Федеральное агентствопо образованию
Уральская АкадемияГосударственной Службы
Челябинский филиал
Факультет Экономики иПрава
Кафедра Истории итеории государства и права
Курсовая работа поТеории государства и права
по теме
Гражданское общество
Выполнил: студент гр. 621, специальность 030501.65, БыковаНаталья Алексеевна
Преподаватель: к. ю. н. Лихолетова С. В.
Челябинск
2006
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Общая характеристика понятия «гражданскоеобщество». 5
1.1. Определение понятия «гражданское общество». 5
1.2. Основные признаки гражданского общества. 12
Глава 2. Условия формирования гражданского общества вРоссии. 19
2.1. Исторические предпосылки формирования гражданскогообщества в России 19
2.2. Объединения граждан как институт гражданского общества. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… 33
ВВЕДЕНИЕ
Формирования гражданского общества небезосновательнорассматривается сегодня как важный элемент укрепления демократических началфункционирования современного российского общества. Но этот важныйсоциально-политический аспект актуализации проблемы генерирует и две линиивосприятия и интерпретации сути задач, которые в существенной мере не совпадаютмежду собой. Одна линия отражает теоретико-методологический контекст даннойпроблемы, связанный с выявлением объективных предпосылок и условий формированиягражданского общества, раскрытием его сущностных признаков и свойств, исоответствующим моделированием на этой основе алгоритма движения общества кискомым качественным характеристикам и состоянию.
Другая линия, куда более энергично декларируемая ипредставленная структурами власти, интерпретирует проблему как неотложнуюполитическую задачу, доступную для искусственного конструирования иинституционализации. Но те или иные параметры и свойства гражданского общества,взятые безотносительно их сущностного содержания и выражающие лишь егонекоторые внешние признаки, в любой модели их институционализации принципиальноне могут содержательно «объективировать» реальную гражданскую жизнедеятельностьи обречены оставаться формальными агентами соответствующего способа социальногодискурса в обществе. Между тем объективная природа нынешней российской власти,то есть власти, взятой вне ее персонифицированных характеристик, по определениюнесет в себе искушение форсировать именно данную логику интерпретации задач.Подобный политический логотип действий не только игнорирует объективныйконтекст сути гражданского общества, но и опасен фетишизацией некоторых внешнихпризнаков последнего и конструированием нового социального и идеологическогофантома, подобно фантому «социализма» довлеющего над индивидом и обществом каксамоценность.
С учетом сказанного, анализ сущности гражданского общества,его признаков и свойств, выявление объективных предпосылок и условий егоформирования и функционирования, становится актуальной научной и практическойзадачей развития современного российского общества. Существует двапринципиальных аспекта данной проблемы: в чем сущность гражданского обществакак конкретно-исторического социума, и каковы его специфические проявления всовременной российской действительности?
Таким образом, объектом данной работы выступает гражданскоеобщество, а предметом – закономерности его построения и существования.
Задачами данного исследования являются:
- определение понятия «гражданское общество»;
- выявление специфических признаков гражданского общества;
- анализ условий формирования гражданского общества вообще и вРоссии в частности;
- выявление характеристик общественных организаций какинститута гражданского общества.
Задачи работы определяют ее структуру. Работа состоит из двухглав. Первая глава посвящена общим проблемам определения понятия и признаков гражданскогообщества. Вторая глава посвящена условиям формирования гражданского общества.
Цель данной работы – выявление специфических признаков такогофеномена как «гражданское общество».
Тема гражданского общества не является мало разработанной. Ейпосвящали свои работы многие социологи, философы, педагоги, политологи, юристы.При этом гражданское общество представляет собой очень сложное и многогранноеявление, изучая которое всегда можно выделить новые аспекты его формирования исуществования.
Глава 1. Общая характеристика понятия «гражданскоеобщество»
1.1. Определение понятия «гражданское общество»
Одна из основополагающих целей российских реформ –построение гражданского общества. Выдвинутая идея весьма слабо распространена вмассовом общественном сознании, в обиходе. Как отмечается в печати, звучит онапривлекательно, но малопонятно для подавляющей части населения.
В сознании россиян гораздо больше утвердилась идея правовогогосударства, о чем много говорят и пишут. Понятие же, о котором идет речь,отсутствует даже и Конституции РФ, хотя некоторые элементы гражданскогообщества в ней все же закреплены (частная собственность, многоукладнаяэкономика, предпринимательство, права человека, равенство всех перед законом,независимое правосудие и др.).
Между тем необходимо в известных пределах знать, чтопредставляет собой рассматриваемый феномен, каковы его основные свойства,признаки, особенности, место и роль среди других политико-правовых категорий;имеются ли современные аналоги подобных обществ, исторический опыт их создания.
Словосочетание «гражданское общество» условно, так как«негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любоеобщество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное,нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых,в силу его незрелости, примитивности; во-вторых, потому, что там вообще не былотаких понятий, как «гражданин», «гражданство».
Не могло быть, строго говоря, гражданским ирабовладельческое общество, так как оно не признавало значительную часть своихчленов в качестве свободных и равноправных. Рабы были не субъектами, аобъектами притязаний со стороны себе подобных. То же самое можно сказать офеодальном обществе с его крепостничеством.
Институт гражданства возник и получил политико-правовоепризнание лишь в буржуазную эпоху под влиянием естественных прав человека и необходимостиих юридической защиты. Но это внешняя, формальная сторона вопроса.
По существу же термин «гражданское общество» приобрел влитературе свое особое содержание и в современной трактовке выражаетопределенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую,политическую и правовую природу, степень развитости, завершенности. Иначеговоря, под этим понятием разумеется общество, отвечающее ряду выработанныхисторическим опытом критериев. Это более высокая ступень в развитии социальнойобщности, мера его зрелости, разумности, справедливости.
Гражданское общество – «это условное наименование тогоспособа современной жизни, с которым неразрывно сплетены важнейшие условия, всовокупности определяющие тип цивилизации – рыночную экономику и демократию.Осью гражданского общества является частная собственность. Для возникновениягражданского общества понадобилась реформация в Европе в XVI–XVII веках,превращение человека в индивидуума и собственника»[1].
За эпитетом «гражданское», несмотря на его условность, стоитобширное и богатое содержание. Смысл данного феномена многогранен инеоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не всякоеобщество, населенное гражданами, является гражданским, подобному тому как нелюбое государство, где действует право, выступает правовым. Например, советскоеобщество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно каки российское еще не стало таковым. Но Россия провозгласила эту цель.
Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось,тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. Сама этаидея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании.Гораздо больше, как уже отмечено, утвердилась идея правового государства. Иесли концепция последнего, выдвинутая у нас официально в середине 80-х гг., всеэто время активно обсуждалась (появились уже и монографические исследования),то о гражданском обществе заговорили относительно недавно, главным образом в журнальнойпериодике и в прессе.
Нет пока и каких-либо фундаментальных трудов на этот счет.Между тем гражданское общество и правовое государство логически предполагаютдруг друга – одно немыслимо без другого.
Представления о гражданском обществе прошли длительнуюэволюцию, поэтому, думается, будет полезным краткий ретроспективный взгляд напроблему, ее зарождение и развитие.
Генезис этой идеи уходит в далекое прошлое – к «Политике»Аристотеля, «Государству» Платона, другим древнегреческим учениям. Она получилапродолжение в эпоху Возрождения, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Монтескье, Ж.Ж. Руссо, но сам термин «гражданское общество» стал устойчивоупотребляться лишь в XVIII столетии. До этого научная мысль им практически непользовалась, так как государство и общество рассматривались как единое целое[2].
Однако и в более позднее время принципиального различиямежду обществом и государством не проводилось. Разделить их было непросто, ведьгосударство – форма организации общества. Из этого, конечно, не следует, чтообщественные и государственно-властные структуры, механизмы полностью и во всехслучаях отождествлялись. Но уже Гумбольдт, Кант, Гегель, Маркс, Энгельс, Вебери другие философы новой формации разграничивали эти явления, хотя четкой теориина этот счет еще не было.
Очевидным было только хронологическое несовпадение названныхкатегорий. Если государство возникло всего лишь шесть тысячелетий тому назад ив глобальном плане представляет собой сравнительно молодое образование, тообщество насчитывает уже свыше полутора миллионов лет, а по последним даннымнауки – гораздо больше. Но в данном случае речь идет о периоде, когда обществои государство существовали вместе и создавалось впечатление, что это одно и тоже. Понадобилось время, чтобы теоретики увидели разделяющие их грани иубедились в том, что одно есть часть другого[3].
Под гражданским обществом стали понимать особую сферуотношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных,которые должны были находиться в известной независимости от государства. В этомсмысле гражданское общество истолковывалось и как цивильное, частное,приватное, то есть такое, в котором помимо официальных институтов существуетнеподконтрольный им уклад жизни – область реализации интересов отдельныхиндивидов и их объединений, взаимоотношения товаропроизводителей ипотребителей.
Речь шла о невмешательстве власти в «гражданские дела»личности, частную жизнь людей. Имелась в виду обособленная социальная средасвободного предпринимательства, инициативы, предприимчивости, где государстводолжно было выполнять лишь роль «ночного сторожа», «арбитра», «надсмотрщика».Гражданское общество мыслилось как своего рода синоним сугубо рыночныхотношений и других форм деятельности, не отождествляемых с официальной властью.
По Гегелю, гражданское общество – это, прежде всего, системапотребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья,сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура,образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов.Из естественного, «некультурного» состояния «люди должны вступить в гражданскоеобщество, ибо только в последнем правовые отношения обладаютдействительностью». При этом он подчеркивал, что подобное общество возможнолишь «в современном мире». Иными словами, гражданское обществопротивополагалось дикости, неразвитости, нецивилизованности. И под нимподразумевалось, конечно, классическое буржуазное общество[4].
Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществевыступает человек – его роль, функции, положение. Согласно гегелевскимвоззрениям, отдельная личность является для самой себя целью, ее деятельность направлена,прежде всего, на удовлетворение собственных потребностей (природных исоциальных). В этом смысле она представляет собой некоего эгоистическогоиндивида. В то же время личность может удовлетворить свои запросы не иначе, какнаходясь в определенных отношениях с другими людьми. В гражданском обществекаждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другимион не может достигнуть всего объема своих целей.
Иногда можно услышать мнение, что в марксизме нет ничего огражданском обществе. Это не совсем так. Маркс в своих ранних произведенияхдовольно часто использовал понятие гражданского общества, обозначая иморганизацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения; реальнуюжизнь людей, подчеркивая их исторически обусловленный характер,детерминированность экономическими и иными факторами.
В дальнейшем он постепенно заменяет недостаточно четкийтермин «гражданское общество» более строгими и широко известными теперь категориями:производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, способпроизводства, экономическая структура, формация и т. п., составившимивпоследствии краеугольные камни марксистского учения и надолго вошедшими всоветское, и не только в советское, обществоведение.
«Возьмите определенную ступень развития производства, обменаи распределения, – писал он, – и вы получите определенный общественный строй,определенную организацию семьи, сословий, классов, определенное гражданскоеобщество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получитеопределенный политический строй, который является лишь официальным выражениемгражданского общества»[5].
В предисловии «К критике политической экономии» Марксприходит к выводу, что надстроечные явления «не могут быть поняты ни из самихсебя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, напротив,они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель,по примеру английских и французских писателей XVIII в., называет «гражданскимобществом», и что анатомию гражданского общества следует искать в политическойэкономии»[6].
Как видим, «материальное общение» включает в себя весьспектр рыночных отношений: частное предпринимательство, бизнес, коммерцию,прибыль, конкуренцию, производство и распределение, движение капиталов,экономические стимулы и интересы. Все это обладает известной автономностью,характеризуется своими внутренними связями и закономерностями.
Таким образом, вопрос о гражданском обществе был историческипоставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройствечеловеческого бытия. Речь шла о новом этапе развития цивилизации, новом виткеобщественного процесса, который должен был получить адекватное официальноепризнание и выражение. При этом во всех предлагаемых моделях и концепциях четкодоминировал главный лейтмотив – собственность и отказ государства от претензийна роль единственного «организатора и координатора», от стремления держать всвоих руках все социальные нити и связи.
Отчуждение от собственности пагубно и неприемлемо для любойличности, любого гражданина, ибо это означает отрыв человека от питательныхэкономических корней. Свободные и равноправные индивиды-собственники,материальная, а значит, и духовная, личная, политическая, нравственнаянезависимость, достоинство человека – основополагающие ценности того общества,которое именуется гражданским.
Гражданское общество оправдывает свое название не тем, чтосостоит из граждан, а тем, что создает надлежащие условия для граждан.
Мы намеренно привели выше столь подробные высказываниямыслителей прошлого – важно было показать, что строительство гражданскогообщества начинается у нас не на голом месте, что есть ценное теоретическоенаследие. Конечно, как справедливо отмечается в литературе, для разработки современнойтеории гражданского общества одних марксистских и иных «заделов» мало[7].
Равно как нельзя слепо копировать западный опыт имеханически переносить его на российскую почву, на которой он не всегдаприживается. Но, с другой стороны, многовековую практику других народовнеобходимо использовать. Важно лишь не допускать в этом процессе крайностей –ни бездумного подражательства, ни высокомерной замкнутости, ни поспешности[8].
Сложился пока только некий идеальный образ гражданскогообщества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замыслаосуществляется в труднейших условиях российской действительности.1.2. Основные признаки гражданского общества
Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих воснове любого гражданского общества, независимо от специфики той или инойстраны.
К ним относятся:
- экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночныеотношения;
- безусловное признание и защита естественных прав человека игражданина;
- легитимность и демократический характер власти;
- равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическаязащищенность личности;
- правовое государство, основанное на принципе разделения ивзаимодействия властей;
- политический и идеологический плюрализм, наличие легальнойоппозиции;
- свобода слова и печати, независимость средств массовойинформации;
- невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимныеобязанности и ответственность;
- классовый мир, партнерство и национальное согласие;
- эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровеньжизни людей[9].
Гражданское общество не государственно-политическая, аглавным образом социально-экономическая и личная, частная сферажизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними.
Это свободное демократическое правовое цивилизованноеобщество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методамправления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, гдеуважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это – рыночноемногоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, обществоинициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различныхсоциальных слоев.
Регулирующая роль государства сводится к необходимомуминимуму: охране правопорядка, борьбе с преступностью, созданию нормальныхусловий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективныхсобственников, реализации ими своих прав и свобод, активности ипредприимчивости. То есть государство должно выполнять в основном функции «поведению общих дел» (К. Маркс). Его задача – «не мешать» нормальному течениюэкономической жизни.
Лозунгами гражданского общества являются: «Дайте всемспокойно богатеть»; «Вся власть мне и моей семье»; «Мой дом – моя крепость»;«Что законом не запрещено, то разрешено»; «Пусть будет рынок плюс сильнаяполиция». Все эти требования выражают идею экономической и политической свободыиндивида, его первичность и относительную независимость по отношению кофициальным институтам[10].
В гражданском обществе обязанности граждан передгосударством сведены, в сущности, к законопослушанию и уплате налогов. Но этотакие обязанности, которые, с одной стороны, обеспечивают существование иэффективное функционирование самого государства, а с другой – определяют впринципе (вместе с гарантированными правами) четкий и равный социально-правовойстатус личности в обществе.
Разумеется, в конкретных случаях и отношениях у гражданмогут возникать и другие обязанности, связанные с их общественной, трудовой,предпринимательской и иной деятельностью, выполнением служебного, воинского,семейного долга. Но в основном в такой системе преобладают не вертикальные, агоризонтальные связи.
Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Самозвание «гражданин» в свое время звучало как синоним независимости, равноправия,достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможнымсословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызовугнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус«подданных», крепостных был унизительным или, по крайней мере, ущемленным.
Звание гражданина имеет высокий социальный и политико-правовойсмысл, идейно-патриотическое звучание, выражает чувство нравственного долга,ответственности, служение народу, обществу («Поэтом можешь ты не быть, ногражданином быть обязан» – Некрасов). Следует различать гражданство игражданственность. Особенно возвысила сила титул гражданина Великая французскаяреволюция, идеи которой воплотились в знаменитой Декларации прав человека игражданина 1789 г.
В наше время в связи с процессами суверенизации проблемагражданства стоит особенно остро. В некоторых бывших советских республикахпоявились люди «второго сорта» – «неграждане». Тысячи людей в мире вообще неимеют никакого гражданства (апатриды – утратившие родину). Другие сталибеженцами, мигрантами, перемещенный лицами без четкого гражданско-правовогостатуса. Таких только в России – 500 тысяч[11].
Принято считать, что гражданское общество –деидеологизированное общество. Однако это вовсе не значит, что оно неисповедует никаких идей и взглядов. Ему чужд лишь идеологический монополизм[12]. В статье13 Конституции РФ[13]содержится положение, согласно которому «никакая идеология не можетустанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Впрочем, в печати и в литературе обращалось внимание на то,что указанная статья сформулирована не совсем корректно, ибо у государства всеже должна быть общенациональная идея, вокруг которой можно было быконсолидировать все общество. Поэтому процесс деидеологизации нельзя пониматьупрощенно. Стремление освободиться от всякой идеологии есть тоже идеология,могущая привести к отрицательным последствиям – разобщенности и дажеконфронтации людей, их борьбе между собой. Сама Конституция есть не что иное,как система идей, воплощенная в концептуальной политико-юридической форме.Конституция и есть нормативно выраженный идеал государства[14].
Деидеологизированное общество, деидеологизированноегосударство, деидеологизированный человек. Это лишь общий ориентир и методотхода от той системы, которая была жестко пропитана одной «всепобеждающей» инепререкаемой идеологией. Но отсюда не следует, что на месте старой доктринывозникает некая пустота, вакуум, которые ничем не могут быть заполнены. Этоозначало бы, что у государства, общества нет никакой позиции по идеологическимвопросам. Но у всякого государства должны быть известные скрепляющие символы,духовная основа, принципы, на которых оно стоит.
Гуманные, прогрессивные идеи не только не чужды гражданскомуобществу, правовому государству, но органически присущи им. Речь идет обинтеллектуальной свободе, свободе выражения мнений, недопустимостиидеологического диктата, освобождении от экстремистски-радикальногомировоззрения, подрывающего основы человеческого бытия, от классовой инационалистической вражды.
Гражданское общество создает необходимые условия и атмосферудля беспрепятственной реализации основных прав и свобод личности, принциповдемократии, равноправия, нравственных и культурных ценностей, идеалов справедливости.Оно предполагает наличие особой (легальной) сферы интересов, строго очерченнойи охраняемой законом, в том числе и от произвола самого государства. Здесь надвсеми призван властвовать закон, олицетворяющий порядок. А это уже определеннаяидеология.
Духовная опора нужна новому обществу, вопрос – какая.Идеология – система представлений о желаемом общественном устройстве и путяхего достижения. Такие цели Россией провозглашены. Следовательно,государственная идеология у Российской Федерации есть, и она проводится – этоидеология реформ, демократических преобразований. Проблема же деидеологизации –это проблема преодоления устаревших партийно-классовых догм и стереотипов,которые на протяжении десятилетий внедрялись в сознание людей и определяли ихповедение[15].
Гражданское общество – открытое, демократическое,антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное местозанимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо сдирективно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительныхобразцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются длясовместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.
Именно в этом смысле гражданское общество противостоитполитико-идеологическому, а тем более – авторитарно-бюрократическому,основанному на командных методах управления.
Ключевую роль в нем играет семья как исходная модель иопорный институт социального жизнеустройства. Гегель считал семью первымбазисом государства, вторым – сословие.
Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность,порядок, государственность – таковы краеугольные камни и вместе с темфундаментальные ценности гражданского общества. В этих приоритетах речь не идето том, чтобы всех поголовно и в обязательном порядке сделать собственниками –многие этого просто не желают, но сама такая возможность для каждого должнасохраняться. В этом корень вопроса.
Например, в США, по статистике, лишь около 10% граждан хотелибы стать собственниками; остальные предпочитают быть хорошо оплачиваемыминаемными работниками, не иметь лишней обузы. Но собственность как социальныйинститут остается там важнейшей ценностью – «священной и неприкосновенной».Путь к собственности всегда для всех открыт.
Собственность выступает главной предпосылкой свободыличности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет иуважения к личности. Собственность «есть наличное бытие свободы, она сама посебе – существенная цель». При этом важно, чтобы класс собственниковформировался не криминальными путями, как у нас в России, а в процессенормального цивилизованного развития.
Рынок – самоорганизующаяся система, но это вовсе не значит,что государство не может участвовать в отлаживании и совершенствовании этогомеханизма. Оно должно создавать и уравновешивать баланс интересов междуконкурирующими субъектами (индивидуальными и коллективными). Государство –мощный фактор формирования и поддержания рыночной среды[16].
В деле реформирования общества не должно быть стихии. Задачазаключается в том, чтобы найти разумное соотношение между скоростью реформ иреальной социальной платой за нее, отыскать оптимальные способы участиягосударства в экономических процессах.
При этом в гражданском обществе деятельность самогогосударства должна протекать в демократических правовых формах, направляться назащиту прав человека, других гуманистических ценностей. Должно быть повозможности либеральное законодательство, мягкие способы юридическойрегламентации. Гарантией всего этого как раз и является гражданское общество.
Глава 2. Условия формирования гражданского общества вРоссии2.1. Исторические предпосылки формирования гражданскогообщества в России
Как показывает исторический опыт, становление и формированиегражданского общества в различных странах испытывало и испытывает мощноевоздействие конкретных социальных условий. Россия не является исключением изобщего правила.
На Западе формирование гражданского общества начинает свойотсчет от ХII-ХШ веков. Оно складывается в течение длительного периода, методомпроб и ошибок, вырастая из традиционных институтов, которые претерпевали сложнуюэволюцию, приспосабливались к новым запросам меняющегося общества. Кроме этого,гражданское общество развивалось на основе антично-христианской культуры,включая римское право, мощное влияние протестантизма.
В России гражданское общество формируется и развивается вдругих условиях. Прежде всего, следует отметить доминирующую роль государства вжизни общества на всем историческом пути, что определялосьприродно-географическими, историческими, геополитическими условиями.Государство вынуждено было брать на себя решение основных задач.
Но одновременно это сопровождалось и подавлением инициативы«снизу». Самостоятельность низов ограничивалась. Общество вынуждено былоотдавать не только прибавочный продукт, но и часть необходимого. А этоприводило к слабому развитию предпринимательства, торговли и городов, кнезащищенности прав, свобод человека, частной собственности.
Отрицательную роль сыграла и запоздалая отмена крепостногоправа, то есть только в 1861 году, когда по всей Западной Европе ужепрокатились буржуазные революции. А затем российское дворянство и буржуазия несумели обеспечить плавного перехода к буржуазной демократии.
Приход к власти коммунистов привел к установлениютоталитаризма в его сталинском толковании. В итоге личность, ее творческаясамодеятельная природа столкнулась с мощной системой подавления.
Но здесь хотелось бы предостеречь от вывода о том, чтоэтатизм в России, его традиции чрезвычайно сильны. На наш взгляд, сильнейшеедавление государственной машины было направлено на подавление мощногостремлении «низов», всего общества к свободе. Именно на это были нацеленыосновные усилия государства в ХIХ-ХХ веках. Стремление к свободе есть базоваяпотребность граждан России, они стремятся иметь возможность самостоятельновыбирать, решать и действовать. Величину этого желания не следует преуменьшать.Россия — часть мирового сообщества и главное в ее развитии определяется этойпринадлежностью.
Как и везде развитие гражданского общества в России имеетсвою «временную логику» развития, то есть оно имеет свои этапы развития, ихопределенную последовательность и продолжительность. Поэтому рассуждения озатянутости становления гражданского общества в России, об историческойотдаленности его окончательного становления лишены всякой основы. Становление гражданскогообщества в Западной Европе, США, на Востоке заняло несколько столетий, оносопровождалось мощными потрясениями, разгулом террора, установлением в рядестран фашистских режимов, жестких диктатур. Исторический процесс во всем миреникогда не имел и не будет иметь простой «линейной» формы. Он всегда включаетмножество вариантов развития, движение по одному из них определяется сочетаниеммножества факторов и условий, которые оригинальны в конкретно-историческихусловиях. Соответственно, и последствия в каждой стране в тот или иной периодвремени будут весьма своеобразными.
Говоря об особенностях становления гражданского общества вРоссии, нельзя не отметить определенные особенности в его «структуре», в техинститутах, которые и составляют «ткань» гражданского общества.
Прежде всего, речь идет о том, что становление гражданскогообщества в современной России происходит одновременно с переходом к рыночнойэкономике, к демократической политической системе. Кроме этого прежниеинституты, организации, работавшие в условиях тоталитаризма, не могут служитьосновой новых самодеятельных организаций. Новые общественные организациивынуждены формироваться, опираясь на личную инициативу, самодеятельностьграждан, групп граждан.
Сама структура этих организаций, их состав, цели, формы иметоды деятельности весьма своеобразны. Их значительная часть сегодня внелегких экономических условиях вынуждена направлять свои основные усилия наобъединение предпринимательской деятельности граждан, на обеспечениеблагоприятных условий для развития мелкого и среднего бизнеса, на защиту правпотребителей. И в то же время немалая часть общественных организаций все чащеобращает свое внимание на проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина,к защите от произвола государства, его бюрократических структур.
Гражданское общество в современной России призвано сыгратьособую роль в переходе страны к демократии и цивилизованному рынку. Еслиукрепление государственности будет происходить только усилиями «сверху» приотсутствии целенаправленной, организованной деятельности «снизу», то этоприведет к возрождению авторитарного государства, историческое развитие Россиизамедлится, рынок останется «архаичным», грабительским. Гражданское общество вРоссии должно сыграть роль «мотора» в модернизации России, от него должныисходить главные демократические импульсы, несмотря на его относительнуюслабость.
В наших рассуждениях о гражданском обществе в сторонеосталась проблема функций государства. Но гражданское общество призваноспособствовать развитию граждан, их самореализации в различных сферах и видахдеятельности. Более того, оно должно сформировать понимание силы и возможностейколлектива, умение опираться на коллектив.
Кроме этого, гражданское общество должно не толькоограничивать произвол государства, но и отрицательные устремления отдельныхграждан, а они могут быть, как показывает мировая история, весьмаразрушительны.2.2. Объединения граждан как институт гражданскогообщества
В социологии общественные организации рассматриваются каквторичные группы. Выделяют три стадии существования групп:
- кристаллизация группы — члены группы осмысливают свои потребностии выбирают меры по их осуществлению;
- признание группы — лидеры группы вступают в контакты с другимиорганизациями для обсуждения своих целей и определения совместных усилий;
- институциализация — деятельность группы начинает осуществлятьсяобщепризнанным способом, группа становится более упорядоченной[17].
Существует множество видов групп. Среди них заметное местозанимают добровольные ассоциации. Им присущи три основные черты:
- они образованы для защиты общих интересов своих членов;
- членами являются добровольцы, и к ним не предъявляются требованиясоответствия определенным образцам;
- ассоциации не связаны с местными, государственными органамивласти.
Примером страны, в которой добровольные ассоциации играютзаметную роль, является США. По подсчетам экспертов, 75% населения входит водну из ассоциаций. Члены ассоциаций работают бесплатно. Их большое влияние вобществе объясняется способностью членов привлекать людей и собирать деньги насвою деятельность.
Развиваясь, любая организация приобретает черты бюрократии,которой присущи, по мнению М. Вебера, следующие особенности:
1) разделение труда, обусловленное правилами и законами;
2) порядок подчиненности. Создается иерархия выше- и нижестоящихдолжностей;
3) открывается публичный офис, в котором собираются письменные документы;
4) вводится официальная процедура подготовки должностных лиц в организации;
5) штатные сотрудники посвящают все свои силы деятельности организации, дляних это основное занятие;
6) устанавливаются правила, регулирующие режим работы;
7) возникает лояльность каждого работника по отношению к организации,стремление следовать установленной программе, правилам.
Общественные организации — разновидность социальногодвижения. Социальное движение — это способ для людей осуществить общие интересыи добиться общих целей посредством коллективного действия. Можно рассматриватьдва вида социального движения: в рамках формальных организаций и без формальнойорганизации.
В то же время между этими видами существует диалектическаясвязь — социальные движения могут постепенно превращаться в общественныеорганизации, и, наоборот, общественные организации могут постепеннопревращаться в общественные движения без формальной организации.
Существует много разных классификаций общественных движений.Одна из признанных разработана Дэвидом Эберлом[18]:
1) движение трансформации, нацеленное на далеко идущие перемены в обществе;
2) движение за реформы, которое имеет целью изменение лишь некоторых сторонобщественной жизни;
3) движение за перевоспитание, которое стремится оградить людей отпорочного образа жизни;
4) движение альтернатив, которое ориентируется на частичное изменение жизнииндивидов, например, общество анонимных алкоголиков.
По мнению Нейла Смелзера, причиной любого социального,коллективного действия является одно из шести условий:
1) структурное благоприятствование. Существуют общие социальные факторы,стимулирующие создание социальных движений; например, в России нетгосударственной религии, и люди сами выбирают религиозную группу;
2) структурные напряжения, в том числе прямое столкновение целей.Противоречия возникают как следствие конфликтов интересов в обществе, например,постоянное неравенство различных социальных групп, задержка выплаты зарплаты ит.д.;
3) распространение обобщенных верований. Социальное движение нередкоформируется под влиянием определенных идеологий, в которых аккумулируетсянедовольство и вырабатывается образ действий. В данном случае огромную рольиграет категория справедливости и представление о несправедливости;
4) социальное движение — как ответная реакция на смутно ощущаемую угрозуили опасность;
5) ускоряющие факторы — события или происшествия, которые служат спусковыммеханизмом начала действия участников движений; например, начало войны — спусковой фактор для движения против войны;
6) организованная группа, готовая к мобилизации действий. Без неесоциальное движение невозможно. Для возникновения социального движениянеобходимо наличие лидеров, средств регулярного сообщения между участниками,финансовых и материальных ресурсов[19].
Социальные движения возникают следующими способами:спонтанно; как ответ на возникшее в обществе противоречие; как активизм вдостижении целей.
Социальные движения развиваются в противоречиях с другимиорганизациями: официальными и неофициальными. У движения есть взгляды, которыеоно поддерживает, и взгляды, которое оно отрицает.
Социальные движения следует рассматривать в контексте такназываемых полей действия, то есть движения следует рассматривать в связи ссилами, против которых они направлены.
Социальные движения приводят к социальным изменениям. Онимогут быть прогрессивными и регрессивными, а в реальности одновременноприсутствуют оба этих вида в разных соотношениях.
Общественные организации привязаны к определенной социальнойсреде и ориентированы на внутригрупповые интересы, средством реализации которыхможет быть взаимная помощь, солидарность, обмен услугами, что и облегчаетмобилизацию групповых ресурсов (финансовых, технических, интеллектуальных,организационных) для решения конкретных социальных, экономических, политическихи профессиональных задач. Часть этих организаций (молодежные, студенческие,женские), возникнув, как правило, на предшествующем этапе политизации общества,в настоящее время пытаются выйти из-под контроля политических партий и выразитьсвой собственный интерес в социально-экономической сфере.
Наряду с организациями, которые являются продуктомсамодеятельности общества, существуют и другие, призванные замаскироватьдеятельность, отвечающую интересам государства, или создаваемые по инициативепредпринимателей с единственной целью: получить налоговые льготы.
Другая группа объединений выражает не внутригрупповые, а болееширокие общественные интересы. Как правило, они включаются в категорию «неправительственныхорганизаций» (НПО). Само это понятие до сих пор трактуется по-разному. Иногдаречь идет о всех добровольных организациях, не входящих в составгосударственного аппарата. Чаще этот термин используется для обозначения техобщественных организаций, которые не имеют членской структуры и оказываютблаготворительную, финансовую, техническую помощь бедным слоям населения илиобщественным группам, занимающимся широким кругом вопросов развития, защитыокружающей среды и прав человека. Это НПО, участвующие в реализации различныхпрограмм, оказывающие поддержку другим общественным и государственнымструктурам посредством обучения, распространения информации, проведения исследований,оказания технической, консультативной помощи, лоббирования и т. п.
Отдельные организации, занятые решением общей или смежныхпроблем, могут создавать координирующие центры. Так, в Индонезии с 1980 годадействует Индонезийский Экологический Форум, объединяющий более 700экологических организаций[20].Создаются и соответствующие международные структуры, например, сетьнеправительственных организаций стран «третьего мира».
НПО отводится четко регламентированное место в структуресамого гражданского общества: они рассматриваются как институты, сфера инаправление деятельности которых ограничены социальными параметрами.
Институт НПО постепенно приобретает четко выраженнуюнациональную ориентацию, будучи изначально продуктом западной цивилизации. Вдеятельности НПО все более широко реализуются гражданские инициативы самогоразвивающегося общества, видящего в них форму выражения своих интересов, не находящихадекватной реализации в государственной политике.
На начальном этапе своего развития институт НПО фактическидействовал в интересах государства в тех сферах, где способность государства кактивному взаимодействию с обществом была крайне низка. Действуя в рамкахофициальной доктрины развития, эти организации впрямую или косвенноспособствовали продвижению государственной политики модернизации к периферииобщества и ее признанию со стороны самых многочисленных слоев населения.
НПО, занятые решением социальных проблем, эволюционируют впроцессе социального развития самого общества.
В мире выделяют четыре типа или поколения добровольныхорганизаций.
Первое — так называемые благотворительные НПО, задачейкоторых является решение проблем, связанных с улучшением социально-бытовыхусловий жизни сельского населения. Второе поколение — 1980-х годов — ставилоболее широкие задачи по поддержанию и поощрению местных инициатив в сфереразвития с преимущественной опорой на собственные силы. Создание общественныхорганизаций является одним из способов решения местных проблем. Они облегчаютвключение в общественную и политическую жизнь широких масс, воспитывают у нихсолидарность, умение бороться за свои права. Это соответствует основной идеепрогресса: развитие не только для народа, но и с народом.
Третье поколение НПО представлено организациями,выступающими за проведение реформ в политической и экономической сферах. И,наконец, НПО последнего поколения, аккумулируя накопленный их предшественникамиопыт и сохраняя основные направления их деятельности, стоят на позицииальтернативного подхода к процессу развития. Эти альтернативные взгляды нашличастичное отражение в получившей международное признание концепции устойчивогоразвития.
НПО всех поколений сосуществуют и нередко активновзаимодействуют, что не исключает возможность противоречий между ними, особенномежду организациями, действующими в рамках официальной стратегии развития, итеми, кто выражает альтернативную точку зрения.
НПО не только являются продуктом развития гражданскогообщества, но и способствуют расширению его социальных и политических границ.
В развитых индустриальных странах НПО рассматривают какорганизации, которые после выполнения конкретной задачи должны либо осваиватьновые направления деятельности, либо ликвидироваться. Подобную позицию занимаютоформившиеся демократические режимы, предлагая НПО передать свою сферудеятельности государству (Чили). Процесс создания и укрепления НПО вразвивающихся странах продолжается. Он отражает появление новых тенденций вобщественном развитии.
НПО проявляют интерес к политике и свои возможности посоциально-политической мобилизации масс. Они выступают как влиятельная группадавления, основанная на консолидации НПО, выступающих с глобалистских позиций.
НПО, отстаивая общедемократические идеалы развития иукрепляя основы местной демократии, способствуют формированию демократическогомировоззрения в обществе. В процессе их взаимодействия с другими субъектамисоциального действия создается основа для формирования новой идеологии развитияс приоритетными установками на экологические и общечеловеческие ценности.
В развивающихся странах типологическое разнообразие НПОстало результатом длительного эволюционного развития. В России широкая сетьдобровольных обществ возникла в сжатый исторический период[21].
НПО представляют собой сегодня сложную систему общественныхобъединений. Первая группа — организации, созданные в доперестроечное время каквполне огосударствленные структуры, сумевшие пережить распад СССР. Втораягруппа — организации, созданные во время перестройки. Третья группа — организации, созданные после 2000 года.
НПО можно разделить на две группы по видам интересов,которые они защищают: те, которые защищают групповые интересы, и те, которыезащищают интересы общества.
НПО можно классифицировать и по другим признакам (проблемно-«отраслевым»сферам деятельности, формам организации, широте социальной базы и т. п.).
В России существует потребность общества в самоорганизации,прежде всего в интересах обеспечения социальной защиты групп населения,адаптация которых к новой жизни происходит медленно. НПО продолжают оставатьсяна периферии общественного развития. В развивающихся странах НПО сориентированына решение социальных проблем и проявили себя в первую очередь в социальнойсфере. Для России характерно повышенное внимание НПО к политическим вопросам.
Необходимо признать, что потенциал самодеятельности обществаеще не раскрыт, а тяга к самоорганизации достаточно слаба. Население связываетв первую очередь реализацию своих материальных и духовных интересов сполитическим развитием. В то же время присутствует институциональная слабостьнеформальных объединений. В стране ощущается недостаток эффективных лидеров,способных активизировать работу общественных групп в ситуации, когда в самомобществе интерес к деятельности, не обеспечивающей ни коммерческие, ниполитические выгоды, чрезвычайно слаб.
Среди общественных организаций, включая благотворительныефонды, наблюдается определенное количество фиктивных или фальшивых «общественных»объединений, связанных с полукриминальными и криминальными структурами. Ихдеятельность может дискредитировать сам институт благотворительных организаций,тем более что общество еще не готово принять социальную помощь отнегосударственных структур.
Общественные организации — институты гражданского общества — естественный фундамент политической демократии.
Государство и общественные организации взаимно связаны иобеспечивают развитие друг друга, включая взаимный контроль.
Роль общественных организаций в нашей стране возрастает хотябы потому, что в процессе административной реформы государство отказывается отряда функций по управлению обществом, которые могут выполнять общественныеорганизации.
Россия станет сильным конкурентоспособным государством приналичии трех условий: воспитание свободных граждан, которые в состояниисправиться со своими проблемами (для этого уровень обязательного образованиядолжен быть не ниже среднего профессионального); формированиеконкурентоспособного государственного и муниципального аппарата; созданиеразвитого гражданского общества, то есть такого общества, в котором большинстволюдей объединится в общественные организации по интересам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под гражданским обществом понимается особая сфера отношений,главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должныбыли находиться в известной независимости от государства. В этом смыслегражданское общество истолковывается и как цивильное, частное, приватное, тоесть такое, в котором помимо официальных институтов существует неподконтрольныйим уклад жизни – область реализации интересов отдельных индивидов и ихобъединений, взаимоотношения товаропроизводителей и потребителей.
Самыми неотложными задачами формирования гражданскогообщества в России являются, безусловно, последовательное доведение дологического завершения начатых экономических реформ в части упорядоченияотношений собственности, конкретизации субъекта собственности и формированияэкономического пространства, мобилизующего творчество и инициативуответственного субъекта экономической деятельности. Но эта задача окажетсянезавершенной без того, чтобы отстоять и логику социально-политических реформ вобществе. Здесь главные элементы состоят в самой широкой демократизацииобщественной жизни, надежной защите свободы слова, законности, формировании иутверждении адекватных времени мировоззренческих парадигм, идеологии и культурыплюрализма и толерантности, совершенствовании и развитии новых форм и способовсоциального дискурса.
Эти факторы должны рассматриваться как основные и безусловныепредпосылки формирования гражданского общества. Вне формирования этихпредпосылок невозможно сегодня рассматривать ни вопросы общественнойбезопасности, ни проблемы предупреждения гуманитарной катастрофы, грозящейроссийскому обществу в результате социального распада. Все эти факторы, какпредставляется, должны рассматриваться как неотъемлемые социальные ценности, объективнопроизводные из смысла и сущности самого общества, являющиеся естественнымвыражением действительной многомерности общественного бытия, служащиегармонизации и максимально полному самовыражению и самореализации и индивида, иобщества в целом.
Прежде всего, речь идет о том, что становление гражданскогообщества в современной России происходит одновременно с переходом к рыночнойэкономике, к демократической политической системе. Кроме этого прежниеинституты, организации, работавшие в условиях тоталитаризма, не могут служитьосновой новых самодеятельных организаций. Новые общественные организациивынуждены формироваться, опираясь на личную инициативу, самодеятельностьграждан, групп граждан.
Сама структура этих организаций, их состав, цели, формы иметоды деятельности весьма своеобразны. Их значительная часть сегодня внелегких экономических условиях вынуждена направлять свои основные усилия наобъединение предпринимательской деятельности граждан, на обеспечениеблагоприятных условий для развития мелкого и среднего бизнеса, на защиту правпотребителей. И в то же время немалая часть общественных организаций все чащеобращает свое внимание на проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина,к защите от произвола государства, его бюрократических структур.
Гражданское общество в современной России призвано сыгратьособую роль в переходе страны к демократии и цивилизованному рынку. Еслиукрепление государственности будет происходить только усилиями «сверху» приотсутствии целенаправленной, организованной деятельности «снизу», то этоприведет к возрождению авторитарного государства, историческое развитие Россиизамедлится, рынок останется «архаичным», грабительским. Гражданское общество вРоссии должно сыграть роль «мотора» в модернизации России, от него должныисходить главные демократические импульсы, несмотря на его относительнуюслабость.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года)// Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Авакьян С. А.Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. М.: РЮИД,«Сашко», 2000. 561 с.
3. Владимиров А. И.О национальной государственной идее России. М., 2001. 198 с.
4. Гаджиев К. С.Политология: Учебник для вузов. М., 2003. 578 с.
5. Гегель. Работыразных лет. М., 1973. Т. 2.
6. Гегель. Философияправа. М., 1990. 417 ч.
7. Гидденс Э. Социология. М., 1999. 932 с.
8. Гражданскоеобщество. Мировой опыт и проблемы России. М., 1999. 123 с.
9. Джунусов М. С.Гражданское общество / Политическая энциклопедия в 2 Т. Т. 1. М., 2003. С. 231.
10. Кара-Мурза В.Интеллигенция на пепелище России. М., 1997. 311 с.
11. Комментарий кФедеральному закону «Об общественных объединениях» / Под ред. В. И. Шкатуллы. М.:Юстицинформ, 2003. 421 с.
12. Маркс К, ЭнгельсФ Соч. Т. 3.
13. Международноепубличное право: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Богуславского. М.: Юристъ,2004. 497 с.
14. Нерсесянц В. С.Национальная идея России. М: НОРМА, 2001. 98 с.
15. Одинцова А. В.Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право. 1992. № 8. С.14-20.
16. Теориягосударства и права: курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.:Юристъ, 2004. 776 с.
17. Теориягосударства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А. Б. Венгерова.М: Юрайт, 2005. 563 с.
18. Шилобод М. И.Основы политологии: Учеб. пособие. М., 2000. 371 с.
19. Эберл Д.Общественные движения. М, 2006. 781 с.