Реферат по предмету "Психология"


Проблема мотивации в теории А.Х. Маслоу

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение
1. Краткаябиография
2. Базовыепотребности
3. Другиехарактеристики базовых потребностей
4. Мотивацияи теория психопатогенеза
5. Чтоостается от потребности после ее удовлетворения
6. Функциональнаяавтономия
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
 
Цели и задачи: попытаться сформулировать раскрыть идоказать позитивную теорию мотивации, которая удовлетворяла бы теоретическимтребованиям и вместе с тем соответствовала бы уже имеющимся эмпирическимданным, как клиническим, так и экспериментальным.
Объект исследования: проблема мотивации.
Предмет исследования: проблема мотивации в теории А.Х. Маслоу.
Теория А.Х. Маслоу вомногом опирается на клинический опыт, но в то же самое время достойнопродолжает функционалистскую традицию Джеймса и Дьюи; кроме того, она вобрала всебя лучшие черты холизма Вертхаймера, Гольдштейна и гештальтпсихологии, атакже динамический подход Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера. Япостараюсь доказать, что можно назвать эту теорию холистическо-динамической поназваниям интегрированных в ней подходов.
В даннойработе я постараюсь раскрыть некоторые из теоретических последствийпостулированного нами подхода к изучению человеческой мотивации; она должнастать позитивным, здоровым противовесом тому одностороннему подходу, прикотором основное внимание ученого обращено на фрустрацию и на вызваннуюфрустрацией патологию.
Основнымпринципом организации мотивации человека служит иерархия препотентности базовыхпотребностей. В качестве главного динамического закона, приводящего в движениеэту иерархию, мы выдвинули принцип пробуждения потребностей более высокихуровней по мере удовлетворения потребностей более низких уровней. До тех пор,пока не удовлетворены физиологические потребности, именно они играютдоминирующую роль в организме, именно им подчинены все его силы и способности,именно они организуют их и направляют к единственной цели – к удовлетворению.Но, получив удовлетворение, пусть даже не полное, эти потребности отступают назадний план, уступая место потребностям следующего уровня, и теперь уже эти,более высокие потребности доминируют в организме и руководят поведениемчеловека (человек теперь стремится не к утолению голода, а к безопасности).Этот же принцип действует и в отношении других групп потребностей –потребностей в любви, в самоуважении и в самоактуализации.

1.КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ А.Х. Маслоу
АбрахамХаральд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России.Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.
Первоначально,поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Двенедели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда нестанет адвокатом. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина,где закончил официальный академический курс по психологии, получив степеньбакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1031 и доктора в 1934 году.Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow), известнымпсихологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изученияповедения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу Была посвященаисследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян!
Не задолго допереезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман. Брак и учеба вУниверситете были очень важными событиями в жизни Маслоу, он сказал: «Жизньфактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин».
Послеполучения докторской степени работал с известным теоретиком в области наученияЭ.Л. Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел вБруклинский колледж, где проработал 14 лет.
В 1951 годуМаслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис. Оноставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П.Логлина в Менлоу-парк, Калифорния.
В 1970 году ввозрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.
Его работы:
«Религии,ценности и вершинные переживания»(1964)
«Эупсихея:дневник» (1965)
«Психологиянауки: рекогносцировка» (1966)
«Мотивация иличность» (1967)
«Понаправлению к психологии бытия» (1968)
«Новыеизмерения человеческой природы» (1971, сборник статей, опубликованных раннее)
«ПамятиАбрахама Маслоу»(1972, опубликован посмертно, при участии его жены) 2. БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ/>
 
Физиологическиепотребности. Заотправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаютсяспецифические потребности, которые принято называть физиологическими позывами (drives).В настоящее время мы стоим перед необходимостью пересмотреть устоявшеесяпредставление об этих потребностях, и эта необходимость продиктованарезультатами последних исследований, проводившихся по двум направлениям. Мыговорим здесь, во-первых, об исследованиях в рамках концепции гомеостаза, и,во-вторых, об исследованиях, посвященных проблеме аппетита (предпочтения однойпищи другой), продемонстрировавших нам, что аппетит можно рассматривать вкачестве индикатора актуальной потребности, как свидетельство того или иногодефицита в организме.
Концепция гомеостазапредполагает, что организм автоматически совершает определенные усилия,направленные на поддержание постоянства внутренней среды, нормального составакрови. Кэннон [4] описал этот процесс с точки зрения: 1) водного содержаниякрови, 2) солевого баланса, 3) содержания сахара, 4) белкового баланса, 5)содержания жиров, 6) содержания кальция, 7) содержания кислорода, 8)водородного показателя (кислотно-щелочной баланс) и 9) постоянства температурыкрови. Очевидно, что этот перечень можно расширить, включив в него другиеминералы, гормоны, витамины и т.д.
Проблеме аппетита посвященоисследование Юнга [16, 17], он попытался связать аппетит с соматическимипотребностями. По его мнению, если организм ощущает нехватку каких-тохимических веществ, то индивидуум будет чувствовать своеобразный, парциальныйголод по недостающему элементу, или, иначе говоря, специфический аппетит.
Вновь и вновь можноубедиться в невозможности и бессмысленности создания перечней фундаментальныхфизиологических потребностей; совершенно очевидно, что круг и количествопотребностей, оказавшихся в том или ином перечне, зависит лишь оттенденциозности и скрупулезности его составителя. Пока нет оснований зачислитьвсе физиологические потребности в разряд гомеостатических. Никто не располагаетдостоверными данными, убедительно доказавшими бы нам, что сексуальное желание,зимняя спячка, потребность в движении и материнское поведение, наблюдаемые уживотных, хоть как-то связаны с гомеостазом. Мало того, при создании подобногоперечня мы оставляем за рамками каталогизации широкий спектр потребностей,связанных с чувственными удовольствиями (со вкусовыми ощущениями, запахами,прикосновениями, поглаживаниями), которые также, вероятно, являютсяфизиологическими по своей природе и каждое из которых может быть цельюмотивированного поведения. Пока не найдено объяснения парадоксальному факту,заключающемуся в том, что организму присущи одновременно и тенденция к инерции,лени, минимальной затрате усилий, и потребность в активности, стимуляции,возбуждении.
