Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Реформа дошкольного образования как препятствие на пути формирования духовно-нравственной мотивации маленького человека

Ломбина Т. В.
Основаличности ребенка, его духовно-нравственная мотивация формируется в дошкольномвозрасте, это самый сензитивный возраст малыша. До семи — девяти лет ребенокявляется правополушарным существом, левое полушарие у него актуализируетсятолько к девяти годам. За нравственное здоровье и религиозное чувство учеловека отвечает именно правое полушарие.
"… Вэти годы душа ребенка так наивна, так впечатлительна и беспомощна, она как быплывет в потоке наивной непосредственной доверчивости. В этот периодвпечатлениям открыта последняя глубина души, она всему доступна и не защищенаникакой броней. И в этот момент самое важное – духовно пробудить ребенка иуказать перед лицом будущих трудностей и опасностей жизни, что источник силынаходится в его собственной душе. Надо, чтобы именно в этом возрасте ребенокполучил доступ ко всем сферам духовного опыта, чтобы все значительное исвященное в жизни открылось ему" (Ильин И.А.)
Конечно,в этом возрасте есть определенная трудность развития и воспитания ребенка:трудно это делать наукообразным, дидактическим способом. Но, зная, что путь ксердцу ребенка, к его чувствам, и через них — к его мыслям, лежит через игру,через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный ипоэтический образ, можно сформировать нравственную личность уже и в такоммалыше. Ведь ни для кого не секрет, что добрая русская народная сказка, меткаяпословица или поговорка, одним словом русский фолклор, — это Евангелие отнарода.
Неучитывая правополушарности детей дошкольного возраста, мы губим их самыйталантливый период. Потому-то и была мною написана программа«Читайка».
«Читайка»это учебник и сказка одновременно. Но не простая сказка и не обычный учебник. Вэтом учебнике учебного материала как бы и нет, его не видно. Он глубокоспрятан, растворен в художественной форме.
Ребенокпросто играет, и незаметно для себя обучается читать, считать.
Ребенокпросто играет, и незаметно для себя развивает свою память, эмоции, речь,внимание. Ребенок просто играет и незаметно для себя воспитывает волю,формирует характер. И все это ребенок делает весело, с радостью, легко. Иглавное – в привычной и комфортной для него атмосфере сказки, фантазии, игры ичувства.
Впрошлом году я встречалась с профессором Хелен Пенн из Института образованияЛондонского университета. Она часто бывает в России, странах СНГ, так какотвечает за права ребенка, являясь членом Международной комиссии, оберегающейдетство. По ее словам наше дошкольное воспитание и образование – это чудо,которое осталось в наследство нам и странам ближнего зарубежья. Ничего лучшегоне придумано нигде! Она с печалью призналась, что английские малыши являютсяжертвой традиции, которая требует, чтобы дети шли в школу с пяти лет. Новзрослые при этом заведомо знают, что к 7 — 8 годам только 10% из всехгоре-учеников научатся читать, но мотивация к обучению подавляется у нихнавсегда.
Жаль,конечно, английских малышей, но мое сердце болит сейчас не о них, у них естьсвои родители, свое государство. Моя печаль – наши дети, для которыхМинистерство образования придумало очередное страшнейшее испытание в видереформы дошкольного образования, которая не только отнимет у ребенка детство,но и здоровье.
Какизвестно, мы находимся сейчас на этапе не просто дикого, но дичайшего капитализма.Молодые родители, чтобы как-то заработать на жизнь и на жилье работают по 10 — 12 часов в день. Ребенка они видят уже либо перед сном, либо спящим. Занятьсяего воспитанием, его нравственным здоровьем у них нет ни сил, ни возможностей.Слава Богу, у них есть то самое чудо, о котором говорила профессор Хелен Пенн,наши детские сады с программами развития и воспитания. Я уже почти пятнадцатьлет работаю с этими удивительными людьми – педагогами-дошкольниками, онивызывают у меня восхищение и преклонение за их самоотверженный, почтинеоплачиваемый труд. А в той ситуации, в которой сейчас оказалась наша страна,им надо бы платить золотом. В их руках наше будущее – наши дети, их здоровье, асамое главное – их нравственное здоровье. Это именно они формируют духовно –моральный облик будущего нашей страны.
Теперьо здоровье физическом. В России в 80-х годах 20-го века был проведенширокомасштабный эксперимент по обучению шестилеток, охвативший 50 тысяч детей.Они обучались в детском саду и школе. Результаты эксперимента показали, чтодети шести лет не готовы к обучению школьными методами. Обучение детей такоговозраста приводит к серьезным нарушениям их здоровья.
Передначалом эксперимента здоровыми были 39% детей (первая группа здоровья) и 95%имели нормальное физическое развитие. После обучения в условиях, приближенных кшкольным, у 92% детей снизился вес, у 25% — гемоглобин в крови, у 48% — ухудшилось нервно-психическое здоровье. Более 50% детей тяжело адаптировались кновым условиям, а в конце года 38% учащихся были отчислены из школы из-запсихоневрологических отклонений. Таким образом, эксперимент показалневозможность обучения детей даже с шести лет, а что уж говорить о пятилетках.Аналогичные результаты получены американскими и французскими учеными. Опытфранцузских педагогов и психологов показывает, что чем дольше длится дошкольноеразвитие, тем успешнее идет обучение ребенка в школе, тем меньше риска для егоздоровья. Раннее включение ребенка в целенаправленное обучение не может бытьблагоприятным фактором для когнитивного, речевого и социального развитияребенка. Раннее погружение ребенка в группу целенаправленного обучения требуетот него развития способностей чувствовать себя частью группы, а у него по егопсихофизиологическим возможностям возраста должна идти работа по формированиюЯ-концепции.
ВСША крайне обеспокоены плачевным состоянием начального и среднего образования встране. Отставание американских школьников уже давно тревожит педагогов иполитиков, а то, что 40% учащихся 4-х классов не умеют читать книги для детеймладшего школьного возраста вовсе шокировало американскую общественность, темболее, что сорока пяти процентам детей, обучавшимся с 5-ти лет, потребоваласьпомощь психотерапевта и психиатра. То есть нулевой класс с 5-ти лет не можетбыть гарантией хорошего усвоения знаний в школе. А ведь именно эту цельпреследуют наши реформаторы.
Согласнореформе, обучать детей 5-ти лет читать, считать, а также компьютерной грамотебудут школьные учителя. Не надо доказывать, что они будут делать это так, какумеют и как делают у себя в школе, а именно — левополушарными методами.Психофизиологами показано, что такой подход к обучению дошкольников приведет кпритормаживанию функций правого полушария и, вследствие этого, к подавлениютворческого потенциала ребенка.
Такимобразом, предполагаемая реформа образования – это выстрел в будущее нации! Онане только не достигнет цели выравнивания стартовых возможностей детей, ноприведет к подрыву их физического, нервно-психического здоровья, а в целом, кразрушению творческого потенциала нации. Непонятно почему выравниваниестартовых возможностей детей не начать в 1-ом классе школы, когда ребенокфизически и психически, хотя бы частично, готов к левополушарной — читай:авторитарной — школьной системе обучения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.