КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине:
«Конституционноеправо Российской Федерации»
Тема: «Правополитического убежища в РФ»
МОСКВА — 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие политического убежища. Основные юридические нормы, регламентирующие право политического убежища в Российской Федерации и порядок его реализации
2. Порядок рассмотрения вопроса и принятия решения о предоставлении политического убежища в Российской Федерации
3. Некоторые особенности правового статуса лиц, претендующих на получение политического убежища в Российской Федерации, а также получивших его
4. Режим временного убежища иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из факторов, характеризующихновейшую историю Российской Федерации в контексте международных отношений,является постоянное расширение международных контактов как между институтамигосударственной власти, общественно-политическими объединениями, так инепосредственно между гражданами России и гражданами различных государств, атакже лицами без гражданства. Рост данных связей обусловлен потребностямивнешней политики государств, развитием партнерских отношений в коммерческой,научной, образовательной, культурной и других социальных сферах.
В этой связи за последние годысущественно возросли потоки граждан Российской Федерации и иностранцев,выезжающих за рубеж и въезжающих на территорию России, как по служебнойнеобходимости, так и по частным делам. В данных условиях постоянным актуальнымвопросом был и остается вопрос регулирования правового положения иностранных граждан в РоссийскойФедерации, одним из элементов которого является институт права иностранцев илиц без гражданства на получение в Российской Федерации политического убежища. Нафоне имеющихся в некоторых государствах мира политических режимов, преследующихграждан по политическим мотивам, а также действия международных соглашений всфере защиты прав и свобод человека, необходимость и важность четкого правовогорегулирования данного института, на мой взгляд, является непременным условиемполноценного функционирования развитой правовой системы любого государства. Вданной курсовой работе автором предпринята попытка систематизировать действующиезаконодательные нормы, регламентирующие порядок предоставления политическогоубежища в Российской Федерации.
1. Понятие политического убежища. Основныеюридические нормы, регламентирующие право политического убежища в РоссийскойФедерации и порядок его реализации
Политическое убежище — предоставлениевозможности укрыться и получить защиту лицу, преследуемому своим государствомили государством обычного местожительства за политические или религиозныеубеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном инациональном праве демократических государств как правонарушение; право навъезд и пребывание на территории другого государства. В отличие от всех иныхполитических прав такая возможность предоставляется только гражданам другихгосударств или лицам без гражданства (апатридам).
Право иностранцев искатьв другом государстве убежище от преследования за политическую деятельность иубеждения («право убежища») восходит ко времени Великой французскойреволюции, провозгласившей в Конституции 1793 г. предоставление «убежища иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы». За прошедшее стех пор время право убежища было закреплено в конституциях большинствадемократических государств и в XX столетии стало одним из общепризнанныхположений международного права.
Основными законодательными актами, регламентирующимипорядок реализации иностранцами и лицами без гражданства права на получениеполитического убежище в Российской Федерации, являются:
· КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года);
· Указ ПрезидентаРФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядкепредоставления Российской Федерацией политического убежища»;
· Указ ПрезидентаРФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 «Об утверждении Положения о порядкерассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».
Отдельные нормы, затрагивающиереализацию права на политическое убежище содержатся в:
· Уголовном кодексеРоссийской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;
· Законе РоссийскойФедерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границеРоссийской Федерации»;
· Федеральном законеот 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Часть 4 статьи 15 Конституции РоссийскойФедерации определяет общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации как составную частью правовой системынашего государства. Статьей 63 Конституции Российской Федерации закрепленоположение, согласно которому Российская Федерация предоставляет политическоеубежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии собщепризнанными нормами международного права.
На основе этого можно также сказать,что правовой механизм предоставления политического убежища в РоссийскойФедерации опирается на такие международные правовые акты, как:
· Всеобщаядекларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ОрганизацииОбъединенных Наций резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);
· Женевскаяконвенция о беженцах (принята 28 июня 1951 г. в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций ООН от 14 декабря 1950 г.);
· Декларация отерриториальном убежище, принятая резолюцией 2312 (ХХII) Генеральной АссамблеиОрганизации Объединенных Наций от 14 декабря 1967 г.;
· Конвенция оправовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовнымделам (Минск, 22 января 1993 г.).
Важным аспектом обеспечения вРоссийской Федерации права иностранцев и апатридов на получение политическогоубежища является статья 64 Конституции РФ, которой закреплено, что положенияглавы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» составляютосновы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть измененыиначе, как в порядке, установленном Конституцией РФ.
