правоспособностью и дееспособностью.
Прежде всего, правоспособность и дееспособность юридического лицавозникают одновременно, в момент его государственной регистрации. У граждан жедееспособность, возникает лишь с достижением определенного возраста, а иногдазависит и от состояния здоровья человека. Поэтому для юридических лиц различиеданных категорий обычно не имеет значения. Прекращаются они также одновременно- в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесениясоответствующий записи об этом в государственной реестр юридических лиц.
Правоспособность юридических лиц может быть как универсальной(общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях,так и специальной (ограничений), предполагающей их участие лишь в определенном,ограниченном круге таких правоотношений. Правоспособность граждан всегдаявляется общей, ибо гражданин обладает признанной Законом возможностью иметьлюбые имущественные и личные неимущественные права. Правоспособностьюридических лиц предполагается ограниченной, ибо юридическое лицо по общемуправилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуютопределенным законом и учредительными документами целям его деятельности, иможет нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности. Объем гражданскойправоспособности юридического лица определяется его учредительными документами.Коммерческие организации, если в их учредительных документах прямо не указанисчерпывающий (законченный) перечень видов их деятельности, могут заниматьсялюбыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимыедля этого сделки, т.е. обладают общей правоспособностью; специальнойправоспособностью обладают лишь те коммерческие организации, для которых онапрямо установлена учредительными документамиили законом6. К числу таких организаций относятся унитарные юридическоголица, а также другие коммерческие организации, в отношении которых закономпредусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации инекоторые другие). Они не вправе совершать сделки, противоречащие целям ипредмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами.Такие сделки являются ничтожными. В отличие от этого сделка, совершенная внарушение ограниченной Уставом юридического лица правоспособности, оспорима (тоесть недействительна только в силу судебного решения). Может быть признананедействительной сделка, которая не соответствует целям деятельностиюридического лица, «определенно ограниченным в его учредительныхдокументах», по иску самого юридического лица, его учредителя (участника)или государственного органа, осуществляющего надзор за деятельностьююридического лица.
_______________________________________________________________________________________________
6               Гражданскоеправо. Часть 1./ Под ред. Антокольской T.B. — М., 2003. — С. 102
7               Юридическиелица. — М.: Дашков и К., 2003. — С. 12
 Однако такое решение допускается лишь при том непременномусловии, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должнабыла знать о ее незаконности. Такие ограничения вызваны тем, что самиюридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей,определенных их учредителями, а потому не могут использовать своюсамостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями. Ясно,например, что государственные учреждения или общественные организации не должныиметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью, ибо онисоздавались для достижения совсем других целей. Именно из-за этого законодательустановил, что правоспособность юридических лиц — некоммерческих организацийвсегда является специальной. Ее объем определяется целями деятельности конкретной организации, указанными в ееучредительных документах. Кроме того, некоторые гражданские права иобязанности по самой своей сути могут принадлежать лишь физическим лицам. ГКдопускает и иные случаи ограничения правоспособности юридического лицанезависимо от того, распространяется ли на него принцип специальной или общейправоспособности. Прежде всего, это связано с тем, что для осуществления весьмаширокого набора разнообразных видов деятельности необходимо иметь лицензию.
Лицензирование охватывает самый широкий круг видовдеятельности, и среди них такие, как банковская, биржевая, страховая,медицинская, строительная, транспортная, общественное питание и др. Держательлицензии не вправе передавать ее. В случае ликвидации юридического лицапринадлежащая ему лицензия прекращает автоматически свое действие (допускаетсяпереход лицензии лишь в случаях реорганизации юридического   лица  -  держателя  лицензии).   Необходимо   отметить,   что осуществление тех видовпредпринимательства, для которых требуется специальное разрешение государства(лицензия), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока егодействия. Поэтому коммерческой организации не может быть отказано в выдачесоответствующей лицензии только на том основании, что данный вид деятельностине предусмотрен ее учредительными документами. Перечень лицензируемых видовдеятельности определяется федеральным законом. Вместе с тем, государственноелицензирование отдельных видов деятельности означает, что коммерческиеорганизации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такойдеятельностью.
