Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Основы эргономики

1. Эргономика как наука и ее предмет. Определение инаучно-технические предпосылки возникновения эргономики
Эргономика- это научное направление, изучающее человека или группу людей и ихдеятельность, в условиях современного производства с целью оптимизации орудий,условий, и процессов труда и обеспечения необходимых удобств содействующееразвитию способностей работника.
Эргономика– это область прикладных научных знаний о человеке к проектир. предметов,систем и окружений используемым им.
Эргономикасвязана с:
o Психологией
o Биологией
o Экономикой
o Экологией
o Дизайном
o Кибернетикой
o Медициной
o Охраной труда
Этьен-ЖульМарэн 1882г он изучил человека как механизм (236косте, суставы)
ФредерикТейлан – он взял определять рабочих (их скорость)
Генри Форд– создал первый конвеер из рабочих движений.
Бихевианизм(наука поведенческая)
Увотсон –научная организация труда.
МюрстернБерг предложил схему записи движения – алгоритм деятельности человека привыполнении каких либо операций.
Научно-техническиепредпосылки. Предпосылками возникновения и развития эргономики послужилипроблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии насовременном этапе научно-технической революции и оказавшиеся не разрешимымисредствами только технических и меди­цинских наук. Необходимо было согласоватьрекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, дизайна и объединить их вобщую систему требований к содержанию и характеру труда в СЧМС. На основетеории и методологии такого объединения и возникла эргономика.
Совершенноочевидно, что при проектировании, внедрении и эксплуатации систем«человек—техника—среда» должны учитываться реальные возможности человека,которому предстоит работать в системе. Эргономист должен отчетливо представлятьразмер допустимых физических, интеллектуальных, эмо­циональных затрат, которыхпотребует работа с конкретной технической системой, и в соответствии с этимкорректировать действия ее создателей: инженера-разработчика, конструктора,технолога.
 
2. Основные школы и направления современной эргономики. Основныепонятия. Принципы построения системы «человек-машина-среда»
Бегтерев –создал в 1908г психоневрологический институт в Петербурге. В 1918г был созданинститут мозга и психической деятельности – на базе создания определённыхтребований. Отдел психологии – владел Мясищев. Он подготовил проект созданияинститута (Эргологический)
А.Гостев сним работает А.Багданов.
Багданов –создал науку тектология. Они создали институт труда – где за ним эргономическиеисследованиями.
Эргономикапоявилась во время Второй Мировой войны.
В Беларуси:
В 20-м г вГомеле создан «Психологический исследовательский кабинет» — Выгодский.
В 1925г вМинске Василевский созд Центральную психологическую лабораторию.
В 1949г вВеликобритании созд «Эргономическое исследоват общество»
В Германии– психотехника.
1961г создинститут ВНИИТЭ в Москве
Эргономика– это естественно научноая основа дизайна (В.Н. Мунипов) с ним работ Зинченко внаправлении дизайна.
Б.Ф. Ломов– психолог – инжинерная психология.
Последняяшкола: Венда, Пископель.
3-я школа:А.И. Губинский – создал науку «Эрготические системы», где эрган рассматриваетсякак область моделирования.
Система–Человек – Машина – это система вкл в себя человека, машину, по средствам котон осуществл труд деятельность и среду на рабочем месте.
Человекоператор – это человек осуществл. трудов деятельн., основу кот. Составл. Взаимодейств.с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использованииинформационной модели и органов управления.
Человеческийфакторы – это средства С Ч М обусловл. положением и ролью в ней человека, и вэргономика в качестве чел фактора понимается совокупность антропометрических,психофизиологических, психологических свойств и особенностей, определяющихвзаимную адаптацию чел с машиной и окруж средой.
Машина вСЧМ- это совокупность технических средств, использ. чел оператором в процесседеятельности
Среда нарабочем месте – это совокупность физических, химических, биологических ипсихологических факторов возд на чел, на его рабочем месте, входе егодеятельности.
Деятельностьчел оператора – это процесс осуществл оператором для достижен поставл перед СЧМцелей.
Качестводеятельности оператора – совокупность свойств деятельности оператора, обуславлеё выполнениям в конкрет услов.
1. Среднее время выполнения оператора определения функций, онохарактер быстродействие опперат или норму времени.
2. Производ труда оператора характер быстродействие операт, но этот.н. норма выработки, объёма опред работа в 1-цу времени.
Надёжностьоператора – это св чел операт сохранять работоспособность состояния в течениитребуемого интервала времени.
Ошибкаоператора – это непраильное выполнения или невыполнение операт предписанныхдействий.
Рабочееместо оператора – часть пространства в СЧМ оснащённое средствами отраженияинформ, органами управления и вспомагат оборудовании и предназнач для осущ деятоператора.
Постоянноерабочее мето – где чел наход более 50% времени или 2 ч непрерывно.
Непостоянноераб место – наоборот.
Принципыпостроения СЧМ
1. Принцип «Антропоцентризма» его придумал Ломов. Он рассматривал всякуюсистему, машину для человека. Во главе чел когда эта система проектир., то всёдолжно гармонировать и быть удобным для чел.
2. Принцип «Функционального подхода» — когда главным становится цельсистемы, а роль человека сист распред т.о., чтобы выполнять роль системы
 
3. Эргономические требования. Виды, способы задания. В какихтехнических нормативных правовых актах они содержатся
Эргономич требов-нормированные по отношению к изделию(егоэлементам), к кач-ву и напряженности деятельности чел-опер значения показателейэргономич св-в процесса, средств и условий деят-ти, а также методов и средствформир-ия и поддержания необход работоспособности чел-опер.
Требов бывают общие и частные.
Общие-нормативные док-ты:
-по охр труда (правила по охране труда, МПОТ)
-типовые инструментации по охр труда (ТНОТ)
-правила технич эксплуатации (ПТЭ)
Санитарно-гигиенические документы(ГН):
1.санитарные правила и норы(СанПиН)
Строительные нормы(СНиП) и правила:
1.по стандартизации: ГОСТ (гос стандарт), СТБ (стандарт Беларуси),ГОСТ 12.0.001-80, 12.2.032-78
ССЭТО-система стандартов эргономич требов и эргономич обеспечения(ГОСТ 29.0.001-86)
ССЭТЭ-сист стандартов эргономич и технич эстетики (ГОСТ 30.001-87)
Комплекс стандартов СЧМ (ГОСТ 23000-78)
 
4. Структура и номенклатура требований по эргономике. Группы иподгруппы требований
Осн группы общих эргономич требований:
1.требов к организ СЧМ:
-эргономичность СЧМ
-распределение функций между оператором и технич средствами
-квалифик-ия опер
-численность опер и распределен функ между ними
2.требов к организ деят-ти оператора:
-алгоритм деят-ти оператора
-инф-ые модели деят-ти опер
-требов к эксплуатационной док-ции
3.требов к технич средствам деят-тиопер:
-конструкция и компоновка раб места опер
-взаимное располож раб места и средств отображен инф-цииколлективного пользования
-форма, расположение, размеры приборных панелей и пультов упр-ия
-требов к обзорности приборных панелей и пультов упр-ия
-требов к досягаемости органов упр
-размещен и группирование элем приборных панелей и пультов упр
-требов к средствам отображения визуальной инф-ции
-требов к средствам аккустич инф
-требов к средствам тактильной инф
-требов к визуальным оптич приборам получ инф
-требов к органам упр
-кресло оператора
-оборуд на раб месте
-требов к инструменту
4.формир-ие и поддержание работоспособности операторов:
-организация обучен и тренировки
-организация профессионально-психофизиологического отбора
-комплектование коллективов
-режим труда и отдыха
-требов к аппаратуре обуч и тренировки
-требов к аппаратуре контроля функционального состояния
-треб к экипировке и спец снаряжению
5.треб к обитаемым помещениям:
-форма и объем помещ
-треб к элем помещ, обеспечивающим вход и выход из него, перемещениивнутри помещ и оборудование помещений
6.треб к факторам внешней среды:
-треб к физич средствам
-треб к химич факторам
-треб и биологич факторам
-треб к соц-бытовым факторам
 