Положения статьи63 Конституции РФ полностью соответствуют ст. 14 Всеобщей декларации правчеловека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10декабря 1948 года), провозглашающей право каждого человека искать убежище отпреследования в других странах, и Декларации о территориальном убежище [принята14 декабря 1967 года Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ОрганизацииОбъединенных Наций], которая в свою очередь исходит из того, что предоставлениелюбым государством убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14Всеобщей декларации прав человека, является мирным и гуманным актом и поэтомуне может рассматриваться никаким другим государством как недружественный акт.
Сформулированные и признанныегосударствами договоренности в сфере предоставления политического убежища неявляются общепризнанными принципами и нормами международного права. ПоложенияДекларации о территориальном убежище по своей юридической природе носят рекомендательныйхарактер. Поэтому Декларация подчеркивает, что предоставление политическогоубежища является актом осуществления государственного суверенитета. Всоответствии с этим просьба иностранного гражданина или лица без гражданства,поданная в порядке, установленном российскими нормативными актами, не обязываетуполномоченные государственные органы (см. ниже) автоматически удовлетворятьподобные обращения. Россия вправе определять перечень лиц и условия (см. ниже),на которых она предоставляет или не предоставляет политическое убежище,сообразуясь, однако, с действующими нормами международного права.
Таким образом, суверенитет РоссийскойФедерации в вопросах предоставления политического убежища позволяет реализоватьданное право иностранцам и лицам без гражданства только в случаях, когда этосоответствует государственным интересам России. Данная норма закреплена в Положениио порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.
2. Порядок рассмотрения вопроса ипринятия решения о предоставлении политического убежища в Российской Федерации
Согласно статье 2 Положения о порядкепредоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденногоУказом Президента РФ от 21 июля 1997 года, Российская Федерация предоставляетполитическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования илиреальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданскойпринадлежности или в стране своего обычного местожительства заобщественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречатдемократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормаммеждународного права. При этом принимается во внимание, что преследованиенаправлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством опредоставлении политического убежища.
Таким образом, российские правилапредполагают предоставление политического убежища и защиту не просто за политическуюдеятельность и убеждения, а — что очень важно — за деятельность и убеждения, непротиворечащие демократическим принципам, признанным мировым сообществом, инормам международного права.
Под политически преследуемым лицомЖеневская конвенция о беженцах, принятая 28 июня 1951 г. в соответствии с резолюцией 429 (V) ГА ООН от 14 декабря 1950 г., понимает каждого, кто по причине своей расовой, религиозной, национальной, социальнойпринадлежности или за политические убеждения подвергается преследованию с угрозойдля жизни или ограничению личной свободы либо с достаточными основаниямиопасается такого преследования.
Этому корреспондирует определениебеженца, зафиксированное в статье 1 Федерального закона «О беженцах»№ 4528-1 от 19 февраля 1993 года: беженец — это лицо, которое не являетсягражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасенийстать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства,национальности, принадлежности к определенной социальной группе илиполитических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности ине может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такойзащитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства инаходясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результатеподобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Собственно механизм представления ирассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политическогоубежища четко регламентирован статьями 8-12 Положения о порядке предоставленияРоссийской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФот 21 июля 1997 года (далее — Положение).
В частности, лицо, желающее получитьполитическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семидней по прибытии на территорию России или с момента возникновенияобстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданскойпринадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично втерриториальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребыванияс письменным ходатайством.
В обязательном порядке в ходатайстве наимя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища натерритории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства,свидетельствующие о мотивах подобного обращения, то есть о наличии причин дляреализации лицом права политического убежища в Российской Федерации, изложенныхв ст. 2 Положения (см. выше), а также необходимые автобиографические сведения. Крометого, при подаче ходатайства заявитель вправе также представлять любыедокументы в обоснование своего ходатайства о предоставлении РоссийскойФедерацией политического убежища.
Федеральная миграционная службарассматривает поступившие ходатайства в порядке, утвержденном приказом ФМС РФот 5 декабря 2007 г. № 451 «Об утверждении административного регламентаФедеральной миграционной службы по исполнению государственной функции поисполнению законодательства Российской Федерации по предоставлениюполитического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства».
