Реферат по предмету "Педагогика"


Социально-педагогическая работа с детьми, перенесшими насилие в семье

Оглавление:
                           
Введение Глава1 . Теоретическое обоснование проблемы насилия в семье.            
 
1.1.                 Насилие в семье как проблема теории и практикипедагогики и психологии.
1.2.                 Особенности развитиядетей, переживших насилие в семье.
1.3.                  Работасоциального педагога с детьми, перенесшими насилие в семье.
1.3.1. Методыработы социального педагога с неблагополучной семьей.
1.3.2. Методыработы социального педагога с детьми, подвергшимисянасилию в семье.
Глава 2.Практическое обоснование проблемы исследования.
 
2.1.               Выявлениеуровня жестокости в семье методомконтент-анализа.
2.2.               Диагностика свойств предметно-деятельностногои коммуникативного аспектов темперамента у детей, перенесших насилие в семье.
2.3.               Диагностика уровняоткрытой агрессивности  поведения у подростков, подвергавшихсянасилию в семье.  
2.4.            Анализ и обобщение полученных данных.
2.4.1.        Выявлениезависимости между уровнем жестокости в семье и уровнем развития предметной эргичности у детей.
2.4.2.        Выявлениезависимости между уровнем жестокости в семье и агрессивным поведением детей.
Заключение
Библиография
Приложение1
Приложение2
Приложение3
Приложение4
 

Введение
Подчеркивая актуальность изученияпроблемы насилия в семье, следуетотметить, что антигуманные отношения,насилие над детьми, агрессия и жестокостьсегодня достаточно широкопредставлены во многих сферах нашей жизни. Статистика показывает, чтовпоследствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы постоянно растет. Так на территории России с 1991 по 1998годы только подростковаяпреступность возросла на 17%, число несовершеннолетних преступников возрослопочти на 20%. Почти на  12% возрослочисло несовершеннолетних правонарушителей, не имеющих родителей. Здесь естьопределенная зависимость: в1996 годуколичество дел по лишению родительских прав в шесть раз превысило аналогичнуюцифру по итогам 1992 года [6, стр. 18].
Особенноважной и мало разработанной в современной российской науке и практике является проблема насилияи жестокости по отношению к детям.Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает егофизическому состоянию. Оно несетсобой тяжкие моральные ипсихологические проблемы: постоянная боязньоказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление,которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становиться дополнительным источником межличностныхконфликтов[6, стр. 19]
В даннойработе мы рассмотрели результаты исследований российских и зарубежныхспециалистов по проблеме жестокости и насилияв семье по отношению к детям;особенности детей, перенесших насилие в семье, специфику работы с даннойкатегорией детей. Также в данной работе представлены результаты практическогоизучения особенностей детей,перенесших насилие в семье.
Мыпредполагаем, что дети, подвергавшиесяжестокому отношению в семье имеют отклоненияв физическом и личностном развитии, во многом отличаютсяот своих сверстников, воспитывающихсяв нормальных семьях. Если своевременноне изменить социальную ситуацию развитиятаких детей, это повлечет за собой тяжелыепоследствия.
Цель: изучить проблему жестокого отношенияк детям в семье и методы работысоциального педагога с детьми перенесшими насилие в семье.
Задачи исследования:
1.    Рассмотреть основные взглядыотечественных и зарубежных исследователей на проблему жестокого отношения к детямв семье.
2.    Изучить особенности детей, перенесших насилие в семье.
3.    Изучить основные методы работы социального педагога сдетьми, перенесшими насилие в семье; выявитьнаиболее эффективные из методов.
4.    Практически исследовать влияниежестокого отношения к детям в семье на их развитие.
Объект исследования:дети, подвергшиеся жестокомуотношению в семье.
Предметисследования:последствия жестокого обращения с детьми и методы работы социального педагога поустранению этих последстивий.
Методыисследования:
1.    Анализ научно-методической литературы;
2.    Контент- анализ;
3.    Проективные методики исследованияиндивидуальности человека;
4.    Корреляционныйанализ.

Глава 1. Теоретическоеобоснование проблемы исследования.

1.1    
Влияние родителейна развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем с обучением в школе,общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских  отношений ведет кформированию различных психологических проблем и комплексов.
 Многочисленные факты того, что дети сталижертвами или оказались перед угрозой смерти от рук родителей становятсяпоследнее время обычными и не могутне вселять тревогу.
Агрессия и насилие в современном обществе нарастают: до 40%тяжких преступлений совершаются в семье; около 2 миллионов детей в возрасте до 15лет ежегодно  подвергаются фиксированному насилию со стороны родителей; спасаясьот этого, более 50 тысяч детейубегают из дома. В 1996 году  в отношениималолетних было совершено более полутора тысячпреступлений на сексуальной почве, почти 2 тысячидетей покончили жизнь самоубийством [7, стр. 183]
Жестокоеотношение к детям сегодня превратилось в обычное явление:до 10% жертв насилия погибает, уостальных появляютсяотклонения в физическом, психическомразвитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вредздоровью ребенка и влечет за собой другие тяжелыесоциальные последствия, формируетсоциально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, бытьхорошими родителями. В настоящее времяэто стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
 
Своистрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплескивают натех, «кто под руку попадется», чащевсего-на детей, особенно на дошкольников и младших школьников, которые обычноне могут понять, почему взрослыесердятся.Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказываетсяна его психологическом здоровье.
Проблемойнасилия и жестокости вдетско-родительских отношениях внастоящее времяозабочены многие исследователи. Среди зарубежных авторов можно отметить работуХенри Кемпа о «синдроме избитого ребенка», работу С. Чесса и А. Томаса обинтраиндивидуальных причинах трудностей в семейных отношениях, а так же исследованияК. Хорни в области детско-родительских отношений [4, стр. 214]
Вотечественных психологических исследованияхчеткого и однозначного определенияжестокости нет. Это понятие чащевсего используют юристы, медики, социологи и педагоги.
Еслисвести все характеристики вместе, то жестокостьпредполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живомусуществу страданий, вреда, ущерба, выражающихсяв действии или бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т. д. [3,стр. 325].  
  Всовременной отечественной литературе выделяют следующие формыжестокого обращения с детьми:физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое(эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, обозначаемоенекоторыми авторами как моральное насилие [6, стр. 20]
   Физическоенасилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственнымиза воспитание.
 .
          Эти повреждения могутпривести к смерти, вызвать серьёзные нарушенияфизического или психического здоровьяили отставания в возрастномразвитии. 
Сексуальное насилиеили развращение- осознаваемое или неосознанное в силу возрастной незрелостиили других причин вовлечение ребенка, с его согласияили без, в сексуальные отношения совзрослыми с целью полученияпоследними выгоды, удовлетворенияили для достижения корыстных целей. Под сексуальным насилиемподразумеваются случаи сексуальныхдействий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, атакже если разница в возрасте насильника и жертвы составляетне менее 3-4 лет.
Согласие ребенка насексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, посколькуребенок не обладает свободой, находясьв зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативныедля себяпоследствия сексуальных действий.
Исследования показывают, что отчимы чаще вовлечены всексуальное насилие по отношению к детямсупруги, но в последнее времяувеличилось число изнасилований малолетних детей отцами и дедами. Фиксируется все больше фактов материнского инцеста. 
Психическое(эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей, опекунов или другихвзрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящеек возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности. К этой форме насилия относятся:
q  ятие и постояннаякритика ребенка;
q  являющиеся всловесной форме, без физического насилия;

q  я физическаяили социальная изоляцияребенка;
q  явление ребенку требований, не соответствующихвозрасту и возможностям;


