СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие и виды массовых мероприятий,и факторы, оказывающие
влияние на обеспечение общественногопорядка и безопасности
при их проведении
2. Задачи органов внутренних дел пообеспечению общественного
порядка и безопасности при проведениимассовых мероприятий
3. Организационные мероприятия пообеспечению охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Социальная и политическаянапряженность в обществе способствует росту протестных акций со сторонысоциально незащищенных слоев граждан, экстремистски настроенной молодежи. Входе массовых публичных мероприятий все чаще проявляются групповые нарушенияобщественного порядка. Под прикрытием массовых нарушений общественного порядкаосуществляется посягательство на жизнь и здоровье граждан, случайно оказавшихсяв непосредственной близости от места проведения массовой акции, осуществляетсяпосягательство на собственность физических и юридических лиц и др.
Так, по данным МВДРоссии, в период с 8 января по 31 августа 2007 г. в 73 субъектах Российской Федерации состоялись 1292 протестные акции, в которых принялиучастие 317,5 тыс. чел. Наибольшее количество протестных акций состоялось вМоскве (66/3,1 тыс. чел.), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (52/3,6тыс. чел.), Московской (46/7,2 тыс. чел.) и Новосибирской (42/5,3 тыс. чел.)областях.
В числе массовых акцийпреобладают митинги (963), пикетирования (254), блокирования автомагистралей,дорог и улиц (53), собрания (13) и шествия (7). Предотвращены 7 попыток перекрытияавтомагистралей, дорог и улиц, связанных с повышением тарифов на услуги ЖКХ.Наибольшее количество акций блокирования состоялось в Амурской области (2/2,8тыс. чел.). Для непосредственного участия в обеспечении общественного порядка ибезопасности при массовых мероприятиях были задействованы 46,8 тыс. сотрудниковорганов внутренних дел[1].
В этой связи в настоящеевремя существует объективная необходимость формированияадминистративно-правового механизма охраны общественного порядка при проведениисобраний, митингов, демонстраций, пикетированиях и других массовых мероприятий,а также совершенствование механизмов реализации Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»2. Все этии ряд других обстоятельств обусловливают актуальность темы настоящей работы.
Объектом данногоисследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе охраныобщественного порядка при проведении собраний, митингов, шествий, демонстрацийи пикетирований.
Предметом являютсяпроблемы реализации механизма охраны общественного порядка при проведениимассовых мероприятий.
Цель работы – рассмотретьорганизацию и тактику охраны общественного порядка при проведении массовыхмероприятий.
Для реализациипоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и виды массовыхмероприятий
2. Охарактеризоватьфакторы, влияющие на обеспечение общественного порядка и безопасности припроведении массовых мероприятий
3. Рассмотретьорганизацию и тактику обеспечения общественного порядка и безопасности припроведении массовых мероприятий (привести примеры)
1. Понятие и виды массовыхмероприятий, и факторы, оказывающие влияние на обеспечение общественногопорядка и безопасности при их проведении
В настоящее времяразличные массовые мероприятия являются одной из популярных форм общественнойактивности и досуга населения и удовлетворяют потребности личности внепосредственном приобщении к политической жизни, достижениям спорта, культуры,искусства. Реализация конституционных прав и свобод граждан в условияхдемократии в значительной мере связана с их активным участием в различных массовыхмероприятиях, проводимых государственными органами, политическими партиями идвижениями, а также различными профсоюзными, спортивными, культурными,религиозными и иными организациями.
Массовые мероприятия, какправило, доступны большому количеству граждан и проводятся на улицах, площадях,в общественных зданиях, концертных залах, на спортивно-зрелищных сооружениях,специальных трассах и в других общественных местах городов и населенныхпунктов.
Организуемые поинициативе общественных и самодеятельных организаций, граждан различныесобрания, митинги, уличные шествия и демонстрации должны четко отграничиватьсяот иных массовых мероприятий.
Массовое мероприятие — это совокупность действий явленийсоциальной жизни, в которых совершаются действия с участием большого количестваграждан с целью удовлетворения политических, духовных, физических и иныхпотребностей. Они являются формой реализации прав и свобод, а также социальногообщения между людьми и способом выработки единства установок личности,коллектива и общества в целом1.
Изучение практическойдеятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка ибезопасности при проведении массовых мероприятий позволяет условно разделитьвсе массовые мероприятия по следующим признакам: по содержанию, значимости,периодичности, месту, способу возникновения, возможности участия.
Кратко рассмотрим каждыйиз перечисленных выше признаков массовых мероприятий.
По содержанию:
- общественно-политические (собрания,митинги, уличные шествия, демонстрации, съезды, конференции, выборы депутатов,встречи и проводы правительственных делегаций и др.);
- культурно-зрелищные (фестивали,карнавалы, профессиональные праздники, народные гуляния и др.);
- спортивные (олимпиады, спартакиады,универсиады, соревнования по различным видам спорта и т. д.);
- иные (похоронные процессии, религиозныепраздники и т. п.).
