Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие государства, его сущность и назначение

Институтмеждународного права и экономики имени А. С. Грибоедова
Юридическийфакультет
Заочная формаобучения (СПО)
Курсовая работа
По дисциплине
«ТЕОРИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Понятиегосударства, его сущность и назначение
Студентки Конкиной С. С
Научный руководитель
Оксамытный В. В.
Вологда 2008

План
 
Введение
Государственность как достижениечеловеческой цивилизации. Исторические трактовки государства
Учения о сущности и назначениисовременного государства
Определение государства: единство иразличие в подходах
Признаки современного государства и иххарактеристика
Проблемы международного признаниягосударства
Основные функции современногогосударства
Заключение
Список литературы

Введение
 
Изучение и познание государства всегдаявлялось актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любомэтапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением иисторией развития государства. Формирование государства это сложный закономерныйпроцесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими,эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими,нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.
Как известно, в истории человечествасуществовало, сменяя друг друга, большое количество государств. В настоящеевремя процесс возникновения новых государств не завершился. Одни государства распадаются,а другие государства создаются.
Таким образом, проблема появлениягосударства не решена до конца. Могут зародиться новые причины и формы такоговозникновения.
Процессы возникновения, распада иобъединения государств приводят к изменению их функций – а именно характеристиктого, как и что «делает» государство.
Государство это сложная политическаяорганизация со своим социально-экономическим укладом, традициями и культурой.Деятельность государства многогранна, она охватывает все стороны общественнойжизни.
Цель этой курсовой работы — наиболееполно раскрыть понятие государства, его сущность и назначение.
Для достижение этой цели нужно выполнитьследующие задачи:
— рассмотреть государство с историческойточки зрения, а именно его зарождение и эволюцию.
— выделить признаки государства;
— рассмотреть основные проблемыпризнания государства;
— рассмотреть основные функцииРоссийского государства