5. Основные характеристики организма человека
Группыхарактеристик чел:
1. Психологические
2. Физиологические (энергет характер и общее поведение чел организма)
3. Психофизиологические (возможность анализаторов, сенсорные имоторные реакции, вегетативные реакции)
4. Антропометрические характеристики (силовые, масса, размеры элементовтела)
5. Гигиенические
 
6. Межполушарная асимметрия
Межполушарная асимметрия (др.-греч. б- — «без» и ухммефсйб —«соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга нетолько человека, но и животных.[1][2] Проявляется не только в морфологии мозга,но и в межполушарной асимметрии психических процессов.
В рамках проводимых исследований основное внимание уделяетсявопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательнымипроцессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга напротекание этих процессов.
С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типамышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное.
Было показано, что правополушарное мышление, создающееспецифический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение длятворчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художникови музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногдадаже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но пораженияправого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству[
В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозгаизучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, тоесть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие влюбую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологическойтеории мозговой организации высших психических функций, сформулированной ЛурияА. Р. (1969,1973 и др.)
Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, апарциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеруи неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Такжеважно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрииможет быть неодинаков.
Полушарияне являются абсолютно одинаковыми. Они дополняют друг друга
Для правогохар-но:
1. долее быстрая и адекватная реакция на невербальные сигналы(неречевые)
2. лучная пространственная ориентация
3. регулирует не произвольное поведение
4. медлительность в речи
5. труднее даются иностранные языки
6. предпочитает запоминать образный, а не логический материал
7. лучше использует свой опыт, а е чужой
8. лучше зрительная память
для левогохар-но:
1. лучшая реакция вербальных сигналов(речевые)
2. регулирует тонкие движения и жестикуляцию правой руки
3. регулирует произвольное поведение
4. отвечает за легкость речи
5. быстро запоминает словесный мат-л
6. лучше даются иностранные языки
7. лучше использует чужой опыт
8. хорошая логическая память
 
7. Психофизиологические характеристики
Сенсомоторныепроцессы управляются головным и спинным мозгом. Измерение временем простойсенсомоторной реакции позволяет определить быстроту и стабильностьсенсомоторного реагирования. В качестве стимулов используются световые извуковые сигналы различной интенсивности. Время простой сенсомоторной реакциисостоит из латентного и моторного периода. В сложной сенсомоторной реакциирассматриваются несколько сигналов их вида.
Вегетативнаянервная система координирует функции многих систем и органов (сердце, пищевод,желудок и т.д.). Изменяются их функции в процессе деятельности человека,изменяет частоту сердечных сокращений, перераспределяет потоки крови, расширяетсосуды, стимулирует работу желудочных желез, сокращает мускулатуру. Эта частьнервной системы регулирует жизненные процессы.
Центрывегетативной нервной системы расположены в мозговом стволе и в спинном мозге.Все ее уровни подчиняются высшим вегетативным центрам, расположенным впромежуточном мозге гипоталамусе и полосатом теле.
Эмоциональноевозбуждение сопровождается деятельностью кишечника и мочевого пузыря,сердцебиением и потоотделением. Гнев и ярость вызывают напряжение мышц тела, априятные наоборот.
Эмоция этореакция на удовлетворение или неудовлетворение какой-либо потребности.
Мотивацияесть побуждение к деятельности, связанная с удовлетворением определеннойпотребности.
 
8. Внимание
сосредоточенность сознания, направленность психическойдеятельности человека на определенный объект. Бывает произвольная инепроизвольная. Непроизвольное внимание направляет сознание на предмет илиявление в силу каких-то их особенностей. Самой простой формой проявленияявляется ориентировочный рефлекс, который вызывает различные изменения вокружающей среде, благодаря которой органы чувства устанавливаются так, что этообеспечивает в данных условиях наилучшее и более полное отражение действующегона воспринимающий аппарат раздражителя. Произвольное внимание – сознательнонаправленное и регулируемое внимание в котором субъект сознательно избираетобъект на которое оно направляется, достигается волевым усилием человека. Этонаиболее высокая степень внимания, которая возникает в условиях постановкиперед человеком какой-либо задачи. Функции и свойства внимания: 1)способствуеторганизованному и целенаправленному отбору поступающей информации иобеспечивает сосредоточенность психологической активности на каком-то объектеили виде деятельности, 2) внимание является своеобразным усилителем позволяющимдетализировать элементы информационной модели, 3) для человеческой памятивнимание выступает как фактор, позволяющий удерживать нужную информацию вкратковременной и оперативной памяти, 4) для мышления внимание выступает какобязательный фактор правильного понимания и решения задачи. Свойства:концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость, отвлекаемость,объем.
Внимание –это сосредоточение сознания и направл психич деятельн чел на определ объекты
-непроизвольноевнимание (само по себе)
-произвольноевнимание (заставляем)
Основныехарактеристики внимания :
· Избирательность
· Устойчивость
· Объём
· Возможность распределения
· Переключение
Внимание — сосредоточенность сознания и направленность псич. Деятельности чел-ка на определенныеобъекты
Объектымогут быть
-Реальными/нереальными
— предмет
--событие
-образ
-рассуждения
Исследователивнимания-Павлов, Узнадзе,? Ланге?
Вниманиеобусловлено активностью связанных между собой мозговых структур. В нервнойсистеме под влиянием внутренних внешних причин возникает очаг возбуждения вкотором на определенное время подчиняет себе остиальные участки, доминирует игосподствует над ними.
Выделяют5-ть стадией бодрствование чел-го организма
-Глубокийсон
-Дремотноесостояние
-Спокойноесостояние
-Активноебодрствование
-Чрезмерноебодрствование
В состоянииглубокого сна внимание не проявляется
В дремотномсостоянии или чрезмерном бодрствовании лишь один два раздражителя
Эффектноевнимание возможно лишь в спокойном /активного бодрствования. Концентрацияпсихической деятельности в определенном направлении приводит к отвлечению всехдругих.
Основныевиды внимания
Непроизвольные
Произвольные
Непроизвольное внимание(непреднамеренное внимание)-это направленность сознания напредмет или явление в силу каких-либо особенностей. Самой простой формойпроявление не произвольного внимания яв-ся оринтировачный рефлекс. он благодарякоторому орган чувств воспринимает так, что это обеспечивает наилучшие и болееполное отражения действующих на восприятия (аппарат востриятия-это первичноевнимание)
Причинывозникновения не произвольного внимания:
Неожиданность
Раздражительность
Новизнаобъекта
Относительнаясила раздражителя
На чел-кавоздействуют орга.-ное кол-во раздражителей, однако до сознания доходят лишь теиз них которые яв-ся наиболее значимые, чем сильнее раздражитель тем быстрееприковывается к нему внимание. Даже от очень сильный раздрожитель не даст6нико=агоко эффекта если он действует на фоне менее слабых являясь контрастом.Контрастное сопоставление объектов используются как средство привлечениявнимание в кодировании информации. Форма яв-ся наиболее сильным опознавателем.цвет-движущиеся предмет контраст по отношению к подвижным
Произвольнымвниманием- сознательно направленная, и регулируемая внимания в котором субъектсознательно выбирает на который он направляется, достигается волевым усилиемчел-ка(наиболее высокая степень внимания, которая возникает в условиях впостановке перед чел-ком какого-либо задания)
Различаютпроизвольное внимание не следует отрывать одно от другого не стоит внешнепротивопоставлять их друг другу. По мере того как объект произвольно направилинаше внимание приобретает для нас непосредственный интерес произвольное---непроизвольное.Возникает эффект внимания
Функции исвойства внимания
Внимание вдействии выполняет много различных функции
1.  способствует организованному и целенаправленному отборупоступающей информации т обеспечивает сосредоточенность психической зависимостина какой-либо объекте
2.  внимание яв-ся своеобразным усилителем позволяющеё детализурущейинформации модели
3.  для чел-кой памяти внимание выступает как фактор способнуюудерживать нужную информацию в кратковременную и операт. Память
4.  для мышления внимания выступает как обязательный фактор прав.Понимания и решения
к основнымсвойствам памяти относятся:
-концентрациявнимания
-устойчивость
-распределение
-переключаемость
-Объем
-отвлекаемость
1. концентрация внимания-удерживания внимания на каком-либо объекте.Под концентрацией внимания-степень или интенсивность сосредоточенности сознанияна объекте она связана с доминанта, временно господствующей в нейтральнойнервной системе и конц. Другие нервные центры
побочныераздражители не большой силы (тик часов, шум ветра) не только не мешаютсосредоточиться, а наоборот способствуют сконцентрировать внимание.Концентрации мешают новые или сильные раздражители (чел.радио)
2. устойчивость внимания способствуют сохранять на одном уровнеконцентрацию внимания ни одном и потом же объекте, внимание подвержено непроизвольномкомбинациям. Устойчивость отличающих людей страстно увлеченных делом умеющихради основного дела отключаться от раздражителей.
3. распределение внимания- это субъективно переживаемая способность чел-каудерживать в центре внимания определенное число разнородных объектоводновременно.
4 переключаемостьвнимания- сознательная и осмысленная внимание с одного объекта на другой,переключаемость внимания означает возможность быстро ориентироваться в сложнойизменяющейся ситуации. Легкость переключения у разных людей различна — чемдеятельность интересней тем легче переключиться.
5неполная–полная когда периодичность к возврату к другому.
6отвлекаемость-непроизвольное перерывание внимания с одного объекта на другой
-внешний
-внутрений (возникаетиз-за сильно перенервничал, из-за отсутствия интереса, чувства ответственности)
Вариантотвлекаемости – неспособность чел-ка сосредоточиться на чем либо в течениидолгого времени.
-мнимая-результатбольшой сосредоточенности на другом объекте.
Подлинная-когда чел-к с трудом устанавливает и удерживает внимание на каком –либообъекте(прич.психолог –нерв.)
7объемвнимания—количество объектов которые чел-к может воспринимать одновременновеличина индивидуальная от 4-до8 инфор. Признаков 7
9. Память
Память –форма псих отображения действ заключающ в закреплении в сохранении и последоватвоспроизвед чел своего опыта.
· Произвольная
· Непроизвольная
-двигательная(запоминаети производит движения, является наиболее стойкой, например, игра намуз.инструменте, ходьба)
-эмоциональная(запоминаетпережитые чувства и собственных эмоциональных состояний(грубость, пошлость))
-образная (связанас формированием и хранением конкретных представлений и образов. Этот видявл.более естеств. И более стойким. Образная память делиться на: зрительную,слуховую, вкусовую, осязательную, обонятельную)
-словесно-логическая(проявл.а придпнии мыслям, понятиям, суждениям соотв.слов или выражений, свойственныхтолько чел.)
За памятьотвечает:
-лимбическаясистема
-мозжечок
-височныедоли
Сво-вапамяти:
-точность
-объем
-скоростьпроцесса в памяти
По временихарактер
1. Долговременная
2. Кратковременная
3. Оперативная
Процессыпамяти: запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание материала
 
