Реферат по предмету "Экология"


Правовые основы экологической сертификации

Содержание
Введение_____________________________________________________ 3
Понятие и функции экологической сертификации_________________ 4
Нормативные акты в областиэкологической сертификации________ 8
Информационное обеспечениесистемы экосертификации___________ 10
Экономические принципы функционированияСистемы____________ 11
Направления и объекты экологической сертификации____________ 13
Порядок проведения экологической сертификации_______________ 16
Органы экологической сертификации__________________________ 24
Заключение_________________________________________________ 30
Приложение_________________________________________________ 35
Список литературы__________________________________________ 38
Введение
Природа — источник жизни, материального и духовногоблагополучия. По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных судовлетворением, его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую,рекреационную, научную, культурную.
Наиболее существенная функция природы — экономическая. Еесущность предопределена тем, что природные ресурсы, которыми пользуетсячеловек, обладают экономическими свойствами, экономическим потенциалом. Еслиэкологическая функция является “вечной” по отношению к человеку, тоэкономическая появилась, когда человек начал создавать первые орудия труда,строить себе жилье, шить одежду. Природные богатства служат источникомудовлетворения разнообразных, все возрастающих по мере развития человека егоматериальных потребностей.
Экосертификация проводится с целью созданияэкономико-правового механизма по реализации закрепленного в Конституции Россииправа граждан на благоприятную окружающую среду.
Понятие и функции экологической сертификации
Экологическая сертификация (экосертификация) — новоенаправление природоохранительной деятельности в России. Обязательнаяэкологическая сертификация товаров (работ и услуг), на которые законом установленытребования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровьяпотребителей и охраны окружающей среды, введена с принятием 7 февраля 1992 г.Закона РФ “О защите прав потребителей ”. Этим Законом Госстандарту России былпридан статус головного органа по сертификации товаров (работ и услуг), вфункции которого входят установление контроля за соблюдением правовыхтребований в этой сфере. В мае 1992 г. Госстандарт России ввел по всей странеСистему сертификации ГОСТ (ГОСТ Р), определяющую порядок работ по обязательнойсертификации, разработанную с использованием опыта зарубежных стран.
Сертификация продукции в соответствии с Законом РФ от 10июня 1993 г. “О сертификации продукции и услуг” — это деятельность поподтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Экологическаясертификация — деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемогообъекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. При этом подэкологическими понимаются требования, установленные в законодательных и иныхнормативных актах в области природопользования и охраны окружающей среды[1].
Экологическая сертификация как мера охраны природы иэкологических прав граждан имеет сходство с государственной экологическойэкспертизой, целью которой также является определение соответствия объектаэкспертизы экологическим требованиям. Принципиальное различие между этимимерами — в объекте. Так, один из объектов обязательной государственнойэкологической экспертизы — проекты технической документации на новые технику,технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которыевходят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченнымгосударственным органом в области экологической экспертизы, в том числе назакупаемые за рубежом товары. Но если объекты экспертизы — это всегдапредпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты экологическойсертификации — готовая продукция. Соответственно объектами экологическойсертификации является новая техника, материалы, вещества. Включение товаров и услугв перечень обязательной экологической сертификации в соответствии со ст. 11 и12 Федерального закона “Об экологической экспертизе” служит основанием для ихотнесения к объектам обязательной государственной экологической экспертизы.
С помощью экологической сертификации решается ряд важнейшихзадач по обеспечению рационального использования природных богатств, охраныокружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия экологическипотенциально опасной продукции или услуг. Она способствует:
  предупреждению появления на рынке и реализацииэкологически опасной продукции и услуг и соответственно предупреждению вредаприродной среде;
• внедрению экологически безопасных технологическихпроцессов и оборудования;
• производству экологически безопасной продукции на всехстадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности;
• созданию условий для организации производств, отвечающихустановленным экологическим требованиям;
• совершенствованию управления хозяйственной и инойдеятельностью;
• предотвращению ввоза в страну экологически опасныхпродукции, технологий, отходов, услуг;
• интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнениюмеждународных обязательств. Экологическая сертификация служит, таким образом,средством подтверждения экологически значимых показателей качества продукции,заявленных изготовителем; содействия потребителям в компетентном выбореэкологически благополучной продукции;
контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни,здоровья и имущества; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя(продавца, исполнителя). Выступая в качестве инструмента защиты экологических иэкономических интересов России, экологическая сертификация содействуетвхождению России в мировое экономическое пространство, производствуконкурентоспособной отечественной продукции, служит средством контроля заввозом в страну экологически вредной продукции.
Экологическая сертификация проводится в России в видеобязательной и добровольной. Она обязательна в случаях, установленныхзаконодательством России и субъектов РФ. Проведение обязательной экологическойсертификации означает, что государство берет на себя защиту общественныхинтересов, связанных с обеспечением экологических интересов населения и охраныокружающей природной среды, рационального использования, охраны,воспроизводства природных ресурсов и в других предусмотренных законодательствомслучаях. Для проведения обязательной экологической сертификации ГоскомэкологииРФ составляет и утверждает Перечни объектов, подлежащих обязательнойэкосертификации.
Для усиления государственного контроля за использованиемэкологически потенциально опасной продукции сертифицируемые товары и услуги,которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченнымгосударственным органом в области экологической экспертизы (к их числуотносятся и закупаемые за рубежом товары), отнесены Федеральным законом “Обэкологической экспертизе” к объектам обязательной государственной экологическойэкспертизы (ст. 11).
Обязательной сертификации подлежат также согласно ст. 71Лесного кодекса РФ древесина, отпускаемая на корню, и второстепенные лесныересурсы. Организация и проведение обязательной сертификации указанных лесныхресурсов осуществляются федеральным органом управления лесным хозяйством.Порядок проведения сертификации определяется Правительством РФ[2].