Физиологическуюпотребность, или позыв, нельзя рассматривать в качестве образца потребности илимотива, она не отражает законы, которым подчиняются потребности, а служитскорее исключением из правила. Позыв специфичен и имеет вполне определеннуюсоматическую локализацию. Позывы почти не взаимодействуют друг с другом, с прочимимотивами и с организмом в целом. Хотя последнее утверждение нельзяраспространить на все физиологические позывы (исключениями в данном случаеявляются усталость, тяга ко сну, материнские реакции), но оно неоспоримо вотношении классических разновидностей позывов, таких, как голод, жажда,сексуальный позыв.
Любая физиологическаяпотребность и любой акт консумматорного поведения, связанный с ней, могут бытьиспользованы для удовлетворения любой другой потребности. Так, человек можетощущать голод, но, на самом деле, это может быть не столько потребность в белкеили в витаминах, сколько стремление к комфорту, к безопасности. И наоборот, несекрет, что стаканом воды и парой сигарет можно на некоторое время заглушитьчувство голода.
Вряд ли кто-нибудь возьметсяоспорить тот факт, что физиологические потребности — самые насущные, самыемощные из всех потребностей, что они препотентны по отношению ко всем прочимпотребностям. На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде,человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего,потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему приэтом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будетстремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный.
Если все потребностииндивидуума не удовлетворены, если в организме доминируют физиологическиепозывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком; в этомслучае для характеристики такого человека достаточно будет сказать, что онголоден, ибо его сознание практически полностью захвачено голодом. В такойситуации организм все свои силы и возможности направляет на утоление голода;структура и взаимодействие возможностей организма определяютсяодной-единственной целью. Его рецепторы и эффекторы, его ум, память, привычки —все превращается в инструмент утоления голода. Те способности организма,которые не приближают его к желанной цели, до поры дремлют или отмирают.Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страстьк желтым ботинкам — все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадаютвовсе. Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кромееды. Он мечтает только о еде, он вспоминает только еду, он думает только о еде,он способен воспринять только вид еды и способен слушать только разговоры оеде, он реагирует только на еду, он жаждет только еды. Привычки и предпочтения,избирательность и привередливость, обычно сопровождающие физиологическиепозывы, придающие индивидуальную окраску пищевому и сексуальному поведениючеловека, настолько задавлены, заглушены, что в данном случае (но только вданном, конкретном случае) можно говорить о голом пищевом позыве и о чистопищевом поведении, преследующем одну-единственную цель — цель избавления отчувства голода.
В качестве еще однойспецифической характеристики организма, подчиненного единственной потребности,можно назвать специфическое изменение личной философии будущего. Человеку,измученному голодом, раем покажется такое место, где можно до отвала наесться.Ему кажется, что если бы он мог не думать о хлебе насущном, то он был бысовершенно счастлив и не пожелал бы ничего другого. Саму жизнь он мыслит втерминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений,воспринимается им как несущественное, второстепенное. Он считает бессмыслицейтакие вещи, как любовь, свобода, братство, уважение, его философия предельнопроста и выражается присказкой: «Любовью сыт не будешь». О голодном нельзясказать: «Не хлебом единым жив человек», потому что голодный человек живетименно хлебом и только хлебом.
Приведенный пример,конечно же, относится к разряду экстремальных, и, хотя он не лишен реальности,все-таки это скорее исключение, нежели правило. В мирной жизни, в нормальнофункционирующем обществе экстремальные условия уже по самому определению —редкость. Несмотря на всю банальность этого положения, нужно остановиться нанем особо, хотя бы потому, что есть две причины, подталкивающие нас к егозабвению.
Первая причина связана с крысами.Физиологическая мотивация у крыс представлена очень ярко, а поскольку большаячасть экспериментов по изучению мотивации проводится именно на этих животных,то исследователь иногда оказывается не в состоянии противостоять соблазнунаучного обобщения. Таким образом выводы, сделанные специалистами по крысам,переносятся на человека. Вторая причина связана с недопониманием того факта,что культура сама по себе является инструментом адаптации, и что одна изглавных ее функций заключается в том, чтобы создать такие условия, при которыхиндивидуум все реже и реже испытывал бы экстремальные физиологические позывы. Вбольшинстве известных нам культур хронический, чрезвычайный голод являетсяскорее редкостью, нежели закономерностью. Во всяком случае, сказанноесправедливо для Соединенных Штатов Америки. Если мы слышим от среднегоамериканца «я голоден», то мы понимаем, что он скорее испытывает аппетит,нежели голод. Настоящий голод он может испытать только в каких-то крайних,чрезвычайных обстоятельствах, не больше двух-трех раз за всю свою жизнь.
Если при изучениичеловеческой мотивации ограничить себя экстремальными проявлениями актуализациифизиологических позывов, то мы рискуем оставить без внимания высшиечеловеческие мотивы, что неизбежно породит однобокое представление овозможностях человека и его природе. Слеп тот исследователь, который, рассуждаяо человеческих целях и желаниях, основывает свои доводы только на наблюденияхза поведением человека в условиях экстремальной физиологической депривации и рассматриваетэто поведение как типичное. Перефразируя уже упомянутую поговорку, можносказать, что человек и действительно живет одним лишь хлебом, но только тогда,когда у него нет этого хлеба. Но что происходит с его желаниями, когда у него вдовольхлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи?
А происходит вот что — учеловека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже этипотребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоитему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще болеевысокие) потребности, и так далее до бесконечности. Именно это имеется в виду,когда говорят, что человеческие потребности организованы иерархически.
Такая постановка вопросаимеет далеко идущие последствия. Приняв наш взгляд на вещи, теория мотивацииполучает право пользоваться, наряду с концепцией депривации, не менееубедительной концепцией удовлетворения. В соответствии с этой концепциейудовлетворение потребности освобождает организм от гнета потребностейфизиологического уровня и открывает дорогу потребностям социального уровня.Если физиологические потребности постоянно и регулярно удовлетворяются, еслидостижение связанных с ними парциальных целей не представляет проблемы дляорганизма, то эти потребности перестают активно воздействовать на поведениечеловека. Они переходят в разряд потенциальных, оставляя за собой право навозвращение, но только в том случае, если возникнет угроза их удовлетворению.Удовлетворенная страсть перестает быть страстью. Энергией обладает лишьнеудовлетворенное желание, неудовлетворенная потребность. Например,удовлетворенная потребность в еде, утоленный голод уже не играет никакой роли втекущей динамике поведения индивидуума.
