Оглавление
Введение
Глава 1 Понятие Конституционного Суда РоссийскойФедерации
Глава 2 Полномочия, порядок формирования и составКонституционного Суда Российской Федерации
2.1 Полномочия
2.2 Состав и порядок формирования КонституционногоСуд Российской Федерации
Глава 3 Организация деятельности и структураКонституционного Суда Российской Федерации
Глава 4 Практика Конституционного Суда РоссийскойФедерации
4.1 Обращение в Конституционный Суд РоссийскойФедерации
4.2 Разбирательство в Конституционном СудеРоссийской Федерации
4.3 Решение Конституционного Суда РоссийскойФедерации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На переходномэтапе современного развития Российской Федерации в рамках процессадемократических преобразований происходит формирование новыхобщественно-экономических отношений, закладывается основа гражданскогообщества, правового государства. Значимый вклад в этот процесс вносит суд, ролькоторого в правовом государстве сводится не только к отправлению правосудия, нои участию в правотворческой деятельности.
В 1991 г.впервые в истории России был образован принципиально новыйконституционно-правовой институт — Конституционный Суд, являющийся судебныморганом конституционного контроля. Это было поистине революционнымполитико-правовым актом на фоне десятилетий попрания законности, зависимогоположения судебной власти, во многом декоративно-пропагандистской ролисоветских конституций.
УчреждениеКонституционного Суда России стало конкретным проявлением стремления,во-первых, к демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защитесуверенитета Российской Федерации; во-вторых, к последовательной реализацииидей правового государства, принципа разделения властей и создания сильнойсудебной власти; в-третьих, к превращению Конституции Российской Федерации внепосредственно действующее право, которому должны неукоснительно следоватьорганы публичной власти, другие субъекты права, и на которое могли бы прямоопираться граждане, их объединения для защиты своих прав и свобод.
Такоесоединение противоположных конституционных установлений было выражением несоциального компромисса или гражданского согласия, что обычно характеризуетсущность демократических конституций, а незавершенной острой борьбы различныхсоциально-политических сил за выбор пути дальнейшего развития России. В этихусловиях становление конституционного правосудия было непростым делом. Новыйэтап в конституционно-правовом развитии страны связан с Конституцией России,принятой всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г.
Онапредставляет собой правовой фундамент процесса реформирования российскогообщества, затрагивающего все его сферы — социально-экономическую, политическую,государственно-правовую и духовную. Федеральный конституционный закон от 21июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»,развивающий положения статьи 125 Конституции Российской Федерации, принятФедеральным Собранием в 1994 г. Он стал первым Конституционным законом послевступления в силу Конституции 1993 г.
И этознаменательно, ибо Конституционный Суд — орган, который призван обеспечитьэффективную охрану Конституции, всего конституционного законодательства вцелом. За прошедшие годы накоплен определенный опыт конституционного контроля,выявлены его сильные и слабые стороны, видно его влияние на правовые процессы.Все это делает актуальным исследование института конституционного контроля вРоссии.
Цельработы — определить правовую характеристику Конституционного Суда Российской Федерации
Дляуспешной реализации этой цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотретьполномочия и состав Конституционного Суда Российской Федерации
2. Уточнитьорганизацию деятельности и структуру Конституционного Суда Российской Федерации
3.Подвергнуть рассмотрению практику Конституционного Суда Российской Федерации
Структурноработа выполнена следующим образом: введение, 4 главы, включающие в себя пятьпараграфов, заключение, список использованной литературы.
Глава 1 ПонятиеКонституционного Суда Российской Федерации
Согласностатье 1 Федерального Конституционного Закона от 24 июля 1994 года № 1-ФКЗ «ОКонституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд — это, преждевсего, орган, осуществляющий судебную власть. Осуществление КонституционнымСудом судебной, а значит, и государственной власти основывается на положениях Конституции.В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственнаявласть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную. Осуществление судамигосударственной власти предусматривается и ч. 1 ст.11 Конституции РоссийскойФедерации.
КонституционныйСуд в нашей стране в его нынешнем виде появился в 1994 г. Заметим, что самаКонституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г., ФедеральныйКонституционный Закон был принят 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О КонституционномСуде в Российской Федерации» т.е. практически спустя полгода после КонституцииРоссийской Федерации, а Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе вРоссийской Федерации», к примеру, был принят 31 декабря в 1996 г (спустя 3 года) после Конституции Российской Федерации. Так почему же потребовалось стольскорое принятие именно в форме Федерального Конституционного Закона,определяющего правовое положение Конституционного Суда?