В частности, сотрудниктерриториального органа ФМС России, ответственный за прием ходатайства,принимает документы, удостоверяющие личность заявителя, делает их ксерокопию,проверяет тождественность личности предъявителя с лицом, изображенным нафотографии в документе.
После заполнения ходатайствасотрудником территориального органа ФМС России, ответственным за приемходатайства, проводится опрос заявителя с заполнением анкеты, которая являетсясоставной частью ходатайства. На первую страницу анкеты наклеивается фотографиязаявителя.
Анкета заполняется на русском языкесотрудником территориального органа ФМС России со слов заявителя. Каждаястраница анкеты подписывается заявителем.
После заполнения анкеты ипятнадцатиминутного перерыва с заявителем проводится индивидуальноесобеседование. Все задаваемые заявителю вопросы и ответы на них фиксируются вопросном листе, который является составной частью ходатайства.
Вопросы должны касаться мотивовобращения заявителя за предоставлением Российской Федерацией политическогоубежища.
Каждая страница опросного листаподписывается заявителем.
Ходатайство, анкета, опросные листы идругие документы, представленные заявителем в обоснование ходатайства опредоставлении Российской Федерацией политического убежища, формируются вличное дело заявителя.
Личному делу присваивается номер,который соответствует порядковому номеру обращения с ходатайством опредоставлении Российской Федерацией политического убежища.
Сведения об иностранных гражданах илицах без гражданства, подавших ходатайства о предоставлении РоссийскойФедерацией политического убежища, заносятся в государственную информационнуюсистему миграционного учета. Каждое обращение с ходатайством о предоставленииРоссийской Федерацией политического убежища регистрируется в Книге учетаобращений с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политическогоубежища.
После подачи ходатайства заявительподлежит обязательной дактилоскопической регистрации в порядке, предусмотренномп. «и» статьи 9 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ«О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».Обязательную дактилоскопическую регистрацию заявителя проводит уполномоченныйсотрудник территориального органа ФМС России по месту подачи заявителемходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
После индивидуального собеседования сзаявителем, заполнения анкеты и опросного листа ответственный за прием ходатайствасотрудник территориального органа ФМС России устанавливает наличие (илиотсутствие) оснований, при которых ходатайство о предоставлении РоссийскойФедерацией политического убежища не принимается к рассмотрению.
К таким основаниям статья 5 Положенияотносит следующие:
· лицо преследуетсяза действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением,или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ОрганизацииОбъединенных Наций;
· лицо привлечено вкачестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеетсявступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор судана территории Российской Федерации;
· лицо прибыло изтретьей страны, где ему не грозило преследование;
· лицо прибыло изстраны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защитыправ человека;
· лицо прибыло изстраны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовомпересечении границ (например, из Республики Беларусь или Республики Казахстан),без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом РоссийскойФедерации «О беженцах»;
· лицо представилозаведомо ложные сведения;
· лицо имеетгражданство третьей страны, где оно не преследуется;
· лицо не может илине желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своегообычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода,эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
После анализа и оценки полученнойинформации ответственный сотрудник представляет руководителю территориальногооргана ФМС России соответствующее мотивированное заключение.
В заключении отражаются основныебиографические данные заявителя, его доводы в обоснование ходатайства,информация о внутриполитическом положении в стране происхождения заявителя, атакже выводы и предложения о возможности принятия ходатайства к рассмотрению.
Руководитель территориального органаФМС России рассматривает заключение и принимает решение о целесообразностинаправления ходатайства для рассмотрения в ФМС России либо о наличии основанийдля отказа в приеме ходатайства к рассмотрению. При наличии оснований дляотказа в рассмотрении ходатайства заявителю в течение пяти рабочих дней со дняпоступления ходатайства вручается или направляется уведомление с указаниемпричин отказа в приеме к рассмотрению ходатайства.
В случае принятия ходатайства крассмотрению заявителю на период рассмотрения ходатайства выдается Справка озаконном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства натерритории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства опредоставлении Российской Федерацией политического убежища.
Справка наряду с документами,удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребыванияна территории Российской Федерации. Выдача справок регистрируется в Книге учетаобращений с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политическогоубежища. Выдаваемой справке присваивается соответствующий порядковый номер, подкоторым она зарегистрирована.
Справка оформляется на бланкетерриториального органа ФМС России, в верхнем левом углу которого расположенугловой штамп с реквизитами территориального органа ФМС России. Там жепроставляется дата выдачи и порядковый номер справки.