По значимости — региональные, территориальные,местные, локальные.
По периодичности:
- разовые (открытие памятника,мемориального комплекса и т. д.);
- повторяющиеся (демонстрации,спортивные соревнования, выборы, съезды, профессиональные праздники, народныегулянья и т. д.);
- повседневно проводимые.
По месту — в зданиях, сооружениях,спортивных комплексах, на открытой местности.
По способу возникновения — организованные, спонтанные.
По возможности участия — общедоступные, ограниченныеколичеством или социальным статусом участников, допускающие наличие в зонепроведения неорганизованного населения.
К числу особенностеймассовых мероприятий и факторам, влияющим на организацию охраны общественногопорядка при их проведении, следует отнести значительное количество субъектов,участвующих в их подготовке и проведении. Это, прежде всего, организаторымассовых мероприятий граждане; общественные организации;физкультурно-спортивные организации; органы культуры; органы народного образования;комитеты по делам религии и их органы на местах; администрация спортивных,культурных зданий, сооружений (стадионов, школ, училищ и т. д.), а также органыи организации, непосредственно обеспечивающие охрану общественного порядка, — органы внутренних дел, ФСБ, подразделений Вооруженных Сил России, МЧС.
Рассматривая массовыемероприятия как социальное явление, следует отмстить, что их проведениепорождает особую обстановку на данной территории, которой присущи следующиеспецифические особенности:
— нарушение обычногорежима жизни района, города или страны в целом;
- действие большого количества людей наограниченной территории;
- возможность скоротечного измененияоперативной обстановки;
- стихийное формирование определенных«неформальных» группировок, оказывающих отрицательное влияние на состояниеобщественного порядка и безопасности и способных совершать различныеправонарушения;
- возникновение групповых нарушений общественногопорядка, массовых беспорядков, пожаров, разрушений конструкций, сооружений, другихнепредвиденных обстоятельств, создающих угрозу общественному порядку ибезопасности;
- возможность причинения ущербапредприятиям, организациям, личным интересам граждан и др.
Кроме того, проведениенаиболее значимого массового мероприятия связано со структурной перестройкойдеятельности служб и подразделений органов внутренних дел (создание специальныхорганов управления -оперативных штабов, пунктов управления, различных групп;наличие дополнительных задач, которые приходится решать сотрудникам органоввнутренних дел и другим гражданам и организациям, участвующим в охранеобщественного порядка при проведении массовых мероприятий). При этомдополнительно привлекаются силы и средства, изменяется режим работы личногосостава и т. п.
Следует отметить, что приорганизации охраны общественного порядка необходимо учитывать как общие, так испецифические особенности массовых мероприятий, которые зависят от существующейсистемы социально-экономических отношений; уровня правового сознания той или инойгруппы населения; внешних условий проведения и уровня организационныхмероприятий; количества участвующих в массовом мероприятии граждан;социально-психологических закономерностей формирования поведения групп людей;образа жизни, режима труда и отдыха населения того или иного региона;неблагоприятных метеорологических условий, местных обычаев и традиций, а такжеучастия иностранных граждан в массовых мероприятиях («речевые» барьеры, слабаяориентация в условиях незнакомого города и др.).
Особого внимания заслуживаютвопросы формирования контактных групп, именуемых публикой. Гражданам,образующим эти группы, присуща определенная мера психического воздействия исопереживания, обусловленных наличием общего интереса к проводимыммероприятиям. Однако под влиянием неблагоприятных воздействий поведение такихгрупп может принять более сложные формы.
Руководителям УВД (РОВД)при организации охраны общественного порядка в ходе массовых мероприятийнеобходимо учитывать и то обстоятельство, что на внеколлективное поведениеоказывают влияние внешне неорганизованные группы (толпа), отличающиеся высокойстепенью приспособления к складывающимся ситуациям, некритичным восприятием иподражанием действиям других лиц, а также проявлением крайней эмоциональности иединодушием действий. Формируясь под влиянием различных ситуаций, они не имеютзаранее обозначенных и организованно оформленных взаимосвязей, предварительнораспределенных между участниками ролей.
Наибольшие трудности впериод организации охраны общественного порядка представляет поведение экспрессивныхгрупп, которые возникают и формируются в основном во время спортивных икультурно-зрелищных массовых мероприятий. Значительную часть названных группсоставляют не истинные болельщики и ценители искусства, а лица, испытывающиечрезмерные и искаженные чувства пристрастия, любители «острых» ощущений. Такиелица могут совершать дерзкие антиобщественные действия как при выходе стерритории проведения массовых мероприятий, так и в пути следования костановкам общественного транспорта и при посадке в него.