Во-первых,сама Конституция Российской Федерации предусматривает, что деятельностьКонституционного Суда должна регулироваться именно федеральным конституционнымзаконом, а не просто федеральным законом. Напомним, что для принятия иливнесения изменения в любой Федеральный Конституционный Закон необходимополучить его одобрение не менее чем 2/3 голосов Федерального собранияРоссийской Федерации, в которое входят Государственная Дума РоссийскойФедерации и Совет Федерации (нижняя и верхняя палаты парламента). Таким образом,принятие именно в форме Федерального Конституционного Закона акта,регулирующего деятельность (правовой статус) Конституционного Суда РоссийскойФедерации, объясняется тем, что такую форму законодательного акта очень трудноизменить, что придает законодательную стабильность основных положенийдеятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Во-вторых,причина такого скорейшего принятия Федерального Конституционного Закона «ОКонституционном Суде в Российской Федерации» заключается в той политическойситуации, которая существовала в стране на тот период времени
КонституцияРоссии 1993 г. сохранила Конституционный Суд, как самостоятельный институтвласти, хотя и внесла изменения в его компетенцию. Однако на момент вынесенияКонституции Российской Федерации на всенародное голосование между авторами — составителями проекта не было единого мнения по поводу точной характеристикиКонституционного Суда. Этот пробел в Конституции восполнил ФедеральныйКонституционный Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», который наоснове ст. 128 Конституции Российской Федерации установил полномочия, порядокобразования и деятельности Конституционного Суда1.
Статья 1Федерального Конституционного Закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «ОКонституционном Суде Российской Федерации» дает более четкое определениеКонституционного Суда Российской Федерации — это судебный органконституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебнуювласть посредством конституционного судопроизводства. В этом определенииотражены основные черты Конституционного Суда Российской Федерации: правовойстатус — судебный орган, функция — осуществление конституционного контроля,главные принципы деятельности — самостоятельное и независимое осуществлениесудебной власти, процессуальная форма деятельности — конституционноесудопроизводство.
Являясьспециальным органом судебной власти, Конституционный Суд Российской Федерации,учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства инепосредственного действия Конституции Российской Федерации и баланса властей,выступает еще и как высший конституционный орган одного уровня с федеральнымизвеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. В этомвыражается его двуединая правовая природа. По сравнению с предшествующим ФедеральнымКонституционным Законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде идействовавшей ранее Конституцией комментируемый Федеральный КонституционныйЗакон от 5 февраля 2007 года № 2-ФКЗ «О внесении изменений в федеральныйконституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»
не используеттермин «высший» при определении Конституционного Суда2. И он действительно неявляется высшим органом в том понимании, что он не возглавляет какую-либосистему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектовРоссийской Федерации, и не является для судебной системы надзорной,кассационной либо апелляционной инстанцией.
Однако неследует упускать из вида и то обстоятельство, что Конституционный СудРоссийской Федерации все же можно назвать высшим органом в том смысле, что онзанимает высшее положение в механизме конституционного контроля в стране, неподнадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в томчисле для всех других высших государственных структур, связан при осуществлениисудопроизводства только Конституцией Российской Федерации, как вершинойправовой системы и Федерального Конституционного Закона от 21.07.1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде». В силу такого особого статуса КонституционногоСуда из всех высших судебных органов только его компетенция наряду скомпетенцией Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания,Правительства Российской Федерации определена непосредственно и развернуто вКонституции Российской Федерации.
Конституционноесудопроизводство — это процессуальная форма деятельности конституционных судов,которые применяют и интерпретируют конституционные нормы и решают различныеюридические дела, относящиеся к их компетенции. Результат конституционногосудопроизводства — устранение неопределенности в вопросе о соответствиинормативного акта либо договора Конституции Российской Федерации, подтверждениеили отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издатьакт или совершить действие правового характера либо дать официальноеистолкование Конституции Российской Федерации.
Итак,Конституционный Суд Российской Федерации, как судебный орган конституционногоконтроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную властьпосредством конституционного судопроизводства, учрежден относительно недавно,но достаточно быстро занял прочное место в системе демократических институтовроссийской государственности. Сегодня очевидно, что Конституционный Судпредставляет собой действенный механизм защиты Конституции РоссийскойФедерации.
