Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Продуктивная лингвистика и продуктивно-грамматическое направление в лингвистике

Д. Р. Шарафутдинов


Под продуктивной, или активной, грамматикой принято понимать лингвистическое произведение, основное содержание которого составляет система лингвистических инструкций, обеспечивающих продуктивную (активную) речевую деятельность. Иными словами, продуктивной грамматикой называется грамматика продуктивной речевой деятельности на определенном языке.


В синхронной русистике разработка продуктивно-грамматической проблематики опирается на значительную лингвистическую традицию. Имеется немало исследований если и не нацеленных специально на решение продуктивно-грамматических задач как таковых, то по меньшей мере методологически близких, родственных данному научному направлению. Авторы этих работ рассматривают лингвистические объекты в направлении от семантики к форме (авторы модели «Смысл — Текст», представители санкт-петербургской школы функциональной грамматики, А. Мустайоки, Б. Ю. Норман и др.), от исходного к производному (А. А. Зализняк, П. А. Соболева и др.), от компонентов к целому (А. М. Кузнецов), т. е. реализуют либо прямо ориентированные на продукцию языковых единиц (например, морфологических форм слов, см. «Грамматический словарь» А. А. Зализняка) подходы, либо подходы, так или иначе способствующие решению продуктивных проблем различного характера (см., в частности, различные выпуски «Теории функциональной грамматики» под ред. А. В. Бондарко, содержащие подробнейшие парадигматические описания разноуровневых, но при этом семантически и функционально однотипных языковых средств). Результаты ряда исследований релевантны для решения задач собственно продуктивной грамматики. Таковы, например, сведения о словообразовательных потенциях тех или иных лексических единиц, «работающие» на синтез производного слова по заданному семантическому различию. Вообще говоря, существует обширное поле для системного контактирования обсуждаемых исследований с продуктивно-грамматическим направлением.


Исследования и описания лингвистических объектов, в том или ином отношении продуктивно ориентированные, формируют в целом ту область науки, которую можно назвать продуктивной лингвистикой. Иными словами, продуктивно-лингвистическая традиция складывается на основе научных произведений, как прямо нацеленных на продукцию слова, словоформы, словосочетания, предложения (простого или сложного), текста, так и содержащих продуктивно релевантные системы интерпретаций лингвистических объектов. Необходимо особо подчеркнуть, что в русле понимаемой таким образом продуктивной лингвистики развиваются также теория и практика разработки идеографических словарей (см., например, лексикографические исследования проблемной группы «Русский глагол», возглавляемой Л. Г. Бабенко). Идеографический словарь выполняет функцию лексикографического обеспечения продуктивной речевой деятельности. Идеографически организованная словарная презентация лексических единиц требуется продуценту речи (в особенности иноговорящему) для решения — в части лексического выбора — продуктивной лингвистической «сверхзадачи» перехода от существующих в его сознании идей, мыслей к их точному, адекватному выражению в словах, от общего коммуникативного замысла к его вербальному воплощению.


В основе так понимаемой продуктивной лингвистики лежит продуктивно-грамматическое направление лингвистических исследований. На фоне понятия продуктивной лингвистики понятие продуктивно-грамматического направления может быть достаточно отчетливо определено и ограничено. В содержательном отношении это направление в самом общем виде представляет собой фактически теорию и практику продуктивной грамматики. На разработку теоретических и практических аспектов продуктивной грамматики исследования данного направления ориентированы принципиально; это их основной предмет. Конечной целью направления является создание полноценной завершенной продуктивной грамматики — идеографической грамматики, которая, взаимодействуя с идеографическим словарем в рамках комплексной продуктивной модели, логично и по возможности компактно представляла бы систему лингвистического (лингвотехнологического) обеспечения продуктивной речевой деятельности.


Продуктивно-грамматическое направление в русистике представлено прежде всего исследованиями И. Г. Милославского и его учеников. Новаторские научные и учебные работы И. Г. Милославского, вышедшие в свет начиная с 1980-х гг. [см.: Милославский, 1980; 1981; 2002], стали теоретико-методологической базой для формирования научной школы. Продуктивно-грамматическая школа И. Г. Милославского разрабатывает соответствующую проблематику в науке о современном русском языке целенаправленно. Вместе с тем связанные с концепцией продуктивной грамматики идеи основоположника данной школы были приняты и осмыслены также представителями других научных школ и направлений.


Таким образом, между понятиями «продуктивная лингвистика» и «продуктивно-грамматическое направление в лингвистике» существуют отношения включения: первое понятие принципиально шире второго. Продуктивная лингвистика включает в качестве составной и при этом содержательно генеральной части собственно продуктивно-грамматическое направление, специально, целенаправленно разрабатывающее различные аспекты и компоненты продуктивной грамматики (от методологических и теоретических основ до частных моментов), а также иные направления исследований, имеющие другие основные цели, но интерпретирующие объекты с позиций продукции единиц, использующие те или иные принципы продуктивной грамматики и тем самым сближающиеся с продуктивно-грамматическим направлением как таковым.


Список литературы


Идеографические аспекты русской грамматики / под ред. В. А. Белошапковой и И. Г. Милославского. М., 1988.


Милославский И. Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М., 1980.


Милославский И. Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981.


Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. М., 2002.


Щерба Л. В. Языкова система и речевая деятельность. Л., 1974.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://proceedings.usu.ru


Дата добавления: 02.05.2012



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Су-7 (фронтовой истребитель)
Реферат East Asia Crisis Essay Research Paper A
Реферат Автоматизированная форма бухгалтерского учёта
Реферат Журналистская деятельность Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова
Реферат История возникновения квалиметрии как самостоятельной науки
Реферат Русские женщины
Реферат Судові та правоохоронні органи України, Юзікова
Реферат Значение системы World Wide Web в функционировании сети Интернет
Реферат Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях 2
Реферат Лекции по Бухгалтерскому делу
Реферат Утилизация и ликвидация промышленных отходов
Реферат Особенности документирования аудита в условиях КОД
Реферат Бухгалтерское дело 3
Реферат Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения
Реферат Галицко-Волынское княжество в последней четверти XIII в первой половине XIV столетия