Для охраны общественногопорядка в местах проведения массовых мероприятий большое значение имеюттехническое оборудование и благоустройство мест размещения участников изрителей с учетом возможности различных вариантов их поведения в обычных иэкстремальных ситуациях. Так, в условиях открытой местности зрителиразмещаются, как правило, произвольно, неравномерно, а поэтому на отдельныхучастках могут складываться сложные ситуации. В этих случаях надежная охранаобщественного порядка обеспечивается установлением в местах чрезмерногоскопления людей специальных ограничений (оцепление, ограждение, металлическиебарьеры и т. п.).
Таким образом, подводяитог сказанному, можно сказать, что учет указанных факторов позволяет успешнорешать задачи по охране общественного порядка и безопасности при проведениимассовых мероприятий.
2. Задачи органоввнутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности припроведении массовых мероприятий
Главными задачами органоввнутренних дел при проведении массовых мероприятий являются: созданиенормальных условий для организации массовых мероприятий в местах их проведения;
обеспечение безопасностидля участников и зрителей; предупреждение и пресечение преступлений иправонарушений; оказание необходимого содействия организаторам проведениямассовых мероприятий в рамках предоставленной компетенции; поддержаниенадлежащего порядка на прилегающей территории.
Охрана общественногопорядка и безопасности при проведении массового мероприятия осуществляется припомощи обычных и специальных нарядов. К первым относятся посты, патрули,автопатрули, патрульные группы; ко вторым милицейские цепочки (коридоры), постыохраны объектов, группы сопровождения, контрольно-пропускные пункты, постынаблюдения, заслоны, посты по надзору за движением, резерв.
Тактика деятельности,задачи и основные функции нарядов органов внутренних дел в условиях проведениямассовых мероприятий наиболее полно определены в Уставе патрульно-постовойслужбы милиции общественной безопасности1.
Охрану общественногопорядка и безопасности при проведении различных массовых мероприятий в зависимостиот их масштаба и значения организуют МВД России, ГУВД Москвы иСанкт-Петербурга, МВД республик в составе Российской Федерации, УВД краев,областей, а также районные и городские органы внутренних дел2.
3. Организационныемероприятия по обеспечению охраны общественного порядка при проведении массовыхмероприятий
Административно-правоваяохрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий — этоисполнительно-распорядительная, подзаконная деятельность государственныхорганов и общественных организаций, заключающаяся в установлении и применениикомплекса особых мер по образованию специальных органов управления, изданиюсоответствующих нормативных актов, применению мер охраны общественного порядкав целях создания благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан, атакже обстановки спокойствия в местах проведения массовых мероприятий.
Организация надлежащегообщественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий — этокомплексная задача, решение которой во многом зависит от четко продуманных,скоординированных действий государственных органов, общественных организаций, граждан,которые в пределах своей компетенции несут ответственность за созданиесоответствующих условий для успешного проведения массового мероприятия. Лишьобъединение и согласование их усилий позволит рационально распределить силы исредства, будет способствовать успешному решению определенных задач.
Следует отметить, чтоосновной объем работы и ответственность за организацию общественного порядка иобеспечение общественной безопасности возложены на такие службы и подразделенияорганов внутренних дел, как милиция общественной безопасности, подразделенияГосударственной автомобильной инспекции, пожарной безопасности, внутреннихвойск МВД России, отряды милиции специального назначения и др.
Охрана общественногопорядка и безопасности при проведении массовых мероприятий заключается впроведении следующих организационных мероприятий:
- разработка руководящих документов организационно-распределительного характера;
- изучение, обобщение и распространениепередового опыта;
- концентрация в соответствующихаппаратах информации, связан ной с организацией и проведением массовогомероприятия; ее обработка, анализ и оценка;
- обучение личного состава тактикедействий в условиях проведения массового мероприятия;
- контроль за деятельностью служб иподразделений органов внутренних дел, участвующих в охране общественногопорядка и сохранении безопасности при проведении массовых мероприятий, оказаниеим практической помощи и др.
Организационныемероприятия органов внутренних дел по обеспечению охраны общественного порядкапри проведении массовых мероприятий в подготовительный период включают уяснениезадачи, определение способов ее выполнения, анализ обстановки, разработкуконцепции (замысла) обеспечения охраны общественного порядка и безопасности,принятие управленческого решения.
Задачи и содержаниедеятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка ибезопасности при проведении массового мероприятия определены в его программе.Разрешение на проведение массового мероприятия, как правило, выдают органывласти и управления, они же утверждают состав комиссии (комитета) по подготовкеи проведению данного мероприятия, а также определяют задачи участвующих в немгосударственных органов и общественных организаций. Начальник УВД (РОВД)определяет группировку сил, которые будут обеспечивать организациюобщественного порядка и безопасности в ходе массовых мероприятий1.