Глава 2 Полномочия исостав Конституционного Суда Российской Федерации
2.1ПолномочияКонституционного Суда Российской Федерации
В соответствиисо ст. 3 Федерального Конституционного Закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗполномочия Конституционного Суда Российской Федерации определяются в целяхзащиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека игражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РоссийскойФедерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный СудРоссийской Федерации:
1. Разрешаетдела о соответствии Конституции Российской Федерации
a. Федеральныхзаконов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации,Государственной Думы, Правительства Российской Федерации
b. Конституцийреспублик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектовРоссийской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органовгосударственной власти Российской Федерации и совместному ведению органовгосударственной власти Российской Федерации и органов государственной властисубъектов Российской Федерации
c. Договоровмежду органами государственной власти Российской Федерации и органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации
d. Невступивших в законную силу международных договоров Российской Федерации
2. Разрешаетспоры о компетенции:
a. Междуфедеральными органами государственной власти
b. Междуорганами государственной власти Российской Федерации и органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации
c. Междувысшими государственными органами субъектов Российской Федерации
3. По жалобамна нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судовпроверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению вконкретном деле
4. Даеттолкование Конституции Российской Федерации
5. Даетзаключение о соблюдении, установленного порядка, выдвижения обвиненияПрезидента Российской Федерации в государственной измене или в совершении иноготяжкого преступления
6. Выступаетс законодательной инициативой по вопросам своего ведения
7.Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РоссийскойФедерации, Федеральным договором и Федеральными Конституционными законами
Может такжепользоваться:
· Правами,предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 КонституцииРоссийской Федерации
· Договорамио разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе ипредназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
КомпетенцияКонституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей,может быть изменена не иначе как путём внесения изменений в настоящийФедеральный Конституционный закон.3
КонституционныйСуд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
КонституционныйСуд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводствавоздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всехслучаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По вопросамсвоей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерациипринимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации
2.2 Состав и порядокформирования Конституционного Суда Российской Федерации
ДействующаяКонституция по сравнению с предыдущей увеличила численный составКонституционного Суда Российской Федерации с 15 (фактически были избраны иработали 13) до 19 судей. Это обусловлено как усложнением задач, стоящих передКонституционным Судом в современный период, так и стремлением обеспечитьпосредством назначения новых судей (прежние сохранили свои полномочия) баланс всоставе Суда представителей различных профессиональных и жизненных ориентаций иубеждений.
Конституция РоссийскойФедерации определяет порядок назначения судей Конституционного Суда РоссийскойФедерации (п. «е» ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 128), которыйконкретизирован в ст. 9 Федерального Конституционного закона от 21 июля 1994 г.№ 1-ФКЗ «О Конституционном Суде». Конституционные судьи назначаются СоветомФедерации в индивидуальном порядке тайным голосованием по представлениюПрезидента Российской Федерации. Предложения о кандидатах в конституционныесудьи могут вноситься Президенту различными органами, организациями и учреждениями,указанными в ч. 1 ст. 9 Федерального Конституционного закона от 21 июля 1994 г.№ 1-ФКЗ «О Конституционном Суде».4
Палатыравноправны. Этому принципу в наибольшей степени соответствовало бы ихобразование с равным числом судей. Однако идея образования палат возникла ужепосле того, как общее число судей Конституционного Суда было определено вКонституции Российской Федерации. Поэтому в палаты входят соответственно 10 и 9судей. Персональный состав палат определяется путём жеребьёвки, порядокпроведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.Председатель и заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты.
Важнойгарантией независимости Конституционного Суда, равенства прав судей являютсяположения данного Закона об избрании самими судьями из своего состава тайнымголосованием Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаряКонституционного Суда. Пленарные заседания Конституционного Суда РоссийскойФедерации созываются Председателем Конституционного Суда Российской Федерации,а заседания палаты – председательствующим в палате. В пленарных заседанияхучаствуют все судьи, заседаниях палат – судьи, входящие в составсоответствующей палаты.