____________________________________________________________
Марканова Н.Г. Юридические лица. — М., 1999. — С. 49
Все юридические лица независимо от того, распространяется на них принципспециальной правоспособности или нет, могут быть ограничены в правах, но тольков случаях и в порядке, предусмотренных законом. Прежде всего речь идет обограничениях, которые исходят от компетентных органов. Все те органы, которымпредоставлено право выдачи лицензии, могут отобрать ее либо заменить другой,сужающей в том или ином отношении возможность осуществлять соответствующуюдеятельность и тем самым совершать связанные с нею сделки.
Помимо указанных персональных ограничений правоспособности имеютсяограничения общего характера. Так, в частности, занятие отдельными видамидеятельности разрешено лишь определенным юридическим лицам и тем самым должносчитаться запрещенным для всех остальных участников гражданского оборота.Примером может служить деятельность, которая составляет государственнуюмонополию.
Основанное на законе ограничение правоспособности может иметьи другую форму: когда в соответствующем акте предусмотрено, какой именнодеятельностью юридическое лицо заниматься не может. Так, в Законе о страхованииустановлено, что предметом непосредственной деятельности страховщика не можетбыть производственная, торговая, предпринимательская и банковская деятельность.Закон о банках запрещает
им совершатьоперации по производству и торговле материальными ценностями, а также пострахованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредиторскихрисков. В соответствии с Законом о них, биржи не могут заниматься торговой,торгово-посреднической и иной деятельностью, непосредственно не связанной сорганизацией биржевой торговли. Там же предусмотрено, что биржа не вправеосуществлять вклады, приобретать доли(паи), акции предприятий, учреждений и организаций, если указанныеюридического лица, учреждения и организации не ставят целью осуществлениебиржевой деятельности. Представительства и филиалы не являются юридическимилицами, их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основанииего доверенности, поэтому они не могут обладать правоспособностью. Вот почемусоответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны бытьудостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях,содержащихся в учредительных документах юридического лица, либо явствовать из обстановки,в которой действует руководитель филиала. Сделки, совершенные руководителемфилиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считатьсовершенными от имени юридического лица.
Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства)вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочендоверенностью, другому лицу.
 
1.3. Способы создания юридических лиц
ГК РФ установил единый способ образования юридических лицнезависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, однако вправоприменительной деятельности часто возникает вопрос, имеет ли та или инаяорганизация статус юридического лица. При этом для определения  данного  статуса берутся  во  внимание  те  соответствующие статьи ГК, либо положениядругих нормативных правовых актов, либо материалы судебной практики иправоприменительной деятельности.
Для уяснения смысла рассматриваемого вопроса необходиморассмотреть способы (порядки) образования юридических лиц и выяснить, какие изних закреплены в действующем гражданском законодательстве.
Наука гражданского права выделяет следующие основные способы образованияюридических лиц: уведомительный, регистрационный, разрешительный, признаковый,нормативный и уставный.
Уведомительный порядок характеризуется тем, что юридическоелицо считается созданным с момента предоставления его учредительных документовв соответствующий государственный или муниципальный орган (отправления их попочте или даже простого сообщения о создании юридического лица по телефону).
