Реферат по предмету "Государство и право"


Роль социального работника в организации социальной защиты семьи

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ССЕМЬЕЙ
1.1 Современная российская семья какобъект социальной работы
1.2 Социальные проблемы семьи ипричины их возникновения
1.3 Организация социальной защитысемьи в России
ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫСЕМЬИ
2.1 Психолого-педагогическиеособенности деятельности специалиста по социальной работе с семьей
2.2 Роль социального работника ворганизации социальной защиты семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьисследования. Резкие социальные перемены, произошедшие в России в 90-ые годы, икризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижениюуровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемысоциальной помощи и социальной защиты семьи.
Как социальный институт ималая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом вразличных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективновлияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, котораяявляется наиболее благоприятной для физического роста и духовного развитиядетей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизнисемьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризиснойдемографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.
В настоящее времяроссийская семья сталкивается с целым рядом острых проблем, затрагивающихразличные стороны ее жизнедеятельности и основные функции: репродуктивную,экономическую, социализирующую, рекреативную, воспитательную. Научныеисследования, посвященные вопросам жизнедеятельности современной семьи и ролисоциального работника организации социальной защиты семьи (работы АндрееваГ.М., Бочарова В.Г., Василькова Ю.В., Беличев С.А., Елизаров В.В., Гайнер М.Л.,Жданов В.И., Куличенко Р.М., В.Н. Курбатов, П.Д. Павленок, Пантелеев Г.С., Ф.Парслоу, Сластёнин В.А., В.И. Жукова, Е.И. Холостовой, Торохтий В.С. и др.), ианализ статистических данных свидетельствуют о том, что в развитии семьи какфактора, обуславливающего формирование личности ребенка, в последние годывыявлены многие негативные тенденции:
— семья в значительноймере теряет свою стабильность, о чем свидетельствует увеличивающееся количестворазводов;
— следствием высокой разводимостисупружеских пар является рост неполных семей, преимущественно материнских,воспитательный потенциал которых частично ослаблен из-за дефицитавзаимодействия ребенка с одним из родителей, чаще всего с отцом;
— рост внебрачнойрождаемости детей несовершеннолетними социально незрелыми матерями;
— увеличение количестванеполных материнских семей вследствие гибели значительного числа молодых мужчинв межнациональных и региональных конфликтах, а также в результате асоциальногообраза жизни (алкоголизм, наркомания, длительные сроки пребывания висправительно-трудовых учреждениях и т.п.).
Усиление негативныхсоциальных явлений, указывающих на рост числа проблемных семей, в частностинеполных и преимущественно материнских, с дефицитом воспитательных и других социальноориентированных возможностей, создает целый ряд противоречий:
— между потребностьюобщества в здоровом подрастающем поколении с четко сформированными социальнымиценностями и недостаточно эффективной организацией воспитательного процесса внеполной семье; — потребностью родителей и детей из неполной семьи в получениикачественной комплексной, в частности — психолого-педагогической иандрагогической помощи и недостаточным предложением вариативных ее форм испособов со стороны территориальных социальных служб; — востребованной впрактике социальной работы моделью социальной службы сопровождения неполнойсемьи, учитывающей ее особенности и потребности, и недостаточнодифференцированным подходом к этому типу семьи в деятельности специалистовсоциальной работы.
Таким образом,современные тенденции развития семьи как социального института и первичногофактора формирования личности ребенка, увеличение количества неполных семей,дефицит их воспитательных и других социально-адаптивных возможностей выдвигают напервый план необходимость создания эффективных «механизмов» социальной помощисемье средствами андрагогического и психолого-педагогического просвещенияродителей, а также оптимизации организационно-педагогических условий социальнойподдержки семьи посредством устранения межведомственной разобщенности иустановления социального партнерства всех субъектов, оказывающих социальнуюпомощь родителям и детям семьи.
Теоретическая неразработанность путей разрешения названных нами противоречий и потребностипрактики в повышении эффективности взаимодействия специалиста социальной работыс родителями и детьми из семьи обусловили актуальность исследования даннойпроблемы.
Все это и делаетпоставленную нами проблему чрезвычайно острой, требующей безотлагательного решенияне только путем оказания семьям материально-финансовой поддержки, но икомплексной психосоциальной, социально-педагогической и андрагогической помощипосредством организации образовательно-просветительной работы с родителями ивоспитательной работы с детьми.
Цель исследования —разработать и научно обосновать роль социального работника в организациисоциальной защиты семьи.
И для того, чтобы достичьпоставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решениеследующих задач:
1. Проанализироватьнаучно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблемеисследования. 2. Выявить функциональные обязанности социального работника истратегию его взаимодействия с семьями.
3. Выявить роль социального работникав организации социальной защиты семьи.
4. Изучить опыт деятельностисоциальных служб, социальных педагогов и социальных работников по оказаниюсоциально-правовой, психолого-педагогической и андрагогической помощи семье.
5. Выявить эффективность деятельностисоциального работника в организации социальной защиты семьи.
