Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Мятежный дух в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Реферат по теме:
/>

Ученицы 9 «А»класса
Гимназии №9
Якубсон Юлии.
 
Учитель СмысловаЕлена Михайловна.
Коломна2002-2003 учебный год.
 
Содержание:
Словоо поэте………………………………………………………………...3-5
Раннеетворчествопоэта…………………………………………………….5-7
Тема одиночествакак основная тема творчества поэта…………………..7-8
М.Ю. Лермонтов иэпоха «безвременья» 30х годов………………………9-13
Заключение…………………………………………………………………..13-14
Словоо поэте.
Лермонтов и егопоэзия — это до конца не изведанная страна, где все огромно, беспредельно инеобозримо в своей неповторимости и величии. Читаю стихи поэта снова и снова.Что влечет меня к ним? Красота языка или мудрость мысли, отчаяние мятущейсядуши или поэзия силы и действия? Скорее всего — все вместе. Поэта волнуютглобальные события, происходящие в стране, судьба родины. Уже в пятнадцать летон задавал себе вопрос: «К чему глубокие познанья, талант и пылкая любовьк свободе, когда мы их употребить не можем?» На этот вопрос он отвечалвсем своим дальнейшим творчеством, придя к выводу, что призвание поэта —служить родине. И лира Лермонтова всю жизнь звучала для России, волнуя,будоража, борясь с равнодушием и пассивностью. Недаром его с юности влеклабунтарская поэзия великого романтика Байрона, принимавшего участие восвободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции. 
Ямолод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;
О, если б одинаков был удел!..
Лирика Лермонтова — летопись становления души, и в этойабсолютной искренности — истинно художественное открытие автора. Событиядуховной жизни интересуют поэта В момент их свершения. Его волнует сам механизмвнутреннего движения. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельноблизок автору, в его портрете заключены все сущностные бытийные конфликты, все,что в жизни автора не случайно, но является фактом Судьбы. Всему внутреннемустрою Лермонтова глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм — стем культом тайной избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги кмиру — и отторжения от людей: Но русский литературный опыт уже обогащенпушкинскими психологизмом и историзмом как основополагающими художественнымипринципами. И творческий метод Лермонтова, во всяком случае до «Героянашего времени», можно определить как психологический романтизм. Вромантическом ключе поэт отметает, как мы уже говорили, все случайности жизни,то есть все, что в его жизни не от Судьбы, но от случая, от обстоятельств.Каждое же событие, «работающее» на Судьбу, воспринятое как еепроявление и знак, тщательно психологически исследуется, анализируется. Душа иличность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни исмерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находимключевые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях личности иСудьбы. Эти категории восприняты Лермонтовым во всей их неоднозначности. И саманеоднозначность понятий приводит к внутренней конфликтности миросознания поэта.Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальнымнарушением взаимосвязей. Лермонтов погружается в исследование сложногодуховного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истинуи достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенствупри осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чистолермонтовская трактовка основного романтического конфликта междунесовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешнийконфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности,постоянное противоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душечеловека. Исследование духовного мира бесконечно. И эту бесконечность открылрусской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов. Исследуя истоки добра и зла,Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и злонаходятся не вне человека, но внутри его, в его душе. Все внимание Лермонтовасконцентрировано на духовном пути героя.
Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. Вдни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как быподхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописныхэкземплярах его знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Но писалЛермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Лермонтов боготворилПушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья.Молодой Лермонтов только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина своипроизведения.
Семнадцатилетнийюноша превосходил ожидавший его трагический удел:
За дело общее,быть может, я паду,
Иль жизнь визгнании бесплодно проведу;
Быть может,клеветой лукавой поражённый,
Перед миром итобой врагами унижённый,
Я не снимустыдом сплетаемый венец
Я сам себе сыщубезвременный конец…
В краткой своейжизни Лермонтов перенёс муки, которые он предвидел: изгнание, клевету,унижения; его подстерёг страшный по равнодушию к гению «безвременный конец».Щемящие эти строки, постоянно присутствующее предчувствие гибели «во цветелучших лет», «гроба уединённого», «кровавой могилы» поражают, однако, не толькопредсказанием своей судьбы. Особенное состояние лирического героя позволяетвоссоздать  высшие, недостижимые ценности бытия, жажду несвершённых идеалов. Сфераосвоения сущего несоизмеримо расширяется.
Обычно говорят,что поэзия Лермонтова рождена периодом безвременья, наступившим послеподавления декабристского восстания. Это верно, но с существенным уточнением.Лермонтов обогатил поиски современников и последующих поколений истины новымдыханием. Ведь именно он постиг духовные катаклизмы как своей, так и любойдругой эпохи подавления личности. Поэтому значение его завоеваний не иссякает.На следующем витке литературного движения на голос великого вдохновенно откликнулсяА. А. Фет, в начале 20-ого столетия — столь разные выразители этого времени,как А. Блок, Ив. Бунин. Да и только ли они?! В наследии Лермонтова неразрывнослились конкретно-историческая и широко обобщенная правда о жизни и человеке.Вот исток неослабевающей власти лермонтовских открытий.
Раннеетворчество поэта.
Уже ранние стихиМ. Ю. Лермонтова, полные размышлений, напоминают о жизни и смерти, о добре изле, о смысле бытия, о любви и верности, о прошлом и будущем.
Редеют бледные туманы   Над безднойсмерти роковой, И вновь стоят передо мной Веков протекших великаны
В юности онмечтал о жизни светлой и прекрасной. Рисовал в своем воображении свободных игордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они верны клятве и способныпогибнуть за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их небыло, и Лермонтов наделял их собственными чертами, своими мыслями, характером,своей волей. Таков Мцыри – «любимый идеал поэта», таков и лирический геройстихотворения  «Парус»
… А он, мятежный, просит бури, Какбудто в бури есть покой.
То общество, скоторым Лермонтов был связан по рождению и воспитанию, стало для негоолицетворением лжи, жестокости, лицемерия, бездуховности.
… Мелькают образы бездушных людей,Приличьем стянутые маски,
— Пишет он встихотворении «1е января». Именно поэтому на последующем творчестве поэта лежитпечать разочарования и одиночества, а в некоторых произведениях звучат дажемотивы обреченности.
Лирическое “я”раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущейсвободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, котороене нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, ославе, желание испытать судьбу роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, сих мятежными и гордыми лирическими героями. Эти романтические мотивы звучат встихах “Из Андрея Шенье”: “За дело общее, быть может, я паду...”, “Я грудью шелвперед, я жертвовал собой...”, “Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжестваиль гибели моей...” Однако мечты эти оказываются неисполненными: никто нетребует от поэта и его лирического героя отваги. Поэт чувствует, что жизнь егопротекает “без цели”, что он “чужд всему”. Отрицание “толпы людей”, “света”носит в ранней лирике Лермонтова всеохватывающий характер:
Коварнойжизнью недовольный,
Обманутнизкой клеветой...
Эта фразапомогает понять суть претензий героя к обществу. Постепенно все явственнеепроступают и контуры “толпы”, “здешнего света”, где подлинные ценностиоказываются поверженными:
Поверь:великое земное
Различнос мыслями людей.
Свершис успехом дело злое —
Велик;не удалось — злодей.
В свете, гдецарят “притворное внимание”, “клевета”, “зависть”, “обман” и “зло”, геройвыглядит “странным”, чувствует себя одиноким и обреченным на непонимание иненависть:
Настанетдень — и миром осужденный,
Чужойв родном краю...
Юношескоелирическое “я” у Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его в том, чточерез автобиографические события, детали, впечатления автор представляет своегогероя как бы в разных ипостасях: то мятежником, то демоном.
В юношескойлирике герой Лермонтова по масштабу своих грандиозных переживаний предстаетравновеликим мирозданию. Духовная мощь личности не уступает творческой силеБога. В стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой… ” он говорит:
…Кто?
Толпемои расскажет думы?
Я— или Бог — или никто!
Его лирическое“я” может ощущать гармонию со Вселенной, устремляться в небеса на свою духовнуюродину. В стихотворении “Ангел” он говорит о душе:
И звуков небесзаменить не могли
Ей скучные песниземли.