Регистрационный (явочно-нормативный или заявительный) порядокотличается тем, что юридическое лицо считается созданным с момента егорегистрации в уполномоченном на то государственном или муниципальном органе.При этом регистрирующий орган проверяет только соответствие представленныхучредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязанзарегистрировать юридическое лицо, а вступать в обсуждение вопроса оцелесообразности или полезности создаваемого юридического лица он не вправе.Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Значениегосударственной регистрации юридических лиц, ее рациональной организации,полноты единого реестра юридических лиц, достоверности содержащихся в немсведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико,в особенности в период перехода от централизованной административно-команднойсистемы к системе автономно действующих субъектов рыночного товарно-денежногогражданского оборота. Только такая регистрация обеспечивает возможностьполучения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственныхопераций и способствует устойчивости экономического оборота, посколькурегистрируются и изменения правового статуса юридических лиц. Юридическое лицосчитается созданным с момента его регистрации, и с этой даты возникает егоправоспособность. Разрешительный  порядок предусматривает обязательное
предварительноеполучение разрешения (согласия) на создание юридического лица отуполномоченного на то государственного или муниципального органа. При этом вдальнейшем создание юридического лица может осуществляться двояким способом:либо последующей его регистрацией, либо принятием, уполномоченным на то органомрешения о его создании. Например, в таком порядке в СССР создавалосьбольшинство общественных и кооперативных организаций. При этом в разрешении насоздание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности.Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации помотивам нецелесообразности, но в принципе сохраняет разрешительный порядоксоздания некоторых видов юридических лиц9. Для создания объединенийкоммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительноесогласие федерального антимонопольного органа — ГКАП. Практически такое жесогласие нужно и для создания любой коммерческой организации, если суммарнаястоимость активов ее учредителей (участников) превышает 100 тысяч минимальныхразмеров труда.
Последний способ образования юридических лиц — уставный, по которомустатусом юридического лица организация обладает с момента с утвержденияуполномоченным на то органом (или лицом) устава данной организации.
По этомуспособу образования юридического лица, правоспособность юридического лица возникает лишь смомента, когда будет утвержден его устав. Так как правоспособность уорганизации появляется только с момента возникновения у нее статусаюридического лица, то получается, что при утверждении устава юридического лицаоно получает соответствующий статус10.
__________________________________________________________
Гражданское право. Часть 17 Под ред. Антокольской T.B. — М., 2003. — С. 106
Уставный порядок образования юридических лиц частично сходенс уведомительным, однако не предполагает уведомления об образованииюридического лица органа государственной власти или местного самоуправления,при котором организация приобретает статус юридического лица лишь с моментатакого уведомления. В отличие от уведомительного, регистрационного,разрешительного и уставного признаковый и нормативный порядки вообще непредусматривают какой-либо специальной процедуры образования юридического лица.Общим для всех названных способов возникновения юридических лиц является то;что при соблюдении любого из них у организации обязательно возникает статусюридического лица и какого-либо иного специального подтверждения наличия уорганизации данного статуса не требуется. При признаковом и нормативномпорядках образования юридических лиц можно говорить о наличии двух независимыхдруг от друга процедур: первая — образование организации как экономическойкатегории (хозяйствующий субъект, товаропроизводитель), при которой происходитобъединение материальных и людских ресурсов без определения правового статуса;вторая — когда у данной организации как гражданско-правовой категорииопределяется статус путем либо выявления у нее признаков юридического лица,либо выявления, подпадает ли она под определение организации, котораяпризнается юридическим лицом на основании правового акта.
Итак, мы рассмотрели все виды образования юридических лиц. Внастоящее  время ГК РФ установил единый   регистрационный   порядок  образованияюридических лиц на всей территории России и для всех видов организаций.
__________________________________________________________
Марканова Н.Г. Юридические лица. — М., 1999. — С. 51
Исключение разрешительного порядкаобразования юридических лиц основывается на ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК, в соответствии с которой отказ врегистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается.Таким образом, если учредители решили создать организацию со статусомюридического лица, то никто не может им это запретить или потребовать полученияпредварительного разрешения.
Отказ от уведомительного порядка образования юридических лицбазируется на ч. 1 п. 1 и п. 2 ст. 51 ГК, по которым юридическое лицо подлежитгосударственной регистрации и считается созданным именно с момента ееосуществления. Иначе говоря, нельзя просто уведомить соответствующие органы отом, что юридическое лицо создано, необходимо пройти установленную федеральнымзаконом процедуру государственной регистрации. Итак, ни в правовых актах, ни вучредительных документах организаций не может содержаться положение о том, чтоданная организация признается юридическим лицом. Статус юридического лицавозникает у нее только с момента государственной регистрации. Таким образом, внастоящее время в РФ гражданским законодательством установлен единый для всехорганизаций регистрационный порядок образования юридических лиц. Приобрести статусюридического лица иным способом или в ином порядке (помимо государственнойрегистрации) никакая организация не может.
