Реферат по предмету "Государство и право"


Сайт - иное СМИ: коллизии права

Сайт — иное СМИ: коллизии права
Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об отнесении сетевыхинформационных ресурсов (сайтов) к разновидности средств массовой информации(далее — СМИ). Согласно ст.24 Закона Российской Федерации от27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации»*(1) правила,установленные данным законом для периодических печатных изданий, применяются вотношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляровтекстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базахданных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которыхраспространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила длярадио- и телепрограмм применяются в отношении периодического распространениямассовой информации через системы телетекста, видеотекста и иныетелекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации неустановлено иное.
Таким образом, Законом Российской Федерации«О средствах массовой информации» установлены правила, позволяющиераспространить его положения на информационный сетевой ресурс.
Исследователь Л.К. Терещенко выявил довольно существенные пробелызаконодательства в этой сфере, которые затрудняют практическую реализацию рядаположений закона. В частности, не определено понятие периодичностираспространения массовой информации и тиража издания применительно к сетевыминформационным ресурсам*(2). По сути, распространение насообщения, периодически передаваемые посредством телекоммуникационной сетиИнтернет пользователям сетевых информационных ресурсов, правового режима радио-и телепрограмм приводит к невозможности исполнения норм Закона «Осредствах массовой информации», так как под категорию радио- илителепрограмма подпадает любой сетевой информационный ресурс мира(!), даже еслиинформацию с него получает только его владелец*(3).
Количество сетевых информационных ресурсов, зарегистрированныхтолько в Российском научно-исследовательском институте развития общественныхсетей (РосНИИРОС), фиксирующем адреса информационных сетевых ресурсов ссуффиксом .ru, на 31 августа 2000 года составило 47717 адресов*(4). Общееже количество сайтов в мире, по оценкам компании Inktomi, на январь 2000 года составляетболее 4,9 миллионов.
От каждого из этих ресурсов пользователь информационной сети натерритории России может получить продукцию массовой информации. В результатерегистрация информационных сетевых ресурсов как средств массовой информациипроисходит сегодня де-факто по желанию владельца ресурса, и в России на 15августа 2000 года было зарегистрировано всего около ста ресурсов*(5).
Изложенные факты позволяют сделать вывод о необходимости изменениядействующего законодательства с целью сужения круга информационных сетевыхресурсов, для которых требуется регистрация. С нашей точки зрения,нецелесообразно исключение информационных сетевых ресурсов из предметарегулирования Закона «О средствах массовой информации». Это приведет квозникновению пробела в праве по вопросам приостановления деятельности ресурсовв связи с нарушением ими законодательства, злоупотреблением свободой массовойинформации (ст.4), распространением запрета использования скрытых вставок,воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на ихздоровье (ст.4), и другим.
Анализ Закона показывает, что критериями освобождения средствмассовой информации от необходимости регистрации служат: количествораспространяемых материалов и их информационное содержание. Так, освобождаютсяот регистрации средства массовой информации, которые:
1. Учреждены органами законодательной, исполнительной и судебнойвласти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов,нормативных и иных актов.
2. Имеют тираж менее одной тысячи экземпляров (для периодическихпечатных изданий).
3. Представляют собой радио- и телепрограммы, распространяемые покабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственногоучреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим неболее десяти абонентов.
4. Распространяются в записи тиражом не более десяти экземпляров(для аудио- и видеопрограмм).
В качестве критерия освобождения сетевых информационных ресурсовот регистрации может быть применена аналогия с печатным изданием, имеющимопределенный тираж.
В этой ситуации актуальными становятся такие проблемы,исследованные Л.К. Терещенко, как неопределенность понятия периодичностираспространения массовой информации и тиража издания применительно к сетевыминформационным ресурсам. Кроме того, неясно, что понимается под названиемсетевого информационного ресурса. Как известно, периодическое печатное изданиеимеет постоянное название, а название, указанное в информации сетевого ресурса,может достаточно часто меняться*(6).
