Реферат по предмету "Государство и право"


Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РеспубликиБеларусь
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Общие принципы организации идеятельности прокуратуры Республики Беларусь
2 Принципы единства ицентрализации органов прокуратуры
3 Принцип законности. Осуществлениепрокурорами полномочий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь идругими законами
4 Принцип независимости в деятельностипрокуратуры
5 Принцип равенства всех граждан передзаконом
6 Принцип взаимодействияорганов прокуратуры с другими правоохранительными органами в деле укреплениязаконности и правопорядка
7 Принцип гласности в деятельности органовпрокуратуры
8 Принцип обязательности исполнениятребований прокурора
Заключение
Список использованных источников

Введение
 
Прокуратура –это система государственных органов, которые следят за соблюдением законовпрочими государственными органами, организациями, предприятиями и простымигражданами.
Прокуратураявляется одним из важнейших правоохранительных органов государства. Все органыпрокуратуры подчиняются Генеральному прокурору Республики Беларусь.
Всоответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурораРеспублики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным иединообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовыхактов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусьорганами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями,организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицамии гражданами.
Прокурорскийнадзор, вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являютсяважной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц игосударства в целом.
В своейдеятельности органы прокуратуры и должностные лица руководствуются принципамизакрепленными в Конституции Республики Беларусь и Законе «О прокуратуре».
 

1 Общие принципыорганизации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь
Важнымэлементом в деятельности органов прокуратуры являются принципы положенные воснову организации и деятельности прокуратуры. Под принципами понимаютсяосновополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорскойсистемы.
Принципыорганизации и деятельности прокуратуры могут быть классифицированы по различнымоснованиям.
В зависимостиот уровня их можно подразделить на два вида:
1)конституционные;
2)отраслевые.
По предметнойнаправленности:
1) общие(базовые);
2)индивидуальные (характерные только для прокуратуры).
Основныепринципы организации и деятельности закреплены в ст. 126 Конституции РеспубликиБеларусь и ст. 5 Закона о прокуратуре:
– принципединства прокурорской системы;
– еецентрализация и как одно из проявлений – подчиненность нижестоящих прокуророввышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Ряд принципов имеютуниверсальный характер, так как на них базируется как организация построениясистемы органов прокуратуры, так и сама их деятельность. Некоторые же принципы носятхарактер специфический, будучи основанием либо организации построения системыорганов прокуратуры, либо их деятельности.
Закрепленныев Законе о прокуратуре принципы организации и деятельности органов прокуратурыносят общеобязательный характер. Чтобы глубже понять назначение каждого изперечисленных выше принципов организации и деятельности прокуратуры, необходимоподробнее остановиться на содержании каждого из них.
2 Принципы единства ицентрализации органов прокуратуры
Принципединства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры,действующие в Республике Беларусь, составляют единую систему. Поэтому созданиеи деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единуюсистему прокуратуры Республики Беларусь, не допускаются.
Каждыйпрокурор действует на соответствующей территории или в сфере соответствующихправовых отношений от имени Республики Беларусь в целом как единая система. Впределах своей компетенции каждый прокурор наделен едиными полномочиями иправовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор, от районного доГенерального, вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовойакт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Дляустранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства:внесение протеста, представления, вынесение постановлений, направление предписаний,объявление письменного официального предупреждения. Такие акты имеют одинаковуюобязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами идолжностными лицами.
Действиепринципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор можетпоручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнениеобязанностей нижестоящего прокурора, изменить любое его решение, кроме случаев,специально предусмотренных в законе.
Централизациясистемы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокурорыподчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РеспубликиБеларусь. Прокуроры областей, города Минска и специализированных прокуратурназначаются на должность только Генеральным прокурором. Независимо от порядканазначения все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором, ониподчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностьюнижестоящих прокуроров и осуществляют контроль за ней. Приказы, указания,распоряжения, положения и инструкции, которые издает
Генеральныйпрокурор по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательныдля исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.
Единоначалиев деятельности органов прокуратуры находит сочетание с коллегиальностью припринятии решений по актуальным проблемам прокурорской и следственной работы.Коллегия Генеральной прокуратуры на своих заседаниях рассматривает состояниеработы по основным направлениям деятельности органов прокуратуры, обсуждаетвопросы проверки исполнения, подбора, расстановки и воспитания кадров, проектыважнейших приказов и инструкций, заслушивает отчеты Белорусского военного прокурора,Белорусского транспортного прокурора, прокуроров областей, начальниковуправлений и отделов Генеральной прокуратуры.