Государственностькак достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства
Правильное понимание любого социальногоявления невозможно без знания его исторических корней, т.е. того, в какихусловиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современнойдействительности. Такой исторический подход необходим для познания и уяснениясущности государства.
Государство существовало не извечно, апоявились на определенной ступени развития человечества. Рассмотрим подробнеекак оно зарождалось.
Ранние формы объединения предковсовременного человека — архантропов и палеоантропов — были связаны снеупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защитыот внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные«семьи», но наиболее известны группы, образующие первобытное стадо,возникшее уже среди охотников донеандертальской культуры. Эти формы связаны сприменением примитивных орудий, которыми служили грубо обработанные палки,колья, камни. Только спустя тысячелетия первобытные люди научились делатьсвоими руками более совершенные орудия. В это время возникают более устойчивыеформы общего труда и тесных связей между людьми, появляется первобытная родоваяобщина, т.е. совокупность родственников, ставшая основной общественной ячейкойпервобытного человека. Прежние «дородовые» объединения не былиустойчивыми. Они не могли обеспечить условий сохранения и развития человека какбиологического вида. Преемственность поколений не могла быть осознана изакреплена без создания рода как наиболее устойчивой формы естественной связимежду предками и потомками первобытного человека.
Важнейшее значение имел род какустойчивая форма общежития и для развития первобытного производства. Экономикапервобытной общины базировалась на низком уровне развития производительных сил.
Возникший кровнородственный принципобъединения первобытной общины был в те времена единственно возможной,естественной формой связи людей. Происхождение ребенка от матери было наиболееочевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышалароль женщины в роде. Поэтому в первобытной общине роль женщины часто бывалаведущей, а род у многих предков современных народов строился на основематриархата.
Общаясобственность на продукты производства и социальное единство внутри родовойобщины порождали и соответственные им формы организации общественной власти иуправления делами общины.
В осуществленииобщественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так иженщины. Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общимсобранием. Собрание избирало старейшину, совет старейшин, военных вождей,предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины.Власть старейшин и вождей базировалась исключительно на авторитете, на глубокомуважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников,воинов. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались.Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло обычно в наложенииобязанностей за провинность. Крайней формой было изгнание из общины. Род давалзащиту всем своим членам от внешних врагов, как своей военной силой, так иглубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича.
Все эти функцииобщественной власти не требовали существования особого аппарата управления. Ониосуществлялись самими членами рода. Не было и особого аппарата принуждения,ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.
Все это позволяет характеризоватьобщественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию.
На позднихстадиях существования родового строя начался процесс отпочкования новых родовыхобщин от первоначальных, происходило деление крупных родов на мелкие роды илибольшие семьи. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований — братств (фратрий) и племен. Развитие племенных объединений совпало с началомразложения первобытнообщинного строя. Племя, как правило, имело своютерриторию, свое имя, язык или диалект однородной основы с языкомобъединившихся племен, общие для племени религиозные и бытовые обряды.Организация племенной власти основывалась на началах родоплеменной демократии:племенной совет, состоявший из верховных вождей (старейшин) родов, входящих всостав племени, и военного вождя племени. Все они избирались соплеменниками.
Развитиеобщественного производства не могло остановиться на первобытном уровне.Следующий эволюционный этап, связанный с ухудшением климатических условий напланете, всеобщим оледенением, характеризуется переходом от присваивающегохозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему — скотоводствуи плужному (пахотному) земледелию. Главным последствием неолитической революцииявился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избытокпродукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспечить присваивающеехозяйство. На этой основе возник регулярный обмен продуктами между племенами,дававший возможность накопления новых богатств, которые ранее при натуральномхозяйстве были недоступны.
Одним изважнейших общественных условий перехода от родового строя с его общественнойвластью к государству становится возросшее значение войн и военной организацииплемен в период становления раннеземледельческих и раннефеодальных обществ. Всвязи с ростом общественного богатства войны между племенами велись в основномс целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захватаскота, иного имущества и рабов, поэтому важное место занимали и воинскиефункции, выполнение которых приводило к делению на военных вождей, начальниковдружин и простых воинов.
Военный бытспособствовал объединению родственных племен в единый народ. Это, в своюочередь, вело к узурпации одним из военных вождей (царей) наиболее сильногоплемени власти вождей других племен. Так произошло становлениегосударственности в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у племен майя и инков вМесоамерике. Поэтому можно говорить о том, что войны и усиление военнойорганизации влияли на характер власти племен, превращающихся в единый народ,способствовали формированию классов или иной стратификации общества, но иинициировали эти процессы
Одновременнопроисходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурноевлияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возниклисословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей.
Раннеземледельческиеобщества были связаны с возникновением городов-государств (полисов). При этомосновное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров,в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая,военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальнойдифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, асоциально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слоиобщества.
Существенноевлияние на процесс возникновения государственности, особенно у наиболее древнихнародов, оказывала религия. Большую роль сыграла религия в объединенииотдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый родпоклонялся своим языческим богам, имел свой тотем (своего идола). В периодобъединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти«царей», базилевсов, верховных (часто военных) вождей. Династии новыхвластителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такоезначение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса вДревнем Египте.
Таким образом,признавая первостепенное значение производственного прогресса, а также имущественнойи социальной, в том числе классовой, дифференциации как причины преобразованияпервобытнообщинного строя в цивилизованные общества и родоплеменной власти вгосударство, современная наука не может считать, что этими факторамиисчерпываются условия и причины возникновения государства. К числу последнихследует также отнести преобразование родовой общины в отдельные семьи исельские общины, переход к территориальной организации населения, а такжеусиление войн и военной организации племен, влияние религии на объединениеплемен в единый народ и на укрепление верховной царской государственной власти.