Поскольку распространение сетевым информационным ресурсомсообщений осуществляется по запросам пользователей, количество таких сообщений,содержащих массовую информацию, может варьироваться от единиц до тысяч втечение нескольких дней. При этом достаточно сложно отслеживать изменениеинформационного содержания сетевого ресурса и, в конечном итоге, — выход новыхномеров изданий или изменение старых.
Существующие технические средства позволяют вычислить количествозапросов к информационному сетевому ресурсу и количество компьютеров, с которыхнаправлен запрос. Эти числа, как правило, не совпадают, так как один и тот жепользователь может несколько раз обращаться к информационному ресурсу в течениедня. Поэтому тираж сетевого информационного ресурса должен условно определятьсяисходя из среднего числа пользователей на территории России, обратившихся кнему в течение суток. Учитывая изменения в количестве пользователей,происходящие в течение недели, наличие сезонных и других колебаний,целесообразно, на наш взгляд, использовать среднее арифметическое числопользователей, получивших информацию от сетевого ресурса в течениеопределенного периода времени, что необходимо установить в законодательстве*(7).
Исходя из этого, следовало бы внести изменения в ч.2 ст.12 ЗаконаРоссийской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствахмассовой информации», изложив ее в следующей редакции: «периодическихпечатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров, а также иных средствмассовой информации, передающих свою продукцию в течение календарного месяца всреднем менее тысячи получателей ежедневно;»
Эти, достаточно небольшие изменения в законодательстве о СМИ,могли бы учесть современные тенденции развития технологической базыраспространения информационной продукции и реальные процессы интеграцииразличных видов средств массовой информации на базе высоких технологий.
При этом нас не должно смущать отсутствие аналогичныхзаконодательно закрепленных норм в законодательствах стран — лидеровтехнического прогресса, поскольку данные вопросы решены, к примеру, в США иГермании в судебной практике, признающей сайт в Интернете одним из видовэлектронных СМИ.
С.В. Петровский,
аспирант Российской правовой
академии при Минюсте России
«Журнал российского права», 2001, N 2
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
*(1) Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст.300.
*(2) Терещенко Л.К. Интернет и пробелы в праве // Тезисыконференции «Право и Интернет: теория и практика», 2 ноября 1999года. Академия народного хозяйства при Правительстве России.
*(3) Учитывая, что согласно ст.6 Закона«О средствах массовой информации» действие закона распространяется втом числе и на зарубежные средства массовой информации в части, касающейсяраспространения их продукции в Российской Федерации.
*(4) По данным, опубликованным на сетевом информационном ресурсеРосНИИРОС по адресу www.ripn.net:8080/nic/dns/list/.
*(5) По сообщению заместителя начальника Управления регистрации илицензирования МПТР России А. Александрова // Российская газета. 2000. 15 авг.
*(6) См.: Терещенко Л.К. Интернет и пробелы в праве // Тезисыконференции «Право и Интернет: теория и практика», 2 ноября 1999года. Академия народного хозяйства при Правительстве России.
*(7) При установлении предельного количества получателейинформации в 1000 пользователей этот предел в России превысят не более трехсотинформационных сетевых ресурсов (исходя из данных, полученных на 31 августа2000 года в системах, фиксирующих количество посещений информационных сетевыхресурсов).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Classical Adlerian Psychology Essay Research Paper Classical
Реферат Романский архитектурный стиль и римские артели
Реферат Информационные системы и технологии в логистике
Реферат Как труд помогает раскрыть содержание романа "Робинзон Крузо"
Реферат Разработка и дизайн Web-сайта
Реферат Расчёт генератора шума
Реферат Разработка универсальной потенциометрической установки
Реферат Расчет разностного усилителя вычитателя на ОУ
Реферат Некоторые черты религиозного быта Челябинска в XVIII — начале XIX века
Реферат Бухучет в строительстве
Реферат Дрессировка и воспитание маленьких собак
Реферат Historical Notes In The Handmaid
Реферат Основные понятия теории физической культуры их сущность и соотношение
Реферат Пути локализации и прекращения пожара на сухогрузных судах перевозящих серу газовую комовую
Реферат Расчет трансформаторного усилителя