На заседаниитакже заслушиваются сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лицгосударственных органов, иных юридических лиц и граждан, в том числеиндивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения законодательства.Персональный состав коллегии
Генеральнойпрокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь попредставлению Генерального прокурора.
Положение околлегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается ПрезидентомРеспублики Беларусь.
Впрокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним специализированныхпрокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющегосоответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иныхпрокурорских работников. Персональный состав коллегии утверждается Генеральнымпрокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора.
В случаенеобходимости принятия решения по кардинальным вопросам, имеющим значение длявсех органов прокуратуры, проводятся расширенные заседания коллегий Генеральнойпрокуратуры с участием руководителей нижестоящих прокуратур.
Единство ицентрализация органов прокуратуры обеспечиваются исключительным правомГенерального прокурора Республики Беларусь в пределах выделенной ему штатнойчисленности и фонда оплаты труда устанавливать штат и структуру Генеральнойпрокуратуры Республики Беларусь, а также подчиненных ему прокуратур, определятьих права и обязанности, разграничивать компетенцию органов прокуратуры.
3 Принцип законности.Осуществление прокурорами полномочий в соответствии с Конституцией РеспубликиБеларусь и другими законами
Привыполнении своих полномочий по надзору за исполнением законов прокуратурадействует на основе законности, в соответствии с Конституцией РеспубликиБеларусь, другими законами страны.
Принципзаконности заключается в том, что вся деятельность прокуроров должнаосуществляться на основе закона и в точном соответствии с ним, при строжайшемсоблюдении всеми лицами, осуществляющими прокурорский надзор, правовых норм,регулирующих их деятельность и подлежащих применению в процессе осуществленияпрокурорского надзора.
Законностькак принцип прокурорского надзора означает, что все органы прокуратурыосуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдаяпредусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц. Осуществляянадзор за исполнением законов, прокуроры могут действовать только в пределахсвоих полномочий.
Принципзаконности имеет особое значение для прокурорского надзора. На прокурорскийнадзор возложена обязанность следить за исполнением законов всеми юридическимии физическими лицами. Поэтому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязанапредельно точно и неукоснительно соблюдать законы.
Выполняяфункцию надзора, прокуратура действует на основе законов, определяющихорганизацию и порядок ее деятельности: Конституции Республики Беларусь, Законао прокуратуре, других законодательных актов Республики Беларусь.
Всоответствии со ст. 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливаетсяверховенство права. Государство, все его органы и должностные лица действуют впределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Этоконституционное предписание для органов прокуратуры имеет особо актуальноезначение: как блюстители законности в государстве прокуроры не должны допускатьпроизвола, нарушений или отступлений от закона. Этому подчинена прежде всегодеятельность самого Генерального прокурора Республики Беларусь, который издаетприказы и указания руководящего характера на основе и во исполнение закона. Этообеспечивает законность деятельности подчиненных прокуроров, которые руководствуютсяэтими приказами и указаниями.
Принципзаконности в деятельности нижестоящих прокуроров означает также, что каждыйправовой акт, исходящий от них, каждое их процессуальное действие должны бытьоснованы на законе, исходить из его требований, выполняться в тех формах,которые предусмотрены законом.
Любой актпрокурора, противоречащий закону или приказам Генерального прокурора РеспубликиБеларусь, подлежит отмене вышестоящим прокурором или приведению его в соответствиес требованиями закона и общими принципами деятельности прокуроров.
Особо строгиетребования к законности прокурорского надзора предъявляются в сфере уголовногосудопроизводства. Любое нарушение или отступление от закона в стадии предварительногоследствия и дознания, судебного разбирательства уголовных дел влечет за собойсущественные нарушения или ограничения прав и законных интересов граждан: незаконныезадержания и аресты, необоснованное привлечение граждан к уголовнойответственности и т.д.
Прокурорамнадлежит организовать надзор таким образом, чтобы исключить случаи незаконныхзадержаний, арестов, обысков, необоснованного привлечения к уголовной ответственности.Каждый прокурор должен нести всю полноту ответственности за законностьпринимаемых решений.
4 Принцип независимости вдеятельности прокуратуры
Принцип независимостиорганов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения идействия (по осуществлению надзора, расследованию преступлений и др.) каждыйпрокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннегоубеждения и материалов проверок и расследований, проведенных в соответствии с требованиямиполноты, всесторонности и объективности. Согласно ст. 8 Закона о прокуратурепрокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательствов его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательнымиактами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основеподчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числеГенеральному прокурору Республики Беларусь. Прокурорские работники не могутбыть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующихполитические цели.
Воздействие вкакой-либо форме органов государственной власти, органов местногосамоуправлении, политических партий, общественных объединений или ихпредставителей на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые имирешения или воспрепятствовать его деятельности недопустимо и влечетустановленную законом ответственность.
Воздействиена прокуроров и следователей на практике может осуществляться в различныхформах: от завуалированных до открытых – через средства массовой информации(путем инспирированных заказных публикаций) и вплоть до угроз и реальных мерфизического воздействии (побоев, анонимных и прямых угроз и др.). Поэтому государствоосуществляет специальные меры по защите прокуроров и следователей. Порядок,основания и условия их государственной защиты определяются Законом РеспубликиБеларусь от 12 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лицправоохранительных и контролирующих органов», Законом о прокуратуре (ст. 67). Ворганах прокуратуры созданы также инспекция поличному составу, отдел,обеспечивающий средствами личной безопасности.
Каквмешательство в осуществление прокурорского надзора, расследование преступленийследует рассматривать обращения должностных лиц, депутатов, представителейсредств массовой информации к прокурору и следователю с требованием предоставитьинформацию, составляющую следственную или иную служебную тайну, выполнить илине совершать конкретные надзорные, следственные действия либо совершить их определеннымобразом вопреки интересам соблюдения законов, установления истины, привлеченияк ответственности лиц, совершивших правонарушения или преступления.
Воспрепятствованиепроявляется в недопущении прокурора или следователя на территорию или впомещения поднадзорных органов и организаций, в ограничении доступа к их документами материалам, непредоставлении документов и материалов по запросам,предоставлении фальсифицированных данных, в невыделении специалистов иэкспертов, отказе или умышленном затягивании проведения по поручению прокурорапроверок, ревизий, искусственном создании причин неявки по вызову для дачиобъяснений и показаний.
Дляпреодоления воспрепятствований в различной форме служебной деятельностипрокурорских и следственных работников следователями используется всясовокупность правовых средств и иных возможностей, определенных в законе:принудительный привод, выемка, использование помощи органов милиции, иных сил обеспеченияправопорядка, привлечение к ответственности за отказ отдачи показаний, дачузаведомо ложных показаний (ст. 401,402 Уголовного кодекса Республики Беларусь(далее — УК)), возбуждение производства об административном правонарушении, привлечениек административной ответственности за невыполнение законных требованийпрокурора, иные предусмотренные законом и вызывающиеся обстоятельствами меры.
Воспрепятствованиеслужебной деятельности прокурора или следователя прокуратуры либо требование принятияими неправомерного решения при наличии признаков преступления влечет уголовнуюответственность.
Лицам,которым стала известна информация о ходе и результатах проверки ипредварительного следствия (в том числе участники проведения проверочных(надзорных) и следственных действий), предупрежденные прокурором илиследователем о недопустимости разглашения этих данных, несут установленнуюзаконом ответственность.
Принципнезависимости организации и осуществления надзора имеет важнейшеегосударственное и политическое значение, так как только при последовательномсоблюдении этого принципа прокуратура может достичь поставленных перед нейгосударством целей и решить задачи. Принцип независимости органов прокуратурыот местных органов власти закреплен в ст. 127 Конституции Республики Беларусь ив ст. 8 Закона о прокуратуре. Независимость органов прокуратуры от местныхорганов обеспечивается прежде всего следующими условиями:
а)установлением централизации и строгой подчиненности;
б) порядкомподбора и расстановки кадров прокуроров и следователей;
в) подотчетностьюГенерального прокурора только Президенту страны.
Каждыйпрокурор при выполнении возложенных на него функций выступает как представительцентральной прокурорской власти, при принятии решения он руководствуется толькозаконом и приказами Генерального прокурора. Одним из условий, обеспечивающихнезависимость прокуроров от местных органов власти, являетсяматериально-техническое обеспечение этих органов.
Местныеорганы прокуратуры не зависят от бюджета местных органов, они обеспечиваютсяцентрализованно. Генеральный прокурор Республики Беларусь является держателемкредитов и штатной численности.