Подготовка проектарешения на охрану общественного порядка осуществляется, как правило, сотрудникамикриминальной милиции и милиции общественной безопасности, государственнойинспекции безопасности дородного движения, уголовного розыска,оперативно-технического отдела (отделения) и других соответствующих служб.
Процесс подготовкирешения начинается с изучения программы и условий проведения массовогомероприятия. В программе отражаются следующие данные:
- информация о месте и временипроведения мероприятия;
- количество участников;
- маршруты их движения;
- места их наибольшего сосредоточения;
- размещение медицинских пунктов,торговых точек, стоянок авто транспорта;
- погодные условия;
- противопожарное состояние объекта;
- наличие общественных туалетов;
- причины и условия ранее совершенныхпреступлений;
- комиссионное обследование спортивныхи культурно-зрелищных учреждений и объектов с целью недопущения чрезвычайныхпроисшествий;
- другие данные, имеющие значение длявыработки правильного решения и успешного проведения массового мероприятия.
Названная информациятакже используется при анализе и оценке оперативной обстановки, имеющейзначение для выработки управленческого решения. Своевременное представление ворганы внутренних дел подробной информации о проводимом массовом мероприятиипозволит подготовить оптимальный план обеспечения охраны общественного порядкав этих условиях и при необходимости внести в него соответствующие коррективы.
Важным элементомподготовки и принятия управленческого решения является проведение комиссионногообследования технического и противопожарного состояния объектов и сооружений,используемых для проведения массового (особенно спортивного) мероприятия. Порезультатам комплексного обследования составляется акт, в котором делаютсяотметки о пригодности к эксплуатации объектов и сооружений. В случае выявлениясерьезных недостатков акт с предложениями об их устранении направляется вкомиссию по контролю за проведением массового мероприятия. Руководительтерриториального органа вносит также предложения по изменению режима работыобщественного транспорта, предприятий общественного питания, торговых точек,размещению медицинских пунктов, стоянок автотранспорта и др.
Кроме того, приподготовке управленческого решения проводится встреча с организаторамимероприятия, администрацией организаций и ведомств с целью выяснения иуточнения всех обстоятельств предполагаемого массового мероприятия.
После уточнения всехобстоятельств руководитель территориального органа совместно с другимиучастниками, задействованными в проведении массового мероприятия, осуществляетрекогносцировку местности в районе проведения массового мероприятия. Онаявляется важным элементом выработки управленческого решения, особенно в случае,когда массовое мероприятие проводится впервые. В процессе ее проведенияизучаются особенности объектов и сооружений; прилегающая к ним местность;техническое состояние проезжей части дорог, железнодорожных переездов, мостов;интенсивность и маршруты движения транспорта и пешеходов; места расположенияпредприятий торговли, общественного питания, туалетов и других мест общественногопользования; места стоянок автотранспорта; уточняются пути движения участниковмассового мероприятия и возможные изменения направления их движения.
Кроме того, определяютсяграницы зон, спектров, участников оцепляемой территории; продолжительностьвводимых ограничений; места и время выставления нарядов, их виды, плотность;места размещения пунктов управления, оперативного штаба, резерва; маршрутыдвижения автотранспорта со специальными сигналами; порядок проезда черезконтрольно-пропускные пункты и ряд других вопросов.
После анализа и оценкиполученной информации штабом территориального ОВД разрабатывается решение наохрану общественного порядка и безопасности при проведении массовогомероприятия. В нем указываются:
- способы выполнения поставленныхзадач;
- зоны оцепления;
- виды нарядов, их состав, особыеобязанности и время их развертывания;
- расчет потребности работников органоввнутренних дел, военнослужащих внутренних войск; технических и специальныхсредств;
- организация управления подразделениямии нарядами, схема связи;
- порядок подготовки личного состава кнесению службы и проведения инструктажей;
- основные варианты действий нарядовпри осложнении оперативной обстановки;
- порядок использования резерва;
- порядок взаимодействия с органамиФедеральной службы безопасности, командирами войсковых частей армии и МВДРоссии, руководителями ведомств, обеспечивающих проведение данного мероприятияи др.
Управленческое решение вгоррайорганах внутренних дел оформляется в виде плана действий по охранеобщественного порядка, который согласовывается с органами власти и управления,командованием соединений и частей внутренних войск, органами Федеральной службыбезопасности и утверждается старшим оперативным начальником. План может оформлятьсяна карте или схеме с краткой пояснительной запиской, необходимыми расчетами иобоснованиями.
В период осложненияоперативной обстановки, обусловленной проведением массово-политических,зрелищных мероприятий, местной территориальной милиции могут придаватьсядополнительные силы и средства из других регионов, которые во взаимодействии сдругими субъектами будут обеспечивать общественный порядок, безопасность, в томчисле и охрану особо важных объектов.