Этот тезис в некоторойстепени опирается на гипотезу, суть которой состоит в том, что степеньиндивидуальной устойчивости к депривации той или иной потребности зависит отполноты и регулярности удовлетворения этой потребности в прошлом.
Потребность вбезопасности. Послеудовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизнииндивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем видеможно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; встабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса;потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).Почти все, что говорилось выше о физиологических позывах, можно отнести и кэтим потребностям, или желаниям. Подобно физиологическим потребностям, этижелания также могут доминировать в организме. Они могут узурпировать право наорганизацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и, нацеливих на достижение безопасности, и в этом случае мы можем с полным правомрассматривать организм как инструмент обеспечения безопасности. Так же, как вслучае с физиологическим позывом, мы можем сказать, что рецепторы, эффекторы,ум, память и все прочие способности индивидуума в данной ситуации превращаютсяв орудие обеспечения безопасности. Так же, как в случае с голодным человеком,главная цель не только детерминирует восприятие индивидуума, но ипредопределяет его философию будущего, философию ценностей. Для такого человеканет более насущной потребности, чем потребность в безопасности (иногда дажефизиологические потребности, если они удовлетворены, расцениваются им каквторостепенные, несущественные). Если это состояние набирает экстремальную силуили приобретает хронический характер, то мы говорим, что человек думает толькоо безопасности.
Несмотря на то, что предполагаетсяобсуждать мотивацию взрослого человека, Маслоу представляется, что для лучшегопонимания потребности в безопасности имеет смысл понаблюдать за детьми, укоторых потребности этого круга проявляются проще и нагляднее. Младенецреагирует на угрозу гораздо более непосредственно, чем взрослый человек,воспитание и культурные влияния еще не научили его подавлять и сдерживать своиреакции. Взрослый человек, даже ощущая угрозу, может скрыть свои чувства,смягчить их проявления настолько, что они останутся незамеченными длястороннего наблюдателя. Реакция же младенца целостна, он всем существомреагирует на внезапную угрозу — на шум, яркий свет, грубое прикосновение,потерю матери и прочую резкую сенсорную стимуляцию.
Потребность вбезопасности у детей проявляется и в их тяге к постоянству, к упорядочениюповседневной жизни. Ребенку явно больше по вкусу, когда окружающий его мирпредсказуем, размерен, организован. Всякая несправедливость или проявлениенепоследовательности, непостоянства со стороны родителей вызывают у ребенкатревогу и беспокойство. Вопреки расхожему мнению о том, что ребенок стремится кбезграничной свободе, вседозволенности, детские психологи, педагоги ипсихотерапевты постоянно обнаруживают, что некие пределы, некие ограничения внутренненеобходимы ребенку, что он нуждается в них. Или, если сформулировать этот выводболее корректно, — ребенок предпочитает жить в упорядоченном иструктурированном мире, его угнетает непредсказуемость.
Реакция испуга у детей,окруженных надлежащей заботой, возникает только в результате столкновения стакими объектами и ситуациями, которые представляются опасными и взросломучеловеку.
Потребность вбезопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило,удовлетворена. В нормальном обществе, у здоровых людей потребность вбезопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желанияустроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникамсоциальные гарантии, в попытках откладывать деньги на «черный день», в самомсуществовании различных видов страхования (медицинское, страхование от потериработы или утраты трудоспособности, пенсионное страхование).
Потребность вбезопасности и стабильности обнаруживает себя и в консервативном поведении, всамом общем виде. Большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым ипривычным вещам [11]. Мне представляется, что тягой к безопасности в какой-томере объясняется также исключительно человеческая потребность в религии, вмировоззрении, стремление человека объяснить принципы мироздания и определитьсвое место в универсуме. Можно предположить, что наука и философия как таковыев какой-то степени мотивированы потребностью в безопасности (позже мы поговорими о других мотивах, лежащих в основе научных, философских и религиозныхисканий).
Потребность вбезопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только вситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силыдля борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными ситуациями мы называемвойны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы,неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиеся хроническинеблагоприятными, угрожающими условиями.
Некоторые взрослыеневротики в своем стремлении к безопасности уподобляются маленьким детям, хотявнешние проявления этой потребности у них несколько отличаются от детских. Всенеизвестное, все неожиданное вызывает у них реакцию испуга, и этот страхобусловлен не физической, а психологической угрозой. Невротик воспринимает миркак опасный, угрожающий, враждебный. Невротик живет в неотступном предощущениикатастрофы, в любой неожиданности он видит опасность. Неизбывное стремление кбезопасности заставляет его искать себе защитника, сильную личность, на которуюон мог бы положиться, которой он мог бы полностью довериться или дажеподчиниться, как мессии, вождю, фюреру.
Логично было быпредположить, что неожиданно возникшая угроза хаоса у большинства людейвызывает регресс мотивации с высших ее уровней к уровню безопасности.Естественной и предсказуемой реакцией общества на такие ситуации бывают призывынавести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия.
Потребность впринадлежности и любви. После того, как потребности физиологического уровня и потребностиуровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность влюбви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новыйвиток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствиелюбимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужнасоциальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, котораяприняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самойважной для человека. Он может уже не помнить о том, что когда-то, когда онтерпел нужду и был постоянно голоден, само понятие «любовь» не вызывало у негоничего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаем чувством одиночества,болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу,друга.
Приходится признать, чтоу нас очень мало научных данных об этой потребности, хотя именно она выступаетв качестве центральной темы романов, автобиографических очерков, поэзии,драматургии, а также новейшей социологической литературы. Эти источники даютнам самое общее представление о деструктивном влиянии на детскую психику такихфакторов, как частые переезды семьи с одного места жительства на другое;индустриализация и вызванная ею общая гипермобильность населения; отсутствиекорней или утрата корней; утрата чувства дома, разлука с семьей, друзьями,соседями; постоянное ощущение себя в роли приезжего, пришельца, чужака. Мы ещене привыкли к мысли, что человеку крайне важно знать, что он живет на родине, усебя дома, рядом с близкими и понятными ему людьми, что его окружают «свои»,что он принадлежит определенному клану, группе, коллективу, классу.
