ПРОБЛЕМНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Дисциплина: КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО
тема: Понятие и предмет коммерческогоправа
1) История становленияроссийского коммерческого права
До 1917 года в Россиине было самостоятельного торгового кодекса. Проблемы торговых отношенийрегулировались различными законодательными актами гражданского права.
С 1653 года был принятТорговый устав, который установил единую пошлину с продаж. В 1667 году былпринят Новоторговый устав, который упорядочил вопросы внешней торговли.Торговый устав 1887 года был переработан в 1903 году, когда появиласьнеобходимость упорядочить торговую деятельность торговых обществ. Такой уставопределял порядок создания и деятельности коммерческих судов, которые решалиспоры по торговому обороту. В советский период, появилась идея коммерческогоправа, которое должно было объединить административно-правовые и имущественностоимостные (т.е. общественные и частные элементы). Но эта идея не получиласвоего развития. В современной России торговое право стало развиваться заново –Указ Президента РФ от 16. 12. 1993 г. №2171 утвердил Общеправовой классификаторотраслей законодательства. В нем выделено законодательство о торговле. Былиздан Закон РФ «О защите прав потребителей», т.е. возможность защиты правграждан от различных злоупотреблений производителя.
Переход российскойэкономики к рыночным отношениям обусловил необходимость исследования структурысовременной системы права России, уточнения содержания отраслей права с цельюдолжного регулирования ими общественных отношений и совершенствованиязаконодательства. Юридическая мысль в России в конце XX — начале XXI векавыразилась, в частности, в определении роли и содержания коммерческого праваРоссии.
2) Понятие и предметкоммерческого права
Коммерческое правоследует понимать в трёх значениях:
— как подотрасльгражданского права;
— как науку;
— как учебнуюдисциплину.
Коммерческое право какподотрасль гражданского права представляет собою совокупность правовыхнорм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу торговойдеятельности. Коммерческое право как наука представляет собою вид деятельностипо выработке теоретических знаний об объектах коммерческого права, процессах иявлениях, характерных для торгового оборота.
Коммерческое право как учебнаядисциплина служит целям подготовки специалистов к их практическойдеятельности в сфере торговли. Изучение коммерческого права как учебнойдисциплины базируется на достижениях правовых наук, и, прежде всего,гражданского и коммерческого права, а также на положениях законодательства исудебной практики.
Предметомкоммерческого права является коммерческая, а именно торговая деятельность, одиниз видов предпринимательской деятельности, то есть деятельность, направленнаяна получение прибыли в результате торговых сделок. По определению известногороссийского юриста Г.Ф. Шершеневича: «Деятельность, имеющая своей цельюпосредничество между производителями и потребителями при обращенииэкономических благ, называется торговлей. Ее задача заключается в том, чтобыдоставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда возникает спрос состороны потребителей».
В более узком смыслепод торговлей понимается покупка товаров и их перепродажа без внесения в нихсущественных материальных изменений, напротив, для производственнойдеятельности характерным является именно внесение изменений в природные объектыс целью получения конечного продукта, пригодного для удовлетворенияпотребностей человека.
3) Метод правовогорегулирования в коммерческом праве
Под методом правовогорегулирования понимается способ воздействия юридических норм на общественныеотношения. Различают императивный и диспозитивный методы. Императивный метод— это способ властного воздействия на участника общественных отношений,урегулированных нормами права. Примером может служить административное илиуголовное право. Метод правового регулирования в гражданском праве являетсядиспозитивным. Диспозитивный метод — это способ регулирования отношениймежду участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет имсамим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормамиправа. Этот метод включает в себя три способа регулирования общественныхотношений: 1) дозволение совершить известные действия, имеющие правовойхарактер; 2) предоставление участникам общественных отношений, урегулированныхнормами права, определенных прав; 3) предоставление лицам, участвующим вопределенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.
Метод правовогорегулирования коммерческих отношений совпадает с методом правовогорегулирования гражданских отношений. Метод правового регулированияимущественных отношений в гражданском праве:
— равенство сторон(отсутствие власти и подчинения между участниками имущественных отношений). Кимущественным отношениям, основанном на административном или ином властномподчинении, гражданское законодательство не применяется, если иное непредусмотрено законом; — автономия воли (способность участника, независимо отдругих формировать свою волю);
— имущественнаясамостоятельность (способность распоряжаться свои имуществом).