Но чащелирическое “я” противостоит мирозданию, отвергая его несовершенство и бунтуя.Двойственность сознания героя характерна для ранней лирики Лермонтова.Тяготение к высшему идеальному миру, к совершенной, осязаемой красоте имузыкальности, тоска по земному счастью, человеческому участию и разочарованиев морали “света”, в любви, дружбе, отрицание ценностей земного бытия,стремление обрести гармонию с мировым целым и сознание безнадежности своей мечты— все эти противоречия лирического героя заставляют его вглядеться в себя. Вцентре лирики оказывается непрерывный процесс внутреннего размышления, вкотором тесно спаяны гражданские, философские, интимные переживания.
Темаодиночества как основная тема творчества поэта.
ПоэзияЛермонтова — это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование истрадание. О своем одиночестве в светском обществе, об окружающих его бездушныхлюдях-масках, о холодности рук и душ говорит поэт в стихотворении «Какчасто, пестрою толпою окружен...» Лермонтов пишет о том, как «большойсвет» пытается убить его душу. Стихотворение начинается с картинымаскарада. Что раздражает поэта, и почему он пытается «забытьсяпамятью» в «недавней старине», почему ласкает в душе стариннуюмечту? Маскарад отвратителен своей фальшью. Это притворство, это маски,прикрывающие бездушие, хранящие пустоту. Они нелепы. Все парадоксально в миремаскарада. «Пестрая толпа» видится поэту «как будто бы сквозьсон». Мелодия в музыке разрушена. Вместо искренних, доверительных речейслышится лишь «дикий шепот». Все противоестественно, все лжет. ДушаЛермонтова живет «вольной птицей» только тогда, когда он вспоминает:
… и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут
Спящий пруд,
А за прудом село дымится…
Лермонтов скучали задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. В «буретягостных сомнений и страстей», как ни ярка, ни властна мечта поэта, оналишь «свежий островок». При всей ее притягательности мечта хрупка.
И шум толпы людской спугнетмечту мою,
На праздник незванную гостью…
После этогоотрезвления от мечты у поэта с необычайной силой рождается желание«смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечьюи злостью». В этих горьких, выстраданных строчках звучит горячий протестпротив всего, что воплотила в себе светская чернь, и что было особенноотвратительно поэту: фальшь, бездушие, пустота. Этой борьбе Лермонтов был верендо конца своей жизни. И силы для этого давал ему истинный и прекрасный, полныйгармонии мир, который всегда жил в его душе.
Скорбная исуровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни«без шума и следа», не оставив следа в истории, вытеснила егоюношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов живет теперь, чтобы сказатьправду о «плачевном состоянии» его духа и совести поколениюбезвольному и малодушному, живущему без надежды на будущее.
К добру и злу постыдноравнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
 
М.Ю.Лермонтов и эпоха «безвременья» 30х годов.
Мятежная душапоэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения.Лермонтов не может примириться с тем, что образованные, гуманно мыслящие люди,усвоив «поздний ум» отцов, старятся в бездействии, живут без всякойцели, покорно склоняя голову перед силами реакции. Поэтому Лермонтова восхищаетжизненный подвиг его великого предшественника Пушкина, который «восстал…против мнений света» и поплатился за это жизнью. Его до глубины душивозмущает фальшивое, лицемерное сожаление подлых убийц гениального русскогопоэта. И он бросает им в лицо гневные, убийственные слова и грозит справедливымвозмездием:
Вы, жадною толпой стоящие утрона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Лермонтов звалсовременников к борьбе и к избавлению от рабской неволи. В своем воображении онрисовал гордых героев, людей, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, заверность самим себе. Ведь могущественный образ лермонтовской поэзии — буря.Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поледеятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, «как брат, обняться сбурей». Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури.Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией.
Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.
Эти строки изстихотворения «Желанье» говорят о том, что для Лермонтова борьба былаестественным состоянием души. Она необходима ему, чтобы увериться в своихсилах, стать вровень со стихией. Чем она громадное и яростнее, чем меньшесредств защиты от нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость.«Буйный спор с дикой прихотью пучин» способен сделать поэта радостными свободным.
В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, чтосердце невольно сжимается от боли: И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Эта горечь распространяется не только на него самого, нои на все поколение («Дума»). «Дума» — поэтическая исповедь,чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскомузамыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-хгодов:
Печально я гляжу на нашепоколенье!
