ВВЕДЕНИЕ
С 1 июля 2010 г.вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза, устанавливающий единыеправила таможенного регулирования трех государств: России, Республики Беларусьи Республики Казахстан.
Таможенный кодекстаможенного союза содержит значительное количество изменений и нововведений.Перемены постиг и такой важнейший институт таможенного дела, как таможенныйконтроль. В число предстоящих изменений входит введение ТК ТС трех новых формтаможенного контроля, одной из которых является таможенная проверка.
Актуальность выбранноймною темы заключается в том, что Таможенный союз был создан совсем недавно и некаждый аспект, включающийся в таможенный кодекс, известен и разобран полностьюнами, студентами. Поэтому я выбрала ту тему, которая была мне не известнапрактически и попытаюсь сама в ней разобраться.
Целью моей курсовойработы является рассмотрение правового регулирования таможенной проверки.
Объектом – таможенноедело.
Предмет — таможенная проверка.
Задачи, которые яставлю перед собой при написании работы:
ü Описатьтаможенную проверку;
ü Рассмотретьправовые аспекты таможенной проверки;
ü Объяснитьее введение в таможенный контроль;
ü СравнитьТКРФ и ТКТС.
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННАЯПРОВЕРКА
1.1 Камеральная таможенная проверка
Камеральная таможеннаяпроверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся втаможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иныхдокументах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующихгосударственных органов государств-членов таможенного союза, а также другихдокументов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанныхлиц.
Камеральная таможеннаяпроверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органабез выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания акта оназначении проверки.
Камеральные таможенныепроверки осуществляются без ограничений периодичности из проведения.
1.2 Выездная таможенная проверка
Выездная таможеннаяпроверка проводится таможенным органом с выездом в место нахожденияюридического лица, место осуществления деятельности индивидуальногопредпринимателя или в место фактического осуществления их деятельности.
Выездная таможеннаяпроверка может быть плановой или внеплановой.
Плановая выезднаятаможенная проверка осуществляется на основании планов проверок,разрабатываемых таможенными органами.
Выездная таможеннаяпроверка проводится на основании решения, предписания акта о назначениипроверки, форма которого определяется законодательством государств-членовтаможенного союза.
Основаниями дляназначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:
1) данные, полученные врезультате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов иорганов государственного контроля государств-членов таможенного союза,свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательстватаможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза;
2) данные,свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательстватаможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза;
3) заявление лица, втом числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получениестатуса уполномоченного экономического оператора;
4) обращение (запрос)компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица,совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
5) иные основания,предусмотренные законодательством государств-членов таможенного союза.
Выездная таможеннаяпроверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенногоконтроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.
В случаях необходимостиподтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом,таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка улиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.
Встречная выезднаятаможенная проверка является внеплановой.
Плановые выездныетаможенные проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того жепроверяемого лица.
Плановые выездныетаможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторовпроводятся таможенными органами 1 раз в 3 года.
Внеплановые выездныетаможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.
Отбор проверяемых лицдля плановой выездной таможенной проверки производится с использованиеминформации, полученной:
1) из информационныхресурсов таможенных органов;
2) по результатампредыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;
3) от государственныхорганов;
4) от банков иорганизаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
5) от таможенных илииных контролирующих государственных органов государств-членов таможенногосоюза;
6) из средств массовойинформации;
7) из других источниковофициальным путем.
Перед началомпроведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляютпроверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможеннойпроверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передаюттакое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.
Возврат уведомления сотметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствиемпроверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отменыплановой выездной таможенной проверки.
Плановая выезднаятаможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней содня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления втаможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.
Датой начала проведениявыездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копиирешения о проведении таможенной проверки.
Копия предписания опроведении таможенной проверки вручается проверяемому лицу должностным лицомтаможенного органа, либо направляется заказным почтовым отправлением суведомлением о вручении.
При вручении копиирешения руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригиналерешения делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получениякопии решения.