Ученияо сущности и назначении современного государства
Определение сущностигосударства составляет одну из важнейших целей теории государства и права.Сущность государства – это смысл, главное звено, то, что определяет егосодержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим вгосударстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование вобществе.
История анализа философской категории«сущность» насчитывает не одну тысячу лет, В середине ХХ в. и позднееотдельные философы вообще отрицали научную и познавательную ценность этойкатегории, видя в ней некую интеллектуальную конструкцию для классификации и систематизацииявлений и фактов. В соответствии с философским осмыслением сущность — это законбытия вещи. Без сущности вещь перестает быть собою. Только познание сущности вовсех внешних формах ее проявления позволит составить адекватное научноепредставление о вещи.
Познание сущности государства можетосуществляться по таким внешним выражениям, как форма правления, формагосударственного устройства, государственный режим, государственный аппарат,государственный орган, функции государства и др. Именно на этих ступеняхпознания обнаруживают себя сущностные свойства государства. На этих ступенях(формы, функции и т.д.) сущность государства не всегда проявляется точно.Данная исходная методологическая, теоретико-познавательная позициясвидетельствует о том, что сущность государства — это государственная(политическая) власть. Государство по своей сущности является политическимвластным суверенным институтом (организацией). К какому бы типу, к какойисторической эпохе государства ни обратись — всегда будет властная, властвующаяорганизация.
Любые варианты монархии или республики — это внешнее оформление властной сущности государства. Унитаризм или федерация — это внешнее оформление государственной власти. Демократический, авторитарныйили тоталитарный государственные режимы — это наглядные способы проявлениясвойств сущности государства. В признаках государства также выражается егосущность. Правда, здесь нельзя забывать положение о том, что природа сущностигосударства не всегда находит свое точное выражение в своих внешних проявленияхи формах. Так, демократическая по своей сущности государственная власть можетвнешне выступать как один из вариантов монархии, тогда как республика можетявляться формой тоталитарного по своей сущности государства.
В отечественной юридической литературенередко высказывается мысль, согласно которой в государстве необходимо выделятьнесколько сущностей. И при этом называются общечеловеческая сущность,общесоциальная сущность, классовая сущность. Теоретические корни такой позициивосходят к идее Маркса о классовой природе государства, которое, с однойстороны, выполняет так называемые общие дела, а с другой — реализует, преждевсего, интересы господствующего класса.
В связи с этой позицией можно высказатьследующее положение. Методологически верна та позиция, которая утверждает, чтоу любой вещи, не исключая государства, одна сущность, т.е. одна основа, одинзакон бытия. Другое дело, что в каждый конкретно-исторический период сущностьгосударства, государственная власть могут иметь преимущественно узкоклассовыйили даже узкопартийный характер, демократическую или теократическую природу. Ново всех названных случаях государство будет оставаться по своей сущностиорганизацией политической власти.
Теоретический анализ сущностигосударства логично заставляет обратиться к следующему вопросу. Изменяется лисущность государства? Hepeдко можно встретить ответ — вместе с изменениемгосударства меняется и его сущность. Мировой исторический опыт знает немалопримеров (начиная с древних времен), когда в рамках одного исторического типа,одной исторической эпохи, краткого временного промежутка в несколько лет поройрадикально меняются форма государства, государственный режим, состав иструктура государственного аппарата, содержание функций государства, меняются идеологическиеориентиры, социальные и экономические основы государства. Конечно, нельзяотрицать очевидное влияние такого рода перемен на многие стороны,содержательные и качественные характеристики государства. И все-таки при самыхрешительных изменениях в обществе и государстве последнее, как представляется,не перестает быть по своей сущности организацией политической сувереннойвласти.
Следует отметить,что существуют различные подходы к оценке сущности государства. Так, сторонникитеории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы неспособны осуществить власть, управлять общественными делами, чтогосударственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
К теории элитпримыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнениюпредставителей этой теории, властвовать, управлять могут и должныпрофессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительныепотребности общества, находить оптимальные пути его развития.
Названные теории нелишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрываютвласть от народа.
Многочисленныеприверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того,что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственнаявласть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться винтересах и под контролем народа.
Марксистская теория доказывает, что политическая властьпринадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах.Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия),посредством которой экономически господствующий класс становится политическигосподствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченнуюзаконом и опирающуюся на силу и принуждение.
Классовый подход прираскрытии сущности государства — крупное завоевание научного обществоведения.Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К.Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всехи всяческих государств, по меньшей мере, теоретически неверно.
Да, классовыйхарактер, классовая направленность деятельности государства — его сущностнаясторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленнаяклассовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических,диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной частиобщества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты,государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, аобщество от разрушения, сохраняя, тем самым, его целостность. И в этих условияхоно выполняет определенные функции в интересах всего общества.
В развитыхдемократических странах государство постепенно становится эффективныммеханизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления,а достижения общественного компромисса. Само существование государства в нашевремя связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько собщесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничестворазличных, в том числе противоречивых сил. Данное утверждение не означает, чтосовременное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошлана второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальнаясторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социальногокомпромисса, на управлении делами общества.
Любое государстводолжно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всегообщества. И любое государство не только является орудием подавления, машинойгосподства какого-то класса или социальной группы, но и представляет всеобщество, является средством его объединения.
Таким образом,вопрос о сущности государства — это во многом вопрос о том, кому принадлежитгосударственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
Вместе с темсовременное государство, как важный институт, находясь в постоянном развитии,вынуждено в той степени осуществлять общесоциальную политику в интересахразличных слоёв и групп населения.

