Реферат по предмету "Государство и право"


Проектирование и прогнозирование в сфере преступности

УЧРЕЖДЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ
«Могилевский колледжМинистерства внутренних дел
Республики Беларусь»
Циклсоциально-экономических дисциплин
Зачетнаякнижка № 547
Вариант №10
Контрольнаяработа
подисциплине
«Уголовноеправо»
ТЕМА: Проектирование
ипрогнозирование в сфере преступности

слушателя 3 курса
Могилевского колледжаМВД Республики Беларусь
Лисицкого Г.П.Могилев, 2008
ПЛАН
 
Введение
1. Прогнозирование всфере преступности: значение, история
вопроса и реализация напрактике
2. Понятие, сущность икритерии эффективности проектирования
и прогнозирования в сферепреступности. Особенности
прогнозирования преступностинесовершеннолетних в Респуб-
лике Беларусь
2.1. Понятие, сущность,задачи и критерии эффективности
проектирования ипрогнозирования в сфере преступности
2.2 Особенностипрогнозирования преступности несовершеннолетних
в Республике Беларусь
Заключение
Список использованнойлитературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Масштабность проблемборьбы с преступностью, динамизм обстановки, многообразие процессов и явлений,связанных с воспроизводством преступности и ее проявлениями в социальной жизни,предопределяют актуальность комплексного прогнозирования развития ситуации. Безэтого нельзя достичь точности и своевременности в определении целей и задач всфере борьбы с преступностью, их соотношений и приоритетов; нельзя установитьнеобходимые объемы и интенсивность мер предупреждения, уголовно-правового,пенитенциарного, а также уголовно-политического воздействия на преступность.
Цель данной работы –исследовать прогнозирование и проектирование в сфере преступности.
Сформулированнаяцель реализуются в достижении следующих задач:
— показатьзначение прогнозирования в сфере преступности;
— исследоватьисторию вопроса;
— показать,как обстоит дело с прогнозированием в исследуемой сфере в Республике Беларусь;
— раскрытьпонятие и сущность прогнозирования в сфере преступности;
— выделитькритерии эффективности указанной работы;
— показатьособенности прогнозирования преступности несовершеннолетних в РеспубликеБеларусь.
В заключениебудут сделаны важнейшие выводы по теме.

1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВСФЕРЕ ПРЕСТУПНОСТИ: ЗНАЧЕНИЕ, ИСТОРИЯ ВОПРОСА И РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ.
Актуальность комплексногоподхода к прогнозированию в сфере преступности определяется концептуальнымзначением прогнозного мышления, повышением требований к принятию управленческихрешений, таких как компетентность, научность, своевременность, т.е. всего того,что является императивом настоящего времени.
Крайне важно обеспечитьвытеснение из социальной и юридической практики «воинствующего»,аналитически необоснованного эмпиризма, заменив его целевым комплекснымподходом, основанным на таком же комплексном предвидении, адекватном познаниипроисходящих изменений в социально-правовой и уголовно-политической сферах, ввыявлении в них закономерностей, в прогнозировании возможных последствий.
Это особенно необходимопо отношению к решениям уголовно-политического характера, цена которыхопределяется воздействием на судьбы всех без исключения граждан. Поэтому такиерешения должны быть прогностически обоснованными, взвешенными, продуманными,социально-политически нужными, юридически грамотными и учитывающими такиемодели в области «отношения общества и государства к преступности»,которые полезны для перспективного анализа «поведения» государствапереходного периода [2].
Именно этого требует Президент Республики Беларусь и Правительство страны от правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел. Так, Президент Республики Беларусь в целях усиления борьбы с преступностью, укрепления законности и правопорядка, создания эффективной системы комплексного изучения криминогенных факторов, прогнозирования основных тенденций, динамики и структуры преступности 3 августа 2006 г. подписал Указ № 482 о создании Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры Республики Беларусь.
Новоеучреждение создано на базе Республиканского центра анализа и прогнозированияпреступности реорганизуемого НИИ проблем криминологии, криминалистики исудебной экспертизы Министерства юстиции [3].