В случае отказа отполучения копии решения должностное лицо таможенного органа делает об этомсоответствующую запись в решении.
Отказ проверяемого лицаот получения копии решения о проведении таможенной проверки, а также возвратуведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связис отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отменывыездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считаетсядата записи в решении об отказе в получении копии решения, либо датапоступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письмаадресату.
Перед началомпроведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лицадолжностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителюпроверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.
В период проведениявыездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения идополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.
Срок проведениявыездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. В указанный срок невключается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования опредставлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.
Срок проведениявыездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 месяц по решениютаможенного органа, осуществляющего проверку.
При необходимостипроведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентныеорганы государств-членов таможенного союза или иностранных государств,восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведениявыездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов,относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выезднойтаможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может бытьприостановлено по решению руководителя таможенного органа или уполномоченногоим лица в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.
О продлении срокавыездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решениео проведении выездной таможенной проверки вносятся соответствующие записи, очем уведомляется проверяемое лицо.
Датой завершениявыездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленногопо результатам таможенной проверки, который составляется в 2 экземплярах иподписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выезднуютаможенную проверку.
Первый экземпляр такогодокумента приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второйэкземпляр не позднее 5 дней со дня завершения выездной таможенной проверкивручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением суведомлением о вручении.
Проверяемое лицо припредъявлении должностными лицами таможенного органа решения о проведениитаможенной проверки и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ этихдолжностных лиц на объект проверяемого лица, за исключением жилых помещений,для проведения выездной таможенной проверки.
Если законодательствомгосударств-членов таможенного союза предусмотрен специальный порядок доступадолжностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступосуществляется в порядке, установленном этими законодательством.
Проверяемое лицо вправеотказать должностным лицам таможенного органа в доступе на объект в случае,если:
1) решение илислужебные удостоверения не предъявлены;
2) должностные лицатаможенных органов не указаны в решении;
3) должностные лица неимеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешениенеобходимо в соответствии с законодательством государств-членов таможенногосоюза.
При отказе проверяемоголица в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выезднуютаможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется протокол всоответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.
В случаенеобоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лицтаможенных органов на объект проверяемого лица они вправе входить на этотобъект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений вприсутствии 2 понятых, за исключением случаев, если законодательствомгосударств-членов таможенного союза установлен иной порядок доступа должностныхлиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения наобъекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертыхпомещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.
Таможенный осмотрпомещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводитсяна основании решения о проведении выездной таможенной проверки.
Таможенный осмотрпомещений и территорий проводится в минимальный период времени, необходимый дляего проведения, и может превышать один рабочий день.
Таможенный осмотрпомещений и территорий не может проводиться в ночное время.
Если таможенный осмотрпомещений и территорий не завершен в течение рабочего дня, его проведениеприостанавливается и возобновляется в порядке, определяемом федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Должностныелица таможенных органов вправе в соответствии со статьей 109 Таможенногокодекса таможенного союза производить идентификацию товаров, а также помещенийи территорий, таможенный осмотр которых не завершен, применять физическую силудля воспрепятствования доступу в указанные помещения и территории, а такжепринимать другие меры к сохранности товаров, находящихся в помещениях и натерриториях, таможенный осмотр которых не завершен, предусмотренные таможеннымзаконодательством таможенного союза и Федеральным законом.
Наложение ареста натовары и изъятие товаров производятся в целях, предусмотренных подпунктом 11пункта 1 статьи 134 Таможенного кодекса таможенного союза.