Приведем пример. Так, припроведении Игр доброй воли в 1986 году к службе по охране общественного порядкабыли привлечены 2 батальона Омской высшей школы милиции (сегодня — Омскаяакадемия МВД России), которые осуществляли охрану сооружений в четырех районахг. Москвы, Ледового дворца спорта, Малой спортивной арены в Лужниках.Мероприятия, выполненные командованием подразделений школы накануне службы,позволили в достаточной степени обеспечить всестороннюю готовность личногосостава к выполнению поставленных задач. Организация службы по охране объектови общественного порядка в этот период в школе рассматривалась как продолжениеучебно-воспитательного процесса, и поэтому ей уделялось большое внимание.
Для выполнения задач поохране объектов, общественного порядка и обеспечению безопасности в школе изчисла офицеров и слушателей создавались внештатные батальоны, организационносостоящие из рот и взводов. Командование батальонов комплектовалось изруководителей кафедр и начальников курсов. Командирами рот, взводов,обеспечивающих служб назначались офицеры из числа преподавательского состава.
На основании приказа иплана подготовки личного состава для действий при чрезвычайных происшествияхруководством школы, учебным отделом проводились комплексные мероприятия поподготовке к обеспечению охраны объектов, общественного порядка и безопасности.
После завершенияпередислокации и размещения командный состав батальонов, получив уточненныезадачи, осуществлял рекогносцировку на местности и совместно с оперативнымштабом, с учетом расположения объектов и их архитектурных особенностей,вырабатывал тактику несения службы.
При организации службы иохраны объектов в 1986 г. на Играх доброй воли избранная тактика охраны былапродиктована, в частности, многофункциональностью и сложностью архитектурныхсооружений. (Например, Малая спортивная арена имела четыре трибуны на 8507посадочных мест: северная трибуна — 1416 мест, южная — 1416, западная — 2265,восточная-3210)1.
Особенности службыдиктовались и тем, что на западной и северной трибунах на первом этажерасполагались помещения для официальных лиц, почетных гостей, прессы, судей,раздевалки спортсменов, буфеты, пресс-бары. Заполнение зрителями Малойспортивной арены велось по семи входным лестницам в фойе второго этажа и пятиподъездам — в вестибюль первого этажа. Вход почетных гостей, официальных лиц,прессы, судей, спортсменов осуществлялся по двум лестницам в фойе второго этажаи пяти подъездам — в помещения первого этажа. Конструктивные особенностиобъекта делали необходимыми тренировки в расстановке сил и действий личногосостава на случай чрезвычайных обстоятельств.
Исходя из расположенияМалой спортивной арены в Лужниках, охрана объекта была предпринята по двумнаправлениям: внешняя охрана (по периметру), внутренняя охрана (на участках,секторах и коммуникациях). Внешняя охрана производилась путем патрулирования(пешего, моторизованного, смешанного), выставления постов наблюдения,контрольно-пропускных пунктов, организацией оцепления милицейскими цепочками.При этом обеспечивался контакт с работниками милиции из аппарата ГУВД г.Москвы, которые несли ответственность за безопасность членов спортивных команди в целом всего мероприятия.
Внутренняя охранаобъектов обеспечивала контроль проходов в здание и на трибуны, порядок натрибунах в ходе соревнований, в секторах, где проходили спортивные мероприятия.
Особо тщательноосуществлялась охрана систем жизнеобеспечения спортивного комплекса(медицинские пункты, вентиляционные и воздухо-заборные шахты, узлы связи иэнергоснабжения, коммуникации средств массовой информации).
В соответствии сизбранной тактикой за 4-6 часов до начала мероприятий подразделения, которымнадлежало осуществлять службу, принимали объект под охрану. За два часа доначала соревнований проводилась первичная «зачистка» (визуальная), т. е. личныйсостав тщательно осматривал весь объект. Далее следовала «зачистка» с помощьюприборов (металлоискателей) и специально обученных собак. После выполнениякомплекса этих мероприятий выставлялись посты, и подразделения включались врежим жесткой охраны объекта. По завершении спортивного мероприятияпроизводился осмотр объекта (зачистка) и сдача его под охрану. Особенностинесения службы при возникновении чрезвычайных происшествий нашли свое отражениев должностных обязанностях командиров подразделений, разработанных оперативнымштабом Омской высшей школы милиции. Подобная организация службы обеспечиланадежную охрану объектов и способствовала предотвращению нежелательныхэксцессов.
Пример 2. Подготовка кпразднованию Дня знаний 1 сентября 2008 г. в г. Кострома. (см. приложение)
29 августа 2008 года взале коллегии ГУВД по Костромской области состоялась пресс-конференция на тему«Вопросы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в периодподготовки и празднования Дня знаний».
В работепресс-конференции приняли участие начальник управления обеспеченияобщественного порядка ГУВД, начальник управления по организации деятельностиучастковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетнихГУВД, заместитель начальника ГУ вневедомственной охраны при ГУВД, начальникотдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУВД, заместительглавного государственного инспектора Костромской области по пожарному надзору иначальник управления Министерства образования Костромской области.