Научно-практическийцентр будет разрабатывать научно обоснованные предложения об усилении борьбы спреступностью, мерах по ее предупреждению, укреплению законности иправопорядка, повышению эффективности прокурорского надзора, совершенствованиюправоприменительной практики и законодательства.
Наличие в республикеспециализированного учреждения, изучающего основные тенденции, динамику иструктуру преступности, будет способствовать укреплению законности иправопорядка.
В областикриминологии и криминалистики тематика научных исследований Институтаопределяется в соответствии с мероприятиями государственных программ в областиборьбы с преступностью в целом и ее отдельными видами, утвержденнымиПрезидентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь. Тольков последние годы Институт был призван обеспечивать научное сопровождениеследующих государственных программ в области борьбы с преступностью:
·          Государственнойпрограммы по борьбе с преступностью на 2006–2010 годы;
·          Государственнойпрограммы по усилению борьбы с преступностью на 2004-2005 годы;
·          Государственнойпрограммы по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 годы;
·          Государственнойпрограммы комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространениюпроституции на 2002-2007 годы;
·          Программысоздания системы учета лиц по фонограммам их речи;
·          Программысоздания автоматизированной идентификационной системы геннодактилоскопическихучетов.
Институтявлялся головной организацией-исполнителем по Государственной программеприкладных научных исследований «Разработка научно-практических основ предупрежденияи борьбы с наиболее опасными видами преступности (Предупреждение преступности)».
В результатенаучно-исследовательских работ, выполненных силами Республиканского центраанализа и прогнозирования преступности по 7 заданиям программы, были собраны ипроанализированы сведения о состоянии отдельных наиболее общественно опасныхвидов преступности: коррупционной преступности, преступностинесовершеннолетних, преступности, связанной с незаконным оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ, а также сопутствующих им негативных социальныхявлениях.
Таким образом, постоянноведётся поиск путей эффективного функционирования единой системыгосударственного прогнозирования в сфере борьбы с преступностью и разработкойих теоретических основ.
Для этих целей отдельныевиды прогнозирования (криминологическое, уголовно-правовое,уголовно-процессуальное, пенитенциарное и др.) и рассматриваемые в них проблемынеобходимо изучать не отдельно, а в единой системе и комплексно, что позволяетвключать в предмет такого исследования многие вопросы теории и практикипрогнозирования в сфере борьбы с преступностью. Кроме того, разработкакакой-либо отдельной юридической наукой проблем прогнозирования в сфере борьбыс преступностью, прямо не относящихся к ее предмету, будет осуществляться вущерб ее локальным проблемам, а, значит, в ущерб развитию специальной теории инауки в целом.
Для того чтобы эффективнопротивостоять и бороться с преступностью, для того чтобы юридическая наукауспешно способствовала решению задач, стоящих перед государством и егоправоохранительными органами, оказывала реальную помощь в борьбе спреступностью, необходимо не только исследовать отдельные вопросы, относящиесяк рассматриваемой сфере, имеющие частный характер, но и разрешать общие проблемыборьбы с преступностью. К числу таких общих проблем относится и прогнозированиев сфере борьбы с преступностью.
До революции 1917 годаосновоположниками российской теории перспектив организации борьбы спреступностью, исследователями приоритетных и концептуальных направленийуголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, ихсоциологии и уголовной политики являлись такие видные ученые как С.К. Гогель,М.П. Чубинский, К.План и другие. В первые послереволюционные 20-30-е годы XX векабудущую уголовную политику Советского государства обосновывали A.A.Пионтковский, СВ. Познышев, A.A. Эстрин. В противоречивые и вместе с темнаиболее политизированные 60 — 90-е годы прогнозные концепции воздействия напреступность разрабатывали С. В. Бородин, Л.Д. Гаухман, A.A. Герцензон, П.СДагель, Н.И. Загородников, Н.Ф. Кузнецова, В.Н. Курляндский, Г.М. Миньковский,П.Г. Понамарев и другие ученые.
Однако необходимоотметить, что вопросы прогнозирования в сфере борьбы с преступностьюразрабатывались и разрабатываются исключительно по отношению к отдельнымотраслевым видам прогнозирования и отдельным видам преступлений. Так, проблемыпрогнозирования преступности и ее предупреждения с большой полнотойрассматриваются в курсах криминологии и криминологическом прогнозировании(Аванесов Г.А., Алексеев А.И., Вицин С.Е., Гилинский Я.И., Раутгайзер В.М.,Брушлинский H.H. и др.). Общие проблемы прогнозирования уголовного права и егоинститутов исследуются в рамках уголовно-правового прогнозирования (Васин Ю.Г.,Клейменов М.П., Миньковский Г.М., Ревин В.П. и др.).
Вопросы прогнозированияинститутов Особенной части уголовного права — преступлений против личности,суицидов (Бородин СВ.), организованной преступности (Гаухман Л.Д., МаксимовСВ., Эминов В.Е.и др.), рецидива преступлений (Гришанин П.Ф., Иващенко А.П.,Панько К.А., Солопанов Ю.В.) разрабатывались при исследовании проблем Особеннойчасти уголовного права в монографиях и научных статьях. Несколько научныхисследований было посвящено организации и деятельности следственныхподразделений (Кулагин Н.И., Миронов Ю.И., Сотников К.И.) и т.д. [2]
Вместе с тем досегодняшнего дня не разработаны теоретические основы пенитенциарного,уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, уголовно-политического и иноговида прогнозирования необходимых для использования в борьбе с современнойпреступностью.
Однако проблемапрогнозирования в сфере борьбы с преступностью в целом выходит за рамки этихисследований. Существуют общие положения и принципы прогнозирования, имеющиезначение применительно к любому виду отраслевого прогнозирования, определяющиекомплекс принципов, задач, методов, концепций и стратегий, в целом информациидля прогнозирования в сфере борьбы с преступностью, независимо от вида илиотрасли прогнозирования.

2.Понятие, сущность и критерии эффективности проектирования и прогнозирования всфере преступности. Особенности прогнозирования преступности несовершеннолетнихв Республике Беларусь.
 
2.1. Понятие, сущность,задачи и критерии эффективности проектирования и прогнозирования в сферепреступности.
 
Прогнозирование в сфереборьбы с преступностью — закономерное явление современного общества,возникновение которого обусловлено изменениями в уголовной политике и в системеуправления под воздействием преобразований в общественном производстве,общественных отношениях, в т.ч. в связи с изменениями тенденций современнойпреступности, ее структуры и динамики.
Прогнозирование в сфереборьбы с преступностью как важное направление и средство обеспечения разработкиуголовной политики и вид управленческой деятельности требует научногообоснования. Его методологическая база, основанная надиалектико-материалистическом подходе, системности и историзме, отражаетсовременную концепцию миропонимания — объектоцентристскую и субъектоцентристскую,позволяющую применять в системе прогнозов традиционные и нетрадиционные методы:синергетику, социогенетику, пассионарность, гелиобиологию и др. [2]
Термин «прогнозированиев сфере борьбы с преступностью» предполагает понимание его в трехзначениях:
1) как принципа,относящегося к любому виду прогнозирования в сфере воздействия на преступность;
2) как важной функциинаук уголовно-правового цикла и практики правоприменения;
3) как определеннойдеятельности.
Обязательными элементами структурыпрогнозирования в сфере борьбы с преступностью являются четыре вида отраслевогопрогнозирования — криминологическое, уголовно-правовое, уголовно-процессуальноеи пенитенциарное. Названные виды прогнозирования образуют систему и носятстратегический характер, выполняя ведущую роль в прогнозировании в сфере борьбыс преступностью.
Концептуальной основойпрогнозирования в сфере борьбы с преступностью является:
— усвоение общейполитической (экономической, социальной, уголовной и т.п.) доктрины страны;
— тщательный анализ ивыявление закономерностей, а так же состояния преступности, уголовного исмежного с ним законодательства и правоприменительной деятельности;
— выбор стратегий иприоритетов, принципов и моделей борьбы с преступностью; определение необходимогои достаточного прогностического информационного пространства; разработкакомплексного, многовариантного прогноза воздействия на преступность.