Основаниями дляналожения ареста на товары являются:
1) обнаружение товаровбез наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначенийтоваров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза натаможенную территорию таможенного союза в случаях, предусмотренных таможеннымзаконодательством таможенного союза, либо товаров с марками или средствамиидентификации, имеющими признаки поддельных;
2) обнаружение товаровбез наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначенийтоваров иными способами, если такие марки, идентификационные знаки, обозначениятоваров в соответствии с актами законодательства Российской Федерации должнынаноситься на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации,либо товаров с марками или средствами идентификации, имеющими признакиподдельных;
3) отсутствие вкоммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факттаможенного декларирования товаров, если в соответствии с актами законодательстваРоссийской Федерации указание таких сведений в коммерческих документахобязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а такжеобнаружения недостоверности таких сведений, либо отсутствия коммерческихдокументов, в которых такие сведения должны быть указаны;
4) отсутствие упроверяемого лица документов, подтверждающих сведения о выпуске товаровтаможенными органами, если наличие таких документов у проверяемого лицаобязательно в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза илизаконодательством Российской Федерации, либо обнаружение в указанных документахнедостоверных сведений о выпуске товаров таможенными органами;
5) обнаружение данных,которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары являются условно выпущеннымии используются в нарушение ограничений по пользованию или распоряжению этимитоварами, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льготпо уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;
6) обнаружение данных,которые могут свидетельствовать о том, что в отношении проверяемых товаров несоблюдены условия или порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин,налогов;
7) обнаружение данных,которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары используются внарушение условий и требований таможенной процедуры.
Арест товаровзаключается в запрете распоряжаться и пользоваться товарами.
Товары, на которыеналожен арест, передаются на хранение их владельцу либо иному лицу, обладающемуполномочиями в отношении таких товаров. Пользование товарами, на которыеналожен арест, может быть разрешено руководителем таможенного органа,проводящего выездную таможенную проверку, либо уполномоченным им должностнымлицом таможенного органа. В указанном случае передача товаров, на которые наложенарест, другим лицам, растрата товаров, их отчуждение либо распоряжение ими инымспособом не допускаются.
Основаниями для изъятиятоваров являются:
1) обнаружение данных,которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары запрещены к ввозуна таможенную территорию таможенного союза или обороту на территории РоссийскойФедерации;
2) обнаружение упроверяемого лица товаров, подлежащих аресту, в отношении которых проверяемоелицо не является собственником или законным владельцем;
3) отказ владельцатоваров либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров,подлежащих аресту, обеспечивать сохранность товаров и соблюдать запрет нараспоряжение и пользование товарами.
Изъятые товарыпомещаются на склад временного хранения либо в другое место, являющееся зонойтаможенного контроля.
Изъятие товаров иналожение ареста на них производятся на основании мотивированного постановлениядолжностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку,в присутствии проверяемого лица, у которого обнаружены товары, либо егопредставителя, а также в присутствии не менее двух понятых.
Форма постановления обизъятии товаров или наложении ареста на товары определяется федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Об изъятии товаров илио наложении ареста на них составляется протокол, форма которого определяетсяфедеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенногодела. Протокол составляется в присутствии двух понятых. В протоколе либоприлагаемых к нему описях изъятые товары или товары, на которые наложен арест,подробно описываются с указанием их наименования, количества и индивидуальныхпризнаков. Указанный протокол подписывается должностным лицом таможенногооргана, проводившим изъятие или арест, лицом, у которого обнаружены изымаемыетовары или товары, на которые наложен арест, либо его представителем, а такжепонятыми. Копия протокола вручается лицу, у которого обнаружены товары, либоего представителю.
Возврат изъятых товарови снятие наложенного ареста производятся не позднее дня окончания выезднойтаможенной проверки, за исключением случаев, когда товары подлежат задержанию,либо изъятию или аресту в соответствии с Кодексом Российской Федерации обадминистративных правонарушениях или Уголовно-процессуальным кодексомРоссийской Федерации.
Возврат изъятых товарови снятие наложенного ареста производятся на основании постановлениядолжностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку.Постановление о возврате изъятых товаров и снятии наложенного арестасоставляется в двух экземплярах по форме, определяемой федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второйэкземпляр указанного постановления вручается лицу, у которого обнаруженытовары, либо его представителю.
Изъятые товары подлежатвозврату их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношениитаких товаров. При возврате изъятых товаров составляется акт в трех экземплярахпо форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти,уполномоченным в области таможенного дела. Акт подписывается должностнымилицами таможенного органа, проводящими выездную таможенную проверку,проверяемым лицом либо его представителем, а также лицом, осуществлявшимхранение изъятых товаров, либо его представителем. Второй экземпляр указанногоакта вручается лицу, которому возвращены изъятые товары, либо егопредставителю, третий экземпляр – лицу, осуществлявшему хранение изъятыхтоваров, либо его представителю.
Хранение изъятыхтоваров осуществляется за счет лица, у которого товары были изъяты. Если в ходепроведения таможенной проверки не будет установлено, что в отношении такихтоваров таможенное законодательство таможенного союза или законодательствоРоссийской Федерации нарушено, издержки, связанные с таким хранением, относятсяна счет федерального бюджета.
Сведения обо всехфактах наложения ареста на товары и изъятия товаров указываются в акте,отражающем результаты проведения выездной таможенной проверки.
Распоряжениеневостребованными изъятыми товарами осуществляется по истечении двух месяцев содня окончания выездной таможенной проверки.
Глава 2. ПРАВА ИОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ПРОВЕРЯЕМОГО ЛИЦА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОЙПРОВЕРКИ
2.1 Права и обязанностидолжностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки
При проведениитаможенной поверки должностные лица таможенного органа имеют право:
1) требовать упроверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы,документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в томчисле на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;
2) требовать упроверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выезднаятаможенная проверка;
3) требовать упроверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;
4) требовать у банков ииных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиесядвижения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведениятаможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну;
5) запрашивать уналоговых и иных государственных органов и получать от них необходимыеинформацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую,налоговую и иную охраняемую законодательством тайну;
6) проводитьинвентаризацию или требовать проведения инвентаризации товаров при проведениивыездных таможенных проверок;
7) направлятьмеждународные запросы в связи с проведением таможенной проверки;
8) доступа на объектыпроверяемого лица с предъявлением решения о проведении таможенной проверки ислужебных удостоверений;
9) осуществлять припроведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров ссоставлением акта об отборе проб и образцов товаров;
10) изымать упроверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия припроведении выездных таможенных проверок;
11) налагать арест натовары или изымать их в порядке, установленном законодательствомгосударств-членов таможенного союза, на срок проведения выездной таможеннойпроверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжениеиным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможеннаяпроверка;
12) опечатыватьпомещения, в которых находятся товары;
13) проводить иныедействия, предусмотренные законодательством таможенного союза изаконодательством государств-членов таможенного союза.
Должностные лицатаможенных органов при проведении таможенных проверок обязаны:
1) соблюдать права изаконные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемымлицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);
2) не нарушатьустановленный режим работы проверяемого лица в период проведения выезднойтаможенной проверки;
3) использоватьисключительно в таможенных целях любую информацию, полученную при проведениитаможенных проверок;
4) не разглашатьконфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и инуюохраняемую законом тайну, ставшие известными при проведении таможенныхпроверок;
5) предоставлять потребованию проверяемого лица необходимую информацию о положенияхзаконодательства государств-членов таможенного союза, касающихся порядкапроведения выездных таможенных проверок;
6) обеспечиватьсохранность документов, полученных и составленных при проведении таможенныхпроверок, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица, заисключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членовтаможенного союза;
7) информироватьпроверяемое лицо о его правах и обязанностях при проведении таможенногоконтроля после выпуска товаров, в том числе при назначении и проведенииэкспертизы, при взятии проб и образцов товаров;
8) исполнять иныеобязанности, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза изаконодательством государств-членов таможенного союза.