Осуществлениеконституционного судопроизводства посредством пленарных заседаний и заседанийпалат потребовало разграничить компетенцию Конституционного Суда между ними.Закон установил, что в пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос,входящий в компетенцию Суда. Вместе с тем имеются вопросы, подлежащиерассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. Одни из них носят юрисдикционныйхарактер, другие являются организационными. Они определены как в ч. 2 и 3 ст.21, так и в других статьях Федерального конституционного закона от 21 июля 1994года, № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в редакцииФедерального конституционного закона от 5 февраля 2007 года № 2-ФКЗ «О внесенииизменений в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном СудеРоссийской Федерации» (ст. 15; ч. 4 ст. 17; п. 1 и 7 ч. 1, ч. 5 ст. 18; п. 3 и4 ч. 1 ст. 24; ст. 26; 42; 47; ч. 3 ст. 111). На палаты возложено разрешениедел, отнесенных к ведению Конституционного Суда и не подлежащих рассмотрению,согласно Закону о нем, исключительно в пленарных заседаниях (ст. 22).Конституционный Суд исключительно в пленарных заседаниях:
1. Разрешает дела всоответствии Конституции Российской Федерации, Конституций республик и уставовсубъектов
2. Даёт толкованиеКонституции
3. Даёт заключение особлюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента вгосударственной измене или совершении иного тяжкого преступления
4. Решает вопрос овыступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения
5. Избирает Председателя,его заместителя, судью – секретаря Конституционного Суда Российской Федерации
6. Формирует персональныесоставы палат Конституционного Суда Российской Федерации
7. Устанавливает очередностьрассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда РоссийскойФедерации
8. Распределяет дела междупалатами
Остальныедела Конституционный Суд Российской Федерации разрешает в заседаниях палат, вих числе:
1. Дела в соответствииКонституции, Федеральных законов и иных нормативно – правовых актов, а такжезаконов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, договоровмежду органами государственной власти Российской Федерации, не вступивших всилу международных договоров Российской Федерации
2. Разрешает споры окомпетенции между федеральными органами государственной власти РоссийскойФедерации, между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов, между высшими государственнымиорганами субъектов
3. По жалобам за нарушениеконституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяетконституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретномделе.
Перечень этихдел весьма обширен. Практика показывает, что основной объем работыКонституционного Суда приходится на палаты.5
Глава 3 Организациядеятельности
и структураКонституционного Суда Российской Федерации
КонституционныйСуд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля,самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредствомконституционного судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерациисостоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации попредставлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд РоссийскойФедерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе неменее 3/4 от общего числа судей. В пленарном заседании судьи тайнымголосованием избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КонституционногоСуда Российской Федерации. Полномочия Конституционного Суда РоссийскойФедерации не ограничены определенным сроком. Основные принципы деятельности:независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправиесторон.
КонституционныйСуд Российской Федерации независимв организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любыхдругих органов.
КонституционныйСуд Российской Федерации состоитиз двух палат: 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путемжеребьевки. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного СудаРоссийской Федерации, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав палаты.Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более чем три годаподряд. Очередность исполнения полномочий председательствующего на заседанияхпалаты определяется палатой. Конституционный Суд Российской Федерации вправерассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию.
Предложения окандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могутвноситься Президенту Российской Федерации членами Совета Федерации и депутатамиГосударственной Думы, законодательными органами субъектов Российской Федерации,высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами. СоветФедерации рассматривает вопрос о назначении на должность в срок 14 дней смомента получения представления Президента Российской Федерации. В случаевыбытия судьи представление о назначении другого лица вносится ПрезидентомРоссийской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытиявакансии.
СудьяКонституционного Суда Российской Федерации назначается на должность сроком на15 лет (назначение на второй срок не допускается). Он считается вступившим вдолжность с момента принесения присяги. Судья Конституционного Суда РоссийскойФедерации
· неможет занимать государственные или общественные должности
· неможет заниматься предпринимательской деятельностью
· невправе осуществлять защиту в суде или иных органах
· неможет принадлежать к политическим партиям и движениям
· неможет вести политическую пропаганду и агитацию
· невправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может статьпредметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, до принятиярешения по этому вопросу.
Гарантиинезависимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечиваютсяего несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленнымпорядком приостановления и прекращения полномочий судьи, обязательностьюпроцедуры судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность,предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантиейбезопасности.
Полномочиясудьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены:если в отношении него возбуждено уголовное дело; если он по состоянию здоровьявременно не способен выполнять свои обязанности. Конституционный Суд РоссийскойФедерации приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению.