Мне думается, чтостремительное развитие так называемых групп встреч и прочих групп личностногороста, а также клубов по интересам, в какой-то мере продиктовано неутоленнойжаждой общения, потребностью в близости, принадлежности, стремлением преодолетьчувство одиночества. Складывается впечатление, что цементирующим составом какой-точасти подростковых банд стали неутоленная жажда общения, стремление к единениюперед лицом врага, причем врага неважно какого. Само существование образаврага, сама угроза, которую содержит в себе этот образ, способствуют сплочениюгруппы.
Невозможностьудовлетворить потребность в любви и принадлежности, как правило, приводит кдезадаптации, а порой и к более серьезной патологии. В нашем обществе сложилосьамбивалентное отношение к любви и нежности, и особенно к сексуальным способамвыражения этих чувств; почти всегда проявление любви и нежности наталкиваетсяна то или иное табу или ограничение. Практически все теоретики психопатологиисходятся во мнении, что в основе нарушений адаптации лежит неудовлетвореннаяпотребность в любви и привязанности. Этой теме посвящены многочисленныеклинические исследования, в результате которых мы знаем об этой потребностибольше, чем о любой другой, за исключением разве что потребностейфизиологического уровня. В нашем понимании «любовь» не является синонимом«секса». Сексуальное влечение как таковое мы анализируем при рассмотрении физиологическихпозывов. Однако, когда речь идет о сексуальном поведении, мы обязаныподчеркнуть, что его определяет не одно лишь сексуальное влечение, но и ряддругих потребностей, и первой в их ряду стоит потребность в любви ипривязанности. Кроме того, не следует забывать, что потребность в любви имеетдве стороны: человек хочет и любить, и быть любимым.
Потребность впризнании. Каждыйчеловек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждаетсяв признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственныхдостоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, ивозможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на двакласса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение».Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности,компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. [14] Вовторой класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже(мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоеваниистатуса, внимания, признания, славы. Вопрос об этих потребностях лишь косвенноподнимается в работах Альфреда Адлера и его последователей и почти незатрагивается в работах Фрейда. Однако сегодня психоаналитики и клиническиепсихологи склонны придавать большее значение потребностям этого класса.
Удовлетворениепотребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности всебе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что онполезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив,вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в своюочередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротическиемеханизмы.
Потребность всамоактуализации.Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человекаудовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствуетнеудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем нетем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой,художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотятжить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человекчувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребностьможно назвать потребностью в самоактуализации.
Термин«самоактуализация», изобретенный Куртом Гольдштейном [6], употребляется внесколько более узком, более специфичном значении. Говоря о самоактуализации,имеется в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенныхв нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, кидентичности.
Очевидно, что у разныхлюдей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает статьидеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытаетсятворить или изобретать. [16] Похоже, что на этом уровне мотивации очертитьпределы индивидуальных различий почти невозможно.
Как правило, человекначинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, какудовлетворит потребности нижележащих уровней.
Предпосылки дляудовлетворения базовых потребностей. Можно назвать ряд социальных условий, необходимых дляудовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий можетсамым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовыхпотребностей. В ряду этих условий можно назвать: свободу слова, свободу выборадеятельности (то есть человек волен делать все, что захочет, лишь бы егодействия не наносили вреда другим людям), свободу самовыражения, право наисследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, атакже социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью ипорядком. Несоблюдение перечисленных условий, нарушение прав и свободвоспринимается человеком как личная угроза. Эти условия нельзя отнести кразряду конечных целей, но люди часто ставят их в один ряд с базовымипотребностями, которые имеют исключительное право на это гордое звание. Людиожесточенно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их,они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.
Если вспомнить, чтокогнитивные способности (перцептивные, интеллектуальные, способность кобучению) не только помогают человеку в адаптации, но и служат удовлетворениюего базовых потребностей, то становится ясно, что невозможность реализации этихспособностей, любая их депривация или запрет на них автоматически угрожаетудовлетворению базовых потребностей. Только согласившись с такой постановкойвопроса, мы сможем приблизиться к пониманию истоков человеческого любопытства,неиссякаемого стремления к познанию, к мудрости, к открытию истины, неизбывногорвения в разрешении загадок вечности и бытия. Сокрытие истины, цензура,отсутствие правдивой информации, запрет на коммуникацию угрожают удовлетворениювсех базовых потребностей.
Потребность в познаниии понимании. Мы малознаем о когнитивных импульсах, и в основном оттого, что они мало заметны вклинической картине психопатологии, им просто нет места в клинике, во всякомслучае, в клинике, исповедующей медицинско-терапевтический подход, где все силыперсонала брошены на борьбу с болезнью. В когнитивных позывах нет тойпричудливости и страстности, той интриги, что отличает невротическую симптоматику.Когнитивная психопатология невыразительна, едва уловима, ей часто удаетсяускользнуть от разоблачения и представиться нормой. Она не взывает к помощи.
До сих пор мы лишь упоминаликогнитивные потребности. Стремление к познанию универсума и его систематизациирассматривалось либо как средство достижения базового чувства безопасности,либо как разновидность потребности в самоактуализации, свойственная умным,образованным людям.
Обсуждая необходимые дляудовлетворения базовых потребностей предпосылки, в ряду прочих прав и свобод мыговорили и о праве человека на информацию, и о свободе самовыражения. Но все,что говорилось до сих пор, еще не позволяет судить о том, какое место занимаютв общей структуре мотивации любопытство, потребность в познании, тяга кфилософии и эксперименту и т.д., — все суждения о когнитивных потребностях,прозвучавшие раньше, в лучшем случае можно счесть намеком на существованиепроблемы.
Имеется достаточнооснований для того, чтобы заявить: в основе человеческой тяги к знанию лежат нетолько негативные детерминанты (тревога и страх), но и позитивные импульсы,импульсы per se, потребность в познании, любопытство, потребность вистолковании и понимании [11].
1. Феномен, подобный человеческомулюбопытству, можно наблюдать и у высших животных. Обезьяна, обнаруживнеизвестный ей предмет, старается разобрать его на части, засовывает палец вовсе дырки и щели — одним словом, демонстрирует образец исследовательскогоповедения, не связанного ни с физиологическими позывами, ни со страхом, ни споиском комфорта. Эксперименты Харлоу [8] также можно счесть аргументом впользу нашего тезиса, достаточно убедительным и вполне корректным сэмпирической точки зрения.
