Понятие ипринципы гражданства в Российской Федерации
Содержание
Введение
1. Понятие и принципы гражданства
1.1 Понятие гражданства
1.2 Принципы гражданства
2. Приобретение и прекращение гражданства
2.1 Приобретение гражданства
2.2 Прекращение гражданства
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
/>/>/>/>/>/>/>/>Введение
Гражданство является одним изважнейших факторов, определяющих взаимоотношения человека с государством,основой правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанностигосударства защищать права и свободы личности. Обусловлено это, прежде всеготем, что закрепленные Конституцией РФ и действующим законодательством права,свободы и обязанности личности непосредственно связаны с гражданством. Человекможет их использовать только тогда, когда он является гражданином определенногогосударства.
Статья 15 Всеобщей декларацииправ человека гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство»[1].Поэтому важнейшие нормы о гражданстве содержатся в Конституции РоссийскойФедерации.
Гражданство в России возниклов марте 1917 г., придя на смену подданству после низложения монархии.
Исходные начала, посвященныегражданству, помещены в гл. 1 Конституции РФ. В соответствии с ними гражданствоможно рассматривать как одну из характеристик или предпосылок не только статусаличности в стране, но и нашего конституционного строя в целом. При этомКонституция РФ закрепляет базовые принципы института гражданства, детальная жерегламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральномзаконе от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации»[2],принятом взамен одноименного Закона Российской Федерации 1991 года. Законзакрепляет общепризнанные принципы гражданства, что имеет важное значение дляпостроения системы отечественного законодательства и для межгосударственныхотношений по вопросам гражданства.
Гражданство как понятие можетиметь несколько значений: одно из суверенных прав государства;публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовой институт.
Исследованию гражданствапосвящены научные труды таких выдающихся российских ученых-юристов, как С.А.Авакьян, Л.Д. Воеводин, О.Е. Кутафин, А.Н. Кокотов и других государствоведов. Вэтих исследованиях правовая природа гражданства трактуется по-разному. Основныеусилия авторов при этом сосредоточены на двух направлениях. С одной стороны,понятие гражданства осмысливается через сравнение его со смежными правовымиявлениями, такими как правосубъектность, правоотношение, субъективное право, ас другой — наблюдается стремление раскрыть содержание и специфику этогоправового феномена посредством анализа тех правовых последствий, которые влечетза собой признание гражданства как особого правового состояния лица. Вместевзятые, данные направления обеспечивают всесторонний подход к пониманию этогосложного юридического явления и, безусловно, являются серьезным достижениемнашей конституционно-правовой науки.
Тема гражданства и сегодняпродолжает оставаться исключительно актуальной, требующей пристальноговнимания.
На сегодняшний день, приналичии значительного количества исследований посвященных проблемам институтагражданства, определение самого понятия «гражданства», раскрытие его содержанияи особенностей носят дискуссионный характер.
К сожалению, в отечественнойнауке проблема принципов гражданства, принципов законодательного регулированияотношений гражданства не получила всесторонней разработки. Перечень принциповгражданства у различных авторов не учитывает в полной мере практикумеждународно-правового и современного национально-правового регулированияотношений гражданства.
Отсутствие общепризнаннойпозиции по данному вопросу, а также изменения, произошедшие в законодательстве,касающемся гражданства, оставляют поле для дальнейших исследований.
Принципы гражданства неостаются неизменными, они развиваются, наполняются новым содержанием,формируются новые принципы, например, в условиях правопреемства государств, чтоотвечает потребностям построения свободного гражданского общества,демократических правовых государств в посткоммунистических странах, целямуважения достоинства личности, основных прав и свобод человека.
Целью настоящей работыявляется изучение понятия и принципов гражданства в Российской Федерации.
Для реализациипоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— проанализироватьсуществующие в науке конституционного права определения понятия «гражданство»;
— изучить нормативные правовыеакты, регламентирующие гражданство в Российской Федерации;
— исследовать основные принципыроссийского гражданства;
— рассмотреть основные способыприобретения и прекращения гражданства по российскому законодательству.
Правовую базу исследованиясоставляют:
— Конституция РФ[3];
— Федеральный закон «Огражданстве Российской Федерации»[4];
— другие нормативные правовыеакты.
/>/>/>/>1.Понятие и принципы гражданства/>/>/>/> 1.1 Понятие гражданства
Понятие гражданства в современнойправовой науке не имеет четкого, однозначно принятого всеми ученымиопределения. Так, М. В. Баглаем, под гражданством понимается «устойчиваяправовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности ихвзаимных прав и обязанностей»[5].
Схожей позиции придерживаетсяМ.Б. Смоленский, полагающий, что «гражданство – это определенная правовая связьлица с государством, влекущая распространение на это лицо правовых последствий»[6].При этом структурное построение определения понятия гражданства, с его точкизрения, позволяет различить три основных элемента: общее понятие гражданства;правовые последствия, вытекающие для лица из факта обладания им гражданства;связь (отношение) между общим понятием гражданства и его правовымипоследствиями[7].
А.А. Югов считает, что гражданство как двустороннее взаимодействиечеловека и государства есть сложная и тонко дифференцированная правовая связьэтих субъектов, которой свойственны особые свойства[8].
Во-первых, эта правоваясвязь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности,так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несутконкретные обязанности.
Во-вторых, это не рядоваяи одинарная, а основная правовая связь человека с государством, поскольку вэтом отношении участвуют главные «фигуранты» общественно-политической жизни: содной стороны, человек как высшая ценность общественного мироздания, а с другой- государство как доминирующий компонент политической системы, — и кроме того,эта правовая связь выполняет роль первичного основания всех возможныхюридических отношений между государством и индивидом, в силу чего в самомконцентрированном виде закрепляется в Основном Законе.
В-третьих, этополитическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет местомежду государством в целом как политической организацией всего народа иотдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическимиправами и свободами.
В-четвертых, гражданствоесть личная связь человека с государством, что подчеркивается отсутствиемколлективного гражданства; отношение гражданства имеет свое правовое значениетолько в том случае, когда документально определено персонифицированноеотношение государства к отдельно взятому индивиду. Кроме того, по действующемузаконодательству отношения гражданства могут быть прекращены только по личномуволеизъявлению самого гражданина.
В-пятых, это взаимная идвусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегдаучаствуют два субъекта — человек и государство.
В-шестых, гражданство — это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивногоправоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовыеотношения.
В-седьмых, гражданство — экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что онане прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своейгражданской принадлежности. В-восьмых, гражданство есть легальная правоваясвязь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом,соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной идостоверной всеми участниками соответствующей правовой системы.
В-девятых, гражданство — непрерывная правовая связь, так как законодательство о гражданстве непредусматривает возможность его приостановления.
В-десятых, гражданствопредставляет собой устойчивую правовую связь между своими носителями, чтопроявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всейсвоей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства[9].
С.Г. Сергеев утверждает, что«гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством,выраженная в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности иоснованная на признании и уважении достоинства, основных прав и свободчеловека»[10].
Следует отметить, чтобольшинство ученых строят свои рассуждения на основании ст. 3 Федеральногозакона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», вкоторой сказано гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связьлица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав иобязанностей[11].
Традиционного отмечаюттри основных значения понятия «гражданства»: одно из суверенных правгосударства; публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовойинститут[12].
В качестве суверенногоправа государства гражданство означает возможность государства в одностороннемпорядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается изтерритории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов,населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временнопребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все егогруппы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своимдолгом и интересом защиту государственной безопасности в случае вооруженныхконфликтов, войн. Понимая это, государство заботится о своей прочности, длячего стремиться к формально-правовому, а также идеологическому, духовномувыделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться прирешении любых задач, которой оно доверяет полное участие в своих делах. Это иесть граждане или, в некоторых странах, поданные. Любое государствозаинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство,определяющее линию поведения населения в целом. Остальные группы населения(иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.
Формально-правовое обособлениегражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установлениягосударством условий и порядка признания, приобретения, прекращениягражданства; рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросовпризнания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органамигосударственной власти международных соглашений по вопросам гражданства сдругими странами.
Гражданство какпублично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовуюсвязь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности»индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носитпервичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства(индивидов и органов государственной власти).
Устойчивость гражданствавыражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращенотолько в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственныеорганы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства посравнению с тем, как оно зафиксировано в законе.
Первичность гражданствазаключается в том, что именно состояние гражданства (иностранного гражданства,безгражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его прав,свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса, с одной стороны, на индивидав полном объеме распространяется суверенная воля государства, а с другой, онпользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы нипроживал.
Гражданству как правовомусостоянию близко подданство – тоже состояние принадлежности индивида своемугосударству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся вхарактере и степени принадлежности. Подданство присуще государствам смонархическими формами правления и означает крайнюю степень принадлежности.Поданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но неявляется субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собойсостояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству,но и государство принадлежит гражданам. По мнению А. Н. Кокотова, граждане,если пользоваться цивилистической терминологией, являются «собственниками»своего государства[13]. Коллектив граждан – первичныйсубъект верховной власти, и гражданство определяет круг лиц, составляющихданный коллектив.
Различие гражданства иподданства по критерию первичного субъекта власти в государстве болееправильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической).Гражданство вводится не только в государствах с республиканской формойправления, но и в некоторых конституционных монархиях. Например, в Японии всоответствии с Конституцией император является символом государства и единстванарода, его статус определяется волей народа, которому принадлежит сувереннаявласть. В развитие указанного принципа в соответствии с Конституцией в Японииустанавливается институт гражданства.
Следовательно, главнаяотличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния –наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллективаграждан).
Гражданство в качествеконституционно-правового института – это совокупность конституционных и обычныхнорм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами,иностранцами, лицами без гражданства – с другой.
Таким образом, российскоегражданство можно было бы определить как основное пожизненное законно установленноеи публично-властное отношение между человеком и Российским государством,являющееся основанием возникновения всех конституционных прав, свобод иобязанностей индивида.1.2 Принципы гражданства
В общих чертах принципыгражданства характеризуются в юридической литературе как его основополагающие ируководящие начала.
Первые попытки комплексногоизучения принципов гражданства относится к началу 60-х годов двадцатогостолетия.
На современном этапе развитиянауки конституционного права исследования, посвященные изучению основныхпринципов российского гражданства, отсутствуют.
Основные принципыгражданства Российской Федерации закреплены в ст. 6, 61, 62 Конституции РФ[14] и более подробно раскрываются вФедеральном законе «О гражданстве Российской Федерации»[15]. Рассмотрим каждый из них.
1. Принцип единогогражданства является одним из основ национально-государственного устройства РФ,в состав которой в качестве субъектов Федерации входят восемнадцать республик.Он закреплен в ст. 6 Конституции РФ, п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве иозначает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно являетсягражданином России. Этот принцип раскрывается следующим образом: граждане РФ,постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являютсяодновременно гражданами этой республики. Прекращение гражданства РФ влечет засобой прекращение гражданства республики. Принцип единства и равенствагражданства обусловливает независимость и целостность России какмногонационального государства.
2. Принцип равногогражданства (п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве) подразумевает, что все гражданеРоссии наделены одинаковым комплексом конституционных прав и обязанностей, внезависимости от способа приобретения гражданства и от длительности обладаниястатусом «гражданин России». Таким образом, лицо, являющееся гражданином РФ порождению (например, ребенок, родившийся на территории России отродителей-россиян), имеет одинаковый правовой статус с иностранцем, принятым вроссийское гражданство за особые заслуги перед РФ.
Законодательствонекоторых зарубежных государств содержит ограничения для лиц, приобретшихгражданство данной страны не по рождению. Например, законодательство СШАпозволяет гражданину страны баллотироваться в Сенат (верхнюю палату Парламента)только по истечении девяти лет после приема в гражданство США, а президентомстраны может стать только лицо, родившееся на территории США.
3. Принцип сохранениягражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими зарубежом (принцип экстерриториальности гражданства – п. 3 ст. 4 Закона огражданстве) означает, что обладание российским гражданством не обусловливаетсяобязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданинана постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращениягражданства. С другой стороны, гражданин может выйти из российскогогражданства, не выезжая из страны.
4. Принцип недопустимостилишения гражданства или права изменить его (п. 4 ст. 4 Закона о гражданстве)полностью соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, котораягласит: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или праваизменить свое гражданство»[16].
Лишение гражданства –одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение государствомгражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства наопределение круга своих граждан и процедур приобретения, прекращениягражданства не означает его права на лишение гражданства, например, в качествемеры ответственности лица, как это было принято в законодательстве СССР. Однакогосударство вправе отменить ранее принятое им решение о предоставлениигражданства, если оно было приобретено лицом на основании подложных документовили заведомо ложных сведений.
Устанавливая запрет наизменение гражданства по воле государства, государство признает за гражданиномсубъективное право изменить свою принадлежность Российскому государству напринадлежность любому другому государству (ст. 19 Закона о гражданстве).5.Принцип недопустимости высылки граждан РФ за ее пределы и их выдачииностранному государству (п. 5 ст. 4 Закона о гражданстве). В системе принциповроссийского гражданства это положение занимает особое место, так какограничивает роль государства в отношениях гражданства и защищает российскихграждан от уголовного преследования по законодательству иностранных государств.
Невыдача российскихграждан не означает освобождение их от уголовной ответственности за совершениепреступлений на территориях иностранных государств. Правоохранительные органыРоссии обязаны возбудить уголовное преследование против российских граждан,подозреваемых в совершении преступлений на территории других государств ивернувшихся на территорию Российской Федерации. За преступления, совершенныероссийским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности позаконам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданинаперед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государствегарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.
6. Принцип сокращениячисла лиц без гражданства (п. 6 ст. 4 Закона о гражданстве).
В соответствии с ч. 6 ст.3 Закона о гражданстве лицо без гражданства — это лицо, не являющеесягражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранногогосударства. В то же время ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определяет, чтоиностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несутобязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленныхроссийским законодательством или международным договором РФ.
Российская Федерацияпоощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, а особенно бывшимигражданами СССР, которые в силу сложившейся в результате распада Союзагеополитической ситуации вынужденно стали лицами без гражданства. Так, всоответствии с п. «б» ч. 1 ст. 14 Закона о гражданстве для лиц без гражданства,проживавших (проживающих) в государствах, ранее входивших в состав СССР, но неполучивших гражданства этих государств, предусмотрен упрощенный порядок приемав гражданство РФ при наличии у таких лиц вида на жительство.
В целях недопущениявозникновения случаев безгражданства Законом о гражданстве впервые введеноправило о том, что выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ неимеет иного гражданства и гарантий его приобретения (п. «в» ст. 20). Крометого, законодатель стоит на защите прав несовершеннолетних граждан России. В ч.2 ст. 24 Закона о гражданстве закреплено, что при прекращении гражданства РФобоих родителей или единственного родителя гражданство ребенка прекращаетсятолько при условии, что этот ребенок не станет лицом без гражданства.7. Принципзащиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределамиРоссийской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве) означает, что государствопризнает свои обязательства перед гражданином не только на своей территории, нои за ее пределами в силу экстерриториальной природы связи гражданина игосударства. Российские органы государственной власти, дипломатическиепредставительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами РоссийскойФедерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязанысодействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспеченавозможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленнымиКонституцией РФ и действующим российским законодательством, общепризнаннымипринципами и нормами международного права, международными договорами РоссийскойФедерации, законами и правилами государств проживания или пребывания гражданРоссийской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемыезаконом интересы.
8. Принцип допущения двойногогражданства предусматривает субъективное право российского гражданинапринадлежать не только Российскому государству, но и другому (другим)государству (государствам). Лиц, имеющих двойное гражданство, в настоящее времяпринято называть бипатридами. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о гражданствегражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматриваетсяРоссийской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключениемслучаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации илифедеральным законом. Кроме того, приобретение гражданином Российской Федерациииного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РоссийскойФедерации.
Таким образом,допускается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело втом, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его волиили воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становитсяследствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.
9. Принципневосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 Закона огражданстве). Российское государство исходит из того, что не только изменениеместа жительства, но и изменение семейного статуса лица автоматически не влияетна его положение как гражданина РФ. Аналогичное правило содержится в ст. 4Европейской конвенции о гражданстве. Во-первых, заключение или расторжениебрака гражданином России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству,не влечет за собой изменение их гражданства. Во-вторых, изменение гражданстваодним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга.В-третьих, расторжение брака не влечет за собой изменения гражданствародившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства егородителей, лишенных родительских прав.
/>/>/>/>2. Приобретение ипрекращение гражданства/>/>/>/>/> 2.1 Приобретение гражданства
Федеральный закон «Огражданстве Российской Федерации» установил основания приобретения гражданствав главе II ст. 11 – 17. Гражданство Россииприобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результатевосстановления в гражданстве Российской Федерации, путем выбора гражданства поиным основаниям.
В соответствии со ст. 5Федерального закона о гражданстве гражданами Российской Федерации являютсялица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силуФедерального закона о гражданстве; б) лица, которые приобрели гражданствоРоссийской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г.
Наиболее распространеннымспособом приобретения гражданства является филиация (по рождению). Вмеждународном и национальном праве в рамках названного способа приобретениягражданства выделяют два принципа: «крови» (когда ребенок приобретаетгражданство родителей, вне зависимости от государства, где он появился на свет)и «почвы» (когда гражданство ребенка опосредуется государством, на территориикоторого он родился). «Право крови» и «право почвы» отражают типичные способыили совокупность типичных условий приобретения гражданства в силу рождения.
В законодательстве Россиипредусматривается смешанная система. При которой преобладающее значение «правкрови» сочетается с известным влиянием «права почвы». Отечественноезаконодательство трактует «принцип крови» в плане гражданства родителей, а неотнюдь их национальности, которая, оставаясь объективной характеристикой, всоответствии со ст. 26 Конституции РФ не является обязательной для указания.
Ребенок приобретаетгражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РоссийскойФедерации (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеетгражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом безгражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождениянеизвестно (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеетгражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностраннымгражданином, при условии, что ребенок родился на территории РоссийскойФедерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; оба егородителя или единственный его родитель, проживающие на территории РоссийскойФедерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, приусловии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство,гражданами которого являются его родители или единственный его родители, непредставляют ему свое гражданство.
Ребенок, которыйнаходится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны,становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители необъявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Распространенным способомприобретения гражданства является натурализация (прием в гражданство).Федеральный закон о гражданстве устанавливает прием в гражданство в общем (ст.13) и упрощенном порядке (ст. 14).
Так, иностранные гражданеи лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающиедееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданствоРоссийской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане илица:
а) проживают натерритории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дняобращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течениепяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второйнастоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считаетсянепрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем натри месяца в течение одного года. Срок проживания на территории РоссийскойФедерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и неимеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
б) обязуются соблюдатьКонституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законныйисточник средств к существованию;
г) обратились вполномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе отимеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется,если это предусмотрено международным договором Российской Федерации илиФедеральным законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданстваневозможен в силу не зависящих от лица причин;
д) владеют русскимязыком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливаетсяположением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Срок проживания натерритории Российской Федерации, установленный пунктом «а» ч. 1 ст. 13Федерального закона о гражданстве, сокращается до одного года при наличии хотябы одного из следующих оснований:
а) наличие у лица высокихдостижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либоквалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
б) предоставление лицуполитического убежища на территории Российской Федерации;
в) признание лицабеженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Установлено, что лицо,имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято вгражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1ст. 13 Федерального закона о гражданстве.
Иностранные граждане илица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающиедееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданствоРоссийской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий,предусмотренных пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, еслиуказанные граждане и лица:
а) имеют хотя бы одногородителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего натерритории Российской Федерации;
б) имели гражданствоСССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, неполучили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами безгражданства;
в) являются гражданамигосударств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное иливысшее профессиональное образование в образовательных учреждениях РоссийскойФедерации после 1 июля 2002 года.
В гражданство РоссийскойФедерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий,предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, ребенок и недееспособноелицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один изродителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этогородителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданстваРоссийской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает натерритории Российской Федерации;
б) ребенок, единственныйродитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этогородителя;
в) ребенок или недееспособноелицо, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекунаили попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.
Установив льготный режимполучения гражданства России, федеральный закон, во избежание усмотрениячиновников, определяет четкий перечень оснований отклонения ходатайств о приемев гражданство России (ст. 16).
Отклоняютсязаявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении вгражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:
— выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РоссийскойФедерации или иными действиями создают угрозу безопасности РоссийскойФедерации;
— втечение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме вгражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве РоссийскойФедерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии сфедеральным законом;
— использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
— состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или вправоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотреномеждународным договором Российской Федерации;
— имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступленийна территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми всоответствии с федеральным законом;
— преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерацииили компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемыетаковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда илипринятия решения по делу);
— осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемыев соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).
ВФедеральном законе о гражданстве закреплены такие основания приобретениягражданства, как оптация, восстановление (реинтегрирование) в гражданстве идругие. Следует отметить, что Федеральный закон о гражданстве подробнейшимобразом описывает каждое основание и порядок приобретения гражданстваРоссийской Федерации, которые неоднократно проверялись на соответствиеКонституции Российской Федерации Конституционным Судом РФ. В своих определенияхКонституционный Суд констатировал отсутствие в Федеральном законе о гражданствеположений нарушающих прав и свобод, гарантированных нормами КонституцииРоссийской Федерации[17].2.2 Прекращение гражданства
Отношения гражданствомогут не только устанавливаться, но и прекращаться. В соответствии сКонституцией Российской Федерации российский гражданин не может быть лишенсвоего гражданства.
Глава III Федеральногозакона «О гражданстве Российской Федерации» посвящена вопросам прекращениягражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерациипрекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) поиным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международнымдоговором Российской Федерации (ст. 18).
В соответствии со ст.19Федерального закона выход из гражданства Российской Федерации лица,проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основаниидобровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключениемслучаев, предусмотренных ст. 20 Федерального закона. Выход из гражданстваРоссийской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства,осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенномпорядке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 Федерального закона.Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которогоимеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностраннымгражданином либо единственный родитель которого является иностраннымгражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителейлибо по заявлению единственного родителя.
Федеральный законустанавливает основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации(ст. 20). Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РоссийскойФедерации:
а) имеет не выполненноеперед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
б) привлеченкомпетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого поуголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу иподлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
в) не имеет иногогражданства и гарантий его приобретения.
Последняя позиция связанас выполнением Международной конвенции о сокращении безгражданства[18].
Перечисленные основанияотказа в выходе из гражданства не умаляют права гражданина изменить своегражданство. Как видно из списка, основания отказа в выходе из российскогогражданства минимальны и соответствуют общепринятым международным стандартам.Кроме того, они носят временный характер и по истечении определенного периодамогут потерять свою актуальность в отношении конкретного гражданина, желающегопрекратить правовую связь с Российским государством.
Полномочными органами,ведающими делами гражданства Российской Федерации, являются: Федеральнаямиграционная служба, Министерство иностранных дел, дипломатические представительстваи консульские учреждения Российской Федерации. Их полномочия определеныфедеральным законом.
Особо следует отметить,что принятие наиболее важных, принципиально значимых для правового статусаличности решений, связанных с гражданством Российской Федерации, находится висключительной компетенции главы государства. Решение о вступлении в российскоегражданство либо о его прекращении, принятое в общем порядке, оформляется«именным» указом Президентом РФ. Это призвано показать чрезвычайную значимостьинститута гражданства в Российской Федерации.
Заключение
Российская Конституция дляопределения статуса человека в системе правовых отношений, использует широкодифференцированный понятийный аппарат, адекватный современному уровнюцивилизованных отношений между людьми и публично-властными структурами.Соответственно ученые, исследующие исходные положения конституционно-правовогоположения индивида в Российской Федерации по действующему законодательству, какправило, указывают и анализируют в качестве основных три понятия: человек,личность и гражданин.
Гражданство — центральнаяобщеправовая категория, имеющая основополагающее значение для развития всехотраслей права.
В институте гражданстваотражены наиболее существенные политико-правовые, социальные,морально-нравственные и психологические связи и отношения, которые существуютмежду гражданином и государством.
Право на гражданствоРоссийской Федерации относится к основным базовым правам, закрепленным вмеждународно-правовых документах, Конституции Российской Федерации и другихзаконодательных и подзаконных актах. Проживающие на территории России лица, необладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы,присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических,многих социально-экономических прав и свобод.
Конституция РоссийскойФедерации, различая права человека и гражданина, наделяет гражданина РоссийскойФедерации не только естественными, данными человеку от рождения правами исвободами (основными правами), но и правами, вытекающими из его устойчивойправовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российскихграждан). От обладания российским гражданством напрямую зависит реализациягражданами жилищных, трудовых, экономических, пенсионных и других прав.
Действующее в РоссийскойФедерации законодательство содержит обширный массив правовых норм, призванныхрегулировать отношения гражданства, что значительно осложняет задачудифференциации их на самостоятельные институты.
Гражданство — достаточносложная научная категория, неразрывно связанная с правовым статусом человека,охватывающая весь спектр взаимоотношений лица с государством и обществом.Взаимосвязь эта проявляется в невозможности нормального существования каждой изназванных категорий по отдельности.
Государство существуетдля того, чтобы обеспечивать реализацию интересов человека, защищать его праваи свободы, в то же время для обеспечения исполнения своих функций государствотребует неукоснительного соблюдения установленных правил поведения и исполненияобязанностей. Юридически данная взаимосвязь человека и государства оформляетсягражданством или подданством. Обладание гражданством для человека служитгарантией полного распространения на него юрисдикции данного государства,обеспечения возможности реализации им своих прав и законных интересов, а такжезащиты остальных граждан от неправомерных действий какого-либо лица. Такимобразом, институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию:являясь средством и способом защиты прав человека, он вместе с тем выступаетинститутом защиты интересов государства.
Нормы институтагражданства устанавливают:
1) круг лиц, признаваемыхроссийскими гражданами;
2) основания и порядокприобретения и прекращения гражданства;
3) двойное имножественное гражданство;
4) порядок рассмотрения ирешения дел по вопросам гражданства.
В конструкцииюридического содержания гражданства просматриваются три составные части: 1)право человека; 2) суверенное право государства; 3) объективированная вправовых нормах юридическая форма реализации этих прав в виде самостоятельногоконституционно-правового института.
Следует отметить, что кправилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц безгражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезд в Российскую Федерациюи выезд из нее.
Вместе с тем, гражданство посвоей сущности есть явление политическое, так как только обладающая на основегражданства всеми основными (конституционными) правами, свободами иобязанностями личность может активно участвовать в политической, в том числегосударственно-правовой жизни общества. Поэтому в тексте Закона следовало быуказать, что гражданство есть правовая связь человека с государством, не толькоустойчивая, но и основная и политическая. Это позволило бы выделить отношениягражданства из всей остальной массы правовых связей человека с государством.
Важно также указать вопределении российского гражданства основной и самый существенный признакгражданства, отличающий эту правовую связь от всех других правовых связей,которые возникают между государством и физическим лицом, а именно то, чтогражданство влечет за собой признание наличия у гражданина всех основных, т.е. закрепленныхв Конституции РФ прав, свобод и обязанностей. Это, могло бы значительноповысить практическую ценность законодательного определения и закреплениядефиниции российского гражданства.