  Добровольная экологическая сертификация осуществляется втех случаях, когда в законодательных актах РФ не предписана обязательнаясертификация и проводится по инициативе заявителя-природопользователя илиюридического лица, выполняющего распорядительные функции в областииспользования природных ресурсов, на основе договора между органом посертификации и заявителем[3].
Нормативные акты в области экологическойсертификации
Несмотря на новизну рассматриваемой правовой меры охраныокружающей среды, имеется ряд нормативных правовых актов, устанавливающихтребования по экологической сертификации, хотя в Законе РСФСР “Об охранеокружающей природной среды” о ней даже не упоминается. Трудно объяснить,почему, но не предусматривается правовое регулирование экологическойсертификации и в проекте Федерального закона “Об охране окружающей природнойсреды”, подготовленном еще в Минприроды России и представленном ПравительствомРФ в Государственную Думу.
Ряд конкретных требований в сфере экологической сертификацииустановлен Законом “О защите прав потребителей”. В частности, Законпредусматривает, что товар (работа, услуга), на который законами илистандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровьяпотребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вредаимуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни издоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленномпорядке (ст. 7). В качестве гарантии соблюдения требования об обязательнойсертификации товаров служит положение этого Закона, в соответствии с которым недопускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числеимпортного, без информации о проведении его обязательной сертификации и немаркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям,указанным в п. 1 приведенной ст. 7. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащихобязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ.
Наиболее общие требования относительно экологическойсертификации установлены также в Законе РФ “О сертификации продукции и услуг”.Причем сертификация продукции, влияющей на состояние окружающей среды, выделенакак одно из направлений сертификации.
В целях создания. условий, способствующих развитиюконкуренции в области сертификации между организациями и предприятиямиразличных форм собственности, распоряжением Правительства РФ утвержденаПрограмма демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации от20 февраля 1995 г[4].
В данной Программе предусмотрено, что в рамках федеральнойинновационной программы “Сертификация и метрология” предусматривается увеличитьсеть аккредитованных испытательных лабораторий (центров), что позволитрасширить испытательную базу для проведения сертификации и создать конкурентнуюсреду в области как обязательной, так и добровольной сертификации.
Имеется ряд подзаконных актов, регулирующих отношения поэкологической сертификации. Это — постановление Правительства РФ от 27 марта1994 г. “О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальныхобъектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности,использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии”; “Порядокпроведения сертификации продукции”, утвержденный постановлениями ГосстандартаРоссии от 1 декабря 1993 г. и от 21 сентября 1994 г.; Положение о порядкеосуществления в г. Москве экологического контроля автотранспортных средств свведением экологического сертификата автотранспортного средства единогообразца, утвержденное постановлением правительства Москвы от 18 июня 1996г.
Детальное регулирование экологической сертификации на федеральномуровне осуществляется, на основе ведомственных актов Государственного комитетапо охране окружающей среды (Минприроды РФ). Наиболее значимыми актами являются:
• Основные положения системы сертификации по экологическимтребованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системыэкологической сертификации), утвержденные приказом Минприроды России от 23января 1995 г.;
• Руководящие документы (РД) по природоохраннойсертификации. Федеральная система природоохранной сертификации РД 001-93;
• Перечень нормативно-методической документации,обеспечивающей процесс проведения экологической сертификации, включающий:Основные положения системы экологической сертификации; Положение о головноморгане по экологической сертификации; Порядок проведения экологическойсертификации; Положение о порядке выдачи экологических сертификатов; Положениео территориальных органах по экологической сертификации и порядок ихаккредитации; Положение об испытательных лабораториях (центрах) и порядок ихаккредитации; Положение о государственном реестре по экологическойсертификации, порядок формирования и правила его ведения; Положение о знакесоответствия на экологическую безопасность; Номенклатура первоочередныхобъектов экологической сертификации; Оценка критериев экологическойбезопасности объектов экологической сертификации и пакет нормативныхдокументов, содержащих количественные показатели этих критериев. Информационное обеспечение системы экосертификации
Информационное обеспечение Системы проводится следующимобразом.
Документы и материалы, подтверждающие сертификацию,находятся на хранении в органе по сертификации, выдавшем сертификат.
Федеральный орган регистрирует и ведет Реестр выданных(признанных) сертификатов, органов по экосертификации,испытательно-аналитических лабораторий;
Федеральный орган организует публикацию информации орезультатах экосертификации, включающую:
— перечень объектов экосертификации, на которые выданысертификаты;
— перечень аккредитованных органов по экосертификации,испытательно-аналитических лабораторий (центров).
Организация и координация работ по информационномуобеспечению функционирования Системы осуществляется ее Научно-методическимцентров с использованием информационных структур Минприроды России понормативному обеспечению.Экономические принципы функционирования Системы
 Экономическая деятельность Системы осуществляется на основелицензионных соглашений и хозяйственных договоров.
Лицензионные соглашения заключаются с аккредитованнымиорганами по экосертификации и испытательно-аналитическими лабораториями.
 Хоздоговоры заключаются между участниками Системы длявыполнения работ, связанных с обеспечением функционирования Системы, внеобходимых случаях в этих целях могут привлекаться и сторонние юридическиелица.
Средства, полученные по лицензионным соглашениям ихоздоговорам, а также иные средства, используемые для организациифункционирования Системы, аккумулируются на счете Федерального органа Системы.
 
Направления и объекты экологической сертификации
Направления экологической сертификации определеныСоглашением о взаимодействии Минприроды и Госстандарта России в работах постандартизации, метрологии и сертификации в области регулирования использованияприродных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасностипродукции и технологических процессов, подписанным 31 марта и 5 апреля 1993 г.,а также Основными направлениями работ по формированию системы экологическойсертификации, разработанными в Минприроды России[5].
В область экологической сертификации входят:
1. Продукция (в том числе и та, которая сегоднясертифицируется в соответствии с экологическими требованиями в системесертификации ГОСТ Р, но после создания системы экологической сертификацииперейдет в нее).
2. Технологические процессы:
• направленные на добычу и заготовку природных ресурсов;
• связанные с транспортировкой природных ресурсов, продукциии отходов;
• связанные с хранением природных ресурсов, продукции иотходов;
• направленные на извлечение (получение) веществ изприродных ресурсов (технологические процессы получения металла в черной ицветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и т. п.);
• связанные с машиностроением, приборостроением,использующие в качестве сырья продукцию предыдущих технологических процессов;
• природоохранные, направленные на снижение негативных видоввоздействий основного производства на окружающую среду.
3. Отходы производства и потребления:
• при добыче и заготовке природных ресурсов;
• в процессе транспортировки природных ресурсов и продукции;
• в процессе хранения природных ресурсов и продукции;
• в основном технологическом процессе переработки природныхресурсов и продукции из них;
• в природоохранном технологическом процессе, направленномна снижение негативных видов воздействия основного производства на окружающуюсреду.
4. Природные ресурсы:
• земельные ресурсы;
• водные ресурсы;
• ресурсы животного и растительного мира;
• ресурсы недр и полезные ископаемые;
5. Объекты окружающей среды:
• охраняемые природные объекты (лесные массивы, водоемы,болота, другие определенные границами участки территорий и акваторий),предназначенные для сохранения и воспроизводства экосистем и отдельных видовприродных ресурсов, флоры; фауны и ландшафтов;
• природные объекты, предназначенные для хозяйственногоиспользования.
6. Экологические услуги:
• по производству, установке, техническому обслуживаниюприродоохранного оборудования, ремонту контрольно-измерительных приборовприродоохранного назначения;
• по рекультивации, восстановлению, проведению санационныхмероприятий;
• по экологическому обучению, переподготовке кадров,повышению квалификации, экологическому аудированию.
При составлении или уточнении состава объектов дляэкологической сертификации по каждому ее направлению должен быть установленперечень соответствующих этим объектам природоохранных нормативных документов(ПНД), содержащих экологические требования, соответствие которым будетдоказываться при проведении экологической сертификации этих объектов согласноопределению понятия “экологическая сертификация соответствия”.
Так, по решению правительства Москвы одним из объектовобязательной экологической сертификации являются автотранспортные средстваюридических лиц в части соблюдения ими требований стандартов по токсичности идымности отработавших газов.
Порядок проведения экологической сертификации
Общие требования к порядку проведения сертификации определенв документе “Порядок проведения сертификации продукции”, утвержденномпостановлением Госстандарта России от 1 декабря 1993 г. и 21 сентября 1994 г.Он может быть непосредственно применен при обязательной и добровольнойсертификации конкретных видов однородной продукции, включая импортируемую. Наего основе Госкомэкология может при необходимости разработать порядокэкологической сертификации однородной продукции, учитывающий особенности еепроизводства, испытаний, поставок и эксплуатации.
При сертификации проверяются характеристики продукции ииспользуются методы испытаний, позволяющие:
• провести идентификацию продукции, в том числе проверитьпринадлежность к классификационной группировке, соответствие техническойдокументации, происхождение, принадлежность к данной партии и др.;
• полно и достоверно подтвердить соответствие продукциитребованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья иимущества граждан, окружающей среды, установленным во всех нормативныхдокументах для этой продукции, а также другим требованиям, которые на основезаконодательных актов должны проверяться в случае обязательной сертификации,при обычных условиях ее использования, хранения и транспортирования.
Порядок проведения работ по экологической сертификациипредусматривает выполнение следующих действий:
• направление заявителем декларации-заявки о проведенииэкологической сертификации конкретного объекта в соответствующий орган поэкосертификации;
• рассмотрение декларации-заявки;
• выбор испытательной лаборатории (центра);
• проведение исследований или испытаний отобранных проб(образцов);
• установление соответствия сертифицируемого объектапредъявляемым к нему требованиям и принятие решения о возможности выдачиэкологического сертификата;
• информирование заявителя о результатах экосертификации;
• выдача экологического сертификата на основе положительныхрезультатов сертификации и внесение сертифицированного объекта в Реестр системыэкологической сертификации;
• осуществление инспекционного контроля за стабильностью, ав отдельных случаях, например технологических процессов, за динамикойсертификационных характеристик объекта.
Получив заявку,  орган по экологической сертификациирассматривает ее и в кратчайшие сроки, но не позднее одного месяца послеполучения, сообщает заявителю решение. Оно содержит все основные условиясертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной однороднойпродукции, в том числе указывается схема сертификации, перечень необходимыхтехнических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий(центров), которые могут проводить испытания продукции, и перечень органов,которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если этопредусмотрено схемой сертификации). После чего заявитель делает выборконкретной испытательной лаборатории, органа для сертификации производства илисистемы качества.
Испытания для экологической сертификации проводятся виспытательных лабораториях, аккредитованных на право проведения тех испытаний,которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификацииданной продукции. Ответственность за объективность таких испытаний наряду сиспытательной лабораторией несет орган по экосертификации, поручившийиспытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случаеподписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа поэкосертификации.
