1. Peфepeндум вPoccийcкoй Фeдepaции: пoнятиe и пopядoк пpoвeдeния
Референдум (от латинского — «должное быть сообщенным») — этоголосование избирателей, посредством которого принимается решение государственногоили самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местноезначение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычныйзакон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, неследует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местногосамоуправления.
Референдум — один из важнейших способов осуществления прямой,непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительнойдемократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают взаконы и иные акты, избранные населением представители — депутаты парламента,члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народувыразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значениереферендума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могутбыть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовыхизбирателей, которые могут не оценить всех политических последствийпринимаемого решения.
Референдум – голосованиеграждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые вустановленном законом порядке вынесены на референдум в целях получения отучастников референдума чётко выраженного однозначного ответа типа «да» или«нет», «за» или «против», — определяется в российском законодательствеприменительно к видам референдума в Российской Федерации. Таковых три:референдум Российской Федерации (федеральный институт референдума), референдумсубъекта Российской федерации, местный референдум.
Всоответствии со статьёй 3 Конституции Российской Федерации референдумРоссийской Федерации наряду со свободными выборами является высшим инепосредственным выражением власти народа. Референдум Российской Федерациипроводится на всей территории Российской Федерации, на основе равного всеобщегои прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдумаобладает только одним голосом. Гражданин Российской Федерации голосует вреферендуме лично. Участие является свободным, контроль за волеизъявлением недопускается.
Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам,действующим законам и другим вопросам государственного значения.
КонституцияРоссийской Федерации, предусмотрела необходимость принятия конституционногозакона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом Российской Федерации былподписан Федеральный конституционный закон «О референдуме РоссийскойФедерации». Согласно этому Закону, референдум Российской Федерации –всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам,действующим законам и другим вопросам государственного значения. Отдельные, не урегулированные указанным федеральнымконституционным законом вопросы проведения общероссийского референдумарегламентируются Федеральным законом «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»от 12 июня 2002 г.
Референдум субъекта Российской Федерации – голосование граждан Российской Федерации, постояннопроживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросамгосударственного значения, которое проводится в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами, конституциями, законами субъектовРоссийской Федерации. Сегодня данный вид референдума фактически закреплён всемиконституциями и уставами субъектов Российской Федерации, во многих субъектахФедерации приняты законы, регулирующие отношения, возникающие в связи спроведением в субъектах Российской Федерации референдумов.
Местный референдум — голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественнопроживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, поважным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии сКонституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями,уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставамимуниципальных образований, однако вполне достаточным юридическим основанием дляих поведения являются федеральное законодательство и законодательство соответствующегосубъекта Федерации.
Воснове института референдума в Российской Федерации лежат политические права исвободы человека и гражданина. Поэтому все виды референдумов заняли прочноеместо в системе конституционных институтов, выступают в качестве гарантии праваграждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так ичерез своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации).Проведение референдума предполагает реализацию комплекса конституционных прав исвобод. В целом же можно сказать, что референдум — это институт, относящийся ксистеме прав и свобод человека и гражданина, и в этом качестве он обладаетвысокой гуманитарной ценностью. Законодательство о референдуме подтверждаетюридический характер данного института, его особое место в системе права средиинститутов конституционного права как его под отрасли.
Закон "О референдуме Российской Федерации"определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование гражданРоссийской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросамгосударственного значения. Законом регламентируется характер вопросов, выносимыхна референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядкевыносится вопрос о принятии новой КонституцииРоссийской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение овынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РоссийскойФедерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы (ст.9):
1) изменения статуса субъектов РФ
2)досрочного прекращения или продления срока полномочий ПрезидентаРФ, Совета Федерации и Государственной Думы, а равно о проведении досрочныхвыборов Президента, Государственной Думы или досрочного формирования СоветаФедерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);
3) принятия и изменения федеральногобюджета, использования и изменениявнутренних финансовых обязательств государства;
4)введение, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, и также освобождения от их уплаты;
5)принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасностинаселения;
6) амнистии и помилования.
Таким образом, закон ограничиваеткруг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум,указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанныеправа и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии ихреализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметомвсенародного голосования.
Также,следует уделить внимание тому, что закон реализует право человека и гражданинана участие в управлении делами государства, которое закреплено в ст.32Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2. Положения данной статьи непосредственно вытекаютиз статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25Международного пакта о гражданских и политических правах.
Именно референдум обеспечивает наиболее полное участиеграждан в управлении делами государства.При проведении референдумаРоссийской Федерации действуют общие принципы избирательного права: всеобщегоравного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Практически общимиявляются основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме —не случайно они закреплены в одном федеральном законе. Каждый участникреферендума обладает одним голосом и голосует лично.