Определение государства: единство и различие вподходах
 
С давних временмыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримскийоратор, философ и политический деятель Цицерон спрашивал и одновременноотвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицеронабыло немало последователей в разное время и в различных странах — основательнормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струвеи т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов.Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей спринудительно установленным мирным порядком посредством предоставленияисключительного права принуждения только органам государства»[1].Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка(порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только одиниз признаков данного феномена.
В буржуазную эпохуширокое распространение получило определение государства как совокупности(союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известныйгосударствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупностьчеловеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4)правительство. «Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимаетсясоюз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».
Рассматриваемоеопределение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужилоповодом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествлялигосударство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц,осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определениеза то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государстваназывали принудительную власть.
Не согласны сприведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство несовокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф. Кокошкин,— а отношениямежду ними, форма общежития, известная психическая связь между ними»[2].Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один изпризнаков, но не все государство.
Трудности выработкианализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие ввозможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведьгосударство нельзя социологически определить, исходя из содержания егодеятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз небрал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, окоторой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то естьисключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими»,то есть в наши дни — государствам или союзам, которые историческипредшествовали современному государству».
Не один разобращались к определению государства «К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, чтоэто «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляютсвои общие интересы, и в которой все гражданское общество данной эпохи находитсвое сосредоточение»[3]. Многолет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самоеконфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное,как машина для подавления одного класса другим»[4]. В. И.Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал:«Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса наддругим»[5].
Обе формулировкибыли широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако ониприменимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классоваянапряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначеговоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам.Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешаютувидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социальногопорядка.
В современнойучебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальнаясуверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способнаяделать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезируетнаиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но вней слабо отражена связь государства и общества. Более точной будет следующаяформулировка: государство — это политическая организация общества,обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредствомгосударственного механизма управление делами общества, суверенную публичнуювласть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободыграждан, законность и правопорядок.
Приведенноеопределение отражает общее понятие государства, но больше подходит ксовременному государству. В нем подчеркивается, что государство естьполитическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненнонеобходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность,управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенноправовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживатьнадежный и гуманный правопорядок в обществе.
 
Признаки современного государства и их характеристика
 
Понятие государства, егохарактеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как отродового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами,анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает егоуникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества иважнейшего общественно-политического института. Характеристику признаковгосударства следует проводить по двум направлениям:
I. Отличиегосударства от органов власти общинно-родового строя
1) Наличие особой публичной власти ввиде аппарата управления, то есть власти, которая непосредственно не совпадаетс населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых,стоит над обществом, не сливаясь с ним. Публичной она называется потому, что,не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Для государствахарактерно наличие группы людей, которые занимаются только управлением иосвобождаются от производительного труда.
Олицетворенная в государственныхорганах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью,т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение,насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженныхлюдей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).
Государственная власть являетсяразновидностью политической власти. Признаки государственной власти:
1. Всеобъемлющий характер(универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всютерриторию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этойтерритории.
2. Государственная власть имеетвозможность законно применять принуждение.
3. Прерогатива государственной власти.Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить,признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.
4. Структурированность государственнойвласти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, вкотором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Этовнешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеетопределенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанныхмежду собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органовгосударства означает внутреннюю сторону структурированности государственнойвласти.
5. Государственная власть имеет особыеканалы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право,законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет уиных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска ит. д.).
6. Государственная власть — всегдаавторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего — этонасилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет.
7. Государственная власть связана справом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право — самый эффективный регулятор общественных отношений.
Структуру государственной властисоставляют:
1. Субъект (государство в лице егоорганов);
2. Объект (подвластные, населениегосударства);
3. Властеотношения (отношения междусубъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизньсвою волю).
Государственная власть имеет своидостоинства и недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что онаспособна управлять обществом, вносить в него начала организованности иупорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качествгосударственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) ипрерогатива. Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однакопрерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ейгосударство может монополизировать все сферы управления обществом.Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что иявляется ее недостатком.
В отличие от других видов социальнойвласти государственная власть является:
-аппаратной (имеет механизм осуществления),
-суверенной (не зависит от иной власти),
-легитимной (опирается на закон).
Власть существовала и вдогосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть,которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она ненуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенностьпубличной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно вчиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которыхкомплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Безэтого физического воплощения государственная власть представляет собой лишьтень, воображение, пустую абстракцию.
2) Территориальная организация населения– это разделение населения по территориальному принципу. Государство всегдасвязано с определенной территорией, на которой проживает подвластное емунаселение. Выражением территориального принципа являетсяадминистративно-территориальное деление на такие административные регионы, какобласти, районы, города, а также определение пространственных пределов иустановление государственной границы.
В догосударственном обществепринадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным илипредполагаемым родством. Причем род часто не имел, строго определеннойтерритории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованномобществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение.На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеетстрого локализованную территорию, на которую распространяется его сувереннаявласть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждангосударства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, вкоторых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство. Стерриториальной организацией населения сопряжено не только возникновениегосударства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позицийпонятия «государство» и «страна» во многом совпадают.
В условияхгосударства появляется территориальное разделение жителей. Сама системагосударственной власти строится на основе соответствующегополитико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуетсягосударством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности поместу своего жительства. Иными словами, благодаря этому признакугосударственная власть может легко найти любого подданного и потребовать отнего выполнения своих общественных обязанностей.
3) Наличие аппарата принуждения, нарядус аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия,полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.
4) Государственная казна, ссуществованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичнойвластью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерахи в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственныекредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическуюдеятельность государства и обеспечивает его функционирование.
 
Проблемы международного признания государства
 
Акт признаниянового государства (в широком понимании этого термина) есть одновременно ипризнание его правительства, поскольку он неизбежно адресуется ему.
Другой случайнеобходимости признания правительства — приход к власти в существующемгосударстве нового правительства так называемым неконституционным путем.
В обоих случаяхпризнание означает, что признающее государство рассматривает иностранноеправительство как орган, самостоятельно осуществляющий власть на территорииданного государства и представляющий это государство в международныхотношениях. В конечном счете это ведет к нормализации взаимоотношений междузаинтересованными государствами в рамках международно-правовых предписаний.
Однако сменаправительства в существующем и признанном государстве так называемымнеконституционным путем, т.е. путем внутригосударственного переворота, будучи впринципе делом внутренней компетенции данного государства, тем не менее можетпородить существенные трудности в деле поддержания с ним межгосударственныхотношений. Поэтому история знает две формы признания таких правительств.
Признаниеправительств, будучи юридическим, международно-правовым актом, может даватьсякак признание де-юре, т.е. являться полным и окончательным, так и в качествепризнания де-факто, т.е. исходящего из фактической ситуации, которая, по мнениюпризнающего государства, способна измениться в силу непрочности илинедостаточной эффективности нового правительства в момент его признанияде-факто. Признание де-юре означает, следовательно, готовность поддерживать сгосударством в лице признаваемого правительства нормальныемеждународно-правовые отношения в полном объеме. Признание де-факто имеет, какправило, временный характер. Оно может быть либо взято обратно, либо перейти впризнание де-юре. Поэтому взаимоотношения с государством в лице егоправительства, признаваемого де-факто, поддерживаются лишь в ограниченных,взаимно согласованных сферах.
 
