Реферат по предмету "Государство и право"


Политическое развитие Италии во второй половине ХХ века

МОУ «Красногорская средняя школа №7»
Реферат
 
Тема: Политическое развитие Италии    во второй половине XXвека.
 
Выполнила:
ученица 11-Л класса
Мартынова Анна Сергеевна.
 
Руководитель:
Казакова Наталья Борисовна.
Красногорск
2004 год    


Содержание.
 
Введение
 
Глава1. 1949-1963 годы.
  1.1.Переход к республике………………………………………………..….4
  1.2.ХДП у власти………………………………………………………….....8
 
Глава2. 1963-1976 годы.
  2.1.«Левый центр»……………………………………………………….....12
  2.2.Политический экстремизм  и терроризм……………………………...14
 
Глава3. 1976 – 1979 годы.
  3.1. «Национальная солидарность»…………………………………….....17
 
Глава4. 1980-2000 годы.
  4.1.Италия в 80-е гг. …………………………………………………....….19
  4.2.Италия в 90-е гг. …………………………………………………….....21
 
Заключение
Список использованной литературы………………………………………..29

Введение.
 
Во второй половине XXвека страны Запада преодолевают опустошительные последствия мировой войны,встают на путь стремительного экономического роста в эпоху научно-техническойреволюции, оказываются втянуты в сложные социальные, политические, духовныепроцессы формирования и распада «общества потребления». Конец столетия былсопряжен с «неоконсервативной революцией» и постепенным переходом ведущих странмира на особую стадию развития – складывание основ информационного общества.
Особенно интересным для автора данногореферата было развития стран бывшего фашистского лагеря, в число которых входити Италия. Политическая жизнь этой страны на протяжении второй половины ХХ векабыла очень бурной и нестабильной, и именно поэтому она представляет интерес дляавтора реферата.
Реферат имеет следующую структуру.
Глава 1 посвящена послевоенному времени,которое было наиболее тяжелым для страны. Постепенно осуществлялся переход креспублике, а у власти оказалась Христианско-демократическая партия (ХДП),сыгравшая важную роль в антифашистском Сопротивлении.
В главе 2 раскрывается такое понятие, как«левый центр» — стратегия ХДП, выбранная с целью укрепить свои позиции вобществе. Также рассказывается о политическом экстремизме и терроризме,возникших из-за активизации неофашистских организаций в ответ на экономическиетрудности и безработицу.
В главе 3 рассказывается о политике«национальной солидарности», а также о проблемах, возникших в Италии послемирового экономического кризиса 1974-1975 гг., и путях их решения.
Последняя, 4-ая глава посвященаполитической жизни Италии в 80-х и 90-х годах, которая  характеризоваласьсохранением политической нестабильности. В парламенте страны по-прежнемуотсутствовало абсолютное большинство, продолжалась практика коалиционныхпарламентских и правительственных формирований, а острые политические кризисызаканчивались умеренными компромиссными результатами.

Глава1. 1949-1963 годы.
1.1. Переход к республике.
Поражение Италии во Второй мировой войненанесло итальянцам большую моральную травму. Страна находилась в состояниихаоса. Послевоенная ситуация осложнялась тем, что страна потеряла одну третьнационального богатства, 330 тысяч погибли и 85 тысяч были ранены. По окончаниивойны остро ощущался недостаток продуктов питания, процветала спекуляция ичерный рынок. Инфляция приобрела огромные размеры, безработица охватила 2 млнчеловек. Территория страны была оккупирована англо-американскими войсками.Такой ценой заплатила Италия за участие в войне.
Вместе с тем итальянцы приобрели опытборьбы с фашизмом, а характер и традиции движения Сопротивления наложили свойотпечаток на развитие демократии первых послевоенных лет. Партии рабочегокласса, игравшие ведущую роль в антифашистском Сопротивлении, стали массовыми  (компартиянасчитывала свыше 1,5 млн членов, социалистическая партия – 0,7 млн) и имелибольшой политический вес. Между левым и правым полюсами, в центре политическойшкалы находилась еще одна массовая партия (свыше 1 млн человек), имевшаязаслуги в Сопротивлении – Христианско-демократическая партия (ХДП)1.
С учетом традиций Сопротивлениянаметилось сотрудничество этих партий и в первые послевоенные годы, хотяпрактически всем было понятно, что бороться с фашизмом с оружием в руках легче,чем договориться о создании нового итальянского общества. Итальянцы успелиотвыкнуть от буржуазно-либеральной демократии, попранной фашистским режимомМуссолини. Кипели политические страсти, шли поиски ответа на вопрос, какой бытьИталии и какими станут новые пути ее развития. Наибольшего накала приобрелаборьба вокруг вопроса о форме правления в стране. В мае 1946 года король ВикторЭммануил III предпринял маневр – отрекся от престола в пользусвоего сына принца Умберто II, прозванного итальянцами «майским королем».
С крахом фашизма изменилось отношениеитальянцев к монархии, прежде положительное, а по окончании войны негативноеиз-за поддержки, оказанной монархией фашистскому режиму Муссолини. В обществекрепли республиканские настроения, но было достаточно сторонников и у монархии,особенно среди либералов, части христианских демократов и, конечно, монархистов.В июне 1946 года состоялся референдум о форме государственного правления,который отличался исключительно высоким процентом голосовавших, в том числевпервые участвовавших в голосовании
/>

1ХДП была основана в 1943 г. На базе католическойНародной партии «Полари», созданной  в 1919 г. Термин «христианская демократия»принадлежал итальянскому священнику дону Луиджи Стурцо, основателю Народнойпартии. Текст программы ХДП был опубликован 25 июля 1943 г. в день паденияМуссолини.
женщин. За установление республики былоподано на 2 млн голосов больше. «Майский король» Умберто IIобъявил подсчет голосов неверным и отказался покинуть страну. В ответ на этосостоялись грандиозные демонстрации протеста, правительство подтвердилоправильность результатов референдума, и Умберто II, пробывшемуна троне около месяца, не оставалось ничего иного, как признать волюбольшинства и навсегда покинуть родину. Италия стала республикой.
Одновременно с референдумом прошли выборыв Учредительное собрание, по их результатам лидер ХДП Альчиде Де Гаспери сталпремьер-министром. Де Гаспери (1881 – 1945) – один из общественных деятелейИталии, обладавших в то время несомненными качествами общенациональногополитического лидера. Он был высокообразованным человеком, антифашистом, егодеятельность и богатый жизненный опыт позволили ему стать видной фигурой вкатолическом движении и приобрести решающий авторитет главы христианскихдемократов. В соответствии с антифашистским духом Сопротивления Де Гаспери,сторонник межклассового характера ХДП и консенсуса с другими ведущими партиями,сформировал коалиционное правительство из представителей различных партий, втом числе социалистов и коммунистов. Пост заместителя председателя Советаминистров и министра юстиции получил генеральный секретарь массовой в то времякомпартии Пальмиро Тольятти, популярный и авторитетный политический деятель2.
Конституция 1 января 1948 года.
Избранное одновременно с референдумомУчредительное собрание, 80% участников которого составлялидепутаты-антифашисты, приступило к выработке конституции. Депутатампотребовалось на это 272 дня, утвержденная ими в декабре 1947 г. новаяконституция вступила в силу 1 января 1948 г. В результате послевоеннойрасстановки политических сил конституция Италия стала одной из самыхдемократических конституций развитых стран. Согласно положениям конституции вИталии запрещалось восстановление в какой бы то ни было форме распущеннойфашистской партии, а лицам, занимавшим при фашизме ответственные посты, втечение пяти лет после принятия конституции запрещалось голосовать и бытьизбранными в органы государственной власти. Отменялись дворянские титулы,членам и потомкам Савойской династии запрещалось пребывание на территориистраны, а их собственность переходила к государству. Первые статьи конституциисодержали основные государственные принципы – провозглашение Италиидемократической республикой, основанной на труде, и признание неотъемлемых правчеловека и их гарантии.
К таким правам относились, в частности, права на общественное достоинство, на нерушимость свободы личности и равенствовсех  перед законом.
/>

