«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Отчет о прохождении преддипломной практики
учащегося Лидского колледжа ЕнкоО.В.
Практика осуществлялась в Лидском отделеДепартамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Практика осуществляласьв отдельных подразделениях данного предприятия — юридический отдел, отдел кадров.
Преддипломная практика являются частьюосновной образовательной программы, как завершающий этап обучения и имеет цельюзакрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретическогообучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта работы по специальности.В период преддипломной практики студенты участвуют в решении текущих производственныхзадач, а также получают практические навыки.
Целями преддипломной практики служатзакрепление теоретических знаний, полученных по специальным дисциплинам в течениеучёбы, повышение практической подготовки будущих специалистов с учётом потребностей,предъявляемых к высококвалифицированным работникам, приобретение первичных уменийи профессиональных навыков, сообщение первичных сведений о видах профессиональнойдеятельности, ознакомление со спецификой деятельности юристов, расширение профессиональногокругозора.
Задачами преддипломной практики являются:
обеспечение готовности выпускников квыполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационнымитребованиями; расширение круга формируемых умений и навыков, усложнение их по мереперехода от одного этапа практики к другому; обеспечение неразрывной связи практическогои теоретического обучения.
Основной задачей преддипломной практикиявляется подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных испециальных дисциплин и привитие им практических профессиональных умений и навыков.
Организация ведения договорной работыв Лидском отделе Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусьвозлагается на юридический отдел, состоящий из начальника юридического отдела и3 юрисконсультов.
Основные задачи юридической службы:
обеспечение законодательной деятельностиорганизации;
активное использование правовых средствдля укрепления хозяйственного расчета, соблюдение договорной и производственнойдисциплины, выполнение договорных обязательств и улучшение экономических показателейработы организации;
защита имущественных прав и законныхинтересов организации;
обеспечение соответствия действующемузаконодательству издаваемых в организации локальных нормативных актов, а в случаеиздания таких актов противоречащих законодательству принятие мер к их отмене в установленномпорядке.
Функции правовой службы:
юридическая служба организует правовоеобеспечение работы предприятия в условиях рыночной экономики;
участвует в работе по подготовке внедрениюлокальных нормативных актов регулирующих взаимоотношение различных подразделенийпо согласованию с руководителями организации привлекает к участию в этой работедолжностных лиц и специалистов других подразделений;
контролирует соблюдение и рассмотрениевнутрихозяйственных претензий;
проверяет соответствие законодательствупредъявляемых на подпись руководителю организации проектов приказов и других документовправового характера;
визирует их;
предоставляет и выносит предложенияоб изменении действующих или отмене фактически утративших силу локальных нормативныхактов;
оказывает правовую помощь структурнымподразделениям;
ведет систематизированный учет поступающихим нормативных актов;
анализирует практику заключения и исполненияхозяйственных договоров и предоставляет руководителю организации предложение поустранению выявленных недостатков;
ведет претензионную и исковую работу,предоставляет интересы организации в судах, в органах государственного управленияпри решении правовых вопросов;
анализирует состояние претензионнойи исковой работы и принимает меры по устранению выявленных недостатков;
дает при необходимости правовое заключениепо документам на списание материальных ценностей;
участвует в пропаганде правовых знаний,информирует работников организации по действующим законодательстве, разъясняет практикуего применения;
дает заключения, консультации по правовымвопросам, возникающим в деятельности организации;
при обнаружении нарушении законностидокладывает об этом руководителю организации для принятия необходимых мер по и предупреждениюи устранению.
Права юридической службы;
проверяет соблюдение законодательствав структурных подразделениях предприятия;
получает от должностных лиц предприятиядокументы, справки, расчеты, и другие сведения необходимые для выполнения своихобязанностей, все должностные лица обязаны незамедлительно предоставить эти документыпо требованию юридической службы;
привлекать по соглашению с руководителямипредприятия работников других подразделений для подготовки проектов документов иосуществление иных мероприятий проводимых юридической службы;
участвовать в работе высшего органауправления организации.