4) Принципы коммерческогоправа
Коммерческое правосодержит принципы Гражданского кодекса Российской Федерации. Под правовымипринципами понимаются основные начала, наиболее общие руководящие положенияправа, имеющие в силу законодательного закрепления общеобязательный характер.
Принцип недопустимостипроизвольного вмешательства в частные дела
Принцип недопустимостихарактеризует гражданское право как частное право. Он обращен прежде всего кпубличной власти и ее органам, прямое; непосредственное вмешательство которых вчастные дела, в том числе в хозяйственную деятельность, участниковимущественных отношений — товаровладельцев-собственников допустимо теперьтолько в случаях; прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественныхотношений данный принцип конкретизируется также в положениях онеприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны граждан.
Реализации требованийэтого принципа содействуют новые правила законодательства об имущественнойответственности органов публичной власти за незаконное вмешательства вгражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а также о возможности признания судомнедействительными актов публичной власти или их неприменения при разрешенииспора.
Принципнеприкосновенности собственности
Принципнеприкосновенности собственности, как частной, так публичной, означаетобеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество всвоих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либоограничений в использовании. Очевидно его фундаментальное значение для организацииимущественного оборота, участники которого выступают как независимыетоваровладельцы. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как порешению суда (ст. 35 Конституции РФ), принятому на законных основаниях. Изъятиеимущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленныхзаконом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией.Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъятия имущества усобственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением изобщего правила.
Принцип свободыдоговора
Этот принциппредусматривает свободу усмотрения субъектов гражданского права как в выборепартнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых онбудет заключен. Закрепление этого принципа в гражданском праве означает отказзаконодателя от понуждения к заключению договора на основе обязательных длясторон планово — административных актов. Это является чрезвычайно важным вусловиях рыночной экономики, не допускающей административного вмешательства вгражданский оборот. Вместе с тем в отдельных случаях в общественных интересах вгражданском законодательстве имеются и отступления от указанного принципа. Так,не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договорапри наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары,услуги, выполнить для него соответствующие работы. Заключение публичногодоговора подчиняется специальным правилам. Во-первых, коммерческая организацияне вправе отказаться от заключения публичного договора при наличии возможностипредоставить потребителю товары, услуги, выполнить работу.
Пленумы ВС РФ и ВАС РФ,ориентируя суды, указали, что в случае предъявления иска понуждении заключитьпубличный договор, бремя доказывания отсутствия возможности передатьпотребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги,возложено на коммерческую организацию. Во-вторых, цена товаров, а также иныеусловия публичного договора должны быть одинаковы для всех потребителей. Висключение из этого правила законом, иными правовыми актами для отдельныхпотребителей могут устанавливаться льготы. Условия публичного договора, несоответствующие этим требованиям, ничтожны. В-третьих, коммерческая организацияне вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в заключениипубличного договора. Изъятия могут быть предусмотрены законом, иным правовымактом для отдельных категорий потребителей. В-четвертых, публичный договорзаключается в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 445 ГК, если законом илисоглашением сторон не определены иные порядок и сроки его заключения. Принеобоснованном отказе или уклонении коммерческой организации от заключенияпубличного договора потребитель вправо предъявить в суд иск о понуждениикоммерческой организации заключить договор. Потребитель также вправе передатьна рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям публичного договоранезависимо от согласия на это коммерческой организации.