Глава 4 ПрактикаКонституционного Суда Российской Федерации
Урегулированнаянормами конституционного права деятельность Конституционного Суда по поводуразрешения дел, являющихся предметом разбирательства федерального органаконституционной юстиции. Юридические процедуры и принципы конституционногосудопроизводства определены «О Конституционном Суде Российской Федерации». Вэтом заключена особенность конституционного судопроизводства, посколькууголовное, гражданское, административное судопроизводство осуществляются наосновании соответствующих процессуальных кодексов. В соответствии со ст. 53 Федеральногоконституционного закона от 21 июля 1994 года, № 1-ФКЗ «О Конституционном СудеРоссийской Федерации» с редакцией Федерального конституционного закона от 5февраля 2007 года № 2-ФКЗ «О внесении изменений в федеральный конституционныйзакон «О Конституционном Суде Российской Федерации» сторонами в конституционномсудопроизводстве являются:
1. заявители — органы и ихлица, направившие в Конституционный Суд обжалование;
2. органы и должностныелица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого оспаривается;
3. государственные органы,компетенция которых оспаривается.
Участникамипроцесса выступают свидетели и эксперты6 Конституционноесудопроизводство охватывает ряд стадий. Совокупность последовательно сменяемыхдруг друга таких стадий собственно и составляет конституционноесудопроизводство. В конституционном судопроизводстве выделяют несколько стадий:
· Внесениеобращения в Конституционный Суд;
· Предварительноерассмотрение обращений;
· ПринятиеКонституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение;
· Подготовкак разбирательству;
· Непосредственноразбирательство;
· Принятиеитогового решения;
· Опубликованиеи вступление в силу решения Конституционного Суда;
· Исполнениерешения Конституционного Суда.
Действия Судаприменительно к каждой из стадий должны укладываться в процессуальные сроки.Так, предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее 2месяцев со дня его регистрации. Решение о принятии обращения к рассмотрениюдолжно быть принято не позднее месяца с момента завершения предварительногоизучения обращения судьей (судьями). Не позднее чем через месяц после принятияобращения к рассмотрению принимается решение о назначении дела к слушанию.
Порядокисчисления сроков определяется Регламентом Конституционного Суда. На любой изстадий производство по делу может быть прекращено. Как правило, это происходитв случае отзыва обращения. Кроме того, Конституционный Суд вправе прекратитьпроизводство по делу, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу впринятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос,разрешаемый законом, по своему характеру и значению не относится к числуконституционных.
4.1 Обращение вКонституционный Суд Российской Федерации
Представляетсобой выраженный в форме запроса, ходатайства или жалобы повод обращенияопределенных законом органов и лиц в Конституционный Суд Российской Федерации.Обращения — это своего рода судебный иск, с которым заявители обращаются вКонституционный Суд.
В соответствиисо ст. 37 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года, № 1-ФКЗ «ОКонституционном Суде Российской Федерации» в обращении должны быть указанынеобходимые реквизиты заявителя, позиция заявителя по поставленному им вопросуи ее правовое обоснование, перечень прилагаемых документов и др. СоответственноРегламенту Конституционного Суда обращение и прилагаемые к нему документыпредставляются с копиями в количестве 30 экземпляров. Граждане представляюттакие документы с копиями в количестве 3 экземпляров. Обращения вКонституционный Суд предполагают уплату государственной пошлины в размере:
а) длязапросов, ходатайств и жалоб юридических лиц — в размере 15 минимальныхразмеров оплаты труда;
б) для жалобгражданина — один минимальный размер оплаты труда.
В случае еслиобращение не было принято к рассмотрению, госпошлина возвращается заявителю.Поступившее в Конституционный Суд обращение подлежит обязательной регистрации.Зарегистрированное обращение подлежит предварительному рассмотрению — вначалеаппаратом Суда, а затем судьями. При этом должен быть решен вопрос оподведомственности и допустимости обращения. Если вопрос о подведомственностиразрешается Секретариатом Суда, то вопрос о допустимости решается судьями.Обращение не является допустимым, если: а) заявителем поставлен политический, ане правовой вопрос;
б) данныйвопрос не конституционного уровня и не нашел разрешения в КонституцииРоссийской Федерации;
в)оспариваемый акт не является правовым, а оспариваемый закон не применен и не подлежитприменению в конкретном деле гражданина.
Кроме того,не признаются допустимыми обращения, в которых речь идет о пробелах вКонституции Российской Федерации, законе либо об их несовершенстве, и передКонституционным Судом Российской Федерации поставлена задача обусовершенствовании либо изменении данного закона.
Определениедопустимости поступившего обращения осуществляется также с учетом двухобстоятельств:
· компетенцииКонституционного Суда Российской Федерации
· ранеевыраженной им при рассмотрении конкретного дела правовой позиции.
В процессепредварительного изучения обращения судья вправе давать поручения специалистамаппарата Суда по анализу отдельных правовых вопросов, а также поручатьэкспертам произвести необходимые экспертизы или специальные исследования. Внеобходимых случаях судья может воспользоваться консультацией специалиста. Порезультатам предварительного изучения обращения судья делает заключение,которое может быть как устным, так и письменным. Заключение судьи докладываетсяв пленарном заседании Конституционного Суда. В случае если судья придет квыводу, что обращение не может быть принято к рассмотрению Судом, то вместозаключения (либо наряду с этим) готовит проект определения об отказе в принятииобращения к рассмотрению. Обращения, по которым завершено предварительноеизучение, рассылаются всем судьям и вносятся в пленарное заседаниеКонституционного Суда для рассмотрения вопроса о принятии их к рассмотрению.
4.2 Разбирательство вКонституционном Суде
Стадияконституционного судопроизводства, связанная с рассмотрением всех обстоятельствдела и уяснением на этой основе правовой позиции сторон. Как правило, даннаястадия имеет форму устного разбирательства. Судебное разбирательство,начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к рассмотрениюдела, существа вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых всвязи с подготовкой дела к рассмотрению7. При этомсудья-докладчик не должен в какой-либо форме излагать собственную позицию порассматриваемому делу. Затем, после доклада судьи, Суд заслушивает предложениясторон, устанавливает порядок исследования вопросов дела. Составными частямипоследующего разбирательства являются: объяснения сторон, заключение эксперта,показания свидетелей, исследование документов, заключительное выступлениесторон. По завершению исследования вопросов дела председательствующий всудебном заседании объявляет об окончании слушания дела. Конституционный СудРоссийской Федерации вправе отложить разбирательство, если сочтетрассматриваемый вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся вдополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседаниивследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, непредставления необходимыхСуду документов и др.
4.3 РешениеКонституционного Суда
Правовой акт,принятый Конституционным Судом или его палатой на основе рассмотренного имдела, т.е. рассмотрение вопроса, имеющего конституционное значение. РешениеКонституционного Суда принимается открытым голосованием путем поименного опросасудей. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинствоучаствовавших в голосовании судей. Решение о толковании Конституции принимаетсябольшинством не менее 2/3 от общего числа (19) судей. Решение КонституционногоСуда принимается на основе оценки, как буквального смысла рассматриваемогоакта, так и смысла, придаваемого ему официальным и иным толкованием илисложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места всистеме правовых актов.
СудьяКонституционного Суда имеет право на опубликование своего особого мнения,которое приобщается к материалам дела. Согласно Федеральному Конституционномузакону от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде» решениеКонституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силунемедленно после его провозглашения8. В определении КонституционногоСуда от 13 января 2000г. отмечается, что статус Конституционного Суда непредполагает обжалование принимаемых им решений. Иное не соответствовало бы еговысокому предназначению как органа конституционного контроля. В то же время Федеральныйконституционный закон от 21 июля 1994 года, № 1-ФКЗ «О Конституционном СудеРоссийской Федерации» (ст. 73) предусматривает корректировку правовых позиций,формулируемых Судом при осуществлении им конституционного судопроизводства.Так, выраженная ранее одной из палат Суда правовая позиция может быть измененавпоследствии в пленарном заседании Конституционного Суда.
Поводом дляэтого может послужить обращение в Конституционный Суд любого из управомоченныхна это субъектов, инициатива самих судей, а также и жалоба гражданина.