2. История человечества знает немалопримеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непониманиеокружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людейповторили судьбу Галилея.
3. Всех психологически здоровых людейобъединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному,непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них сутьпривлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляетдля этих людей интерес. И наоборот — все известное, разложенное по полочкам,истолкованное вызывает у них скуку.
4. Немало ценной информации могут датьнам экстраполяции из области психопатологии. Компульсивно-обсессивные невротики(как и невротики вообще), солдаты с травматическими повреждениями мозга,описанные Гольдштейном, эксперименты Майера [10] с крысами — во всех случаях мыимеем дело с навязчивой, тревожной тягой ко всему знакомому и ужас переднезнакомым, неизвестным, неожиданным, непривычным, неструктурированным.
5. Складывается впечатление, чтофрустрация когнитивных потребностей может стать причиной серьезнойпсихопатологии [11, 13]. Об этом также свидетельствует ряд клиническихнаблюдений.
6. В практике Маслоу было несколькослучаев, когда он вынужден был признать, что патологическая симптоматика(апатия, утрата смысла жизни, неудовлетворенность собой, общая соматическаядепрессия, интеллектуальная деградация, деградация вкусов и т.п.) у людей сдостаточно развитым интеллектом была вызвана исключительно одной лишьнеобходимостью прозябать на скучной, тупой работе. Несколько раз он пробовалвоспользоваться подходящими случаю методами когнитивной терапии (советовалпациенту поступить на заочное отделение университета или сменить работу), и этопомогало.
Ему приходилосьсталкиваться со множеством умных и обеспеченных женщин, которые не были занятыникаким делом, в результате чего их интеллект постепенно разрушался. Онсоветовал им заняться хоть чем-нибудь, и если они следовали совету, то Маслоунаблюдал улучшение их состояния или даже полное выздоровление, и это еще разубеждает в том, что когнитивные потребности существуют.
7. Потребность знать и пониматьпроявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, дажеболее отчетливо, чем у взрослого человека. Детей не нужно учить любопытству.Детей можно отучить от любопытства; именно эта трагедия разворачивается в нашихдетских садах и школах [5].
8. И, наконец, удовлетворениекогнитивных потребностей приносит человеку чувство глубочайшего удовлетворения,оно становится источником высших, предельных переживаний. Очень часто,рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и врезультате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая очувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А между тем,доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности квысшей истине. Осмелюсь заявить, что именно эти яркие, эмоционально насыщенныемгновения только и имеют право называться лучшими мгновениями человеческойжизни.
Эстетическиепотребности. Об этихпотребностях знаем меньше, чем о каких-либо других, но обойти вниманием этунеудобную (для ученого-естествоиспытателя) тему нам не позволяют убедительныеаргументы в пользу ее значимости, которые со всей щедростью предоставляют намистория человечества, этнографические данные и наблюдения за людьми, которыхпринято называть эстетами. Маслоу предпринял несколько попыток к тому, чтобыисследовать эти потребности в клинике, на отдельных индивидуумах, и смогвыяснить, что некоторые люди действительно испытывают эти потребности, унекоторых людей они на самом деле проявляются. Такие люди, лишенныеэстетических радостей в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смыслеэтого слова заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарствомот него служит красота. Такие люди выглядят изнеможденными, и немощь их можетизлечить только красота [13]. Эстетические потребности обнаруживаютсяпрактически у любого здорового ребенка. Те или иные свидетельства ихсуществования можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развитиячеловечества, начиная с первобытного человека.
3. ДРУГИЕХАРАКТЕРИСТИКИ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
 
Мера жесткостииерархической структуры. Когда мы говорим об иерархии препотентности, может сложитьсявпечатление, что речь идет о некой жестко фиксированной структуре потребностей.Но в действительности иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как этоможет показаться на первый взгляд. Базовые потребности большинстваисследованных нами людей, в общем виде, подчинялись описанному порядку, но былии исключения из этого правила.
1. У некоторых людей, например,потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чемпотребность в любви. Это самый распространенный случай реверсии, и в основе еголежит представление о том, что сильные, властные люди, люди, которые вызываютуважение и даже страх, люди, уверенные в себе, ведущие себя наступательно иагрессивно, заслуживают большей любви или, по крайней мере, с большим правомпользуются ее плодами. Именно в силу этого представления человек, которомунедостает любви и который ищет ее, может демонстрировать самоуверенное,агрессивное поведение. Но в данном случае самоуважение не является конечнойцелью, оно выступает как средство удовлетворения другой потребности. Такие людизанимают активную, наступательную позицию не ради самоутверждения как такового,а для того, чтобы добиться любви.
2. Креативные потребности людей с ярковыраженным творческим потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чемлюбые другие. Надо отдать должное таким людям — испытываемая ими потребность вактуализации творческого потенциала не всегда вызвана насыщением базовыхпотребностей, очень часто они творят вопреки неудовлетворенности.
3. Человек может навсегда остаться на одном,достаточно низком уровне мотивационной жизни, он может смириться со своими«земными» потребностями, забыть о самом существовании высших целейчеловеческого бытия или отказаться от них. Например, человек, некогда терпевшийлишения, например, бывший безработный, до конца своих дней может радоватьсятолько тому, что он сыт.
4. Психопат — еще один образчик утратыпотребности в любви. Как показывают клинические исследования, психопат, враннем детстве испытавший недостаток любви, навсегда утрачивает желание испособность получать и дарить любовь (подобно тому, как у животных угасаютсосательный и клевательный рефлексы, если в первые дни жизни они не получаютдостаточного подкрепления).
5. Еще один пример подмены потребностейможно обнаружить в тех случаях, когда человек, не встречая никаких преград напути удовлетворения своих желаний, не постигает всей ценности дарованного ему.Люди, которые не знают, что такое голод, насколько жестокому испытаниюподвергается голодный человек, со всей убежденностью считают еду чем-тоневажным, несущественным.
