Реферат по предмету "Государство и право"


Проектирование и прогнозирование в сфере преступности

УЧРЕЖДЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ
«Могилевский колледжМинистерства внутренних дел
Республики Беларусь»
Циклсоциально-экономических дисциплин
Зачетнаякнижка № 547
Вариант №10
Контрольнаяработа
подисциплине
«Уголовноеправо»
ТЕМА: Проектирование
ипрогнозирование в сфере преступности

слушателя 3 курса
Могилевского колледжаМВД Республики Беларусь
Лисицкого Г.П.Могилев, 2008
ПЛАН
 
Введение
1. Прогнозирование всфере преступности: значение, история
вопроса и реализация напрактике
2. Понятие, сущность икритерии эффективности проектирования
и прогнозирования в сферепреступности. Особенности
прогнозирования преступностинесовершеннолетних в Респуб-
лике Беларусь
2.1. Понятие, сущность,задачи и критерии эффективности
проектирования ипрогнозирования в сфере преступности
2.2 Особенностипрогнозирования преступности несовершеннолетних
в Республике Беларусь
Заключение
Список использованнойлитературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Масштабность проблемборьбы с преступностью, динамизм обстановки, многообразие процессов и явлений,связанных с воспроизводством преступности и ее проявлениями в социальной жизни,предопределяют актуальность комплексного прогнозирования развития ситуации. Безэтого нельзя достичь точности и своевременности в определении целей и задач всфере борьбы с преступностью, их соотношений и приоритетов; нельзя установитьнеобходимые объемы и интенсивность мер предупреждения, уголовно-правового,пенитенциарного, а также уголовно-политического воздействия на преступность.
Цель данной работы –исследовать прогнозирование и проектирование в сфере преступности.
Сформулированнаяцель реализуются в достижении следующих задач:
— показатьзначение прогнозирования в сфере преступности;
— исследоватьисторию вопроса;
— показать,как обстоит дело с прогнозированием в исследуемой сфере в Республике Беларусь;
— раскрытьпонятие и сущность прогнозирования в сфере преступности;
— выделитькритерии эффективности указанной работы;
— показатьособенности прогнозирования преступности несовершеннолетних в РеспубликеБеларусь.
В заключениебудут сделаны важнейшие выводы по теме.

1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВСФЕРЕ ПРЕСТУПНОСТИ: ЗНАЧЕНИЕ, ИСТОРИЯ ВОПРОСА И РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ.
Актуальность комплексногоподхода к прогнозированию в сфере преступности определяется концептуальнымзначением прогнозного мышления, повышением требований к принятию управленческихрешений, таких как компетентность, научность, своевременность, т.е. всего того,что является императивом настоящего времени.
Крайне важно обеспечитьвытеснение из социальной и юридической практики «воинствующего»,аналитически необоснованного эмпиризма, заменив его целевым комплекснымподходом, основанным на таком же комплексном предвидении, адекватном познаниипроисходящих изменений в социально-правовой и уголовно-политической сферах, ввыявлении в них закономерностей, в прогнозировании возможных последствий.
Это особенно необходимопо отношению к решениям уголовно-политического характера, цена которыхопределяется воздействием на судьбы всех без исключения граждан. Поэтому такиерешения должны быть прогностически обоснованными, взвешенными, продуманными,социально-политически нужными, юридически грамотными и учитывающими такиемодели в области «отношения общества и государства к преступности»,которые полезны для перспективного анализа «поведения» государствапереходного периода [2].
Именно этого требует Президент Республики Беларусь и Правительство страны от правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел. Так, Президент Республики Беларусь в целях усиления борьбы с преступностью, укрепления законности и правопорядка, создания эффективной системы комплексного изучения криминогенных факторов, прогнозирования основных тенденций, динамики и структуры преступности 3 августа 2006 г. подписал Указ № 482 о создании Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры Республики Беларусь.
Новоеучреждение создано на базе Республиканского центра анализа и прогнозированияпреступности реорганизуемого НИИ проблем криминологии, криминалистики исудебной экспертизы Министерства юстиции [3].
