Глава 1. Определениеунитарного предприятия, его правоспособность и ответственность
Унитарное предприятие вРоссии (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП,Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственноеунитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правомсобственности на закреплённое за ней собственником имущество.
В такой форме могут бытьсозданы только государственные и муниципальные предприятия.
Имуществоунитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации,субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Имущество(соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарномупредприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления(казенное предприятие). Имущество является неделимым и не может бытьраспределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарногопредприятия.
От имени РоссийскойФедерации или субъекта Российской Федерации права собственника имуществаунитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РоссийскойФедерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации врамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Отимени муниципального образования права собственника имущества унитарногопредприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках ихкомпетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учредительным документомунитарного предприятия является устав.
Унитарное предприятие невправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятиепутем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарные предприятияобязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодныйобязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудитаотчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещениязаказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке,предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «Оразмещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд».
Унитарноепредприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные иличные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Каждоеунитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
Созданиеунитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося всобственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации илимуниципальных образований, не допускается.
Обычно унитарныепредприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению сакционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедурыкорпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятийможно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной)собственности.
ВРоссийской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарныхпредприятий:
• унитарныепредприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственноепредприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далеетакже — государственное предприятие), муниципальное предприятие;
• унитарныепредприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральноеказенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации,муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).
Унитарноепредприятие является единственным видом коммерческих организаций, обладающих необщей, а специальной правоспособностью. Отдельные виды деятельности, переченькоторых определяется федеральным законом, унитарное предприятие можетосуществлять только на основании лицензии.
Унитарное предприятиеявляется юридическим лицом, имеет фирменное наименование с указанием егоорганизационно-правовой формы и наименованием субъекта, к собственностикоторого относится имущество предприятия.
Унитарное предприятие посогласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открыватьпредставительства.
Филиалом унитарногопредприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне местанахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или ихчасть, в том числе функции представительства. Представительством унитарного предприятия является его обособленноеподразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия,представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всемпринадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствамсобственника его имущества.
РоссийскаяФедерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование несутответственность по обязательствам государственного или муниципальногопредприятия, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызванасобственником его имущества.
Глава2. Создание унитарного предприятия
Унитарное предприятиесоздается по решению собственника имущества в лице соответствующегогосударственного или муниципального органа, уполномоченного на принятие такогорешения в соответствии с актами, определяющими компетенцию этого органа.
Учредительным документомунитарного предприятия является устав, утверждаемый органом, принявшим решениео создании предприятия. Устав федерального унитарного предприятия долженсоответствовать Примерному уставу федерального государственного унитарногопредприятия. В силу прямого указания п. 2 ст. 52 ГК в учредительном документеунитарного предприятия должны быть определены предмет и цели его деятельности.Правоспособность унитарных предприятий является специальной. Они вправезаниматься только теми видами предпринимательской деятельности, право назанятие которыми предусмотрено уставом, и совершать сделки, необходимые длядостижения уставных целей.
Устав унитарного предприятиядолжен также содержать сведения о размере его уставного фонда (если таковойподлежит созданию), о порядке и источниках его формирования, о направленияхиспользования прибыли, получаемой унитарным предприятием, и иныепредусмотренные законом сведения.
ГК и Законом огосударственных и муниципальных унитарных предприятиях предусмотренавозможность создания унитарных предприятий двух видов. В зависимости от того,на каком вещном праве за унитарным предприятием закрепляется имуществособственника, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения,и предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Унитарное предприятие,основанное на праве хозяйственного ведения, в соответствии с содержанием этогоправа самостоятельно распоряжается произведенной им продукцией, а такжедвижимым имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, если иное неустановлено законодательством. Недвижимым имуществом предприятие можетраспоряжаться лишь с согласия собственника. При этом сделки по распоряжениюзакрепленным за предприятием имуществом не должны лишать его возможностиосуществлять уставную деятельность. Собственник имущества такого предприятияимеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданногопредприятию в хозяйственное ведение.