Объект исследования являетсясоциальный работник.
Предмет исследования — процессреализации методов и приемов социальной работы по организации социальной защитысемьи.
Гипотеза исследования.
Деятельность социальногоработника в организации социальной защиты семьи может быть эффективной приследующих условиях:
— если будет осуществленсистемный подход к изучению роли социального работника в организации социальнойзащиты семьи;
— изучены и приняты вовнимание особенности организации социальной защиты;
— осуществленинтегральный подход к построению теоретической модели оказания помощи исоциальной защите семьи;
— практически реализовановзаимодействие различных типов социальных и образовательных учреждений, оказывающихсоциально-педагогическую и психологическую помощь семьям;
— если специалистсоциальной работы, наряду с функциями социального педагога и практическогопсихолога, в работе с родителями и детьми будет выступать как андрагог иконсультант по социально-правовой защите семьи; — будет разработана иапробирована экспериментальная программа повышения уровня функциональнойправовой и психолого-педагогической грамотности родителей.
Методологической основойисследования является системный и личностно-ориентированный подходы к изучениюроли социального работника в организации социальной защиты семьи;андрагогические подходы к ликвидации функциональной психолого-педагогическойнеграмотности родителей; интегральный и многоуровневый подходы к разработкеопытно-экспериментальной модели организационно-педагогических условийвзаимодействия социального работника с семьями.
Методы исследования:
— контент-анализ научнойлитературы по теме исследования;
— анализ юридическихдокументов, составляющих законодательную основу социальной защиты семьи и ролив этой семье социального работника; — моделирование системыорганизационно-педагогических условий деятельности социального работника ссемьей;
— методы изучениявзаимодействия социального работника с родителями и детьми из семьи: опрос,беседа, анализ мнений клиентов (членов семьи), включенное наблюдение,самооценка, монографическое изучение семей, анализ продуктов деятельностиспециалистов социальной работы (планы, программы, вопросники, справкисоциальных служб);

ГЛАВА IТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГОПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
 
1.1Современная российская семья как объект социальной работы
Семья есть основанная на браке или кровном родствеобъединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Преждевсего, следует обратить внимание на различие понятий «семья» и «брак». Часто первоеболее широкое понятие сводят ко второму. Но семья — это не только супружеские связи,уходящие в глубь времен на несколько поколений, но и горизонтальные, т.е. отношения между родителями, детьми, братьями,сестрами, и другими родственниками. В тоже время каждая семья создаетсобственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, концессии,государства. И потому «войти в семью» — означает принять и усвоить ее субкультуру.Тех, кто не признает такой порядок, семья чаще всего отторгает.
Много написано о «нуклеарнойсемье», знаменующей современный тип семьи. Само название происходит от слова «нуклон»,что на латинском означает «ядро». Понятие «нуклеарная семья» подразумевает семьюс одной брачной парой и их неженатыми детьми или без них. Процесс урбанизации значительномодернизировал семью. Зачастую взрослые дети и их родители живут в разных домах,в разных частях одного и того же города или вообще в разных городах[1].
Меняется само представлениео семье, сегодня семья — это не только люди, живущие под одной крышей.Современная тенденция во внутрисемейной политике — создание многоядерной, а еслипридерживаться латинских терминов, то мультинуклеарной, или мультифамильной. Такаясемья, как и в предшествующих формах, создает собственную субкультуру, но, в отличиеот прежних форм семьи, они представляются более открытыми для интегрированияразных культур. Культура мультинуклеарной семьи носит интернациональный характер.
Если объектом культуры в целомявляются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельномучеловеку, его конкретной личностной судьбе.
К основным функциям семьиотносятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей иобеспечению биологического существования пищи, жилища, одежды; созданиекультурной непрерывности, передача новым поколениям общественного — культурногонаследия[2].
Все семейные функции, собственноговоря, сводятся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного,точнее, прерывно — непрерывного развития человечества. Благодаря реализации семейныхфункций, исторический поток, постоянно эволюционируя, сохраняет свой социальный,биологический и культурный смысл.
В своем единстве перечисленныефункции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системедисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит системув аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем илииным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни,возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых посубъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социальногориска[3].
Растет число одиноких матерейи их детей. Так, если в 2003 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящихв зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 2007 году она превысила 25%. Значит,ежегодно каждый четвертый — пятый новорожденный становится ребенком из неполнойсемьи, относимой обычно к семье риска.
Ежегодно, по даннымГоскомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почтистолько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска[4].
Катастрофические размеры принялосоциальное сиротство несовершеннолетних, жестокое с ними обращение. По даннымсоциологических исследований, от 2 до 4 млн. безнадзорных детей заняты попрошайничеством,нищенствованием.
Давно стала тривиальной фраза:«семья- ячейка общества». Этим аксиоматичным определением обозначены роль иместо семьи в обществе, неразрывная связь процессов, происходящих в обществе и егосоциальном институте-семье. Экономический кризис общества оборачивается материальнымипроблемами для миллионов малообеспеченных семей.