Ответственность юридической службы:
за ненадлежащее исполнение своих должностныхобязанностей, за неправильность в неполноту использования предоставленных прав,предусмотренных должностной инструкцией — и в пределах, определенных действующимтрудовым законодательством;
за правонарушение, совершенные в процессеосуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным,уголовным и гражданским законодательством;
за причинение материального ущерба впределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.
Основным локальным нормативным актом,регламентирующим деятельность юрисконсульта, является должностная инструкция, вкотором освещены права и обязанности юрисконсульта. Должностная инструкция утверждаетсягенеральным директором предприятия.
Юрисконсульт относится к категории специалистов,принимается на работу и увольняется с работы приказом директора предприятия.
Функциональные должностные обязанностиюрисконсульта на предприятии:
представляет интересы предприятия всуде, арбитражном суде, а также в государственных и общественных организациях прирассмотрении правовых вопросов, осуществляет ведение судебных и арбитражных дел;участвует в подготовке и заключении коллективных договоров, отраслевых тарифныхсоглашений, разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины,регулированию социально-трудовых отношений на предприятии;
ведет работу по анализу и обобщениюрезультатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, а также практикезаключения и исполнения хозяйственных и иных договоров, разрабатывает предложенияпо улучшению контроля за соблюдением договорной дисциплины и законодательства попоставкам продукции, устранению выявленных недостатков, а также улучшению производственнойи хозяйственно-финансовой деятельности предприятия; участвует в разработке мероприятийпо укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранностиимущества предприятия; подготавливает заключения по предложениям о привлечении работниковпредприятия к дисциплинарной, а также материальной ответственности; участвует врассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявлениядолгов, требующих принудительного взыскания, обеспечивает подготовку заключенийпо предложениям о списании безнадежной задолженности; осуществляет контроль за соблюдениемна предприятии установленного законодательством порядка изготовления, сертификациипродукции, приемки и отгрузки товаров и продукции по количеству и качеству; организуетсистематизированный учет, хранение, внесение принятых изменений в законодательныеи нормативные правовые акты, поступающие на предприятие, а также, которые издаютсяего руководителем, обеспечивает доступ к ним пользователей на основе применениясовременных информационных технологий, средств вычислительной техники, оргтехники,коммуникаций и связи; обеспечивает информирование работников предприятия о действующемзаконодательстве, а также организацию работы по изучению должностными лицами предприятиянормативных правовых актов, относящихся к их деятельности; организует оказание юридическойпомощи общественным организациям предприятия, консультирование работников по правовымвопросам.
Юрисконсульт на предприятии имеет право:
1. Давать сотрудникампредприятия поручения и задания по тому кругу вопросов, который входит в его функциональныеи профессиональные обязанности.
юридическая служба юрисконсульт
2. Контролировать выполнениеплановых заданий и работу, своевременное выполнение отдельных поручений и заданийработниками предприятия.
3. Запрашивать и получатьнеобходимые материалы и документы, которые относятся к вопросам деятельности Юрисконсультана предприятии.
4. Вступать во взаимоотношенияс подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящихв компетенцию Юрисконсульта.
5. Представлять интересыпредприятия в арбитражном суде и суде общей юрисдикции, в государственных органах,сторонних учреждениях и организациях, общественных организациях по вопросам правовойзащиты интересов предприятия.
6. Требовать от руководствапредприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
В своей деятельности юрисконсульт используетсовокупность нормативных актов, составляющих источниками хозяйственного законодательства.В частности к таким актам относятся:
1. Гражданскийкодекс Республики Беларусь,
2. Хозяйственнопроцессуальный кодекс Республики Беларусь,
3. Закон РеспубликиБеларусь «Об аренде»
Следующим этапом прохождения преддипломнойпрактики было изучение договорной работы в Лидском отделе Департамента охраны Министерствавнутренних дел Республики Беларусь.
В частности был изучен порядок заключенияи согласования договоров. Основными договорами, заключаемые предприятием, являютсядоговор об оказании услуг по охране объектов (имущества). При этом необходимо отметить,заключая договора оказания услуг, Лидский отдел Департамента охраны Министерствавнутренних дел Республики Беларусь выступает только в качестве исполнителя.
Предметом договора выступает оказаниеохранных услуг.
В договоре отражается:
1. Предмет договора,
2. Права и обязанностисторон,
3. Форс-мажорныеобстоятельства,
4. Порядок расчетови цена,
5. Ответственностьсторон,
6. Порядок измененияи расторжения договора.
Цена услуг определяется на основаниитарифов на услуги Исполнителя, формируемых им в соответствии с законодательствоми является существенным условием договора поставки. Срок поставки и цель являютсясущественными условиями договора. Договор заключается обязательно в письменной форме.
Следующим этапом прохождение практикибыло изучение порядка ведения претензионной работы на предприятии.
При этом на данном предприятии претензионнаяработа ведется централизовано.
Претензионная работа осуществляетсяюридическим отделом. Подача претензии является одним из способов урегулированияразногласий между субъектами хозяйствования по поводу невыполнения или ненадлежащеговыполнения договорных обязательств.
Был изучен порядок оформления и заполненияжурнале учета и регистрации претензий, в котором регистрируются юрисконсультом всеисходящие и входящие претензии.
При этом было изучено содержание претензии,в которой должны содержаться следующие сведения:
1) наименование предприятия, организацииили учреждения, предъявившего претензию и предприятия, организации, учреждения,к которым предъявляется претензия; дата предъявления и номер претензии;
2) обстоятельства, являющиеся основаниемдля предъявления претензии;
доказательства, подтверждающие изложенныев претензии обстоятельства; ссылка на соответствующие нормативные акты;
3) требования заявителя;
4) сумма претензии и ее расчет, еслипретензия подлежит денежной оценке, платежные и почтовые реквизиты заявителя претензии;
5) перечень прилагаемых к претензиидокументов.
Если в претензии заявлены денежные требования,то в ней должны быть указаны требуемые суммы и дан обоснованный расчет. Претензиядолжна быть обоснованной, со ссылкой на соответствующие документы, подтверждающиеуказанные обстоятельства, и на нормативный акт, предусматривающий право заявителяна предъявляемое требование. В претензии указывается перечень прилагаемых документов,а также иные сведения, необходимые для урегулирования спора.
Далее было изучен порядок рассмотренияпретензий, поступивших от контрагента. Принимая поступившую претензию, юрисконсультпроверяет законность предъявленных требований и своевременно ли предъявлена претензия.После рассмотрения претензии юрисконсульт направляет ответ на эту претензию.
При изучении ответа на претензию необходимоотметь, что он должен содержать следующие сведения:
1) наименование предприятия, учреждения,организации, дающих ответ на претензию, и предприятия, учреждения, организации,которым направляется ответ, дата и номер ответа; дата и номер претензии, на которуюдается ответ;
2) при полном или частичном удовлетворениипретензии — признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечислениеэтой суммы или срок и способ удовлетворения иных требований, если претензия не подлежитденежной оценке;
3) при полном или частичном отказе вудовлетворении претензии — мотивы и основания отказа со ссылкой на соответствующиенормативные акты и документы, обосновывающие отказ;
4) перечень прилагаемых к ответу напретензию документов, а также других доказательств.
Вместе с ответом заявителю должны бытьвозвращены подлинные документы, которые были приложены к претензии, а также приложеныдокументы, обосновывающие отказ, если этих документов нет у заявителя претензии.
Кроме того, при полном или частичномудовлетворении претензии юридическая служба должна подготовить и внести руководствупредприятия предложения об ответственности конкретных лиц и структурных подразделений,допустивших нарушение хозяйственных обязательств перед контрагентом предприятия.Должностные лица предприятия, виновные в ненадлежащем исполнении своих обязанностей,должны нести ответственность в дисциплинарном порядке. Если же этими действиямипричинен ущерб предприятию, они должны, помимо дисциплинарной ответственности, привлекатьсяк материальной ответственности.
Следующим этаном стажировки было изучениепорядка ведения исковой работы на предприятии.
На данном предприятии всю работу попринятию, рассмотрению и подаче исковых заявлений ведет юрисконсульт. Для анализаисковой работы заводится журнал учета исков, предъявленных предприятием.
В ходе стажировки был изучен порядоксоставления искового заявления и срок исковой давности, а также перечень всех необходимыхдокументов, подтверждающих требования истца.