6. Очень может быть, что видимостьреверсии возникает еще и потому, что люди пытаются говорить об иерархиипрепотентности скорее в терминах осознаваемых желаний и стремлений, нежели втерминах поведения. Известно, что поведение не всегда отражает стоящие за ниммотивы. Говоря об иерархии потребностей, мы утверждаем лишь, что человек, укоторого не удовлетворены две потребности, предпочтет сначала удовлетворитьболее базовую, а, следовательно, и более насущную потребность. Но это ни в коемслучае не означает, что поведение этого человека будет определяться именно этойпотребностью. Потребности и желания человека — не единственные детерминанты егоповедения.
7. Из всех случаев реверсии, пожалуй,самую высокую ценность имеют те, что связаны с высшими социальными нормами, свысшими идеалами и ценностями. Люди, преданные таким идеалам и ценностям,готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть. Мы сможем лучшепонять чувства этих людей, если согласимся с основополагающей концепцией (илигипотезой), которую в кратком изложении звучит следующим образом:удовлетворение базовых потребностей в раннем детстве закладывает основыповышенной фрустрационной толерантности. Можно предположить, что у людей,которые большую часть жизни, и особенно в раннем детстве, были удовлетворены всвоих базовых потребностях, развивается особый иммунитет к возможной фрустрацииданных потребностей.
Мера удовлетворенностипотребности. Можетпоказаться, что иерархия пяти описанных групп потребностей обозначает конкретнуюзависимость — стоит, удовлетворить одну потребность, как тут же ее местозанимает другая. Отсюда может последовать следующий ошибочный вывод —возникновение потребности возможно только после стопроцентного удовлетворениянижележащей потребности. На самом же деле, почти о любом здоровом представителенашего общества можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, инеудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Наше представление обиерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие мерыудовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности всегдаудовлетворены в большей мере, чем высшие. Если в целях наглядностивоспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что усреднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены,например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребностьв любви — на 50%, потребность в самоуважении — на 40%, а потребность всамоактуализации — на 10%.
Термин «мераудовлетворенности потребности» позволяет нам лучше понять тезис об актуализацииболее высокой потребности после удовлетворения более низкой. Особо следуетподчеркнуть, что процесс актуализации потребностей не внезапный, не взрывной,скорее следует говорить о постепенной актуализации более высоких потребностей,о медленном пробуждении и активизации. Например, если потребность А удовлетворенатолько на 10%, то потребность В может не обнаруживаться вовсе. Однако,если потребность А удовлетворена на 25%, то потребность В «пробуждается»на 5%, а когда потребность А получает 75%-ое удовлетворение, топотребность В может обнаружить себя на все 50% и так далее.
Неосознаваемыйхарактер потребностей.О базовых потребностях нельзя однозначно сказать, что они бессознательные или,наоборот, сознательные. Однако, как правило, у среднестатистического человекаони все же имеют бессознательную природу. Не было бы разумным приводить здесьвсе то огромное множество клинических данных, которые свидетельствуют очрезвычайно важной роли бессознательной мотивации. Потребности, которые мыназываем базовыми, большинством людей либо совсем не осознаются, либоосознаются отчасти, хотя, разумеется, особо утонченные, особо чувствительныелюди способны и к полному осознанию. Есть ряд специальных техник, предназначенныхименно для того, чтобы помочь человеку осознать свои бессознательныепотребности.
Потребности икультура, общее и особенное. Предложенная выше классификация основывается на представлении обуниверсальном характере базовых потребностей и представляет собой попыткупреодоления тех видимых, поверхностных различий, которые обнаруживаются вконкретных желаниях представителей разных культур.
Классификация базовыхпотребностей обусловлена стремлением найти то общее, что объединяет всех людейнезависимо от цвета их кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держатьсяи прочих внешних вещей. Ученые психологи не готовы со всей уверенностьюзаявить, что их классификация — истина в последней инстанции, что онауниверсальна абсолютно для всех культур. Они утверждают лишь, что базовыепотребности являются гораздо более универсальной характеристикой человека, чемего сознательные желания.
Множественнаямотивация поведения.Ни одна из упомянутых нами потребностей почти никогда не становится единственным,всепоглощающим мотивом поведения человека. Подтверждением этому могут статьисследования таких форм поведения, которые принято называть физиологическимотивированными, например, исследования пищевого или сексуального поведения.Клиническим психологам давно известно, что посредством одного и того жеповеденческого акта могут выражаться самые разные импульсы. Иначе говоря,практически любой поведенческий акт детерминирован множеством мотивов. Еслиговорить о мотивационных детерминантах, то поведение, как правило,детерминировано не одной отдельно взятой потребностью, а совокупностьюнескольких или всех базовых потребностей. Если мы сталкиваемся с поведенческимактом, в котором мы можем выявить единственную детерминанту, единственныймотив, то нужно понимать, что мы имеем дело с исключением. Человек ест длятого, чтобы избавиться от чувства пустоты в животе, но это не единственнаяпричина. Человек ест также и потому, что стремится к комфорту, к безопасностиили пытается таким образом удовлетворить иные свои потребности. Человекзанимается любовью не только под воздействием сексуального влечения. Для одногополовой акт служит способом мужского самоутверждения, для другого этовозможность властвовать, почувствовать себя сильным, третий, занимаясь любовью,ищет тепла и сочувствия.
Множественнаядетерминация поведения. Базовые потребности не предопределяют все поведение человека. Можносказать даже, что не за всяким поведенческим актом обязательно стоит какой-томотив. Есть и иные, кроме мотивов, детерминанты поведения. В роли одной изважнейших детерминант выступает внешняя среда, или так называемое поле. Всеповедение человека может, по крайней мере, теоретически предопределятьсявлияниями среды или даже каким-то одним, специфическим, изолированным внешним стимулом,и такое поведение мы называем ассоциативным или условно-рефлекторным. Если вответ на стимульное слово «стол» в голове мгновенно возникает картинка столаили стула, то, очевидно, что эта реакция никак не связана с базовымипотребностями.
Необходимо такжеучитывать различия между экспрессивным и функциональным (или целенаправленным)поведением. Эспрессивное поведение не имеет цели, оно не более чем отражениеличности, индивидуальности. Глупец ведет себя глупо не потому, что хочетвыглядеть дураком или старается вести себя так, а просто потому, что он таков,каков он есть. То же самое можно сказать о певце, который поет басом, а нетенором или сопрано. Спонтанные движения здорового ребенка, улыбка, озаряющаялицо счастливого человека, бодрая, пружинистая походка молодого, здоровогомужчины, его всегда расправленные плечи — все это примеры экспрессивного,нефункционального поведения. Общий стиль, манера поведения, — какмотивированного, так и немотивированного, — сами по себе могут считатьсяэкспрессивным поведением [3, 15].