В реквизите «Настоящая справкавыдана» указывается фамилия, имя (имена), отчество заявителя в дательномпадеже.
В реквизите «Гражданство»указывается гражданская принадлежность заявителя, подтвержденная паспортоминостранного гражданина либо иным документом, установленным федеральным закономили признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерациив качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
При наличии у заявителя документа,выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии смеждународным договором Российской Федерации в качестве документа,удостоверяющего личность лица без гражданства, либо разрешения на временноепроживание или вида на жительство, выданных на территории Российской Федерации,в реквизите «Гражданство» указывается «Лицо без гражданства».
В справке также проставляются: датапринятия к рассмотрению ходатайства, наименование и номер контактного телефонатерриториального органа ФМС России, принявшего ходатайство к рассмотрению,номер личного дела заявителя.
В реквизите «Документ,удостоверяющий личность» указывается наименование документа,удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, иего реквизиты (кем выдан, номер, дата выдачи, срок действия).
На оборотной стороне справки вреквизите «С ним находятся» перечисляются члены семьи заявителя,пребывающие с ним в Российской Федерации [фамилия, имя (имена), отчество; датарождения; степень родства; паспорт или иной документ, удостоверяющий личностьчлена семьи (его реквизиты)].
Далее проставляются дата выдачисправки и срок ее действия. Указывается должность и специальное званиеруководителя территориального органа ФМС России, проставляется подписьруководителя и делается ее расшифровка (имя, отчество, фамилия).
Подпись руководителя территориальногооргана ФМС России заверяется печатью территориального органа ФМС России.
Как правило, срок действия справки определяетсяиз расчета предполагаемого времени рассмотрения ходатайства заявителя опредоставлении политического убежища. При необходимости срок действия справкиможет быть продлен, о чем делается соответствующая запись, которая заверяетсяподписью руководителя территориального органа ФМС России и печатьютерриториального органа ФМС России. После принятия решения по ходатайствусправка изымается органом, ее выдавшим.
Как указано выше, при наличиидостаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в центральныйаппарат ФМС России для его рассмотрения. К ходатайству приобщаются заключениетерриториального органа ФМС России о целесообразности направления ходатайствадля рассмотрения в ФМС России и материалы личного дела заявителя.
Днем принятия к рассмотрениюходатайства считается день поступления в ФМС России всех необходимых для егорассмотрения материалов.
Федеральная миграционная служба Россиирассматривает поступившее ходатайство и приложенные к нему материалы, послечего запрашивает заключения МИД России, МВД России и ФСБ России. С этой целью вданные инстанции направляются копии ходатайства и материалов личного дела заявителя.Срок рассмотрения ходатайств в Федеральной миграционной службе, Министерствевнутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел РоссийскойФедерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышатьодного месяца в каждом из этих органов.
На основании статьи 89 КонституцииРоссийской Федерации решение вопросов предоставления политического убежищавозложены на Президента Российской Федерации. В этой связи после рассмотренияходатайства и получения заключений МИД России и ФСБ России все материалы сосвоим заключением о возможности и целесообразности предоставления заявителюполитического убежища Российской Федерацией ФМС РФ направляет в Комиссию повопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Данная Комиссиярассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения покаждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.
В случае отклонения ПрезидентомРоссийской Федерации ходатайства территориальный орган ФМС России вручает илинаправляет лицу уведомление о том, что его дальнейшее пребывание на территорииРоссийской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации,определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства натерритории Российской Федерации.
Предоставление Российской Федерациейполитического убежища производится Указом Президента Российской Федерации,который вступает в силу со дня его подписания.
Федеральная миграционная служба РФ в7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляетлицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политическогоубежища, через свои территориальные органы о принятом решении.
Лицу, получившему политическоеубежище, а также членам его семьи территориальным органом ФМС России по местуобращения лица с ходатайством выдается Свидетельство о предоставлениииностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерациейполитического убежища.
Выдаваемому свидетельствуприсваивается порядковый номер, под которым он зарегистрирован в Книге учетаобращений иностранных граждан и лиц без гражданства с ходатайством опредоставлении Российской Федерацией политического убежища.
В реквизите «Настоящеесвидетельство выдано» указывается фамилия, имя (имена), отчество заявителяв дательном падеже.