В исковом заявлении должны быть указаны:наименование хозяйственного суда, в который подается исковое заявление; имя (наименование)лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты; цена иска, еслииск подлежит оценке; обстоятельства, на которых основаны исковые требования; доказательства,подтверждающие основания исковых требований; расчет взыскиваемой или оспариваемойсуммы; требования истца со ссылкой на акты законодательства Республики Беларусь,а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них; сведенияо соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законодательнымиактами для данной категории дел или договором; иные данные, вытекающие из требованийактов законодательства, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления;перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
Ко всем сопоставленным заявлениям прилагаетсярасчет суммы иска. Сумму иска составляет не только основной долг, но и пеня за просрочкуплатежа, которые начисляются за каждый день просрочки и так же проценты за необоснованноепользование чужими денежными средствами, которые определяются исходя из учетнойставки рефинансирования на день подачи искового заявления.
В период стажировки был изучен порядокрасчета суммы понесенных убытков и штрафных санкций. При этом при расчете указанныхсумм юрисконсульт руководствуется статьей 366 Гражданского кодекса Республики Беларусь(выплата процентов за пользования чужими средствами) и статьей 300 Гражданскогокодекса Республики Беларусь, согласно которой указано, что, если суммы уплаты недостаточно для полного погашения обязательства погашаются штрафными санкциями.
К исковому заявлению прилагаются документы,подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере;соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотренозаконодательными актами или договором; обстоятельства, на которых основываются исковыетребования. Исковое заявление подается в суд с копиями по количеству ответчиков,а также с копиями документов, которых нет у ответчика — по числу ответчиков. Приэтом на платежном поручении должна быть сделана отметка банка о зачислении государственнойпошлины в республиканский бюджет. По делам об оспаривании действий налоговых органовистцы должны представить доказательства о направлении первоначальной жалобы об оспариванииэтих действий вышестоящему налоговому органу и о результатах рассмотрения жалобыэтим органом. Для подтверждения обстоятельств, на которых основываются исковые требования,в суд должны быть представлены подлинные документы или же надлежаще заверенные копииэтих документов. Ксерокопии документов могут приобщаться к исковому заявлению толькопосле обозрения судом их подлинников. Если истцом оспаривается ненормативный акт,то к исковому заявлению должен быть приобщен текст этого акта.
В ходе прохождения преддипломной практикибыл изучен порядок рассмотрения споров в суде. Основным органом, рассматривающимспоры, является хозяйственный суд Гродненской области. Дела юридических лиц ведутв хозяйственном суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленныхим законодательством Республики Беларусь и (или) учредительными документами, и(или) их представители.
В Лидском отделе Департамента охраныМинистерства внутренних дел Республики Беларусь от имени отдела представителямив суде выступают юрисконсульты на основании доверенности, которая выдается от имениэтой организации ее руководителем.
При наличии надлежащим образом оформленныхполномочий на ведение дела в хозяйственном суде представитель допускается в процесси приобретает право на совершение всех тех процессуальных действий, которые вправесовершать сам представляемый в суде.
Заключительным этапом прохождения преддипломнойпрактики было изучение организации кадровой работы в Лидском отделе Департаментаохраны Министерства внутренних дел Республики.
Основным должностным лицом, осуществляющимкадровую работу в Лидском отделе Департамента охраны Министерства внутренних делРеспублики осуществляет инспектор по кадрам.
Инспектор по кадрам относится к категорииспециалистов и входит в штатный состав Департамента управления персоналом. На должностьИнспектора по кадрам назначается лицо, имеющее высшее или средне-техническое образованиепо данной специальности, или имеющее любое высшее или средне-техническое образованиес дополнительным образованием по профилю. Инспектор по кадрам должен иметь опытработы в аналогичной должности не менее 1 года. На должность Начальника отдела кадровназначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по организацииуправления кадрами на инженерно-технических и руководящих должностях не менее 5лет.
Полномочия инспектора по кадрам:
1. Возглавляет работу по комплектованиюпредприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификациив соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешнимии внутренними условиями его деятельности, формированию и ведению банка данных околичественном и качественном составе кадров, их развитии и движении.