 2 Когда в июле 1948г. состоялось покушение на Тольятти (среди бела дня в него стрелял молодойсицилиец), то развернувшаяся в знак протеста небывалая по размаху всеобщаязабастовка охватила почти 7 млн человек.
Провозглашался отказ от войны «как орудияпосягательства на свободу других народов и как способа разрешения международныхконфликтов». За всеми гражданами признавалось право на труд и поощрение«условий, которые делают это право реальным».
Вводился принцип равной оплаты за равныйтруд, право на еженедельный отдых и ежегодный оплачиваемый отдых, на социальноеобеспечение. Признавалась свобода профсоюзов и право на стачку.
По конституции устанавливались два видасобственности – государственная и частная. В отдельных случаях, предусмотренныхзаконом, определялось, что «частная собственность может быть отчуждаема вобщественных интересах при условии вознаграждения за убытки», по закону такжепредусматривалось установление предельных размеров земельной собственности.
Часть II конституцииопределяла регламент органов государственной власти на основе принципаразделения властей. Глава государства – президент избирается парламентом на 7лет из числа граждан, достигших 50-летнего возраста. Президент обладаетширокими полномочиями: назначает председателя Совета министров, а также пятьпожизненных сенаторов из граждан, прославивших родину выдающимися заслугами;направляет в парламент правительственные законопроекты, распускает парламент,назначает референдум, издает декреты, имеющие силу закона, является главнокомандующимвооруженными силами и объявляет по решению парламента состояние войны.Правительство состоит из председателя и министров, назначаемых президентом попредложению председателя, и подконтрольно парламенту. Парламент состоит изпалаты депутатов и Сената республики, имеющих равные законодательные функции иизбираемых всеобщим прямым голосованием на 5 лет на основе пропорциональногопринципа. Помимо парламента, право участвовать в законодательном процессе имеетитальянский народ. Конституция предусматривает народную инициативу в формереферендумов – петиционных (внесение законопроектов от имени 50 тысячизбирателей) и отлагательных («народное вето» на отмену закона от лица 500тысяч избирателей).
Устойчивое влияние конфессиональнойтрадиции в стране придавало большое значение вопросу о взаимоотношениях церквии государства. Статья 7 определяла, что «государство и католическая церковьнезависимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере», их отношениябазируются на Латеранских договорах 1929 г. (согласно которым церковь сохраняетвлияние на область семейного законодательства и школьного образования). Такаяформулировка означала определенный компромисс между левыми партиями ихристианскими демократами. Конституция 1948 г. установила административно-территориальноеделение страны на 20 областей, 93 провинции и около 8 тысяч общин.
Важным политическим событием первыхпослевоенных лет стало подписание в феврале1947 г. в Париже мирного договорасоюзников с Италией. Согласно договору в Италии распускались фашистскиеорганизации, определялись границы, подтверждалось наказание военныхпреступников, выводились оккупационные войска, запрещалось размещение военныхбаз на итальянской территории, определялись репарации в пользу СССР (100 млндолл.), Югославии (125 млн долл.), Греции (105 млн долл.), Албании (5 млндолл.) и Эфиопии (25 млн долл.). Италия отказывалась от своих колоний иуступала в пользу Югославии часть Хорватии, возвращала Греции Додеканесскиеострова (Южные Спорады) в Эгейском море. Триест, находившийся под контролемангло-американских военных властей, становился свободным городом под контролемООН (спустя 7 лет, в 1954 г. по соглашению с Югославией и союзниками Триестбыл  передан Италии). К концу 1947 г. англо-американские войска и их военнаяадминистрация покинули итальянскую территорию. Мирный договор предоставилИталии право содержать собственные вооруженные силы, необходимые для обороны, численностью250 тыс. солдат и офицеров. Личный состав ВМС и ВВС ограничивался по 25 тыс.человек. Италии запрещалось иметь подводные лодки, авианосцы и торпедныекатера.
В социально-экономическом плане передИталией стояла актуальная и сложная задача – восстановить разрушенное войнойнародное хозяйство, переведя его на мирное производство, произвести демобилизациюи трудоустроить демобилизованных. С этой целью в июне 1948 года было подписаноамерикано-итальянское соглашение о предоставлении Италии помощи по плануМаршалла сроком на 2 года. Общий объем поставок (продукты питания ипромышленное оборудование) по плану Маршалла составил 1,5 млрд. долларов. В тоже время политическая цена американской помощи – это нажим на премьера ДеГаспери для устранения из правительства представителей левых партий. Всем былопонятно, что из-за разницы в конечных целях партий, входивших в правительство,сотрудничество между ними не могло продолжаться долго. Однако именно нажимизвне ускорил распад этого сотрудничества, хотя поводом к этому послужиливнутренние события: в 1947 году банда мафиози стреляла в участниковпервомайской демонстрации рабочих на Сицилии. Это вызвало кризис и роспускправительства. В состав нового правительства Де Гаспери коммунисты и социалистывключены не были. Лидер социалистов Пьетро Ненни с горечью отмечал, что чемдальше, тем больше итальянские внутренние дела будут зависеть от внешнихфакторов – Ватикана и Соединенных Штатов. Заместителем премьер-министра былназначен Джузеппе Сарагат, лидер правого крыла социалистов, вышедший со своимисторонниками из состава социалистической партии и возглавивший социал-демократическуюпартию (ИСДП), выступавшую против сотрудничества с коммунистами.Антикоммунистическую линию поддержал Ватикан, издавший декрет об отлучениикоммунистов от церкви.
В первые послевоенные годы организационнооформилось неофашистское движение. Несмотря на то, что итальянский фашизмпотерпел сокрушительное поражение и по новой конституции запрещалосьвосстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии,определенные группы итальянского общества сохранили симпатии к фашизму и воспринималиего крах с сожалением. К числу сторонников фашизма относились некоторыемонополисты, военные и чиновники (занимавшие, как правило, высокое положение вгоды диктатуры Муссолини), часть мелкой буржуазии. В декабре 1946 года былаоснована неофашистская партия Итальянское социальное движение (ИСД). Еевозглавил Дж. Альмиранте, а затем А. Микелини. Программа  ИСД содержала положения обустановлении фашистской корпоративной системы, о социальной защите граждан, обантимарксизме, об активной «имперской» внешней политике. Иногда среди членовпартии возникали тактические разногласия, приводившие к фракционной борьбе, нов целом ИСД держала курс на легальную политическую деятельность и консолидациюнеофашистов с праворадикальными либерально-монархическими кругами.  Витальянском истеблишменте ИСД относилась к числу малых партий, электораткоторых на парламентских выборах обычно не превышал 6 %.
Весной 1948 года состоялись выборы впарламент. Шла большая политическая игра. Неофашисты набрали всего 2% голосов.За блок коммунистов и социалистов проголосовала 1/3 избирателей, а христианскиедемократы победили с блеском, набрав почти половину голосов и став крупнейшей игосподствующей партией в парламенте. Де Гаспери, оказавшийся в зените славы иуспеха, сформировал свое пятое правительство, большинство членов которогопринадлежали к ХДП. Началась эра правления ХДП.
1.2. ХДП у власти
Получив руководящие позиции вполитической области, христианские демократы возглавили процесс восстановленияэкономики. Основу для этого заложила финансовая помощь США, в том числе поплану Маршалла, на реализацию которого на рубеже 40-50-х гг. было ассигновано3,2 млрд. долларов. Кроме того, для восстановления и дальнейшего развитияэкономики использовались различные средства, главным из которых сталигосударственно-монополистическое регулирование в форме государственногосектора, государственное финансирование и кредитование, хозяйственныйпротекционизм. Мощные инвестиции в экономику сделали крупнейшие итальянскиемонополисты-олигархи Аньелли, Пирелли, Орландо, Пезенти, Мардзотто, Феруцци идругие. Низкие цены мирового рынка на сырье и энергоносители, использование впроизводстве достижений научно-технической революции, сдерживание ростазарплаты и участие Италии в европейской экономической интеграции (в 1957 годуИталия вступила в Общий рынок) дополнили формирование условий не только длявосстановления экономик, но и для небывалого экономического взлета, названного«итальянским экономическим чудом». В 50-е – начале 60-х гг. высокие темпы ростаэкономики привели к увеличению национального дохода Италии почти вдвое.Сложился сильный государственный сектор, охвативший инфраструктуру и базисные,стратегически важные отрасли хозяйства. Руководящую роль в госсекторе игралИнститут промышленной реконструкции (ИРИ) – государственный холдинг, созданныйеще в 1933 году и ставший в послевоенное время крупнейшим хозяйственнымкомплексом. Мощный государственный сектор, а также крупный частный сектор вовзаимодействии со средним и малым бизнесом осуществляли структурную перестройкуэкономики в условиях практического отсутствия полезных ископаемых. Италия нескупилась на покупку передовых импортных патентов в области техники.Экспортируя за пределы страны «лишние» рабочие руки, страна в больших масштабахполучала «встречный поток» иностранных инвестиций из стран ЕС и США.Интенсивные приток  зарубежных инвестиций способствовал быстрому ростуитальянской экономики. В то же время крупные национальные предприниматели восновном за счет субподрядов и кооперации смогли включить в системумонополистического производства многочисленный мелкий бизнес. Кроме того, из-занизких издержек на рабочую силу широко использовался (и используется до сихпор) потенциал «теневой экономики». При этом одной из негативных сторонсуществования «теневой экономики» стало внедрение в ее структуру преступногобизнеса мафии.
Таким образом, экономический курс ХДП,базировавшийся на так называемой «политике роста», стимулируемые низкимииздержками производства при благоприятной внешней конъюнктуре, позволилдобиться устойчивых высоких показателей в ходе ускоренной индустриализации. ВИталии на протяжении 50 – 60-х гг. складывалась модель развития, характернаядля стран Южной Европы, т.е. модель ускоренного «догоняющего» развития. При этом«итальянский вариант» был ближе к развитым странам Запада, чем другиегосударства южноевропейской периферии. Качественным следствием быстрогоэкономического роста стало превращение Италии в индустриальную державу,побежденная страна вошла в семерку лидирующих государств.
Экономические перемены привели кполитическим и социальным сдвигам, изменились потребительские стандарты,жизненный уклад и мышление итальянцев. При этом цена «экономического чуда»означала неравномерность и цикличность экономического развития, зависимость отиностранных капиталовложений и импортных технологий, отставание сельскогохозяйства, миграцию сельского населения в города и, следовательно, увеличениебезработицы, обострение жилищной и транспортной проблем, медленный рост зарплаты.Особенно серьезной оставалась проблема Юга.
Региональная отсталость Юга (шести южныхобластей и островов Сицилии и Сардинии) исторически являлась болевой точкойИталии, была результатом диспропорции в размещении производительных сил. Вначале 50-х гг. доля южных районов в сельском хозяйстве страны составляла33,2%, промышленности – 15,1%. Значительно более низкой, чем на Севере, былапроизводительность труда. Вместе с тем глубина проблемы состояла не только вэкономической отсталости, но и в ее значительном влиянии на социальную иполитическую области. В районе Юга, занимающего 43% территории страны,проживало свыше 1/3 населения Италии, а доход на душу населения составлял в50-е гг. около половины от уровня остальной части страны. Уровень безработицы вюжных районах был в два раза выше, чем в северных. Представляя собой  районогромного аграрного перенаселения, безработицы и нищеты, откуда эмигрировали назаработки в северные области страны и за рубеж сотни тысяч человек (80% отобщего числа итальянских эмигрантов), Юг получал из государственного бюджетавдвое больше, чем давал. Исторически сложившаяся слаборазвитость Юга,социальная и культурная отсталость населения, преступное влияние мафии на всестороны жизни препятствовали общему экономическому росту страны.
С созданием в 1950 г. Кассы Юга –государственного фонда специального долговременного финансирования отсталыхрайонов началась широкая и постоянная государственная политика развития Юга.Дополнительным источником стало финансирование хозяйства южных областей черезсмешанные предприятия.