Научно-практическийцентр будет разрабатывать научно обоснованные предложения об усилении борьбы спреступностью, мерах по ее предупреждению, укреплению законности иправопорядка, повышению эффективности прокурорского надзора, совершенствованиюправоприменительной практики и законодательства.
Наличие в республикеспециализированного учреждения, изучающего основные тенденции, динамику иструктуру преступности, будет способствовать укреплению законности иправопорядка.
В областикриминологии и криминалистики тематика научных исследований Институтаопределяется в соответствии с мероприятиями государственных программ в областиборьбы с преступностью в целом и ее отдельными видами, утвержденнымиПрезидентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь. Тольков последние годы Институт был призван обеспечивать научное сопровождениеследующих государственных программ в области борьбы с преступностью:
·          Государственнойпрограммы по борьбе с преступностью на 2006–2010 годы;
·          Государственнойпрограммы по усилению борьбы с преступностью на 2004-2005 годы;
·          Государственнойпрограммы по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 годы;
·          Государственнойпрограммы комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространениюпроституции на 2002-2007 годы;
·          Программысоздания системы учета лиц по фонограммам их речи;
·          Программысоздания автоматизированной идентификационной системы геннодактилоскопическихучетов.
Институтявлялся головной организацией-исполнителем по Государственной программеприкладных научных исследований «Разработка научно-практических основ предупрежденияи борьбы с наиболее опасными видами преступности (Предупреждение преступности)».
В результатенаучно-исследовательских работ, выполненных силами Республиканского центраанализа и прогнозирования преступности по 7 заданиям программы, были собраны ипроанализированы сведения о состоянии отдельных наиболее общественно опасныхвидов преступности: коррупционной преступности, преступностинесовершеннолетних, преступности, связанной с незаконным оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ, а также сопутствующих им негативных социальныхявлениях.
Таким образом, постоянноведётся поиск путей эффективного функционирования единой системыгосударственного прогнозирования в сфере борьбы с преступностью и разработкойих теоретических основ.
Для этих целей отдельныевиды прогнозирования (криминологическое, уголовно-правовое,уголовно-процессуальное, пенитенциарное и др.) и рассматриваемые в них проблемынеобходимо изучать не отдельно, а в единой системе и комплексно, что позволяетвключать в предмет такого исследования многие вопросы теории и практикипрогнозирования в сфере борьбы с преступностью. Кроме того, разработкакакой-либо отдельной юридической наукой проблем прогнозирования в сфере борьбыс преступностью, прямо не относящихся к ее предмету, будет осуществляться вущерб ее локальным проблемам, а, значит, в ущерб развитию специальной теории инауки в целом.
Для того чтобы эффективнопротивостоять и бороться с преступностью, для того чтобы юридическая наукауспешно способствовала решению задач, стоящих перед государством и егоправоохранительными органами, оказывала реальную помощь в борьбе спреступностью, необходимо не только исследовать отдельные вопросы, относящиесяк рассматриваемой сфере, имеющие частный характер, но и разрешать общие проблемыборьбы с преступностью. К числу таких общих проблем относится и прогнозированиев сфере борьбы с преступностью.
До революции 1917 годаосновоположниками российской теории перспектив организации борьбы спреступностью, исследователями приоритетных и концептуальных направленийуголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, ихсоциологии и уголовной политики являлись такие видные ученые как С.К. Гогель,М.П. Чубинский, К.План и другие. В первые послереволюционные 20-30-е годы XX векабудущую уголовную политику Советского государства обосновывали A.A.Пионтковский, СВ. Познышев, A.A. Эстрин. В противоречивые и вместе с темнаиболее политизированные 60 — 90-е годы прогнозные концепции воздействия напреступность разрабатывали С. В. Бородин, Л.Д. Гаухман, A.A. Герцензон, П.СДагель, Н.И. Загородников, Н.Ф. Кузнецова, В.Н. Курляндский, Г.М. Миньковский,П.Г. Понамарев и другие ученые.