2. Организует разработку прогнозов,определение текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее удовлетворенияна основе изучения рынка труда, установления прямых связей с учебными заведениямии службами занятости, контактов с предприятиями аналогичного профиля, информированияработников внутри предприятия об имеющихся вакансиях, использования средств массовойинформации для помещения объявлений о найме работников.
3. Принимает участие в разработкекадровой политики и кадровой стратегии предприятия.
4. Осуществляет работу по подбору,отбору и расстановке кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств,контролирует правильность использования работников (служащих) в подразделениях предприятия(в частях).
5. Обеспечивает прием, размещениеи расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученнойв учебном заведении профессией и специальностью, совместно с руководителями подразделений(начальником части) организует проведение их стажировки и работы по адаптации кпроизводственной деятельности.
6. Осуществляет планомерную работупо созданию резерва для выдвижения на основе таких организационных форм, как планированиеделовой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, ротационноепередвижение руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах, стажировкана соответствующих должностях.
7. Организует проведение аттестацииработников предприятия, ее методическое и информационное обеспечение, принимаетучастие в анализе результатов аттестации, разработке мероприятий по реализации решенийаттестационных комиссий, определяет круг специалистов, подлежащих повторной аттестации.
8. Участвует в разработке системкомплексной оценки работников и результатов их деятельности, служебно-профессиональногопродвижения персонала (военнослужащих), подготовке предложений по совершенствованиюпроведения аттестации.
9. Организуетсвоевременное оформление приема, перевода и увольнения работников (военнослужащих)в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказамируководителя предприятия, учет личного состава, выдачу справок о настоящей и прошлойтрудовой деятельности работников, хранение и заполнение трудовых книжек и ведениеустановленной документации по кадрам, а также подготовку материалов для представленияперсонала к поощрениям, награждениям.
10. Обеспечивает подготовку документовпо пенсионному страхованию, а также документов, необходимых для назначения пенсийработникам предприятия и их семьям, а также представление их в орган социальногообеспечения.
11. Проводит работу по обновлениюнаучно-методического обеспечения кадровой работы, ее материально-технической и информационнойбазы, внедрению современных методов управления кадрами с использованием автоматизированныхподсистем «АСУ-кадры» автоматизированных рабочих мест работников кадровыхслужб, созданию банка данных о персонале предприятия, его своевременному пополнению,оперативному представлению необходимой информации пользователям.
12. Осуществляет методическое руководствои координацию деятельности специалистов и инспекторов по кадрам подразделений предприятия,контролирует исполнение руководителями подразделении законодательных актов и постановленийправительства, постановлений, приказов и распоряжений руководителя предприятия повопросам кадровой политики и работы с персоналом.
13. Обеспечивает социальные гарантиитрудящихся в области занятости, соблюдение порядка трудоустройства и переобучениявысвобождающихся работников (военнослужащих), предоставления им установленных льготи компенсаций.
14. Проводит систематический анализкадровой работы на предприятии, разрабатывает предложения по ее улучшению.
15. Организует табельный учет, составлениеи выполнение графиков отпусков, контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделенияхпредприятия (части) и соблюдением работниками (военнослужащими) правил внутреннеготрудового распорядка, анализ причин текучести, разрабатывает мероприятия по укреплениютрудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени, контролируетих выполнение.
16. Обеспечивает составление установленнойотчетности по учету личного состава работников и работе с кадрами предприятия.
17. Руководит работниками отдела.
Инспектор по кадрам имеет право:
1. Давать подчиненным емусотрудникам поручения, и задания по кругу вопросов, входящих в его функциональныеобязанности.
2. Контролировать выполнениеплановых заданий и работу, своевременное выполнение отдельных поручений и заданийподчиненных ему работников.
3. Запрашивать и получатьнеобходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности отдела кадров.
4. Вступать во взаимоотношенияс подразделениями сторонних учреждений и организаций (частей) для решения оперативныхвопросов производственной деятельности, входящей в компетенцию инспектора по кадрам.
5. Представлять интересы предприятия(части) в сторонних организациях (частях) по вопросам, относящимся к производственнойдеятельности отдела.
Одной из важнейших задач юрисконсультаявляется контроль за изданием проектов приказов, за правильностью применения трудовогозаконодательства работниками отдела кадров в области приема работников.
С этой целью юрисконсульт разрабатываетпримерные формы различных документов, используемых в отделе кадров, оказывает правовуюпомощь при возникновении сложных ситуаций, требует отмены приказов соответствующихзаконодательству следить за правильностью исполнения приказа работниками Лидскогоотдела Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики.
В ходе стажировки были изучены правилавнутреннего трудового распорядка и порядок их принятия.
ПВТР принимаются на предприятии с цельюобеспечения труда, укрепления трудовой дисциплины, рационального использования рабочеговремени, улучшения качества работ, содействия росту производительности труда. Нарядус этими целями правила внутреннего трудового распорядка определяют взаимные праваработников и нанимателей в процессе их совместной трудовой деятельности. ПоэтомуПравила должны наиболее полно содержать нормы поведения как для рабочих и служащих,так и для нанимателя.
Правила внутреннего трудового распорядкаразрабатываются юридической службой совместно с кадровой службой предприятия. Посколькуэтот локальный нормативный акт утверждается с участием профсоюзов, то при разработкеПВТР необходимо привлекать профсоюз.
ПВТР, действующие в Лидском отделе Департаментаохраны Министерства внутренних дел Республики, содержат следующие разделы:
I. Общие положения;
П. Порядок приема и увольнения работников;
III. Обязанности работников;
IV. Обязанности нанимателя;
V. Рабочее времяи его использование;
VI. Поощренияза успехи в работе;
VII. Ответственностьза нарушения трудовой дисциплины.
Так, в «Общих положениях»отражены цели и задачи Правил внутреннего трудового распорядка, порядок их принятияи утверждения, обязательность ПВТР для участников трудового правоотношения, необходимостьознакомления с ними всех работников и другие вопросы. В разделе «Порядок приемаи увольнения работников» урегулированы вопросы приема на работу, необходимостьпредставления определенных документов при заключении трудового договора, обязанностинанимателя по оформлению приема на работу и др.
В третьем разделе отражены обязанностиработника в соответствии с законодательством о труде и заключенным с ним трудовымдоговором. В разделе «Обязанности нанимателя» предусмотрены его обязанности,вытекающие из законодательства, локальных нормативных актов и трудовых договоровс работниками. В пятом разделе регламентированы вопросы нормирования рабочего времени,его использования, предоставления времени отдыха, в том числе трудовых и социальныхотпусков. В разделе «Поощрения за успехи в работе» сформулированы мерыпоощрения и меры материального стимулирования за добросовестный труд. В разделе«Ответственность за нарушения трудовой дисциплины» указаны меры дисциплинарноговоздействия, применяемые за нарушения трудовой дисциплины.
Было принято участие в разработке штатногорасписания. Штатное расписание — организационно-распорядительный документ, содержащийсгруппированный с учётом структуры управления организации перечень наименованийдолжностей служащих и профессий рабочих с указанием количества по каждому наименованию,квалификации и размеров должностных окладов (ставок).
Оно является одним из важнейших локальныхнормативных документов, определяющих трудовой распорядок организации (ст. 194 ТК).
Обязательной формы штатного расписанияне имеется, поэтому в каждой организации оно разрабатывается самостоятельно, В егоразработке принимают участие различные службы организации, в том числе кадровая.Ниже приводится некоторые правила и рекомендации по составлению штатного расписания,основные на законодательстве и существующей практике.
1. Штатное расписание организации,являющейся юридическим лицом, утверждает руководитель. Как правило, лицо, утверждающееэтот документ, указывается в учредительных документах организации.
2. Расчёт количества рабочихмест и численности работников (трудоёмкости) осуществляется с учётом утверждённыхнанимателем норм труда и планируемого объёма работ (услуг).
Определение наименование профессий рабочихи должностей служащих, их квалификации должно производиться с учётом распределенияработ по рабочим местам и расстановки работников, а также тарификации работ. Наименованиедолжностей служащих и профессий рабочих, установление им квалификационных разрядов,категорий должны соответствовать Общегосударственному классификатору РеспубликиБеларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКПД) ОКРТ 006 — 96,введённому в действие с 1 января 1997 г., с учётом внесённых в него дополнений иизменений, Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочихи Квалификационному справочнику должностей служащих.
4. Производится распределение обязанностеймежду руководителем организации и его заместителями, разработка и утверждение положенийо структурных подразделениях организации.
5. Разрабатывается и утверждаетсяположение об оплате труда, материальном стимулировании работников.
6. Рассчитывается фонд заработнойплаты с учётом планируемого объёма работ (услуг) и численности работников.
7. Структура штатного расписаниясостоит из разделов: «Руководители», «Специалисты», «Служащие»,«Рабочие». При этом группировка должностей производится по структурнымподразделениям.
8. Штатное расписание составляетсяна календарный год либо на другой срок (период).
Как видно из перечня, ряд вопросов относитсяк функциям кадровой службы, в подготовке которых она должна принимать активное участие.
Одним из основных направлений кадровойработы было изучен порядок организации и работы комиссии по трудовым спорам. В составКТС входят несколько членов от администрации предприятия и несколько членов от профкома.Полномочия представителей сторон подтверждаются доверенностями, выданными в установленномпорядке.
При этом в состав КТС в Лидском отделеДепартамента охраны Министерства внутренних дел Республики входят по три представителя:со стороны работников — председатель профкома, и два работника предприятия; со сторонынанимателя — начальник юридического отдела, юрисконсульт и начальник отдела кадров.
Обязанности председателя и секретаряна каждом заседании комиссии по трудовым спорам выполняются поочерёдно представителямисторон. При этом обязанности председателя и секретаря на одном и том же заседаниине могут выполняться представителями одной стороны.
Порядок ведения делопроизводства комиссиипо трудовым спорам устанавливается между нанимателем и профсоюзом либо в коллективномдоговоре.
Организационно-техническое обеспечениедеятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется нанимателем. Нанимательназначает своих представителей в состав КТС приказом руководителя, а профсоюзы выделяютсвоих представителей постановлением профкома. Членом КТС от профсоюза может бытьлюбой работник — член этого профсоюза. Работник — не член профсоюза имеет правопо своему выбору обратиться в комиссию по трудовым спорам либо в суд.
На заседании комиссии по трудовым спорамведётся протокол, который подписывается председателем и секретарём комиссии. Комиссияно трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок. Комиссиипо трудовым спорам принимает решение по соглашению между представителями нанимателяи профсоюза. Решение комиссии по трудовым спорам имеет обязательную силу и утверждениюнанимателем либо профсоюзом не подлежит. Если решение принято в пользу работника,то оно должно быть исполнено нанимателем в установленный срок. Копии решения комиссиипо трудовым спорам в трёхдневный срок вручаются работнику и нанимателю.
Решения комиссии по трудовым спорамдолжны быть мотивированными и основанными на действующем законодательстве о труде,коллективном договоре, иных локальных нормативных, а также на трудовом договоре.Решение об отказе в удовлетворении требований работника выносится, если они не основанына законе и не соответствуют установленным в заседании комиссии обстоятельствам.Комиссия может отказать работнику также и в тех случаях, если он обратился в КТС,пропустив без уважительных причин установленный законом срок, или если работникобратился в КТС за разрешением требования, не входящего в его компетенцию.
Мотивированность решения означает обоснованиеего нормами действующего законодательства, коллективным договором, правилами внутреннеготрудового распорядка и другими локальными актами, а также соответствие действительнымобстоятельствам дела, установленным комиссией в ходе рассмотрения спора. Решениедолжно быть изложено четко и ясно, чтобы не возникло затруднения при его исполнении.В решении по денежным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаясяработнику.
Одним из направлений работы кадровойслужбы является ведение трудовых книжек.
Порядок ведения трудовых книжек работниковрегулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1997 г. № 163 «О трудовых книжках работников» с изм. и доп. от 11 июня 1999 г. № 882,20 апреля 2000 г. № 551, 11 июля 2001 г. № 1023, а также Инструкцией о порядке ведениятрудовых книжек работников, утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусьот 9 марта 1998 г. № 30, в ред. от 11 мая 2000 г. №72.
Трудовые книжки ведутся кадровой службойна всех работников т.е. лиц заключивших трудовой договор (контракт), в том числесрочный, а также на внештатных работников. Трудовые книжки ведутся также на лиц,работающих в профсоюзных и других общественных организациях, на выборных должностях,если эти лица получают заработную плату по месту работы. Они ведутся на лиц, работающиху нанимателя более 5 дней, если эта работа является для них основной. Для лиц, работающихпо совместительству, трудовые книжки не заводятся.
Приём на работу без трудовой книжкине допускается.
Сведения о работнике записываются напервой странице трудовой книжки при её первом оформлении либо при выдаче дубликатаисходя из предъявленного работником паспорта или свидетельства о рождении.
В трудовую книжку кадровая служба вноситвсе данные о трудовой деятельности работника в организации (переводы, изменениеквалификации, увольнение и т.п.). Порядок внесения записей в неё осуществляетсяв соответствии с требованиями упомянутой выше Инструкции.
При выдаче работнику трудовой книжки(дубликата, а также вкладыша в неё) с работника взимается сумма, затраченная наеё приобретение.
Трудовые книжки хранятся в специальнооборудованном месте как документы строгой отчётности. Не полученная работником приувольнении трудовая книжка остаётся на хранении у нанимателя в течение 2 лет. Невостребованныетрудовые книжки передаются в архив нанимателя, где хранятся 50 лет, а по истеченииуказанного срока могут быть уничтожены.
При увольнении трудовая книжка выдаётсяработнику в день увольнения (в последний день работы). За задержку выдачи трудовойкнижки по вине нанимателя работнику выплачивается средний заработок за всё времявынужденного прогула, а дата увольнения при этом изменяется на день выдачи трудовойкнижки
Литература
1. Банковский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 25.10.2000№ 441-3 в ред. от 08.07.2008 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2006. — № 113. — 2/1243.
2. Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право: Общие положения. — М,1998.
3. Вабищевич, С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право. — Мн.:
4. Молодёж. науч. об-во, 2002. — 398 с.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 07.12.1998№ 218-3 в ред. от 20.06.2008 // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь.- 1999. № 7-9. — ст.101.
6. Гражданский процесс. Общая часть / под общ. ред. Т.А. Беловой, И. Н.
7. Колядко, Н.Г. Юркевич. — Мн.: Амалфея, 2001.
8. Гражданский процесс. Особенная часть / под общ. ред. Т.А. Беловой, И.Н. Колядко,Н.Г. Юркевич. — Ми.: Амалфея, 2002.
9. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: 11 января 1999 г.
10. № 238-3 (в ред. Законов Республики Беларусь от 09.07.1999 N 285-3) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь — 15.01.1999 — № 2/13.
11. Гражданское право / Под общ. ред. В.Ф. Чигир. — Мн.: Амалфея, 2000.
12. Гражданское право. Общая часть // Под. ред. В.А. Витушко. Мн.: «Мисанта»,1998г.
10. Гражданское право. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.М.: Проспект, 1997.
11. Ершова, И.В. Предпринимательское право. Учеб. — М.: Юриспруденция,2002.
12. Жилинский, С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности:Предпринимательское право. — М.: НОРМА, 2000.
13. Каменков, B.C. Хозяйственныйпроцесс. — Мн.: Книжный Дом, 2005. — 320 с.
14. Колбасин, Д.А. Гражданское право Республики Беларусь: Общая часть.Мн.: Молодёжное, 2003.
15. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь / Отв. ред.В.Ф. Чигир. — Мн.: Амалфея, 2000.
16. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под ред. Г.А.Василевича. — Мн., 2005.
17. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменения ми и дополнениями). — Мн., 1996 г.
18. Реуцкая, Е.А. Хозяйственное право. — Мн.: Тетра Системе, 2007
19. Тихиня, В.Г. Гражданский процесс — т.1 — Мн.: Минская печатная фабрика,2002.
20. Трудовое право: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Гущина. — Гродно,2004.
21. Трудовое право: Учебник / Под общ. ред. В.И. Семенкова. — Мн., 2002.
22. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от26 июля 1999 г. № 296-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 1999. — №80. — 170.
23. Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. — Мн.: Национальныйцентр правовой информации 2004. — 300 с.