Дополнительно к правам,предусмотренным таможенным законодательством таможенного союза, при проведениитаможенной проверки должностные лица таможенных органов имеют право:
1) требовать упроверяемого лица, претендующего на получение статуса уполномоченногоэкономического оператора, и получать от него сведения из системы учета товаровв электронном виде, а также выписки из нее на бумажном носителе, подписанныеруководителем проверяемого лица, главным бухгалтером и заверенные печатьюпроверяемого лица;
2) получать иосуществлять при проведении выездной таможенной проверки доступ в пределахсвоей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационныхсистем проверяемого лица с учетом требований законодательства РоссийскойФедерации о защите информации;
3) осуществлять иныеправомочия, предусмотренные федеральными законами.
2.2 Права и обязанностипроверяемого лица при проведении таможенной проверки
Проверяемое лицо припроведении таможенной проверки вправе:
1) запрашивать утаможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательствагосударств-членов таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенныхпроверок;
2) представлять всеимеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпускатоваров, а также соблюдение таможенного законодательства таможенного союза изаконодательства государств-членов таможенного союза;
3) обжаловать решения идействия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленномзаконодательством государств-членов таможенного союза;
4) пользоваться инымиправами, предусмотренными законодательством таможенного союза изаконодательством государства-члена таможенного союза.
Проверяемое лицо припроведении таможенной проверки обязано:
1) предъявлять товары,в отношении которых проводится таможенная проверка;
2) представлять потребованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документынезависимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложениемна бумажном носителе;
3) обеспечитьбеспрепятственный доступ должностных лиц, проводящих выездную таможеннуюпроверку, на объекты проверяемого лица и предоставить им рабочее место;
4) сделать отметку ополучении на оригинале решения о проведении таможенной проверки;
5) в случае, еслинеобходимая для целей таможенной проверки документация составлена на иномязыке, чем государственный язык государства-члена таможенного союза,представить проверяющим должностным лицам таможенного органа перевод указаннойдокументации;
6) определить круг лиц,ответственных за предоставление информации проверяющим должностным лицамтаможенного органа, не позднее 2 календарных дней со дня предъявления решения опроведении таможенной проверки;
7) исполнять иныеобязанности, предусмотренные законодательством таможенного союза изаконодательством государств-членов таможенного союза.
Дополнительно кобязанностям, предусмотренным таможенным законодательством таможенного союза,при проведении таможенной проверки проверяемое лицо обязано:
1) в случае отсутствиядокументов или возникновения иных обстоятельств, препятствующих ихпредоставлению в установленные сроки, – представить до истечения установленногосрока предоставления документов письменное объяснение причин неисполнениязапроса;
2) обеспечиватьдолжностным лицам таможенных органов, проводящим выездную таможенную проверку,доступ к документам, необходимым для проведения выездной таможенной проверки, атакже доступ к базам и банкам данных автоматизированных информационных системпроверяемого лица с возможностью просмотра и выборки необходимой информации, атакже получение на бумажном и электронном носителях копий необходимыхдокументов;
3) предоставлять пробыи образцы товаров в количестве, необходимом для их исследования, в случаепринятия должностными лицами таможенных органов при проведении выезднойтаможенной проверки решения о назначении таможенной экспертизы;
4) давать должностнымлицам таможенных органов, проводящим таможенную проверку, пояснения повопросам, возникающим при проведении таможенной проверки, имеющим отношение кнаправлениям проверки;
5) исполнять законныетребования должностных лиц таможенных органов, проводящих таможенную проверку;
6) исполнять иныеобязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральнымизаконами.
2.3 Представлениедокументов и сведений для целей проведения таможенной проверки
Налоговые и иныегосударственные органы государств-членов таможенного союза представляют позапросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиесярегистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскуюотчётность, а также документы и сведения, в том числе составляющиекоммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требованийзаконодательства государств-членов таможенного союза о защите государственной,коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.
Банки и иные кредитныеорганизации государств-членов таможенного союза представляют по запросутаможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средствпо счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в томчисле содержащие банковскую тайну.