Его грядущее иль пусто, ильтемно…
Последующиечетверостишья развивают и доказывают мысль высказанную ранее. Мы видим открытоеи беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и вовнутренний мир души. Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут«ошибками отцов и поздним их умом». Он говорит о декабристах, которыесмирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у егосовременников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочныхпривязанностей, ни убеждений:
И ненавидим мы, и любим мыслучайно,
Ничем, не жертвуя ни злобе,ни любви…
Нравственноопустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта неспособны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственнымвыводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:
Толпой угрюмою и скоропозабытой
Над миром мы пройдем без шумаи следа.
Не бросивши векам ни мыслиплодовитой,
Ни гением начатого труда.
 Какаяирония звучит в словах!
Мы жалко бережем в грудиостаток чувства…
Мы иссушили ум наукоюбесплодной…
К добру и злу послушноравнодушны…
«Дума»- это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая нехотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.
Безусловнымшедевром русской лирики является стихотворение «Выхожу один я надорогу». В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображениипереживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которыеподчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождаетсяриторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего?Жалею ли о чем?» Автор показывает нам, что невозможно найти спокойствие вобщении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлогоничуть…
Показывая переживания лирического героя от отчаяния доумиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть егосветла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, — этоконтраст природы и внутреннего состояния человека:
В небесах торжественно ичудно!                                   
Спит земля в сияньеголубом…
Что же мне так больно и тактрудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтова явночувствуется грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миромуглубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, ис особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэтдругой эпохи».
«Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова»… Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры,исполинский взмах,  демонский полет, с небом гордая вражда… Вот уже в которыйраз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова.На первой странице портрет поэта. Больше всего в нем поражают глаза – глубокие,умные, проникающие в душу, глаза, которые производили неотразимое впечатлениена современников. Снова и снова перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, якак будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий о пламеннойстрасти к свободе – страсти, испепелившей душу гордого Мцыри: Она мечты моизвала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучахпрячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. В лирическом герое покоряетстрастность, жадное желание дела, активное вмешательство в жизнь: Мне нужнодействовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великогогероя, и понять Я не могу, что значит отдыхать. Ровное, спокойное течение жизнине для него, его мятежный дух «просит бури, как будто в бурях естьпокой».
Читаю негромко вслух, стараясь передать интонацией чувства, которыеволновали поэта: «И скучно и грустно, и некому руку подать»… Сжимается сердцеот элегической грусти, мне кажется, что я чувствую то же, что и лирическийгерой, и для меня жизнь – «пустая и глупая шутка». Печально смотритпоэт на свое поколение, горько ему оттого, что «в бездействии состаритсяоно», болит душа за «его грядущее», которое «иль пусто, ильтемно». Это не пессимизм; может быть, это настроение «в минутудушевной невзгоды». Скорее всего, эти горькие строки зовут к действию, кборьбе, разоблачают общественные пороки. Быть поэтом, утверждал Лермонтов,значит, совершать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу,воспламенять бойца для битвы. А какой неслыханной смелостью нужно обладать,чтобы прямо назвать косвенных убийц Пушкина «свободы, гения и славыпалачами» и напомнить им о суде Божьем и народном. Почти зримо представляюсебе лирического героя: смелого, гордого, бунтующего, разочарованного ибесконечно одинокого. Он страдает, окруженный «пестрою толпою»,вокруг него «суета», «блеск» маскарада, ему хочетсявырваться отсюда «вольной птицей». И вдруг мечта уносит его впрекрасный мир, полный ярких и нежных красок. Это мир природы и мир детства,где поэт чувствует себя счастливым. Но счастье это очень кратковременно – шумлюдской толпы прогоняет мечту, «на праздник незваную гостью».
Сила писателя – в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображениерисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. «В…лирических произведениях Лермонтова, – писал В. Г. Белинский, – виден избытокнесокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нетнадежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувствачеловеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинскогоразгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденятсердце… Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что егопоэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития общества...».Мотив одиночества звучит во многих стихотворениях Лермонтова: «стоитодиноко на голой вершине сосна», «одна и грустна на утесе горючемпрекрасная пальма растет», «одиноко он (утес) стоит, задумалсяглубоко...», «одинок я – нет отрады», «выхожу один я надорогу». Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод,его окружали друзья. Исследователи считают, что ощущение одиночества идет отего творчества, от его внутреннего мироощущения.