Участие в референдуме является свободным,контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никтоне может быть принужден к выражению своих мненийи убеждений или отказу от них. В референдуме имеет право участвоватькаждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдумаРоссийской Федерации 18 лет. Гражданин РФ, проживающий или находящийся в периодподготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладаетвсей полнотой прав на участие в референдуме. Не имеет права участвоватьв референдуме Российской Федерации гражданин РФ, признанный судом недееспособнымили содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Референдум в соответствии сост. 14 Закона не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения,введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трехмесяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Референдум не проводится в течение годапосле дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума стакой же по содержанию или по смыслу формулировкойвопроса.
В соответствии со ст. 12Закона референдум Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации.
Президент РФ издает Указ оназначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голосованиеможет быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев содня опубликования Указа. Проведение выборов Президента РФ, федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдумане допускается.
Для проведения голосования иподсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме образуютсяучастки референдума. Эти участки образует глава местной администрации посогласованию с соответствующей территориальной комиссией по проведениюреферендума не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума с учетомадминистративно-территориального деления и местных условий в целях созданиямаксимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме из расчетане более 3000 граждан на каждый участок референдума.
Федеральнымзаконом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации" установлено прямое действиеего норм и их верховенство по отношению к нормам иных федеральных законов.
Закон устанавливает стабильность нормативно-правовой базы выборови референдума: принятые в установленном законом порядке изменения и дополненияв законы, иные нормативные акты о выборах или референдуме вступают в силутолько после окончания избирательной кампании, проведения референдума (пункт 6статьи 1).
Законом введено понятие«регистрация участников референдума»(статья 17). Согласно пункту 8статьи 22 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно сфедеральными органами государственной власти, избирательными комиссиямисубъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной властисубъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организует государственнуюсистему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует восуществлении этих функций.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации,устанавливающей, что права и свободы человека могут быть ограничены Федеральнымзаконом только в той части, в какой это необходимо в целях защиты прав изаконных интересов других лиц, в пункте 6 статьи 18 Закона применительно кпроведению референдума включено положение о том, что при их проведениивоеннослужащие, проходящие воинскую службу по призыву в воинских частях,расположенных на территории соответствующего муниципального образования, всписки не включаются, если они не являлись жителями данного муниципальногообразования на момент призыва (пункт 6 статьи 18).
Граждане Российской Федерации,общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законнымиметодами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдумаРоссийской Федерации, за или против участия в нем, за или против законопроекта,действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум. Не допускаютсяпропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиознуюненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового,национального, религиозного или языкового превосходства.
Таким образом, необходимоотметить, что законодатель вводит необходимые меры защиты, чтобы избежатьиспользования института референдума в неблагоприятных для народа целях.
Что касается финансирования организации ипроведения референдума, осуществляемого комиссиями референдума, то в Законезакреплен принцип исключительно бюджетного финансирования. В случае отсутствиябюджетного финансирования предусмотрен механизм получения соответствующими комиссиямикредитов банков (пункты 4 и 5 статьи 46 Федерального закона).
Вбюллетенях для голосования на референдуме точно воспроизводится текствынесенного на референдум вопроса, и указываются варианты волеизъявленияголосующего словами «за» или «против»,под которыми помещаются пустые квадраты. Бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации должен содержать разъяснение о порядке егозаполнения.
На основаниипротоколов комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации обитогах голосования по соответствующему субъекту Федерации и протоколов обитогах голосования участковых комиссий попроведению референдума РоссийскийФедерации, образованных за пределами территории Российской Федерации, путем суммирования содержащихся в нихданных Центральная комиссия референдума не позднее чем через 10 дней со дняпроведения референдума определяетрезультаты референдума. Центральная комиссияреферендума признает референдум состоявшимся, если в голосовании принялоучастие более половины граждан, имеющихправо на участие в референдуме. Комиссия признает решение принятым,если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половиныграждан, принявших участие в голосовании.Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ниодин из указанных вариантов не получилнеобходимого числа голосов, то всеварианты считаются отклоненными.
Федеральный закон «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации» в статье 61 закрепляет юридическую силу решения,принятого на референдуме. Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежатофициальному опубликованию(обнародованию) Центральной комиссией не позднее трех дней послеопределения результатов референдумаРоссийской Федерации. Центральная комиссия в тот же срок опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому субъектуРФ,
Решение, принятое на референдуме РоссийскойФедерации, являетсяобщеобязательным и не нуждается в дополнительномутверждении. Это решение действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено илиизменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации.
2. ГpaждaнинPecпyблики Koнгo Aбoбo Эймoc c цeлью oбyчeния в PФ в 1993 гoдy пpиexaл в г.Бeлгopoд, гдe пocтyпил нa кypcы pyccкoгo языкa пpи Бeлгopoдcкoм ГocyдapcтвeннoмУнивepcитeтe. В 1994 гoдy oн зaкaнчивaeт дaнныe кypcы и пocтyпaeт нaфизикo-мaтeмaтичecкий фaкyльтeт тoгo жe BУЗa. Пocлe пoлyчeния диплoмa o выcшeмoбpaзoвaнии в 1999 гoдy oн пocтyпaeт в acпиpaнтypy тoгo жe yнивepcитeтa. В 2002гoдy нa выбopax opгaнoв мecтнoгo caмoyпpaвлeния г. Бeлгopoдa oн peшил выдвинyтьcвoю кaндидaтypy нa пocт глaвы мecтнoгo caмoyпpaвлeния, oднaкo в избиpaтeльнoйкoмиccии eмy былo oткaзaнo в peгиcтpaции в cвязи c тeм, чтo oн являeтcягpaждaнинoм инocтpaннoгo гocyдapcтвa. Aбoбo Эймoc oбжaлoвaл oткaз в peгиcтpaциив cyд.
