Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности подросткового периода и употребление наркотиков

Доклад
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА И УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ

Понятиенаркомания происходит от греческого слова «нарко» — сон, оцепенение и«мания» — страсть, безумие. Путь к безумию с помощью наркотическихсредств — самый короткий. Достаточно один раз не устоять перед искушением,удовлетворить свое любопытство о действии наркотического вещества и врезультате можно потерять жизнь. И это не преувеличение, так как абсолютноточно доказано, что наркомания сокращает жизнь человека в 2-3 раза, а духовнаяжизнь теряется вслед за первым наркотическим опьянением.
В последниегоды все чаще приходится сталкиваться с новыми, не встречавшимися раннее и неописанными в медицинских руководствах клиническими проявлениями наркоманией итоксикоманией.
Прежде всего,они «помолодели», расширился арсенал токсикоманических одурманивающихсредств. Вследствие итого изменились картины эйфории, ускорились срокиформирования патологического влечения, рано стали возникать тяжелыеорганические поражения мозга и другие осложнения. В большинстве случаев мотивыпервого приема токсикоманических средств складываются из «карикатурногопротеста» против навязываемых подростку требований в семье, в школе. И,как правило, «своим» он оказывается, прежде всего, в микрогруппе сасоциальными тенденциями.
Первыереакции организма подростка на одурманивающие средства неприятны и болезненны.Но страх прослыть «слабаком» сильнее, и после нескольких повторенийприема наступает привыкание, а потом и влечение к ним.
На этом этапеу подростков нарушается контроль своего поведения. Поэтому уже первые признакиэмоциональных изменений, установление хотя бы единичных повторяющихся эпизодовприема наркоманических средств, поведенческие отклонения у подростков должнынастораживать и родителей и врачей. Ведь самое опасное при наркомании быстроенаступление тяжелых органических поражений мозга.
Органическоеслабоумие, эпилептиформные расстройства, грубые изменения личности, приводящиек инвалидности, наступают при наркоманиях быстро. Помимо этого, внаркоманическом одурманивании с нарушенным сознанием и оглушением подросткитеряют контроль за количеством принимаемого вещества, что очень часто влечет засобой смертельные отравления.
В Украиненаркотики употребляют около 700 тыс. человек. В числе самых пострадавших медикиназывают Донецкую область. 90 процентам отечественных наркоманов еще нет 25-тилет, а среди них каждая третья — женщина. Большинство наркоманов «ловяткайф» по крайней мере, два раза в день, а 85%— сидят на игле, средизарегистрированных 18604 ВИЧ-инфицированных, из них 14800 — наркоманы.
Чаще всего — под влияние наркотиков попадают школьники-подростки, студенты, предприниматели,безработные и бомжи.
Спектрупотребляемых веществ широчайший: от маковой соломки (70-80 процентов случаев)до так называемых «тяжелых» — героина, кокаина, «дискотечного»экстези.
Первоезнакомство с психоактивными веществами у молодых людей как правило, происходитв группе сверстников. В зависимости от того, какой наркотик употреблялся,признаки наркотизации будут специфичными для отдельных препаратов. Но естьпризнаки общие, характерные для всех наркотиков. Что касается общих для всехнаркотиков признаков, то они беспокоят внимательных родителей в первую очередь.
Следующиесимптомы изменения в поведении подростков, которые характерны на начальномэтапе употребления наркотиков:
— меняет кругдрузей;
— постояннаяложь и отчужденность;
-    долги,пропажа ценных вещей и денег из дома;
-    появлениеу подростков уксуса, питьевой соды, перманганата калия,
йода, ацетона и других растворителей, различных флаконов с неизвестнымижидкостями;
— найденные уподростков шприцы, иголки, резиновые жгуты., таблетки, наркотические вещества;
— появление влексиконе новых жаргонных слов: баян, машина /шприц/, колеса /таблетки/; драп,план, ширка /название наркотических веществ/ — и др.;
-    появлениеследов инъекций в любых частях тела, особенно на предплечье;
-    нарушениесна /бессонница или очень долгий сон днем, тяжелое пробуждение и засыпание/;
— нарушениеаппетита /резкое повышение, аппетита или его отсутствие, употребление большогоколичества сладостей, сильная жажда/;
— изменениезрачков /зрачки резко расширены или заужены до булавочной головки/ и цвета кожи/резко белая, сероватая/;
— беспричинное исчезновение из дома на долгое время, пропуски занятий в школе,потеря интереса даже к телевизору;
— резкое изменениеповедения, необоснованная агрессивность, замкнутость.