10.  Мышление
процесс познавательной деятельности человека, характеризующаясяобобщенными отражением действительности. Виду мышления: словесно-логический,наглядно-образный, наглядно-действительный, теоретический, практический,логический, интуитивный, продуктивный ( творческий), репродуктивный,произвольный, непроизвольный и различные сочетания видов. По характеристикерешаемых задач: теоретическое и практическое. Формы мышления: понятие,суждение, умозаключение Понятие- форма мышления отражающая существенныесвойства связи предметов и явлений. Суждение- форма мышления позволяющаяустанавливать различные связи между предметами и явлениями. Бывают: истинные,ложные, общие, частные, единичные, утвердительные, отрицательные.Умозаключение- форма мышления, в котором из одного или нескольких сужденийвыводится новое суждение. Бывает: индуктивное, дедуктивное, умозаключение поаналогии. Фазы мышления: 1)осознание возникшей проблемы, 2)анализ проблемы сподключением памяти, 3)разработка вариантов решения, оценка вариантов, выборгипотезы, методов, и алгоритмов решения проблемы, 4) контроль, оценка, рефлекс,проверка, предполагаемых, причинно-следственных

11.  Психофизиологические основы восприятия. Закон Вебера- Фехнера
Восприятие- это чувственный образ внимания структурныххарактеристик предмета и процессов материального мира, непосредственно,воздействующих на органы чувств человека.
В целом восприятие складывается из ощущений.
Ощущение- это элементарное психическое явление, возникающее врезультате непосредственного воздействия предметов объектного мира на органычувств человека, и которые субъективно переживается как присущее самим этимпредметом качество.
Анализатор-анатомо-психологическая система, обеспечивающая восприятие,анализ и синтез раздражителей действующих на человека.
Анализаторы бывают:
-зрительные-слуховые
-кожные(тактильные)-обонятельный
-вкусовой
Анализаторы внутренних органов:
-висцеральный(чувство голода, страха)-двигательный(кинетический,вестибулярный)
Любой анализатор состоит из 3 частей:
1.рецептор (орган, который воспринимает…)
2. проводниковый отдел (нервные волокна)
3.центральный отдел
Закон Вебера- Фехнера- психофизический закон, устанавливающийлогарифмическую зависимость, между интенсивностью раздражителя и величинойсубъектного ощущения.
S= K Ln J+C

L- натуральное
S- субъективная величина ощущения
J- величина или интенсивность раздражителя (стимул)
K,C- постоянные коэффициенты, которые свойственны данномуорганизму
Основной орган чувств зрения 90%
Слуха-7%
Все остальные- 3%
 
12.  Органы чувств
Ощущение – это элементарное явление психическое возникающее врезультате непосредственного воздействия предметов объективного мира на органычувств человека, и которые субъективно переживаются как присущие этим предметамкачества.
Орган чувств — сложившийся в процессе эволюции специализированнаяпериферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая благодаря своимрецепторам получение и первичный анализ информации из окружающего мира и отдругих органов самого организма, то есть из внешней и внутренней средыорганизма.
Информация, получаемая головным мозгом человека от органов чувств,формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя.
Человек получает информацию посредством шести органов чувств:
глаза (зрение),
уши (слух),
язык (вкус),
нос (обоняние),
вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения впространстве)
кожа (осязание).
Информация о раздражителях, воздействующих на рецепторы органовчувств человека, передается в центральную нервную систему. Она анализируетпоступающую информацию и идентифицирует ее (возникают ощущения). Затемвырабатывается ответный сигнал, который передается по нервам в соответствующиеорганы организма.
Проводящие пути от органов чувств у человека — вестибулярный,слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный и вкусовой пути центральнойнервной системы.
Анализатор – анатомо-физиологическая система обеспечивающаявосприятие, анализ и синтез раздражителей действующих на человека.
 зрительный
 слуховой
 тактильный
 обонятельный
 вкусовой
 висцеральный
 вестибулярный и кинетический
состоит из: рецептор, проводниковой части, центральный отдел.
 
13. Представление визуальной информации на рабочем месте. Остротазрения. Угловые размеры знаков
Конструкция и организация рабочего места работника должныобеспечивать возможность быстрого и безошибочного восприятия информации,создание удобства пользования органами управления, соответствующих условий дляэксплуатации оборудования, его технического обслуживания и ремонта.
Размещение технических средств (дисплеев, пультов ввода данных идокументирования, средств связи и т.п.) должно создавать необходимые условиядля выполнения простых функций левой (правой для левшей) рукой с целью снижениянагрузок на правую (левую) руку (при работе на пультах, ведении записей, работес картой и т.п.).
Основным функциональным элементом рабочего места оператораявляется пульт управления, на котором размещаются средства отображенияинформации и органы управления. При его конструировании необходимо учитыватьследующие требования:
– поверхность пультов управления должна иметь покрытие, обладающеесвойством диффузного или направленно-рассеянного отражения светового потока вцелях предотвращения бликов в поле зрения оператора;
– пульты управления для работы в положении сидя должны иметьпространство для ног оператора с размерами (не менее), мм: высота – 600;глубина на уровне колен – 400 и на уровне пола – 600, ширина –500;
– высота пультов при работе в положении сидя не должна превышать1100 мм от пола для обеспечения возможности обзора пультов управления;
– при необходимости пульты управления должны оборудоватьсявыдвижными ящиками для хранения документации, а также досками для ведениязаписей и размещения дополнительных переносных приборов;
– при работе оператора в положении сидя средства отображенияинформации и органы управления, размещающиеся в пределах 700 – 1500мм от уровняпола, должны располагаться на фронтальной панели, а в случае их значительногоколичества – на трапециевидной, многогранной или полукруглой панелях, диаметркоторой должен быть не менее 1200мм;
– средства отображения информации на панелях пультов должнырасполагаться так, чтобы отклонения их лицевых поверхностей от нормальной линиивзора оператора не превышали 45 градусов как в вертикальной, так и вгоризонтальной плоскостях.
Остротазрения- это способность зрительной системы человека обнаруживать или различать,мелкие детали информации модели. Остротой зрения минимального обнаружения наз.размер, кот должен иметь элемент информационной модели, чтобы быть видимым.
Угловыеразмеры
h= 2l*tg alf/2
h=3alf*l*10-4
h-размер знаков в (mm)
alf – угловой размер знака вугловых мин
l-расстояние от глаза до знака в (mm)
Угловыеразмеры знаков в зависимости от их сложности для восприятия должны быть неменее:
· знак простой формы – это 2,3 элемента – не менее 12 углов мин
· знак средн сложн – это 4-6 элем – 20 углов мин
· знак сложн формы 7-9 элемент и больше – не менее 40 углов мин
· величина простейш знака не менее 6 элементов
 