При этом испытания проводятся на образцах, конструкция,состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как упродукции, поставляемой потребителю (заказчику). Образцы, прошедшие испытания,подлежат хранению в течение срока годности продукции или срока действиясертификата. Конкретные сроки хранения образцов устанавливаются в правилахэкосертификации однородной продукции. Ответственность за правильность отбораобразцов, их хранение, упаковку, транспортировку и другие процедуры, влияющиена достоверность испытаний, несет испытательная лаборатория.
Протоколы испытаний образцов сертифицируемой продукциипредставляются затем заявителю и в орган по экологической сертификации. Копиипротоколов испытаний подлежат хранению в течение срока не менее, чем срокдействия сертификата. Конкретные сроки хранения копий протоколовустанавливаются в системе сертификации однородной продукции и в документахиспытательной лаборатории.
Заявитель представляет в орган по экосертификации указанныев решении документы, в том числе о соответствии продукции установленнымтребованиям, выданные государственными органами управления в пределах своейкомпетенции, если это установлено законодательными актами РФ. При отсутствии узаявителя этих документов орган по сертификации обеспечивает взаимодействие сполномочными органами с целью их получения (учитывая это в объеме работ посертификации продукции).
Заявитель может представить в орган по экологическойсертификации протоколы испытаний (с учетом сроков действия этих протоколов),проведенных при разработке и постановке продукции на производство, илидокументы об испытаниях, выполненных отечественными или зарубежнымииспытательными лабораториями, аккредитованными или признанными в системесертификации.
После проверки представленных документов орган посертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия илипроведении недостающих испытаний, что отражается в соответствующих документах.После оформления сертификата он должен быть зарегистрирован. Сертификатдействителен только при наличии регистрационного номера. В сертификатеуказываются все документы, служащие основанием для его выдачи, в соответствиисо схемой сертификации. При обязательной экологической сертификации сертификатвыдается, если продукция соответствует всем требованиям всех нормативныхдокументов, установленных для данной продукции[6].
Экосертификаты выдаются на срок до пяти лет. Конкретный срокдействия сертификата устанавливает выдающий его орган.
При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции илитехнологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукциитребованиям нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды,заявитель заранее извещает об этом выдавший сертификат орган, который ипринимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценкисостояния производства этой продукции.
Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знакомсоответствия, принятым в системе. Знак соответствия ставится на изделие и (или)тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию,. Маркированиепродукции знаком соответствия — обязанность изготовителя (продавца). Правомаркирования продукции знаком соответствия предоставляется изготовителю(продавцу) лицензией, выдаваемой органом по сертификации.
Если орган по экологической сертификации принимает решениеоб отказе в выдаче экосертификата, а заявитель с этим не согласен, решениеможет быть обжаловано в Госкомэкологию России.
Осуществление инспекционного контроля за стабильностью, а вотдельных случаях, например технологических процессов, за динамикойсертификационных характеристик объекта — завершающая стадия процессаэкологической сертификации.
Контроль за деятельностью органов по экологическойсертификации и испытательно-аналитических лабораторий осуществляетсяГоскомэкологией России в течение всего периода действия аттестата аккредитациии лицензионного договора. Деятельность по инспекционному контролю оплачиваетсялицензиатом на условиях, установленных в лицензионном договоре.
Непосредственный инспекционный контроль за стабильностью идинамикой сертификационных характеристик объекта проводят эксперты-аудиторы,аттестованные в системе экологической сертификации. Согласно лицензионномудоговору лицензиат обязан создать все необходимые условия для эксперта-аудиторапри осуществлении им инспекционного контроля и оплатить расходы по егопроведению, включая расходы, связанные с решением организационно-техническихвопросов. Контроль проводится в форме периодических и внеплановых проверок,включающих испытания образцов продукции и других проверок, необходимых дляподтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствоватьустановленным требованиям, подтвержденным при сертификации. Такой контроль, какправило, содержит следующие виды работ:
• анализ поступающей информации о сертифицированнойпродукции;
• создание группы для проведения контроля;
• проведение проверки результатов испытаний образцовпродукции;
• оформление результатов контроля и принятие решений.Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценкарезультатов испытаний образцов и других проверок, делается общее заключение осостоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранениядействия выданного сертификата. Акт хранится в органе по экологическойсертификации, а его копии направляются изготовителю (продавцу) и в организации,принимавшие участие в инспекционном контроле.
По результатам инспекционного контроля орган поэкологической сертификации может приостановить или отменить действиесертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия вслучае несоответствия продукции требованиям нормативных документов,контролируемых при сертификации, а также в случаях:
• изменения нормативного документа на продукцию или методаиспытаний;
• изменения конструкции (состава), комплектности продукции;
• изменения организации и (или) технологии производства;
• изменения (невыполнения) требований технологии, методовконтроля и испытаний, системы обеспечения качества — если перечисленныеизменения могут вызвать несоответствие продукции требованиям, контролируемымпри сертификации.
Нормативными актами определяются конкретные условия, приналичии которых принимается то или другое решение. Так, решение оприостановлении действия сертификата и лицензии на право применения знакасоответствия принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий,согласованных с органом, его выдавшим, заявитель может устранить обнаруженныепричины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованнойлаборатории соответствие продукции нормативным документам. Если этого сделатьнельзя, то действие сертификата отменяется и лицензия на право применения знакасоответствия аннулируется.
Информация о приостановлении действия или отмене действияэкологического сертификата доводится органом, его выдавшим, до сведениязаявителя, потребителей, Госстандарта России и других заинтересованныхучастников системы экологической сертификации однородной продукции. Порядок исроки доведения этой информации устанавливаются порядком сертификацииоднородной продукции. Отмена действия сертификата вступает в силу с моментаисключения его из Государственного реестра[7].