Распространенностьнаркологической патологии в г. Донецке не уменьшается. По городу: 2007г. 2008 г. 2009г. «Д» гр. Проф. гр. «Д» гр. Проф. гр. «Д» гр. Проф. гр. Наркомания 2161-21,2% 1628-15,9% 2157-21,2% 1484-14,6% 2152-21,3% 1531-15,1% Токсикомания 59-0,6% 348-3,4% 66-0,6% 290-2,9% 71-0,7% 310-3,1%

Динамика регистрируемойнаркологической патологии среди подростков следующаяГруппы наблюдения 2007 г. 2008г. 2009 г. «Д» группа: 13-2,4% 11-2,2% 7-1,5% Проф. группа: 167-31,2% 118-24% 115-24,3%
Современноесостояние проблемы:
-    наркомания,алкоголизм продолжают «омолаживаться» и возраст первых приемов составляет 10-12лет;
-    мужчинысоставляют 84% потребителей наркотиков;
-    преимущественноеупотребление изготовленных кустарным способом наркотических средств;
-    увеличениеспроса на препараты группы «трамал-трамадол»;
— увеличениедоли полинаркотизма среди потребителей наркологических препаратов;
— числосочетанной наркотической патологии с другими социально обусловленными болезнями(туберкулез, ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом) увеличивается.
На наркомановобычно смотрят как на людей обреченных. Естественно, что злоупотреблениепсихоактивными веществами подчиняет всю жизнь такого человека одной цели — достать новую «дозу ». Для этого используются любые средства: обман,кражи, грабежи.
Но все жечто-то не позволяет сказать слово «обреченны», если речь идет осовсем юном человеке, который только начинает жить. За него всегда хочетсябороться, а чтобы победить болезнь, о ней нужно знать все.
Издавнасчиталось, что подростковый период чреват сложными конфликтами. В монографии М.И. Буянова (1986) приведены следующие высказывания мыслителей прошлого. Сократ(470—399 гг. до н. э.): «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, онанасмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние детистали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечатсвоим родителям. Попросту говоря, они очень плохие». Неизвестный жительВавилона: «Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны инерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младоепоколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
Осуждениенеконформного поведения подростков является настолько общепринятым, чтоамериканский психолог Е. Bern подверг его специальному анализу. Разговоры оплохом поведении молодого поколения он описывает как своеобразную «игру» подхарактерным названием «Разве это нe ужасно?». Е. Bern дает этой «игре» крайнеотрицательную оценку: «Это фарисейское, карательное или даже порочноеродительское развлечение». Вместе с тем вышеприведенные высказывания отражаютне только особенности и отношения взрослых к подросткам, но и спецификуподросткового периода. Основным содержанием этого периода является обретениесобственного «я». Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский центральной проблемойподросткового периода считал становление самосознания, интериоризациюсоциальных функций. Он рассматривал подростковый возраст как переходный периодразвития личности, сопоставимый по своему значению с периодом раннего детства.Л. С. Выготский отмечал, что особенности поведения в подростковый периодзабываются, по крайней мере, частично, когда человек взрослеет: «Переживпереходный возраст, мы забываем его, и это служит доказательством нашегоперехода к другой структуре личности, к другой системе связей между отдельнымифункциями. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого,окончательного и неподвижного. Все в ней — переход, все течет». Психолог E. Erikson дает следующую концепциюподросткового периода: цель развития — обрести самого себя либо -утратить своелицо, «растворившись в толпе»; область социальных отношений охватывает группысверстников; доминирующие переживания — от чувства идентичности до полногo отчуждения, непризнания. Главнымирезультатами развития в подростковый период Е. Erikson считает приобретениетаких качеств, как преданность и верность. Гэвигарст и Коле (цит. по И.Шванцара, 1978) приводят более детализированную схему целей развития вподростковый период:
1. Общее эмоциональноесозревание — от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности кконструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективнойинтерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.