Сметарасходов на заработную плату работникам прокуратуры, техническое обеспечениепрокуратур утверждается по представлению Генерального прокурора ПравительствомРеспублики Беларусь. Фонд заработной платы выделяется Генеральным прокуроромобластным прокурорам, которые, в свою очередь, распределяют его междунижестоящими прокурорами. Финансирование органов военной прокуратуры и ихматериально-техническое обеспечение производятся отдельной строкой в бюджете черезМинистерство обороны Республики Беларусь.
Генеральныйпрокурор выделяет подчиненным прокурорам автомобильный транспорт,криминалистические и иные технические средства, утверждает штаты и сметурасходов на строительство необходимых помещений и т.д.
Одним изсоставляющих принципа независимости является политическая независимостьпрокурора — запрещение прокурорам заниматься политической деятельностью и всвоей служебной деятельности не быть связанным решениями политических партий иобщественных объединений, преследующих политические цели.
Независимостьорганов прокуратуры не означает отрыва прокуроров от местных органов власти иуправления. Организационные мероприятия по надзору и в целом по укреплениюзаконности прокуроры осуществляют в тесном контакте с центральными и местнымиорганами представительной и исполнительной власти.
Гарантиейсоблюдения этого принципа является ст. 8 Закона о прокуратуре, закрепившаянедопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора.
Прокуроры необязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производствематериалов, а также предоставлять их кому
бы то ни былодля ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренныхзаконодательством.
Осуществляянадзор за точным и единообразным исполнением законов, прокуроры принимают мерык выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы этинарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновныхк ответственности.
5 Принцип равенства всехграждан перед законом
Согласно ст.22 Конституции все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминациина равную защиту прав и законных интересов.
Прокурорпринимает предусмотренные Законом о прокуратуре меры по пресечению нарушенийзаконодательства от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению кответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законныхинтересов граждан и юридических лиц.
Прокуроросуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свободграждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах,и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь,независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства,имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям,а также от иных обстоятельств.
6 Принцип взаимодействия органовпрокуратуры с другими правоохранительными органами в деле укрепления законностии правопорядка
В условияхрасширяющихся гласности и демократии органы прокуратуры, как и другиегосударственные органы, в том числе правоохранительные, не могут работатьизолированно от общественности, ее органов, трудовых коллективов.
Практикаподтверждает, что прокурор не сможет успешно выполнить возложенные на негообязанности по укреплению законности и правопорядка, если не будеткоординировать свою деятельность с местными органами государственной власти иуправления, общественными объединениями и трудовыми коллективами, опираться наактивную помощь граждан в деле укрепления законности и правопорядка.
Принципвзаимодействия и координации закреплен в ст. 12 Закона о прокуратуре. Особенноактивным должно быть взаимодействие прокуратуры с Советами депутатов и местнымиисполнительными и распорядительными органами (исполкомами, администрациями),правоохранительными органами, трудовыми коллективами и гражданами.
Принимая мерыпо обеспечению охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями,прокурору необходимо установить тесное взаимодействие с органами власти и управления,чаще практиковать совместные проверки исполнения законов на предприятиях, ворганизациях, учреждениях, регулярно информировать местные органы о состоянии законностина их территории, вносить конкретные предложения об улучшении этой работы,всемерно использовать помощь актива общественности в предупреждении ирасследовании преступлений, выявлении лиц, извлекающих нетрудовые доходы,алкоголиков и наркоманов. Вместе с тем прокурорам надлежит при анализе состояниязаконности на соответствующей территории использовать материалы местных органоввласти и управления о результатах проверки хозяйственно-финансовой деятельностипредприятий, организаций и учреждений.
Координацияосуществляется в целях наиболее эффективного решения задач по борьбе спреступностью и укрепления законности и правопорядка путем разработки иосуществления согласованных действий, направленных на своевременное выявление,раскрытие и предупреждение преступлений, устранение причин, способствующих ихсовершению.
