СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйственного права
Заключение
Списокиспользуемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Предметом настоящего реферата являются процедурыреорганизации и ликвидации субъектов хозяйственного права в РоссийскойФедерации. Законодательство не содержит определения реорганизации, давая определениялишь пяти существующим формам реорганизации, каковыми являются слияние,присоединение, разделение, выделение и преобразование. Например, при любойформе реорганизации акционерного общества происходит передача его прав иобязанностей правопреемникам. В этом заключается существенное отличие созданияи прекращения данной организационно-правовой формы юридических лиц приреорганизации от обычного учреждения или ликвидации акционерного общества.Реорганизация соединяет в себе такие элементы, как создание и прекращениесубъекта права, и добавляет третий — правопреемство. Несмотря на то, чтобольшинство вопросов, связанных с деятельностью субъектов предпринимательскойдеятельности, достаточно детально урегулировано законодательством РФ, процедурареорганизации описана лишь в общих чертах, что не только создает определенныепроблемы при проведении реорганизации, но и открывает дополнительныевозможности для недобросовестных действий.
Основными тенденциями в мировой экономике внастоящее время являются слияние капитала и укрупнение бизнеса. ПосколькуРоссия перестала быть экономически обособленной, эти процессы не могут ее незатронуть. Примеры слияния и присоединения пока достаточно редки, посколькурыночная экономика России еще достаточно молода. Но тенденции развития неоставляют сомнения в том, что в самом ближайшем будущем экономические условиязаставят предприятия объединяться, чтобы не только преуспеть, но и выжить вжесткой конкурентной борьбе. Такие объединения могут происходить, в частности,путем реорганизации в форме слияния или присоединения.
1.РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА
Реорганизация субъектов хозяйственного права
Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством,то есть с переходом ее прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизацииявляется изменение правового статуса юридического лица.
Реорганизация может быть добровольной ипринудительной. Решение о добровольной реорганизации коммерческой организацииможет быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации,уполномоченными на то ее учредительными документами. Реорганизация может такжеосуществляться помимо воли юридического лица по решению уполномоченного государственногооргана или по решению суда. Это возможно в случаях, прямо указанных в законе.Например, в соответствии с Законом о конкуренции государственныйантимонопольный орган может принять решение о принудительном разделении иливыделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение натоварном рынке и злоупотребляющего своим положением.
В решении государственного органа должен бытьопределен срок реорганизации. В том случае, если учредители (участники),уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию вуказанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначаетвнешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С моментаназначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлениюделами юридического лица. Так, внешний управляющий выступает от имениреорганизуемого лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его нарассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результатереорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов являетсяоснованием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Вопределенных случаях требуется согласие государственных органов нареорганизацию. В соответствии со ст. 17 указанного выше Закона наантимонопольные органы возложено осуществление контроля за реорганизациейнекоторых хозяйствующих субъектов в форме слияния, присоединения,преобразования.
В интересах кредиторов в ГК РФ включены нормы,позволяющие определить правопреемника реорганизуемой коммерческой организации.При слиянии, присоединении, преобразовании правопреемство фиксируется впередаточном акте, при разделении и выделении — в разделительном балансе. Кпередаточному акту и разделительному балансу предъявляются следующиетребования: они должны содержать положения о правопреемстве по всемобязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех егокредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами; этидокументы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица илиорганом, принявшим решение о реорганизации; передаточный акт и разделительныйбаланс представляются вместе с учредительными документами для государственнойрегистрации вновь возникших юридических лиц или внесении изменений вучредительные документы существующих юридических лиц. Непредставлениепередаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в нихсведений о правопреемстве по обязательствам влекут отказ в государственнойрегистрации вновь возникших юридических лиц.
Законодательство содержит нормы, обеспечивающиенеобходимые гарантии прав кредиторов. Прежде всего, это обязанность органа,принявшего решение, направить кредиторам письменное уведомление об этом.Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполненияобязательства, должником по которому выступает реорганизуемая организация. Приэтом кредиторы вправе требовать возмещения им убытков, причиненных досрочнымисполнением или прекращением обязательства. Предусмотрены и другие гарантииправ кредиторов. Если разделительный баланс не дает возможности определитьправопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридическиелица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованногоюридического лица перед его кредиторами.
Организация считается реорганизованной с моментагосударственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизацииюридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первоеиз них считается реорганизованным с момента внесения в реестр юридических лицзаписи о прекращении деятельности присоединенной организации. Регистрациявозникших при реорганизации новых организаций, а также внесение необходимыхсведений в государственный реестр происходит в общем порядке.
Ликвидация субъектов хозяйственного права
Ликвидация представляет собой прекращение субъекта хозяйственногоправа без правопреемства. Это означает, что права и обязанностиликвидированного субъекта не переходят к другим лицам. Правовые основыосуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательскойдеятельности закреплены ГК РФ… Ликвидация может быть добровольной и принудительной.