Экоаудиторы в системе экологической сертификации могут бытькак штатными сотрудниками любых структурных звеньев данной системы, так ипривлекаться со стороны из числа высококвалифицированных специалистов в областисертификации и природоохранной деятельности. Экоаудиторы аттестуются поправилам системы экологической сертификации комиссиями, создаваемымиГоскомэкологией. Действуя в соответствии с заданиями Госкомэкологии в составерабочих групп или индивидуально, экоаудиторы обеспечивают выполнение следующихфункций:
• принимают участие в аккредитации органов по сертификации ииспытательно-аналитических лабораторий (центров);
• принимают участие в конкретных испытаниях и сертификацииобъектов экосёртификации;
• участвуют в проведении инспекционного контроля задеятельностью органов по экосёртификации и испытательно-аналитическихлабораторий (центров);
• подготавливают документацию и решения по апелляциям. Междуучастниками проведения экологической сертификации ответственностьраспределяется следующим образом:
• производитель (исполнитель, поставщик) несет ответственностьза соответствие продукции (технологического процесса) требованиям нормативныхдокументов по вопросам охраны окружающей среды, которые контролируются присертификации, и за правильность использования знака соответствия;
• продавец несет ответственность за наличие сертификата изнака соответствия на реализуемую им продукцию;
• испытательная лаборатория (центр) несет ответственность засоответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям нормативныхдокументов, а также достоверность и объективность их результатов;
• орган по экологической сертификации несет ответственностьза правильность выдачи сертификата соответствия и подтверждение его действия.
Органы экологической сертификации
Государственным органом, ответственным за формирование иреализацию государственной политики в области сертификации, установление общихправил и рекомендаций по проведению сертификации на территории России, являетсясогласно Закону “О сертификации продукции и услуг” Госстандарт России.Управление сертификацией продукции и услуг в отдельных областях осуществляютуполномоченные министерства и ведомства. В сфере охраны окружающей среды такиморганом является Государственный комитет РФ по охране окружающей среды.
С учетом роли Госстандарта России в сертификации Главноеуправление экономики природопользования Минприроды в декабре 1993 г. вышло вГосстандарт с предложением о взаимодействии Госстандарта и Минприроды в работахпо стандартизации, метрологии и сертификации в области регулированияиспользования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологическойбезопасности продукции и технологических процессов[8].
Соглашение о взаимодействии, подписанное в апреле 1993 г.,предусматривает его основные принципы и направления по вопросам экологическойсертификации:
• разработку и пересмотр нормативных документов, подготовкузаконопроектов и предложений о пересмотре действующих законодательных актов повопросам стандартизации, метрологии и сертификации в области охраны окружающейсреды;
• обеспечение функционирования системы государственногометрологического контроля и надзора в области охраны окружающей среды;
• организацию работ по обязательной сертификации объектовокружающей среды, природных ресурсов, отходов производства и потребления,продукции, товаров (работ и услуг), технологических процессов и аттестациипроизводств по экологическим нормам, нормативам, правилам и требованиям.
Существует достаточно развитая система органов экологическойсертификации, включающая:
• органы по экологической сертификации;
• испытательно-аналитические лаборатории (центры).
Возглавляет систему органов Государственный комитет РФ поохране окружающей среды, который:
• определяет номенклатуру объектов, подлежащих экологическойсертификации, а также нормативные документы, на соответствие которым проводитсяэкосертификация;
• аккредитует органы по экосертификации и испытательно-аналитическиелаборатории (центры), организует подготовку и аттестацию экоаудиторов иосуществляет инспекционный контроль за их деятельностью;
• ведет Реестр системы экологической сертификации;
• устанавливает Знак соответствия системы экологическойсертификации и правила его применения;
• устанавливает цены и тарифы на проведение экосертификации;
• рассматривает апелляции по результатам экосертификации иаккредитации;
• обеспечивает участников системы экологической сертификациии заинтересованные организации информацией по экосертификации;
• взаимодействует с зарубежными и международнымиорганизациями по вопросам экосертификации, принимает решения о присоединении кмеждународным системам и соглашениям по экосертификации;
• обеспечивает принятие в установленном порядке решений опризнании экосертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;
• осуществляет функции органа по экосертификации при егоотсутствии;
• осуществляет координацию работ в системе экологическойсертификации и по ее взаимодействию с другими системами сертификации.
Для выполнения названных функций Госкомэкология Россиисоздает ряд специальных подразделений: Руководящий комитет по экосертификации,Научно-техническую комиссию по экосертификации, Научно-методический центрсистемы экологической сертификации. На Госкомэкологии лежит задача координацииих работы. В случае необходимости Госкомэкология привлекает к работе другиеисследовательские и испытательные организации.
При этом Руководящий комитет по экосертификации призванвырабатывать общую политику по развитию и совершенствованию системыэкологической сертификации в стране и подготавливать программы по разработкеприродоохранных нормативов для целей сертификации.
Научно-техническая комиссия по экосертификации, формируемаяиз представителей соответствующих подразделений Госкомэкологии России и органовгосударственного контроля и надзора, других организаций в соответствии с ихспециализацией, аккредитованных органов по экосертификации, выполняет следующиефункции:
• обоснование выбора и организация разработки проектовнормативных документов, на соответствие требованиям которых проводитсяобязательная экосертификация;
• рассмотрение предложений по актуализации нормативныхдокументов, устанавливающих экологические требования и правила процедур этойсертификации для отдельных групп объектов;
• взаимодействие с техническими комитетами по стандартизациипри Госстандарте России;
• участие в проведении экосертификации отдельных группобъектов;
• участие в рассмотрении материалов аккредитации органов поэкосертификации и испытательно-аналитических лабораторий.