Социальная работа призвана смягчать эти тяготы, помочь тем, ктосамостоятельно не в состоянии справиться с навалившимся кризисом. Главный и основнойгосударственный организатор этой работы — Федеральное Министерство труда и социальногоразвития и его региональные субструктуры.
Технология социальной работы:
1. для преодоления низкого уровня занятоститрудовых ресурсов создаются комплексные региональные программы по созданию исохранению рабочих мест, проводится профессиональное обучение новым, дефицитнымпрофессиям и повышение квалификации людей, оставшихся без работы;
2. контролируется своевременность выплатызаработной платы в организациях различных форм собственности. Такой контроль осуществляетгосударственная инспекция труда;
3. выплачиваются государственные пособияна детей, в первую очередь такие пособия получают малообеспеченные семьи, этимдетям выделяются путевки для летнего оздоровления;
4. особое внимание уделяется детям-инвалидам,для них отроются детские дома-интернаты, оснащенные современным специальном оборудованием;
5. нуждающимся гражданам оказываютфинансовую и натуральную помощь в виде бесплатного или льготного горячегопитания, предоставления бесплатных или по льготным ценам продуктовых наборов, обеспеченияна зиму топливом и др.;
6. оказание психологической помощи конфликтнымсемьям[5].
Бессмысленно отрицать, чтосовременная семья во всем мире испытывает глубочайший кризис. Это далеко не первыйкризис. В России ХХ века он уже второй. Первый пришелся на 20-30 годы — это былкризис традиционной семьи, обусловленный модернизацией общества, но в большей степениспровоцированный политикой коммунистического государства[6].
Основными причинами нынешнегокризиса оказались обветшалость и беспомощность пришедшего в полную негодностьгосподствующего строя и декларируемых им нравственных ориентиров, резкий переходк новым системам общественных и личных отношений. И все же новый кризис, как и всепредыдущие, не ведет к отмиранию института семьи. Не случайно все социологическиеопросы свидетельствуют о том, что семья признается высшей человеческой ценностью.Как писал еще Платон: «Каждый из нас — это половина человека», поэтому семья естьобретение целостности.
В теоретическом плане всееще слабо разработана проблема сущности семьи отказавшись от ходульных построенийтипа: «социалистический образ жизни»; «семья социалистического общества» и т.п.,наука о семье освободилась от псевдонаучных построений. Но необходим следующий шаг- объяснение новых реалий в судьбе семьи, что пока оставляет желать лучшего. Сущностьдолжна объяснять внутреннее глубинное содержание объекта, выражающееся в единствевсех его сторон. Постижение сущности семьи, всех аспектов ее изучения — демографического, юридического, экономического, социального, медицинского,сексуального, психологического и др. Т.е. охватывание объекта в его целостностипредставляет главную цель семьеведения – науки, стремящейся постигнуть сущностьсемьи.
Важно понять, что сущностьлюбого объекта не есть раз и навсегда застывшая данность, она находится в постоянномдвижении и видоизменениях. Это же относится и к сущности семьи; несмотря на то,что семья — одно из наиболее стабильных явлений, она модифицируется и сама по себе,и под влиянием процессов, происходящих во всех других социальных институтах. Семейныечасы, отсчитывая домашнее время, отсчитывают и время всей планеты. Следовательно,теоретические положения о сущности семьи должны подвергаться постоянному обновлениюв контексте изучения многообразия социальных проблем.
 
1.2 Социальныепроблемы семьи и причины их возникновения
 
Семья во все времена постоянно находилась в центре вникания передовойобщественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древнихфилософов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляетсобой систему социального функционирования человека, меняется не только под воздействиемсоциально политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальнойработы. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчиненияв семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей, многиеученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективнымипроцессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах,и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собойснижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Социологические исследованиярепродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономерность:более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметьдетей, чем менее состоятельные. В 2003 г. в стране родились 1,8 млн. детей, в 2004г, — 1,6 млн., в 2005г. — всего 1,4 млн. Если прирост населения в России будетоставаться таким, то через тысячу лет от 148 млн. россиян останется менее 150 человек[7].
Самостоятельно регулируя семейныеотношения, семьи несут огромную ответственность за собственное выживание ивоспитание полноценных граждан. И если на Западе этот процесс происходил постепенно,эволюционно, то в России его революционный характер привел к тому, что с 1980по 1990 гг. количество людей, состоящих в браке, на 1000 человек населения уменьшилосьна 1,7 пункта, а с 1990 но 1992 гг. — на 1,8. То есть, всего за два годасократилось больше, чем за последние 10 лет. И процесс этот стремительно набираетскорость[8].
Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневныхпроблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человекувыживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни. Семья выступаетв качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членамэкономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелыхи больных. Обеспечивает условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего,объединяет своих членов чувством любви, общности и даёт возможность делить с другимитрудности и радости жизни.