Основныминаправлениями координационной деятельности правоохранительных органов являются:
– совместныйвсесторонний анализ состояния преступности, ее структуры и динамики,прогнозирование тенденций, а также анализ деятельности по выявлению, расследованию,предупреждению и пресечению преступлений для определения основных направленийборьбы с преступностью;
– выполнениереспубликанских программ по борьбе с преступностью;
– разработкасовместно с другими государственными органами, а также научными учреждениямимероприятий и предложений по предупреждению преступлений;
– подготовкаи направление информации по вопросам борьбы с преступностью ПрезидентуРеспублики Беларусь, Национальному собранию и Правительству РеспубликиБеларусь, а также органам местного самоуправления;
– обобщениепо согласованной программе практики применения законов по борьбе с преступнымипроявлениями и подготовка предложений по улучшению правоохранительнойдеятельности;
– разработкапредложений по совершенствованию правового регулирования деятельности по борьбес преступностью;
– обобщениепрактики исполнения международных договоров и соглашений с зарубежными странамии международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе спреступностью и выработка соответствующих предложений;
– изучениепрактики координации действий правоохранительных органов, распространение ихположительного опыта.
В координациидеятельности по борьбе с преступностью участвуют органы прокуратуры, органывнутренних дел, органы Комитета государственной безопасности, налоговые органы,а также иные государственные органы, наделенные функциями дознания илипредварительного следствия, а также процессуального надзора (контроля) засоблюдением законов при их осуществлении.
Координацияосуществляется на основе:
– соблюдениязаконности;
– равенствавсех участников координационной деятельности в постановке вопросов, внесениипредложений, разработке рекомендаций;
–самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленныхему законодательством Республики Беларусь полномочий при выполнениисогласованных решений, рекомендаций и мероприятий;
– гласности втой мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства о защитеправ и свобод человека и гражданина, государственной и иной охраняемой закономтайны;
–ответственности руководителей каждого правоохранительного органа за выполнениесогласованных решений.
Координациядеятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основныхформах:
– проведениекоординационных совещаний руководителей правоохранительных органов;
– текущийобмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;
– совместныевыезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказанияпомощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения ираспространения положительного опыта;
– созданиеследственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;
– проведениесовместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений иусловий, способствующих их совершению;
– взаимноеиспользование возможностей правоохранительных органов в повышении квалификацииработников, проведение совместных семинаров, конференций, оказание взаимнойпомощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбес преступностью по основаниям и в порядке, предусмотренных законом;
– изданиесовместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и ориентировок,иных организационно-распорядительных документов;
– изданиесовместных бюллетеней (сборников) и других информационных документов по обменуопытом деятельности по борьбе с преступностью;
– разработкаи утверждение согласованных полугодовых, а при необходимости – перспективныхпланов координационной деятельности.
Прокуроробязан систематически информировать органы государственной власти и управленияо состоянии законности, структуре и динамике преступности. Прокурор принимаетучастие в работе комиссии по соблюдению законности, наблюдательной комиссии икомиссии по делам несовершеннолетних при местных исполнительно-распорядительныхорганах. Своим участием в их работе он предупреждает принятие незаконных инеобоснованных решений. Это не исключает права прокурора принести протест нарешение этих комиссий, если они не соответствуют или противоречат закону.
В борьбе снарушениями законности органы прокуратуры взаимодействуют с Комитетомгосударственного контроля, контрольно-ревизионными органами Министерствафинансов Республики Беларусь, учреждениями Национального банка и другихгосударственных банков, Госстандарта, департаментом государственной инспекциитруда, инспекцией по качеству товаров и другими контролирующими органами.
Такоевзаимодействие особенно эффективно в борьбе с нарушениями законов об охранегосударственной собственности, законодательства о труде и охране труда, сбесхозяйственностью.
Генеральныйпрокурор Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях коллегийминистерств, государственных комитетов. На заседаниях коллегий Генеральнойпрокуратуры Республики Беларусь, прокуратур областей, военной и транспортнойпрокуратур могут быть также заслушаны сообщения и объяснения руководителейминистерств, государственных комитетов, других органов государственногоуправления, надзора и контроля, предприятий, учреждений, организаций осостоянии законности в подконтрольных и подведомственных организациях.
Взаимодействуяс хозяйственными судами и юридическими службами субъектов хозяйствования,органы прокуратуры эффективнее вскрывают и устраняют нарушения законности.
Эффективныпроверки, проводимые прокурорами совместно со специализированными органамиконтроля и надзора за соблюдением трудового законодательства о соблюдениизаконов о труде и охране труда на промышленных предприятиях и строительныхобъектах, в учреждениях, организациях. Прокурорами и специалистами отделовобразований проводятся совместные проверки законности мер, принимаемыхкомиссиями по делам несовершеннолетних к несовершеннолетним и их родителям присовершении соответствующих нарушений.
7 Принцип гласности вдеятельности органов прокуратуры
Принципгласности в действующем Законе о прокуратуре закреплен следующим образом:прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это непротиворечит требованиям законодательства о защите прав и законных интересовграждан и организаций, а также законодательства о защите государственныхсекретов и иной охраняемой законом тайны. Не допускаются разглашениепрокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина,унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам,законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений,относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя,могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации,если иное не предусмотрено законодательными актами. Гражданин, в том числеиндивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что решением(действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправеобжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Важностьпринципа гласности определяется тем, что его реализация способствуетинформированности органов государственной власти и общества о состояниизаконности и правопорядка в стране, повышению правосознания населения и, вконечном счете, укреплению законности. Последнее имеет важное значение длясамой прокуратуры. Отчетность прокуратуры о проделанной работе по укреплениюзаконности в целом, доступность информации о работе прокуратуры по конкретнымуголовным и гражданским делам, размещение материалов о преступлениях иправонарушениях в средствах массовой информации способствуют недопущениюнарушений законности в работе самой прокуратуры.
Реализацияпринципа гласности обеспечивается созданием в Генеральной прокуратуреструктурного подразделения — управления правового обеспечения информации иобщественных связей, отвечающего за связь со средствами массовой информации,организующего эту работу на местах.
Анализдеятельности органов прокуратуры в прошлые годы показывает, какой вредприносила «засекреченность» в деятельности следователей и прокуроров во всехнаправлениях, а в особенности в раскрытии и расследовании преступлений.Отсутствие гласности вело к изоляции правоохранительных органов от органовгосударственной власти и управления, различного рода общественных формирований,населения.
Принципгласности означает открытость и доступность информации о деятельности органовпрокуратуры для граждан, средств массовой информации. Посредством егореализации общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры.В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровеньинформированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратурыпо обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и, какследствие, — позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом и граждане,и средства массовой информации сообщают органам прокуратуры об известных им фактахправонарушений. В результате этого последовательное соблюдение принципагласности активно работает на процесс укрепления законности.
Однако не всяинформация о работе прокуратуры может быть предана гласности. Нормативноеограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяетсяконституционными требованиями, а также нормами законодательства. Согласно ст.28 Конституции Республики
Беларуськаждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, втом числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иныхсообщений, на его честь и достоинство.
УказомПрезидента Республики Беларусь от 12 апреля 2004 г. № 186 утвержден Переченьсведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь в областивнешних сношений, экономики и финансов, науки и техники, в военной области, вобласти разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскнойдеятельности, в области национальной безопасности.
ПриказомГенерального прокурора Республики Беларусь от 1 июня 2006 г. № 9 (с изм. от 12февраля 2007 г.) утвержден Перечень сведений, относящихся к служебнойинформации ограниченного распространения, которым должны руководствоваться всвоей деятельности все работники органов Прокуратуры Республики Беларусь.
Этот Переченьдолжен применяться совместно с Республиканским перечнем сведений ограниченногораспространения, утвержденным постановлением Совета Министров РеспубликиБеларусь от 15 февраля 1999 г. № 237 «О служебной информации ограниченногораспространения»2. Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 30ноября 1998 г. № 61 утверждено Положение о порядке обращения с документами,содержащими служебную информацию ограниченного распространения в ПрокуратуреРеспублики Беларусь. Согласно п. 1.2 этого Положения служебная информацияограниченного распространения – сведения, распространение которых ПрокуратураРеспублики Беларусь считает нежелательным в интересах обеспечения своейдеятельности.
Не могут бытьотнесены к служебной информации ограниченного распространения:
– описаниеструктуры прокуратуры республики, ее функций, направлений и форм деятельности,а также адреса нижестоящих прокуратур;
– порядокрассмотрения и разрешения обращений граждан и юридических лиц;
– решения пообращениям граждан и юридических лиц, рассмотренные в установленном порядке;
– сведения онарушениях законности, неправомерности действий или бездействии государственныхорганов и должностных лиц, криминогенной ситуации, правонарушениях.
Практикаподтверждает, что нередко на «волне гласности» средства массовой информацииразглашают обстоятельства совершенного преступления, имеющие важноедоказательственное значение, в связи с чем этих доказательств впоследствииорганы предварительного следствия лишаются.