В реквизите «Гражданство»указывается гражданская принадлежность владельца, подтвержденная паспортоминостранного гражданина либо иным документом, установленным федеральным закономили признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерациив качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
При наличии у заявителя документа,выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии смеждународным договором Российской Федерации в качестве документа,удостоверяющего личность лица без гражданства, либо разрешения на временноепроживание или вида на жительство, выданных на территории Российской Федерации,в реквизите «Гражданство» указывается «Лицо без гражданства».
В свидетельстве указываются дата иномер указа Президента Российской Федерации о предоставлении РоссийскойФедерацией политического убежища.
В реквизите «Паспорт (инойдокумент, удостоверяющий личность)» указываются наименование документа,удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, иего реквизиты (кем выдан, номер, дата выдачи, срок действия).
Далее в свидетельство вписываютсяданные о членах семьи лица, получившего политическое убежище, которым такжепредоставлено политическое убежище.
В реквизите «Свидетельствовыдано» указывается наименование территориального органа ФМС России. Далеепроставляется дата выдачи свидетельства. Указывается должность и специальноезвание руководителя территориального органа ФМС России, проставляется подписьруководителя и делается ее расшифровка (имя, отчество, фамилия). Подписьруководителя территориального органа ФМС России заверяется печатьютерриториального органа ФМС России.
При выдаче свидетельства справка озаконном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства натерритории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства опредоставлении Российской Федерацией политического убежища изымается выдавшимее территориальным органом ФМС России.
Лицу, получившему политическоеубежище, и членам его семьи территориальным органом ФМС России оформляется видна жительство в порядке, установленном постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 1 ноября 2002 г. № 794 «Об утверждении положения о выдачеиностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство».
Предоставление политического убежищараспространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, приусловии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнеговозраста, не требуется.
Что касается юридических последствийполучения политического убежища, то лица, его получившие, обретают возможностьпользоваться на территории России правами и свободами и нести обязанностинаравне с российскими гражданами, кроме установленных федеральными законами илимеждународными договорами ограничений.
Вместе с тем, законодателемпредусмотрены и основания, по которым лицо может быть лишено политическогоубежища в Российской Федерации. Так, лицо, которому Российской Федерациейпредоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленноеполитическое убежище в случаях:
· возврата в странусвоей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;
· выезда нажительство в третью страну;
· добровольногоотказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
· приобретениягражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.
Утрата политического убежищаопределяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РоссийскойФедерации по представлению Федеральной миграционной службы РФ на основаниизаключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральнойслужбы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросамгражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица,утратившего политическое убежище.
Лицо также может быть лишенопредоставленного ему Российской Федерацией политического убежища (лишениеполитического убежища производится указом Президента Российской Федерации) посоображениям государственной безопасности (см. один из принципов принятиясуверенного решения о предоставлении политического убежища — соответствиеданного решения интересам государства), а также, если это лицо занимаетсядеятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций,либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший взаконную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
В данной норме нашла свое преломлениерезолюция 3074 (ХХVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1973 г., которая предполагает, что никакое государство, в том числе, Российская Федерация, не должныпринимать никаких законодательных или иных мер, которые могли бы нанести ущербпринятым ею на себя международным обязательствам в отношении обнаружения,ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях ипреступлениях против человечества, а также ратифицированные в порядкеФедерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорахРоссийской Федерации» международные договоры Российской Федерации(многосторонние и двусторонние).К примеру, основания ипорядок выдачи преступников — граждан третьих государств — предусмотреныКонвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным иуголовным делам государств-членов Содружества Независимых Государств от 22января 1993 г. (Содружество: Информационный вестник. 1993. № 1. С. 45-67).
Рассматривая право политическогоубежища, полагаю необходимым отметить одну из особенностей реализации данногоправового института. Политическое убежище предоставляется исключительно натерритории России. В этой связи помещения дипломатических представительств иликонсульских учреждений Российской Федерации на территориях иностранныхгосударств, пользующиеся экстерриториальностью, не могут в контексте данноговопроса рассматриваться как российская территория. В этом случае следуетразличать политическое убежище на территории Российской Федерации и вдипломатическом представительстве или консульском учреждении РоссийскойФедерации (так называемое дипломатическое убежище).
Данная трактовка основана наположениях статьи 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.), недвусмысленно запрещающей использование помещений дипломатического представительства вцелях, несовместимых с функциями данных представительства (см. Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. — М.:Фонд «Правовая культура», 1996.).