В правительственной политикесформировалось два основных подхода к решению этой проблемы. Сначала в основупрактического курса была положена концепция о формировании предпосылок самостоятельногоразвития экономики Юга. Поэтому значительные инвестиции направлялись сюда дляразвития сельского хозяйства, инфраструктуры, а затем и промышленности. Черезнесколько лет выявились слабые стороны концепции «автономности», она былапересмотрена, и в 1956г. принимается идея, выраженная в «плане Ванони» (один изфункционеров ХДП). Смысл ее сводился к ускорению развития экономики Югапосредством ее включения в общую экономическую систему Италии. Практическоевоплощение этой идеи в жизнь в 60-70-е гг. осуществил «левый центр».  
Финансовый поток, составивший в 70-е гг.около 50% всех государственных инвестиций, позволил создать в южных областяхтакие отрасли тяжелой индустрии, как металлургия и машиностроение. Юг превратилсяиз аграрного в индустриально-аграрный. Вместе с тем рядом с развитыми областямипродолжали соседствовать зоны упадка.
Поскольку развитие Юга осуществлялось засчет средств, поступающих с Севера, то более сильный партнер диктовал своиусловия игры, сохранялась модель зависимого развития южных районов. Югразвивался в интересах Севера. Современники констатировали, что итальянцев –южан «не покидает ощущение, что все и всегда решается вне Юга, за спиной егонаселения и местных государственных институтов».
Огромные финансовые затраты на «южнуюполитику»  за 40 лет принесли довольно скромные результаты. Разрыв в уровнежизни населения удалось сократить лишь на 10%, многие семьи продолжаютсуществовать за счет денежных переводов эмигрировавших родственников. Высокиетемпы прироста населения не позволяют решить проблему занятости. Трудностипреодоления  исторически сложившегося территориального дуализма сопряжены еще ис тем, что перераспределение  капиталовложений с Севера на Юг не можетвозрастать бесконечно, Северу самому нужны средства. В силу этогообстоятельства сокращение разрыва между Севером и Югом в обозримые историческиесроки представляется проблематичным.
С Югом была связана еще одна проблема –аграрная. Поэтому важнейшей мерой правительства ХДП стала аграрная реформа,которой предшествовало небывалое по размаху движение крестьян и арендаторов зазахват пустующих земель крупных землевладельцев. Под нажимом массового движенияправительство христианских демократов в соответствии со статьей 44 конституциив 1950 г. приняло закон  об аграрной реформе, в основу которого был положенпроект министра сельского и лесного хозяйства А. Сеньи. По закону около 8 тыс.крупных землевладельцев должны были продать государству излишки своей земли. В созданный таким образом фонд поступили также земельные участки некоторых крупных  компаний и государственные земли. В дальнейшем земля из этого фондапутем жеребьевки продавалась нуждавшимся крестьянам в рассрочку на 30 лет. Ихотя аграрная реформа не смогла удовлетворить всех безземельных и малоземельныхкрестьян, все же немалая их часть (около 200 тыс.) улучшила свое положение.   
Внешнеполитический курс христианскихдемократов строился на приоритете ценностей западной цивилизации и былориентирован на США. Италия участвовала в создании НАТО, на ее территории былиразмещены воинские формирования и штабы НАТО. Итальянское правительствоподписало с США соглашение  «о взаимной помощи в целях обороны», по которомуамериканская сторона  поставляла в Италию вооружение, а итальянская сторонапередала в пользование США базы ВМС и ВВС. С критикой проамериканскоговнешнеполитического курса ХДП выступала левая оппозиция, главным образомсоциалисты и коммунисты.
ХДП, занимавшая в политическомистеблишменте Италии центристскую позицию, сочетала  в своем правительственномкурсе как элементы социального консерватизма, так и меры социальногоманеврирования. Под напором массовых выступлений ХДП иногда шла на уступкитрудящимся в вопросах, касавшихся социальной сферы.  В то же время в рядеслучаев ответом правительства на эти выступления становились  расправы  с демонстрантамии репрессии, в которых особенно усердствовали отряды моторизованной  полиции(челере). Это способствовало  накоплению оппозиционного  потенциала. Наочередных парламентских выборах в 1953г. ХДП не смогла преодолеть  50%-ныйрубеж. Де Гаспери ушел в отставку и через год умер. Уход  Де Гаспери не мог несказаться на политической линии этой партии. К власти рвались другие люди. ВХДП ослабло влияние правого крыла (гасперистов) и  усилилось левое течение, предложившее коалицию с социалистами. Однако в целом возобладала центристскаяфракция во главе с политическим секретарем ХДП Аминторе Фанфани, неоднократноформировавшем правительства в 50-е, 60-е и 80-е гг.  
Глава 2. 1963-1976 годы.
2.1.«Левый центр».
Весомые успехи в развитии народногохозяйства в период «экономического чуда» 50-х – начала 60-х гг., а такжепреобладающее влияние ХДП в политической жизни обусловили пересмотрполитического курса других партий Италии, в первую очередь ее левых партий –ИСП и ИКР. Руководство ИСП во главе с Пьетро Ненни эволюционировало вправо:отказавшись от статуса оппозиционной партии, оно взяло курс на приход к властии прекратило сотрудничество с коммунистами. Компартия приняла стратегию«итальянского пути к социализму»,  означавшего активную массовую борьбу противмонополий, привлечение на свою сторону всех антимонополистических сил ипостепенный, мирный переход к социализму. ХДП учитывала большой вес левыхпартий в обществе и рост их электората. Намереваясь «приручить» стремившуюся квласти ИСП и использовать поддержку со стороны социал-демократов (ИСДП), ХДПнаметила сближение с ними – стратегию «левого центра» с целью укрепить своипозиции в обществе. Левоцентризм предполагал не только сотрудничество ХДП слевыми партиями в парламенте и правительстве, но и принятие христианскимидемократами некоторых требований левых партий (кроме компартии). Стратегиялевого центра как союз со «светскими» партиями была рассчитана христианскимидемократами на длительную перспективу. Тем более что  папа римский Иоанн XXIII,сменивший умершего реакционера Пия XII (1958), фактически не препятствовал утверждению новойстратегии христианских демократов. В энциклике Иоанна XXIII «Пацем интеррис» («Мир на земле») содержались призывы к миру и сотрудничеству различных политическихтечений. В обострившейся между обновленцами и консерваторами борьбе по проблемеприспособления церкви к настроениям масс обновленцы одержали верх. Этопродемонстрировали решения Вселенского собора («детища» Иоанна XXIII),первая сессия состоялась осенью 1962 г., вторая – через год.
В свою очередь, частые правительственныекризисы означали, что «эра» монопольного правления ХДП подходила к концу. В1962г. съезд ХДР утвердил стратегию левого центра, и христианский демократ А.Фанфани сделал первую попытку ее реализации, сформировав правительство изпредставителей ХДП, социал-демократов и республиканцев. С 1963 г. влевоцентристских правительствах стала участвовать Итальянская социалистическаяпартия. Во главе этих правительств в 1963-1968 и 1974-1976 гг. стоял известныйитальянский политический деятель Альдо Моро, христианский демократ, сторонниксотрудничества с левыми партиями, человек твердых моральных принципов, незамешанный ни в одном грязном скандале. А. Моро (1916-1978) закончилуниверситет по специальности 2юриспруденция», стал доктором по философии права,участвовал в войне. Глубоко верующий человек Моро работал в молодежнойфедерации университетских католиков, затем в ХДП. Рано начав политическуюкарьеру, во многом благодаря своему высокому интеллектуальному потенциалу итаким качествам, как настойчивость, терпение, гибкость и корректность, он сталполитиком крупного масштаба, партийным лидером уровня Де Гаспери. Заслугой Мороследует признать смену стратегии ХДП: от центризма при Де Гаспери к левоцентризмупри Моро. Понимая, что в силу значительного авторитета у итальянцев левыхпартий, в том числе коммунистов, без их участия невозможно  решить никакихболее или менее крупных общенациональных задач, Альдо Моро, несмотря наоткрытое сопротивление консервативной части ХДП, стал сторонникомсотрудничества не только с социалистами, но и с коммунистами. Оставаясь приэтом патриотом христианской демократии, он был убежден, что ХДП ни при какихусловиях не должна терять своей политической гегемонии.   
Правительство левого центра осуществилоряд реформ. В 1962 году была национализирована важная отрасль экономики –электроэнергетическая промышленность. В результате создавалось сильноегосударственное «Национальное объединение электроэнергетической промышленности».Крупные частные компании, чья собственность подлежала национализации, получилиот государства солидную компенсацию и смогли инвестировать полученные средствав другие отрасли. В 1965 году вводилось обязательное для госсекторапрограммирование, с 1967 начал действовать национальный пятилетний план. Приэтом директивы государственных планов не были обязательными для частногосектора. Реформа системы образования распространяла конституционный принцип обесплатном и обязательном обучении учащихся на учеников неполной средней школыв возрасте до 14 лет. Весьма результативными оказались завоевания рабочих. Онидобились повышения заработной платы, ликвидировались зональные различия вуровне зарплаты, вводилась 40-часовая рабочая неделя в промышленности, расширялисьправа профсоюзов, улучшалось пенсионное обеспечение.
В то же время левый центр столкнулся всвоей        деятельности с ухудшением экономической ситуации: время«экономического чуда» истекло, темпы роста итальянской экономики замедлились,упав в середине 60-х гг. до кризисной отметки, а в 1974-1975 гг. Италияоказалась в тисках мирового экономического кризиса. Особую остроту приобрелонесоответствие структуры и механизма воспроизводства и распределениянационального дохода, увеличились трудности снабжения экономики из-за ростамировых цен на сырье и топливо. Усиление активности профсоюзов и рост стачечнойборьбы изменили социально-экономическую обстановку в стране. Экономическиетрудности проявились в отраслевых, структурных и циклических кризисах различнойглубины и продолжительности, в расстройстве торгового и платежного балансов идефиците госбюджета.
Кризисные потрясения ставилиправительство и предпринимательские круги перед необходимостью сменыэкономической стратегии, вынуждали их заимствовать передовые методымодернизации у более развитых стран Запада. Элита итальянского бизнесастремилась сохранить страну в числе семи развитых мировых держав. В то же времямодель экстенсивного развития экономики Италии еще не исчерпала полностью свойпотенциал, поэтому с середины 70-х гг. на повестку дня встала задачапостепенного вытеснения экстенсивного пути новыми, высокотехнологичнымипроцессами. Поскольку быстрый разрыв с прежней экономической моделью былневозможен, то обозначившееся перспективное  переплетение старого и новогокурсов нарушало поступательный ритм развития итальянской экономики, приводило кзамедлению темпов ее роста, к чередованию скачков и топтания на месте.Итальянская экономика, не осуществив внутренней перестройки, оказалась в 70-егг. (и находится по этой причине до сих пор) в неблагоприятном положении намировом рынке. Неравномерность экономического развития негативно отражалась натрудовых отношениях и социальной сфере.
Сокращение занятости и непрекращавшийсярост стоимости жизни вызвали подъем социального протеста. Особенностьюзабастовочной борьбы во второй половине 60-х и 70-е гг. стал массовый характердействий при высокой активности трудящихся и втягивании в борьбу новых слоев,помимо рабочих, — студентов, служащих, чиновников, учителей, врачей,пенсионеров, занимавших ранее пассивную позицию. Забастовочная борьбаитальянцев за улучшение условий труда и жизни была интенсивнее и масштабнее,чем в других странах капиталистического мира. В 1968 г. произошёл бурныйвсплеск студенческой борьбы не только за реформу университетов, но и подантикапиталистическими лозунгами. Студентов поддержали профсоюзы и компартия. В1968 и 1969 гг. состоялись две крупнейшие общенациональные забастовки запроведение пенсионной реформы и решение жилищной проблемы. Правительство пошлона уступки, выделив значительные средства на строительство «народных квартир».«Жаркой осенью» 1969 г., выступая за более благоприятные условия новыхколлективных договоров, бастовали несколько миллионов человек. В результате вмае 1970 г. был принят Статут прав трудящихся, оформивший положение профсоюзовна предприятии и ограничивший возможность предпринимателей на увольнениерабочих. В 1974 году конституционный суд Италии был вынужден признатьзаконность  забастовок с социально-политическими требованиями. Достижениязабастовочной борьбы вызвали рост рядов профсоюзов и увеличение их влияния. С1969г. практика встреч и переговоров между профсоюзами и правительствомстановится постоянной. 
В 1970г. левые силы добились успеха впринятии закона, разрешавшего развод, а в 1974 г. на референдуме по этомувопросу отстояли законность разводов, в то время как церковь считала бракнерасторжимым. Таким образом, правительство левого центра шло на существенныеуступки, выполняя основные требования забастовщиков.
 