Однако необходимоотметить, что вопросы прогнозирования в сфере борьбы с преступностьюразрабатывались и разрабатываются исключительно по отношению к отдельнымотраслевым видам прогнозирования и отдельным видам преступлений. Так, проблемыпрогнозирования преступности и ее предупреждения с большой полнотойрассматриваются в курсах криминологии и криминологическом прогнозировании(Аванесов Г.А., Алексеев А.И., Вицин С.Е., Гилинский Я.И., Раутгайзер В.М.,Брушлинский H.H. и др.). Общие проблемы прогнозирования уголовного права и егоинститутов исследуются в рамках уголовно-правового прогнозирования (Васин Ю.Г.,Клейменов М.П., Миньковский Г.М., Ревин В.П. и др.).
Вопросы прогнозированияинститутов Особенной части уголовного права — преступлений против личности,суицидов (Бородин СВ.), организованной преступности (Гаухман Л.Д., МаксимовСВ., Эминов В.Е.и др.), рецидива преступлений (Гришанин П.Ф., Иващенко А.П.,Панько К.А., Солопанов Ю.В.) разрабатывались при исследовании проблем Особеннойчасти уголовного права в монографиях и научных статьях. Несколько научныхисследований было посвящено организации и деятельности следственныхподразделений (Кулагин Н.И., Миронов Ю.И., Сотников К.И.) и т.д. [2]
Вместе с тем досегодняшнего дня не разработаны теоретические основы пенитенциарного,уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, уголовно-политического и иноговида прогнозирования необходимых для использования в борьбе с современнойпреступностью.
Однако проблемапрогнозирования в сфере борьбы с преступностью в целом выходит за рамки этихисследований. Существуют общие положения и принципы прогнозирования, имеющиезначение применительно к любому виду отраслевого прогнозирования, определяющиекомплекс принципов, задач, методов, концепций и стратегий, в целом информациидля прогнозирования в сфере борьбы с преступностью, независимо от вида илиотрасли прогнозирования.

2.Понятие, сущность и критерии эффективности проектирования и прогнозирования всфере преступности. Особенности прогнозирования преступности несовершеннолетнихв Республике Беларусь.
 
2.1. Понятие, сущность,задачи и критерии эффективности проектирования и прогнозирования в сферепреступности.
 
Прогнозирование в сфереборьбы с преступностью — закономерное явление современного общества,возникновение которого обусловлено изменениями в уголовной политике и в системеуправления под воздействием преобразований в общественном производстве,общественных отношениях, в т.ч. в связи с изменениями тенденций современнойпреступности, ее структуры и динамики.
Прогнозирование в сфереборьбы с преступностью как важное направление и средство обеспечения разработкиуголовной политики и вид управленческой деятельности требует научногообоснования. Его методологическая база, основанная надиалектико-материалистическом подходе, системности и историзме, отражаетсовременную концепцию миропонимания — объектоцентристскую и субъектоцентристскую,позволяющую применять в системе прогнозов традиционные и нетрадиционные методы:синергетику, социогенетику, пассионарность, гелиобиологию и др. [2]
Термин «прогнозированиев сфере борьбы с преступностью» предполагает понимание его в трехзначениях:
1) как принципа,относящегося к любому виду прогнозирования в сфере воздействия на преступность;
2) как важной функциинаук уголовно-правового цикла и практики правоприменения;
3) как определеннойдеятельности.
Обязательными элементами структурыпрогнозирования в сфере борьбы с преступностью являются четыре вида отраслевогопрогнозирования — криминологическое, уголовно-правовое, уголовно-процессуальноеи пенитенциарное. Названные виды прогнозирования образуют систему и носятстратегический характер, выполняя ведущую роль в прогнозировании в сфере борьбыс преступностью.
Концептуальной основойпрогнозирования в сфере борьбы с преступностью является:
— усвоение общейполитической (экономической, социальной, уголовной и т.п.) доктрины страны;
— тщательный анализ ивыявление закономерностей, а так же состояния преступности, уголовного исмежного с ним законодательства и правоприменительной деятельности;
— выбор стратегий иприоритетов, принципов и моделей борьбы с преступностью; определение необходимогои достаточного прогностического информационного пространства; разработкакомплексного, многовариантного прогноза воздействия на преступность.
