Реферат по предмету "Культура и искусство"


XVII век как альфа и омега истории западноевропейской культуры

XVII век как альфа и омега истории западноевропейской
культуры

А.А. Скакун

Представление
о XVII веке как особом периоде в истории западноевропейской культуры прочно
утвердилось в современной науке. Историки, философы, литературоведы,
искусствоведы, культурологи говорят о переходном характере семнадцатого
столетия, основываясь при этом на безусловных фактах, подтверждающих эпохальное
значение культурных и научно-технических революций того времени. Колоссальные
достижения философской мысли, стремительное развитие литературы, музыки,
живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, важнейшие открытия и
изобретения в области математики, физики, астрономии, химии, биологии позволяют
говорить о некоем глобальном прорыве, своеобразной гуманитарной революции в
истории человеческой цивилизации, которая тем самым не только поднялась на
более высокую ступень в своем развитии, но и вступила на качественно иной путь
эволюции.

Однако
«рубежность» и «переходность» XVII века, на наш взгляд, определяется отнюдь не
простой механической суммой всех составляющих его славу открытий и достижений
человеческого разума, а способностью являться одновременно и аккумулятором идей
предшествующих эпох, сохраняющим началом, и генератором принципиально новой
идеологии, производящей основой. Этический и эстетический опыт эпохи
Возрождения был учтен и переосмыслен зачинателями искусства барокко и
классицизма. Известная склонность барокко к теоцентризму была не возвратом в
средневековье и не отторжением ренессансного антропоцентризма с его идеей
безграничного всемогущества человека, а последовательной трансформацией этого
антропоцентризма, логическим следствием того мировоззренческого кризиса, который
был характерен для этапа Позднего Возрождения. В свою очередь,
классицистический рационализм является по своей сути идеологическим
продолжением и развитием многих гуманистических традиций, новой (по сравнению с
«рациональным иррационализмом» барокко) версией человеческого самоопределения:
человек уже не всесилен, но вместе с тем и не беспомощен перед лицом судьбы и
Всевышнего; он обладает свободой воли и правом нравственного выбора, но должен
всегда подчиняться (причем - совершенно добровольно) интересам и потребностям
государства. Зарождающаяся в конце семнадцатого столетия просветительская
идеология также учитывает опыт предшествующих художественно-эстетических систем
- ренессансной, барочной, классицистической, зачастую образуя при этом весьма
причудливые сочетания разнородных на первый взгляд элементов.

Стержневая
для искусства и культуры XVII века идея внутренней преемственности и
диалогичности породила его феноменальную многоликость и терпимость в отношениях
между представителями «конкурирующих» направлений. Нередко произведения
литературы, живописи, архитектуры того времени органично сочетали в себе
стилистические признаки Ренессанса, барокко и классицизма, не поддаваясь, с
точки зрения современной науки, однозначной искусствоведческой атрибуции.
Крупнейшие адепты и даже протагонисты рационализма и эмпиризма, деизма и теизма
не только принимали активное участие во всевозможных полемиках и дискуссиях, но
могли также состоять в дружеской переписке и поддерживать теплые
взаимоотношения. В аристократических и полубуржуазных салонах регулярно
встречались философы, литераторы, художники, архитекторы, композиторы,
музыканты и примкнувшие к ним обыватели и дилетанты, причем ни у одного из
присутствующих на подобных светских вечерах не возникало ощущения дискретности
происходящего. Значительная идеологическая толерантность и полифоничность XVII
столетия во многом способствовали зарождению феномена просветительского
энциклопедизма, принципиально иного по своей философской подоплеке и
установкам, нежели энциклопедизм итальянских и французских гуманистов Высокого
Возрождения.

Семнадцатый
век давно и совершенно обоснованно считается рубежом двух глобальных
исторических эпох - средневековья и Нового времени. Изменение
общественно-политических условий, стремительное развитие наук и искусств,
технический прогресс в конечном счете приводят к значительной трансформации
картины мира, смене мировоззрения у жителей государств Западной Европы.
Средневековая социальная иерархия, жестко регламентировавшая положение человека
в обществе, постепенно разрушается, уступая место новым социально-экономическим
формациям. В этом контексте соглашательская политика многих деятелей Фронды
была вполне логична и последовательна, а итоговое поражение фрондеров было
объективно предопределено заранее - самим ходом исторического процесса. Новое
время диктовало иные законы и условия, и подчинение этим законам было
необходимым и неизбежным.

Склонность
XVII века к разноуровневому синтезу позволяет рассматривать его как альфу и
омегу (а точнее - омегу и альфу) истории западноевропейской культуры. С одной
стороны, он подводит итоги культурного развития Европы на протяжении
тысячелетия, а с другой стороны - устанавливает или, во всяком случае, пытается
установить новые образцы и ориентиры, которые могли бы послужить основой
искусства будущего. Даже пресловутые эсхатологические настроения, весьма
характерные для представителей барокко, отнюдь не являются свидетельством их
мнимого неверия в завтрашний день: это последствия их глубокого разочарования в
земной, бренной жизни, то есть в сегодняшнем дне (впрочем, известная
антитетичность и противоречивость искусства барокко доходила иногда до такой
степени, что, теоретически отрицая значимость тленных ценностей сегодняшнего
дня, последователи этой художественно-эстетической системы в своей земной жизни
отнюдь не избегали славы, высокого социального положения, вина, женщин и т.п.).


Идеологические
и художественные завоевания семнадцатого столетия были адекватно восприняты и
усвоены в следующем, восемнадцатом веке. Западноевропейское искусство
Просвещения и рококо планомерно развивало эстетические линии классицизма и
барокко, по-новому осмысляя, по сути дела, те же самые мировоззренческие и
художественные проблемы. В свою очередь, представители сентиментализма также
учитывали опыт своих прямых предшественников, а романтики, известные своей
оппозиционностью по отношению ко всему классицистическому, в то же время с
глубочайшим пиететом относились к художественному наследию XVII века - века
реформ и открытий.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :