КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу«Теория государства и права»
Вопрос 1.Стадии правового регулирования и его механизм
Юридический процесс – это всегда определенная совокупностьпоследовательно совершаемых действий и постановляемых актов. И совокупностьможет быть в известных случаях значительной, включать многие действияразличного характера. Например, расследование уголовного дела, правотворчествои др. Поэтому юридический процесс не может не содержать требований,обеспечивающих ритмичность, плановость и строгий правовой порядок припроведении актов, имеющих правовое значение, и – главное – обеспечивающийсправедливость, законность, обоснованность, как самой деятельности, так и еерезультатов (постановляемых юридических актов).
В этой связи представляется целесообразным подразделение юридическогопроцесса на этапы, вычленение в нем стадий. Так, С.С. Алексеев основнымиэтапами правотворческой процедуры считает подготовку проекта нормативногоюридического акта, официальное возведение воли народа в закон. По мнению другихправоведов, например А. С. Пиголкина, прохождение законопроекта в компетентномпредставительном органе состоит из следующих стадий: внесение проекта вобсуждение проекта; принятие проекта.
В судопроизводстве, как уголовном так и гражданском, принятовыделять больше стадий. Так, в теории гражданского процесса процессуальнаястадия определяется как совокупность последовательно совершаемых процессуальныхдействий, объединенных ближайшей целью. Традиционно выделяются семь стадий: 1)возбуждение судопроизводства; 2) подготовка дела к судебному разбирательству;3) судебное разбирательство; 4) пересмотр дела в суде кассационной инстанции;5) пересмотр дела в судах надзорной инстанции; 6) пересмотр дела по вновьоткрывшимся обстоятельствам; 7) принудительное исполнение судебного решения.
Наряду со стадиями в правоприменительном процессе как одномиз разновидностей юридического процесса следует различать правопри-менительныециклы (И.Я. Дюрягин), каждый из которых непосредственно направлен на принятиеразнохарактерных но своему назначению правоприменительных актов (решений,определений, постановлений).
В гражданском судопроизводстве закон выделяет пять такихциклов: производство в суде первой инстанции; производство в кассационной инстанции;производство в суде надзорной инстанции; производство в суде при пересмотре повновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений;исполнительное производство.
Сходное положение имеет место и в уголовном процессе.Указанные циклы в процессуальном законе регламентированы как процессуальные производства,и каждый из них состоит из стадий: возбуждения деятельности по применениюправа, подготовки и совершения правоприменительного акта (действия).Исполнительное производство включает еще одну стадию – обжалование действийсудебного исполнителя.
Значение стадий в характеристике юридического процессасвязано прежде всего с тем, что они отражают логическую последовательность егоразвития. Пока дело не возбуждено, невозможна последующая процессуальная деятельность.Конечно, проверочной деятельности обязательно должно предшествовать решениевопроса (дела) по существу и т.п.
Стадии не просто следуют одна за другой – в каждой из них приопределенных условиях может быть проведена проверка правильности деятельности впредыдущей. Так, в судебном заседании обязательно анализируется законность иобоснованность возбуждения судопроизводства и проведенного расследования(дознания, подготовки дела).
В каждой из названных стадий юридического процессаобязательны следующие компоненты:
а) относительно самостоятельная задача, на решение которойнаправлены действия, объединяемые в той или иной стадии;
б) специфический состав действий, непременно включающий установлениеили анализ фактических обстоятельств, реализацию соответствующей юридическойнормы для решения вопроса, дела и т.п.;
в) юридические документы, в которых отражаются и закрепляютсяитоги совершенных в данной стадии юридических действий.
Вопрос 2.Форма права и источник права
Одним из объективных свойств правакак социального регулятора является формальная определенность, то естьопределенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательнообъективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которыеявляются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права нельзяпризнать наличными, существующими, не говоря уже о том, что они без внешнегообъективирования не смогут выполнять свои задачи по регулированию поведения.
Правовой формой именуют в целомправовые средства, когда они используются для опосредования тех или иныхсоциальных процессов, решения социальных задач. Например, правовые формырегулирования экономики.
Наряду с формами объективированияправа, которые в этом случае называют внешней формой, выделяют внутреннюю формуправа, под которой понимают форму его внутренней организации, способ связиэлементов (то, что в теории системного подхода именуется структурой).