РешенияКонституционного Суда в зависимости от их специфики могут быть трех видов:постановление — итоговое решение по вопросам о разрешении компетенции,соответствия Конституции Российской Федерации, по жалобам на нарушенияконституционных прав и свобод граждан, а также толкования КонституцииРоссийской Федерации; заключение — итоговое решение по существу запроса особлюдении установленного порядка выдвижения обвинения против ПрезидентаРоссийской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкогопреступления; все иные решения Конституционного Суда именуются определениями.Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом взакрытом совещании, в котором участвуют только судьи. Постановления изаключения Конституционного Суда излагаются в виде отдельных документов собязательным указанием мотивов их принятия. Постановления и заключенияКонституционного Суда не позднее чем в течение 2 недель со дня подписаниянаправляются Президенту Российской Федерации, палате Федерального Собрания,Уполномоченному по правам человека Российской Федерации, Верховному Суду, ВысшемуАрбитражному Суду, Генеральному прокурору Российской Федерации, министруюстиции.
РешениеКонституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силунемедленно после его провозглашения. Решение действует непосредственно и нетребует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или ихотдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанныене соответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в законнуюсилу международные договоры не подлежат введению в действие и применению.Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанныхнеконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены вустановленном законом порядке. Юридическая сила постановления КонституционногоСуда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторнымпринятием того же акта. В случае если признание нормативного актанеконституционным создает пробел в правовом регулировании, непосредственноприменяется Конституция Российской Федерации.
РешенияКонституционного Суда публикуются в «Вестнике Конституционного Суда», «СобранииЗаконодательства Российской Федерации» и «Парламентской газете». РешениеКонституционного Суда согласно ст. 83 Федерального Конституционного закона от21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» можетбыть официально разъяснено только самим Конституционным Судом в пленарномзаседании или заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов илиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд, других органов и лиц,которым оно направлено.
Заключение
Успех молодойРоссийской демократии не будет зависеть от наличия или отсутствияКонституционного суда. В России пока нет многих других элементовдемократической системы, которые имеют большое значение. РоссийскийКонституционный суд является истинно юрисдикционным органом, способным выноситьокончательные и не подлежащие оспариванию решения. Если в первые годыдеятельность суда была чересчур осторожной, то сейчас налицо ряд положительныхитогов. Суд показал, что он в состоянии и защищать индивидуальные права, иограничивать превышение власти на государственном уровне, что уже само по себеявляется существенным достижением.
КонституционныйСуд — важный элемент политической системы. Он служит обеспечению политическойстабильности, развитию политических процессов в установленных Конституциейрамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должнаосуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случаепозиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовоезначение и влечет юридические последствия, обязательные для сторонконституционного спора.
КонституционныйСуд Российской Федерации — это не только судебный орган, но и такой конституционныйорган, которому предоставлено право в установленных Конституцией РоссийскойФедерации и законом форме и пределах осуществлять контроль над органамизаконодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде — и над инымисудебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшуюгосударственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая рольКонституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве ихранителя долгосрочных конституционных ценностей.
Список использованнойлитературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РоссийскойФедерации. М. 12.12.1993 г.
2. ФедеральныйКонституционный Закон от 21 июля. 1994 «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации». (С изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005г.). В ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 N1-ФКЗ, от 15.12.2001 N 4-ФКЗ, от 07.06.2004 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 2-ФКЗ, от05.02.2007 N 2-ФКЗ) Одобрен Советом Федерации Российской Федерации 12.07.1994г. Опубликован в «Российской газете»
3. ФедеральныйКонституционный Закон от 5 февраля 2007 года № 2-ФКЗ «О внесении изменений вфедеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»Одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 24.01.2007г., Опубликован в «Парламентской газете» — 08.02.2007
Научная и специальнаялитература
1. Витрук Н.В.Конституционное правосудие. Учебное пособие. М.Юрист. 2005
2. Баглай М.В., ГабричидзеБ.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. — М.:Издательская группа ИНФРА*М — КОДЕКС, 2007. – 512 с.
3. Двигалёва. А.А. Обществознание.Учебник для абитуриентов. – СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006 – 496 с.
4. Комментарий к КонституцииРоссийской Федерации. М. Издательство БЕК, 1994. С.392-396; С.401-40
5. Комментарий кФедеральному Конституционному Закону от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный). Под ред. А.А. Батяева.Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006
6. Постатейный комментарий кКонституции Российской Федерации. Под общ. Ред. В.Д. Карповича.-М.: Юрайт-М;Новая Правовая культура, 2002
7. Постатейныйнаучно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллективаученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина(Официальный текст на 1 августа 2003 г).