Собственник имуществаунитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, неотвечает по обязательствам предприятия. Исключением является субсидиарнаяответственность собственника в случае несостоятельности (банкротства) унитарногопредприятия, наступившей вследствие выполнения указаний собственника.Минимальный размер уставного фонда таких унитарных предприятий определенЗаконом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. К моментугосударственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд долженбыть полностью оплачен учредителем.
Унитарное предприятие,основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), являетсякоммерческой организацией, которая осуществляет предпринимательскую деятельностьна основе имущества, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности и закрепленного за предприятием на праве оперативного управления,а также выделяемых ему средств из соответствующего бюджета или внебюджетныхфондов.
Федеральное казенноепредприятие создается на основании решения Правительства РФ. Казенныепредприятия субъектов РФ и казенные предприятия муниципальных образованийсоздаются на основании решений, соответственно, органов государственной властисубъектов РФ или органов местного самоуправления, которые уполномочены напринятие таких решений нормативными актами, определяющими статус этих органов.
Федеральное казенноепредприятие может быть создано при выполнении одного из следующих условий:
1) если осуществляемая имдеятельность допускается федеральными законами исключительно длягосударственных предприятий;
2) если преобладающая илизначительная часть производимой предприятием продукции (выполняемых работ,оказываемых услуг) поставляется для федеральных государственных нужд.
В уставе казенногопредприятия определяется порядок распределения и использования доходовпредприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствиисо сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества.
Унитарноепредприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющемгосударственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленномфедеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
(вред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
Длягосударственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решениеуполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченногогосударственного органа субъекта Российской Федерации или органа местногосамоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия,сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на правехозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Глава 3. Имуществогосударственных и муниципальных унитарных предприятий, их уставный фонд
Как и для хозяйственныхобществ, для унитарных предприятий установлено правило о том, что приуменьшении стоимости чистых активов ниже размера его уставного фондасобственник должен принять решение о соответствующем уменьшении уставногофонда. Если же их стоимость окажется ниже минимального размера уставного фонда,установленного законом, учредитель должен ликвидировать предприятие. Приуменьшении уставного фонда учредитель обязан письменно уведомить об этомкредиторов предприятия. Права кредиторов, как и в хозяйственных товариществах иобществах, обеспечены возможностью требовать прекращения или досрочногоисполнения соответствующих обязательств и возмещения убытков.
Унитарное предприятие,основанное на праве хозяйственного ведения, самостоятельно распоряжаетсяпроизведенной им продукцией, движимым имуществом, находящимся в егохозяйственном ведении. Недвижимым имуществом предприятие может распоряжатьсялишь с согласия собственника. При этом сделки по распоряжению закрепленным запредприятием имуществом не должны лишать его возможности осуществлять уставнуюдеятельность. Собственник имущества такого предприятия имеет право на получениечасти прибыли от использования имущества, переданного предприятию вхозяйственное ведение.
Собственник имуществаунитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, неотвечает по обязательствам предприятия. Исключением является субсидиарнаяответственность собственника в случае несостоятельности (банкротства)унитарного предприятия, наступившей вследствие выполнения указанийсобственника. Минимальный размер уставного фонда таких унитарных предприятийопределен Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Кмоменту государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонддолжен быть полностью оплачен учредителем.
Унитарное предприятие,основанное на праве оперативного управления, распоряжаться закрепленным запредприятием имуществом (и недвижимым, и движимым) может только с согласиясобственника этого имущества и в пределах, не лишающих предприятие возможностиосуществления его уставной деятельности. Производимую им продукцию предприятиереализует самостоятельно.
При недостаточностиимущества казенного предприятия субсидиарную ответственность по обязательствампредприятия несет собственник его имущества (п. 5 ст. 115 ГК), поэтому уставныйфонд в казенном предприятии не формируется.