/>/>/>/>/>Глоссарий№ п/п Понятие Определение 1. Апатрид (лицо без гражданства) лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. 2. Бипатрид лицо с двойным или множественным гражданством. 3. Гражданин России физическое лицо (человек), обладающее гражданством и имеющее документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства. 4. Гражданство устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. 5. Двойное гражданство наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства. 6. Изменение гражданства приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации. 7. Иностранный гражданин лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. 8. Лицо без гражданства лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. 9. Натурализация прием в гражданство. 10. Оптация выбор лица между гражданством (принадлежностью) одного или другого государства. 11. Принципы наиболее общие, исходные положения, которые определяют наиболее важные устои, основы характеризуемого объекта. 12. Проживание проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами.
/>/>/>/>/>Список использованных источников
Всеобщая декларация прав человека[Текст]: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А(III) от 10 декабря 1948 г. // Рос. газета. – 5 апреля. – 1995.
Европейская конвенция огражданстве [Текст]: Страсбург, 06 ноября 1996 г. //Конвенция о сокращении безгражданства [Текст]: Нью-Йорк, от 30 августа 1961 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. — С. 516 — 521.
Международный пакт о гражданских иполитических правах [Текст]: Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. — № 12.
Конвенция о гражданстве замужнейженщины [Текст]: принята в г. Нью-Йорке Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией1040 (XI) от 29 января 1957 г. // Действующее международное право. Т. 1. — М.:Московский независимый институт международного права, 1996. — С. 243 – 247.
Конституция Российской Федерации[Текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. — №4. — Ст. 445.
О гражданстве Российской Федерации[Текст]: Федер. закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июня 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. — № 22. – Ст. 2031.
О гражданстве Российской Федерации[Текст]: Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 (с изм. и доп. от 31 мая 2002 г.) // Рос. газета. – 06 февраля. – 1992.
Об утверждении Положения о порядкерассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации: Указ Президента РФ от14 ноября 2002 г. № 1325 (с изм. и доп. от 22 октября 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. — № 46. – Ст. 4571.
Об утверждении Административногорегламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функциипо осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданствеРоссийской Федерации: Приказ ФМС РФ от 19 марта 2008 № 64 // Рос. газета. – 16апреля. – 2008.
Баглай, М. В. Конституционноеправо Российской Федерации [Текст]: учеб. для вузов / М. В. Баглай. – 6-еизд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – 784 с. — ISBN978-5-468-00078-6.ля вузов / М. право РоссийскойФедерации обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважениидостоинства.
Витрук, Н. В. Общая теорияправового положения личности [Текст] / Н. В. Витрук; Рос. акад. правосудия. –М.: Норма, 2008. — 447 с. — ISBN 978-5-468-00162-2.
Конституционное право России[Текст]: учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 544 с. – ISBN978-5-468-00049-6.
Сергеев, С. Г. Конституционноеправо России [Текст]: учебник / С. Г. Сергеев. – М., Дашков и Ко, 2008. – 576.– ISBN 978-5-394-00038-6.
Смоленский М.Б. Конституционноеправо Российской Федерации: учебник / М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм, Е.Е.Тонков. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 446 с. ШугринаЕ.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.: ТК Велби, 2008. – 672 с. – ISBN978-5-222-15787-9.
Соколова, Н. В. Институтгражданства в России в механизме правового статуса граждан [Текст] / Н. В.Соколова // История государства и права. – 2009. — № 2. – С. 9 -11. — ISSN1812-3805.
Югов, А. А. Гражданство вРоссийской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене [Текст] / А.А. Югов // Адвокатская практика. – 2009. — № 1. – С. 40 – 46. — ISSN 1999-4826.
Об отказе в принятии крассмотрению жалобы гражданки Климановой Тамары Петровны на нарушение ееконституционных прав положениями Федерального закона «О гражданстве РоссийскойФедерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2007 № 25-О //Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания«Консультант Плюс». – Послед. обновление 16.04.2010.
По жалобе гражданки АхметзяновойЗалмиры Вадутовны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 13Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» и частьюпервой статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»:Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 № 235-О // Собр.законодательства Рос. Федерации. – 2005. — № 30 (Ч. II). — Ст. 3202.
/>/>/>/>/>Список сокращений
абз. – абзац
др. – другие
п. – пункт
РФ – Российская Федерация
ст. – статья
т.д. – так далее
т.п. – тому подобное
ч. — часть