2.Кристаллизация интересов к другому полу — от интереса к одинаковому полу кинтересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности кпризнанию факта половой зрелости.
3.        Социальноесозревание — от чувства неуверенности в группе сверстников к достижениюуверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания кэмансипации; от неуживчивости в обществе к толерантности.
4.        Освобождениеот опеки родителей — от поиска поддержки у родителей к опоре на собственныесилы.
5.        Интеллектуальноесозревание — от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям;от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.
6.        Выборпрофессии — от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своихвозможностей и выбору соответствующей профессии.
7.        Проведениесвободного времени — от интереса к индивидуальным играм, где можно показатьсилу, выносливость, к интересу к коллективным играм; от активного участия виграх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм кинтересу лишь к некоторым.
8.        Жизненнаяфилософия — от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; отстремления к удовольствиям и избегания боли к поведению, основанному на чувстведолга.
Отрицание,вообще свойственное подростку, может остаться основой дальнейшего поведения.Приобретаются альтернативные ценности, противостоящие традиционным ценностямобщества. Употребление наркотических веществ всегда бывает симптомом такогонеблагополучия. Мы практически не сталкивались со случаями, когда употреблениенаркотиков было главным и единственным фактором, вызвавшим социальнуюдезадаптацию подростка. Велик соблазн прямо связать наркотизацию с кризисомподросткового возраста: подросток как бы стремится пережить этот болезненныйпериод «под наркозом». Однако такой взгляд на проблему ошибочен. Нельзясвязывать наркотизацию с нормальным становлением личности молодого человека.
Семейноенеблагополучие (дезадаптация) является одним из важных факторов, способствующихразвитию подросткового наркотизма и наркоманий. Прежде всего, следуетостановиться на таких семейных конфликтах, которые носят хронический характер,что способствует патохарактерологическому развитию подростка. Такие конфликтынаходятся в тесной связи с различными типами неправильного воспитания.
Для семьи, вкоторой родители злоупотребляют спиртными напитками, характерны воспитание потипу гипопротекции и воспитание в условиях жестоких отношений. Еще A. Adler (1931) далхарактеристику этому типу воспитания. С раннего возраста ребенок предоставленсамому себе, пребывание дома тягостно для него: он становится свидетелем илижертвой асоциального, иногда агрессивного поведения родителей. Ребенокстановится «уличным», он проводит время в компаниях таких же обездоленныхдетей. Эти компании группируются по территориальному принципу (дворовые,уличные). Обычно лидерство принадлежит делинквентному подростку старшеговозраста, отличающемуся эмоциональной возбудимостью и физической силой. Этот подростоки становится для ребенка источником информации о наркотиках, а затем —источником снабжения наркотиками. Если ребенок воспитывается в условияхгипопротекции, у него формируется специфическое мировоззрение. Оно может бытьвыражено следующей триадой (Я. Бундулс, 1982): I) всегда рассчитывай насамого себя; 2) другие — твои враги; 3) если ты хочешь чего-то добиться — тыдолжен их обмануть.
Примерродителей, ведущих асоциальный образ жизни, играет огромную роль в приобщенииребенка и подростка к употреблению спиртных напитков, а затем и наркотическихвеществ. Этому способствует типичная детская поведенческая реакция — реакция имитации.Ребенок склонен подражать родителям независимо от социальной направленности ихповедения. Реже наблюдается реакция отрицательной имитации. Осознав негативныестороны жизни родителей, ребенок стремится избегать тех форм поведения, которыехоть отдаленно могут напомнить ему поведение -родителей.
