Реферат по предмету "Педагогика"


Различные методы обучения и их роль в развитии младших

План Введение стр.2 I Сущность и содержание методов обучения стр.I.1 Понятие «Метод обучения». Метод как многомерное явление стр.I.2 Классификация методов обучения стр.I.3 Словесные методы обучения стр.I.4 Наглядные методы обучения стр.I.5 Практические методы обучения стр.I.6 Познавательные игры как метод обучения стр.31 I.7

Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся стр.I.8 Ситуационный метод стр.43 Глава II Роль методов обучения в развитии младших школьников стр.44 Вывод стр.49 Список литературы стр.60 Введение Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос — как учить выводит на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реали¬зовать намеченное содержание, наполнить обучение позна¬вательной деятельностью.

Метод — сердцевина учебного про¬цесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели — содер¬жание — методы — формы — средства обучения» является определяющей. Методы всегда связаны с закономерностями общественного развития и зави-сят от целей и задач, выдвинутых обществом, а также от содержания образования. Поиск новых методов, форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое.

И это понятно: в свобод¬ной школе, к ко-торой мы идем, каждый не только сможет, но и должен ра¬ботать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной лич¬ности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способ¬ной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести

за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. В школе особое место занимают такие методы обучения и формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема курсовой работы: «Различные методы обучения и их роль в развитии младших школьни-ков».

Цель работы: исследовать классификацию методов обучения и определить роль различных методов обучения в развитии младших школьников. Структура курсовой работы: работа логически состоит из введения, двух глав, вывода и списка использованной литературы. Глава I Сущность и содержание методов обучения I Понятие «Метод обучения» Метод как многомерное явление Понятие метода обучения является весьма сложным.

Од¬нако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. «Большинство авторов склонны считать метод обучения способом органи¬зации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положе-ние, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трак¬товке. Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь

к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной катего¬рии. «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимо¬связанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зре¬ния каждый метод обучения органически включает в себя обу¬чающую работу учителя

(изложение, объяснение нового мате¬риала) и организацию активной учебно-познавательной дея¬тельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремит¬ся стимулировать учебно-познавательную деятельность уча¬щихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному фор¬мулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь опре¬деляет его тему, проводит вступительную беседу, инструктиру¬ет учащихся к предстоящей учебной деятельности

(обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обу¬чающей работы учителя и организации учебно-познаватель¬ной деятельности учащихся по решению различных дидакти¬ческих задач, направленных на овладение изучаемым матери¬алом» .

Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, кото¬рый применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учи¬теля, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая

тренировка по со-вершенствованию отрабатывае¬мых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов. «Не менее сложным и вызывающим дискуссии является во¬прос о классификации методов обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба про¬тив методов схоластического обучения и зубрежки, процветав¬ших в старой школе, и предпринимались поиски таких мето¬дов, которые обеспечивали бы сознательное, активное

и твор¬ческое овладение знаниями учащимися. Именно в эти годы пе¬дагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обуче¬нии может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего метода обуче¬ния в школе признавался исследовательский метод, суть кото¬рого сводилась к тому, что учащиеся все должны были позна¬вать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений

и самостоятельно подходить к необходимым выводам. В 20-е годы предпринимались также попытки насаждения в школе так называемого метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма и который был заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация отдельных учебных пред¬метов и сведение всей учебной работы к так называемому «про¬ектированию» и «деланию» резко снижали качество общеобра¬зовательной подготовки учащихся. С тех пор в нашей педагоги¬ке утвердилось положение о том,

что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы» . «Метод обучения — сложное, многомерное, многокачес¬твенное образование. Если бы нам удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно ме¬няющий свою окраску. Именно такую конфигурацию пред¬лагают и высвечивают на экранах современные

ЭВМ при попытке наглядного моделирования метода. В методе обуче¬ния находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи произ-водным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической

реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы - обучение прогрес¬сирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигать¬ся вперед применяемые методы. В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть мето¬да обусловлена теми постоянными, незыблемыми положени¬ями, которые обязательно

присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и пра¬вил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, кон¬кретными условиями. Очень сложным, и не вполне еще раз¬решенным является вопрос о соотношении объективного и субъективного

в методе. Диапазон мнений по данному во¬просу очень широк: от признания метода чисто объектив¬ным образованием до полного отрицания объективных на¬чал и признания метода личным, а поэтому неповторимым произведением педагога. Истина, как всегда, находится между крайностями. Именно наличие в методе постоянной, общей для всех, объективной части позволяет дидактам разрабаты¬вать теорию методов, рекомендовать практике пути, являю¬щиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно

решать проблемы логического выбора, оптимизации мето¬дов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мас¬терство педагогов, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусст¬ва. В дореволюционных дидактических руководствах методу давалось такое определение: метод — искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану.

Но видеть в методе только искусство, это значит отрицать очевидное: успешно обучают не только мастера импровизации, но и суровые логики. Поэ¬тому справедливым будет и другое определение: метод - системы алгоритмизированных логических дей-ствий, кото¬рые обеспечивают достижение намеченной цели. Так чего же в нем все-таки больше — холодной логики или горячего учительского сердца, расче-та или импровизации? Пути Методические, Способы Инструменты

Средства Мастерство Источники Это отнюдь не праздный вопрос, от его правильного раз¬решения зависит обоснованность теорий и практики мето¬дов. Рассмотрим еще раз грани воображаемого кристалла и прочитаем надписи на них: запроектированные учи-телем цели учебно-воспитательной деятельности; пути, которые выбира¬ет педа-гог для достижения этих целей; способы сотрудничес¬тва, соответствующие поставленным задачам; содержание обучения в совокупности с конкретным учебным материалом; логика учебно-воспитательного процесса (законы,

законо¬мерности, принципы); источники информации; активность участников учебно-воспитательного процесса; мастерство учи¬теля; система приемов и средств обучения и многие другие существенные признаки (см. рис.). А еще метод — главный инструмент педагогической деятельности. Имен-но с его по¬мощью производится продукт обучения, осуществляется вза¬имодействие учителей и учащихся. Отсюда понятно, почему так сложно дать однозначное и полное определение метода.

Одной дефиницией, даже на¬илучшей, мы не в состоянии охватить и вы-разить всю полноту многомерного явления. Приходится использовать упрощен¬ные, не отражающие глубинной сущности и всех признаков метода, определе-ния» . I.II Классификация методов обучения «Как многомерное образование, метод обучения имеет много сторон. По каждой из них методы можно группиро¬вать в системы. В связи с этим появ-ляется множество клас¬сификаций методов, в которых последние объединяются на основе

одного или ряда общих признаков. Немаловажный вопрос, возникающий при этом, — насколько целесообраз¬на та или иная классифи-кация. Надуманные, искусственные построения лишь затемняют теорию методов, создают не¬нужные сложности для учителей. Лишь ту классификацию можно признать хорошей, которая согласуется с практикой обучения и служит основой для ее рационализации» . «Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система.

В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение — чрезвычайно подвиж¬ный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике примене¬ния методов. Рассмотрим сущность и особенности наиболее обосно¬ванных

классификаций методов обучения. 1. Традиционная классификация методов обучения, беру¬щая начало в древних философских и педагогических систе¬мах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник зна¬ний. Таких источников издавна известно, три: практика, на¬глядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним при¬соединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее

заявляет о себе мощный безбумажный источник информации — видео в сочетании с новейшими компьютер¬ными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с кни¬гой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет мо¬дификации (способы выражения). Метод Практиче-ский Наглядный Словесный Работа с книгой Видеоме-тод Опыты Упражнения Учебно-производи-тельный труд

Иллюстрация Демонстрация Наблюдения учащихся Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссия Диспут Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение со-ставление плана Конспектирование Просмотр Обучение Упражне-ния Контроль



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.