Реферат по предмету "Государство и право"


Подведомственность дел арбитражному суду

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Компетенцияарбитражного суда
1.1Подведомственность дел арбитражному суду
1.2Подсудность дел арбитражному суду
2. Практикаосуществления деятельности арбитражных судов на территории РФ на примерехозяйственно – предпринимательских споров
Заключение
Списокиспользуемой литературы

Введение
Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридическойдеятельности, регулируемой нормами арбитражного процессуального права,связанного с различными отраслями российского права. Наиболее тесныегенетические и функциональные взаимосвязи существуют между арбитражнымпроцессуальным и гражданским процессуальным правом.
Арбитражные суды – это органы судебной власти в сферепредпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающиеподведомственные им дела в порядке гражданского и административногосудопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральнымизаконами. Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря2009 г.) относят арбитражные суды к федеральным судам и входят в судебнуюсистему РФ. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы,разрешающие дела, отнесённые к ведению арбитражных судов. В отличие от судовобщей юрисдикции арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные делав сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Законодатель определяет субъективный состав участниковправоотношений, между которыми может возникнуть спор, подведомственныйарбитражному суду: юридические лица и граждане, осуществляющиепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющихстатус индивидуального предпринимателя. Однако само по себе наличие статусаюридического лица или гражданина-предпринимателя ещё не даёт оснований длярассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. В частности, юридическиелица, являющиеся некоммерческими организациями, то есть не имеющие в качествеосновной цели своей деятельности извлечение прибыли: общественные, религиозныеорганизации, благотворительные фонды (статья 50 ГК РФ), могут обратиться сиском в арбитражный суд только в тех случаях, когда спор с их участием носитэкономический характер и возник в связи с осуществлением имипредпринимательской деятельности, допускаемой законодательством (часть 3 статьи50 ГК РФ). Не менее важен для арбитражного законодательства и тот факт, что вслучаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами ПрезидентаРФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их именимогут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а такжеюридические лица и граждане (статья 125 ГК РФ), должностные лица.
Арбитражные суды Российской Федерации возникли и успешноразвиваются из существовавшей в Советском Союзе с мая 1931 г. по октябрь 1991г. системы Государственного арбитража. Согласно ст. 163 Конституции СССР спорымежду предприятиями, учреждениями и организациями разрешались органамигосударственного арбитража в пределах их компетенции. Арбитраж был органом, невходившим в судебную систему, но осуществлявшим широкие юрисдикционные функциипо отношению к правам и интересам социалистических юридических лиц. Арбитраж нетолько рассматривал споры, но и разнообразными методами должен былсодействовать оптимальному функционированию народного хозяйства.
Ныне арбитражные суды в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации непосредственно входят в судебную систему, являютсяорганами государства, осуществляющими судебную власть. В соответствии со ст. 1АПК РФ «арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономическихспоров и иных дел, отнесенных к его компетенции настоящим Кодексом и другимифедеральными законами».
В этом и заключается актуальность темы исследованиянастоящей работы, с развитием экономики, в связи с постепенным внедрением вэкономику частноправовых регуляторов и стимулов, естественно, возникланеобходимость в перестройке органов, осуществляющих юрисдикцию в этой области. Создавая системуарбитражных судов, стремились создать гарантии хозяйственной самостоятельностипредприятий, невозможности вмешательства органов государства в их деятельность,а также содействовать развитию предпринимательства и охране интересовпредпринимателей независимо от организационно-правовой формы их деятельности.
Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит кактеоретическую, так и практическую значимость.
Объектом исследования является совокупность общественныхотношений, складывающихся в процессе функционирования институтаподведомственности в арбитражном процессе.
Предмет исследования — нормы права, правоприменительнаяпрактика, а также публикации, связанные с подведомственностью дел судам общейюрисдикции или арбитражным судам.