Важную рольиграет наличие эмоционального контакта ребенка и родителей. Если ребеноквоспитывается в обстановке эмоционального отвержения, это создает у него ощущениесобственной вины, обделенности, формирует негативное отношение к окружающемумиру. Эмоциональное отвержение может быть явным и скрытым. Однако скрытое эмоциональноеотвержение не может остаться не замеченным ребенком.
То жеотносится и к так называемой скрытой безнадзорности: она скрыта от окружающих,но не от ребенка. В этих случаях ребенок остро ощущает свою неполноценность,стремится как-то компенсировать ее. Описываемые в литературе реакциикомпенсации и сверхкомпенсации представляют собой сложные формы поведения идеятельности, определяют жизненную позицию ребенка. Реакция компенсациинаправлена на достижение успеха в тех областях, где ребенок чувствует себяуверенно. Реакция сверхкомпенсации— это попытка добиться успеха на участкенаибольшего сопротивления. Употребление наркотиков нельзя считать проявлениемреакции компенсации, однако в некоторых случаях подростки с помощью наркотиковснимают эмоциональное напряжение.
На другомполюсе находятся те типы неправильного воспитания, в основе которых лежитповышенное внимание к ребенку и повышенный контроль за ним. Описаны различныевиды такого воспитания.
Доминирующаягиперпротекция — мелочный контроль за поведением ребенка, блокирование любыхпроявлений самостоятельности, недоверие к друзьям ребенка, страх перед «дурнымвлиянием». Тесно связано с доминирующей гиперпротекцией воспитание с повышеннойморальной ответственностью. Неадекватно большие надежды родителей на ребенка,постоянное напоминание ему о том, что для него делается и чего от него ждут,накладывают болезненный отпечаток на характер ребенка и подростка. Своеобразныйлозунг этого типа воспитания: «Не мы, так наши дети». Часто родители стремятсядать ребенку именно то, чего они сами были лишены в детстве, не заботясь о том,нужно ли это ребенку. Например, мать, имевшая способности к музыке, была лишенавозможности учиться. Ребенок не обладает ни способностями, ни желанием учитьсямузыке, но мать настойчиво стремится дать ему музыкальное образование.
Наименееблагоприятно воспитание по типу «кумира семьи» (потворствующая гиперпротекция).Целью родителей становится удовлетворение всех потребностей ребенка, стремлениеизбавить его от любых, даже самых незначительных трудностей. Родители убежденыв том, что их дети обладают особыми способностями, талантами. Детство ребенкапроходит в атмосфере всеобщего восхищения. Как отмечает А. Е. Личко (1985),«это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре вниманияокружающих, ловить полные интереса к своей особе взгляды, слышать разговоры осебе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда». Мировоззрениеподростка, воспитанного в обстановке гиперпротекции, может быть сформулированотакой триадой (Я. Бундулс, 1982): 1) никогда не предпринимай ничегосамостоятельно; 2) другие обязаны заботиться о тебе; 3) если у тебя что-то неполучается, виноваты в этом другие, а не ты.
Воспитание потипу гиперпротекции также может привести к социальной дезадаптации, а иногда — кприобщению подростков к употреблению наркотических веществ. Однако в полезрения наркологов эти подростки, как правило, не попадают, поскольку родителивсеми силами стремятся скрыть факты употребления наркотиков, избежатьпостановки подростка на учет. Даже в выраженных случаях наркомании анозогнозияв отношении заболевания имеется не только у подростка, но и у его родителей. Родители«не желают замечать» признаки наркотического опьянения, а когда фактыупотребления становятся явными, родители стремятся объяснить их «тонкимдушевным складом подростка», «стимулированием творческих способностей».Наиболее часто подобную неадекватную позицию занимает мать подростка. Мынеоднократно наблюдали молодых людей, страдающих наркоманией, которые долгиегоды с помощью родителей скрывали пагубное пристрастие от окружающих. Несмотряна раннее начало наркотизации, они были поставлены на учет в возрасте старше 20лет. Обычно на лечении настаивали жены больных вопреки воле родителей. Такимобразом, ведущую роль в развитии наркомании играет воспитание по типугипопротекции, особенно в тех случаях, когда у подростка обнаруживаются те илииные патологические особенности характера.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :