Реферат по предмету "Государство и право"


Право в годы Великой Отечественной войны

КАЛИНИНГРАДСКИЙПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯКонтрольная работапо дисциплине
ИСТОРИЯОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВАТема: «Право в годы ВеликойОтечественной войны»
 Выполнил:Студент66 учебной группыЛуковскийР.В.
Научныйруководитель:
профессоркафедры гражданско-правовых дисциплин
кандидатисторических наук, доцент
Забоенкова АллаСтаниславовна
Дата сдачи:
Оценка:КАЛИНИНГРАД — 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Изменения правотворческой и правоисполнительнойдеятельностей в условиях войны
2.Изменения права в военные годы
2.1. Гражданское право
2.2. Трудовое право
2.3. Семейное право
2.4. Колхозное право
2.5. Уголовное право
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение
Великая Отечественнаявойна внесла огромную роль в развитии промышленности, науки, металлургии, сельскогохозяйства, права и т.д. Колоссальный практический и теоретический опыт былприобретен за годы войны. С точки зрения права для нас важно понять, как перестраивалсягосударственный аппарат на военный лад, какие изменения благоприятно влияли наобщественный строй, а какие не принесли должного результата и привели только кпотерям. Изучение ошибок сделанных в годы войны даст нам возможность недопустить их в будущем. Каждый из нас должен знать, какой ценой Советский Союздобился победы над фашистами.
В данной работерассматриваются изменения, возникшие в государственном аппарате и правеСоветского Союза в период Великой Отечественной войны.
Цель исследованиязаключается в том, чтобы понять, как менялась правотворческая иправоисполнительная деятельность в военные годы, обнаружить преобразования вСоветской правовой системе, которые позволили объединить и направить вес народв отражение нападения захватчика, рассматривая её отдельные отрасли.
Структура курсовой работы определена характером исследуемых вней проблем и состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов,заключения и библиографического списка использованной литературы.

1. Измененияправотворческой и правоисполнительной деятельностей в условиях войны
Основным правовымдокументом, служившим для регулирования всех сфер общественной деятельности вСоветском государстве, ко времени начала Великой Отечественной была КонституцияСССР 1936г. с различными поздними дополнениями к ней. Законы и указы Конституцииобеспечивали нормальное существование и функционирования Советского государствав мирное время. Однако, после вероломного, неожиданного и подлого наступленияфашисткой Германии без объявления войны, нарушившего пакт о ненападении 1939г.[1],Советское правительство понимала необходимость перевода всех граней социальнойжизни на новый лад и ведение новой внутренней и внешней политики отвечающейусловиям военного времени. В Великую Отечественную войну указы государственныхправотворческих органов продолжали выступать в качестве важнейшего сред­ствапроведения в жизнь политики Советского государства, служили средствомреализации его функций. Изменение общественных отношений, определялись главнымобразом военными обстоятельствами, преследовали главную цель — добиться скорейшейпобеды над врагом. Советское право в целом и каждая его отрасль играли важнуюроль в мобилизации потенциала страны для отпора агрессору, в укреплениидисциплины и соблюдении правопорядка. Вся правостроительная деятельностьСоветского государства была подчинена решению проблем военного времени.
Положения военного временидали толчок для изменения и дополнения советского законодательства, которыезачастую были радикальными и чрезвычайными. В первую очередь это относилось кправовому регули­рованию вопросов, связанных с введением военного положения, ав ряде местностей, где возникала угроза захвата территории, — даже осадного положения.Это был особый правовой режим, предусматривавший значительное расширениеполномочий военных властей, расширение круга дел, подсудных военным трибуналам,применение чрезвычайных мер по обеспечению государственной безопасности, охранеобщественного порядка и укреплению обороноспособности, а также решавший другиезадачи, необходимые для победы над мощным врагом. Когда враг подошел к Москве ивозникла угроза ее захвата, Государственный Комитет Обороны 19 октября 1941 г. принял постановление о введении с 20 октября 1941 г. в Москве и прилегающих к городу районахосадного положения в целях тылового обеспечения обороны Москвы и укрепления тылавойск, защищавших Москву, а также пресечения подрывной деятельности шпионов,диверсантов и других агентов немецкого фашизма. Согласно этому постановлениювоспрещалось всякое уличное движение, как отдельных лиц, так и транспорта с 12ч ночи до 5 ч утра, нарушители порядка должны были немедленно привлекаться ксуду военного трибунала, провокаторы, шпионы и прочие агенты врага, призывавшиек нарушению порядка, расстреливались на месте и т.д. Советское государство исходило изуказания Ленина о том, что «раз война оказалась неизбежной — все для войны, ималейшая распущенность и недостаток энергии должны быть караемы по законам военноговремени».
В целях быстроймобилизации советских народов и для принятия мер защиты от врага, 31 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли совместное постановление,которым признавалась необходимость создания Государственного Комитета Обороны,сосредоточение всей полноты власти в руках ГКО. Все граждане, партийные, советские,комсомольские и военные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения ираспоряжения ГКО. Состав ГКО был узким, вначале в него входило пять человек,затем он был расширен до 9 человек. Возглавил его И. В. Сталин. ГКО занималсявсеми проблемами, связанными с решением основной задачи — разгрома захватчиков.ГКО иногда решал и локальные за­дачи. Так, он руководил обороной Москвы иЛенинграда. Он не имел своего аппарата и действовал, используя аппараты СНК,наркоматов, ЦК ВКП(б). Для подготовки проектов постановлений, решенияконкретных вопросов, изучения и решения сложных вопросов ГКО создавал комитеты,советы, комиссии. Существовал институт уполномоченных ГКО, обычноуполномоченные назначались ГКО для решения определенных вопросов. В прифронтовыхгородах создавались городские комитеты обороны, которые возглавлялись первымисекретарями обкомов или горкомов партий. В них также входили председателиобластного или городского исполкомов, представители военного командования,начальники управления НКВД и другие лица. За быстрый срок в союзе удалосьсоздать более 60 комитетов: в Севастополе, Сталинграде, Одессе, Туле, Ростове,Воронеже и в других городах. ГКО осуществлял интенсив­ную нормотворческуюдеятельность, которая к концу войны насчитывала более 10 тыс. постановлений.Так, 17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательномобучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50лет. Было установлено, что обязательное военное обучение должно осуществлятьсявневойсковым порядком без отрыва лиц, привлеченных к прохождению военногообучения, от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях.Время занятий не должно было мешать нормальному ходу работы предприятий иучреждений. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и егоорганы на местах. Для этого в составе Наркомата обороны было образованоуправление всеобщего военного обучения (Всеобуч), а в военных округах,областных, краевых, республиканских военкоматах — отделы Всеобуча. Врайвоенкоматах были 2-3 инструктора Всеобуча, выбиравшихся из командиров запасаи наиболее подготовленных рядовых старшего возраста, не призванных в армию.
Юридической базой всегозаконодательства продолжали оставаться Конституция СССР и конституции союзных иавтономных республик. При этом особое значение приобретали те их нормы, которыепрямо касались вопросов обороны страны — состояния войны, общей и частичноймобилизации, руководства вооруженными силами, всеобщей воинской обязанности ипрохождения военной службы гражданами СССР. Конституционная обязанность гражданпо защите Отечества получила свою конкретизацию в ряде нормативных актовСоветского государства, изданных уже в первые дни войны, прежде всего в УказеПрезидиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 г. Особое значение имели решения Государственного Комитета Обороны, относившиеся к числу актоввысшей юридической силы. Они были обязательны для исполнения всех партийных,советских, комсомольских и военных организаций, равно как и для всех граждан.
Согласно Указу «О военномположении», военные власти могли издавать обязательные для всего населенияпостановления, устанавливая за их неисполнение наказания в административномпорядке в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или штрафа до 3 тыс. руб.Они были вправе отдавать распоряжения местным органам власти, государственным иобщественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного инемедленного ихисполнения.
Приказы и инструкцииобщесоюзных и союзно-республиканских наркоматов тоже стали весьмараспространенным источником права. Значительное число правовых норм было изданоорганами военного командования после закона «О создании войсковых формированийсоюзных республик и о преобразовании в связи с этим народного комиссариатаобороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат»,принятого 1 февраля 1944 г. Верховным Советом СССР. В марте — октябре 1944 г. Верховные Советы союзных республик учредилинаркоматы обороны, назначили наркомов и внесли в связи с этим изменения в своиКонституции.
Нормотворческаядеятельность Советского государства дополнялась судебной практикой. Особоезначение приобрели постановления Пленума Верховного Суда СССР, которыеоперативно и гибко откликались на требования военного времени. Верховный Судразъяснял нижестоящим судам, как им надлежало применять советскоезаконодательство. Устанавливая порядок применения ряда правовых норм, толкуязаконы и подзаконные акты, Верховный Суд нередко восполнял в то же времяпробелы в праве, которые выявлялись в практике, но не были решены законодателеми не могли быть восполнены в процессе законодательной деятельности из-засложной обстановки. Огромнуюроль в правосудии сыграл указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., утвердивший Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, ив районах военных действий. Назначение председателей, их заместителей и членоввоенного трибунала производилось Народным комиссаром юстиции СССР. Председателивоенных трибуналов округов, фронтов и флотилий имели право временно отстранятьпредседателей, их заместителей и членов нижестоящих трибуналов с последующимутверждением НКЮ СССР. Расширялась подсудность военных трибуналов. Онирассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела опреступлениях против обороны, общественного порядка и государственнойбезопасности, хищение социалистической собственности, разбой, убийства,уклонение от исполнения всеобщей воинской повинности. Был изменен в связи свойной и процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы ипротесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры вступали в законнуюсилу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно. Лишь оприговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военнойколлегии Верховного Суда СССР, и если до истечения определенного времени она неистребовала дело, приговор приводился в исполнение. В 1943 г. было объявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте. Дляработников транспорта вводилась военная дисциплина, они объявлялисьмобилизованными и закреплялись для работы на транспорте до конца войны. Дела опреступлениях на транспорте рассматривались в военных трибуналах и по законамвоенного времени.
Война вынудила Советскоегосударство приостановить действие некоторых норм Конституции до окончаниявойны, а другие видоизменить в соответствии с чрезвычайной обстановкой.Конституционные гарантии свободы слова, печати, митингов, шествий,демонстраций, неприкосновенности жилища и тайны переписки не могли в условияхвойны осуществляться в том же объеме, что и до нее. Они увязывались снеобходимыми дополнительными мерами предосторожности и контроля, диктуемыми обстановкойвоенного времени. Некоторые институты советского права, не применявшиеся вмирных условиях, во время войны получили весьма значительное применение, сталиважным инструментом решения новых сложных проблем.
Многие нормативные акты,принятые во время войны, исчерпали себя еще до ее окончания, другие — вскорепосле конца войны. Но ряд актов военного времени был рассчитан на перспективу,на сравнительно долговременное действие. Подобная устремленностьзаконодательства в будущее, намерение советского законодательства в ходе войнырешать вопросы так, «как это должно быть после войны», основывались на глубокомубеждении партии и всего народа в торжестве своего дела, в победе СССР.
Условия войныограничивали нормотворческую деятельность представительных органов власти всехступеней, включая и Верховный Совет СССР. Значительно большую, чем раньше, рольв нормотворчестве стали играть Президиум Верховного Совета СССР и ПрезидиумыВерховных Советов союзных республик, СНК СССР. Многие указы законодательногохарактера к тому же не вносились тогда на утверждение Верховных Советов. Вовремя войны обычный для издания советских законов порядок не всегда мог бытьточно соблюден, он был упрощен, приспособлен к быстро меняющейся военной,политической и хозяйственной обстановке. Законопроекты уже не направлялись наширокое обсуждение, а оперативно обсуждались соответствующими комиссиями.Некоторые из правовых актов, как и до войны, публиковались для всеобщегосведения в центральной и местной печати, другие объявлялись приказами народногокомиссара обороны СССР, третьи — в целях сохранения военной тайны — непубликовались, а доводились лишь до сведения соответствующих лиц и учреждений,призванных обеспечить их проведение в жизнь.
Во вражеском тылу в рядерайонов сохранялись непрерывность и преемственность действия советских правовыхнорм. Органы, представлявшие там Советскую власть, издавали постановления,распоряжения, приказы на основе Советской Конституции, советскогозаконодательства.
И в условиях войны продолжалпроводиться в жизнь принцип социалистической законности. Это положениесправедливо не только для тыла, но и для Советских Вооруженных Сил. Они всуровые годы войны не только строго соблюдали советскую социалистическуюзаконность, но и нормы международного права, законы и обычаи войны. На стражесоциалистической законности стояли органы правосудия и прокуратуры, а в вооруженныхсилах — командиры и политработники, органы военной прокуратуры и военнойюстиции. Не только судебная, но и административная практика основывалась назаконах.
Хотя в целях быстрой ирешительной борьбы с преступлениями, представлявшими во время войны наибольшуюопасность, была расширена компетенция военных трибуналов и упрощена процедурасудебного разбирательства дел, но и при этом основные принципы организации идеятельности органов правосудия, установленные Конституцией СССР, оставалисьнезыблемыми. Так же, как и в мирное время, соблюдались принципы гласности,устности и непосредственности. Не было существенных отступлений от них и прирассмотрении дел в действующей армии.
Введение военногоположения в ряде республик и областей страны повлекло за собой установлениеособого правового режима, то есть возложение на граждан ряда дополнительныхобязанностей в интересах обороны и разгрома врага, а именно: трудовойповинности, автогужевой повинности, военно-квартирной обязанности, мобилизациидля военных нужд транспортных средств и другого имуществ.
Таким образом, и вусловиях войны оставались незыблемыми конституционные принципы советскогообщественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан.Право полностью сохранило свой социалистический характер. Расширение сферыадминистративных методов руководства, суровые меры, которые нередко вынужденобыло применять Советское государство в отношении нарушителей законов идисциплины, продиктованные необходимостью, не колебали основных принциповсоциалистического права. Оно во многом способствовало претворению в жизньлозунга: «Все для фронта, все для победы!». Оно содействовало созданиюкрепкого, организованного тыла, переводу экономики страны на военные рельсы,играло роль эффективного регулятора общественных отношений, укреплениядисциплины и организованности.

2.Измененияправа в военные годы
 
2.1 Гражданскоеправо
Сначаласледует отметить, что советское законодательство считалось действовавшим нетолько на территорию, находящеюся под защитой советских войск, но и на область,временно оккупированную врагом. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные территории завремя её оккупации, если они противоречили закону или не соответствовалиинтересам советского государства, признавались недействительными. Советское гражданское право непретерпело существенных изменений.
Расширялисьправа государства в отношении некоторых объектов права личной собственности.Так, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники, применялисьреквизиции некоторого имущества, например, лодок в местах переправ и т.д.Граждане освобожденных территорий обязаны были сдавать органам государства трофейноеимущество, а также брошенное имущество, собственники которого не известны, всеприсвоенное во время оккупации имущество, как государства, так и граждан.Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. обязало совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик возвратить колхозамосвобожденных районов скот, который в свое время был эвакуирован на восток.
Преобразованияв обязательном праве стремились на сужения применения гражданско-правовыхдоговоров и расширения применения административно правовых, плановых задач. Этокасалось, прежде всего, военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т.д.Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Естественно, ввоенных условиях особое внимание уделялось договору жилищного найма. Управление имуществом осуществлялосьв соответствии с требованием хозяйственного расчета. Много было сделано длязащиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военноговремени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. Указанием Пленума Верховного СудаСССР от 23 июня 1941 г. были приостановлены все дела по искам о выселении изжилых помещений военнослужащих и членов их семей. Постановлением СНК СССР от 5августа 1941 г. за военнослужащими сохранялась их жилая площадь, котораяосвобождалась от квартирной платы, а плата за площадь, занимаемую членами семейвоеннослужащих, взималась на льготных условиях. Особый жилищно-правовой статус имели лица,эвакуированные на Восток. Постановлением СНК СССР от 16 февраля 1942 г. эвакуированные рабочие и служащие получали жилплощадь на новом месте жительства, а ихквартиры поступали в распоряжение исполкомов местных Советов и предоставлялисьв первую очередь рабочим и служащим оборонных предприятий, остававшихся вданном городе. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР от12 ноября 1942 г. граждане, возвращавшиеся из эвакуации, могли в судебном порядкетребовать освобождения своей жилплощади при соблюдение ими трёх условий:
— ихэвакуация была в свое время документально оформлена;
— квартирная плата вносилась своевременно;
— лица, поселившиеся на их площади, получили ее хотя и в установленном порядке,но не ввиду разрушения того дома, где они жили;
В техусловиях соблюдение этих правил было делом непростым. В связи с войной, когдамного людей погибло, был значительно расширен круг наследников. Кроме детей,супруга и иждивенцев, как это было ранее, Указ Президиума Верховного СоветаСССР от 14 марта 1945 г. предоставил право наследования трудоспособнымродителям, братьям и сестрам. Каждый гражданин мог по завещанию оставить все своеимущество или часть его одному или нескольким лицам из числа упомянутых вУказе, а также государственным органам или общественным организациям. Однакозавещатель не мог лишить своих несовершеннолетних детей и другихнетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследованиипо закону. При отсутствии лиц, указанных в законе, имущество можно былозавещать любому лицу.
2.2Трудовое право
Дляобеспечения безостановочной работы предприятий, замены работников, ушедших ввооруженные силы, для проведения оборонных, строительных работ, заготовоктоплива, восстановления транспорта, охраны военных объектов, борьбы состихийными бедствиями, эпидемиями и т.д. вводились чрезвычайные мерырегулирования трудовых отношений. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22июня 1941 г. «О военном положении» предоставил право военным властямпривлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда вышеперечисленныхработ. Указом от 26 июня1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства былодано право устанавливатьс разрешения СНК СССР как для всех рабочих и служащих предприятий, так и дляотдельных цехов, участков и групп, рабочих и служащих (кроме беременных женщин,начиная с шестого месяца беременности, а также женщин, кормящих грудью, — втечение шести месяцев кормления) обязательные сверхурочные работы продолжительностьюот 1 до 3 ч в день. Лица, не достигшие 16 лет, могли быть привлечены кобязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2 ч в день.Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Во всехгосударственных, кооперативных и общественных предприятиях и учрежденияхотменялись очередные и дополнительные отпуска, за исключением отпусковработника до 16 лет, в случае болезни, по беременности и родам. Они былизаменены денежной компенсацией, которая переводилась в сберегательные кассы вкачестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих.
Дляобеспечения рабочими руками важнейших, работавших на нужды обороны,предприятий, строек военной промышленности и других отраслей народногохозяйства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. признавалась необходимой мобилизация трудоспособного городского населения на период военноговремени для работы на производстве и строительстве. Мобилизации подлежалимужчины в возрасте от 16 до 55 лет, а женщины — от 16 до 45 лет, не работавшиев государственных учреждениях и предприятиях. От мобилизации освобождались лицамужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, которые подлежали призывув школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища,согласно контингентам, устанавливаемым СНК СССР, а также женщины, имевшиегрудных детей или детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членовсемьи, обеспечивавших уход за ними; учащиеся высших и средних учебныхзаведений. Длявыполнения срочных неотложных работ допускалась трудовая повинность граждансроком до 2 месяцев.Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности — кпринудительным работам по месту жительства на срок до 1 года. Для выполнениявременных, неотложных работ постановлением СНК СССР от 10 августа 1942 г. предусматривалась возможность привлечения граждан к трудовой повинности (помимо стихийныхбедствий, пожаров и т.д.) для оборонных работ, заготовки топлива и т.д. на срокдо двух месяцев.
Государствопредоставляло льготы инвалидам Великой Отечественной войны, которые повременной нетрудоспособности получали пособие в размере полного заработканезависимо от стажа работы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 г. была учреждена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

2.3 Семейное право
Серьёзноеснижение числа населения СССР, из-за людских жертв, которых требовала война,потребовало издания ряда законодательных актов, направленных на дальнейшееукрепление института брака, повышение рождаемости и поощрение многодетных семей,решение вопроса об одиноких матерях и облегчение устройства детей-сирот.
Меры, предусматривающиедополнительную охрану интересов матери и ребенка и направленные на увеличениенародонаселения Советского Союза, начались уже в самом начале войны. С 1октября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Длябеременных женщин выдавались дополнительные пайки. 1 сентября 1942 г. СНК СССР принял постановления, установившие новый порядок выдачи пособий по беременности иродам женщинам — служащим вольнонаемного состава войсковых частей и учреждений,а также пособий по беременности и родам женщинам — военнослужащим рядового имладшего начальствующего состава, уволенным из Красной Армии, Военно-МорскогоФлота и войск НКВД СССР. Улучшилась организация ясельного обслуживания.
Условия военного временипривели к необходимость проведения мероприятий по борьбе с детскойбеспризорностью и безнадзорностью. 23 января 1942 г. был издан первый общесоюзный акт, содержавший правила о патронате. Им предусматривалось направлениедетей, оставшихся без родителей, в приемники-распределители, а оттуда в детскиеучреждения или на патронирование в семьи трудящихся. На каждого патронируемоговыплачивалось пособие в сумме 50 руб. в месяц. Обеспечение одеждой проводилосьза государственный счет. Вопросам патронирования, опеки и усыновленияпосвящалась специальная Инструкция Наркомздрава и Наркомюста РСФСР от 8 апреля 1943 г., в которой указывалось, что основной задачей опекуна является забота о содержанииподопечного, воспитание его в духе коммунистической морали.
Многочисленные случаиприема советскими гражданами в свои семьи осиротевших детей были проявлениемвысокого патриотизма и гуманизма. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8сентября 1943 г. разрешалось записывать малолетних детей в актах гражданскогосостояния не как усыновляемых, а как собственных детей с присвоением ребенкуфамилии и отчества усыновителя.
Значительную роль вукреплении советской семьи, ее материального благосостояния и правовойустойчивости сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям,усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня»и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Медалью награждались матери, родившиеи воспитавшие пять и шесть детей, а семь и более — орденом, десять — почетнымзванием «Мать-героиня». Указ установил выплату государственного пособия многодетнымматерям с рождений не седьмого, а третьего ребенка. Денежные суммыединовременного и ежемесячного пособия возрастали при рождении каждогопоследующего ребенка. Изданное в развитие Указа Положение СНК СССР от 18августа 1944 г. устанавливало, что при определении государственного пособия помногодетности учитываются все дети — как проживающие совместно с матерью, так иотдельно от нее. Государство приняло на себя расходыпо содержанию детей одиноких матерей, выдавая им денежные пособия, принимая ихна безвозмездное воспитание в детские дома. Мать имела право взять обратно своего ребенка из детскогоучреждения. За время нахождения ребенка в детском учреждении государственноепособие на ребенка не выплачивалось.
Кроме поощрениямногодетных матерей Указувеличил отпуска по беременности и родам с 63 до 77 календарных дней с правомприсоединять свой очередной отпуск, освобождал беременных женщин отсверхурочных работ, аженщин, имеющих грудных детей, — от ночных работ, снизил наполовину плату длянизкооплачиваемых родителей, имеющих трех и более детей, за помещение детей вдетские ясли и сады, утвердил план расширения сети детских воспитательныхучреждений.
Наряду с этим, Указ внессерьезные, а по некоторым вопросам коренные изменения в законодательство о семьеи браке. Исходя из целей дальнейшего укрепления советской семьи как основнойячейки коммунистического воспитания подрастающего поколения, Указ установил,что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов.Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях до издания указа от 8 июля 1944 г., могли оформить свои отношения путемрегистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Поскольку в условиях военноговремени фактические брачные отношения не всегда могли быть зарегистрированы вследствиесмерти или безвестной пропажи на фронте одного из супругов. Указом Президиума ВерховногоСовета СССР от 10 ноября 1944 г. предусматривалась возможность оформлениябрачных отношений в судебном порядке. Установление факта регистрации бракачерез суд практиковалось и в случае брачного свидетельства. При этом правообращения в суд для установления факта состояния в брачных отношениях не ограничивалоськаким-либо сроком. Отменялосьсуществовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установленииотцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, скоторым она не состояла в зарегистрированном браке. Устанавливалось также, чтопри регистрации в органах записи актов гражданского состояния рождения ребенкаот матери, не состоявшей в зарегистрированном браке, он записывался по фамилииматери с присвоением ему отчества по указанию матери.
Усложнился процессразвода: он производился не путем регистрации в органах Загса, а производился всудебном порядке. Для возбуждения судебного производства необходимо былообязательное соблюдение ряда условий, в частности подача в народный судзаявления о желании расторгнуть брак с указанием мотивов развода (при подачезаявления взыскивалось 100 руб.); вызов в суд другого супруга для ознакомленияего с заявлением и установления свидетелей, подлежащих вызову на судебноезаседание; публикация в местной газете объявления о возбуждении дела о разводе(за счет супруга, подавшего заявление). Процесс о расторжении брака проходилдве стадии судебного разбирательства. Сначала народный суд принимал меры кпримирению супругов. В случае не достижения примирения истец мог подать заявлениев вышестоящий суд — областной, краевой, окружной, городской и Верховный судсоюзной или автономной республики. Этот суд выносил решение по делу, затрагиваяодновременно вопросы положения детей, раздела имущества, оплаты развода (сумма сборовс разводящихся значительно увеличивалась — от 500 до 2000 руб.). Упрощенный порядокразвода (без предварительного рассмотрения в народном суде) допускался лишь вслучае безвестного отсутствия или пропажи без вести на фронте, осуждения кдлительному сроку лишения свободы (не менее трех лет), хронической душевнойболезни супруга. Однако и эти обстоятельства не являлись абсолютными поводамидля прекращения брака. Обоснованность требования развода каждый разопределялась судом.
Массовая гибель людейпотребовала расширения круга наследников по закону. Указ от 14 марта 1945 годапотребовал расширения, установил очередь наследования по закону, имел название«О наследниках по закону и по завещанию». Ввел новые категории наследников позакону: нетрудоспособных родителей, а также братьев и сестер наследодателя.
Были установленыследующие очереди: 1) дети, супруг, лица, нетрудоспособные, находящиеся наиждивении наследовали в первую очередь; 2) трудоспособные родители; 3) братья исестры.
Наследство должноделиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли. Каждыйгражданин мог завещать свое имущество одному или нескольким лицам, а такжегосударственным и общественным органам.
При отсутствиинаследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу.
2.4 Колхозноеправо
Впомощь решения задачиобеспечения населения и вооруженных сил продовольствием, промышленности –сырьём, укрепления трудовой дисциплины, восстановления разрушенного оккупантамисельского хозяйства в освобожденных районах, устранения недостатков в оплатетруда путем расширения и конкретизации системы дополнительной оплаты труда,сохранения молодняка и увеличения поголовья скота и лошадей в колхозахвносились изменения в колхозном праве. Колхозноеправо расширило системы дополнительной оплаты труда, и в то же время повышала обязательный минимумтрудодней в году. так постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. на время войны для каждого трудоспособного работника колхозов был повышен обязательный минимумтрудодней в году до 150 трудодней в хлопковых районах, до 100 — в Московской,Ивановской областях и других специально указанных в постановлении областях,краях, республиках по списку Наркомзема СССР, до 120 — для всех остальныхрайонов СССР. СНК союзных и автономных республик, крайисполкомам иоблисполкомам было предоставлено право повышать или понижать для отдельныхрайонов в зависимости от местных условий количество трудодней, подлежащихвыработке по периодам сельскохозяйственных работ. Устанавливалось количество трудодней,которое колхозник должен был выработать в каждый период сельскохозяйственныхработ.
Дляподростков, являющихся детьми состоящих в колхозе членов, возраста от 12 до 16лет минимум составлял 50 трудодней в году. Было установлено, что трудоспособныеколхозники, не выработавшие без уважительных причин обязательного минимуматрудодней по периодам сельскохозяйственных работ, предавались суду и каралисьисправительно-трудовыми работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержаниемиз оплаты трудодней до 25% в пользу колхоза. Колхозам было предложено, чтоколхозники, не выработавшие в течение года минимума трудодней, должны былисчитаться выбывшими из колхоза, потерявшими права колхозника и лишаться приусадебногоучастка. Председатели правлений колхозов и бригадиры за уклонения от преданиясуду колхозников, не выработавших минимума трудодней, привлекались к судебнойответственности.
НовыеУказы обеспечивали выполнение колхозами повышенных планов сева с помощью меньшегоколичества рабочей и тягловой силы. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 мая 1942 г. рекомендовало колхозам начиная с 1942 г. ввести для трактористов МТС, бригадиров тракторных бригад и ряда других категориймеханизаторов дополнительную оплату натурой или деньгами. На селе не хваталорабочих рук и поэтому постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам правопривлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ в порядкемобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы трудоспособное население городови сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности итранспорта, а также часть служащих учреждений, учащихся с 6-х по 10-е классов,студентов техникумов и вузов. Их труд оценивался в трудоднях. Кроме того, замобилизованными служащими сохранялось по месту работы 50% оклада, а заучащимися техникумов и вузов — стипендия. Колхоз должен был оплатить дорогу воба конца, обеспечить жильем и питанием. Развивалась дальше системадополнительной оплаты труда в колхозах. В 1942 — 1943 гг. был принят ряднормативных актов об охране молодняка, увеличении поголовья скота, лошадей.Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) в июле 1942 г. был создан хлебный фонд Красной Армии с каждого гектара пашни и по ценам, как по поставкам.Все колхозы, освобожденные от немецкой оккупации, на период 1943-1945 гг. недолжны были поставлять лошадей для нужд обороны и народного хозяйства.
Такимобразом, в колхозном праве во время войны были введены и действоваличрезвычайные нормы.
2.5Уголовное право
Вгоды войны возникла проблема увеличение всех видов преступлений, борьба скоторыми имела большое значение для решения и основной задачи — разгрома врага.Действовали довоенные нормы уголовного права, но появились и новые, вызванныевоенной обстановкой. Так, распространение ложных слухов, возбуждавших тревогусреди населения, наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, если этидействия по своему характеру не влекли по закону более тяжкие наказания. УказПрезидиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. гласил, что за разглашение государственной тайны или утрату документов, содержавшихгосударственную тайну, виновные должностные лица наказывались лишением свободыдо 10 лет, а частные лица — до 3 лет. Был издан ряд нормативных актов поусилению наказания за хищение социалистической собственности. Уголовнаяответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые вадминистративном порядке, в это время усиливалась и уголовная ответственностьза нарушение трудовой дисциплины. Широко применялась отсрочка исполненияприговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождалисьот наказания и с них снималась судимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.
Появляется общаятенденция к расширению гипотез многих статей Уголовного Кодекса (о спекуляциях,хищениях и др.). Для уголовного права характерно более использование принципааналогии и возмездия как одной из целей наказания.
В 1943 г. 2 мая была введена уголовная ответственность воинских начальников за незаконное награждение.Утрата знамени воинских частей приводила к расформирова­нию этой части, авиновные подлежали суду военного трибунала. Указом Президиума Верховного СоветаСССР от 19 апреля 1943г. вводились новые виды наказаний в советское уголовноеправо — смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчикамии их пособниками. В это время было проведено ряд процессов наднемецко-фашистскими преступниками. Чрезвычайная комиссия по расследованиюнемецко-фашистских злодеяний собирала материалы об этих преступлениях иподготавливала следственные данные для процессов, проводившихся в СССР, а такжедля Международного военного трибунала.
Советскоегосударство правовым регулированием добивалась скорейшей победы над врагом. Измененияв праве были направлены на помощь и поддержку военнослужащих и их семей, решениепроблема беспризорности, материальное стимулирование рождаемости и воспитаниядетей как своих, так и усыновлённых, укрепление брачных отношений, обеспечениепродовольствием и сырьём советского народа, фронта, промышленности, решениепроблемы повышения преступности и т.д. Гражданским свободе и праву пришлосьиступить интересам государства в победе над врагом, законы, принятые военныминачальниками, не подвергались обсуждения и выполнялись беспрекословно. Такиемеры частичного решения свободы можно оправдать сложными обстоятельствами военноговремени.

Заключение
В результате прочитанногобыл освоен материал по изменению советского права, преобразования вправотворческой деятельности. Изучено насколько трудоёмкая была проведенаработа в законодательных органах за время Великой Отечественной войны. Многобыло положительных моментов в действие советских войск, но были и с точкизрения современного гуманного человека чересчур жесткие меры. После началавойны государственные структуры, не растерявшись от внезапного молниеносногонападения врага, проявили необычайную мобильность в решение вопросов поднятиевсего советского народа во благо фронта. В минимальные сроки государственныйаппарат разработал огромную по масштабам программу.
Для ускорения отражениянападения врага были существенно расширены права военного командования, таквоенным давалась как законодательная, так и исполнительная функция. Созданныевоенные трибуналы обвиняли за малейший проступок, за подозрительные действия, непопадающие под интересы советского государства. Решение военных трибуналов былипрактически неоспоримы, и зачастую суровый приговор приводился на месте безнеобходимого расследования. Жестокие меры советского правительства яркопоказывают приказы 270 и 227, по которым каждый попавший плен военнослужащийКрасной Армии объявлялся предателем, даже если это случилось по винекомандования, и организовывались штрафные батальоны, расстрелявшие всехотступающих во время сражения. Такие твёрдые меры можно объяснить толькотяжёлыми условиями военного времени.
Советскоесоциалистическое право стало серьёзным вектором, направившем всю деятельностьгосударственных организаций, предприятий, учреждений, поведение граждан напобеду в войне. Огромную роль сыграло право в выполнение функций государства:обороны страны от внешних врагов, социальная стабильность, осуществлениехозяйство — организаторской (экономической) и культурно — воспитательной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Беляев И.Д История русскогозаконодательства: Учебник для вузов. СПб., 1999
2. История государства и праваРоссии. Учебник/Под ред. Ю.П. Титова. – М.Проект 2002. -416с.
3. Коржихина Т.П., Сенин А.С. Историяроссийского государства. М., 1995
4. Хрестоматия по истории государстваи права России: Учеб. Пособие /Сост. Ю.П.Титов. М., 2004
5. Хрестоматия по историиотечественного государства и права. 1917-1991/Под ред. О.И.Чистякова. М.,1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Застосування електронних таблиць в діяльності менеджера
Реферат Заковский, Леонид Михайлович
Реферат Тест по истории
Реферат Формирование ассортимента управление качеством солено-копченых изделий и проблемы их экспертизы
Реферат Образование Чехословакии в 1918 г.
Реферат Основные налоговые теории и их современные интерпретации
Реферат Отчуждение. Одномерный человек
Реферат Объективные экономические законы. Экономические отношения и экономические интересы
Реферат Педагогическая психология: становление и место в системе научного знания, предмет, задачи и структура
Реферат Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество
Реферат Драматическая литература как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов 3
Реферат Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
Реферат «Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива» и «Психологический анализ урока»
Реферат Формирование вкуса как условие развития музыкальной культуры младших школьников
Реферат Following Orders Against Our Morals Essay Research