Исходным пунктомразработки прогнозов в сфере борьбы с преступностью является обоснованиеконцепций социально-правовых проблем воздействия на преступность, то есть выборстратегии исследования проблемной ситуации в сфере борьбы с преступностью иопределение комплекса мер управленческого воздействия на неё.
Основными задачами вобласти прогнозирования и проектирования в сфере преступности являются:
1) своевременноепрогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальнойбезопасности Республики Беларусь;
2) реализация оперативныхи долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешнихугроз;
3) комплексный подход крешению правовых и иных проблем борьбы с преступностью;
4) консолидация усилий,направленных на борьбу с преступностью;
5) выработка комплекснойсистемы мер для эффективной защиты личности, общества и государства отпреступных посягательств;
6) создание всехнеобходимых условий для организации приоритетных фундаментальных, прогнозных ипоисковых научных исследований, обеспечивающих создание в интересахбезопасности государства перспективного и опережающего научно-техническогозадела.
Решение этих и другихзадач в сфере борьбы с преступностью правоохранительные органы страныосуществляют в пределах своих компетенций, полномочий и функциональныхобязанностей.
В зависимости отконкретных прогностических выводов и предложенных концепций в содержаниеуголовной политики современной Беларуси могут быть включены, в том или иномобъеме, принципиальные модели комплексного воздействия на преступность: «борьбас преступностью», «война с преступностью», «компромисс вборьбе с преступностью», «примирительно-компенсационная модельвоздействия на преступность», «контроль над преступностью» [2].
Существует взаимосвязь изакономерности прогнозирования с:
— правотворчеством, гдепрогнозирование в сфере борьбы с преступностью выступает одним из важнейших,эффективнейших его источников, воздействуя на его процесс и содержание;
— правоприменением, гдепрогнозирование является основой для него и, в ходе которого разрабатываютсясистемы обоснованных и увязанных между собой планов борьбы с преступностью,целевых и комплексных программ;
— управлением, в структурекоторого прогнозирование является предпосылкой для принятия оптимальных решенийв сфере борьбы с преступностью;
— уголовной политикой,где прогнозирование обеспечивает разработку концепции борьбы с преступностью,то есть является средством научного обеспечения разработки уголовной политики.
К основным критериямэффективности прогнозирования относятся организационно-экономический,материально-технический и финансовый механизмы обеспечения прогнознойдеятельности в сфере борьбы с преступностью.
2.2. Особенностипрогнозирования преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь.
Противодействиепреступности несовершеннолетних в современных условиях немыслимо без еёпрогнозирования. Прогноз преступных действий и процессов позволяет если неустановить все неясности и случайности, то частично избежать их.
Состояние преступностипостоянно изменяется в соответствии с развитием общества. На развитиепреступности оказывают влияние многочисленные факторы, которые необходимоизучить для составления прогноза размеров, структуры и распределенияпреступности. Широкий системный метод предполагает сбор, отбор и анализ всехдемографических, социоэкономических и прочих факторов, имеющих значение дляразвития преступности в определённый период для определённой социальнойсистемы. Обратимся лишь к некоторым, заслуживающим более глубокого изучения всовременных условиях.
В научной литературеутверждается, что преступность взрослых в немалой степени детерминирует уровеньпреступности несовершеннолетних и входит в причинный комплекс последней. Междутем, В.И. Корбут в своей статье «Прогнозирование преступностинесовершеннолетних в Республике Беларусь» отмечает, что анализ состоянияпреступности несовершеннолетних за последние 10 лет свидетельствует оботносительном, а не определяющем влиянии на неё взрослой преступности. Так в1994 г. на территории Республики Беларусь было зарегистрировано 120 254преступления, из которых 10 036 совершено несовершеннолетними или с ихучастием, в 1995 г. — соответственно 131 761 и 10 706, 1996 г. — 127 232 и9892, 1997 г. — 128 420 и 9990, 1998 г. — 122 858 и 9930, 1999 г. — 130 537 и9344, 2000 г. — 135 540 и 9028, 2001 г. — 112 189 и 7349, 2002 г. — 132 867 и7516, 2003 г. — 151 172 и 8635. Отсутствие зависимости роста преступностинесовершеннолетних от взрослой преступности наблюдалось в 1999-2000 гг. [1]
Особое значение для прогнозированияпреступности имеет анализ демографических данных, в частности динамики рождаемостии возрастного состава населения.