Сегодня вопросы уровня жизни,социальной и демографической политики явно вытесняются на второй план. Нынешнеесостояние социальной защиты семей с детьми показывает отношение государства к институтусемьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовностьподдержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказалисьздоровье и благополучие самого ценного достояния нации — подрастающего поколения,будущего страны.
Средняя величина семьи запоследние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 всельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последниетри десятилетия обусловлено следующими факторами:
·         ростом числа малодетныхсемей;
·         приростом висла молодыхсемей вследствие снижения возраста вступления в брак;
·         тенденцией к отделениюмолодых семей от родительских нуклеаризация;
·         увеличением доли семейс одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождениядетей одинокими матерями.
Сегодня преобладающий типсемьи — это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них(61 % семей). Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части:
·         без детей – этомолодые семьи, еще не имевшие детей и старые, где взрослые дети живут отдельно;
·         с одним ребенком;
·         с двумя детьми.
Еще 12 % супружеских парживут с одним из родителей супругов или с другими родственниками.
Сложных семей, включающихдве супружеские пары или более, в России очень мало — всего 3,4 %, ЧТО подтверждаетинтенсивность нуклеаризации семей.
Значительную долю составляютнеполные семьи — 13%, в подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенныхженщин и вдовцов. В большинстве случаев в этих семьях один, реже — два ребенка[9].
Данная типология семей используетсяпри разработке материалов переписи населения. В ее основу положены такие критерии,как брачное состояние, родственные связи и наличие детей,
Для целей государственнойсемейной политики типы семей выделяются по иному основанию — объективному рискусоциальной уязвимости, а значит нуждаемости в материальной поддержке государства,особых льготах и услугах. Поскольку в семье один кормилец, в трудныхматериальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. По состояниюна конец 2005г. их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытываютсемьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи,в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей).
Еще одна категория семей,получающих поддержку государства — это семьи с детьми- инвалидами.
Следует назвать также семьис родителями — инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детейпод опеку и попечительство. Их около 200 тысяч. Следующая многочисленная категориясемей с объективно ограниченными материальными возможностями — это многодетные семьи.Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн.
Как правило, в трудных материальныхусловиях находятся семьи с малолетними детьми в возрасте до 3-х лет. Таких семейоколо 6 млн.
В особом положениинаходятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителейв большинстве случаев.
Помимо этого к семьям, нуждающимсяв особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев ивынужденных переселенцев. По данным Федеральной миграционной службы России, на 1мая 2005г. в России находилось 200,2 тыс. таких семей.
Еще одна категория семей,нуждающихся в поддержке, — это семьи безработных, имеющие несовершеннолетнихдетей.
Особый разряд семей составляютдевиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.
По данным МВД России, на учете в органах милициинаходятся свыше 620 тыс. подростков — правонарушителей и 113 тыс. родителей, отрицательновлияющих на поведение детей. В 30 % неблагополучных семей систематически злоупотребляютспиртными напитками, в 40 % устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни.Выборочное криминологическое обследование показало, что 36,5 % подростков из неблагополучныхсемей живут в семьях, где уже есть судимые.
Спасаясь от жестокого обращенияи насилия, около 50 тыс. подростков ежегодно уходят из дома, 2 тыс. кончают жизньсамоубийством. Усиливается тенденция жестокого обращения с детьми.
Мониторинговое исследованиесоциально — экономического потенциала семей в 2005г. показало, что общество практическиперешагнуло допустимый рубеж имущественной дифференциации децимальный разрыв — показатель социальной стабильности составил 27 при крайне допустимом значении 10и стало социально дестабилизированным. В современных условиях за чертой бедностиоказались не только социально-уязвимые семьи многодетные, неполные, семьи инвалидови т.д., но и семьи, считавшиеся прежде благополучными[10].
Таким образом, наиболее острыесоциальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическомрасслоении общества, когда на одном полюсе находится 35 % бедняков, в том числе10 % просто нищих, а на другом -10 % выигравших от проводимых экономических преобразований,включая слой 3 -5 % очень богатых людей, в постоянном дефиците государственногобюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции, в томчисле и за пределы государства в России сегодня около 3 млн. беженцев и вынужденныхпереселенцев, как легальных, так и нелегальных; в ухудшении состояния здоровья населения,в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убылинаселения в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенноженщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества;в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом[11].
Социальная работа ориентированане только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановлениевнутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функцийсемьи, стабилизации демографического и социально — экономического положения в России.
1.3 Организациясоциальной защиты семьи в России
 
Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семьиимеет государственная, экономическая и социальная политика, от которой зависятзанятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходысемьи.
В частности, социальнаязащита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мерпо обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормальнофункционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи,личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самойсемье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропагандысекса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологическогоздоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами;обучение детей ведению домашнего хозяйства и т.д.
Социальная защищённостьсемьи формируется путём дифференциации проектов и программ развития различныхкатегорий семей, создания разнопрофильных центров социальной помощи семье идетям, развитием сети специальностей и специализаций работников социальнойсферы, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридическойграмотности семей в системе родительского всеобуча, сети консультационныхпунктов и т.д.