Научно-методический центр системы экологической сертификацииотвечает за:
• подготовку предложений по совершенствованию и развитиюсистемы экологической сертификации;
• разработку проектов правил и процедур в системеэкосертификации;
• аккредитацию органов по экосертификации (по поручениюфедерального органа);
• аккредитацию испытательно-аналитических лабораторий(центров);
• подготовку и заключение (по поручению федерального органа)лицензионных соглашений с аккредитованными органами по экосертификации ииспытательно-аналитическими лабораториями (центрами);
• выполнение иных функций.
Непосредственную деятельность по сертификации ведут органыпо экологической сертификации. Они осуществляют, в частности, следующиефункции:
• формируют (комплектуют) и актуализируют фонд нормативныхдокументов;
• разрабатывают организационно-методическую документацию,необходимую для осуществления их деятельности;
• принимают и рассматривают заявки на сертификацию;
• готовят решения по ним и взаимодействуют с заявителями;
• определяют в каждом конкретном случаеиспытательно-аналитическую лабораторию (центр) и орган по проверке (если онанеобходима производству, организуют испытания и проверку производства;
• сертифицируют объекты в закрепленной за органами поэкосертификации сфере деятельности, выдают экосертификаты;
• приостанавливают либо отменяют действие выданныхзаявителям экосертификатов;
• предоставляют заявителю (по его требованию) необходимуюинформацию в пределах своей компетенции;
• ведут перечень сертифицированных объектов и представляютсоответствующие данные для включения в Реестр системы экологическойсертификации;
• осуществляют инспекционный контроль заэкосертифицированными объектами;
• участвуют в аттестации экоаудиторов и осуществляютинспекционный контроль за их деятельностью, если это предусмотрено приаккредитации.
Испытательно-аналитические лаборатории (центры) проводятанализы и испытания и результаты оформляют протоколом.
Работа по экологической сертификации организуется путемсоздания систем сертификации однородной продукции, в которых устанавливаютсяправила сертификации с учетом особенностей ее производства (то же самое — длятехнологических процессов, производящих однородную продукцию, однородныхприродных объектов и природных ресурсов). Госкомэкология делегирует своиполномочия органам по сертификации и испытательным лабораториям на основе ихаккредитации. Если в системе экологической сертификации аккредитованы несколькоорганов по сертификации одной и той же продукции, то заявитель вправе провестисертификацию в любом из них.
Деятельность органов по экологической сертификации ииспытательно-аналитических лабораторий (центров) осуществляется на основелицензионного договора, заключенного с Госкомэкологией России.
Органами по экосертификации и испытательно-аналитическимицентрами, аккредитуемыми в системе экологической сертификации, могут бытьтерриториальные подразделения Госкомэкологии России и подведомственные емуорганизации или другие независимые организации, имеющие статус юридическоголица. Процедура аккредитации испытательно-аналитической лаборатории (центра)может быть заменена решением Госкомэкологии о признании результатов аккредитацииэтой лаборатории (центра) в другой системе.
Заключение
В ходе проделанной работы мы выяснили, что экосертификацияспособствует:
— внедрению экологически безопасных технологическихпроцессов и оборудования;
— производству экологически безопасной продукции на всехстадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности;
— созданию условий для организации производств, отвечающихустановленным экологическим требованиям;
— совершенствованию управления хозяйственной и инойдеятельностью;
— предотвращению ввоза в страну экологически опасныхпродукции, технологий, отходов, услуг;
— интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнениюмеждународных обязательств.
Для создания правовой базы организации и проведения работ поэкосертификации Минприроды России формирует Систему экологической сертификации,включающую:
— комплекс нормативных документов, устанавливающих принципы,нормативы и правила экосертификации;
— систему органов, обеспечивающих организационно-методическоеруководство деятельностью по проведению экосертификации, аттестациюэкспертов-аудиторов и аккредитацию органов по экосертификации, проведениеэкосертификации, инспекционного контроля и информационное обслуживание;
— Реестр Системы для учета органов по экосертификации,сертифицированных объектов, выданных экосертификатов.
Система предусматривает проведение обязательной идобровольной сертификации.
Экосертификация проводится в обязательном порядке в случаях,предусмотренных законодательством Российской Федерации, республик в составеРоссийской Федерации.
Добровольная экосертификация в рамках Системы осуществляетсяв тех случаях, по которым в законодательных актах Российской Федерации непредусмотрено проведение обязательной сертификации. Она проводится поинициативе заявителя на основе договора между органом по сертификации изаявителем.
Система строится на следующих принципах:
— наличие собственной организационной структуры;
— независимость органов по экосертификации от участвующих сторон;
— установление собственных правил и процедур управления дляпроведения экосертификации;
— взаимодействие на основе соглашений с иными системамисертификации (Система сертификации ГОСТ Р, Система гигиенической сертификации идр);
— бездискриминационный доступ к участию в Системе;
— развитие Системы для проведения работ по отдельнымконкретным группам объектов экосертификации;
— открытость и отсутствие ограничений на организацию ипроведение экосертификации в государствах СНГ и других странах.
Механизм обеспечения реализации цели экосертификациивключает в себя:
— установление требований по обеспечению экологическойбезопасности;
— контроль за соблюдением установленных требований;
— меры правового и экономического воздействия и поощрениядля обеспечения выполнения требований по обеспечению экологическойбезопасности.
В рамках Системы предусматривается выполнение следующихфункций:
— формирование политики в области экосертификации;
— экосертификация объектов;
— аккредитация органов по экосертификации;
— аккредитация испытательно-аналитических лабораторий(центров);
— подготовка и аттестация экспертов-аудиторов Системы;
— повышение квалификации специалистов в областиэкосертификации;
— обеспечение информационных и консультационно-методическихуслуг, необходимых для функционирования Системы;
— обеспечение на основе заключаемых Соглашений с другимисистемами сертификации взаимного признания сертификатов, аттестатов, Знаковсоответствия и результатов испытаний и анализов;
— разработка и актуализация нормативно-методическойдокументации, используемой в рамках Системы, и ее экспертиза;
— ведение Реестра Системы;
— взаимодействие и гармонизация деятельности смеждународными, национальными и другими системами сертификации;
— осуществление инспекционного контроля.
В Системе проводится:
— добровольная сертификация
— объектов окружающей среды, природных ресурсов
— отходов производства и потребления
— технологических процессов
— товаров (работ, услуг), предназначенных для обеспеченияэкологической безопасности и предупреждения вреда окружающей природной среде(далее — товары, работы и услуги природоохранного назначения);
— обязательная сертификация экологической безопасностипроизводств предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности,использующих экологически вредные технологии.
Работы по сертификации в рамках Системы осуществляют органыпо экосертификации, испытательно-аналитические лаборатории (центры),экоаудиторы, которые должны быть аккредитованы или аттестованы (экоаудиторы) в порядке,установленном в Системе. Органы по экосертификации аккредитуются в Системе направо проведения работ, а испытательно-аналитические лаборатории на техническуюкомпетентность и независимость.
Заявители, осуществившие экосертификацию своих объектов,имеют право использовать для них Знак соответствия Системы.
Информация об объектах, прошедших экосертификацию,включается в Перечень, который ежегодно публикуется в изданиях МинприродыРоссии.
Выдача экосертификатов осуществляется федеральным органом поэкосертификации и аккредитованными органами по экосертификации.
Организационная структура Системы включает:
Федеральный орган по экосертификации — Минприроды России(Федеральный орган Системы).
Органы по экосертификации (в том числе центральные, в случаенеобходимости).
Испытательно-аналитические лаборатории (центры).
Информационное обеспечение Системы проводится следующимобразом.
Документы и материалы, подтверждающие сертификацию,находятся на хранении в органе по сертификации, выдавшем сертификат.
Федеральный орган регистрирует и ведет Реестр выданных(признанных) сертификатов, органов по экосертификации,испытательно-аналитических лабораторий;
Федеральный орган организует публикацию информации орезультатах экосертификации, включающую:
— перечень объектов экосертификации, на которые выданысертификаты;
— перечень аккредитованных органов по экосертификации,испытательно-аналитических лабораторий (центров).
Организация и координация работ по информационномуобеспечению функционирования Системы осуществляется ее Научно-методическимцентров с использованием информационных структур Минприроды России понормативному обеспечению.
Приложение
Термины и определения
Основные термины и определения, применяемые в данной работе,соответствуют руководству ИСО/МЭК 2 «Общие термины и определения в областистандартизации и смежных видах деятельности» и МС ИСО 8402 «Качество.Словарь».
Экологическая сертификация соответствия (далее — экосертификация) — действие третьей стороны по подтверждению соответствиясертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.
Соответствие — соблюдение всех установленных экологическихтребований к сертифицируемому объекту.
Третья сторона — орган или лицо, признаваемые независимымиот участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.
Экологические требования — обязательные требования,установленные в законодательных и нормативных документах, которые направлены наобеспечение рационального природопользования, охрану окружающей среды, защиту здоровьяи генетического фонда человека.
Система экологической сертификации (Система) — система,располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведенияэкосертификации, сформированными в соответствии с государственной политикой вобласти сертификации и с учетом общих правил ее проведения на территорииРоссийской Федерации.
Орган по экосертификации — аккредитованный орган,осуществляющий экосертификацию по установленной в Системе процедуре.
Аккредитация — акт официального признания возможности иправомочности выполнения определенных функций.
Эксперт-аудитор (далее экоаудитор) — лицо, аттестованное направо проведения работ по экосертификации в соответствии с принятыми в Системеправилами.
Аттестация эксперта-аудитора — официальное удостоверениеготовности лица осуществлять функции по экосертификации в соответствии справилами Системы.
Экологический сертификат соответствия (далее — экосертификат) — документ, выдаваемый в соответствии с правилами Системы,указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, чтосертифицируемый объект соответствует предъявляемым к нему экологическимтребованиям.
Знак соответствия — защищенный в установленном порядке знак,применяемый в соответствии с правилами Системы, указывающий, что обеспечиваетсянеобходимая уверенность в том, что подвергнутый экосертификации объектсоответствует предъявляемым к нему экологическим требованиям.
Заявитель — юридическое или физическое лицо, обратившееся ворган по экосертификации с заявкой на проведение экосертификации конкретногообъекта.

Образец экологического сертификата соответствия
                            Минприроды России
                   Система экологической сертификации
                  Экологический сертификат соответствия
                         N _____________________
                                  Действителен до"____"_________200   г.
Настоящий сертификат удостоверяет, что должным образомидентифицированный
объект экологической сертификации _______________________________________
                                                 наименование
_________________________________________________________________________
           и код объекта в системе экологической сертификации
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
соответствует экологическим требованиям следующих нормативных документов
_________________________________________________________________________
                   наименование нормативных документов
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
схема сертификации______________________________________________________
                                     наименование схемы
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
данные о проведенных испытаниях (аттестациях, проверках)________________
_________________________________________________________________________
      наименование испытания, методики испытаний, номерапротоколов
_________________________________________________________________________
        и даты их утверждения, наименование проводившей испытание
_________________________________________________________________________
      лаборатории (центра), регистрационный номер в реестреСистемы
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Сертификат получил______________________________________________________
                           наименование, адрес юридического лица
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Сертификат выдал________________________________________________________
                          Наименование органа по экологической
_________________________________________________________________________
          сертификации, регистрационный номер в реестре Системы
_________________________________________________________________________
     Орган по экологической сертификации,  выдавший сертификат,Федераль-
ный орган по экологической сертификации (Минприроды России) могут аннули-
ровать сертификат,  если не выполняются требования,  на основекоторых он
был выдан.