1). Moгyт лиинocтpaнныe гpaждaнe избиpaтьcя в opгaны гocyдapcтвeннoй влacти и мecтнoгocaмoyпpaвлeния?
Всоответствии со ст. 12 Федерального закона „О правовом положении иностранныхграждан в РФ“от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ иностранные граждане вРоссийской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральныеорганы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации иреферендумах субъектов Российской Федерации.
Постояннопроживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке,предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными ворганы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Избирательный кодекс Белгородской области (п. 3 ст. 4) также допускает, что иностранныеграждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципальногообразования, имеют право избирать и быть избранными в органы местногосамоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
2). Kaкoe peшeниe вдaннoй cитyaции пpимeт cyд и пoчeмy?
Постояннопроживающим в Российской Федерации считается иностранный гражданин получившийвид на жительство (ст. 2 Закона „О правовом положении иностранных граждан вРФ). Образовательное учреждение, пригласившее иностранного гражданина вРоссийскую Федерацию в целях обучения гарантирует иностранному гражданинувозможность получения образования в данном образовательном учреждении,содействует его своевременной регистрации по месту пребывания, а такжеобеспечивает его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращенииобучения (ст. 17). Поэтому этот гражданин вряд ли имеет вид на жительство.Кроме того, Конго не является участником международного договора Российской Федерации,в соответствии, с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным ворганы местного самоуправления (закона “Об общих принципах организацииместного самоуправления в РФ”). Таким образом, суд вправе принять решениеоб отказе его регистрации на пост главы местного самоуправления.
3. Гpaждaнин Moлдoвы K.был зaдepжaн по пoдoзpeнию в coвepшeнии пpecтyплeния нa 15 чacoв. По иcтeчeнииэтoгo cpoкa cлeдoвaтeлeм был нaлoжeн apecт нa 40 днeй, кoтopый в пocлeдyющeмбыл пpoдлeн cyдьeй дo 12 мecяцeв.
K.C. oбжaлoвaлдaннoe peшeниe в cyд.
Oбocнoвaнa ли жaлoбaK.C. нa нapyшeния eгo кoнcтитyциoнныx пpaв? Ecли дa, тo кaкиe нopмы Koнcтитyциибыли нapyшeны?
Жалоба обоснована, т. к. нарушено право насвободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ). Арест,заключение под стражу допускаются только по судебному решению. До судебногорешения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Следователь правомочен толькоходатайствовать перед судом о заключении под стражу. Кроме того, в соответствиисо ст. 96 УПК РФ если подозреваемый является гражданином или подданным другогогосударства, то не позднее 12 часов с момента задержания уведомляютсяпосольство или консульство этого государства.
Если постановление судьи о применении кподозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу не поступит втечение сорока восьми часов с момента задержания, то подозреваемый немедленноосвобождается (ст. 94 УПК).
Hopмaтивныe aкты и литepaтуpa
1) KoнcтитyцияPФ. — M, 1993.
2) ФeдepaльныйKoнcтитyциoнный Зaкoн «O peфepeндyмe в PФ» oт 10 oктябpя 1995 г. N 2-ФКЗ, в ред. Федерального конституционного закона от 27.09.2002 N 5-ФКЗ) // CЗ PФ. -1995. — №2.
3) Фeдepaльныйзaкoн «Oб ocнoвныx гapaнтияx избиpaтeльныx пpaв гpaждaн и пpaвa нa yчacтиe вpeфepeндyмe» oт 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, ред. от 27.09.2002 // CЗ PФ. — 2002. — № 24.
4) Федеральный закон „О правовомположении иностранных граждан в РФ“от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (ред. от11.11.2003)
5) БaглaйM.B. Koнcтитyциoннoe пpaвo PФ. — M., 2001.
6) ДoмpинA.H. Фeдepaльнaя интepвeнция: ocoбeннocть пpaвoвoгo peгyлиpoвaния в зapyбeжныxcтpaнax. //Oчepки кoнcтитyциoннoгo пpaвa инocтpaнныx гocyдapcтв: / Oтв. peд.Д.A. Koвaчeв. — M., 1999.
7) KoзлoвaE.И., Kyтaфин O.E. Koнcтитyциoннoe пpaвo Poccии.- M., 2002.
8) Конституционное (государственное)право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Т.2. Отв. ред. Б.А.Страшун. –М.:издательство БЕК, 2000.
9)ЧиркинВ.Е. Конституционное право зарубежных стран М., «Юрист» 1998