 То есть происходитнасилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками ребенка, унижение ипринуждение его к действиям,противоречащим его устремлениям.Этот вид жестокого отношения к детям наиболее распространен и наименее решаемпрактической психологией.
Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость)- отсутствие со стороны родителей,опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарнойзаботы о нем, в результате чего нарушаетсяего эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Формы моральной жестокости могут быть различными:
q      недостаточное возрасту и потребностям ребенка наличие питания,одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включаяотказ от его лечения;
q      отсутствиедолжного внимания  и заботы, в результате чего, ребенок можетстать жертвой несчастного случая;
q      вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.
Недостаток заботы со стороны родителей может быть инепредумышленным: он может быть следствием болезни, бедности, неопытности илиневежества родителей, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.
Не только отсутствие вниманияи заботы со стороны близких, но и гиперопека, стремление оградитьребенка от возможных негативных воздействий могут наносить ребенку ущерб.
 
Последнее времявыделяетсяеще одна, наиболее бесчеловечнаяформа жестокости в детско-родительских отношениях- торговля детьми. За 1999год зафиксировано более 15 таких случаев.
Постоянныеиздевательства- моральные и физические – становятся причиной ухода детей из дома.
Статистика последних лет отмечает неуклонный рост самоубийств  среди школьников. Анализ причин суицидов,судебно-психиатрическая экспертизапозволяют сделать вывод, чтодоведение до самоубийства можно рассматривать как одну из форм психического и морального насилия.
Иногда бывает трудно провести различие между проявлениемжестокости и обычным наказанием. Какие действияможно квалифицировать как жестокое обращение с ребенком- это вопросотносительный и его необходимо рассматривать в свете существующих в даннойкультуре норм. Исторически сложилось, что многие культуры не только терпимоотносятсяк суровому физическому обращению с детьми, но и поощряютего [3, стр. 195].     Традиционно детисчитались собственностью родителей, и родители имели право обращаться с ними так, как посчитают нужным. Убийство иподкидывание нежеланных детей были вполне приемлемыми способами,  с помощью которых  родители пытались противостоять голоду, беззакониямили избавлятьсяот родившихся с дефектами детей.
Как отмечает Н. Ю. Синягина [6,стр. 25], среди мотивов жестокого отношенияк детям преобладает «стремлениевоспитать» (отмечают 50% родителей). Это объясняетсямноговековыми традициямипатриархального воспитания.   
Около 30% родителей одним из мотивов жестокого отношения к ребенку называют «месть за то, что ребенокприносит огорчения, чего-топросит,  требует». 
    Основной причиной недовольствародителей своими детьми являетсянеудовлетворенность результатами учебной деятельностьюребенка (отмечают 59% опрошенных родителей).
Некоторые отцы ошибочно считают, что наказываясына, можно сформировать у него настоящиемужские качества – умение постоятьза себя, доказать свою состоятельность и др. 
 Многочисленные факты свидетельствуюттом, что насилие по отношению к детямоборачивается со временем насилием ижестокостью по отношению к родителям,особенно престарелым.
Жестокое обращение с детьми нередко являетсячастью общей модели семейного насилия.Американец В. Когнер [4, стр. 357] предположил, что гнев, испытываемый по отношению к супругу, нередкопереноситься на относительнобеззащитного. В таких семьях болеевраждебны и сиблинги по отношению друг к другу. Многие дети, подвергшиеся жестокому обращению, по мнению Зиглера [3,стр.215], перестают доверятьвзрослым и начинают агрессивно реагировать на других людей; эта модель поведения закрепляется, и воспроизводитьсяпри воспитании собственных детей. Тем не менее, многие дети, ставшие жертвойжестокого обращения, становятсявпоследствии адаптивными, эмпатичными и благожелательными родителями.
 . Диаграмма 1.1.  Позитивное вербальное и физическоевзаимодействие
  Диаграмма 1.2. Негативноевербальное и физическое взаимодействие.