Особое место в нейзанимает социальная защита детства, включающая в себя предупрежденияпедагогического травматизма и эмоциональной отверженности, профилактикувнутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и подростков,демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков ит.д.
В настоящее время вРоссии сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:
1.        Денежные выплатысемье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия ипенсии);
2.        Трудовые,налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми,родителям и детям;
3.        Юридическое,медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование,родительский всеобуч, научно-практические конференции и конгрессы.
4.        Бесплатные выдачисемье и детям детского питания, лекарства, одежды и обуви, питание для беременныхженщин и др.
5.        Федеральные,региональные, целевые социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России»и другие.
В России всё больше людей нуждаются в помощи государства.Старение населения так же увеличивает число получателей пенсии. Тяжелымидемографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполныхсемей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма,наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защитыстанут:
Ø  Реализацияустановленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантийгражданам, прежде всего, в области пенсии, социального обслуживания,материальной поддержки семей с детьми;
Ø  Адаптация системысоциальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включаяразвитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечняпредоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных формсоциальной помощи, подготовку кадров социальных работников;
Ø  Совершенствованиеорганизации социальной защиты на основе формирования законченных социальныхтехнологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения итипам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретнымипотребностями получателя;
Ø  Широкоеиспользование активных форм социальной поддержки населения, содействиесамореализации и самообеспечения, профессиональной ориентации и т.д[12].
Большое значение в социальной защите имеет совершенствованиесоответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующиезаконы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядкеназначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрастедо трёх лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций»,«О совершенствовании системы государственных социальных пособий икомпенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышением их размеров», «Окомпенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц»,«Государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, защите их прав»[13].
Для решения конкретныхзадач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. Вчастности, разработана и принята к выполнению Федеральная программа «ДетиРоссии», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды»,«Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детскогопитания», «Планирование семьи»[14].
В работе с семьямиразного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социальногоработника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просточеловека. Он должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекаясредства благотворителей или наблюдая за справедливым распределениемгосударственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи ивзаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

ГЛАВА IIРОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ВОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ
2.1Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальнойработе с семьёй
Говоря о практикесоциальной работы с семьей, нельзя оставить без вниманияпсихолого-педагогические особенности деятельности специалиста в работе ссемьёй. К сожалению, в сложившейся ситуации социальный педагог работает спроблемными, социально-незащищёнными семьями, а для этого ему необходимовладеть психологическими навыками. Сегодня специалист, работающий с семьёй,может исполнять огромное количество ролей и работать в системах разнойвеличины. Он может быть должностным лицом военного ведомства, ведомствасоциальной защиты и поддержки населения, местных органов власти, авторомпрограмм, и во всех этих видах деятельности ему потребуются знания психологии,психоконсультирования, психодиагностики и психокоррекции семейных отношений. Опсихологических особенностях деятельности социального педагога в работе ссемьёй и пойдёт речь в данном параграфе.
Социальная работа – этосодержательная деятельность, способная дать удовлетворение человеку своейзначимостью, возможностью проявить себя и внести вклад в решение проблем семьи,постоянным общением с разными людьми. Она порождает возвышенные, положительныечувства, являющиеся важным источником её мотивации. Вместе с тем могут бытьфакторы, вызывающие отрицательные эмоциональные реакции и состояния. Сильныепереживания вызывают:
ü  Концентрациявнимания на проблемах одной семьи;
ü  Не сложившиесявзаимоотношения с клиентом из-за невозможности в данный момент решить его проблему;
ü  Новые задания,резко меняющиеся планы;
ü  Отсутствиеочевидных результатов предполагаемых мер, и т.п.
Проблемы клиентов социальной работы, как правило, настольковзаимосвязаны, что при решении одной из них необходимо принимать во вниманиеряд других, чтобы не нанести ему ущерба. Это создаёт высокий уровень ответственностии напряженности всей деятельности социального работника, порождаетспецифические трудности. Имеют место нежелательные эмоциональные реакции,вызванные некомпетентностью клиентов, их бестактностью, попытками вывестисоциального работника из равновесия и т.д. В этих условиях вспышки негодования,проявления несдержанности, растерянности и других эмоций обычно ещё болееусложняют обстановку, накладывают на деловую проблему новую — проблемувзаимоотношений. Всё это повышает значимость высокого самообладания,способности сдержать непосредственную эмоциональную реакцию и принять решение,которое диктуется обстоятельствами самого дела.
Особенности познавательных и эмоциональных трудностей даютпредставление о волевом напряжении, характерном для специалиста социальнойработы. Волевые усилия необходимы тем, где работа длительное время не даётожидаемого результата, где проявляется недооценка труда социального педагога,вследствие чего ослабевают внутренние стимулирующие факторы. Они особеннонеобходимы молодому специалисту, испытывающему «синдром выгорания»,обусловленного необходимостью каждодневно решать однообразные и обыденныепроблемы определённой категории семей. В этих условиях твёрдость,последовательность, поиск новых форм работы является важным условием доведениядела до конца.
Сегодня же специалист, работающий с семьёй, может исполнятьогромное количество ролей и работать с системами разной величины. Он может бытьдолжностным лицом военного ведомства, ведомства социальной защиты и поддержкинаселения, местных органов власти, автором программ, социальным аналитиком,управляющим или работником агентства. Однако, главным образом, он будетсосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье илигруппам семей.
Работа с семьёй может также вестись в различных сферахсоциальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье,благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и,конечно, семейные агентства, службы.
Внимание любой из сфер социальной работы сосредоточено начеловеке, на семье. И какие бы не возникали у членов семьи проблемы(психолого-педагогического, социального, правового или другого свойства), онизатрагивают всю семью, формируют различные социально-психологические явления,которые или укрепляют или, что чаще всего бывает, разрушают.
Необходимой предпосылкой успешного решения основных проблемсемьи является глубокое понимание психолого-педагогических закономерностейсоциальной работы с ней.
Деятельность специалистов по социальной работе, будь тосоциальные педагоги или социальные работники, многогранна: в одном случае онипроводят консультацию молодых супругов, в другом – совместно с родителямивырабатывают общую линию воспитания подростка, в третьем – решают проблемынеполной или многодетной семьи, в четвёртом – занимаются семейнойпсихотерапией, поддержкой и т.д. В принципе, эти многоплановые контактысоциального работника с семьями, порождаемые потребностями совместнойдеятельности, являются своеобразными формами проявления общих закономерностейсоциальной работы с семьёй. В свою очередь они обуславливают егосоциально-педагогические понятия о поведении индивида и малой социальнойгруппы, о типах семьи и процессах её социализации, поведении сложных структур иразнообразии культурных систем, а также о собственно личности социальногопедагога или работника и присущих ему профессиональных качествах.

2.2 Роль социального работника ворганизации социальной защиты семьи
 
Специфика отношенийродителя семьи и социальных работников центров социальной помощи семье и детямв формировании их социальной защиты заключается в том, что с одной стороны, обасубъекта являются равноправными, равноценными и автономными партнерами впедагогическом взаимодействии по влиянию на ребёнка. С другой стороны –родитель семьи выступает в роли ученика, т.е. менее компетентным в вопросахсоциальной защиты семьи, чем социальный работник.
Следовательно, социальныйработник помогает родителю семьи в организации такой социальной защиты, котороеудовлетворяет всех, и детей в первую очередь. Для этого социальные работникиприменяют педагогические знания, умения, навыки на практике.
В практике работы ссемьей социальные работники применяют современные технологии, вводят новые видыуслуг. Социальная работа с семьей начинается с анализа, выявления семей,нуждающихся в социальной помощи и защите, формирования банка данных иразработки социальных паспортов семьи. С этой целью проводится обследованиематериального положения семьи и социологические исследования среди отдельныхкатегорий семей. Диагностика позволяет безошибочно оказывать нуждающимсясоциальную защиту, а при улучшении материального положения вносить определенныекоррективы. Исходя из этого, обеспечивается социальная защита, в первую очередь,оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Важно, что учреждениясоциального обслуживания семьи и детей работают в контакте с государственными инеправительственными организациями, учреждениями образования, здравоохранения,внутренних дел, органами социальной защиты и опеки. Социальные работники ведутработу с семьями в комплексе, способствуя осуществлению региональных программпо социализации, укреплению и социальной защите семьи. В отличие от другихучреждений социального профиля, работающих с определенными категорияминаселения, учреждения социального обслуживания семьи и детей решают проблемысамых широких слоев населения. Виды социальной работы с семьей разнообразны имногофункциональны.
На уровне РоссийскойФедерации отработана система комплексной помощи семье и детям. В регионахнемало примеров практического применения инновационных технологий посоциальному обслуживанию семьи.
Проведенный анализпоказывает, что в действующих учреждениях социального обслуживания семьи идетей России помощь в социальной адаптации в основном оказывалась в 2005г.неполным, многодетным, семьям с детьми, имеющими ограниченные возможностиздоровья (1087 тыс.), семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в томчисле и малообеспеченным семьям (856 тыс.).
Как на федеральном, так ина региональном уровнях должна решаться задача по повышению эффективностидеятельности учреждений социального обслуживания и защиты семьи и детей. Дляэтого требуется дальнейшее укрепление материально-технической базы, повышениеквалификации социальных работников, применение инновационных технологий поработе с различными категориями семьи и детей, что позволит повыситьэффективность социальной работы с семьей, увеличить количество семей,охваченных социальной защитой, обеспечить расширение предоставляемых видовуслуг и улучшит их качество.
Социальный работник приформировании социальной защиты семьи работает с каждой конкретной ситуациейсемьи. При этом он оказывает превентивную помощь, направленную напредупреждение прогнозируемой неблагоприятной ситуации, связанной с низкойсоциальной защитой семьи и оперативную помощь, направленную на разрешениесложившейся неблагоприятной ситуацией, как для ребенка, так и для семьи вцелом. В формировании социальной защиты семьи социальный работник используетиндивидуальные и групповые формы работы.