В связи с празднованиемДня знаний в ГУВД по Костромской области была создана рабочая группа поконтролю и реагированию на оперативную обстановку накануне и в периодпроведения праздничных мероприятий, посвященных Дню знаний. С 19 августапроводились дополнительные проверки образовательных учреждений к новомуучебному году.
ГУВД систематическипроводил анализ заявок о проведении праздничных мероприятий, поступающих изАдминистрации Костромы и Костромской области, приуроченных к 1 сентября, сцелью выделения необходимого количества сил и средств органов внутренних делдля поддержания правопорядка в местах их проведения.
С организаторами всехобщественных и культурно-зрелищных мероприятий (органами образования иадминистрациями учебных заведений, органами исполнительной власти) определялсякомплекс мер по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан впериод проведения торжеств. Совместно с органами местного самоуправления проводилиськомиссионные обследования на предмет антитеррористической безопасностипомещений детских садов, школ, средних специальных и высших учебных заведений,а также технических и иных строений и территорий, прилегающих к ним.
Также совместно с территориальнымиорганами МЧС России осуществлялись специальные обследования учебных заведенийна предмет их противопожарной безопасности и аварийности.
Были пересмотрены планыкомплексного использования сил и средств ОВД, задействованных в системе единойдислокации, наряды патрульно-постовой службы, отделов вневедомственной охраны,ДПС, частных охранных предприятий и общественных формированийправоохранительной направленности приближены к местам проведения торжественныхмероприятий. В ОВД были созданы группы оперативного реагирования на изменениекриминогенной обстановки накануне и в период проведения праздничныхмероприятий.
Большинство школоборудовано системами сигнализации с выводом сигнала на пульт вневедомственнойохраны. 1 сентября было задействовано 108 экипажей групп быстрого реагированиявневедомственной охраны. В случае осложнения оперативной обстановки группазадержания могла прибыть на место происшествия в течение 3-5 минут.
массовый общественный порядок охрана
Заключение
Таким образом, эффективнаяохрана общественного порядка при проведении публичных мероприятий зависит отточности определения их организационно-правовой формы. В этой связи в работе массовоемероприятие определяется как крупное общественно-политическое, спортивное,культурное и иное мероприятие, привлекающее большое количество участников,гостей и местного населения, которое обычно проводится в городах и иныхпоселениях, а также может охватывать прилегающие к ним населенные пункты итерритории.
Публичные мероприятиявесьма разнообразны. Для более целенаправленной охраны общественного порядкапри их проведении необходимо учитывать критерии, по которым их можноклассифицировать. Так, массовые мероприятия можно дифференцировать взависимости от содержания, масштаба, частоты проведения, места проведения,количества участников, организационно-правовой формы. Учет данных критериевможет способствовать правильному выбору административно-правовых средств охраныобщественного порядка при проведении мероприятий.
Охрана общественногопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий ипикетирований осуществляется путем решения следующих задач: оказания содействияорганам государственной власти и общественным формированиям в успешномпроведении массового мероприятия; обеспечения строгого соблюденияприсутствующими на мероприятии гражданами установленных правил поведения;предупреждения и пресечения возможных правонарушений в местах проведенияпубличных мероприятий; недопущения ослабления охраны общественного порядка натерритории, где мероприятия не проводятся.
Деятельность органоввнутренних дел при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий ипикетирований можно условно разделить на три периода: подготовительный,исполнительный и заключительный.
Названные этапы охраны общественногопорядка находятся в непосредственной взаимосвязи. От качества планированиямероприятий в сфере охраны общественного порядка при поведении собраний,митингов, демонстраций, шествий и пикетирований непосредственно зависитправоприменительная деятельность в рассматриваемой сфере.
Немаловажное значениеимеет решение вопроса о введении и снятии режимных ограничений в районемассового мероприятия, проведение совещаний, инструктажей, репетиций итренировок с личным составом, задействованным в охране порядка, его обучение;изучение положительного опыта и др. Выполнение перечисленного комплексаорганизационно-подготовительных мероприятий по обеспечению охраны общественногопорядка в период подготовки и проведения массового мероприятия в значительной меребудет способствовать качественному управлению силами и средствами, а такжеуспешному проведению массового мероприятия.
Федеральный закон «Особраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не содержит всехнеобходимых предписаний для полной реализации конституционного права граждансобираться мирно, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия ипикетирования, что вызывает определенные сложности в механизме охраныобщественного порядка при проведении соответствующего публичного мероприятия. Вчастности, закон не содержит исчерпывающего перечня запретов на проведениепубличного мероприятия, что приводит к произвольному установлению местнойадминистрацией таких запретов. В знак протеста против произвольноустановленного запрета на проведение публичного мероприятия нередко происходятгрупповые нарушениям общественного порядка. В этой связи Закон «О собраниях,митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» необходимо дополнитьстатьей «Запреты на проведение публичного мероприятия».