В представленных выше диаграммах, где А-родители по отношению к детям, Б – дети по отношению к родителям, В – дети по отношению к детям, отражена частота позитивного и негативного,вербального и физического взаимодействияв семьях, где когда-либо имело местожестокое отношение, и в семьях, гдетакового не было.
Наиболее типичными способами воспитательного воздействия на ребенка, когда он «не слушается», «проявляет упрямство»,по данным опроса родителей в семьяхпервоклассников, являются:«попытка убедить»-75,4%, «крик»-26,4%, «подзатыльники»-26,4%, «могут избить»-45% [6, стр. 27].
Наиболее типичные способы воспитательноговоздействия на детей (по даннымопроса 130 детей и 106 их родителей), %
 
Расхождение в ответах родителей и их детей нагляднодоказывает то, что родители отдают себе отчет, какие методы были бы болеедейственными и разумными, но на практике применяютспособы более простые и приличные — физические наказанияи ругань.
С. Фрайд, П. Хоулт,  В. Гиллхам  выделили типы-схемы жестокого обращения родителей с детьми [4, стр.79]:
«Ребенок  — мишень» — ребенкасчитают либо слишком пассивным, либо очень активным и, как результат, онстановится объектом агрессии всемье. Такая ситуация часто складывается,если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляетсяположение ребенка, если он любим одним из родителей.
«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств)– потеря работы, разлука с любимым идругая ситуациямогут вызвать вспышки жестокого поведения.
«Отсутствие  навыков отцовства иматеринства» — родители не готовы к той ответственности, которую налагаетна них отцовство и материнство и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания,избиения.
«Необразованный родитель» — отсутствие элементарных знаний овозрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детскойпсихики.
«Модель домашнего насилия»-жестокое поведение чаще отмечается уродителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.
«Изоляцияот внешнего мира» — нежелание и неумение налаживать контакты с другимилюдьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки нарушить его.
 «Семейные стереотипы» — нарушение традиционных схем поведенияжестоко карается родителями (подростковаябеременность, нарушение традиций семьи, этические нарушения и т. п.).                             
Что же толкает современных родителей на жестокое обращение с детьми?
Американские исследователи У. Паркер и В. Колмер считают, что все объяснениястроятсявокруг трех  основных теоретических объяснений: психиатрического, социологического и  ситуационного [3, стр. 349].
Психиатрические объяснения. Психиатрическаямодель ставит в центр личность и семейную историю родителей. Она предполагает,что жестокие родители больны и требуют психиатрического лечения. Но исследователи не смогли выявить комплекс черт личности, связанных со склонностью к жестокому обращению сдетьми.
Им удалось установить, что многие взрослые, проявлявшиежестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобномуобращению
 Социологическое объяснение. Одна социальнаяценность в обществе существенным образом связанас жестоким обращением с детьми. Эта ценность- насилие. Процент преступности инасилие на экранах телевизоров постоянновнушают нам, что это вполне приемлемый способ разрешенияконфликтов. Кроме того, если физическаяагрессия проявляется вссорах между супругами, то вероятно,она проявляется и в отношенияхмежду родителями и детьми. Вероятность жестокого обращенияповышается вследствие широкого мнения, будто физическое наказание являетсяэффективной формой воспитания. 93%родителей физически наказывают своих детей, хотябольшинство все же соблюдает меру.
Другим фактором риска являетсябезработица. В периоды высокого уровнябезработицы количество случаев насилиямужчин над своими женами и детьми заметно увеличивается.Родители, неожиданно потерявшиеработу, начинают вымещать злобу и раздражение на своих детях. Безработица не только приносит с собойфинансовые проблемы, но также снижает социальный статус и самоуважение потерявшего работу человека. 
Еще одной нередко встречающейсяособенностью семей, в которых имеет место жестокое обращение с детьми, является социальнаяизоляция.Такие родители часто живут в изоляцииот своих родственников, друзей и местных организаций социальной помощи. Имтрудно поддерживать дружеские отношенияс окружающими, и они  редко становятсячленами каких-либо общественных организаций и объединений. Иногда им простонекого попросить о помощи в трудную минуту, и они обращают свой гнев ираздражение против собственных детей.
Ситуационные объяснения. Подобно социологической модели жестокогообращения с детьми, ситуационная модель ищет его причины в факторах внешней среды.Однако ситуационная модель придаетцентральное значение формам взаимодействиямежду членами семьи, причем дети рассматриваютсякак активные участники этого процесса. При изучении конкретной роли каждогоребенка в жестоких по отношению к детямсемьях, обнаруживается, обычно выделяютодного из детей, к которому начинают относитьсяособенно предвзято. Младенцы и детимладшего возраста оказываются самымичастыми объектами родительской жестокости
. Дети с физическими и умственными аномалиямиили чрезвычайно обидчивые дети также подвержены риску плохого отношения со стороны родителей. В других случаях поводом может стать расхождение между ожиданиями родителей и особенностямиребенка. В ряде случаев родители неимеют представление о том, как должны вести себядети. Например, отец трехлетнего ребенка может сердитьсяна него за то, что он не убрал свою
 комнату. Такие неадекватные представления также могут привести к жестокому обращению сдетьми.
Несмотря на то, что все триподхода проливают свет на причины жестокого обращенияс детьми, ни один из них не дает ответа, как его остановить. Преследованиеобидчиков со стороны закона и лишение их родительских прав иногда остается единственным действенным средством борьбы с этим явлением.
По данным статистики, преступлениясемьи против своих детей особенно распространились в России сначала 90-х годов,это в значительной степени связаносо снижением внимания государства ксемьям группы риска
В прошлые десятилетия такаясемья находилась под контролемправоохранительных органов и была в поле зренияобщественности. Сегодня обретенная в процессе демократизации свобода понимается такой семьей как безнаказанность. Отсутствиеправовой базы для борьбы с подобнымиасоциальными проявлениями привело к негативным последствиям, связаннымс судьбой нового поколения- детей[5, стр. 67]
 