Исходным пунктомразработки прогнозов в сфере борьбы с преступностью является обоснованиеконцепций социально-правовых проблем воздействия на преступность, то есть выборстратегии исследования проблемной ситуации в сфере борьбы с преступностью иопределение комплекса мер управленческого воздействия на неё.
Основными задачами вобласти прогнозирования и проектирования в сфере преступности являются:
1) своевременноепрогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальнойбезопасности Республики Беларусь;
2) реализация оперативныхи долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешнихугроз;
3) комплексный подход крешению правовых и иных проблем борьбы с преступностью;
4) консолидация усилий,направленных на борьбу с преступностью;
5) выработка комплекснойсистемы мер для эффективной защиты личности, общества и государства отпреступных посягательств;
6) создание всехнеобходимых условий для организации приоритетных фундаментальных, прогнозных ипоисковых научных исследований, обеспечивающих создание в интересахбезопасности государства перспективного и опережающего научно-техническогозадела.
Решение этих и другихзадач в сфере борьбы с преступностью правоохранительные органы страныосуществляют в пределах своих компетенций, полномочий и функциональныхобязанностей.
В зависимости отконкретных прогностических выводов и предложенных концепций в содержаниеуголовной политики современной Беларуси могут быть включены, в том или иномобъеме, принципиальные модели комплексного воздействия на преступность: «борьбас преступностью», «война с преступностью», «компромисс вборьбе с преступностью», «примирительно-компенсационная модельвоздействия на преступность», «контроль над преступностью» [2].
Существует взаимосвязь изакономерности прогнозирования с:
— правотворчеством, гдепрогнозирование в сфере борьбы с преступностью выступает одним из важнейших,эффективнейших его источников, воздействуя на его процесс и содержание;
— правоприменением, гдепрогнозирование является основой для него и, в ходе которого разрабатываютсясистемы обоснованных и увязанных между собой планов борьбы с преступностью,целевых и комплексных программ;
— управлением, в структурекоторого прогнозирование является предпосылкой для принятия оптимальных решенийв сфере борьбы с преступностью;
— уголовной политикой,где прогнозирование обеспечивает разработку концепции борьбы с преступностью,то есть является средством научного обеспечения разработки уголовной политики.
К основным критериямэффективности прогнозирования относятся организационно-экономический,материально-технический и финансовый механизмы обеспечения прогнознойдеятельности в сфере борьбы с преступностью.
2.2. Особенностипрогнозирования преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь.
Противодействиепреступности несовершеннолетних в современных условиях немыслимо без еёпрогнозирования. Прогноз преступных действий и процессов позволяет если неустановить все неясности и случайности, то частично избежать их.
Состояние преступностипостоянно изменяется в соответствии с развитием общества. На развитиепреступности оказывают влияние многочисленные факторы, которые необходимоизучить для составления прогноза размеров, структуры и распределенияпреступности. Широкий системный метод предполагает сбор, отбор и анализ всехдемографических, социоэкономических и прочих факторов, имеющих значение дляразвития преступности в определённый период для определённой социальнойсистемы. Обратимся лишь к некоторым, заслуживающим более глубокого изучения всовременных условиях.
В научной литературеутверждается, что преступность взрослых в немалой степени детерминирует уровеньпреступности несовершеннолетних и входит в причинный комплекс последней. Междутем, В.И. Корбут в своей статье «Прогнозирование преступностинесовершеннолетних в Республике Беларусь» отмечает, что анализ состоянияпреступности несовершеннолетних за последние 10 лет свидетельствует оботносительном, а не определяющем влиянии на неё взрослой преступности. Так в1994 г. на территории Республики Беларусь было зарегистрировано 120 254преступления, из которых 10 036 совершено несовершеннолетними или с ихучастием, в 1995 г. — соответственно 131 761 и 10 706, 1996 г. — 127 232 и9892, 1997 г. — 128 420 и 9990, 1998 г. — 122 858 и 9930, 1999 г. — 130 537 и9344, 2000 г. — 135 540 и 9028, 2001 г. — 112 189 и 7349, 2002 г. — 132 867 и7516, 2003 г. — 151 172 и 8635. Отсутствие зависимости роста преступностинесовершеннолетних от взрослой преступности наблюдалось в 1999-2000 гг. [1]
Особое значение для прогнозированияпреступности имеет анализ демографических данных, в частности динамики рождаемостии возрастного состава населения.
Проведенными исследованиями былозамечено, что на уровень преступности несовершеннолетних влияют количественныепоказатели населения республики, в частности количество лиц в возрасте с 14 до18 лет. Так, согласно официальным данным в 1997 г. на территории РеспубликиБеларусь проживало приблизительно 618 340 несовершеннолетних, из которых 7592было привлечено к уголовной ответственности, соответственно в 1998 г. — 626 400и 7941, 1999 г. — 642 000 и 8129, 2000 г. — 648 000 и 7769, 2001 г. — 645 000 и6115, 2002 г. — 652 000 и 6314, в 2003 г. — 647 000 и 7411.
Учитывая тенденцию уменьшениячисленности населения Республики Беларусь и используя метод экстраполяции,можно предположить, что количество несовершеннолетних в 2004 г. составит 630000, 2005 г. — 613 000, 2006 г. — 611 000, 2007 г. — 560 000, 2008 г. — 533000, 2009 г. — 489 000, 2010 г. — 464 000. [1]
Таким образом, при сохранениисоциальной стабильности общества и прежней эффективности деятельностиправоохранительных органов в ближайшем будущем может наметиться спадпреступности несовершеннолетних.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Прогнозирование в сфереборьбы с преступностью — закономерное явление современного общества,возникновение которого обусловлено изменениями в уголовной политике и в системеуправления под воздействием преобразований в общественном производстве,общественных отношениях, в т.ч. в связи с изменениями тенденций современнойпреступности, ее структуры и динамики.
Актуальностьпрогнозирования в сфере борьбы с преступностью обусловлена тем, что:
— во-первых, появиласьярко выраженная социальная потребность совершенствования уголовно-правовых,пенитенциарных и уголовно-процессуальных основ борьбы с преступностью;
— во-вторых, сталоочевидным, что современные масштабы преступности детерминируют созданиегосударственной системы комплексного наблюдения, анализа и прогноза в делеборьбы с преступностью.
В Республике Беларусь подконтролем Президента страны и Правительства постоянно ведётся поиск путейэффективного функционирования единой системы государственного прогнозирования всфере борьбы с преступностью и разработкой их теоретических основ.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.        Корбут В.И.Прогнозирование преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь / Юрист-онлайнЭлектронный юридический журнал. — www.shkolny.com/prognozirovanie-prestupnosti-nesovershennoletnih-v-respublike-belarus/
2.        Методология и методикапрогнозирования в сфере борьбы с преступностью. Труды Академии / Редкол.:Бабаев М.М., Гришанин П.Ф., Игошев К.Е. (Отв. ред.), Кондратов П.Е.,Миньковский Г.М., Ревин В.П. — М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1989. — 169 c.
3.        Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 3 августа 2006 г. № 482 «О созданиигосударственного учреждения».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роман о человеческой душе Обломов ИА Гончарова
Реферат Контрольная работа по Региональной экономике
Реферат Amistad Review Essay Research Paper Steven Spielberg
Реферат Антология философской мысли
Реферат Роман ФМ Достоевского Бесы
Реферат Оптимізація лікувально профілактичної допомоги новонародженим з дуже малою масою тіла
Реферат Методы оценки рыночной стоимости миноритарных пакетов акций российских предприятий (на примере оценки 15% пакета акций ОАО "Гостиница "Третий Рим")
Реферат Борьба за освобождение Луганщины в годы Великой Отечественной войны
Реферат Миртовый лесной певун
Реферат Галактики 2
Реферат American Legion Essay Research Paper College Writing16
Реферат Проектирование локальной вычислительной сети Компьютерная локальная
Реферат Воздействие алкоголя на организм
Реферат Загальні та сумарні показники вмісту природних та антропогенних компонентів що застосовуються в
Реферат Causes Of The Cold War Essay Research