Принцип свободногоперемещения товаров на территории РФ
Единый рынок не терпиткаких-либо внутренних границ и барьеров. Поэтому ст. 8 Конституции РФ и п. 3ст. 1 ГК устанавливают, что товары, услуги и финансовые средства свободноперемещаются на всей территории Российской Федерации. В соответствии суказанным принципом субъекты Российской Федерации и другие лица не вправеустанавливать какие-либо местные правила, препятствующие свободному перемещениютоваров, услуг и финансовых средств в едином экономическом пространствеРоссийской Федерации. На всей территории Российской Федерации должны быть однии те же «правила игры» при осуществлении предпринимательской или инойдеятельности, реализуемой в рамках гражданских правоотношений. На территорииРоссийской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин,сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуги финансовых средств. Так, не допускается издание актов или совершениедействий, устанавливающих запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение)товаров из одного региона Российской Федерации, республики, края, области,района, города в другой. Ограничения перемещения товаров и услуг могутвводиться в соответствии с федеральным законом только в том случае, если этонеобходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраныприроды и культурных ценностей. Имеется еще одна, совершенно особая,теоретическая и практическая задача коммерческого права — правовое содействиестановлению российского товарного рынка. Не построив рынок, не создавнеобходимые основные звенья рыночной системы, нечего пытаться регулироватьрыночные отношения. Таким образом, выделяют четыре принципа в коммерческомправе. Данные принципы совпадают с группой принципов в гражданском праве. Этипринципы закреплены также в основополагающем документе – Конституции РоссийскойФедерации, а именно: принцип недопустимости произвольного вмешательства вчастные дела, принцип неприкосновенности собственности, принцип свободыдоговора и, наконец, принцип свободного перемещения товаров на территории РоссийскойФедерации.
/>5)Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским и торговым правом
Сравнивая коммерческоеи предпринимательское право, нужно отметить, что они схожи по своему предмету.Тем не менее коммерческое право и предпринимательское право – разные отраслиправа. Предпринимательское право регулирует отношения, складывающиеся всфере предпринимательской деятельности, т. е. такой деятельности, котораянаправлена на получение прибыли. Торговая деятельность является частьюпредпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельностинамного шире торговой деятельности. К предпринимательской деятельностиотносятся, кроме торговли, оборот ценных бумаг, банковская деятельность,организация юридических лиц и др. Так как понятие торговли более узкое, чемпонятие предпринимательства, то коммерческое право имеет и более узкий предметправового регулирования, чем предпринимательское право.
Как уже было сказановыше, коммерческое право является подотраслью гражданского права, таккак регулирует сходные отношения – товарный оборот, являющийся составной частьюимущественного оборота. Для коммерческого права, так же как и для гражданскогоправа, характерно наличие диспозитивного метода правового регулирования.
/>Междукоммерческим и торговым правом существует значительное различие. Торговоеправо – это элемент подготовки специалистов в советское время. Впостсоветское время активно развивается коммерческое право. В настоящее время всовременной литературе термины «коммерческое право» и«торговоеправо» довольно часто употребляются как синонимы. Термин «торговое право»,как правило, часто употребляется в США и некоторых странах Западной Европы (воФранции, Германии и др.). В этих странах торговое право понимается как право,регулирующее профессиональную торговую деятельность. В России принятоупотреблять понятие «коммерческое право».
Между тем современноекоммерческое право нельзя считать правопреемником советского торгового права.Советское торговое право не рассматривалось юристами как самостоятельнаяотрасль права, а значит, торговое право не имело ни своего предмета, ни методаправового регулирования. Советское торговое право носило комплексный характер,которое объединяло в себе нормы самых разных отраслей советского права(гражданского, административного, трудового, уголовного и т. д.), которые хотькаким-нибудь образом имели отношение к торговле. Современное коммерческое правов России формируется заново как самостоятельная отрасль права со своимпредметом, методами, принципами. Кроме того, характер торгового оборота вРоссии слишком сильно отличается от характера торгового оборота в бывшем СССР,а значит, прежнее право советской торговли в настоящее время совершеннонеактуально.
Списоклитературы
Основная
1.Коммерческое право: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. ММ Рассолова.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.
2.Круглова Н.Ю. Коммерческое право: Учебник.- М.: РДЛ, 2002. Дополнительная
3.Белов В.Н. Коммерческое представительство. — М.: Финансы и статистика, 2004.
4.Коммерческое (торговое) право: Учебник/Под ред. Ю.Е. Булатецкого — М.: ФКБ — ПРЕСС,2006.
5.МаршуковМ.Н. Защита прав продавца. — М.: Дело, 2003
6.Пугинский Б.И. «Коммерческое право России». Учебник — Ульяновск.: Зерцало,2006.
7.Торговоедело /Под общ. ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. – М.: Инфра, 2004.
8.Интернет.