Проведенными исследованиями былозамечено, что на уровень преступности несовершеннолетних влияют количественныепоказатели населения республики, в частности количество лиц в возрасте с 14 до18 лет. Так, согласно официальным данным в 1997 г. на территории РеспубликиБеларусь проживало приблизительно 618 340 несовершеннолетних, из которых 7592было привлечено к уголовной ответственности, соответственно в 1998 г. — 626 400и 7941, 1999 г. — 642 000 и 8129, 2000 г. — 648 000 и 7769, 2001 г. — 645 000 и6115, 2002 г. — 652 000 и 6314, в 2003 г. — 647 000 и 7411.
Учитывая тенденцию уменьшениячисленности населения Республики Беларусь и используя метод экстраполяции,можно предположить, что количество несовершеннолетних в 2004 г. составит 630000, 2005 г. — 613 000, 2006 г. — 611 000, 2007 г. — 560 000, 2008 г. — 533000, 2009 г. — 489 000, 2010 г. — 464 000. [1]
Таким образом, при сохранениисоциальной стабильности общества и прежней эффективности деятельностиправоохранительных органов в ближайшем будущем может наметиться спадпреступности несовершеннолетних.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Прогнозирование в сфереборьбы с преступностью — закономерное явление современного общества,возникновение которого обусловлено изменениями в уголовной политике и в системеуправления под воздействием преобразований в общественном производстве,общественных отношениях, в т.ч. в связи с изменениями тенденций современнойпреступности, ее структуры и динамики.
Актуальностьпрогнозирования в сфере борьбы с преступностью обусловлена тем, что:
— во-первых, появиласьярко выраженная социальная потребность совершенствования уголовно-правовых,пенитенциарных и уголовно-процессуальных основ борьбы с преступностью;
— во-вторых, сталоочевидным, что современные масштабы преступности детерминируют созданиегосударственной системы комплексного наблюдения, анализа и прогноза в делеборьбы с преступностью.
В Республике Беларусь подконтролем Президента страны и Правительства постоянно ведётся поиск путейэффективного функционирования единой системы государственного прогнозирования всфере борьбы с преступностью и разработкой их теоретических основ.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.        Корбут В.И.Прогнозирование преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь / Юрист-онлайнЭлектронный юридический журнал. — www.shkolny.com/prognozirovanie-prestupnosti-nesovershennoletnih-v-respublike-belarus/
2.        Методология и методикапрогнозирования в сфере борьбы с преступностью. Труды Академии / Редкол.:Бабаев М.М., Гришанин П.Ф., Игошев К.Е. (Отв. ред.), Кондратов П.Е.,Миньковский Г.М., Ревин В.П. — М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1989. — 169 c.
3.        Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 3 августа 2006 г. № 482 «О созданиигосударственного учреждения».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Включение в расчет тарифов на тепловую энергию расходов по сомнительным долгам». Нормативно-правовые акты
Реферат 1 Хід проведення олімпіади
Реферат Международные стандарты финансовой отчетности в системе бухгалтерского учета. Составление отчета о прибылях и убытках
Реферат Cloning Essay Research Paper Genetic engineering altering
Реферат Статистическое изучение социально-экономических явлений и процессов 2
Реферат «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы». В течении месяца заведующая детским садом, медсестра, старший воспитатель проводили наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей в доу. Воспитатели поделились о
Реферат Основные направления совершенствования эффективности организации сбытовой деятельности на предприятии
Реферат Расчет кардиографа
Реферат Канцэпт "шчасце" у мове сучаснай беларускай паэзіі
Реферат Дослідження логічних елементів емітерно-зв’язаної логіки
Реферат 1. Сущность маркетинга и его современные концпеции
Реферат Оценка кредитоспособности потенциального заемщика коммерческого банка и эффективности медотов предоставления
Реферат Сорбционные методы экстракорпоральной интоксикации
Реферат Гражданственность и народность лирики Н. А. Некрасова
Реферат Актуализация и трансформация фразеологических единиц из страниц газеты "Третья столица"