Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие и основные принципы экологического права

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Уфимскийгосударственный авиационный технический университет
Кафедрасоциологии и социальных технологий
Контрольнаяработа по дисциплине «Правоведение»
Понятие, система и принципыэкологического права Порядок принятия и изменения Конституции РФ
Выполнил:студент ФАП
гр. ЭСиС – 213 Р.Р.Султангалеев
Проверил: ст.преп. А.Ф. Шакирзянов
Уфа 2009

Содержание
1.        Понятие, системаи принципы экологического права
1.1Понятие экологическогоправа
1.2Система и структураэкологического права
1.3 Принципы экологического права
1.4 Источники экологического права
2.        Порядок принятияи изменения Конституции РФ
2.1 Принятие Конституции РФ 1993 года
2.2 Порядок внесения поправок ипересмотра положений Конституции РФ
2.3 Поправки 2008 года
3.        Задача
Список использованной литературы

1. Понятие,система и принципы экологического права
 
1.1 Понятиеэкологического права
 
Экологическое правоявляется одной из отраслей российского права. Правовое регулирование играетособую роль в системе средств, обеспечивающих экологическую функциюгосударства. Именно право закрепляет определенный режим, определяющий принципыи порядок рационального использования природных ресурсов и охраны окружающейприродной среды, экологические требования, обязательные для всех субъектовхозяйственной деятельности. Таким образом, под экологическим правом понимаетсясовокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействияобщества и природы с целью сохранения и рационального использования окружающейсреды для настоящих и будущих поколений людей (экологические отношения).
Предметом экологическогоправа являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшенияокружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствийвоздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.
Экологическое право какодна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний обэкологическом праве как отрасли права, его становлении и развитии, принципах иособенностях правового регулирования экологических отношений, основныхинститутах экологического права, государственном регулировании экологическихотношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответственностиза экологические правонарушения, правовом режиме использования и охраныприродных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др.
Как учебная дисциплинаэкологическое право — это система научных знаний об экологическом праве как отраслиправа, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первуюочередь юридических.
 
1.2 Системаи структура экологического права
 
Система правахарактеризует круг правовых норм, которые предметно связаны и образуютнекоторое юридическое единство, называемое иногда отраслью права. Применительнок экологическому праву формируется единство правовых норм, направленных нарегулирование отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающейприродной среды, в состав которой входят земля, ее недра, воды, включая океаны,леса и иные растительные организмы, произрастающие в состоянии естественнойсвободы, животный мир, атмосферный воздух, космическая материя[1].
Совокупность общественныхэкологических отношений в современном мире является довольно сложной. В неевходят земельные, горные (недренные), водные, лесные или отношения по поводурастительного мира в целом, фаунистические, воздушные (иногда говорят оботношениях только по охране атмосферного воздуха), космические. Соответственноразличаются отрасли или подотрасли права: земельное, горное, водное, лесное,фаунистическое — право животного мира, воздушное, космическое. Историческиприменительно к эксплуатации отдельных элементов природной среды сформировалисьи другие отрасли права, например атомное право, морское право.
Экологическое право имеетсвою внутреннюю организацию, структуру. Как и всякая отрасль права, экологическоеправо состоит из правовых норм, институтов и подотраслей, которые образуют егосистему. Оно делится на Общую и Особенную части.
Общая часть охватываетнормы права, содержащие наиболее общие положения, которые имеютосновополагающее, определяющее значение для экологического права в целом иприменяются в процессе реализации всех других норм, регулирующих отношения всфере использования и охраны природы.
Нормы Общей частизакрепляют задачи, принципы и объекты правового регулирования, определяют сферуи характер регулируемых общественных отношений, круг участвующих в нихсубъектов, правовые основы функционирования экономического механизма охраныокружающей природной среды, осуществления экологической функции российского государства.
Особенную часть экологическогоправа составляют нормы, институты и подотрасли, которые устанавливают правовойрежим отдельных видов природных ресурсов, природных комплексов и другихобъектов экологического права. Нормы Особенной части регулируют использование иохрану земель, лесов, недр, животного мира, охрану атмосферного воздуха,окружающей человека среды, режим особо охраняемых природных территорий. Так,нормы, определяющие правовой режим использования и охраны лесов, образуютподотрасль лесного права, вод — водного права и т.д.[2]
Структура права даетпредставление о его источниках, форма существования правовых норм, ихсоотношении, иерархии, сфер действия и юридической силе.
Экологическое право какобщечеловеческое право в целом подразделяется на два крупных раздела —международное право и национальное право.
СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГОПРАВА
Международноеэкологическое право
Жесткое — обязательное:общепризнанные нормы и принципы; нормы соглашений, договоров, конвенций.
Мягкое —рекомендательное: нормы деклараций, решений, резолюций международныхконференций и организаций
Национальноеэкологическое право
акты органов центральной(федеральной) государственной власти: конституции, законы, кодексы, комплексныезаконы об окружающей среде, подзаконные нормативные акты — указы, декреты,постановления, правила, положения, инструкции и проч.
акты органов властисубъектов федерации: конституции, уставы, законы, кодексы, комплексные законыоб окружающей среде, подзаконные нормативные правовые акты.
акты органов местногосамоуправления: решения, постановления, распоряжения и другие подзаконныенормативные правовые акты.
 
1.3 Принципыэкологического права
Принципы правапредставляют собой руководящие положения, в соответствии с которыми строитсявся отрасль права, основные начала выражающие его сущность и социальноеназначение. Принципы экологического права отражают объективные закономерности ипотребности общества, каждого человека в экологически благоприятной окружающейприродной среде. Основные принципы экологического права закреплены в ст. 3Закона «Об охране окружающей природной среды»[3]. К ним относятся:
принцип приоритета охраныжизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий дляжизни, труда и отдыха населения;
принцип научнообоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества,обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную ляжизни окружающую природную среду;
принцип рациональногоиспользования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальныхвозможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводстваприродных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающейприродной среды и здоровья человека;
принцип законности инеотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений;
принцип гласности вработе органов государственного управления, тесной связи с общественностью врешении природоохранных задач;
принцип международногосотрудничества в охране окружающей природной среды.
Анализ действующегозаконодательства позволяет выделить ряд других принципов:
принцип предотвращениявреда окружающей природной среде;
принцип устойчивогоразвития;
принцип платностииспользования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды;
разрешительный порядоквоздействия на окружающую природную среду.
1.4 Источникиэкологического права
Источники экологическогоправа – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственнымиорганами и органами местного самоуправления в установленной форме и ссоблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения вобласти природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологическойбезопасности.
Источники экологическогоправа обладают всеми признаками, которые свойственны источникам права, т. е.носят официальный характер и признаются государством. Это и определяетподдержку содержащихся в них норм, их государственную обеспеченность. Особенностьюявляется то, что особое место отведено международно-правовым актам. К такимактам относятся:
Конвенция попредотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.);
Протокол (1985 г.) осокращении выбросов серы или ее трансграничных потоков по меньшей мере на 30 %;
Конвенция (1979 г.) отрансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.
В экологическомзаконодательстве объединено примерно 4 тыс. нормативных актов различнойюридической силы.
Основополагающиеэкологические нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г.[4]:
ст. 9 ч. 1 закрепляетприоритет требований по охране окружающей среды; ч. 2 закрепляет возможностьприродных объектов находится в разных формах собственности;
в ст. 36 Конституцииговорится о принадлежности частной собственности на землю;
ст. 42 содержит основыправового статуса человека в экологической сфере;
ст. 58 – сохранностьприродной среды;
ст. 72 — наличие двухуровней: федеральный и региональный.
Экологическоезаконодательство: ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года (ранее- закон РСФСР от 29 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды»);закон «Об экологической экспертизе»; закон «О промышленной безопасности опасныхпромышленных объектов»; «О безопасности гидротехнических сооружений»; «Об отходахпроизводства и потребления».
Другие законы, всовокупности, составляющие природоохранное законодательство, в том числе оконсервативной охране: Закон «Об особо охраняемых природных территориях»; «Оприродных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;«Об охране озера Байкал».
Природоресурсноезаконодательство: Земельный Кодекс и земельное законодательство в целом; ВодныйКодекс; Лесной Кодекс 2006 года; законы «О недрах»; «О животном мире»; «Обохране атмосферного воздуха»; «О континентальном шельфе»; указы президента;постановления Правительства («О государственной экологической экспертизе»);ведомственные нормативные акты.
Особенностьэкологического законодательства состоит в том, что в общем объеме нормативныхактов превалируют подзаконные акты, а среди подзаконных актов – ведомственныеакты. Это означает, что большинство общественных отношений в области природопользования,охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируетсяне актами высшей юридической силы – законами, а подзаконными актами, чаще всеговедомственными.
Среди предписанийэкологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль вэкологическом праве является одной из основных. Технические нормы включаются внормативные акты и таким образом приобретают статус технико-юридических норм.
В первую очередь этоотносится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющихвеществ, размерам санитарно-защитных зон, правилам сооружения и эксплуатацииочистных сооружений и др.