Библиографический список
Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета №237. –1993. – 25 декабря
2. О милиции: Закон РФ от 18.04.1991№1026-1 (в ред. от 26.12.2008)//Консультант Плюс. – [Электронный ресурс] −http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон РоссийскойФедерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях,шествиях и пикетированиях //Российская газета. -2004. -23 июня
4. Устав патрульно-постовой службымилиции общественной безопасностиРоссийской Федерации. Утвержден приказом Министра внутренних дел РоссийскойФедерации. Глава VIII. Охрана общественного порядка и обеспечение общественнойбезопасности при проведении массовых мероприятий и чрезвычайных ситуацияхwww.5ballov.ru/referats/preview/82427
5. Административная деятельностьорганов внутренних дел. Часть особенная. Учебник /Под ред. А.П. Коренева. – М.:Московская академия МВД России, «Щит-М», 2002. – 362 с.298
6. Деятельность сотрудников органоввнутренних дел при чрезвычайных обстоятельств. Сборник научных трудов. — Волгоград: ВА МВД России, 2006. — С. 62-63
7. Звягин М.М.Административно-правовые средства охраны общественного порядка и права гражданна проведение публичных мероприятий в Российской Федерации // Современноеправо. — 2007. — № 10.
8. Звягин М.М. Классификацияпубличных мероприятий и организация охраны общественного порядка при ихпроведении // Современное право. — 2007. — № 9.
9. Зубач А.В. и др. Основныенаправления деятельности милиции. М., 2005
10. Косяченко В.И. Особенностиорганизации охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовыхмероприятий // Сайт МВД / www.mvd.ru/press/release/4302
12. Чичин С.В.Организационно-тактические основы несения службы подразделениями ОВД по охранеи обороне особо важных объектов: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦОКР МВДРоссии, 2006. – 72 с.
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГОРОДСКИХ МАССОВЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ, ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ,СПОРТИВНЫХ И РЕКЛАМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ГОРОДЕ КОСТРОМЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяетпорядок организации и проведения общегородских массовых просветительных,театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий, проводимых наплощадях, в скверах, парках, на улицах, акватории реки Кострома, акватории рекиВолга, в открытых культурно-зрелищных и спортивных сооружениях города Костромы.
1.2. Массовое мероприятие (в дальнейшеммероприятие) — это разовое культурно-массовое, просветительное,театрально-зрелищное, спортивное, рекламное мероприятие, проводимое с цельюорганизации досуга и отдыха населения, пропаганды здорового образа жизни впериод с 9.00 до 23.00, в местах, указанных в пункте 1.1 настоящего Положения,и требующее согласования с администрацией города Костромы.
Организаторами массового мероприятиямогут являться физические и юридические лица.
1.2. Администрация города имеет правоотказать в проведении мероприятия в случаях:
— противоречия его целей КонституцииРоссийской Федерации, законодательству Российской Федерации, общепринятымнормам морали и нравственности;
— угрозы безопасности населению города инарушению общественного порядка;
— пропаганды насилия, национальной ирелигиозной нетерпимости, порнографии, наркомании, вредных привычек;
— нецелесообразности проведениямероприятия в данной социально-психологической и оперативной ситуации в городе;
— проведения ранее данным заявителеммероприятия на низком организационном или творческом уровне либо с нарушением(неисполнением) условий настоящего Положения;
— совпадения мероприятия по месту ивремени с другим мероприятием, заявленным ранее (в таких случаях возможнопредложение иного места или времени проведения мероприятия).
При неоднократном нарушении(невыполнении) организаторами массового мероприятия условий настоящегоПоложения администрацией города Костромы может быть принято решение об отказе всогласии на его проведение.
1.4. Вопрос о проведении мероприятия спривлечением авиационной техники, показательных выступлений парашютистов,подъем привязных аэростатов, дирижаблей, воздушных шаров над населеннымипунктами решается по согласованию с Областным Советом РОСТО.
1.5. Не разрешается использованиенеоборудованных передвижных средств, самодельных сцен, подиумов и т.д., необеспечивающих безопасность участников для проведения массовых мероприятий.
1.6. В соответствии с Законом РоссийскойФедерации «О защите прав потребителей» организаторы мероприятия несутответственность за своевременное начало и окончание мероприятия, и соответствиеего программе, заявленной в рекламе.
1.7. Непременным требованием к наружномуоформлению, проводимого мероприятия является высокий художественно-эстетическийи технический уровень исполнения, который оценивает управление архитектуры иградостроительства администрации города Костромы.