Несмотря на то, что ГК РФ закрепил исключительнорегистрационный порядок образования юридических лиц, Федеральный закон опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности устанавливает инойспособ образования юридического лица уведомительную регистрацию. В Законезаложен, по сути, исключительно уведомительный порядок образования юридическоголица, ибо профессиональный союз обязан лишь в месячный срок со дня своегообразования представить в органы юстиции свои учредительные документы для государственной  регистрации, и даже  если   документы   не соответствуют законодательству,отказать в государственной регистрации профессиональному союзу нельзя 
___________________________________________________________
.11Гражданское право. Часть 1./Под ред. Антокольской Т.В. — М., 2003. -С.109

2. Порядок государственнойрегистрации юридических лиц
Согласно ст. 51 ГК РФ, определяющей общие правила государственнойрегистрации юридических лиц в Российской Федерации, юридическое лицо подлежитгосударственной регистрации в порядке, установленном законом о государственнойрегистрации юридических лиц.
Помимоволеизъявления учредителей, для создания коммерческой или некоммерческой     организации      необходим      юридический      факт государственнаярегистрация соответствующего: юридического лица при его Создании. Единыйпорядок государств венной    регистрации    юридических лиц   определяется  ФЗ   от 8.08.2001   г.   «О государственной регистрации 19 юридических лиц», который вступил в силу 1.07.2002   г.
Указанный Федеральный закон регулирует отношения,возникающие в связи сгосударственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации иликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при веденииединого государственного реестра юридических лиц. Под государственнойрегистрацией юридических лиц следует понимать акт уполномоченного федеральногооргана исполнительной власти, осуществляемыйпосредством внесения в государственный реестр сведений о созданииреорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридическихлицах в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических: лиц».Начиная с 1.07.2002 г. уполномоченным федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим го­сударственнуюрегистрацию юридических лиц, является МНС РФ13.
Данные государственной регистрации включаются в Единыйгосударственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.Принципы ведения государственного реестра его содержание,
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12              Буров B.C. Федеральный закон РФ огосударственной регистрации юридических лиц. — Рн/Д, 2002 — С. 11
13              Регистрацияюридических лиц. — М.: Дело, 2002. — С. 64
порядокпредоставления и условия получения сведений, содержащихся в государственномреестре, установлены ст. 4-7 гл. И ФЗ «О государственной регистрацииюридических лиц». Правила ведения Единого государственного реестра юридическихлиц и предоставления, содержащихся в нем сведений утверждены постановлениемПравительства РФ от 19.06 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестреюридических лиц» За государственную регистрацию юридических лиц, в т.ч. загосударственную регистрацию изменений, вносимых в их учредительные документы,по общему правилу, уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.Следуетиметь в виду, что в соответствии с и. 7 ст. 5 указанного Закона РФ органыгосударственной власти и органы местного самоуправления освобождены от уплатыгосударственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц. в т.ч.за регистрацию изменений, вносимых в их учредительные документы. Порядокгосударственной регистрации юридических лиц определяется ФЗ «О государственнойрегистрации юридических лиц». Правила, установленные в ст. 8-11 его главы III, имеют общее значение для совершениядействий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, иприменяются в случаях, предусмотренных другими глазами указанного Федеральногозакона, а именно при: а) государственной регистрации юридических лиц при ихсоздании путем учреждения (гл. IV):б) государственной регистрации юридических лиц при их создании путемреорганизации (гл. V); в)государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документыюридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице,содержащиеся в государственном реестре (гл. VI); г) государственной регистрации юридического лица в связи сего ликвидацией (гл. VII)15.
________________________________________________________
Юридические лица. -М.: Дашков и К.,2003. — С. 15 13 Гражданское право. Часть 1./ Под ред.Антокольской Т.В. — М., 2003. — С. 112
Государственная регистрация осуществляется в срок не болеечем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.Датой представления документов считается день их получения регистрирующиморганом. Неосуществление государственной регистрации в установленные срокиявляется одним из оснований юридической ответственности регистрирующих органови их должностных лиц, предусмотренной ст. 24 ФЗ «О государственной регистрацииюридических лиц».
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местунахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрациипостоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такогоисполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющихправо действовать от имени юридического лица без доверенности.
Общий порядок представления документов при государственнойрегистрации определяется ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридическихлиц»,
Документы представляются врегистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлениемс объявленной ценностью при' его пересылке и описью вложения. Иные способыпредставления документов в регистрирующий орган могут быть определеныПравительством РФ.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены ПравительствомРФ16
Уполномоченным лицом (заявителем) могут являться следующиефизические лица:
_______________________________________________________
Юридические лица. — М.: Дашков и К.,2003. — С. 16

-руководительпостоянно действующего исполнительного ор­гана регистрируемого юридическоголица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этогоюридического лица;
-учредитель (учредители) юридическоголица при его создании;
-руководительюридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
-конкурсныйуправляющий или руководители ликвидационной комиссии (ликвидатор) приликвидации юридического лица;
-иное лицо,действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченногона то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое врегистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии сзаконодательством России данные иного удостоверяющего личность документа иидентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариальноудостоверена.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня идаты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в деньполучения документов регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующийорган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочегодня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, поуказанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всехпредставленных при государственной регистрации документов. Он не вправетребовать представления других документов, кроме тех; которые предусмотрены ФЗ «Огосударственной регистрации юридических лиц».
Нотариальноеудостоверение документов, представляемых при государственнойрегистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральнымизаконами. В  соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц» при  государственной регистрациисоздаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а)   подписанное заявителем заявление о государственнойрегистрации
по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается,
что представленные учредительные документы соответствуют
установленным законодательством Российской Федерации требованиям к
учредительным документам юридического лица данной организационно-
правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах,иных представленных для государственной регистрации
документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при
создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц даннойорганизационно-правовой формы порядок их учреждения, в т.ч.
оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в
установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственнымиорганами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридическоголица;
б)  решение о создании юридического лица в виде протокола,договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в)    учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариальноудостоверенные копии);
г)       выписка из реестра иностранных юридических лицсоответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательствоюридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины. Решение огосударственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является   основаниемвнесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридическихлиц.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующиморганом соответствующей записи в государственный реестр.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с моментагосударственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ,подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. В срок не болеечем пять рабочих дней с момента государственной регистрации регистрирующийорган представляет сведения о регистрации в государственные органы,определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанныегосударственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующемуюридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются ПравительствомРФ
Факт государственной регистрации завершает процедуру созданияорганизации и означает возникновение нового юридического лица -полноправного субъекта гражданских правоотношений17.
Необходимо обратить внимание на то, что с 1.07.2002 г.налоговый орган, совершивший государственную регистрацию юридического лица приего создании, осуществляет постановку такого юридического лица на учет вкачестве налогоплательщика. Поэтому одновременно с заявлением о государственнойрегистрации юридического лица при его создании (путем учреждения или врезультате реорганизации) и комплектом документов, представляемых пригосударственной регистрации, о которых говорилось выше, подается заявление опостановке на учет в налоговом органе юридического  лица,   образованного   в соответствии   с  законодательством
__________________________________________________________________________________________________
17 Юридические лица. — М.: Дашков и К., 2003.- С. 19
 Российской Федерации, по месту нахождения на территорииРоссии. На основании указанных документов осуществляется постановкаюридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения юридическоголица. Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органедолжно ему выдаваться (направляться) в течение пяти дней со дня государственнойрегистрации. Этим же приказом утвержден Порядок постановки на учет в налоговоморгане созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц,прошедших государственную регистрацию.Отказ в государственной регистрацииюридического лица с 1.07.2002 г. возможен только в двух случаях, названных вст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»:
а)   непредставления определенных указанным Федеральным законом
необходимых  для   государственной   регистрации   документов;
б)   представления документов в ненадлежащий регистрирующий
орган.