2. Порядокпринятия и изменения Конституции РФ
 
2.1 ПринятиеКонституции РФ 1993 года
Конституция РоссийскойФедерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародногоголосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту КонституцииРоссийской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») былиспользован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдумеРСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинствомголосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» – 25декабря 1993 года[5].
По мнению ВиктораШейниса, одного из авторов Конституции РФ, главного научного сотрудникаИнститута мировой экономики и международных отношений РАН, «президентскийпроект» Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея СергеевичаАлексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они былилидерами процесса, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800участников, работали разные юристы. В результате совместной работы былвыработан новый единый проект Конституции РФ, который в дальнейшем был вынесенПрезидентом РФ на общенародный референдум, и стал действующей КонституциейРоссийской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.
В референдуме участвовало58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых — 32937 630 (58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции, что составилогораздо менее половины всех избирателей. Замечания об искажениях в отчётах опроценте участия в голосовании поступили через несколько месяцев после референдума,однако они не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Отсутствие детальногоотчёта о результатах голосования затрудняет оценку соответствующих данных[6].
 
2.2 Порядоквнесения поправок и пересмотра положений Конституции РФ
В Конституцииустанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений.Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут бытьпересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50%избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могутбыть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционныхзаконов (3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов отобщего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органамизаконодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Такойсложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цельлюбой конституции — стабилизировать общество, но прежде всего сама конституциядолжна быть относительно стабильным правовым документом[7].(.)
Более детальнопроцедурные моменты описаны в Федеральном законе от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ«О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РоссийскойФедерации[8].
Инициаторы поправок
Согласно ст. 134Конституции России предложения о поправках и пересмотре положений КонституцииРоссийской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, СоветФедерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные(представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группачисленностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатовГосударственной Думы.
Поправки по основнымвопросам
В соответствии со ст. 136поправки к главам 3-8 Конституции (это главы о федеративном устройствегосударства (ст. 65-79), президенте (ст. 80-93), парламенте (ст. 94-109), правительстве(ст. 110-117), судебной власти (ст. 118-129) и местном самоуправлении (ст.130-133)) принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральногоконституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органамизаконодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Таким образом они должныбыть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремячетвертями голосов членов Совета Федерации. (п.2 ст. 108). После этогопредложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным(представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение годаданное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными)органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. Послеустановления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи днейнаправляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции РоссийскойФедерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает иопубликовывает его.
Поправки по составуРоссийской Федерации
Согласно ст. 137Конституции изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющуюсостав Российской Федерации, вносятся на основании федеральногоконституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в еёсоставе нового субъекта Российской Федерации, об измененииконституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
То есть по случаюпоявления нового субъекта федерации (в результате принятия в Россию какой-либотерритории, упразднения, объединения или разъединения существующих субъектовРоссийской Федерации) либо изменения его статуса (например, с области на республику)должен быть принят федеральный конституционный закон, предусматривающийсоответствующее изменение в ст. 65 Конституции. Например, в случае вступления всилу такого закона о слиянии регионов в ст. 65 надлежало включить наименованияновообразованного субъекта и исключить наименования упразднённых субъектов.
Часть вторая ст. 137предусматривает, что в случае простого изменения наименования республики, края,области, города федерального значения, автономной области, автономного округановое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65Конституции Российской Федерации. Данное действие (включение нового наименованияи исключение прежнего) осуществляется указом Президента России без участияФедерального Собрания.
Пересмотр фундаментальныхположений
Статья 135 Конституциигласит, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции (это главы об основахконституционного строя (ст. 1-16), правах и свободах человека и гражданина (ст.17-64), а также о самих конституционных поправках и пересмотру Конституции (ст.134—137)) не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Однако, если предложениео пересмотре положений этих глав Конституции будет поддержано тремя пятымиголосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов ГосударственнойДумы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созываетсяКонституционное Собрание.
Согласно части третьейст. 135 Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность КонституцииРоссийской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции РоссийскойФедерации.
Проект новой конституцииРоссии может быть принят либо двумя третями голосов от общего числа членов КонституционногоСобрания либо всенародным голосованием.
При проведениивсенародного голосования новая Конституция Российской Федерации считаетсяпринятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявшихучастие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половиныизбирателей.
Таким образом изменениефундаментальных положений (о конституционном строе России, а также о правах исвободах человека и гражданина) не может произойти до принятия новойконституции.
 