Добровольная ликвидация осуществляется по решениюиндивидуального предпринимателя, учредителей (участников) либо органаюридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение оликвидации государственного или муниципального предприятия может принятьсоответствующий государственный орган или орган местного самоуправления, которымпредоставлено такое право (в отношении федеральных предприятий — МингосимуществоРФ). Казенное предприятие может быть ликвидировано по решению Правительства РФ.В ст. 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации,в частности истечение срока, на который создана организация, достижение цели, радикоторой она создана. Особо следует отметить такое основание, как признаниесудом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными приего создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушенияносят неустранимый характер. При наличии такого основания учредителиюридического лица должны принять решение о его ликвидации, в противном случаеона будет осуществлена в принудительном порядке.
Решение о принудительной ликвидации принимаетсясудом. Некоторые ее основания обозначены непосредственно в ст. 61 ГК РФ. Это — осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); деятельности,запрещенной законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение законаили иных правовых актов; осуществление неуставной деятельности организациями соспециальной компетенцией (общественными, религиозными организациями,благотворительными или иными фондами). Приведенный перечень не являетсяисчерпывающим, основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены подругими статьями Кодекса. Примером может служить правило ст. 25 и 65 ГК РФ оликвидации лица, признанного несостоятельным (банкротом). При этом следуетиметь в виду, что основания ликвидации по решению суда могут устанавливатьсятолько ГК РФ, а не каким-либо иным актом.
Ликвидационный процесс включает несколько этапов.На начальномэтапе учредители организации либо орган, принявший решение о ликвидации,обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в орган, осуществляющийгосударственную регистрацию индивидуальной предпринимательской деятельности июридических лиц, для внесения в единый государственный реестр сведений о том,что лицо находится в процессе ликвидации. Поскольку в соответствии сзаконодательством этот реестр является открытым для всеобщего ознакомления,данной информацией могут воспользоваться заинтересованные лица (кредиторы,потенциальные контрагенты, инвесторы и др.). По согласованию с органом,осуществляющим государственную регистрацию, учредители (участники) лица илиорган, принявший решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию иустанавливают порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия наделяетсяфункциями ликвидатора. В случае, когда ликвидация происходит по решению суда,им может быть предусмотрено возложение на учредителей (участников) либо органюридического лица обязанности осуществления ликвидации.
На протяжении всего ликвидационного процессаорганизация или предприниматель продолжают существовать в качестве субъектовхозяйственного права. Полномочия по управлению делами Юридического лицаосуществляет ликвидационная комиссия, в частности, ей предоставляется право отимени ликвидируемого лица выступать в суде. На следующем этапе ликвидационнаякомиссия публикует в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственнойрегистрации юридического лица, извещение о ликвидации предприятия и о порядке исроках предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двухмесяцев с момента публикации. В обязанности ликвидационной комиссии входитформирование активов и пассивов предприятия. С этой целью ею выявляются кредиторы,которые должны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, принимаютсямеры к получению дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия обязанапровести инвентаризацию имущества ликвидируемой организации. В соответствии сост. 11 ФЗ «О бухгалтерском учете» инвентаризация в данном случае осуществляетсяв обязательном порядке.
После окончания срока, отведенного кредиторам дляпредъявления требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточныйликвидационный баланс, к которому предъявляют следующие требования по форме исодержанию: он утверждается учредителями (участниками) юридического лица илиорганом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом,осуществляющим государственную регистрацию; баланс должен содержать сведения осоставе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторамитребований и результат их рассмотрения.
Значение промежуточного ликвидационного балансасостоит в том, что: в соответствии с ним осуществляется удовлетворение требованийкредиторов. Он подтверждает своевременность обращения соответствующегокредитора с требованием. Требования кредитора, заявленные после истечениясрока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления,удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегосяпосле удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок; удовлетворениетребований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационногобаланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятсяпо истечении месяца со дня утверждения баланса; на основе данных балансаделается вывод о достаточности денежных средств предприятия для удовлетворениятребований кредиторов. В противном случае ликвидационная комиссия осуществляетпродажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленномдля исполнения судебных решений.
Признанные ликвидационной комиссией требованиякредиторов удовлетворяются из имеющихся у лица денежных средств, из сумм,вырученных от продажи имущества, в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. ГКустановил пять очередей для удовлетворения требований кредиторов. Требованиякаждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требованийпредыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого субъекта онораспределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммамтребований, подлежащих удовлетворению. До утверждения ликвидационного балансакредиторы, чьи требования комиссия не рассматривала или кому отказано вудовлетворении, имеют право обратиться в суд с исками к ликвидационнойкомиссии. По решению суда требования кредиторов могут быть удовлетворены засчет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требованиякредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемогоюридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются такжетребования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор необращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решениемсуда было отказано. Исключение из приведенного правила предусмотрено дляказенных предприятий, по долгам которых в случае недостаточности их имуществасубсидиарную ответственность несет РФ. Свои требования кредиторы могутадресовать и другим лицам, которые в соответствии с законом пли учредительнымидокументами также несут субсидиарную ответственность по долгам ликвидируемоголица. Такими лицами являются, в частности, участники полного товарищества иполные товарищи в товариществе на вере, участники общества с дополнительнойответственностью, члены кооперативов.