Решение об отказе в государственной регистрации должносодержать основания отказа с обязательной ссылкой на указанные нарушения.
Таким образом, в настоящее время отсутствует возможностьотказа в государственной регистрации в связи с несоответствием содержанияпредставленных при регистрации документов требованиям законодательства. Данноеоснование для отказа в регистрации было предусмотрено, в частности, ГК РФ (п. 1ст. 51) до внесения в него изменений и дополнений ФЗ от 21.03.2002 г. «Оприведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «Огосударственной регистрации юридических лиц». В новой редакции ст. 51 ГК РФсодержит положение о том, что отказ в государственной регистрации юридическоголица допускается только в случаях, установленных законом.
____________________________________________________________
Буров B.C. Федеральный закон РФ о государственной регистрацииюридических лиц. — Рн/Д, 2002 — С. 34
Вопрос об ответственности за соответствие содержанияпредставляемых при регистрации документов требованиям законодательства в ФЗ «Огосударственной регистрации юридических лиц» решен принципиально иначе, чемранее. Теперь ответственность за соответствие законодательству сведений,содержащихся в указанных документах, возложена на заявителя и (или)соответствующее юридическое лицо.
Такой подход должен позволить почти полностью исключитьадминистративное усмотрение регистрирующих органов и саму возможностьюридической оценки ими соответствия требованиям законодательства представляемыхпри регистрации документов. Представляется, что законодателем в данном случаенайдено правильное решение, поскольку юридические службы регистрирующих органовв силу недостаточного профессионализма кадров часто были не в состоянииквалифицированно оценить тот или иной правовой документ. А это, в свою очередь,влекло на практике необоснованные отказы в государственной регистрацииюридических лиц, создавало препятствия развитию предпринимательства и,следовательно, тормозило экономическое развитие страны.
Во всех случаях представления документов для регистрацииюридического лица (гл. IV, V, VI и VII ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц») в удостоверенном подписьюзаявителя заявлении о государственной регистрации подтверждается, в частности,что предусмотренные для конкретных случаев документы соответствуют требованиямзаконодательства (см. поди, «а» ст. 12, подп. «а» ст. 14, поди, «а» ст. 17,подп. «а» ст. 21 указанного Федерального закона). Подпись заявителя назаявлении о государственной регистрации во всех случаях должна быть нотариальноудостоверена. Это лишает заявителя возможности в случае возникновения правовогоконфликта утверждать, что не он является субъектом юридической ответственности,предусмотренной  ст. 25  ФЗ «О
 государственной регистрации юридических лиц». Кроме того,согласно указанной статье, регистрирующий орган может в судебном порядкетребовать ликвидации юридического лица, в частности, в случае допущенных присоздании такого юридического лица грубых нарушений законодательства, если такиенарушения носят неустранимый характер.
________________________________________________________  
   19 Буров B.C. Федеральный закон РФ огосударственной регистрации юридических лиц. — Рн/Д, 2002 — С. 98

Заключение
Большое значение имеет вопрос о регистрации юридическоголица. Государство предусматривает возможность создания его как субъекта праватолько в установленном им порядке.
Традиционно сложились следующие системырегистрации юридических лиц:
-разрешительная, при которой окончательное решение вопроса о созданииюридического лица принимается государственным органом по его усмотрению;
-явочная, при которой государственные органы только ставятся визвестность о создании юридического лица и, если этого требуют правила,автоматически вносят его в реестр;
-нормативно явочная, при которой государственные органы принимают решениео регистрации нового юридического лица в порядке и на условиях, определённыхнормативными актами, и не могут по своему усмотрению (например, мотивируянецелесообразностью существования) отказать в регистрации юридического лица.
Нормативно-явочная система регистрации юридических лицсуществует сейчас в России, и новый Гражданский кодекс лишь закрепляет её,внося при этом некоторые коррективы. Так, например, предполагается изменениесуществующей в настоящее время дифференцированной (в разных органах) системырегистрации юридических лиц на единый порядок регистрации всех юридических лиц,коммерческих и некоммерческих, в органах юстиции.
Одним из требований, предъявляемых законом к созданию идеятельности коммерческого юридического лица, является наличие у негоучредительных документов. К учредительным документам относятся устав иучредительный договор. Учредительные документы юридического лица имеют двеважные функции. Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, онидоводят до всеобщего сведения  информацию об особенностях формы данногоюридического лица его правоспособности, наименовании, организационнойструктуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметьзначение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающихв сделки с юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в учредительныхдокументах положений новые правила вступают в силу для третьих лиц только послеих государственной регистрации. При этом в ситуации, когда третьи лица будутдействовать в своих отношениях с юридическим лицом, изменения в учредительныедокументы которого ещё не зарегистрированы, с учётом таких изменений, данноеюридическое лицо не может оспаривать эти действия третьих лиц. Во-вторых,выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителямиюридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределенииприбыли юридического лица, управлении им и т.д. Так, например, в учредительномдоговоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядоксовместной деятельности по его созданию, условия распределения междуучастниками прибыли и убытков, управления его деятельностью, условия и порядоквыхода учредителей из его состава.
В настоящее время регистрация юридических лиц осуществляетсяналоговыми органами, что способствует избежанию уклонения юридических лиц отуплаты налогов.

Список использованной литературы
 
Нормативные правовые акты
1.        Гражданскийкодекс РФ. 4.1.- М., 2004.
2.        ФЗ РФ «Огосударственной регистрации юридических лиц»
 
Научная литература
1.        Буров B.C. Федеральный закон РФ о государственной   регистрацииюридических лиц. — Рн/Д, 2002. — 191 с.
2.        Гражданскоеправо. Часть 1./ Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П… — М., ТЕИС, 2002
3.        Гражданское право.Часть 1./ Под ред. Антокольской  Т.В.  — М., 2003. — 535 с.
4.        Гражданскоеправо. Часть 1.1 Отв. ред. Мозолин. В. — М.: Юрист, 2003. — 719 с.
5.        Гражданскоеправо: Т.1. Изд.2-е. / Отв. ред. Е. А. Суханов. — М., 2002 Гуев А.Н.Гражданское право. Т.1. — М.: Юрист, 2003. — 456 с. Жилинский С.Э.   Правовая  основа   предпринимательской деятельности. -М., 1998.
6.        Закупень Т.В.Государственная регистрация  юридических лиц  и индивидуальныхпредпринимателей. — М: Норма, 2001. — 239 с. Залесский    В.    Комментарий  к ФЗ о  государственной    регистрации юридических лиц. — М.: Юринформцентр, 2001- 87 с.
7.        Комментарий к ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей. — М., 2003. — 167 с.
8.        Комментарий   к   Гражданскому   кодексу   Российской    Федерации,    части первой/Отв. ред.О. Н. Садиков. М., 2003
9.        КоршуноваН.М.,    Эриашвилли Н.Д. Предпринимательское    право. — М., 2000.
10.      Лапуста М.Г., ПоршневА.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство. — М., 2000.
11.      Марканова Н.Г.Юридические лица. — М., 1999. — 88 с.
12. Мирашникова Н. Юридические лица вгражданском праве. —
     Ярославль, 1994.-411 с.
13. Попандопуло В.Ф. Коммерческоеправо. — М., 2002 — 622 с.
14. Постатейный комментарий к частипервой Гражданского кодекса    РФ. / Гуев А.Н. — ML: ИНФРА-М, 2000. — 784с.
15. Пучинский Б.И. Коммерческое правоРоссии. — М., 2001.
16. Регистрация юридических лиц. — М.: Дело, 2002. — 224 с.
17. Споры при регистрации,реорганизации и ликвидации юридических  лиц. — М., 2000.-103 с.
18. Тихомиров М.Ю. Юридические  лица:   правовое   положение,     порядок образования. — М., 2000 — 487 с.
19. Юридические лица. -М.: Дашков иК., 2003. — 519 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.