С принятиемЗакона от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в РеспубликеБеларусь» (с изм. и доп.) была легализирована деятельность органов внутреннихдел и общественной безопасности и снят покров таинственности с этойдеятельности органов внутренних дел. Возникает вопрос, какую информацию о ходеи результатах применения различного рода оперативно-розыскных мероприятий можнопредать гласности. В этой связи прокурорам и следователям, использующимрезультаты оперативно-розыскной деятельности, необходимо руководствоватьсяприказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 3 мая 2006 г. № 7 «Оборганизации надзора за исполнением Закона «Об оперативно- розыскнойдеятельности», согласно которому прокурор при санкционировании указанныхмероприятий принимает меры по сохранению государственной и служебной тайны инесет установленную законом ответственность за разглашение известных емусведений.
На практике вкаждой прокуратуре персонально определены должностные лица, осуществляющиенадзор за законностью производимых оперативно-розыскных мероприятий. Этимдолжностным лицам оформлен допуск к работе с секретными и совершенно секретнымидокументами.
Такоеисключение из общего правила одного из важнейших принципов преследует цельспособствовать успешному и быстрому расследованию и раскрытию преступлений,установлению истины по делу и сохранению в неизменности установленных поуголовным делам доказательств.
Следуетотметить, что в производстве органов расследования находится определеннаякатегория уголовных дел, так или иначе связанных с государственной тайной.Расследование по таким делам осуществляется в порядке секретного производства,а их рассмотрение происходит в закрытых судебных заседаниях.
Согласно ч. 2ст. 23 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК)разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишьв интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемойзаконом тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами, недостигшими шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях идругим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонахжизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и вслучае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего,свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей илиблизких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими.
Всоответствии с ч. 4 ст. 23 УПК по делам, рассмотренным в закрытом судебном заседании,публично оглашается только резолютивная часть приговора, определения,постановления суда.
Сведения,составляющие государственную тайну и государственные секреты, могут быть такжев сфере гражданского судопроизводства. Согласно ст. 17 Гражданского процессуальногокодекса Республики Беларусь (далее — ГПК) в целях охраны сведений, содержащихгосударственную тайну или тайну усыновления либо других сведений, разглашениекоторых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание. Дляпредотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизниграждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, суд можетслушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в закрытомсудебном заседании. По просьбе сторон или одной из них при отсутствиивозражений юридически заинтересованных в исходе дела лиц суд может рассмотретьв закрытом судебном заседании любое дело. При рассмотрении дела или совершенииотдельных процессуальных действий в закрытом судебном заседании присутствуюттолько юридически заинтересованные в исходе дела лица, а в необходимых случаях— свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. Закрытое судебное заседаниепроводится с соблюдением всех процессуальных правил, установленных ГПК.Резолютивная часть решения суда в любом случае оглашается публично. Орассмотрении дела в закрытом судебном заседании суд выносит определение.
Генеральныйпрокурор 2–3 раза в месяц докладывает Президенту Республики Беларусь о работеорганов прокуратуры по главным направлениям ее деятельности, о состояниизаконности, о проведенных и проводимых прокурорских проверках в различныхотраслях экономики, министерствах, на конкретных предприятиях республиканскогозначения, о ходе расследования уголовных дел особой категории, имеющих широкийрезонанс в стране и за рубежом. Доклады Генерального прокурора Президентустраны каждый раз транслируются по Первому каналу национального телевидения.
Положительныйопыт работы Генерального прокурора был распространен на нижестоящих прокуроров,что полностью отвечает требованиям Закона о прокуратуре.
В настоящеевремя прокуроры выступают с докладами и сообщениями на собраниях трудовыхколлективов о точном и единообразном исполнении законов на предприятиях, ворганах государственной власти и управления. Распространены выступленияследователей в трудовых коллективах с докладами о результатах расследованияуголовных дел и обсуждение причин и условий, способствовавших совершениюпреступлений членами указанных коллективов.
Проводя вжизнь принцип гласности, работники прокуратуры Республики Беларусь тем самымспособствуют воспитанию у граждан честного отношения к труду, уважения кзаконам и правилам общежития, соблюдению норм морали и нравственности.
8 Принцип обязательностиисполнения требований прокурора
Согласно ст.10 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий ипредъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению вустановленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами,в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемаяпрокурором, предоставляется безвозмездно.