1.8. Размещение наружной рекламы иинформации о предстоящем мероприятии производится в соответствии с требованиямиФедерального закона «О рекламе», решением Думы города Костромы от23.10.2003 N 197 «О порядке размещения средств наружной рекламы и наружнойинформации на территории города Костромы» и решением Думы города Костромыот 10.02.2000 N 6 «О правилах благоустройства и санитарного содержаниятерритории города Костромы».
1.9. Размещение афиш, листовок и т.п.осуществляется специализированной организацией в специально отведенных иоборудованных для этих целей местах, а также на других объектах (с согласия ихвладельца).
1.10. Реклама, информация о мероприятиимогут быть опубликованы в средствах массовой информации только после подписанияпостановления администрации, разрешающего его проведение.
1.11. За нарушения требований настоящегоПоложения физические и юридические лица несут ответственность в соответствии сдействующим законодательством. Материальный и моральный ущерб, причиненный вовремя проведения мероприятия, подлежит возмещению организаторами, инымивиновными лицами в порядке, установленном законодательством.
1.12. Организаторам массовогомероприятия, допустившим нарушение (невыполнение) условий настоящего Положения,направляется в установленном порядке официальное предупреждение о необходимостиустранения данного нарушения.
2. Порядок организации мероприятия
2.1. О проведении мероприятияорганизатор обязан письменно подать на имя главы самоуправления города заявкуна его проведение не позднее, чем за 20 календарных дней до даты проведениянамеченного мероприятия.
В заявке на проведение мероприятиянеобходимо указать:
— название мероприятия;
— цель и форму проведения;
— программу с указанием места, времениначала и окончания проведения мероприятия, предполагаемое количествоучастников;
— фамилию, имя, отчество, должностьлица, ответственного за проведение мероприятия, контактный телефон и адрес.
2.2. Заявка на проведение мероприятия,поданная на имя главы самоуправления города. Костромы, направляется в Комиссиюпо организации и проведению массовых просветительных, театрально-зрелищных,спортивных и рекламных мероприятий при администрации города Костромы, котораяпоручает подготовку постановления администрации города соответствующимподразделениям администрации города. Заявка рассматривается срок не более 7календарных дней.
2.2. По результатам рассмотрения заявкиглава самоуправления города принимает постановление о проведении мероприятиялибо организаторам направляется мотивированный отказ в проведении мероприятия.
2.3. Проведение мероприятия всоответствии с условиями и требованиями настоящего Положения обеспечиваетсяпутем заключения организаторами договоров с соответствующими организациями,учреждениями, предприятиями, структурными подразделениями администрации городаКостромы не позднее 10 дней до начала мероприятия, в том числе:
— организацией являющейся заказчиком посодержанию объектов внешнего благоустройства;
— милицией общественной безопасности УВДКостромской области;
— государственной инспекциейбезопасности дорожного движения;
— государственной пожарной службойГУГИЧС по Костромской области;
— управлением по делам культуры,международных связей и туризма администрации г. Костромы;
— комитетом по экономическому развитию,предпринимательству и торговле администрации г. Костромы;
— управлением городского пассажирскоготранспорта администрации г. Костромы;
— управлением по делам молодежнойполитики, физической культуры и спорта администрации г. Костромы;
— комитетом по здравоохранению ифармации администрации г. Костромы;
— иными структурными подразделениями.
2.4. Эскизная документация элементовоформления мероприятия и места их размещения должны быть согласованы суправлением архитектуры и градостроительства администрации города Костромы иутверждены постановлением администрации.
2.5. Демонтаж оформления и средствнаружной рекламы мероприятия осуществляется не позднее, чем на следующий деньпосле его проведения силами организаторов.
3. Требования к проведению фейерверка
3.1. Организаторам фейерверка необходимопредставить:
— устав юридического лица-организаторамероприятия;
— лицензию на право проведенияфейерверка;
— сертификат установленного образца напиротехнические изделия;
— пиротехников, аттестованных на правопроведения и руководства проведением фейерверков;
— документы, подтверждающие прохождениепиротехниками, участвующими в проведении фейерверка, аттестации на правопроведения и руководства проведением фейерверков.
3.2. Места проведения фейерверкаутверждаются главой самоуправления города Костромы по согласованию с милициейобщественной безопасности УВД Костромской области Государственнойпротивопожарной службой.
3.3. Охрана места проведения фейерверкаосуществляется на основании договора с милицией общественной безопасности УВДКостромской области Государственной противопожарной службой.
3.4. Глава самоуправления вправеотказать организаторам в устройстве фейерверков в случаях:
— организаторы уклоняются, либоотказываются от согласования условий устройства фейерверка, или выполнениятребований о мерах, обеспечивающих безопасность при демонстрации фейерверка;
— устройство фейерверка создает помехидля работы пассажирского, речного и железнодорожного транспорта;
— имеется угроза общественному порядку ибезопасности населения.
3.5. При демонстрациифейерверка обязательно присутствие организаторов мероприятия