14. Информационные зоны визуального поля
Зонывизуального поля называются полями зрения (поле ясного зрения, поле обзора ит.д.). Их размеры определяются углами зрения (см. рис.) и расстояниями до нихот глаз
Оптимальныйугол обзора без поворота головы 15*-15 *
40*-20* этомаксимальный угол обзора при повороте глаз без поворота головы
90*-70* этомах угол обзора при повороте глаз и головы
15*-15* — оптимальн угол обзора при повороте глаз без поворота головы
35*-35*-мах угол обзора при повороте глаз, но без поворота головы
60*-максимальн поворот головы
95* махугол обзора с поворота глаз и головы
Саксадо –быстрые рывки глаз. Мах 20 движений
/>
 
15. Антропометрические характеристики человека
Антропометрия- представляют собой совокупность методическихприемов, заключающихся в измерении и описании тела человека в целом и отдельныхего частей, позволяющих дать качественную характеристику их изменчивости.
Антропометрические перемены могут быть:
-половые
-возрастные
-этнические или национальные
-профессиональные
-социальные
-генетические
-климатические
Размеры человека (население рост средний):
-пигмеи-конго (130см)
-средний рост в странах евросоюза (176см)
-в мире самые высокие племя Банту (средний рост 190см.)
Самый высокий человек в Беларуси- женщина Кравченко 214см.
Самый высокий человек в наше время на Украине –Стадник 257см ирастет
 
16. Основные антропометрические признаки. Антропометрическиеточки, линии и плоскости. Измерения тела человека в положении стоя, сидя,измерение кисти
Антропометрические признаки- это соматические свойствачеловека(линейные, параметрические, угловые, сила мышц, масса, форма частейтела и др.), обуславливающие внутривидовые вариации его строения изакономерности развития. Все эти признаки в чем-то измеряются.
Статические антропометрические признаки- это размеры тела,измерянного однократно в статическом положении.
Динамические антропометрические признаки- это размеры тела,изменяющие свою величину при угловых и линейных частей тела в пространстве.
Габаритные антропометрические признаки- это наибольшие инаименьшие размеры тела в его положении.
3-и позиции:
-точки
-линии(передняя срединная линия, задняя срединная линия,горизонтальная линия).
-плоскости(срединно-сочетательная плоскость, которая делит нашетело на левое и правое, горизонтальная плоскость- делит на верхнюю и нижнюю,фронтальная плоскость- проходит в районе лба, делит тело на задние и передниеотделы).
Измерение тела чел в положения стоя:
Антропометрические точки:1-верхушечная(наиболее высокая точкаголовы при установки ее в глазноушной горизонтали)
2-внутр угол глаза(точка в месте смыкания верхнего и нижнего века)
3-затылочная т(наиб выступающая назад затылочной кости)
4-плечевая(центр плечевого сустава)
5-дельтовидная(наиб выступающая наружу т на внешней поверхностидельтовидной мышцы)
6-логтевая(наиб выст т на вершине локтевого отростка локтевойкости)
7-шейная(наиб выступ назад т в области вершины остистого отростка7ого шейного позвонка)
8-польцевая(наиб удал т мякоти локтевой фаланги пальца 3)
9-остисто-подвздошная(центр тазобедренного сустава)
10-верхнеберцовая(центр коленного сустава)
11-нижнеберцовая(центр голеностопного сустава)
Измерение человека в положении сидя:
Бедренная верхняя- наиб выступ верхняя т внешней поверхностибедра.
Подколенный угол-т где образован угол мягкими тканями на внутрповерхностях бедра и голени при сгибании их под прямым углом.
Надколенная- наиб выступ вперед т на коленной чашечке.
Измерение кисти:
Антропометрические точки:
Шиловидная радиальная т- самая низкая т на шиловидном отросткелучевой кости.
2ая шиловидная радиальная т- самая низкая т на шиловидном отросткелоктевой кости.
Пястная внутрен- наиб выступающая в сторону т пястнофаланговогосустава пальца 2.
Пястная наружная- наиб выступ в сторону т на ульнарном крае ладонив обл пястно фалангового сустава пальца 5.
Пястные т 1-5.
Наиб выступ т на запястье в обл сустава пальца.
Пальцевые точки 1-5-наиб выступ т мякоти ногтевых фаланговпальцев.
Межпальцевые точки
17. Метод перцентилей
Перцентиль– это 100-тая доля измеренной в совокупности людей, кот соответств определённоезначение от антропометрического признака
Площадь, ограниченная кривой нормальногораспределения значений признака, делится на 100 равных частей, или перцентилей,каждый из которых имеет свой порядковый номер. Так, 5-й перцентиль ограничиваетслева на кривой нормального распределения 5% численности людей с наименьшимизначениями признака, 95-й перцентиль — 5% справа — численность людей снаибольшим значением признака, а 50-й соответствует среднему арифметическомузначению признака М. Числовые значения антропометрического признака,соответствующие верхней или нижней его границе, называются пороговыми. Ониявляются антропометрическими критериями при расчете параметров рабочих мест наоснове метода перцентилей.
Систему перцентилей используют дляопределения необходимых границ, минимальных и максимальных значенийантропометрических признаков. Зная М и о, можно установить значения признаков,которые соответствуют границам заданного интервала.
Примеры перцентильных кривых (кумулят)для ряда параметров человеческого тела Числовые значения антропометрическихпризнаков, соответствующие другим перцентилям, находятся двумя путями:
1) по формуле:
А = М + о К,
Где А — искомое числовое значениеантропометрического признака;
М — среднее арифметическое значениепризнака; а — среднее квадратичное отклонение;
К — коэффициент, который находят постандартным таблицам площадей кривой нормального распределения (характеризуетстепень изменчивости признака);
2) по перцентильным кривым (кумулятам)распределения. По оси х откладывается значение признака, по оси у — перцентили.
 
18. Организация деятельности оператора. Алгоритм деятельностиоператора, порядок его разработки, основные показатели
Основнымэлементом деятельности оператора явл алгоритм деятельности.
Алгоритмдеятельности – это предписание определ содержан и последоват действий операторав СЧМ.
Последовательностьдействий для разработки алгоритма деятельности:
-составляетсяперечень решаемых задач, условие их решения, временных и точностныхограничений, источников информации, методов решения, средств воздействия и дрпараметров кот необход для достижен общей цели в СЧМ
-составллогические схемы решения отдельных задач
-исходя изопредел схем выявл состав отдельных элементов структуры деятельности –элементарных операций и логических условий.
Критериемэлементарной операция явл наличие одной осознаваемой цели, а логическое условиеопределяет тоже из возможных действий будет иметь место при выполн и невыполнсоответств условий.
-определсостав технич и др средств необход для его реализации
-составляютсясхемы пространственно-времен реализации отдельных элементов алгоритманаложенные на схемы информ и маторного полей, деят операт представ видеупорядочен совокупн деят с определ информ объектами и органами управления.
 