Антропоцентризм противзооцентризма. Заотправную точку в данной теории мотивации берется человек, а не какое-нибудь низшее,более простое животное. Ученые психологи поступили так потому, что слишкоммногие выводы, сделанные на основании экспериментов с животными, бесспорные поотношению к животным, оказываются совершенно неприемлемыми для распространенияих на человека. Не понятно, отчего многие исследователи, желающие исследоватьмотивацию человека, начинают с экспериментов над животными. Причем логика, авернее нелогичность этой всеобщей погони за псевдопростотой навязывается нам нетолько учеными-естественниками, ей зачастую следуют философы и логики. Еслисогласиться с тем, что изучению человека обязательно должно предшествовать изучениеживотных, то несложно сделать и следующий шаг и заявить, что, прежде чембраться за психологию, нужно досконально изучить, например, математику.
4. МОТИВАЦИЯИ ТЕОРИЯ ПСИХОПАТОГЕНЕЗА
Итак, мы оцениваемсодержание осознанной мотивации как более или менее важное в зависимости оттого, в какой мере оно связано с базовыми целями. Желание съесть мороженоеможет быть косвенным выражением потребности в любви, и в этом случае оноявляется чрезвычайно важной мотивацией. Но если причина нашей потребности вмороженом исключительно внешняя, если нам жарко и мы просто-напросто хотимчего-нибудь прохладного или у нас неожиданно разыгрался аппетит, то это желаниеможно отнести к разряду несущественных. Нужно относиться к повседневнымосознанным желаниям лишь как к симптомам, как к внешним проявлениям иных, болеебазовых потребностей и желаний. Если же мы будем принимать их за чистую монету,если мы примемся оценивать мотивационную жизнь индивидуума по этим внешним,поверхностным симптомам, поленимся искать их подоплеку, мы можем очень сильноошибиться.
Преграды, встающие напути удовлетворения внешних, несущественных желаний, не грозят человеку ничемсущественным, но если неудовлетворенными окажутся важные, базовые потребности,ему угрожает психопатология. А потому любая теория психопатогенеза должна иметьв своей основе верную теорию мотивации. Конфликт или фрустрация не обязательноприводят к патологии, но они становятся серьезными патогенными факторами тогда,когда угрожают удовлетворению базовых потребностей или тех парциальных желаний,которые тесно связаны с базовыми потребностями. 5. ЧТООСТАЕТСЯ ОТ ПОТРЕБНОСТИ ПОСЛЕ ЕЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ?
Маслоу утверждает, чточеловек, удовлетворив свою базовую потребность, будь то потребность в любви, вбезопасности или в самоуважении, лишается ее. Если предполагать за ним этупотребность, то не более чем в метафизическом смысле, в том же смысле, в какомсытый человек голоден, а наполненная вином бутылка — пуста. Если насинтересует, что в действительности движет человеком, а не то, чем он был, будетили может быть движим, то мы должны признать, что удовлетворенная потребностьне может рассматриваться как мотив. С практической точки зрения правильно былобы считать, что этой потребности уже не существует, что она угасла. Считаюнеобходимым особо подчеркнуть этот момент, так как во всех известных мнетеориях мотивации его либо обходят стороной, либо трактуют совершенно иначе.
На основании всеговышеизложенного А.Х. Маслоу заявил, что человека, неудовлетворенного в какой-либоиз базовых потребностей, должны рассматривать как больного или, по меньшей мере«недочеловеченного» человека. Нас ничто не останавливает, когда мы называембольными людей, страдающих от нехватки витаминов и микроэлементов. Но ктосказал, что нехватка любви менее пагубна для организма, чем нехватка витаминов?Зная о патогенном влиянии на организм неразделенной любви, кто возьметсяобвинить в ненаучности на том лишь основании, что Маслоу пытался ввести в сферунаучного рассмотрения такую «ненаучную» проблему, как проблема ценностей?Терапевт, столкнувшись с цингой или пеллагрой, рассуждает о роли витаминов, стем же правом психолог говорит о ценностях. Следуя этой аналогии, можносказать, что главной движущей силой здорового человека является потребность в развитиии полной актуализации заложенных в нем способностей.
Если человек постоянноощущает влияние иной потребности, его нельзя считать здоровым человеком. Онболен, и эта болезнь так же серьезна, как нарушение солевого или кальциевогобаланса.
Может быть, это заявлениепокажется парадоксальным. В таком случае можно быть уверенными, что этотпарадокс — лишь один из множества, которые ожидают нас при исследовании глубинчеловеческой мотивации. Невозможно понять сущность человека, не задав себевопроса: «Что нужно этому человеку от жизни, чего он ищет в ней?» 6. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯАВТОНОМИЯ
Гордон Олпорт [1, 2]сформулировал и ввел в научный обиход принцип, гласящий, что средстводостижения цели может подменить собой цель и само по себе стать источникомудовлетворения, то есть может стать самоцельным в сознании индивидуума. Этотпринцип лишний раз убеждает нас в том, что обучение играет важнейшую роль вмотивации человека. Но не это существенно, а то, что он заставляет нас зановопересмотреть все изложенные выше законы человеческой мотивации. ПарадоксОлпорта ни в коем случае не противоречит им, он дополняет и развивает их.Вопрос о том, насколько уместно рассматривать эти средства-цели в качествебазовых потребностей и насколько они удовлетворяют выдвинутым выше критериямотнесения потребности в разряд базовых, остается открытым и требует специальныхисследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как бы то ни было, мы ужеубедились в том, что на базовые потребности, удовлетворяемые достаточнопостоянно и достаточно длительное время, уже не оказывают такого существенноговлияния ни условия, необходимые для их удовлетворения, ни сам факт ихудовлетворения или неудовлетворения. Если человек в раннем детстве был окруженлюбовью, вниманием и заботой близких людей, если его потребности вбезопасности, в принадлежности и любви были удовлетворены, то, став взрослым,он будет более независим от этих потребностей, чем среднестатистическийчеловек. А.Х.Маслоу считал, что так называемый сильный характер является самымважным следствием функциональной автономии. Сильный, здоровый, автономныйчеловек не боится осуждения окружающих людей, он не ищет их любви и незаискивает перед ними, и эта его способность обусловлена чувством базовогоудовлетворения. Испытываемые им чувство безопасности и причастности, его любовьи самоуважение функционально автономны или, говоря другими словами, не зависятот факта удовлетворения потребности, лежавшей в их основе.