Формы внешнего выражения норм праваназывают еще источниками права. Однако и этот термин неоднозначен. Выделяютисточники права в формальном смысле (формы права), источники права вматериальном смысле (материальные условия жизни общества, которые объективновызывают возникновение права, необходимость правового регулирования), источникизнаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи, исторические хроники ит. п.). Говорят об источниках права и в идеологическом смысле – правовоесознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.
Вопрос 3.Виды источников права
Исторически первой формой права (илиисточником права в формальном смысле) явился правовой обычай – обычай, санкционированныйгосударством. По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, нообретает возможность государственно-принудительной реализации: если несработает сила привычки, к делу подключится государство. Государственноесанкционирование обычая производится двумя способами:
а) путем указания на обычай внормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);
б) использованием обычая в качественормативной основы судебного решения. Если норма (правило) обычая полностьювоспроизведена в тексте нормативно-правового акта или положена в основусудебного прецедента, то качества самостоятельного источника права (правовогообычая) обычай не обретает: норма обычая существует уже в форме нормативногоюридического акта или судебного прецедента.
В российской правовой системе рольправового обычая как источника права незначительна. Ссылки на применениемеждународного обычая имеются в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания.Однако правоведы предполагают, что с развитием рыночной экономики и частногоправа значение обычая для российского права должно возрасти, о чемсвидетельствует, например, введение в Гражданский кодекс РФ ст. 5 «Обычаиделового оборота».
Второй вид источников права –судебный прецедент, который признавался источником права еще в Древнем Риме(преторское право). Был распространен в средние века. Важным источником правасудебный прецедент в настоящее время является в странах, в которых получило распространениеангло-саксонское общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии). Признаниепрецедента источником права означает признание у суда правотворческой функции,условием чего, в принципе, являются высокая правовая культура и развитоеправовое сознание, как судебной системы, так и общества в целом,демократические традиции, отлаженные системы информации и социального контроля.
В российской правовой системесудебный прецедент официально источником права не признан. Хотя, как отмечаетсяв литературе, тенденция к такому признанию имеется.
В сфере управленческой деятельностигосударства источником права может быть административный прецедент.
Третьим видом источников норм праваможно назвать нормативно-правовой договор. Нормоустанавливающее значениедоговоров признается во всех правовых системах. Однако нужно отличать договоркак источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуальногоюридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве),который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права иобязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступаетсоглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила.Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного иконституционного права, с развитием рыночных отношений получает распространениев сфере гражданского и трудового права. И вообще можно говорить оперспективности нормативно-правового договора как источника юридических норм.
Четвертым (и важнейшим) источникомправа является нормативно-правовой акт.
Вопрос 4.Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды
Нормативно-правовой акт используетсякак основная форма права в странах с так называемым «писаным» правом, к которымотносится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны,является одним из источников юридических норм, а с другой – разновидностью правовыхактов. Таким образом, нормативно-правовой акт:
а) содержит юридические нормы;
б) представляет собой официальныйписьменный акт-документ;
в) является результатом особойдеятельности государства, которую именуют правотворческой.
Нормативно-правовой акт можетприниматься также в порядке делегированного законодательства или референдума, но,так или иначе, с участием государства и выражением его воли.
С учетом названных признаковнормативно-правовой акт можно определить как официальный письменныйакт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определеннойпроцедурной форме:
а) компетентными органамигосударства;
б) в порядке делегированногозаконодательства;
в) в порядке референдума.
Нормативно-правовые акты следуетотличать от другой разновидности правовых актов – индивидуальных юридических, аглавное – от актов применения права. Их объединяет общая юридическая природа, ите и другие содержат государственно-властные предписания, но у актов примененияэти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию)характер.
Основная задача нормативно-правовогоакта, как и любой формы права, – хранить правовую информацию и оптимальнымобразом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой актявляется наиболее удобной и совершенной формой права – как для «рядовых»субъектов права, так и для государства. Посредством него государство можетоперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребностиобщества, координировать всю работу по управлению общественными процессами.
Списоклитературы
1. Конституция РФ.
2. Алексеев С.С. Государство иправо. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2004.
3. Законность в РоссийскойФедерации. Сборник статей. М, 2006.
4. Клочков В.В. Требованиязаконности: понятие, виды, генезис.//Конституционная законность и прокурорскийнадзор. М., 2006.
5. Кудрявцев В.Н. Право какэлемент культуры. Право и Власть. М., 2006.
6. Лазарев В.В. и др. Общаятеория права и государства. М., 2004.
7. Матузов Н.И. Право иличность. Общая теория права. Н. Новгород, 2003.
8. Новый юридическийэнциклопедический словарь. М, 2007.