право политическийубежище гражданство
3. Некоторые особенности правовогостатуса лиц, претендующих на получение политического убежища в РоссийскойФедерации, а также получивших его
Следует отметить, что последовательнопридерживаясь конституционной установки на приоритет международного права вобласти защиты и обеспечения прав и свобод человека, российский законодательпредусмотрел в действующем законодательстве Российской Федерации ряд иных норм,направленных на обеспечение возможности иностранным гражданам и лицам безгражданства реализовать свое право на политическое убежище.
В частности, в соответствии спримечанием к статье 322 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность занезаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации,иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию снарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации дляиспользования права политического убежища в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, если в их действиях не содержится иного составапреступления, уголовной ответственности по ст. 322 УК РФ не подлежат.
Или, например, частью 2 статьи 13Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве РоссийскойФедерации» срок постоянного проживания для иностранных граждан и лиц безгражданства, достигших возраста восемнадцати лет и обладающих дееспособностью, подавшихзаявления о приеме в гражданство Российской Федерации с пяти лет непрерывногопроживания в РФ (общие основания для предоставления гражданства) сокращен доодного года.
4. Режим временного убежищаиностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Существует и отличный от политическогоубежища режим временного убежища иностранных граждан и лиц без гражданства натерритории Российской Федерации, который установлен постановлениемПравительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274.
Согласно этому акту, Федеральнаямиграционная служба РФ выдает разрешения на пребывание на российской территориииностранным гражданам и прибывшим с ними лицам на срок не менее 3 месяцев содня подачи заявления об этом.
Временное убежище предоставляется насрок до одного года. Срок предоставления временного убежища может продлеватьсяна каждый последующий год решением территориального органа ФМС РФ, на учете вкотором состоит данное лицо, на основании письменного заявления лица опродлении срока предоставления временного убежища и при наличии обстоятельств,послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
На лицо, получившее временноеубежище, и прибывших с ним членов его семьи распространяются права иобязанности, установленные статьей 6 Закона Российской Федерации «Обеженцах», кроме права на получение единовременного денежного пособия.
Лицо, получившее временное убежище, иприбывшие с ним члены его семьи:
а) имеют право на пользование жилымипомещениями на условиях найма (поднайма), оказание содействия в выезде запределы Российской Федерации, а также могут пользоваться иными правами,предусмотренными законодательством Российской Федерации, международнымидоговорами Российской Федерации и законодательством субъектов РоссийскойФедерации;
б) обязаны:
— сообщить в течение семи дней втерриториальный орган ФМС РФ по месту своего учета сведения об изменениифамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданстваРоссийской Федерации или гражданства другого государства либо о полученииразрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
— сняться с учета в территориальноморгане ФМС РФ при изменении места пребывания и в течение семи дней со дняприбытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальный орган ФМСРФ.
Лицо, получившее временное убежище,не может быть возвращено против его воли на территорию государства, гражданиномкоторого оно является (свое прежнее местожительство).
Лицо, получившее временное убежище,утрачивает его:
а) в связи с устранением обстоятельств,послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;
б) при получении права на постоянноепроживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданстваРоссийской Федерации или гражданства другого государства;
в) при выезде к месту жительства запределы территории Российской Федерации.
Лицо, получившее временное убежище,лишается его, если это лицо:
а) осуждено по вступившему в силуприговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
б) сообщило заведомо ложные сведения,либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставленияэтому лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение Федеральногозакона «О беженцах» № 4528-1 от 19 февраля 1993 г.
Заключение
Заканчивая рассмотрение вопроса оправе человека на политическое убежище и механизме его реализации в РоссийскойФедерации, полагаю необходимым упомянуть также о наличии в иных государствахсобственных конституционных норм, действующих в сфере применения данногоправового института.
Так, в конституциях Азербайджана,Албании, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Испании, Италии, Македонии,Молдовы, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Украины, Франции,Хорватии, Чехии это право четко закреплено. В частности, согласно КонституцииВенгрии "… в Венгерской Республике — в соответствии с условиями,определенными в законе, — обеспечивается право убежища тем иностраннымгражданам, равно как и лицам без гражданства, которые в стране их пребыванияпреследуются по расовым, религиозным, национальным, языковым или политическимпричинам или их опасения относительно преследований являются обоснованными — если ни страна их происхождения, ни какая-либо иная страна не обеспечивают ихзащиту" (абз. 1 § 65).
Путем толкования соответствующих нормконституций Греции и Мальты можно прийти к выводу, что такое правопредусмотрено и в них. Так, в конституции Греции записано, что «запрещаетсявыдача иностранца, преследуемого за свою деятельность во имя свободы...»(абз. 2 ст. 5), а в конституции Мальты — «никакое лицо не должно бытьвыдано за преступление политического характера» (абз. 2 ст. 43).
Вместе с тем некоторые конституциичетко предусматривают и возможности ограничения этого права. Согласно ст. 16а ОсновногоЗакона ФРГ это касается лиц, прибывших из государств-членов ЕС или иныхгосударств, в которых обеспечено действие Конвенции о статусе беженцев иКонвенции о защите прав человека и основных свобод. Специальный закон долженопределить список государств, в которых нет политических преследований,бесчеловечных либо унизительных наказаний или обращения и т.д. А в конституцииИспании однозначно установлено, что "… террористические акты не являютсяполитическими преступлениями" (абз. 3 ст. 13).
Таким образом, право политическогоубежища, как одна из составляющих международного права в области защиты правчеловека, введено в законодательства значительного числа государств и в той илииной мере реализуется ими сообразно международным соглашениям.
Говоря же о Российской Федерации нельзяне упомянуть об информации, данной в 2008 году РИА «Новости» соссылкой на доклад Управления Верховного комиссара ООН по делам />беженцев. В контексте еевидно, что в соблюдении прав и свобод человека и гражданина в нашей стране покаеще существуют значительные резервы для совершенствования, что обуславливаетрост числа фактов поиска политического убежища нашими соотечественниками в иныхгосударствах.
Так, по данным РИА «Новости»,Россия занимает третье место в мире(после Ирака и Сомали) по числу поданных её гражданамипросьб о предоставлении политического убежища за рубежом: в 2008 году около 20тысяч 477 россиян обратились с просьбами о предоставлении политического убежища— это на 9 % больше показателя 2007 года.Чаще всего россияне искали убежища в Польше (6647 человек), Франции (3579), Австрии (3436), Бельгии (1615), Норвегии (1078), Швеции (933). В этом списке для россиянстали куда менее привлекательными бывшие ранее безусловными лидерами Германия(768) и США(691).
Список использованной литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята 12 декабря 1993 года).
2. Уголовный кодексРоссийской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
3. Закон РоссийскойФедерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе РоссийскойФедерации».
4. Федеральный законот 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
5. Федеральный законот 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах РоссийскойФедерации».
6. Федеральный законот 25 июля 1998 года № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопическойрегистрации в Российской Федерации».
7. Указ ПрезидентаРФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядкепредоставления Российской Федерацией политического убежища».
8. Указ ПрезидентаРФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядкерассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».
9. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 794 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданствавида на жительство».
10. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».
11. ПриказФедеральной миграционной службы Российской Федерации от 5 декабря 2007 г. № 451 «Об утверждении административного регламента Федеральной миграционной службы поисполнению государственной функции по исполнению законодательства РоссийскойФедерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицамбез гражданства».
12. КонституцияРоссийской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный). Подредакцией Ю.А. Дмитриева. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
13. Г.Д. Садовникова.Комментарий к Конституции Российской Федерации. Издание 3-е, исправленное идополненное. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
14. Е.И. Козлова,О.Е. Кутафин. Конституционное право России. Учебник. Издание третье,переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2003.
15. КонституцияРоссийской Федерации. Проблемный комментарий. Ответственный редакторВ.А.Четвернин. — М.: Центр конституционных исследований Московскогообщественного научного фонда, 1997.
16. Сборник «Конституциизарубежных государств. Конституции государств Центральной и Восточной Европы».Ответственный редактор Н.В.Варламова. — М.: Центр конституционных исследованийМосковского общественного научного фонда, 1997.
17. Большая советскаяэнциклопедия. Издание 3-е. – М.: Советская энциклопедия, 1975.
18. Свободнаяинтернет-энциклопедия «Википедия». ru.wikipedia.org.
19. Сайт «Словарии энциклопедии» (http://dic.academic.ru/).
20. Электроннаяправовая информационно-поисковая система «Гарант».
21. Электронная правоваяинформационно — поисковая система «КонсультантПлюс: Высшая школа».