Основные функции современного государства
 
Функциигосударства — это основные направления деятельности государства, определяемыеего социальной сущностью и стоящими перед ним задачами. Функция всегданаправлена на реализацию стоящих перед государством задач и связана ссоциальной ролью государства, его местом в политической системе общества. Самосодержание функции, таким образом, непосредственно связано с реализацией задач,которые государство решает на том или ином этапе своего исторического развития.
В зависимости отразличных критериев, функции можно классифицировать на основные и не основные,постоянные и временные (осуществляемые в определенных условиях), внутренние ивнешние, а также на функции, выделяемые в зависимости от сфер общественной жизни,на которые воздействует государство (экономика, политика, культура, экология ит.д.).
К основнымфункциям относятся важнейшие, существенно значимые направления деятельностигосударства. Именно в них находят реализацию главные (приоритетные) цели и задачигосударства, проявляется его сущность и роль в политической системе общества.Как правило, основные функции наиболее устойчивы и стабильны.
Осуществлениевнутренних функций связано с решением внутригосударственных проблем. Внешниефункции государства затрагивают его внешнеполитическую деятельность, инымисловами, сферу межгосударственных взаимоотношений.
К внутреннимфункциям современного Российского государства относятся следующие.
Функция охраныправ и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка — этодеятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества,на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой«человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данноенаправление деятельности современного Российского государства должно бытьсвязано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, сукреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией,взяточничеством, криминалом.
Экономическаяфункция государства заключается в выработке и государственной координацииосновных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разныхэтапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьмаважна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическуюсферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если вусловиях административной системы управления экономика регулируетсяпреимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всегоэкономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию иисполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества,обеспечению равных условий для существования различных форм собственности,стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.
Функцияналогообложения выступает самостоятельной основной функцией современногоРоссийского государства, ибо налог все больше становится главным методом новойсистемы управления, универсальным регулятором, который используется не только вэкономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п.Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов,призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция ит.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другиенормативные акты в сфере налогового законодательства).
Функциясоциальной защиты есть направление деятельности государства, которое призванообеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенностьличности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, котораявыражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членамобщества, их социальной поддержке. Прежде всего, речь идет об обеспечениинормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различныхобъективных причин не может полноценно трудиться — инвалиды, пенсионеры,студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призваноподдерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт,связь и т.п.
Экологическаяфункция – это развивающееся направление деятельности современного Российскогогосударства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране.Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чегогосударство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себяобязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания,закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафуетнарушителей закона и т.д.
Культурнаяфункция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан,свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурнойжизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями.Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержкаразвития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовойинформации, науки, образования.
Внешние функциигосударства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечиваетполноправное существование государства в современном мире, который все большестановится взаимозависимым.
К внешнимотносятся следующие функции.
Функция обороныстраны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципеподдержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающеготребованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитетаи территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающихжизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страныпредполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонноймощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п.
Функциясодействия по обеспечению международного мира связана с деятельностьюРоссийского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращениюхимического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режиманераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулированиимежнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил РоссийскойФедерации в миротворческие операции.
Функциясотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельностисовременной России, направлена на установление и развитие экономических,политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармоничносочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобнаяфункция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему,международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связямии т.п.
Внешняядеятельность государств, в том числе и Российской Федерации, в современныхусловиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будетбазироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетомнациональных, социально-экономических, культурных и иных особенностей иинтересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