Глава 3. СРАВНЕНИЕ ТКТС И ТК РФ
Таможенный кодекстаможенного союза содержит значительное количество изменений и нововведений.Помимо изменений в понятийном аппарате данный Кодекс предусматриваетпринципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела.Для привычных таможенных процессов изменяются их правовая природа и смысловоенаполнение, что потребует перестройки организации деятельности таможенныхорганов РФ.
По своей правовойсущности таможенная проверка является определенным аналогом предусмотреннойранее в Таможенном кодексе РФ таможенной ревизии, только значительновидоизмененной.
ТК ТС расширяет круглиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка. Так, ТК РФпозволял осуществлять таможенные ревизии у следующих категорий лиц:
1) декларантов;
2) лиц, осуществляющихдеятельность в области таможенного дела: таможенных брокеров, владельцевскладов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенныхперевозчиков;
3) лиц, осуществляющихоптовую и розничную торговлю ввезенными товарами;
4) участниковвнешнеэкономической деятельности.
Так, по ТК ТС втораякатегория проверяемых лиц дополняется владельцами магазинов беспошлиннойторговли, а также уполномоченным экономическим оператором. Уполномоченныйэкономический оператор является новым субъектом таможенных правоотношений, подкоторым понимается юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальнымиупрощениями. Третья категория проверяемых лиц вообще не выделена в качествесамостоятельной.
Наибольшие изменениязатронули четвертую категорию проверяемых лиц. В соответствии с ТК РФтаможенным контролем охватились практически только непосредственные участникивнешнеэкономической деятельности. Так, в соответствии со ст. ст. 16, 376 ТК РФесли перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось в соответствиис внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, то таможеннаяревизия могла быть проведена только у российского лица, которое заключилоданную сделку или от имени, либо по поручению которого сделка была заключена. Итолько если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось без заключениясделки — у лица, имеющего право владения или пользования товарами на таможеннойтерритории или у иных лиц, выступающих в качестве, достаточном для совершенияюридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися подтаможенным контролем. Так как основная доля перемещений товаров черезтаможенную границу РФ осуществлялась на основании внешнеэкономической сделки,то таможенные органы были лишены права выйти на ревизию к получателям(владельцам) товаров, которые не являлись сторонами данной сделки.
Данные ограничения ТКТС снимает. Согласно п. 2 ст. 122 ТК ТС в число проверяемых лиц также входят:
1) лицо, обладающееполномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
2) лицо, осуществляющеевременное хранение товаров;
3) перевозчик;
4) иные лица, напрямуюили косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными подсоответствующую таможенную процедуру;
5) лицо, в отношениикоторого имеется информация, что в его владении или пользовании находятся(находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том численезаконно перемещенные через таможенную границу.
Более широко посравнению с ТК РФ определяется в ТК ТС предмет таможенной проверки. Так, ст.376 ТК РФ закрепляла только два предмета проверки: факт выпуска товаров идостоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах,представленных при таможенном оформлении. Статья 122 ТК ТС не только дополняетперечень направлений проверки тремя новыми, но оставляет данный перечень открытым,что вполне согласуется с сущностью и предназначением данной формы контроля.Так, п. 3 ст. 122 ТК ТС устанавливает, что при таможенной проверке таможеннымиорганами проверяются:
1) факт помещениятоваров под таможенную процедуру;
2) достоверность сведений,заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных притаможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпускетоваров;
3) соблюдениеограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
4) соблюдениетребований, установленных таможенным законодательством таможенного союза изаконодательством государств — членов таможенного союза, к лицам,осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
5) соответствие лиц, втом числе осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, установленнымкритериям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономическогооператора;
6) иные направления,определенные таможенным законодательством таможенного союза и законодательствомгосударств — членов таможенного союза.