Степень разработки темы. Полагаем, что в отечественнойправовой науке тема подведомственности дел арбитражным судам недостаточноосвещена. Большая часть работ, касающихся судебной подведомственности, быланаписана в 70-е годы прошлого столетия. Значительный вклад в изучение проблемподведомственности внесли такие авторы как Ю.К. Осипов, П.С. Дружков, В.ЯМузюкин, И.Г. Побирченко, И.М. Зайцев, Т.Е. Абова, В.С. Тадевосян, Н.И.Авдеенко и др. Работы указанных авторов оказали неоценимую помощь и легли воснову написания данного диссертационного исследования. Однако монографическиеи иные научные труды этих авторов освещали проблемы разграничения компетенцииюрисдикционных органов по советскому законодательству, в тот период времени,когда существовала система государственных и ведомственных арбитражей, имеющихотличную природу от арбитражных судов РФ. Произошедшие в конце 20 века качественныеизменения в законодательстве о судоустройстве и судопроизводстве послужилиблагодатной почвой для написания новых работ, касающихся подведомственности делсудебным органам. В этой связи нельзя обойти вниманием работы В.В. Яркова, И.В.Решетниковой, В.М. Жуйкова, А.П. Вершинина, А.М. Гребенцова, В.М. Шерстюка,А.А. Грось, Д.А. Фурсова, Т.К. Андреевой, СМ. Петровой, А.Ф. Воронова, В.А.Филановского, А.В, Минашкина, А. Павлова, И.И. Стрелковой, К.А. Чудиновских имногих других авторов.
Цель данной работы состоит в комплексном исследованииподведомственности дел арбитражным судам, что предполагает изучение различныхэлементов этой сложной правовой категории в их совокупности, взаимосвязи ивзаимозависимости. Цель комплексного освещения подведомственности деларбитражным судам предусматривает всестороннее изучение предмета исследования:как научной и правовой категории, позволяющей разграничить компетенциююрисдикционных органов по рассмотрению экономических споров и иных дел,возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономическойдеятельности; как процессуального института, как предпосылки права на обращениев арбитражный суд.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
· вопросы компетенции арбитражного суда
· анализировать практику осуществлениядеятельности арбитражных судов на территории РФ на примере хозяйственно –предпринимательских споров.
Структура и содержание данной работы определяется целями, задачамии логикой исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,библиографического списка использованных нормативных правовых актов, иныхдокументов, научной литературы, судебной практики.

1. Компетенция арбитражного суда. Подведомственность и подсудность деларбитражному суду
Институты подведомственности и подсудности дел арбитражному судурассмотрены в главе 4 АПК РФ.
Компетенция арбитражного суда
Компетенцияарбитражных судов определена Федеральным конституционным законом от 28.08.1995№ 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и главой 4 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации, к которым относятсяподведомственность и подсудность дел (споров).
1.1 Подведомственность дел арбитражному суду
Институты подведомственности и подсудности дел арбитражному судурассмотрены в главе 4 АПК РФ.
Подведомственностьдел в федеральной судебной системе — это разграничение компетенции междуКонституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции иарбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела(споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативнымиправовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции.
Приопределении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередьучитывает экономический характер такого спора, который возник в ходеосуществления предпринимательской и иной экономической деятельности междухозяйствующими субъектами.
Основнымкритерием определения подведомственности споров арбитражному суду служитхарактер (предмет) возникших правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).
Субъектныйсостав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторымкритерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.
Таксогласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры ирассматривают иные дела с участием:
— организаций, являющихся юридическими лицами;
— граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя,приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальныйпредприниматель). В случае если на дату обращения с иском в арбитражный судиндивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя,то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду;
— в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участиемРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальныхобразований, государственных органов, органов местного самоуправления, иныхорганов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, играждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Исходяиз характера правоотношений и субъектного состава арбитражный судрассматривает:
— экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений.
— экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иныхпубличных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.).В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядкеадминистративного судопроизводства дела:
1)об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законныеинтересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономическойдеятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенцииарбитражного суда.
2)об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной властиРоссийской Федерации, органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов идолжностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сферепредпринимательской и иной экономической деятельности[1].
3)об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрениеотнесено к компетенции арбитражного суда.
Вобщей теории права под нормативным актом понимается официальный документ,созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательныеюридические нормы (правила поведения)[2].
Если исходить из данногоопределения нормативного акта, то ненормативный акт — это такой акт, который несодержит общеобязательных юридических норм, он издан в отношении конкретногоюридического или физического лица.