.
1.2 Особенности детей, переживших насилие в семье.
Сексуальноеи физическое насилие имеет длительные последствиядля эмоционального благополучия ребенка. Его чувству собственного достоинства наносится непоправимый ущерб, а страх повторения подобного к себе отношениярождает в нем недоверие к окружающему миру. По мнению таких исследователей  детско-родительских отношений как Д.Брассард, П. Миллер, В. Силвермен [4, стр. 215], дети, познавшие человеческоезло и растущие в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремятсяизолироваться от общества и могутпроявлятьв своем поведении повышенную агрессивность. Кроме того, многие подвергшиеся жестокому обращению дети отличаются повышенной рассеянностьюна уроках и испытывают больше трудностей в школе по сравнению с детьми,выросшими в нормальной обстановке. В юности и взрослости те, с кем плохообращались в детстве, чаще сталкиваютсяс психологическими проблемами, включаядепрессию и алкоголизм. Некоторые из них пытаютсясовершить самоубийство или оказываютсявовлеченными в преступную деятельность.
Поданным исследования Р. Райта [4,стр. 319], подвергшиеся жестокомуобращению дети плохо контролируют свои эмоции и поведение и, как правило, менееуверенно чувствуют себя в обществе,чем дети, выросшие в нормальной обстановке. Эти дети менее популярны среди сверстников и более замкнуты, а ихпроблемы в отношении с другими детьми с каждым годом увеличиваются.
Дети, с которыми обращались жестоко впсихологическом смысле, попадают в сеть вредящихотношений и выпадают из нормального процесса социализации, с положительнымподкреплением и поддержкой со стороны родителей. В результате нередко имприходиться быть чрезмерноуступчивыми, чтобы избежать плохого отношенияк себе, и у них могут развиться
невротическиечерты и проблемное поведение. В то же времятакие дети постепенно учатсяэксплуатир


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.