Заключение
 
На основаниивышеизложенного можно сделать заключение, что государство возникло не сразу, акак результат эволюции человека и его мышления, на основе влияния не толькообъективных, но и субъективных причин.
Появлениегосударства было объективной закономерностью, следствием всего предшествующегоразвития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного мира,общественного разделения труда, роста его производительности, возникновениясемьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатациисоплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д.
Однако все этифакторы не имели бы сейчас такого значения, если бы за всей этой чередойисторических событий не последовал раскол общества на антагонистические классы.Последние же были не просто большими группами людей, занимающимисамостоятельное место в системе общественного производства. Главное заключалосьв том, что, имея непримиримые в тех условиях интересы, ведя между собойяростную борьбу, они тем самым поставили под вопрос само существование цивилизации.
С точки зрения современныхпредставлений, государство должно выступать как властная система, организующаяобщество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно бытьцелостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном.Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или онойсоциальной общности.
Традиционно государство рассматриваетсякак общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственнаявласть.
В узком смысле термин«государство» служит для обозначения аппарата управления,выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркиваетструктурный характер организации государства, то есть наличие системыгосударственных органов, посредством которых осуществляется управлениеобществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным,так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющегопубличную власть.
В широком смысле государство можнорассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическоесообщество публично властными структурами и отношениями публично властногохарактера.
Данное определение характеризуетгосударство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает,что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления,аппарату чиновников. Государство — объединение множества людей, особаяполитическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовыхинститутов и соответствующих отношений.
Таким образом, государство в узкомсмысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смыслегосударство — качественно определенная модель политической организацииобщества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть,население, территория, армия и правоохранительные органы.
 

Списоклитературы
 
1.        КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993г
2.        МарченкоМ. Н. Теория государства и права. М., 1996.
3.        Введениев политологию: Учебник для вузов. Пугачев В.П., Соловьев А.И. – М.: АспектПресс, 2002
4.        Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990 г., с. 645.
5.        Маркс К… ЭнгельсФ. Соч. Т. 3., с. 63.
6.        Маркс К. ЭнгельсФ. Соч. Т. 22., с.200-201.
7.        Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39., с. 73.
8.        КоркуновН. М.Русское государственное право. — СП б., 1904 г. Т. 1., с. 27.
9.        Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. — М., 1908 г., с. 3—4.
10.     БарихинА.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. – М.: Книжный мир, 2006
11.     МатузовН.И. Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юрист, 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Эндемические заболевания, связанные с водой, гельминтные заболевания, передающиеся через воду
Реферат Разработать технологический процесс обработки детали "Вал" в условиях среднесерийного производства
Реферат Периоды развития видов
Реферат Материалы и исследования в области исторической лексикологии русского литературного языка
Реферат Искусство ранней классики Так называемый строгий штиль 490 - 450 гг до нэ
Реферат The Internet Should Be Taxed Essay Research
Реферат 30. 05- 06. 2011 г. Целевое повышение квалификации «Гуманистический птенциал православия и его роль в воспитании подрастающего поколения» Впериод с 30 мая по 4 июня 2011 г
Реферат Асширение применения сборных элементов зданий и сооружений, комплексной механизации всех строительно-монтажных процессов и применение поточной организации работ
Реферат Состояние и пути совершенствования организации финансов в аграрных формированиях на примере ОАО «Бахус» Елецкого района Липецкой области
Реферат Выработка конкурентной стратегии в ЗАО Фирма АТТО
Реферат Организация сквозного планирования местной работы на базе АСУ МР в пределах района управления
Реферат Aluminium
Реферат Художественные особенности романа Отцы и дети
Реферат А. В. Лагерев " " 2009 г. Материаловедение методические указания
Реферат Расчет отклонения напряжения на зажимах наиболее удаленных от источника нагрузки. Доза Фликера