Глава 4. Управлениеунитарным предприятием
Существеннымиособенностями отличается управление унитарным предприятием. Управление унитарнымпредприятием осуществляется в соответствии с законодательством и уставомпредприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управленияи затраты на их содержание. Собственник предприятия или уполномоченные иморганы могут полностью или частично делегировать эти права высшему органууправления предприятием, предусмотренному его уставом (совету предприятия,правлению и т.д.).
Внутренняя структураорганов управления на предприятии зависит от его типа, объема выпускаемойпродукции, оказываемых услуг, количества структурных подразделений, наличиядочерних предприятий и т.д.
Руководитель унитарногопредприятия действует по принципу единоначалия и несет ответственность передсобственником предприятия за последствия своих действий в соответствии сзаконодательством РФ и заключенным с ним контрактом.
Руководитель федеральногоказенного предприятия является государственным служащим, назначение которого надолжность и освобождение от нее осуществляется в порядке, установленномзаконодательством РФ для государственных служащих. Руководитель пользуетсявсеми правами и несет все обязательства, предусмотренные законодательством иуставом предприятия.
Собственникимущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: принимаетрешение о создании унитарного предприятия; определяет цели, предмет, видыдеятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участиеунитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческихорганизаций; определяет порядок составления, утверждения и установленияпоказателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарногопредприятия и др. Собственник имущества казенного предприятия вправе такжеизымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не поназначению имущество; доводить до казенного предприятия обязательные дляисполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходовказенного предприятия.
Руководительунитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличнымисполнительным органом унитарного предприятия Руководитель унитарногопредприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в томчисле представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки отимени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарногопредприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия,заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы,выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
Глава5. Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия
Реорганизация илиликвидация унитарного предприятия производятся по решению собственника.Возможна и принудительная ликвидация по установленным законом основаниям, в томчисле (для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения) пооснованиям и в порядке, предусмотренным законодательством о несостоятельности(банкротстве).
Реорганизация унитарногопредприятия может быть осуществлена в форме: слияния двух или несколькихунитарных предприятий; присоединения к унитарному предприятию одного илинескольких унитарных предприятий; разделения унитарного предприятия на два илинесколько унитарных предприятий; выделения из унитарного предприятия одного илинескольких унитарных предприятий; преобразования унитарного предприятия вюридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящимФедеральным законом или иными федеральными законами случаях.
Не являетсяреорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменениеправового положения унитарного предприятия вследствие перехода правасобственности на его имущество к другому собственнику государственного илимуниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерацииили муниципальному образованию).
В случае изменения видаунитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятиядругому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации,субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в уставунитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.
Передача имуществасчитается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в уставунитарного предприятия изменений.
При преобразованииказенного предприятия в государственное или муниципальное предприятиесобственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несетсубсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственномуили муниципальному предприятию.
Унитарное предприятиесчитается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в формеприсоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшихюридических лиц.
При реорганизацииунитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарногопредприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения вединый государственный реестр юридических лиц записи о прекращенииприсоединенного унитарного предприятия.
Ликвидация предприятий —процесс, завершающий деятельность организации при отсутствии перехода прав иобязанностей к другим лицам. Ликвидацию можно условно разделить на виды:добровольная ликвидация и принудительная ликвидация.
Унитарное предприятиеможет быть ликвидировано по решению собственника его имущества. Унитарноепредприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и впорядке, которые установлены ГК РФ и иными федеральными законами. Ликвидацияунитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав иобязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В случае принятия решенияо ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначаетликвидационную комиссию, с момента назначения которой к ней переходятполномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссияот имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
В случае если припроведении ликвидации государственного или муниципального предприятияустановлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полномобъеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должныобратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного илимуниципального предприятия банкротом.
Использованные источники
1. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от01.12.2009)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая,вторая, третья и четвертая: текст с изменениями и дополнениями на 15 февраля2010 года. – М.: Эксмо,2010. – 656с.
3. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. – 6-е изд.,перераб. и доп./Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2007. – 784с.