Эту теорию можно назвать холистическо-динамической по названияминтегрированных в ней подходов.ЦЕЛЬ И СРЕДСТВО
Еслипроанализировать наши обычные желания, то мы обнаружим по меньшей мере однуобщую объединяющую их характеристику. Я говорю здесь о том, что эти желанияпредстают перед нами не как цель, но скорее как средство достижения некой цели.Человек желает заработать побольше денег, чтобы купить новый автомобиль. В своюочередь, автомобиль он хочет купить для того, чтобы не чувствовать себя«хуже» соседа, который недавно купил новый автомобиль, то есть длятого, чтобы сохранить самоуважение, уважение и любовь окружающих. Взявшись заанализ человеческих желаний (я имею в виду осознанные желания), мы очень скорообнаружим, что за каждым из них стоит какое-то другое, более фундаментальноежелание, которое правильнее было бы назвать целью или ценностью. Другимисловами, при анализе человеческих желаний мы сталкиваемся с той же ситуацией,что и при анализе психопатологической симптоматики. Изучение симптомов – крайнеполезное занятие, но всегда следует помнить, что нас интересует не симптом сампо себе, а его значение, его причины и последствия. Изучение отдельногосимптома почти бессмысленно, но анализ общей динамики симптомов полезен иплодотворен, потому что только на основании такого анализа мы можем поставитьправильный диагноз и назначить курс лечения. Так же и отдельно взятое желаниеинтересно нам не само по себе, а только в связи с конечной целью, проявляющейсяв нем, в связи с его потаенным смыслом, подоплекой, вскрываемыми толькопосредством глубинного анализа.
Глубинныйанализ тем и хорош, что всегда подразумевает существование некой личностнойцели, или потребности, глубже которых уже ничего нет, удовлетворение которыхсамо по себе есть целью. Характерная особенность этих потребностей состоит втом, что они, как правило, не обнаруживают себя непосредственно, а выступаютскорее как своеобразный концептуальный источник множества специфических,осознаваемых желаний. Другими словами, именно эти базовые цели и стремлениядолжны быть главным предметом исследования человеческой мотивации.
Всевышеизложенное заставляет нас сформулировать одно очень важное требование,которое необходимо учитывать при построении мотивационной теории. Посколькубазовые цели не всегда представлены в сознании, то нам придется иметь дело сочень сложной проблемой – с проблемой бессознательного. Изучение толькосознательной мотивации, даже самое тщательное, оставляет за рамкамирассмотрения очень многие человеческие мотивы, которые не менее, а, быть может,и более важны, чем те, что представлены в сознании. Психоанализ неоднократнодемонстрировал нам, что связь между осознаваемым желанием и лежащей в егооснове базовой неосознаваемой целью не обязательно прямолинейна. Этавзаимосвязь может быть даже отрицательной, как это бывает в случае реактивныхобразований. Таким образом, мы должны признать, что отрицание ролибессознательного делает невозможным построение теории мотивации. />

Литература
1. Олпорт, Дж., Модель и рост личности, Нью-Йорк:Холт, Ринхарт Винстон, 1961.
2. Олпорт, Дж., Личностные и социальныестолкновения, Бостон: Бэкон, 1960.
3. Олпорт, Дж., Вемон, П., Учение в выражениидвижениями, Нью-Йорк: Макмиллан, 1933.
4. Кэннон, В.Дж… Мудрость в теле. Нью-Йорк:Нортон, 1932.
5. Голдфарб, В., Психологические лишения в раннемдетстве и последующие урегулирования их, Ортопсихиат., 1945, 15, 247—255.
6. Голдстен, K., Организм, Нью-Йорк:Американская книга, 1939.
7. Харлоу Х.Ф., Умелое управление мотивациямиЛеминга. Психол., 1950 40, 228—234.
8. Хани, К., Невротическая Личность в наше время,Нью-Йорк: Нортон, 1937.
9. Хани, К., Неврозы и Гуманистический рост,Нью-Йорк: Нортон, 1950.
10. Майер, Н.Р.Ф., Изучение ненормальногоповедения у мышей, Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1939.
11. Mаслоу, A.H., Отношение психологии к существу., Нью-Йорк: Ван НострендРинхолд, 1968.
12. Mаслоу, A.Х., Влияние на формирование предпочтения, Психол.1937, 21, 162—180,
13. Маслоу, A. Х., Теория мотивации: биологическиепричины значения жизни, Гуманистика, Психол., 1967, 7, 93—127.
14. Ренд, A., The Fountainhead, Indianapolis: Бобс-Mеррилл, 1943.
15. Вульф, В., Выразительность личности, Нью-Йорк:Харпер и Роу, 1943.
16. Юнг, П.Т., Аппетит, вкус и привычка питаться;обзор критиков, Psychol. Bull., 1948, 45, 289—320.
17. Юнг, П.Т., Экспериментальный анализ аппетита,Психол., 1941, 38, 129—164.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поход Ермака
Реферат Отчет о прохождении производственной практики в Министерстве здравоохранения и социального раз
Реферат Анализ и пути укрепления финансового состояния фирмы ЗАО МОДЕМТРАНСАВТО
Реферат Адрес: 191024 г. Санкт-Петербург >ул. Полтавская, д. 12
Реферат Педагогічні умови професійної адаптації викладача вищого навчального закладу
Реферат Экологические аспекты в рекламе и связях с общественностью
Реферат Self Esteem Essay Research Paper I compare
Реферат Catch22 Essay Research Paper Catch22The name of
Реферат Проект реконструкции пункта послеуборочной обработки зерна
Реферат Управленческий и финансовый учёт - сходства и различия, взаимосвязь
Реферат Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
Реферат Анимационная деятельность в туризме
Реферат Международно-правовое регулирование защиты личности в случае вооруженного конфликта
Реферат Кто использует телескоп "Hubble"?
Реферат Использование символа как стилистического средства в поэзии символизма (на примере лирики немецкого поэта Стефана Георге)