Процесс ликвидации включает в себя такжепроцедуры проверки удовлетворения требований перед государством игосударственными внебюджетными социальными фондами и снятие с учета. Порядокснятия с учета в налоговом органе определен ст. 84 ГК РФ и приказомГосналогслужбы РФ. С этой целью в государственную налоговую инспекцию по меступостановки субъекта на учет ликвидационная комиссия представляет: заявлениеустановленной формы о снятии с учета; копию распорядительного документа,подтверждающего, принятие решения о ликвидации (решение общего собранияучредителей или суда); копию распорядительного документа о созданииликвидационной комиссии; промежуточный ликвидационный баланс. Налоговаяинспекция принимает решение о проведении документальной проверки ликвидируемогоюридического лица. Процедура снятия с учета в налоговой инспекции считаетсязавершенной после выдачи ликвидационной комиссии информационного письма оснятии с учета.
После погашения долгов комиссия составляетликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) илиорганом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом,осуществляющим государственную регистрацию. Затем ликвидационная комиссиязакрывает счета в банке. Оставшиеся после расчетов с кредиторами денежныесредства зачисляются в уставный капитал юридического лица. Уставный капитал ииное оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передаетсяего участникам, имеющим вещные права на это имущество или обязательственныеправа в отношении этого юридического лица.
В орган государственной регистрацииликвидационная комиссия представляет следующие документы: заявление ликвидационнойкомиссии с просьбой об исключении субъекта из реестра; протокол общего собранияучредителей с решением о ликвидации юридического лица и создании ликвидационнойкомиссии или решение суда о ликвидации; печатное издание с опубликованнымобъявлением о ликвидации юридического лица; утвержденный ликвидационный баланс;справки из налоговой инспекции и из государственных внебюджетных социальныхфондов о снятии с учета; справки из банка о закрытии счетов; письмо изРоссийского статистического агентства об аннулировании классификационных кодов;справку из органов внутренних дел о сдаче на уничтожение печати и штамповюридического лица; справки из архива о приеме на хранение первого экземпляраустава, учредительного договора, свидетельства о регистрации. В архив сдаетсятакже первый экземпляр карты постановки на учет налогоплательщика.
Ликвидация организации и индивидуальногопредпринимателя считается завершенной, а указанные субъекты хозяйственного правапрекратившими свое существование после внесения записи об этом в Единыйгосударственный реестр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Действующее законодательство обходит молчаниеммногие вопросы, связанные с проведением реорганизации; главным пробелом являетсяотсутствие специального регулирования вопросов правопреемства при реорганизации,ГК РФ лишь ссылается на универсальное правопреемство при реорганизации, никакне определяя этот институт, этот пробел имеется и в Федеральном законе «Обакционерных обществах» от 26,12,95 г. № 208-ФЗ.
Созданиедолжного правового регулирования института реорганизации предприятий видитсяодним из насущных вопросов современного российского права. По мере усложненияобщественных отношений возникает потребность в их регулировании. Так и в данномслучае — необходимость правового регулирования процедуры реорганизациипоявилась по прошествии определенного времени после появления различных форм ивидов субъектов хозяйствования. Едва начавшиеся исследования институтареорганизации в дореволюционной России были прерваны и, по большому счету, ещене возобновились. В настоящее время вопросы реорганизации рассматриваются врамках общих обзоров института юридических лиц, в юридической литературевстречаются мнения по отдельно взятым аспектам реорганизации, становится яснойне только теоретическая, но и практическая необходимость комплексного изученияэтого правового института.
Список используемой литературы
1. Антикризисноеуправление: от банкротства к финансовому оздоровлению/Под ред. Г.П. Иванова.М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005 № 44;
2. Банкротство.Правовое регулирование. Методические рекомендации. – М.: «Ось-89», 2000. – 176с.;
3. ЖдановД.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. – М.: «Статут»,2001. – 207 с.;
4. ОвчаренкоМ.В. Реорганизация юридических лиц (комментарий законодательства, налогообложениеи бухгалтерский учет, судебная практика, формы документов). – М.: Юрайт-М,2001. – 304 с.;
5. Предпринимательскоеправо: Учебник/под ред. Е.П.Губина. – М.: Юристъ, 2004. – 416 с.;
6. Предпринимательское(хозяйственное) право: Учебник в 2 т., Т.1. – М.: Юристъ, 2001. – 727 с.;
7. СоркД.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник. – М.:Мастерство, 2002. – 208 с.;
8. ФедеральныйЗакон «О несостоятельности (банкротстве)» ото 26.10.02. №127-ФЗ, принятГосударственной Думой 27.09.02., одобрен Советом Федерации 16.10.02.