          Руководитель                             Зарегистрирован
органа по экологической сертификации              в  РеестреСистемы
                                              экологическойсертификации
 _________________________________         "___"________________ 200  г.
    подпись, инициалы, фамилия
М.П. "____"_________________ 200 г.             N _________________
Список литературы
1.   Федеральныйзакон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
2.   ЗаконРСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-I «Об охране окружающей природнойсреды» //Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатовРФ и Верховного Совета РФ от 5 марта 1992 г., N 10, ст. 457, в «Российскойгазете» от 3 марта 1992 г.
3.   Уголовныйкодекс Российской Федерации. Принят Гос. Думой 24 апр. 1996 года. ОдобренСоветом Федераций 5 июня 1996. Сборник кодексов Российской Федерации. Изд-воЗАО “Славянский дом книги”. 1998. 592 с.
4.   Гражданскийкодекс Российской Федерации. Принят Российской Думой 21 окт. 1994 года. Сборниккодексов Российской Федерации. Изд-во ЗАО “Славянский дом книги”. 1998. 592 с.
5.   Арбитражныйпроцессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. N 70-Ф3 //ТекстКодекса опубликован в «Российской газете» от 16 мая 1995 г., Собраниизаконодательства Российской Федерации от 8 мая 1995 г., N 19, ст. 1709.
6.   Гражданскийпроцессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. //Текст документа опубликован вВедомостях Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст. 407.
7.   ПриказМинприроды РФ от 23 января 1995 г. N 18 «Об организации системысертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающейприродной среде (системы экологической сертификации)».
8.   ПриказГоскомэкологии РФ от 8 сентября 1997 г. N 378 «О формировании прогнозасоциально-экономического развития Госкомэкологии России на 1998 год».
9.   ПисьмоГоскомэкологии РФ от 16 октября 1998 г. N 05-22/24-253 «О лицензировании».
10.         Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 «Офедеральной целевой программе „Экология и природные ресурсы России (2002 — 2010 годы)“.
11.  Приказ Госкомэкологии РФ от 7 марта 1997 г. N 93 „Овыполнении платных работ и услуг природоохранного назначения территориальнымиорганами Госкомэкологии России“ (утратил силу).
12.  »Экологические преступления в новом УК РФ" (Тяжкова И.М., «Вестник Московского университета», Серия 11, Право, 1998, N 3)
13.  Административная ответственность за экологические правонарушенияв аграрном секторе экономики (Л.Ф. Усманова, «Журнал российскогоправа», N 8, август 2001 г.)
14.         Боголюбов С.А. Защита экологических прав – М.: 1996г.
15.         Ерофеев Б. В.  Экологическое право: Учеб. для вузов  по спец. «Правоведение».-М.: Высш. шк., 1992. –397.
16.         Жариков Ю. Г Закон на страже землепользования. Предупреждение земельныхправонарушений. М., 1997.
17.         Кузнецова Н. В.  Экологическое право: Учеб. пособие. — М.:Юриспруденция, 2000. -181, [1]c.
18.         Лосев К.С., Горшков В.Г., Кондратьев К.Я. и др. Проблемы экологии России– М.: Полит.изд.,1993.
19.         Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к законуРоссии. — М. 1993.
20.         Петров В. В. Экологическое право. — М., 1999.
21.         Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.:Просвещение, 1996.
22.         Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принцыпы и гипотезы –М.: Россия Молодая, 1999.
23.         Экологическое право — развивающаяся отрасль отечественногозаконодательства //Г.В. Чубуков, «Журнал российского права», N 7,июль 2001 г.
24.         Экологическое право России. Сборник нормативных правовых актов идокументов. / Под ред. Проф. А.К. Голиченкова. М., 2001.
25.          Экологическое право=Ecological law:  Учеб. для вузов/Н. Д. Эриашвили,Ю. В.  Трунцевский, В. В. Гучков и др.; Под  ред. В. В. Гучкова. -М.:ЮНИТИ-Дана:  Закон и право, 2000. -415с.
26.         Яковлев В. Н.  Экологическое право/Кишинев. гос. ун-т им. В. И. Ленина,Гос. агропром. ком.  МолдССР; Отв. ред. П. С. Никитюк. -Кишинев: Штиинца, 1988.-343с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Web Advertising Essay Research Paper Web advertising
Реферат Андерс Цельсий как наблюдая за планетами и Северным сиянием придумать свою шкалу
Реферат Пестициды: защита для растений или отрава для окружающей среды?
Реферат Метод моделирования в науке и технике, его объективное и логические основы
Реферат Роль злого начала в судьбе человека (По трагедии "Фауст" И. В. Гете)
Реферат «Основные направления социально-экономического развития Красноярского края на 2011 год и ближайшую перспективу»
Реферат Семилетняя война
Реферат Внутрифирменное финансовое планирование
Реферат Советско-югославский конфликт в документах трех совещаний Коминформа
Реферат Поэзия любви (по произведениям А.И.Куприна и И.А.Бунина)
Реферат Отчет по станочной практике
Реферат Особливості екологічного та біологічного моніторингу
Реферат Содержание гидры, планарий и почвенных свободноживущих нематод в культуральных условиях”
Реферат Исихазм: содержание понятия и его границы
Реферат Аденовирусная инфекция