19. Основные виды трудовой деятельности человека
Трудклассифиц по след видам:
· форма труда
1. труд требующий значит мышечной активности
2. механизируемые виды труда требующие средние и лёгкие мышечныеусилие
3. полуавтоматизир и автоматизируемые виды труда.
4. Групповой или конвеерный труд
5. Труд с использованием дистанцион управлен
6. Умственный или творческий труд
Умственныйтруд – это работы связан с приёмом и переработкой информац и требующ активностисенсерных систем, концентрации внимания, активизации мыслительн процесса,памяти, эмоциональной схемы.
Взависимости от того на какие системы падат нагрузка различ след виды условтруда:
· Двигательно –напряжная работа
· Работа с напряжением внимания
· Эмоционально и психоинтелектуально напряженные работы
· Интеллектуально-творческие работы
Энергияосновного обмена.
Основнойобмен характер величин энергии затрат в состоянии полго мышечного покоя истандартных условий.
Стандартныеусловия – комфортная температура окружающей среды; лёжа и спустя 2-6 ч послеприёма пищи; положение сидя на 5-10% больше энергии от энергии обмена;положения стоя – на 10-15% энергия выше от энергии обмена; нестандартные позыобмен 45-50% энергии выше от энергии обмена.
Тяжелаяумственная работа 15-20% от энергии обмена.
 
20. Основные физиологические изменения в организме человека,происходящие в процессе трудовой деятельности
 
1. Центральная нервная система (мозг, органы чувств, волокна, окончания)
2. Скелетно-мышечная система (скелет, кости)
3. Сердечнососудистая (сердце, сосуды
4. Дыхательная система
5. Изменение крови
6. Температура тела
Объектомфизиологических исследований при решении всех задач являются работающие напроизводстве люди. При этом изучаются конкретные виды трудовой деятельности,вызываемое ими напряжение организма человека и уровни его работоспособности. Вовремя трудовой деятельности у человека активизируются различные физиологическиесистемы:
при физическом труде —мышечная система и системы т. н. вегетативного обеспечения мышечнойдеятельности (кровообращение, дыхание); с увеличением интенсивности физическойработы значительно возрастает уровень обменных процессов и количествопотребляемого в минуту кислорода, минутный объем и частота дыхания, числосердечных сокращений и др.;
при умственном труде —различные отделы ЦНС (прежде всего кора головного мозга), в которых возрастаеткровоток и потребление кислорода; с увеличением степени умственного илинервно-эмоционального напряжения существенно активизируется деятельностьсимпато-адреналовой системы, наблюдается учащение пульса, повышение АД,возрастает интенсивность обменных процессов; при выполнении работ созначительным зрительным напряжением активизируются мышцы, обеспечивающиеаккомодацию и конвергенцию глаз, а также светочувствительная система глаз исоответствующие образования ЦНС.
Трудовую деятельностьчеловека оценивают исходя из комплексных критериев, используют показателитяжести и напряженности трудового процесса (напр., массу применяемыхинструментов и обрабатываемых изделий, количество стереотипных рабочихдвижений, число глубоких наклонов корпуса, продолжительность повторяющихсяопераций, плотность рабочего времени и т. д.). Для оценки напряженияорганизма служат физиологические критерии — уровни протекания различныхфизиологических процессов перед началом, на протяжении и после окончанияработы. Изучают процессы, характеризующие реакции организма при выполненииконкретной работы. Оценка производится по сравнению с уровнем покоя или спределом изменений, доступных для данного лица при увеличении нагрузок.Критерием оценки работоспособности является количество (интенсивность идлительность) выполняемой работы, доступное для данного лица. Профессиональнуюработоспособность оценивают обычно по количеству и качеству произведеннойработы. Учитывают степень снижения работоспособности по окончании работы идлительность отдыха, необходимого для восстановления работоспособности.
 
21. Классификация физического труда. Физиологические особенностиумственного труда
Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигат аппарати все функциональные сист организма. Основной показатель физического труда-потребление кислорода
В зависимости от потреблен кислорода можно разбить на 3 оснгруппы:
-легкие работы(потребл кислорода не более 0,5л в мин)
-ср тяжести(выше 0,5-1л в мин)
-тяжелые(выше 1л в мин)
Категории тяжести физич труда:
I- легкая физич работа:
Iа –энергозатраты до 139Вт(120 ккал\ч)-работы выполняемыесидя, небольшое физическое напряжение (часовщики, секрктарь, швеи и т.д.)
Iб-энергозатраты от 140до 174Вт(121-150 ккал\ч)-работы,выполняются сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторымфизическим напряжением
-IIработа ср тяжести:
IIа-175-232Вт(151-200ккал\ч)-связ с постоянной ходьбой,перемещением изделий до 1кг (столяры, плотники,…)
IIб-233-290Вт(201-250ккал\ч)-связ с ходьбой, перенос небольш тяждо 10кг, сопровожд умеренным трудом (токари, слесари,…)
III-тяж физич работы более 290Вт(больше 250ккал\ч)-с постоянпередвижением, перемещением, перенос значит тяжести свыше 10кг
При умственном труде основная нагрузка приходится на высший отделнервной системы, кору больших полушарий головного мозга.
Формы умственного труда:
-операторский,
-управленческий,
-творческий.
Операторский труд-работа на пульте упр, наблюдение за трудом,технич производство.
Управленческий- руководители учреждений, диспетчеры, преподавателии тд.
Творческий- научные работники, художники, артисты, дизайнеры,композиторы, архитекторы.
Напряженность внимания- хар-ка умственного труда.
Умственный труд дул на 4 категории:
1.напряженный(треб концентрации вним до 25%раб врем)
2.малонапряжен(до 50%)
3.напряженный(до 75%)
4.очень напряженный(свыше75%)
22. Производственное утомление и переутомление
Производственное утомление-это сост организма возникающиевследствие выполнен физич или умствен работы и появляющиеся во временномснижении работоспособности, в ухудшении двигат и вегетативн функций ихдизкоординации и появлен чувства усталости.
Признаки утомления:
-техникоэкономические(результативность)
-физиологические
-психологические
-медицинские
Физиологические признаки:
-увелич времени зрительно-моторной реакции
-дрожание в пальцах
-головокружение
-уменьшение выносливости
-повышение потоотделения
-повыш температуры
-учащение дыхания, пульса
-повыш артериального давления
Психологические признаки:
-субъективное чувство усталости
-рассеянность внимания
-плохое восприятие
Медицинские признаки:
-повыш травмотизм
-заболеваемость
«Гуморально-локалистическаятеория»(Галилео Галилей)-появлениеслабости и усталости в мышцах, происх под влиянием самой работы.
«Центрально-нервная теория»(Ухтомский)-утомляются не мышцы, атолько нервная система.
Переутомление-потологическое состояние развивающееся у человекавследствие хронического физического или психологического перенапряжения.
3 стадии переутомления:
I-жалобы периодические на физиологич измен в организме(нарушсна: плохое медлен засыпание, частое пробуждение, отмечается чувство отсутствияотдыха после сна, сниж аппетита, сниж концентр вним, сниж работоспособностиорганизма к физич нагрузкам)
II-многочислен жалобы на функциональн наруш во многих органах исистемах организма, сниж работоспособности, наруш в сердечно-сосудистойсистеме, апатия, вялость, сонливость, повыш раздражительность, сниж аппетита,имеются жалобы на легкую заметную врабатываемость, потеря остроты мышечногочувства, проявл неадекватная реакция на физич нагрузку, прогрессирует растр сна(удлин врем засып, сон станов нервным, беспокойным, частые сновидения скашмарами), наруш суточный динамич стереотип, развивдинамич дисфункция, нарушвенозный сосудистый тонус
III-резкое ухудшение общего сост, ослабление тормозных процессов,нервная возбудимость, бессонница, апатия, сонливость днем, произвольный отказ отработы.
23. Кодирование информации
 
Кодирование формой.
Требования:
-контур или силуэт
-знак должен представлять собой замкнутую фигуру
-дополнительные детали знака характеризуют дополнительные понятияо характеристиках, свойствах и состояниях объекта.
-знаки должны быть ассоциативны(форма знака ассоциируется с формойсамого объекта или процесса, знак может представлять собой абривиатуру названиясоответствующего объекта), знак однотипен с используемым соответствующимусловным обозначением объекта.
Максим. основание кода ограничено выбранным алфавитом.
Основание кода определяется исходя из кол-ва объекта и иххарактеристик. Необходимо стремиться к минимализации длины основания кода.
Предпочтительные варианты использования:
-для кодирования класса и вида объекта
-для задач поиска и опознавания
-для выделения текстовой информации (табличный и структурныйспособ)
 Кодирование размером
При кодировании размером устанавливается соответствие междуплощадью(объектом) или линейными размерами знака и характеристиками объекта(размер, значимость, удаленность, высота и т.д.).
Максимальное основание кода- 5
Предпочтительный вариант использования:
-для передачи информации, характеристик объекта(1).
 Кодирование пространственной ориентации
Поворот объекта, который что-то характеризует, но не обязательноповорот
Максимальное основание кода- 8
Предпочтительный вариант использования:
-для передачи информации о направлении движения объекта либоотклонение от курса.
 Кодирование длинной линии.
Максимальное основание кода- 6
Предпочтительный вариант использования:
-для передачи информации о скорости движения объекта
-для представления информации о пройденном расстоянии.
 Кодирование количеством объектов
Максимальное основание кода- 5-10
Максимальное кодирование точками- 5
Максимальное кодирование кубиками- 10
Предпочтительный вариант использования:
-для отображения количественных характеристик объекта
-для визуального сравнения.
 Кодирование буквенно-цифровое
Основание кода не ограничено
Предпочтительный вариант использования:
-для передачи информации о дискретно-изменяющихся количественныхпараметров объекта
-для обозначения классов и типов объектов
-для обозначения наименования объектов.
 Кодирование яркостью
Максимальное основание кода- 4
Предпочтительный вариант использования:
-для передачи информации о состоянии объекта для выделенияфункциональных зон.
Яркость каждого элемента должна отмечаться от ведомогообозначенного минимум в 2 раза.
 Кодирование цветом
Максимальное основание кода- 11
Предпочтительный вариант использования:
-для передачи информации о состоянии или значимости объекта
-для задач поиска и опознавания объекта, при высокой плотностиинформации.
Существует стандартное отношение к цветам:
-желтый(дополнительно белый) предупреждающая информация, носитосведомительный характер, дает рекомендации для выполнения тех или иныхдействий, но оставляет за пользователем право выбора окончательных решений
-зелёный(дополнительно синий) приписывающая информация, носиткомандный характер, требует или разрешает выполнения строго определенныхдействий, указывает на выполнение тех или иных действий.
-красный (дополнительно оранжевый) запрещающая информация, носитаварийный характер, накладывает строгие ограничения на выполнение или запрещаетте или иные действия, указывает на неготовность к работе или неисправность.
Недопустимые сочетания близких цветов(шкала по степени убывания)
-синий на белом
-черный на желтом
-зеленый на белом
-черный на белом
-зеленый на красном
-красный на желтом
-красный на белом
-оранжевый на черном и т.д.
Кодирование цветом воспринимаются человеком хорошо- важнаяинформация кодирование цветом.
 Кодирование частотой мелькания
Максимальное основание кода-4.
Диапазон для кодирования мелькания- 0,5-6Гц.
Предпочтительный вариант использования:
-для привлечения внимания в исключительных случаях
-для выделения полезного сигнала
-для задач поиска
Наивысшая частота мелькания используется для наивысшей срочности
Частота мелькания для предупредительной информации- 0,5-5
Частота мелькания для аварийной информации-5-6Гц.
Частота мелькания должна различаться не меньше чем в 2 раза.
 Кодирование символом
Выделение каким-то специальным знаком необходимого объекта илисостояния
Максимальное основание кода- не больше 7
Предпочтительный вариант использования:
-для передачи информации о значимости объекта
-для привлечения внимания оператора
-для задач поиска
 Многомерное кодирование
Алфавит, построенный путем объединения нескольких видовкодирования.
Сочетание кодов используется в следующих кодах:
-когда пропуск или несвоевременное восприятие информации оператораприводит к развитию аварийной ситуации
-в случае большого (больше 5) числа учитываемых признаковподлежащих контролю параметров в условиях дефицита времени.
-при суммировании большого объема однородной информации
-при качественном сравнении взаимосвязанных данных.
 Кодирование многослойное
Это когда какому-то выбранному виду кодирования добавляетсяэлемент его градиентного изменения.
24. Требования к эксплуатации документации. Представлениетекстовой информации. Сокращения
При подготовке эксплуат док-ции устанавливается:
-комплектность
-масса
-размеры
-структура изложен матер
-кач-во графич элементов
-стиль и виды шрифтов
-фактуры и цвет матер и сохраняемость матер
Текстовое представление инф должна удовлетворять след треб:
-сведенья должны излагаться четко, кратко, без излишних деталей
-инф долж излагаться с учетом квалифик пользователя
-в форме обеспечивающей ее непосредственное использ безрасшифровки, преобразования, пересчета, перекодирования
-отчетные информационные матер долж иметь постоянную структурузаписи текста, напр в виде бланка
-примечание и пояснен выдел скобками, подчеркиваниями,размещением, способом написания, шрифтом
-предупреждения и запрещения следует выдел цветом, подчеркиваниеми шрифтом
-повтор-еся данные долж одинаково нумероваться и именоваться
-нумерация пунктов долж быть последовательной и независимой отстраницы
-каждый пункт долж начин с новой строки
Сокращение-это логограмма.
Способы построен логограммы для эксплуатационной документации:
-созд логограмм из корней, префиксов и суффиксов исходных слов(интерактивная графика-интерграф)
-буквенное сокращение надписи, образованных из сложных слов следсоставлять из первых букв корней, составляющих сложное слово (автогенератор-АГ,техобслуживание-ТО)
Инициальный способ, образование логогр по первым буквам слов(МИУ, СТО), здесь допускается смешан вид(ЖК-монитор)
-по начальным слогам (включено-ВКЛ)
-медиальное выделение(направо-прав)
-контракция-образов логогр путем изъятия гласных(телеграмма-ТЛГ)
Для прав расшифровки логогр должен осущ принциподнозначности-громкость(гром-нельзя)
Логогр должна быть краткой, благозвучной и не вызывать ассоциациисо словами имеющими отриц эмоцион окраску. Логогр по образованию долж бытьоднозначными, те применять разные формы для одного и того же слова нельзя(направтоматический-авт). Логогр долж быстро усваиваться и запоминаться. Долж легкочитаться вслух, проговариваться (прибор контрольно-измерительный-КИП). Логогрнельзя склонять. Недопустимо сочетание букв и цифр с одинаковыми илинедостаточно различными признаками конфигурации. Нельзя применять присокращении: АДЛ, З3, БВЗ3, Ь, Ъ. кол-во аббревиатур долж быть минимальным,пунктуация в аббрев не допускается.
 