Под указанную категориюспоров подпадают иски о признании недействительными решений и постановленийналоговых и таможенных органов, иных органов, наделенных соответствующимиполномочиями.
В соответствии со ст. 138 НКРФ организации и индивидуальные предприниматели могут обжаловать в суд нетолько акты налоговых органов, но и действия или бездействие их должностныхлиц. Данная норма расширяет подведомственность дел арбитражному суду согласноч. 5 ст. 29 АПК-2002.
Всоответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях (далее КоАП РФ) Судьи арбитражных судов рассматривают дела обадминистративных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4,9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 — 14.33, 15.10, частью 2статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19.
Крометого, в соответствии с ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают делаоб оспаривании решений административных органов, принятых во внесудебномпорядке, о привлечении к административной ответственности юридических лиц илииндивидуальных предпринимателей. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП оспариваниерешений по делу об административном правонарушении осуществляется всоответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
4)о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и инуюэкономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральнымзаконом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
5)другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений,если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражногосуда.
— дела об установлении фактов имеющих юридическое значение для возникновения,изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательскойи иной экономической деятельности. Такие дела арбитражные суды рассматривают впорядке особого производства (ст. 30 АПК РФ);
— дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим приосуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также овыдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейскихсудов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и инойэкономической деятельности (ст. 31 АПК РФ) [3];
— дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов ииностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК РФ);
— статьей 33 АПК РФ установлена специальная (исключительная) подведомственностьдел арбитражному суду.
Такв арбитражных судах подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются лиучастниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридическиелица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В томчисле подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры осоздании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказев государственной регистрации, уклонении от государственной регистрацииюридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером иакционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ,вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключениемтрудовых споров — дела по трудовым спорам (ст. 381 Трудового кодекса РоссийскойФедерации — далее ТК РФ) между акционером — физическим лицом и акционернымобществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этимхозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общейюрисдикции), а также дела о защите деловой репутации в сферепредпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела,возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономическойдеятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Делапо спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе вгосударственной регистрации, уклонении от государственной регистрации организаций(некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений иорганизаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединенийи др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечениеприбыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Делао защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономическойдеятельности подлежат рассмотрению в арбитражных судах и в случае привлечения кучастию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя,в том числе автора распространенных (опубликованных) сведений.
Приопределении подведомственности корпоративных споров арбитражному судунеобходимо учитывать такие критерии как:
— характер спора, экономический;
— спор связан с деятельностью юридического лица;
— основание возникновения спорного правоотношения, участие в деятельностиюридического лица;
— организационно-правовая форма юридического лица;
— предмет спора.
Распространенные в практикеарбитражных судов иски о возмещении убытков могут быть обусловленынеисполнением договорных обязательств, и тогда убытки выступают в качествеосновного вида ответственности за неисполнение обязательств, либо требование овозмещении убытков может быть способом защиты гражданских прав, нарушенных,например, дорожно-транспортным происшествием, либо изданием государственным илииным органом ненормативным актом, признанным арбитражным судомнедействительным.[4]

1.2 Подсудность дел арбитражному суду
Применительнок арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение междуарбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам.
Дляарбитражного процесса характерны два вида подсудности:
1)родовая;
2)территориальная.
Родоваяподсудность
Родоваяподсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. Пообщему правилу, установленному частью 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственныеарбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судамиреспублик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области,автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации),за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.
Согласночасти 2 статьи 34 АПК РФ Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает:
1)дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти,затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской ииной экономической деятельности;
2)дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РоссийскойФедерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующихзакону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сферепредпринимательской и иной экономической деятельности;
3)экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РоссийскойФедерации, между субъектами Российской Федерации.
Территориальнаяподсудность
Территориальнаяподсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е.между арбитражными судами субъектов Российской Федерации.
Арбитражныйпроцессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видовтерриториальной подсудности:
Общаятерриториальная подсудность — в соответствии с правилами общей территориальнойподсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахожденияили месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ).
Согласнопункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местомего государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительныхдокументах не указано иное. Наименование и место нахождения юридического лицауказываются в его учредительных документах.
Местомжительства согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ признается место, где гражданинпостоянно или преимущественно проживает.
Альтернативнаяподсудность - правила подсудностипо выбору истца установлены статьей 36 АПК РФ.
Такиск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно,может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либопо его последнему известному месту нахождения или месту жительства в РоссийскойФедерации.
Искк ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ,предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одногоиз ответчиков.
Искк ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранногогосударства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения натерритории Российской Федерации имущества ответчика.
Иск,вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может бытьпредъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.
Искк юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства,расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен варбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала,представительства.
Искио возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознагражденияза оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд поместу нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо поместу причинения убытков.
Договорнаяподсудность - по правилам договорнойподсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность,установленная статьями 35 и 36 АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторондо принятия арбитражным судом заявления к своему производству.
Исключительнаяподсудность - по правиламисключительной подсудности, установленной статьей 38 АПК РФ, дело должно бытьрассмотрено строго определенным арбитражным судом.
Такиски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по местунахождения этого имущества.
Искио правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космическиеобъекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственнойрегистрации.
Искк перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа,в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков,предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.
Заявлениео признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождениядолжника.
Заявлениеоб установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражныйсуд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключениемзаявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение длявозникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, котороеподается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
Заявлениеоб оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителяподается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
Заявленияпо спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность илиимеющими имущество на территории иностранного государства, подаются варбитражный суд по месту государственной регистрации на территории РоссийскойФедерации организации — ответчика.
Заявленияпо спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность илиимеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющимигосударственной регистрации на территории Российской Федерации, подаются вАрбитражный суд Московской области.
Заявленияоб оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа напринудительное исполнение решения третейского суда подаются в арбитражный судсубъекта Российской Федерации, на территории которого принято решениетретейского суда.
Заявлениео признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранныхарбитражных решений подается стороной, в пользу которой состоялось решениеиностранного суда, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по местунахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или местожительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.
Подсудностьпо связи дел характеризуется тем,что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательствув арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор.Например, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по местурассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ). Исковое заявлениетретьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предметаспора, согласно статье 50 АПК РФ должно быть заявлено в арбитражный суд, рассматривающийспор.
Арбитражныйпроцессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность передачидела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд (ст. 39 АПК РФ).
Такдело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правилподсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оностало подсудным другому арбитражному суду.
Арбитражныйсуд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня вслучае, если:
1)ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известноранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту егонахождения или месту жительства;
2)обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождениябольшинства доказательств;
3)при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству снарушением правил подсудности;
4)одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд;
5)после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможносформировать состав суда для рассмотрения данного дела.
Опередаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение.Дело с определением направляется в соответствующий арбитражный суд впятидневный срок со дня его вынесения. Споры о подсудности между арбитражнымисудами в Российской Федерации не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражныйсуд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятиизаявления к производству установит, что дело неподсудно данному арбитражномусуду.

2. Практика осуществления деятельностиарбитражных судов на территории РФ на примере хозяйственно –предпринимательских споров
Приосуществлении договорной работы между сторонами могут возникнуть разногласия наразличных этапах взаимоотношений. Споры могут иметь место на преддоговорномэтапе, этапе заключения договора, выполнения обязательств по договору ифактического использования полученной продукции или товара (например, вгарантийный срок или после его окончания). В работе по разрешению возникающиххозяйственных споров следует исходить из требований действующегозаконодательства и нормативных актов, регулирующих деятельность данныхпредприятий, договорные отношения и порядок разрешения таких споров.
Основныеположения, которые принимаются при разрешении хозяйственных споров, следующие:
1. главнойзадачей предприятия является удовлетворение требования потребителя — высшийсмысл и норма деятельности каждого трудового коллектива;
2. предприятиедействует на основе законности. В интересах осуществления задач и полномочийвправе по собственной инициативе предпринимать все решения, если они непротиворечат действующему законодательству;
3. предприятиенесет экономическую ответственность за выполнение своих обязательств подоговорам.
Приразрешении споров компетентные органы и суды должны обеспечивать повышение ролидоговора в формировании хозяйственных связей, в определении прав и обязанностейсторон при создании уровня продукции, улучшения качества и уровня продукции,активно использовать правовые средства для укрепления договорной дисциплины,обеспечения защиты коммерческих и иных интересов сторон и удовлетворенияобщественных потребностей. Основное и исходное положение при рассмотренииспоров — все участники гражданских правоотношений считаются априоридобросовестными исполнителями своих прав и обязанностей. Поэтому кредиторобязан доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения своимконтрагентом — должником — лежащих на нем обязанностей, а также наличие убытков,если таковые наступили (если таковые составляют обязательное условиенаступления ответственности) и причинную связь между ними и фактомправонарушения. С другой стороны, в п. 4 ст. 6. ОГЗ закреплена презумпция винынарушителя гражданских прав и обязанностей, в частности должника в договорномили ином обязательстве. В силу этого кредитор или иной потерпевший не обязандоказывать наличие вины своего контрагента (нарушителя), если иное прямо непредусмотрено действующими законодательными актами.
Особоследует отметить вопрос о правомерности деятельности предприятия по причиненарушения целевого характера правоспособности. Положения п.1. ст.12 ОГЗсохраняют принцип специальной (целевой) правоспособности юридических лиц.Поэтому сделки и договора юридического лица, совершенны с нарушениемправоспособности, признаются недействительными. В то же время деятельностьюридического лица, соответствующая его уставным задачам, даже при отсутствиипрямых указаний об этом в его учредительных документах (внешнеэкономическая,строительная, транспортная, и др.) признается правомерной.
Хозяйственныеспоры разделяются по существу их содержания на научно-технические и иные. Спорынаучно-технического характера разрешает обычно вышестоящая организация или поее поручению Ученый Совет, НТС, иной коллегиальный орган или комиссияэкспертов. В случае принадлежности сторон к разным ведомствам в договореследует точно указывать, какая именно вышестоящая организация разрешает спорынаучно-технического характера. Разногласия между организациями-заказчиками,разработчиками и изготовителями продукции, по вопросам технико-экономическихпоказателей создаваемой продукции и их соответствия мировому уровню разрешаютсяна этапах разработки и постановки на производство новой (модернизированной) продукциипо представлению организации-разработчика или изготовителя, не обеспечивающейзаданных требований, разрешаются ведомствами по принадлежности или по ихпредставлению в срок не менее 30 дней с момента подписания протоколаразногласий.
Разногласиямежду головными разработчиками и разработчиком (изготовителем) комплектующихизделий, материалов и составных частей продукции по уровню ихтехнико-экономических показателей разрешаются по представлениюорганизации-разработчика (изготовителя) комплектующих изделий, материалов исоставных частей, не обеспечивающей заданных требований, соответствующимиведомствами или по их представлению в срок не более 30 дней с моментаподписания протокола разногласий. Все иные, в том числе самые многочисленные — по неисполнению договорных обязательств — споры, в основном имущественные,разрешаются арбитражем ведомственной принадлежности, если организации находятсяв одном ведомстве, или государственным арбитражным судом, если стороны имеютразличную ведомственную принадлежность.
Невсе споры принимаются к рассмотрению и разрешению арбитражными судами. Так, неподлежат разрешению в органах арбитража споры:
1. поналогообложению в бюджет и неналоговым платежам, взыскиваемым в бюджет;
2. междупредприятиями одного ведомства или министерства;
3. повопросам финансового контроля банков;
4. научногои технического характера и по применению стандартов;
5. поценам на продукцию, если таковые по действующему законодательству не могутустанавливаться решением сторон договора;
6. иные,разрешение которых отнесено законодательством к компетенции других организаций.
Разногласия,возникающие при заключении договора, основанного на обязательном для обеихсторон плановом задании, между государственными, кооперативными (кромеколхозов) и иными общественными организациями, разрешаются соответствующимарбитражем (третейским судом), если законом не установлено иное. Разногласиямежду назваными организациями, возникающие при заключении договора, неоснованного на обязательном для обеих сторон плановом задании, могутразрешаться арбитражем, если это специально предусмотрено законом илисоглашением сторон. Разногласия означают либо несовпадения предложенныхредакций отдельных пунктов договора, либо уклонение одной из сторон отзаключения договора. Арбитраж принимает такие споры к рассмотрению только в томслучае, когда все осуществленные сторонами меры по согласованию разногласийоказались безуспешными. Следует иметь в виду, что по общему правилупреддоговорный спор, связанный с уклонением от заключения договора, можетвозбудить любая сторона, а связанный с содержанием — только та, котораявыступила инициатором предложения о заключении договора и не согласилась спозицией контрагента в составленном протоколе разногласий. Если сторона,получившая протокол разногласий, в 20-дневный срок не возбудит преддоговорнойспор, то предложения другой стороны по договору считаются принятыми. Однако,как указано выше, напряженность в этом виде споров снижается по мере отмираниякомандно-административной практики.
Подведомственностьспоров, возникающих при изменении и расторжении договоров, устанавливаетсятакже с учетом суммы, на которую договор был заключен. Оставшаяся дляисполнения сумма договора, как сумма, на которую он изменяется, не имеетзначения для определения подведомственности споров.
Арбитражные суды в РФрассматривают дела с участием иностранных лиц, если ответчик находится, агражданин имеет место жительства на территории Российской Федерации.Арбитражные суды в РФ вправе также рассматривать дела с участием иностранныхлиц:
1.  если филиал илипредставительство иностранного лица находится на территории РФ;
2.  если ответчик имеетимущество на территории РФ;
3.  если иск вытекает издоговора, по которому исполнение должно иметь место или имело место натерритории РФ;
4.  если по делу о возмещениивреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившееоснованием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место натерритории Российской Федерации;
5.  если иск вытекает изнеосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ;
6.  если по делу о защитечести, достоинства и деловой репутации истец находится в РФ;
7.  если имеется соглашениеоб этом между организацией или гражданином РФ и иностранным лицом. Дела,связанные с признанием права собственности на здания, сооружения, земельныеучастки, изъятием зданий, сооружений, земельных участков из чужого незаконноговладения, устранением нарушений прав собственника или законного владельца, еслиэто не связано с лишением владения, рассматриваются по месту нахождения здания,сооружения, земельного участка. Дела по искам к перевозчикам, вытекающим издоговора перевозки, в том числе, когда перевозчик является одним из ответчиков,рассматриваются по месту нахождения органа транспорта.
Споры,вытекающие из изменения или расторжения договоров, рассматриваются по местунахождения поставляющей стороны. Споры, возникающие при исполнении договоров ипо другим основаниям, рассматриваются по месту нахождения ответчика.Организации должны до обращения с иском в органы арбитража принять меры кнепосредственному урегулированию спора в установленном порядке. Дело подлежитрассмотрению и разрешению по существу арбитражем только в случаях, когда ко днюего рассмотрения предъявлена претензия и дан совет об отклонении претензии илиистек срок, установленный для ответа на претензию, если ответ на нее не дан.При несоблюдении претензионного порядка арбитраж иск к рассмотрению непринимает.

Заключение
Подведомственность дел арбитражным судам носитспециальный характер по отношению к кругу дел, рассматриваемых судами общейюрисдикции в порядке гражданского судопроизводства. Арбитражные судырассматривают только те дела, которые прямо отнесены к их подведомственностифедеральным законом. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическимспорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и инойэкономической деятельности.
Связь предмета споров, рассматриваемых арбитражнымисудами, с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности,предопределяемая ч. 1 ст. 27 АПК, составляет основной критерийподведомственности дел арбитражным судам – по характеру спорных правоотношений.
Арбитражные суды рассматривают в порядке исковогопроизводства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры идругие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и инойдеятельности. Кроме того арбитражным судам подведомственны экономические спорыи иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданамипредпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие изадминистративных и иных публичных правоотношений, при условии, что ихрассмотрение отнесено федеральными законами к компетенции арбитражных судов.Среди них:
1. дела об оспаривании нормативных правовых актов,затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской ииной экономической деятельности. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 3постановления от 09.12.2002 № 11 « О некоторых вопросах, связанных с введениемв действие Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации»подчеркнул, что указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражных судах тольков тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе вкачестве суда, компетентного рассматривать эти дела (например, ст. 138 НК, ст.44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39 – ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
2. об оспаривании ненормативных правовых актоворганов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ,органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов идолжностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сферепредпринимательской и иной экономической деятельности;
3. об административных правонарушениях;
4. о взыскании с граждан, осуществляющихпредпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей,санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5. другие дела, возникающие из административных ииных публичных правоотношений.
В порядке особого производства арбитражные судырассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение длявозникновения, изменения, прекращения прав организаций и граждан в сферепредпринимательской и иной экономической деятельности. Также арбитражные судырассматривают возникающие при осуществлении предпринимательской и инойэкономической деятельности дела:
· об оспаривании решений третейских судов;
· о выдаче исполнительных листов на принудительноеисполнение решений третейских судов;
· о признании и приведении в исполнение решенийиностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Подведомственность дел арбитражным судамопределяется наличием связи предмета спора с осуществлением предпринимательскойи иной экономической деятельности.
Припонимании и практическом применении правил подведомственности арбитражным судамследует исходить из современных тенденций развития гражданской юрисдикции,отражающей становление системы арбитражных судов в качестве органов судебнойвласти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.Существенное расширение компетенции арбитражных судов, осуществленное в рамкахпринятия новых АПК и ГПК 2002г., подтверждает данную тенденцию. Поэтому вполнеправомерен вывод о том, что арбитражные суды с точки зрения их компетенции неявляются специализированными, они наделены общей компетенцией по разрешениюбольшинства экономических споров.
Еслив АПК 1992 г. подведомственность дел определялась в основном по аналогии сорганами государственного арбитража, то в АПК 1995 г. она существеннорасширилась, например, за счет дел с участием иностранных лиц. Одновременноболее расширительным стало толкование подведомственности в других сферах, вчастности при решении вопросов признания и исполнения решений иностранных судови арбитражей, которое проводилось как в судебной практике, так и в доктринеспециалистами по гражданскому и арбитражному процессуальному праву. Однаконезавершенность разграничения подведомственности судов общей юрисдикции иарбитражных судов на нормативном уровне привела к возникновению такого еефеномена, как альтернативная подведомственность, допускавшая выбор суда (общейюрисдикции или арбитражного суда) заявителем. Кроме того, по многим делам имеламесто совпадающая компетенция судов, когда одни и те же дела разрешалисьразными судами гражданской юрисдикции, а критерием разграниченияподведомственности выступал критерий субъектного состава.

Список использованной литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации. – М.: 2003. – 48 с.
2. Арбитражныйпроцессуальный кодекс российской Федерации (по состоянию на 20.03.2008 г.) –Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 143 с.
3. Комментарийк Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2008. – 800 с.
4. Постановлениеот 5.06.1996 г. № 7 «Об утверждении регламента арбитражных судов»
5. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах вРоссийской Федерации» от 28 апреля 1995 г., СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589.
6. Федеральныйконституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря1996 г. (с изм. и доп. от 27 апреля 2009 г.), СЗ РФ, 1998, № 1, ст. 1.
7. Арбитражныйсуд: сборник нормативных документов с комментариями – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ,2007.- 512 с.
8. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. Понятие, основныепринципы. Отв. ред. А.А. Мельников. М., Наука, 1985 г., с. 32-33.
9. Абсалямов А.В., Ярков В.В. Правила подведомственностиарбитражному суду споров, возникающих из административно-правовых отношений.Вестник ВАС РФ, 2001. № 6. С. 120-138.
10. БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.
11. БельскийК.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 1997, № 3.
12. БойковО. Рассмотрение арбитражными судами налоговых споров. Российская юстиция № 11.1996.
13. ЗагребневС. Подведомственность споров с участием иностранных инвесторов — юридическихлиц. Хозяйство и право. 1996 г., № 8. С. 88.
14. КаллистратоваР.Ф. Разрешение споров в государственном арбитраже. М. Госюриздат, 1961 г., с.26.
15. Справочник«Социально-экономические проблемы России – 99». fiper.ru/spr/chapter-2-2.html#4
16. Обзорпрактики применения законодательства о подведомственности споров арбитражнымсудам. Компьютерная база DM ВАС РФ.
17. ФилановскийВ.А. Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов. Автореф.дис. канд. юрид. наук. — СПб., 2002. — 199 с.
18. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 18 августа1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам иарбитражным судам» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации — 1992. — N11.
19. ПостановлениеПленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «Онекоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации» // Постановление ПленумаВерховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первойГражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражногосуда Российской Федерации. — 1996. — N 9.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.