Должностныелица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаныявляться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанныхс проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностноелицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, попостановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.
Лицам,вызываемым в рабочее время в органы прокуратуры, в случаях, предусмотренных п.2 ст. 10 Закона о прокуратуре и законодательными актами, гарантируетсясохранение места работы (должности) и среднего заработка. Факт вызова лица ворган прокуратуры в рабочее время и продолжительность нахождения его в органепрокуратуры удостоверяются в повестке или ином документе, выдаваемомпрокурором.
Основныеположения, характеризующие данный принцип организации и деятельностипрокуратуры, заключается в том, что:
1) требованияпрокурора должны вытекать из его надзорных полномочий;
2) исполнениетребований прокурора не может быть связано с какимилибо условиями иосуществляется в сроки, указанные в законе либо согласованные с прокурором;
3)запрашиваемая информация (статистические данные, справки, документы и их копии)представляются прокурору и следователю безвозмездно;
4)неисполнение требований прокурора и следователя, а также уклонение от явки поих вызову влечет ответственность по ст. 24.6 КоАП.

Заключение
Подводя итогвышесказанному можно сделать вывод, что принципы организации и деятельностипрокуратуры Республики Беларусь — это закрепленные в Конституции РеспубликиБеларусь, Законе «О прокуратуре» и других правовых актах требования, которыеопределяют основные задачи в деятельности прокуратур, полномочия прокуроров, атакже содержание правовых средств и методов при осуществлению надзора за точными единообразным исполнением законов в государстве.
Принципыорганизации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь являются важнейшимиисходными положениями, соблюдение которых позволяет прокуратуре успешновыполнять стоящие перед прокуратурой задачи по осуществлению надзора за точными единообразным исполнением законов в государстве.
Деятельностьпрокуратуры Республики Беларусь основывается на таких принципах, как принципзаконности, единства и централизации, равенство всех граждан перед законом,независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящимпрокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
Принципзаконности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгомсоответствии с действующим законодательством.
Принципыединства и централизации предполагает, что все органы прокуратуры составляютединую систему на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим иГенеральному прокурору.
Принципнезависимости предполагает наличие собственной компетенции органов прокуратуры,в осуществление которой недопустимо вмешательство, воздействии иных государственныхорганов.
Принципгласности обязывает прокурорских работников действует гласно и открыто в тоймере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав изаконных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственныхсекретов и иной охраняемой законом тайны.

Список использованныхисточников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (сизменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РеспубликиБеларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 года: одобрен СоветомРеспублики 30 июня 1999 года: текст по состоянию на 2007 г. – Минск: Амалфея,2007. – 400 с.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принятПалатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня1999 г.: Текст по состоянию на 12 марта 2007 г. – Минск: Амалфея, 2007. – 336с.
4. Закон Республики Беларусь «О прокуратуреРеспублике Беларусь» от 08.05.2007 г. № 220-З с изм. и доп. от 06.01.2009 г. // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь.
5. О государственной защите судей, должностныхлиц правоохранительных и контролирующих органов: закон Республики Беларусь от 13.12.1999 г. № 340-З //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
6. Об оперативно-розыскной деятельности вРеспублике Беларусь: закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-3 с изм.и доп. от 09.08.2004 г. // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь.
7. Бессарабов В.Г. прокурорский надзор: Учебник –М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
8. Кеник А.А.Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. –576 с.
9. Прокурорский надзор: Учебник /Винокурор Ю.Е. идр.; Под общей ред. Ю. Е. Винокурова. -5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-изд, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Применение порошковой металлургии в промышленностиСвойства и получение порошковых материалов
Реферат Роль органических удобрений в садоводстве
Реферат Булгария
Реферат Экология Черного моря
Реферат Влияние погрешности трансформаторов тока и напряжения на коммерческие потери в энергосистемах
Реферат Fortinbras In Hamlet Essay Research Paper Fortinbras
Реферат А.П. Чехов и его произведения: "Унтер Пришибей", "Палата N6", "Дом с мезонином"
Реферат Денежно кредитная система: сущность, функции и проблемы развития
Реферат Проблема субстанції в філософії XVII ст
Реферат Страхование как фактор инновационого развития
Реферат Организация денежных расчетов в РФ
Реферат Книга моего деда Коркута
Реферат Государственный служащий: исторический опыт развития и современность
Реферат Саксонская династия
Реферат «Основы управления интеллектуальной собственностью»