25. Конструкция и компоновка рабочего места оператора
Конструкция и компоновка раб места опер:
-соответствие построениям раб места, функциям опер и условиям егодеятельности
-форма и размеры раб зоны
-осн раб зона опер
-конструкция и расположен элем визуального обзора внешней среды
-виды освещен, конструкция и расположен осветительной аппаратуры
-конструкция и расположен элем фиксации положен оператора вразличн зонах раб места
-удобство и безопасность допуска оператора к зонам обслуж ивозможного ремонта
-системы и способы аварийного покидания раб места
-конструкция зон кратковрем отдыха
-констр мест для ведения служебных записей
-номенклатура и хар-ка применяемых матер
Раб места и средства отображен инф коллективного пользованияустанавлив след элементы:
-необход функционал связи между операторами
-углы обхора инф-ого поля по вертик и горизонталями обспеч-щееоднозначн восприятие инф
-углы поворота головы опер в гориз и вертик плоскостях
-значение вероятности безошибочного восприятия опер инф
-свободное простр-во для перемещен опер и эксплуатацииоборудования
 
эргономика человек труд

26. Форма,расположение, размеры приборных панелей и пультов управления
Пульт упр-ия-это элем раб места опер, на кот размещены средстваотображ инф и органы упр-ия.
При определении формы, расположения, размеров приборных панелей ипультов упр устанавливается:
1-форма приборных панелей и пультов
2-взаимное расположен панелей
3-высота и ширина приборных панелей и пультов
4-размеры пространства для ног
5-углы наклона панелей
При формир оптимальной обзорности пультов упр-ия рассматриваются:
-углы обзора панелей по гориз-ли и вертик
-углы наблюдения элем приборных панелей и пультов упр-ия с учетомих важности и частоты пользования
Размещение и отображение приборных панелей и пулта упрустанавливается:
-размеры размещения средств отображаемой инф и органов упрразличной степени важности и частоты использования
-способы группирования и выделен функцион зон и блоков
-расположен связ относит друг друга средств отображ информации иорганов упр
-расстояние между элем панелей и пультов упр
 

27. Досягаемостьорганов управления. Размещение и группирование элементов приборных панелей ипультов управления
Моторное поле – часть рабоч места опер в кот размещеныиспользуемые опер органы упр-ия и осуществляется двигат действия по упр-ниюсчм.
Досягаемость органов упр достигается:
-путем установлении оптимальн и предельн расстоян до органов упр взависим от степен важности и частоты использования
-расположен органов упр относит плоскости симметрии тела опер
-расположен ручных органов упр наход перед телом чел и размещ всферич обл-тях, центрами кот явл суставы.
 
28. Средстваотображения визуальной, акустической и тактильной информации
Средства отобр визуал инф-это устройство счм предназначенное длявосприятия оператором сигналов о сост объектов воздействия счм и способовупр-ия ими.
При разраб средств отобр инф устанавливается:
-размеры и конфигурация знаков, углы их обзора и расстояниенабл-ия
-типы контраста изображения
-неравномерность контраста в элем изображения
-примерность начертаний изобр
-цвет изобр
-способы подсветки индикаторов и экранов
-время после свечения сигналов
-способы кодир инф
-условия внешней освещенности изображен
При разраб акустической инф устанавливается:
-типы сообщения (звонок, зуммер, вибратор, сирена, речь, муз тон)и его хар-р
-громкость сообщен
-частота(частоты)
-уровень модуляции
-длит и интенсивность неречевых сообщений
-спектральные хар-ки
-способы кодир инф
При разраб средств тактильн инф устанавлив:
-способы представлен инф: вибрация, конфигурация, температура,ур-нь электрич и химич чигналов
-конструктивные особен тактильных индикаторов
 
29. Органыуправления
Органы управления-это техническое в СЧМ предназначенное дляпередачи управляющих воздействий от оператора к машине.
При разработке органов упр-ния устанавливается:
-соответствие хар-ра управляющего движением функциональномусостоянию управляемому
-форма
-размеры
-усилие перемещения, нажатия, вращения
-хар-р и динамика сопротивления органа упр относительно плоскостисимметрии тела оператора
-способы и динамика фиксации органов упр-ия
-качества и места расположен надписей либо символов на органахупр-ия
-способы совмещения неск органов упр-ия
-Хар-тики покрытий органов упр-ия в частности теплопроводности,шероховатости и цвета
 
30. Креслооператора
Элементы сидения: сидение, спинка, подголовник, подлокотники,подставка для ног. При разработке кресла оператора устанавливается:
-форма и размеры кресла
-способы крепления к полу
-необходимости регулирования положений различных элементов кресла
-конструкция подголовников, подлокотников и др элем обеспечивающихих совместимость с частями тела оператора
-способы ослабления воздействия вибрации и ударных нагрузок испособы фиксации тела оператора
-конструкция элементов кресла, обеспечивающих быстрое изменениеего положения
-обеспечение введения в кресле служебных записей
-хар-тики материалов элементов кресла, в части, гигроскопичности,теплопроводности, шероховатости, упругости, цвета
 
31. Оборудованиена рабочем месте. Инструмент
Оборудование на рабочем месте:
-системы связей между операторами
-аккустич хар-тики этих средств связей
 -контрольно-измерительная и проверочная аппаратура
 -требования к осветительной аппаратуре
 -требов к оборудованию, обеспечивающему жизнедеят (кондиционеры, вентиляторы,силовые установки, обогреватели)
 Для разработки инструмента рассматривается:
 -удобство и безопасность его использования
 -соответствие хар-кам человека:
 А)хар-р захвата(1. Силовой захват – согнутые пальцы и лодонь, 2.Точная хватка (когда большой палец и друг палец; 3. Крюковая хватка (толькопальцы кроме большого) Б)форма рукояток ( -нужно мах контакта между кожей ирукояткой; -поверхность рукоятки должна быть эластичной; — не скользкой; — тёплой; — вес устанавливается в зависимости одной рукой мы польз или двумя,мужчина или женщина; — баланс инструм соответсв между рукояткой и др частэлемента)
 
32. Форма иобъем помещения
Что должно учитываться: обеспечение наилучшей рабочей зоны идосягаемости оператора к элементам оборудования помещения, объем помещения сучетом количества операторов и потребляемого воздуха, в административном 3метра высота, в жилом 2,5 метра, 4 метра квадратных на одного рабочего, если скомпьютером – 6 метров квадратных, площадь приемной не меньше 9 метровквадратных
 
33. Элементы помещения, обеспечивающие вход в него и выход изнего, перемещение внутри помещения, оборудование помещений
Учитывается:
 кол-во этих элементов расположение площади формы обеспечениедостаточного естественного освещения обзор внешних объектов
 быстрое покидание помещения прилагаемые усилия и направлениеперемещения дверей и их конструкция углы наклона и размеры проходов, коридоров,пандусов обозначения для однозначного восприятия понятий: верх, низ, опаснаязона, зона отдыха характеристики покрытий полов и др. поверхностей(шероховатость, теплопроводность, упругость, гигроскопичность)
 Элементы помещения, обеспечивающие вход в него и выход из него,перемещение внутри помещения( двери, люки, лазы, трапы и др.) оборудованиепомещений
 Эргономические требования:
 -кол-во -обеспечение достаточного естественного освещения
 -расположение -обзор внешних объектов
 -площади -быстрое покидание помещения
 -формы
 -прилагаемые усилия и направление перемещения дверей и ихконструкция -углы наклона и размеры проходов, коридоров, пандусов
 -обозначения для однозначного восприятия понятий: верх, низ,опасная зона, зона отдыха
34.Цветовое решение помещения
Этапы решения цветовой гаммы в помещениях
 -определением функционального назначения
 -выбор общего стиля помещений
 -разбивка помещений на рабочей зоны
 -подбор отделочных материалов
 -подбор элементов фурнитуры и элементов отделки
 Теплые цвета.
 Действуют на человека возбуждающе, тонизируют, повышаютработоспособность, желтый-влияет на умственную активность. красный- вызываетагрессивность, при долгом времени возбуждает пробуждает к работе.Розовый-успокаивает.Коричневый и терракотовый зрительно уменьшают помещение.
 Холодная гамма.
 Расширяет пространство, помогает сосредоточиться, самоуглублению,расширяет помещение. Голубой-успокаивает. Синий, фиолетовый черный-действуютугнетающе на психику, продолжительное воздействие может вызвать депрессию. Синийподходит для спальни. Серый как и голубой успокаивает, позволяет создатьспокойную рабочую обстановку, настроить на деловой лад. Зеленый успокаивает, егоприменяют для зон отдыха.
 Окна. Если выходят на юг, то окраску можно делать –холодную. Назапад-не раздражающие холодные, теплые тона.
 При искусственном освещении теплые тона светлеют, холодныетемнеют, насыщенные-становятся еще более насыщенными, оранжевый приближается ккрасному, голубой к синему.
 Для нейтрализации вредных факторов.Сладкий запах нейтрализуетсяхолодными цветами.Горькие-красный, розовый, оранжевый.
 Неприятные-белый или серый.Черный нейтрализует повышеннуютемпературу.
 Цвет зависит от контингента коллектива.Чем выше интеллект, темутонченнее оттенки
 По темпераменту.Флегматики-любят яркие возбуждающиецвета, холерики-успокаивающие холодные оттенки
 Текстура-предпочтительно гладкая, если человек работает с большимкол-вом информации.
 Для оживления помещения используются картины, рисунки, растения.
 Рекомендуемые запахи в помещениях:
 Спальня-роза, белая акация, Кухня-специи, мята, розмарин, лимон, шоколад.Гостиная — грепфрукт, мандарин, ваниль. Прихожая-чебрец, бергамот, лимон.
 

35. Основные факторы внешней среды. Классификация производственныхфакторов
Нормативность среды характери окружающей средой.
Условия труда – совокупность факторов производственной средыоказывающее влияние на здоровье человека в процессе труда.
Вредный производственный фактор – это производ фактор воздействие,которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию,снижению работоспособности или отрицательному влиянию на здоровье потомства.
Опасный производственный фактор – фактор, воздействия которого наработающего в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению илидр. внезапному ухудшению здоровья или смерти.
Предельно-допустимые значения вредного производственного фактора –это предельное значение величины вредного производственного фактора,воздействие которого при ежедневной регламентируемой продолжительности втечении всего трудового стажа не приводит к снижению работоспособности изаболеванию как в период трудовой деятельности так и к заболеванию впоследующий период жизни, а также не оказывает неблагоприятное влияние наздоровье потомства.
Группы производственных факторов:
 физические – электромагнитный шум, вибрация, ультразвук,микроклимат, температура воздуха, движущие части механизма, лазерное излучение, освещённость, ультрафиолетовое излучение, электромагнитное поле.
 химические – токсич, раздражающие, канцероген, мутаген
 биологические – микроорганизмы ( бактерии, вирусы, грибки),макроорганизмы (растения, животные), естеств. компаненты организма (вжелудочном тракте 1,5кг бактерий)
 психофизиологические – показатели характеризующиеся тяжестью инапряженностью трудового процесса( ходьба, темп работы, грузы, наклоны, напряжтрудового процесса, напряжонность внимании, монотонность, эстетическийдискомфорт, физический дискомфорт)
 
36. Отопление,вентиляция, кондиционирование
Отопле́ние— обогрев помещений с целью возмещения в них теплопотерь и поддержания назаданном уровне температуры, отвечающей условиям теплового комфорта и(или)требованиям заказчика.
Системаотопления — комплекс устройств, выполняющих функцию отопления — котлыотопительные, сетевые насосы, тепловые сети, устройства автоматическогоподдержания температуры в помещениях, радиаторы отопления и другие.Отопительныйприбор — устройство, предназначенное для передачи тепла от теплоносителя квоздуху и ограждающим конструкциям отапливаемого помещения;
Вентиляция. Общеобъемная, местная, комбинированная. В зависимостиот перемещения воздуха может быть естественной, механической. В завис. отназначения — приточной и вытяжной, организованная и неорганиз, аварийная.
 Кондиционирование – нагревание и охлаждение воздуха, увлажнение,аэроионизация. Системы комфортного кондиционирования, системы технологическогокондиционирования. Смена воздуха 12 раз в час. Vкух*12=какая должна бытьвытяжка.
 
37.Основные требования к освещению
коэффициенты отражения:
 для потолка 0,6-0,7
 для стен 0,4-0,5
 для пола ок. 0,3
 рабочие поверхности 0,45-0,5
 мебель 0,3-0,4
Виды освещения: естественное, искусственное – общее икомбинированное(общее и местное), совмещенное.
При организации освещенности рабочего места, необходимо, чтобыравномерно освещались все предметы рабочего стола. Если это не будет выполнено,то глаза, переходя из более освещенного места в более тёмное будут уставать.
Для хорошего освещения рабочего стола в помещении должноиспользоваться комбинированное освещения. Светлая окраска стен и потолковспособствует лучшему освещению в помещении.
Производственное освещение подразумевает отсутствие всяких тенейна рабочем столе. Наличие теней на рабочем столе способствует утомлению глазрабочего, а вследствие этого и снижению работоспособности. Для уменьшенияколичества теней на рабочем столе применяют специальные светильники, которыеотражают свет.
  
38.Социально-бытовые факторы
Санитарно-бытовые помещения: гардеробные, уборные, умывальные,душевые, курительные, помещения личной гигиены женщин, пункты питания,здравпункт.
Специальные помещения: для сушки и обеспыливания одежды, химчисткиодежды, ингалятории, фатарии, помещения для обогрева.
Нормы и S помещения для 1 человека:
 кладовая 0,03м2 – гардеробные
 сушка 9м2
 тамбуры для преддушевых и уборных не менее 2 м2
 здравпункты от 300 человек
 для личной гигиены женщин если в смене не менее 15 женщин
 фатарии
при более 200 человек в смену должна быть столовая работающая наполуфабрикатах, до 200 – столовая раздаточная, менее 30 чел комната для приемапищи, в коллективе до 10 чел – мин. 6м2.
Бытовые помещения должны быть в отдельных пристройках, должны бытьотделены.
Для отделки использовать светлые тона, плитка, в душевых до 2мвысотой покрываются краской или плиткой, в окнах должны быть фрамуги ифорточки, не скользкие полы, стекла матовые или непрозрачные.
При умывальниках смывающие средства, осушители рук.
Гардеробные, душевые, туалетные – должны быть подвергнуты влажнойоборке с дез. средствами после окончания смены.
  
39. Эргономическоепланирование бытовых интерьеров. Система эргономического обеспечения
Масштаб для модулора 1:6, 1:7
Планировка прихожей, коридоров, гардеробных, кладовых.
Прихожая функции: хранение верхней одежды обуви зонты, сумки подготовкако входу и выходу
Что должно быть: табурет( скамейка, пуфик все компактное иудобное( рабочее место стоя
встроенные шкафы до потолка\место для коляски если есть ребенок\местодля телефона\ зеркало\ полки, крючки, держатели: кол во членов семьи\наличиемаленьких детей\право, леворукость
коридор- 1-2 m
гардеробная — шир. более 2 м.
кладовая: полки, шкафы, сундуки, крючки, стелажи, приточновытяжная вентиляция
40. Система эргономического обеспечения
1982эргономическое обеспечение-совокупность взаимосвязанных орган-х меропри. Научноисследовательских и проектных работ выражающихся установлении эргономическихтребований.
Формированиемэргономических свойств СЧМ. Во всех сиадиях высшего и оценка степенивыполн.заданной цели
Эргономическаяэкспертиза — является заклюю-м этапом эргомо-м обеспечения и должна оцениватьстепень выполнения заданных эргон. Требований
Проводитьсяна каждой стадии
На стадииразработки
Стадиимакет
Опытнаяконструкции(ОРК_ часть(НИ) научнл. ислед.
Задачииздания(внутренея комиссия/внешняя комиссия)
Когапроводиться
Должнывыявить эргономическую оценку — определению показателей объекта оценки эрг-мтребований, и установлению эрг-го уровня качества оцениваем-ого объекта
1. дифиринцированой
2. комплексной
3. смешенной
1 оценка поединым показателям
2 рядпоказателей на основе нескольких диф-ный ..
3 можетсовмещать и те и другие


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет механизации доставки и откатки рудной массы стационарной установки для рудника цветной
Реферат Методы измерения рабочего затухания и рабочего усиления четырёхполюсника
Реферат Жилищное хозяйство и обслуживающие предприятия
Реферат А. С. Пушкин Каждый человек целый мир, каждый человек непознанная планета. Многие люди придерживаются этого тезиса. Некоторые отождествляют себя и других с конкретными планетами Солнечной системы, другие верят
Реферат Россия в конце 19 века
Реферат Особенности образа жизни студентов воронежских вузов на рубеже XX и XXI веков
Реферат Михайло Драгоманов – основоположник політичної науки України
Реферат Эвакуация и рассредоточение персонала объектов экономики и населения
Реферат Робота з підлітками "групи ризику"
Реферат Расчет параметров конструктивной безопасности транспортных средств
Реферат Акцизы: действенный механизм и способы его совершенствования
Реферат Город мастеров, или Сказка о двух Горбунах
Реферат Контрольная работа по Хозяйственному праву 4
Реферат Роль и значение Конституции Азербайджанской Республики в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти
Реферат Гарантии и компенсации