2.2. Политический экстремизм  и терроризм.
Уступки левого центра трудящимся,особенно после «жаркой осени» 1969 года, экономические трудности,маргинализация и безработица вызвали ответную реакцию праворадикальнойоппозиции. Активизировались неофашистские группировки и организации,численность которых увеличилась до 30.  Крупнейшими из них  стали «Новыйпорядок», «Национальный авангард» и особенно «Национальный фронт», которыйвозглавлял князь Ю.В. Боргезе – бывший фашистский военный преступник, имевшийсвязи с крупными финансистами, жестокий, безжалостный и фанатичный человек,прозванный «чёрным князем». Увеличилось число неофашистских террористическихакций (взрывов, нападений на активистов и помещения левых организаций) всоответствии с «графиком», разработанным на собрании в г. Падуя (1969г.). Целью ультраправого («чёрного») терроризма  стало создание такой обстановки в стране,при которой возможен государственный переворот или, как минимум, «наведениепорядка». Курс ультраправых назывался «стратегией напряжённости», началомкоторой можно считать взрыв бомбы в здании Сельскохозяйственного банка в Миланена площади Фонтана в декабре 1969 года (16 человек убитых и около 100 раненых).Площадь Фонтана символически стала сигналом национального бедствия –терроризма. После этой трагедии наиболее крупными террористическими актамистали столкновения неофашистов с полицией и войсками и баррикадные бои,продолжавшиеся несколько месяцев в г. Реджио-ди-Калабрия в 1970 – 1971гг.;разгром помещений всех политических партий в г. Аквила в марте 1971г.;раскрытие заговора «Национального фронта» Боргезе против республики, взрывбомбы во время митинга в Бреше в мае 1974года, при котором погибло 8 человек, взрывпоезда близ Болоньи в августе 1974года, стоивший жизни 12 пассажирам.
Во главе неофашистского движения оставаласьпартия ИСД, численность которой возросла в первой половине 70-х годов до 400тыс. человек. В этот период неофашисты успешно выступали и на выборах.Например, в 1972 году они смогли получить 56 мест (из 630) в палате депутатов и26 мест (из 315) в сенате итальянского парламента. Рассчитывая нареспектабельных обывателей (так называемый «фашизм в двубортном пиджаке»), ИСДобъединилась с остатками монархистов, завоевав на определённое время положениечетвёртой по значению партии страны, которая с 1973г. стала называться «Итальянское  социальное движение – Национальные правые силы» ИСД – НПС),руководителем которой вновь избирается  Джорджо Альмиранте.
 Успеху ИСД способствовала поддержкачасти мелкой и средней буржуазии Севера, недовольной ростом  массового рабочегодвижения. Однако подлинную массовую базу  ИСД приобрела в начале 70-х гг. средижителей городских поместий, люмпен-пролетариата, маргинальных слоёв Юга, где в1972 году за неё голосовало около 1\3 избирателей. Успехи  неофашистов связывалисьне в последнюю очередь  и с расширением финансового потока из национальных изарубежных  источников в их адрес. Помимо мелкого бизнеса, неофашистскиеорганизации спонсировались крупными итальянскими предпринимателями (Пезенти,Монти и др.). Часть средств поступала из банков Франции, Испании, Португалии,США. Всерьёз обеспокоенные экспериментом левого центра, масштабами социальнойборьбы и солидными завоеваниями трудящихся, влиятельные предпринимательскиекруги Италии не скупились на помощь неофашистам, при участии которых онипытались дестабилизировать обстановку и убедить рядовых граждан в необходимостисмены либерального правительственного курса на режим «сильной власти».
Однако, преступления фашистов, бесспорно,компрометировали их. На выборах 1976 года ИСД потеряла почти 1\3 голосов,полученных на предыдущих выборах. Как следствие, в ИСД обострились  внутренниепротиворечия, которые привели партию к расколу и ослаблению. Этомуспособствовали также аресты и процессы над участниками заговоров итеррористических акций, проведенные в  середине 70-х годов. Но, как правило,попустительство влиятельных политических сил приводило к скандально мягким илидаже оправдательным приговорам на этих процессах.
И всё же с середины 70-х годов «чёрный»террор правых радикалов начал отходить на второй план,  уступая место«красному» террору левых радикалов. Молодёжный характер левого экстремизмасвязан с размахом студенческого движения 1967 – 1968 гг. Весной 1968 годастуденческие волнения охватили  все 36 университетов Италии. Студенты выступалипротив устаревшей и недемократичной системы  высшего образования, но вскорескептицизм и отрицание любых авторитетов придали движению массовый бунтарский антикапиталистический характер. По всей стране прокатились демонстрации,произошли схватки с полицией, захватывались здания, устанавливались контактыстудентов с рабочими. Возникшие в то время левацкие группы  («Непрерывнаяборьба», «Рабочая власть», «Движение трудящихся за социализм», «Манифесто»),как правило,  занимали политически наивные позиции, искренне веря в то, чтоведут «революционную» борьбу. Жажда перемен толкала  молодёжь на поискисоответствующей тактики, в которой насилие и террор в то время пока не укоренились.
 «Криминализация инакомыслия» и смыканиееё с обычной преступностью  («стреляю, значит, существую», «ворую, значитзарабатываю») произошли во второй половине 70-х годов, когда молодёжьразочаровалась в  утопических планах «поколения 1968г.» и избрала тактикутеррора. В 1977 года уже было известно 97 «ультралевых» террористических групп,выступавших под «красным», «революционным» знаменем. Наиболее опаснымилевоэкстремистскими террористическими подпольными организациями стали такназываемые «красные бригады», возникшие ещё в сентябре 1979 года. Они выступализа эскалацию насилия и превращение бу3ржуазно-демслкратического государства врепрессивное и авторитарное государство, в котором можно было бы развязатьгражданскую войну. «Красные бригады» начали похищение людей с политическимицелями, не брезговали они и требованием выкупа. В конце 70-х гг. жертвами«красных бригад» пали политики и судьи, католические деятели, предприниматели,журналисты, полицейские чины. Однако наиболее жестокой и вызывающей акцией  сталопохищение и убийство А.Моро. Экстремизм попирал правовые нормы государства ифактически превращался в уголовную преступность.
Глава 3. 1976 – 1979 годы.
3.1.  «Национальная солидарность»
 На фоне активизации экстремистских,террористических организаций  и мафии заметно выросла активность левых сил. Наобластных и муниципальных выборах 1975 года неофашисты потеряли  частьэлектората, а левые партии опередили центристов и правых. По-прежнему высокийавторитет и массовость Итальянской компартии  оставались очевидной реальностьюполитической жизни страны середины 70-х годов. Относительное большинствоизбирателей рассматривало ИКП  как силу, способную защитить демократию и отразитьнаступление правых. По инициативе генерального секретаря  ИКП Энрико Берлингауэрага съезде партии, состоявшемся в 1975 году, коммунисты приняли тактику«исторического компромисса», означавшую сотрудничество не только ссоциалистами, но и с католиками. Парламентские выборы в июне 1976 года принеслимаксимальный за всё послевоенное время успех левым силам:  коммунисты исоциалисты вместе получили  больше голосов, чем христианские демократы. За ХДПпроголосовало всего на 4,4% избирателей  больше, чем за коммунистов. Это былтриумф компартии и лично Берлингауэра. Итоги выборов показали, что любоеправительства без поддержки коммунистов обречено на неудачу. Левый центрраспался. Новое правительство было составлено только из представителей ХДП. Премьер-министромстал  опытный политический деятель христианский демократ Джулио Андреотти (родилсяв 1919 г.). Он вырос в семье политиков-католиков, назначался  министром вомногих правительствах и семь раз был премьер-министром.
Коммунисты  совместно с другими левыми иреспубликанскими партиями образовали в парламенте « коалицию воздержавшихся» — блок депутатов, поддерживающих политику Андреотти. В 12976 – 1979 гг.правительство ХДП осуществляло политику «национальной солидарности». Участиекоммунистов в парламентском большинстве позволяло им влиять на политикуправительства путём периодических взаимных консультаций. В  1977г. шестьпартий, включая ИКП, подписали с правительством Андреотти программноесоглашение о мерах по стабилизации экономики, борьбе с терроризмом и др. Врамках программы были проведены мероприятия, позволившие Италии преодолетьнегативные последствия мирового кризиса 1974 – 1975гг., принять закон отрудоустройстве молодёжи. Это означало ослабление дискриминации коммунистов вполитической жизни страны.
Поддержка правительства ХДП левымипартиями вызвала раздражение правых и недовольство левых экстремистскихтеррористических групп, которые совершили очередной акт политическогобандитизма. Утром 16 марта 1978г. террористы «красных бригад» сего за 10 минутбеспрепятственно расстреляли 5 человек охраны и похитили председателя ХДП АльдоМоро. Через 54 дня труп Альдо Моро был найден в багажнике машины в центре Рима,неподалеку от здания парламента.
Жестокая акция, проведеннаянемногочисленными ( несколько сот членов) террористами «красных бригад», сталаоскорбительным вызовом для всех и показала степень бессилия и разложениягосаппарата. В ответ  на это злодеяние по призыву крупнейших профсоюзов былаобъявлена всеобщая забастовка, в которой участвовали более 16млн. итальянцев,протестовавших против терроризма и демонстрировавших готовность защититьдемократию. Бесчеловечность, проявленная террористами, значительно уменьшилачисло их последователей и сочувствовавших им.
Новая волна терроризма захлестнула Италиюна рубеже 70 – 80 гг., произошли очередные покушения, политические убийства идругие акты насилия. Только в 1980г. было совершено 1200 террористическихакций. Среди них – взрыв бомбы, заложенной террористами 2 августа 1980г. навокзале в Болонье, в результате которой погибло 85 человек и более 200 ранено.(Всего с 1969 по 1980г.г. зарегистрировано 7866 террористических актов, врезультате которых погибло 362 человека, ранено 4530 человек).
Произошёл качественный скачок в мафиозныхструктурах: уходил в прошлое кодекс чести мафии, санкционировавший убийстволишь в случае необходимости и запрещавший убийство женщин. Сицилийская и ещёболее жестокая калабрийская ветви мафии, продвигаясь на Север, убирали всепреграды, убивая тех, кто прямо или косвенно стоял на их пути.
В то же время неотъемлемой чертойполитической жизни Италии становилась коррупция, всё громче звучали связанные сней скандалы. В 1978 году по подозрению в коррупции и неуплате налогов былобвинён президент страны, член ХДП Дж. Леоне, его обвиняли также в причастностик взяткам, полученным от американского  концерна «Локхид». Леоне подал вотставку, а президентом впервые был избран член ИСП, активный участникпартизанского движения Сопротивления  82-летний Александро Пертини, пользовавшийсязаслуженной и искренней популярностью как персона, воплотившая в себе лучшие чертыитальянского национального характера. Большой резонанс получило дело масонскойложи «П-2»  («Пропаганда-2») — заговор  высших должностных лиц противреспублики.
     Политика «национальнойсолидарности», по сути, перестала выполняться. В январе 1979 года компартияпокинула парламентское большинство и перешла в оппозицию правительству ХДП.Объявленные президентом Пертини новые досрочные парламентские выборы в июне1979 года показали, что христианские демократы  и особенно коммунисты потеряличасть голосов избирателей, хотя компартия сохранила роль мощной оппозиции, скоторой нельзя не считаться. ИКП отказалась от тактики «историческогокомпромисса» и приняла новую формулу «демократической альтернативы»,предполагавшей создание коалиции из левых партий, способной в борьбе за властьсоперничать с ХДП.  Социалисты, социал-демократы и радикалы, напротив, улучшилисвои позиции. Это внушало определённые надежды, поэтому ИСП не поддержалаформулу «демократической альтернативы», выдвинутую коммунистами.
Глава 4. 1980-2000 годы.
4.1. Италия в 80-е гг.
Общественно-политическая жизнь  Италии80-х гг. характеризовалась сохранением политической нестабильности. Впарламенте страны по-прежнему отсутствовало устойчивое большинство,продолжалась практика коалиционных парламентских и правительственныхформирований. Роспуски парламента и внеочередные выборы его нового состава, каки в 70-е гг., проводились досрочно. Отдельные законы оставались на бумаге и невыполнялись. Настроения разочарования и политической апатии, неверие ввозможности партий, в том числе, левых, усилилось. Росло число наркоманов идругих жертв мафии. Терроризм и коррупция превратились в постоянный факторполитической жизни.
В 1980г. было создано правительство из представителейпяти партий: христианских демократов, социалистов, социал-демократов, либералови республиканцев. Христианские демократы по-прежнему возглавляли правительства.Вместе с тем внутри ХДП продолжали существовать различные течения. Лидер ХДП Ч.Де Мита предлагал вернуться к линии Альдо Моро и повернуть курс ХДП влево, усиливборьбу с коррупцией. Правое крыло партии в лице А. Фанфани не поддержало этопредложение.
В то же время в Итальянскойсоциалистической партии, третьей по значению политической партии страны, произошлиперемены: Бенедитто (Беттино) Кракси, ставший политическим секретарём партии в1976г., взял курс на приход социалистов к власти и поставил перед собой цельстать первым в истории страны премьер-министром социалистом. В своей брошюре  «Социалистическоеевангелие» Кракси заявил об отсутствии  у социалистов перспектив сотрудничествас коммунистами и поддержал тезис  о высоком экономическом потенциале частногопредпринимательства в условиях политического плюрализма,
В 1983 г. социалисты вышли изправительства, премьер Фанфани, не получив вотума доверия в парламенте, подал вотставку. Президент Пертини  распустил парламент и назначил досрочные выборы, врезультате которых ХДП потеряла более  5% голосов избирателей, а ИСП улучшиласвои позиции. Христианским демократам пришлось уступить место премьер-министра.
С 1983 по 1987 гг. пятипартийноеправительство впервые в истории Италии возглавлял социалист, сильный и властныйчеловек, сторонник культа «двойной морали» Б. Кракси. Стратегический курсправительства состоял в том, чтобы выйти  из нового циклического кризиса 1980 –1983гг., используя неолиберальные рыночные методы в интересах неоконсервативныхпредпринимательских кругов. Большое значение приобрёл вопрос о  дальнейшемиспользовании государственного сектора, в котором сосредоточено более 3\4добывающей промышленности, добыча чугуна, свыше половины сталелитейной, 70%судостроительной и 2\3 электромеханической промышленности, почти всяинфраструктура страны. Новый подход  к госсектору предусматривал частичнуюприватизацию и ликвидацию убыточных государственных предприятий. Правительствонаметило передачу в частные руки нестратегических предприятий в обрабатывающейпромышленности и сельском хозяйстве. В то же время в стратегических базисных отраслях,входивших в госсектор, планировалось провести технологическую реконструкцию иусилить наукоёмкие производства. Кроме того, на повестку дня вышла задачастабилизации платёжного баланса, «разбалансированного» дефицитом внешнейторговли. Особым направлением политики кабинета Кракси стала «жёсткая экономия»главным образом за счёт трудящихся: было ограничено действие «скользящей» шкалызаработной платы (регулирующей рост зарплаты в зависимости от роста стоимостижизни) и сокращены расходы на здравоохранение, социальное обеспечение и просвещение.В то же время правительство Кракси несколько ограничило влияние католическойцеркви на школу и семейное законодательство, повело более энергичную борьбу стерроризмом и мафией: были введены чрезвычайные меры, расширявшие полномочияполиции и судебных органов (проведение повальных обысков, увеличение сроковпредварительного заключения и др.).
В целом консервативный сдвиг вправопервой половины 80-х гг. в Италии происходил в условиях большей, по сравнению сдругими странами активности левых сил. Например, в 1980 – 1982 гг. по всейстране бастовали 42 млн. человек, т.е. в два раза больше, чем в США,Великобритании, Франции, ФРГ и Японии вместе взятых.  Особый накал приобрелоантивоенное движение в связи с размещением американских крылатых ракет  наСицилии. Развернулось движение «зелёных» в защиту окружающей среды.Соперничество между социалистами и христианскими демократами выливалось вчастые правительственные кризисы. В то же время консервативный поворот в Италииотличался от других стран меньшими масштабами приватизации сохранением высокогоудельного веса и лидирующих позиций госсектора.
В экономическом отношении на рубеже 80-х-90-х годов Италия становится  развитой индустриальной державой, занимающейпятое место в капиталистическом мире по производству ВВП. Передовыми отраслямиеё экономики  остаются машиностроение (4-е место в капиталистическом мире повыпуску  различных станков) и автомобилестроение (бесспорный лидер –высокотехнологичный концерн ФИАТ). Италия, в экономике которой действует свыше1200 фирм с участием иностранных инвесторов, сама экспортирует собственныекапиталы за рубеж. Важными статьями итальянского экспорта являютсясельскохозяйственная техника и химикаты, транспортные средства и промышленноеоборудование, мебель и стройматериалы, швейные изделия и обувь, электротехникаи медицинская аппаратура, фрукты и вина. Быстрый рост индустрии туризмастимулирует развитие строительства и пищевой промышленности, обеспечивает ростзанятости населения в этой перспективной сфере. Доля туризма в ВВП и валютныедоходы от туризма имеют устойчивую тенденцию к возрастанию. Италия является традиционным экономическим партнёром России, 3\4 объёма российского импорта вИталию составляют энергоносители – нефть, нефтепродукты, природный газ, каменныйуголь.
Однако в итальянской экономике  сохранялись(и сохраняются в наши дни) негативные явления прошлых лет. К ним относятся региональные (север – юг) и межотраслевые диспропорции, высокие темпы ростастоимости жизни, безработица, большие затраты на импорт сырья иэнергоносителей, зависимость от более передовых стран в области высокихтехнологий. Уровень мировых технологий  в условиях глобализованной экономикинапрямую зависит от состояния научно-исследовательской работы (НИР). В Италии80 – 90гг. сокращены ассигнования на НИР и отсутствует эффективный контроль заеё результатами. Между государственными и частными отраслями не существуеторганической связи в отношении НИР и распространения новейших достижений науки.Структурное преобладание мелких и средних предприятий сводит на нет серьёзнуюисследовательскую деятельность, так как предприятия неохотно вкладывают деньгив НИР (например, в 1991 году доля затрат на НИР составляла 1,4% от ВВП). Продолжаютоставаться  актуальными и проблемы планирования. Глобализация мировых рынковведёт к необходимости  долгосрочного и крупномасштабного планирования, в товремя как нестабильность парламентского большинства в Италии вынуждаетправительство строить свою работу на основе краткосрочных планов.
 
4.2. Италия в 90-е гг.
Нестабильность и контрастностьобщественно-политической жизни Италии в 90-е гг. усилилась. Острые политическиекризисы заканчивались умеренными компромиссными результатами. Радикализм инепримиримость политического поведения итальянцев контрастировали с терпимостьюи консерватизмом их сознания.
Динамика электората свидетельствовала отом, что в начале 90-х гг. выросло влияние социалистов, а влияние коммунистовснизилось. В условиях краха социализма в Восточной Европе руководство ИКПвыступило с  инициативой преобразовать компартию в массовую партию левых сил.На XX съезде компартии в начале 1991 г. в ее рядахпроизошел раскол. Многие предпочли забыть о заслугах партии в утверждении изащите демократии в Италии, о том, что в недалеком прошлом за нее голосовало от¼ до 1/3 избирателей. Мало вспоминали и о крамольной репутации ИКП какнеортодоксальной участницы международного коммунистического движения,выдвинувшей идею еврокоммунизма. В итоге большая часть коммунистов (около 2\3членов) образовала Демократическую партию левых сил (ДПЛ). Секретарём ДПЛ с1994 г. является Массимо Д’Алема, бывший лидер молодёжного коммунистическогодвижения и редактор ежедневной газеты компартии «Унита». ДПЛ влилась в рядыевропейского социал-демократического движения. Меньшая часть бывшей ИКП (членовкоторой называли сталинистами) создала Коммунистическое возрождение. Возглавилпартию  ветеран комдвижения Фаусто Бертинотти. Однако, несмотря на стыдливоеразмежевание с «непопулярным прошлым», бывшие коммунисты в 90-е гг.продвигались во власть не так легко, как им бы этого хотелось.
Трудные времена настали и дляХристианско-демократической партии. Ещё в начале 90-х годов  ХДП руководила страной в коалиции с другими партиями, закрывая доступ  к власти коммунистам.Эту ситуацию назвали неустойчивым равновесием.  Однако на протяжение 90-х гг. ХДП постепенно утратила роль господствующей партии. Общественно-политическиесобытия, происходившие в стране, способствовали этому. В начале90-х гг. Италиюпотрясла новая серия скандалов, в которых оказались замешаны какгосударственные чиновники, так и ведущие политики. В феврале 1992 г. быларестован директор миланского приюта для престарелых М. Кьеза. В ходе следствияобнаружилось, что многие промышленные компании переводили деньги чиновникам ифункционерам различных политических партий, включая христианских демократов,социалистов, социал-демократов и коммунистов, для получения престижных постов, государственныхзаказов и прочих выгод. Выяснилось, что коррупция превратилась в  прочную иэффективную систему получения взяток за каждую сделку, причём государствовыступало в качестве заинтересованной стороны. Становилось ясно, что одним изпотенциальных источников махинаций  является избирательная система, основаннаяна принципе пропорционального представительства. На повестку дня выдвигалсявопрос о его замене на  мажоритарный принцип.1*
Тем временем политические скандалы  всёбольше свидетельствовали о связях государственных служащих с организованнойпреступностью. С арестом М. Кьезы в Италии развернулась общенациональнаякампания «Чистые руки». Группа работников  прокуратуры г.Милана ( такназываемых магистратов), придерживавшихся в основном левых взглядов, началаколоссальный процесс, в ходе которого по обвинению в коррупции и связях смафией  было арестовано несколько тысяч человек, в том числе ряд известныхпредпринимателей, функционеров из малых и крупных партий  и представителейвысших эшелонов власти.
Расследование в ходе этой операциидискредитировало идею государственной собственности. Оно показало, чтополитические деятели выкачивали из государственной промышленности сотнимиллионов долларов на финансирование своих политических аппаратов. Партии,находившиеся у власти, обогащались за счет взяток с бизнесменов в обмен наконтракты и политическую защиту.2* Это была беспрецедентнаяоперация, не имевшая аналогов в судебной практике и получившая широкиймеждународный резонанс.
Бывшему премьер-министру, одному изстолпов  христианской демократии Д. Андреотти было предъявлено обвинение внезаконном партийном
 
/> 

1* МакееваЛ.А. Новейшая история стран Европыи Америки ХХ век, часть 3 // Владос. — Москва, 2001 г.
2* Зевелева Г.И. Италия на пути глубоких перемен // МЭМО. – 1995г. (стр. 130-131)
финансировании, связях с мафией и заказной убийстве.Обвинения были настолько серьёзны, что Андреотти добровольно согласился наотмену своей
депутатской неприкосновенности и был заключён подстражу. Операция «Чистые руки» политически уничтожила другого бывшегопремьер-министра, лидера социалистов Б. Кракси. После 16-летнего пребывания напосту главы ИСП он ушёл в отставку. Спасаясь от тюрьмы, Кракси покинул страну инаходился в изгнании в Тунисе, где и умер в 2000г.
Несмотря на политизированный характер иотдельные злоупотребления, разоблачительная кампания «Чистые руки» прошладостаточно эффективно и имела важные политические последствия. В Италии возникновый вид политической борьбы: борьба с коррупцией приобрела политическийхарактер. Главным результатом стало нарушение и без того неустойчивойполитической стабильности и разрушение послевоенной  партийно-политическойсистемы. Доминировавшая в управлении страной более полувека влиятельнейшая ХДПне выдержала разоблачительных и критических потрясений. Для христианских демократовсократились  возможности распределения государственных средств и,следовательно, уменьшилась массовая база партии. Сокращался её электорат, падалавторитет лидеров, обострялась внутрипартийная борьба. Падению влияния ХДПспособствовало и то, что в массовой психологии населения, особенно молодёжи,снизилась роль католической традиции. И хотя Италия продолжает оставаться однойиз самых католических стран мира, всё же интенсивность воздействия церкви наменталитет итальянцев уменьшилось. Таким образом, в последнем десятилетии ХХвека ХДП потеряла своё влияние и под ударами операции «Чистые руки» распалась(1994г.) на так называемую Народную партию, которая ориентируется на блок слевыми силами, и Христианско-демократический центр, который намерен входить вправые коалиции. Народная партия, в свою очередь, ещё раз раскололась на тричасти и несколько группировок. Например, одна из группировок, возглавляемаямэром г.Палермо, бывшим христианским демократом Л.  Орландо, вместе с движением«зелёных» преобразовалась в партию под названием «Сеть», действующую наСицилии. Одна из целей это партии – борьба с мафией.
Другие политические партии страныпостигла та же участь – шквал обвинений в финансовой нечистоплотности  практическисмёл с политической арены республиканцев, либералов и социал-демократов, входившихранее в состав коалиционных правительств. Политический центр в лице ХДПперестал быть точкой опоры для этих партий при составлении правительственныхкомбинаций.
Изменения в  истеблишменте, в частностиослабление ХДП и компартии, привели к своеобразному политическому вакууму,который удалось заполнить правым партиям и отчасти ДПЛ.
Выдвижение правых партий на лидирующиепозиции стало новым явлением в политическом маркетинге 90-х гг.  Праваяполитическая группировка Лига Севера во главе с Умберто Босси придерживаласьмнения, что проблема Юга является источником всех бед для Италии и особенно дляСевера. Для взглядов сторонников Лиги  характерны, поэтому, сепаратистскиенастроения. Руководство придерживается популистской тактики. Основной электоратЛиги сосредоточен, естественно, в северных областях страны. Лига Северапридерживается курса на коалицию с другими правыми партиями. Ещё одно движениеправого толка — неофашистское – превратилось в середине 90-х гг. вреспектабельного участника политической борьбы. Его возглавил Джанфранко Финни,член молодёжного движения ИСД, считавшийся  идейным наследником Дж. Альмиранте и ставший лидером партии « Итальянское социальное движение – Национальныеправые силы» (ИСД – НПС). Дистанцируясь от  фашистского прошлого, Финн порвал сортодоксами неофашизма и в течение1993 – 1995 гг. преобразовал эту партию впостфашистский Национальный альянс, готовый стать  политическим компаньономдругих правых и центристских партнёров.
Главным действующим лицомправоцентристских сил стала созданная в 1993 г. партия «Вперёд, Италия!». Этапартия претендует на роль центра, хотя, по сути, представляет собой общенациональную сеть клубов в поддержку своего лидера.  Организатором илидером партии «Вперёд, Италия!» является С. Берлускони. 
 С. Берлускони – юрист  пообразованию, один из богатейших бизнесменов Италии, медиамагнат. Емупринадлежат, в частности, три крупнейших частных телеканала страны, сетьсупермаркетов, большое число строительных компаний, футбольный клуб Милан, атакже крупнейший издательский дом «Мандори», имеющий  контрольный пакет акций30 ведущих итальянских газет. В разное время Берлускони обвиняли в различныхмахинациях  (отмывание денег, связи с мафией, неуплата налогов, подкупполитических деятелей);  его деятельность находится под постоянным контролемправоохранительных органов страны. Однако медиамагнат отвергал любые обвинения,объясняя их происками и нападками политических конкурентов. Правовуюнеуязвимость С. Берлускони обеспечивали его адвокаты. Почувствовав угрозуочередных расследований в ходе кампании «Чистые руки», Берлускони принимаетрешение прийти к власти как лидер политической партии.3*
Берлускони создал предвыборный блок«Альянс Свободы», в котором вокруг его партии «Вперёд, Италия!» объединились неофашистский Национальный альянс и правая  политическая группировка ЛигаСевера. Новая коалиция победила на выборах в марте 1994 года, набрав 58%голосов. О принципиально иной, по сравнению  с предшествовавшими десятилетиямиполитической ситуации свидетельствовал тот факт, что на фоне убедительнойпобеды правого центра особенно заметным стало резкое падение престижа других,некогда влиятельных партий: за ХДП проголосовало всего 11%
/> 