2.3 Поправки2008 года
Предложение правок
5 ноября 2008 года,выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, ПрезидентРоссийской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев предложил внести изменения вКонституцию России 1993 года по увеличению сроков полномочий ПрезидентаРоссийской Федерации до 6 лет, а Госдумы до 5 лет, а также предложил конституционнообязать Правительство Российской Федерации выступать с ежегодным отчётом передГосударственной думой о результатах своей деятельности, а также по другимвопросам, поставленным Государственной Думой.
Текст правок
Внести в КонституциюРоссийской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года(Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:
1) часть 1 статьи 81изложить в следующей редакции:
«1. ПрезидентРоссийской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами РоссийскойФедерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайномголосовании.»;
2) часть 1 статьи 96изложить в следующей редакции:
«1. ГосударственнаяДума избирается сроком на пять лет.[9]»
Внести в КонституциюРоссийской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года(Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:
1) в части 1 статьи 103:
а) дополнить новымпунктом «в» следующего содержания:
«в) заслушиваниеежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах егодеятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой»;
б) пункты «в» — «ж» считать соответственно пунктами «г» — «з»;
2) пункт «а»части 1 статьи 114 изложить в следующей редакции:
«а) разрабатывает ипредставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает егоисполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федеральногобюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своейдеятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой»[10].
31 декабря 2008 года вРоссийской газете, Парламентской газете опубликованы Федеральный закон опоправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Обизменении срока полномочий Президента Российской Федерации и ГосударственнойДумы» и Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношенииПравительства Российской Федерации»

3. Задача
К каким видамправонарушений относятся данные деяния:
a)        Опоздание наработу инженера Ильясова на 38 минут;
b)        Засорениегражданином Соколовым части территории парка «Сокольники» бытовыми отходами иотбросами;
c)        Неоказаниенеобходимой помощи врачом Гусевым гражданину Петрову, находящемуся в опасномдля жизни состоянии;
d)        УправлениеИгнатьевым автомашиной «Москвич — 412» в состоянии опьянения.
Ответ:
a) Административное (регулируетсяУставом предприятия)
b) Административное (в числе прочихможет быть применена Статья 8.9. «Самовольный сброс или сжигание мусора»Кодекса города Москвы об административных правонарушениях от 21 ноября 2007 г.N 45)
c) Уголовное (Статья 124. «Неоказаниепомощи больному» УК РФ[11]
d) Административное (Статья 12.8.«Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянииопьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся всостоянии опьянения» Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)от 30.12.2001 N 195-ФЗ).

Списокиспользованной литературы
1.        КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетомпоправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2.        Федеральный закон«Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ
3.        Федеральный закон«О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РоссийскойФедерации» от 04.03.1998 N 33-ФЗ (принят ГД ФС РФ 06.02.1998)
4.        Закон о поправкек Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ
5.        Закон о поправкек Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ
6.        Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ
7.        Уголовный кодексРоссийской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)(ред. от 17.12.2009)
8.        Кодекс городаМосквы об административных правонарушениях от 21 ноября 2007 г. N 45
9.        Кашанина, Т.В.Основы российского права: учебное пособие/Кашанина Т.В., Кашанин А.В. – 3-еизд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2003. – 784
10.     Кузнецова, Н.В.Экологическое право: учебное пособие/Н.В. Кузнецова. – М.: Юриспруденция, 2006.– 168 с
11.     Лазарев, В.В.Основы права: учебное пособие/В.В. Лазарев. – изд. 4. – М.: Юристъ, 2006. – 429с. – (Fundamenta)
12.     Платковский, В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социологическиеисследования. — 1995. — № 10
13.     http://www.constitution.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.