Индивидуальные формыработы, такие как консультация, беседа и т.д., социальный работник используетво время патронажа семьи. Социальный работник в работе с семьей используетнаиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение[15],внушение, убеждение, художественные аналогии и т.д. Конечной целью консультационнойработы является – актуализировать внутренние ресурсы семьи и социальной защиты,откорректировать отношение семьи к ребенку и наоборот.
Групповые формы работы –лекции, семинары-тренинги и т.д., используются социальным работником во времяработы в центре. Групповые методы работы дают возможность родителям семейобмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы, получить одобрение и педагогическуюподдержку.
Взаимодействиесоциального работника и семьей по формированию их социальной защиты являетсяуспешным, если между ними установлен диалог. Важные требования в связи с этим предъявляютсяк личностным качествам социального работника (эмпатия, гибкость, общительность,рефлексия, сотрудничество) и профессиональным (направленность на успех родителясемьи, склонность замечать в людях доброе и хорошее).
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Социальная работа какважнейший раздел деятельности в области обслуживания и организации социальнойзащиты семьи в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальнаязабота государства и общества по отношению к семьям в России проявляласьвсегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которыеосуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этогослова) с семьями, проводилась систематически в органах и учрежденияхсоциального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих этудеятельность были работники здравоохранения в контакте с государственными инеправительственными организациями, учреждениями образования, внутренних дел,органами социальной защиты и опеки, центров социального обслуживания,муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам современи введения этих должностей отводится специфическая роль, котораяопределяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями(задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работникав связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично.Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты семей работниковданной категории расширяются их функции. При этом особенно вырисовываетсяспецифика деятельности социальных работников. В одних случаях она носитхарактер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридическихконсультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект,в третьих — характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимоподчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей» (семей) сферадеятельности социальных работников распространяется и на обслуживающийперсонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникамприходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимостьуровень образования социальных работников, их профессионализм, знаниепсихологических особенностей различных категорий семей. В связи с широкими иразнообразными функциями социальных работников в организации социальной защитысемей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнемобразования. Для той категории семей, которые находятся в затруднительном инеблагоприятном состоянии, диапазон деятельности социальных работниковохватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи икончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психологическойподдержкой.
В данной реальносуществующей ситуации с организации социальной защиты семей в разных условияхих проживания существует настоятельная необходимость введения в штатстационарных учреждений социальных работников с целью совершенствования организациисоциальной защиты семей.
Наиболее острыесоциальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическомрасслоении общества, когда на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе10% выигравших от проводимых преобразований, включая слой 3-5% очень богатыхлюдей[16]; в постоянном дефицитегосударственного бюджета и невозможности социальной и географическоймобильности; в миграции, в том числе и за пределами государства; в ухудшении состоянияздоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации,проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных измененияхтрадиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполныхсемей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальномсиротстве и во многом другом.
В мировой практикесоциальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действийспециалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждаетсясоциально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй каксамостоятельный вид обеспечивающей деятельности.
Практика становленияпрофессии «социальный работник» показывает, что социально-педагогическоеобеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий семей всоциализации подрастающего поколения, а также на возможности семьи реальноиспользовать накапливающийся научный потенциал для её блага, особенно вжизненно трудных ситуациях.
Сегодня становитсяочевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся всоциальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности,в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения.Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы являетсяважным средством социального восстановления (поддержания) социальной активностисемьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.
Таким образом, проблемаизучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёйв интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является ввысшей степени актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.
В заключении ещё разхотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентированна не только нарешение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановлениевнутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимыхфункций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономическогоположения в России.
Конечно, в объеме однойкурсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, чтодостигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыланеобходимые вопросы и понятия для понимания роли социального работника ворганизации социальной защиты семьи.
Завершая работу, хотелосьбы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросовотносительно роли социального работника в организации социальной защиты семьиданная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работв будущем.

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.        Андреева Г.М.Социальная психология, — М.: «Наука» 1994.
2.        Бочарова В.Г.Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 1994. – 207с.
3.        Василькова Ю.В.Лекции по социальной педагогике; Раздел 2. Лекция 16., С.307.
4.        Беличева С.А. Службасоциальной защиты семьи и детства // Педагогика. – 1992.- № 7/8 – С. 23-27.
5.        Бочарова В.Г. Личность– семья – община становится центром системы социальных служб.// Социальная работа.-1992. — № 1. С.3-9.
6.        Гайнер М.Л.Правосознание подростков. М.: Наука, 1998 – 123с.
7.        Елизаров В.В.Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и детей впрограмме действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.:Юридическая литература, 1998. – С.34-35.
8.        Жданов В.И.Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита правсемьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.28.
9.        Куличенко Р.М.Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: уч.Пособие, Тамбов; изд. ТГУ им. Г.Р. Державина. – 1997.
10.     Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука»Т2. Общественные науки. Ставрополь. 2004г. с.136 // Бахуташвили Т.В
11.     О положении детейв Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. –2005г. – М., 1998.
12.     Основы социальнойработы: Учебник // Под ред. В.Н. Курбатова. – М., 1996. – 567 с
13.     Основы социальнойработы: Учебник // Под ред. П.Д. Павленок. М.: Юристъ, 1999. – 521 с
14.     Пантелеева Г.С.Экономические основы социальной работы: Учебное пособие. М.: Филинъ, 2001. –450 с
15.     Принципактивизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. М., 1997. – 225 с
16.     Российскаяэнциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. – Семья как объект социальной работы.– М., 1997.
17.     Сластёнин В.А.Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия// Теория ипрактика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. Т.Ф.Яркиной и В.Г. Бочаровой. – Т.2. – Москва-Тула. 1993. – С. 265-275.
18.     Социальнаяработа. Российский Энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Жукова. – М.,1997. – 600 с
19.     Социальнаяработа./Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники, учебныепособия». – Ростов на Дону.:»Феникс», 1999. – С.426-433.
20.     Социальные службыдля подростков и молодежи. – Институт молодежи. – М., 1993. – 264 с Социальныеслужбы нового типа: Учебное пособие. Красноярск, 1992. – 50 с
21.     Теория и методикасоциальной работы. (Краткий курс) – М.: издательство «СОЮЗ», 1994, 192 стр.
22.     Теория социальнойработы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1995. – 456 с Тетерский С.В.Введение в социальную работу: Учебник. М. ИНФРА-М., 2000. – 379 с
23.     Торохтий В.С.Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей.Учебное пособие, (часть I) – М.: МГСУ, 2000.-240 с.
24.     Торохтий В.С.Психология социальной работы с семьей. –М., 1996.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Значимые особенности различных категорий семей – объектовсоциальной работы ТИПЫ СЕМЕЙ ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЁТУ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Молодая семья
—    Межличностная адаптация супругов: первичная и вторичная;
—    Распределение социальных ролей и освоение различных функций семьи;
—    Адаптация к условиям жизнедеятельности в новом социуме. Семья среднего супружеского возраста
—    Проблемы взаимоотношений супругов на этапе первого и второго критического периода жизнедеятельности семьи;
—    Психолого-педагогические проблемы воспитания детей, коррекции поведения родителей;
—    Потребность в стимулировании факторов стабилизации семьи. Бездетная (инфертильная) семья
—    Наличие комплекса «неполноценности»;
—    Обострение различных девиантностей, приобретённых в детстве типа «проекция собственных негативных качеств на другого»;
—    Возможны психогенные отклонения типа «фобия утраты супруга» и т.д. Малодетная семья
—    Проблемы внутрисемейного общения;
—    Наличие эгоцентрических качеств у подростка;
—    Проблемы авторитета и лидерства супругов;
—    Дефицит психологического здоровья семьи. Многодетная семья
—    Нестабильность статуса в общественном сознании;
—    Изобилие иждивенческих жизненных установок;
—    Социально-ролевая нестабильность в семье;
—    Наличие благоприятных условий для развития девиантного поведения подростков Сложная семья
—    Проблема взаимоотношений родителей и пришедшего в семью нового человека (зятя, невестки);
—    Проблема лидерства в решении общесемейных задач;
—    Возможность обострения девиантностей типа: «воспитательная неуверенность» и т.д. Смешанная семья
—    Построение взаимоотношений с прежним и новым микроокружением;
—    Адаптация детей к новому родителю или уходу родителя из семьи;
—    Отношения с взрослыми детьми и забота о них. Внебрачная семья
—    Юридическая неоформленность брака создаёт массу проблем во внутрисемейных отношениях и взаимодействии её с социумом;
—    Неразвитость представлений о перспективных целях семьи;
—    Отсутствие взаимопонимания с микроокружением;
—    Нервно-эмоциональная напряженность ожидания определённости супружеских отношений Неполная семья
—    Адаптация к новому статусу в социуме;
—    Возможности развития у родителя и детей психогенных девиантностей типа: «неразвитость родительских чувств», «эмоциональное отвержение» и т.п.;
—    Проблема воспитания детей. Дистантная семья
—    Проблема взаимоотношений родителей и детей;
—    Рассогласованность взглядов родителей на формы и методы воспитания детей;
—    Возможно развитие девиантностей у детей типа: «эмоциональное отвержение» родителя, а у родителей «противопоставление родительских отношений к детям». Разнородная семья
—    Проблема несоответствия потребностей и прежде всего интеллектуальных;
—    Авторитет и лидерство в семье;
—    Потенциальная конфликтность во взаимоотношениях супругов;
—    Разногласия в методах воспитания детей;
—    Сложность согласования семейных целей и путей их реализации. Межнациональная семья
—    Взаимоотношения супругов с национальным микроокружением;
—    Проблема выбора детьми национальной принадлежности;
—    Отношение к национальным и религиозным ценностям;
—    Повышенный нервно-эмоциональный фон жизнедеятельности семьи.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.