3*Любин В.П.Итальянская партийно-политическая система в 90-х г.г. –   Москва, 1997 г. (стр.58)
избирателей (против 31,7% в начале операции «Чистыеруки»), за социалистов
– 2,2% (против 14,5% на предыдущих выборах). В результатепобеды Альянса Свободы правые получили абсолютное большинство в Палате депутатов(301 мандат). С 21% полученных на выборах голосов партия «Вперёд, Италия!»стала лидером, а Берлускони в мае 1994 г. был назначен премьер-министром.1*
Мартовские выборы президент республики Л. Скальфаро назвал самым важными в послевоенной истории страны. Онипроводились по новой смешанной избирательной системе, которая совмещает прямыевыборы 75%  его членов со старой системой пропорционального представительствадля остальных 25% мест. Действовавший до сих пор принцип пропорциональногопредставительства обеспечивал установлению системы, основанной на коалициях.
Введение новой избирательной системыявилось результатом стремления итальянцев к обновлению политической системыстраны. На Арельском референдуме 1993 года абсолютное большинство населениявысказалось за мажоритарную систему голосования. Итогом досрочных парламентскихвыборов явился уход с политической сцены целого поколения могущественныхполитиков. Их результаты называют в Италии концом Первой Республики, котораяпросуществовала в Италии почти полвека и характеризовалась господством ХДП.Старые политические партии прежней правящей коалиции потеряли довериеизбирателей. Членами нового кабинета стали представители политических сил,которые недавно появились на свет или никогда не входили в правительство.Сформированное в мае 1994 года правительство С. Берлускони называют в Италиипервым правительством Второй республики.
Кабинет С. Берлускони в своей программетак же, как и  предшествующее ему  правительство К. Чампи, отдает приоритетоздоровлению финансов. Другими пунктами программы являлись ускорениеприватизации, которая должна была помочь введению «здорового соревнования», атакже стимулирование инвестиций, особенно средних и мелких фирм.Предусматривались меры для стимулирования деловой активности, в частности,значительные льготы для лиц, открывающих собственное дело. Была упрощенасистема налогообложения для предпринимателей и рядовых граждан.
В области внутренней политикиправительство Берлускони провозгласило уважение демократической конституциипрошлого, стремясь тем самым ослабить опасения в связи с составом его кабинета.Среди других пунктов его программы была передача значительной части полномочийс общенационального на местный уровень управления, дальнейшее очищениеитальянского общества от коррупции, усиление борьбы с мафией.2*
Премьеру Берлускони помимо решенияэкономических задач, предстояло также уравновесить двух других участниковАльянса Свободы, конфликтовавших между собой. Прошло 7 месяцев с моментаназначения Берлускони, когда Лига Севера вышла из правоцентристской коалиции, разбивпарламентское большинство, — в декабре 1994 г. премьер-министр был вынужденподать в отставку. В общественном мнении поднялась волна с целью ограничитьтелевизионную империю Берлускони до одного канала и устранить его рекламнуюмонополию. Берлускони уцелел, но тут же оказался втянутым в скандал окоррупции, затронувший его младшего брата и директоров принадлежащей емукомпании «Фининвест», через которую он контролировал большинство итальянскихчастных телеканалов и имел монополию на телерекламу. Берлускони предстал передсудом по обвинению в коррупции и махинациях с налогами, а также за поддержкусепаратизма Лиги Севера и неофашистского Национального Альянса. Ему припомнилии противозаконное финансирование избирательной кампании Кракси. Трижды судвыносил обвинительный приговор, но избежать тюремного заключения Берлусконипомогали его адвокаты.
После отставки медиамагната с поста премьер-министрапрезидент О.Л. Скальфаро в январе 1995 г. поручил министру финансов в бывшемправительстве Берлускони технократу Ламберто Дини, работавшему в своё время вМВФ и потому известному в международных финансовых кругах, сформироватьбеспартийное правительство. Основной целью  правительства Дини сталооздоровление финансовой системы страны. Однако уже в октябре в холе работы над бюджетомбудущего года одержимые реваншем «Вперёд, Италия!» и Лига Севера поставили впарламенте вопрос о вотуме недоверия этому правительству. Поддержка левыхпартий ненадолго спасла правительство Дини, но в январе 1996 г. оно ушло вотставку.
Последовавшие в апреле того же годавыборы с небольшим преимуществом перед правоцентристской коалицией Берлускони выиграллевоцентристский блок «Оливковое дерево», в котором доминировали экс-коммунистыиз ДПЛ. Основателем и лидером блока стал профессор экономики Романо Проди,связанный ранее с христианскими демократами, известный не только в итальянских,но и европейских деловых кругах. Его правительство оказалось более устойчивым ипроработало 2,5года. Однако осенью 1998 г. после бурных парламентских дебатовпо бюджету Р. Проди  подал в отставку. По поручению президента новоекоалиционное левоцентристское правительство возглавил экс-коммунист (членДемократической партии левых сил) 49-летний Массимо  Д Алема,  ставший первым вистории Италии бывшим коммунистическим партийным функционером, пришедшим квласти. Он возглавлял кабинет 18 месяцев.
Правящей коалиции левых (Р. Проди и М. Д’Алема) за пять лет деятельности (1996 – 2001) удалось пополнить государственнуюказну на 60 млрд. долл. за счёт выручки от приватизации предприятий госсектора.С созданием 1 млн. рабочих мест была сокращена безработица. Реформа вооружённыхсил ввела службу по контракту, отменив воинскую повинность. В системеевропейских экономических отношений Италия включена в группу в группу стран,переходящих на единую валюту евро. Вместе с тем большое количество  обещанийлевых осталось на бумаге. В крупных городах выросла преступность, у гражданпо-прежнему отсутствовало чувство личной безопасности и  сохранялась боязньнаплыва иммигрантов из Албании и бывшей Югославии. В то же время определённымобразом изменился климат общественного мнения страны – перестал действоватьэффект операции  «Чистые руки», дамоклов меч юстиции миновал многихпредпринимателей, в том числе Берлускони; был оправдан в суде Д. Андреотти,умер в эмиграции Б, Кракси. Все эти обстоятельства повлияли на ход политическихсобытий весной 2000г. Обозначился поворот вправо.
В апреле 2000 года в 15 областях из 20состоялись частичные административные выборы в местные органы самоуправления.Правая оппозиция, недовольная  «полукоммунистическим режимом» Д’ Алема, далабой своим политическим противникам. Лидер правоцентристского «Полюса свободы» (кудавходит ряд партий и движений, в первую очередь, «Вперёд, Италия!» иНациональный альянс) Берлускони вновь объединился  с федералистами из ЛигиСевера и развернул бурную предвыборную агитацию. Церковь призвала верующихотдать голоса за кандидатов правых сил. В результате правые одержали победу в 8областях, включая все северные промышленно развитые области.
В этой ситуации Массимо Д’ Алема, тольконедавно заявлявший, что « левые пришли к власти надолго», признал поражение ивручил президенту республики прошение об отставке. Президент К.А. Чампи (избранныйв 1999г.) назначил переходное правительство технократов и предложил возглавитьего министру казначейства, бюджета и экономического планирования социалистуДжулио Амато. Журналисты называют его за особое чутьё «тонким господином». Впрошлом он был одним из руководителей Итальянской социалистической партии иближайшим соратником Б. Кракси. В наследство, доставшееся новому премьеру,входил вопрос об изменении избирательного закона на базе отказа от принципапропорциональной системы выборов. На повестке дня оставался и вопрос осовершенствовании законодательства по такой проблеме, как отмывание денег,достигшей в Италии неприемлемых масштабов. И хотя отмывание денег считаетсяпреступлением и карается по статье Уголовного кодекса лишением свободы от 4 до12 лет и штрафом от 2 до 30 млрд. лир, всё же эффективность борьбы с этимпороком невысока.
Между тем через год Италию ожидалиочередные парламентские выборы. Наметившийся в 2000 году правый поворотстановился всё заметнее. Воодушевлённый успехом своей коалиции на выборах в органыместного самоуправления, Берлускони создаёт новый альянс «Дом Свобод» изапускает его на предвыборную орбиту весной 2001 года. В новый альянс вошли всете же действующие лица – «Вперёд, Италия!», претендующая на роль центра, иправые – Национальный альянс и Лига Севера. На избирательную кампанию былаброшена вся мощь империи Берлускони. Использовались новейшие политическиетехнологии, учитывающие неверие итальянцев в законы и институты власти и ихразочарование в политике левых. На этом фоне  левоцентристская коалиция«Оливковое дерево» Ф. Рутелли выглядела  малоубедительно. Предвыборныепрограммы соперников различались между собой несущественно, оба блока выступализа благополучие своей страны, предлагали меры для ликвидации экономическогоотставания Италии и намечали политические реформы. Тем не менее, большинствоизбирателей 13 мая 2001года проголосовали за «Дом Свобод» Берлускони.Итальянцы, давно переставшие уважать закон, проголосовали за гонимого этимзаконом Берлускони, исходя из соображения, что если он сумел так хорошо всёсделать для себя, то, конечно, он способен помочь и стране. Им показалось, чтолегко обходящий законы  и постоянно присутствующий  на телеэкране преуспевающийшоумэн выступает за что-то принципиально новое, когда заявляет о разрыве сполитикой прошлого.
По итогам выборов коалиция «Дом Свобод»получила большинство парламентских мест: 367 из 630 в Палате депутатов и 177 из315 в Сенате. Левоцентристский блок «Оливковое дерево» располагает 248депутатскими мандатами, коммунисты – 11, остальные – 4. Крупнейшей фракциейпарламента оказалась «Вперёд, Италия!», единственная партия, увеличившая  свойэлекторат (с 21 до 30%) по сравнению с предыдущими выборами. Обладаябольшинством в обеих палатах парламента, Берлускони теоретически имеетвозможность возглавлять правительство   полные 5 лет, положенных законом1.Вопрос в том, сумеет ли он реализовать данную возможность.  Перед новымпремьером  стоит комплекс проблем, нерешённых его предшественниками. Требуетсовершенствования  конституционная система, бюрократизм и коррупция продолжаютоставаться атрибутами власти, остаётся высоким число безработных (9%), ждётсвоего часа школьная реформа, нуждается в корректировке налоговая система.
С. Берлускони предложил свой вариантрешения проблем, изложив его в предвыборном документе, названном контрактом. Впрограмме Берлускони содержались меры по сокращению безработицы, пенсионнаяреформа, а также сокращение налогов и отмена налога на наследство. В настоящеевремя осуществляется помощь малому бизнесу, предпринимаются меры по борьбе  противбюрократизма и криминала. В области внешней политики существенных изменений нет.
1Рангпремьер-министра и статус депутата Европарламента, в свое время полученныеБерлускони, дают ему право иммунитета против возможных судебных обвинений нетолько со стороны итальянских судей, но и правосудия других стран.
Заключение.
Таким образом, Италия вступила в ХХIвек, сохраняя традиции блоковой стратегии. Между  властью и обществом вместопрежнего либерального компонента утверждается новый – большой бизнес. В истеблишментестраны произошли значительные изменения, коснувшиеся всех политических партий:одни партии прекратили  своё существование, другие – раскололись илипреобразовались. Правые партии, принимая правила  блоковой политической игры,непосредственно встают у руля руководства страной. Христианская демократия пересталабыть монопольным политическим представителем «католического мира». Эту рольпытается принять на себя партия «Вперёд, Италия!». Среди левых партийдоминирует ДПЛ. В тоже время предпринимаются попытки реанимировать центризм какполитическое движение, уравновешивающее левый и правый фланги итальянскогоистеблишмента.
В начале наступившего века в структуревласти поначалу сохраняется механизм чередования коалиций левого и правогоцентров.
После терактов «11 сентября»политическому истеблишменту Италии ( как и всем остальным правящим элитам развитыхстран) был брошен определенный вызов. При этом, значительная часть лидеровполитических партий и объединений Италии при публичной  декларативности имногоречивости на деле оказалась морально не готова к угрозам извне.
Парадокс заключается в том, что Италия-страна, где методы террора как инструмента политической борьбы никогда неотвергались даже «умеренными» политиками, а население при общем недоверии клюбой власти и некоторой политической апатии даже морально поддерживало этиметоды. Но в новых условиях после «11 сентября» в Италии как в частиобъединенной Европы настроения в настроении людей произошел окончательныйпереворот в пользу усиления государственных институтов на фоне неизменноговыбора  основ демократии. 
Акцент за последние 1,5 – 2 годаокончательно сместился во внешнеполитический сектор. Стали востребованы«сильные» политические фигуры. Поэтому, закономерным выглядит 4-х летниепребывание С.Берлускони у власти, обладающего колоссальным политическим чутьем,верно определившим векторы мировой политики и настроения электората
Видимо, Итальянская Республика, при всейприверженности политической системы к традициям чередования правящих партий,многообразия  их лозунгов и идей стоит на пороге серьезных эволюционных переменв своем политическом развитии.
Список использованной литературы:
1.  *Макеева Л.А. Новейшая историястран Европы и Америки ХХ век, часть 3 // Владос. — Москва, 2001 г.
2.  *Зевелева Г.И.  Италия на путиглубоких перемен // МЭМО. – 1995 г.
3.  *Любин В.П. Итальянскаяпартийно-политическая система в 90-х г.г. –   Москва, 1997 г.
4.  *Страны Южной Европы в современноммире. – Москва, 1989 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.