В ту эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от«безвременья» ЗО-х годов. Лирический герой Лермонтова несчастлив влюбви. «С слезами горькими, с тоскою» просит он любви, но оказываетсяжестоко обманутым в лучших своих чувствах. Его герой, наверное, не испытывалникогда таких чувств радости, удовольствия, полноты жизни, как у Пушкина в«Зимнем утре». Но были и у него редкие минуты счастья, доверия,свободного дыхания: С души как бремя скатится Сомненье далеко – И верится, иплачется, И так легко, легко… Проходят годы, но, перечитывая Лермонтова, мыкаждый раз восторгаемся неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаемо нем как о живом. Пленяют нас в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокийум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим. С детскихлет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающийотвагу, утверждающий чувства долга и чести.
Заключение.
Все творчество поэта — это его размышления о смысле жизни, о судьбе иназначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, овечности и природе. Это почти всегда внутренний напряженный монолог,чистосердечная исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.
Творчество М. Ю. Лермонтова — послепушкинский этап в развитии русскойпоэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовойдворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной иполитической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишенавозможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождалочувство собственной исторической несвоевременности, усугубляло свойственныеЛермонтову вселенский масштаб отрицания, вражду со “светом”, с “толпой” и сБогом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость. Не веря вближайшую победу свободы, Лермонтов своим творчеством утверждал необходимостьборьбы за нее во имя будущего. Во многом опережая свое время, он вступил внеравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. В. Г.Белинский считал его талант могучим “по величине и блеску”, видел в немнародного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план “нравственныевопросы о судьбах и правах человеческой личности”, а поэзию Лермонтова назвал“бездонным океаном” мыслей и чувств.
Лермонтов — пророчески мудрый и бесконечно талантливый! И как тут невспомнить обращенные к молодому поколению нашей страны слова А. В.Луначарского: «Наша молодежь должна знать подлинного Лермонтова и должна чтитьего, ибо он ее родной старший брат; он всю жизнь был молод, но молодость егокипела страстью, протестом и тоской».
А. В. Луначарскому удалось обозначить то, что Белинский назвал«лермонтовским элементом» – мятежную, грозовую и вместе с тем светоносную атмосферупоэзии Лермонтова,– и сказать, кому она сегодня принадлежит. Лермонтов, окотором Белинский говорил, что «он поэт русский в душе – в нем живет прошедшееи настоящее русской жизни», принадлежит не только России, но и всемучеловечеству. И тот же Белинский был глубоко убежден в том, что Лермонтовпонятен и доступен всем, каждому из людей. «… Невольно удивляешься, – писалкритик,– как все в нем просто, легко, обыкновенно и в то же время такпроникнуто жизнью, мыслью, так широко, глубоко, возвышенно… Что же еще онсделал бы? какие поэтические тайны унес он с собою в могилу? кто разгадаетих?..»
А вот на эти вопросы нет, к сожалению великому, и не будет ответов. Ножизнь ответила на главный вопрос, который остро интересовал современниковЛермонтова: как долго будет жить его наследие? И ответила так: оно будет житьвечно!
Списоклитературы:
1.Русская Литература. Советская Литература. Справочные материалы. Москва«просвещение» 1989. Составитель Л.А. Смирнова
2.Михаил Юрьевич Лермонтов. Москва «Детская Литература» 1989.
К.Ломунов.
3.Торжественный венок. Москва «Прогресс» 1999.  Составитель
С.С.Лесневский.
4.М.Ю. Лермонтов. Сочинения. Том 1; Том 2. Москва издательство «Правда» 1988.Составления и комментарии И.С. Чистовой.
5.Мятежный дух лирики М.Ю. Лермонтова. «Костёр» 2002.
6.В.Г. Белинский Собрание сочинений в 9-ти томах, т.3, статья «Стихотворения М.Лермонтова» 1841г. Москва, «Художественная литература» 1978г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.