Существенным изменениемв порядке осуществления таможенного контроля по ТК ТС является увеличениепроверяемого периода, что связано с увеличением срока таможенного контроляпосле выпуска товара. В отличие от годичного срока по ТК РФ ст. 99 ТК ТСустанавливает, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпускатоваров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможеннымконтролем. При этом статья предусматривает возможность увеличениязаконодательством государств — членов таможенного союза продолжительностиданного срока, но не более 5 лет. Следует отметить, что проект федеральногозакона о таможенном регулировании в Российской Федерации не увеличиваеттрехлетний срок таможенного контроля после выпуска товаров. Таким образом,проверяемый период, который может быть проверен в рамках таможенной проверки,составляет минимум три года.
Следует отметить, чтоТК РФ содержит только две статьи, регулирующие таможенную ревизию, — ст. 376«Таможенная ревизия», ст. 377 «Наложение ареста на товары илиизъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии».Непосредственно сам порядок проведения таможенной ревизии регулировалсяПриказом ФТС России «Об утверждении Порядка организации и проведениятаможенной ревизии» от 6 ноября 2008 г. N 1378. ТК ТС, напротив, полностьюунифицирует порядок ее проведения. Только отдельные вопросы, связанные спроведением таможенной проверки, должны быть урегулированы законодательствамгосударства — члена таможенного союза. В частности, это порядок оформлениярезультатов таможенной проверки (п. 11 ст. 122 ТК ТС), порядок принятия решенийпо результатам таможенной проверки (п. 12 ст. 122 ТК ТС), порядок продлениясрока проведения выездной таможенной проверки, срок и порядок приостановлениявыездной таможенной проверки (п. 12 ст. 132 ТК ТС) и др.
ТК ТС предусматриваетдве формы таможенной проверки: камеральную и выездную. Следует отметить, что ТКРФ также предусматривал две формы таможенной ревизии: общую и специальную,однако они не отличались по предмету и порядку их проведения. ТК ТС, напротив,разделяет таможенные проверки по способу и характеру проведения.
Наибольшейрегламентацией отличается проведение выездной таможенной проверки, которая какраз является прототипом предусмотренной ТК РФ таможенной ревизии.
ТК ТС устанавливаетограничения периодичности проведения выездных таможенных проверок, которыеотсутствовали в ТК РФ. Так, ТК РФ устанавливал ограничения по объектам исубъектам проверки. Статья 376 ТК РФ запрещала проводить повторные проверки вотношении одних и тех же товаров (по общей ревизии), у одного и того же лица ив отношении одних и тех же товаров (по специальной таможенной ревизии). Такимобразом, ограничения были не временные, а по объектам контроля. Согласно п. 7 ст.132 плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще одного раза в годв отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенныепроверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятсятаможенными органами один раз в три года. Внеплановые выездные таможенныепроверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.
Принципиальныминовшествами, неизвестными прежнему порядку проведения таможенной ревизии,являются возможность проведения встречной выездной таможенной проверки иприостановления ее проведения.
Статья 134 ТК ТСустанавливает не исчерпывающий перечень прав должностных лиц таможенного органапри проведении таможенной проверки. К числу новых прав, предоставленныхтаможенным органам, следует отнести следующие права:
— требовать упроверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выезднаятаможенная проверка;
— требовать у банков ииных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиесядвижения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведениятаможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну;
— направлятьмеждународные запросы в связи с проведением таможенной проверки;
— изымать упроверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия припроведении выездных таможенных проверок; опечатывать помещения, в которыхнаходятся товары.
Впервые предусмотреныобязанности должностных лиц таможенных органов при проведении таможенныхпроверок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все задачи которые яставила при написании данной работы были выполнены мной.
Итак, подводя итограссмотрения правового регулирования таможенной проверки по ТК ТС, можносделать вывод, что оно является неким симбиозом налоговых проверок и проверокгосударственного контроля, осуществляемых в соответствии с Федеральным закономот 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 27.12.2009).
В целом анализправового регулирования таможенной проверки по ТК ТС показывает, что посравнению с таможенной ревизией таможенная проверка является более совершеннымвариантом, в связи с чем имеются все предпосылки, чтобы стать эффективной идейственной формой таможенного контроля в рамках действия таможенного союза.