Реферат по предмету "Разное"


"Дом детского творчества" Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей

Содержание:1. Особенностивоспитательной работы в системедополнительного образования детей…………………… с. 22. Индивидуальная воспитательная работа в детском творческом объединении……………………………….... с. 43. Методика работы с детским коллективом………….... .с. 54. Педагогические приёмы, использование которых поможет педагогу дополнительного образования в формировании детского коллектива…………………….. с. 65. Методы, средства и принципы воспитания………….. с. 86. Приложение…………………………………………..... с. 117. Список использованной литературы…………………. с 1516Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образования детей"Дом детского творчества" Особенностивоспитательной работы в системе дополнительного образования детейг. В. Волочёк2010 годОсобенностивоспитательной работы в системедополнительного образования детейВоспитание правомерно рассматривается как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приёмов поведения.Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же, воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребёнка).^ Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование - не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.^ Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.^ В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) реально осуществляются:- профессиональное воспитание;- социальное воспитание.2Список использованной литературы:Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 96 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77) с. 63-7315 Стремление к самореали-зации социально – адекватными способами. Стремится передавать свой интерес к занятиям и опыт другим. Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений, навыков. Проявляет удовлетворение своей деятельностью. С желанием показывает другим результаты своей работы. Соблюдение нравственно – эстетических норм Соблюдает правила этикета. Развита общая культура речи. Проявляет общую культуру оформления своей внешности (аккуратность в одежде и прическе, наличие сменной обуви и т.д.) Выполняет правила поведения на занятиях кружка. ^ Итого баллов: Система оценок названных поведенческих проявлений: 0 баллов – не проявляется, 1 балл – слабо проявляется, 2 балла – проявляется на среднем уровне, 3 балла – высокий уровень проявления.14^ Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование у ребёнка:этических и эстетических представлений, необходимых для выполнения работы и представления её результатов;культуры организации своей деятельности;уважительного отношения к профессиональной деятельности других;адекватности восприятия профессиональной оценки своей деятельности и её результатов;знания профессионально-этических норм и стремления их выполнять;понимания значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).Социальное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребёнка:чувство причастности к коллективу, коллективной ответственности;умения взаимодействовать с другими членами коллектива;толерантности;желания участвовать в делах детского коллектива и соответствующей деятельной активности;стремления к самореализации социально адекватными способами;стремления соблюдать нравственно-этические нормы (правила этикета; общая культура речи; культура внешнего вида).^ Названные позиции носят общий характер (т.е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т.е. доработки параметров воспитанности) с учётом специфики его деятельности.Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности обучающихся детского объединения дополнительного образования (Приложение 1).3^ Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Индивидуальная воспитательная работа в детском творческом объединенииПерсональное взаимодействие педагога с каждым ребёнком является обязательным условием успешности образовательного процесса, ведь ребёнок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы в содержательном и эмоциональном аспектах пообщаться со значимым для него взрослым.Организуя индивидуальный воспитательный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:помогает ребёнку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нём достойное место;выявляет и развивает общие и специальные способности детей, его потенциальные возможности;формирует в ребёнке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию; способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создаёт каждому «ситуацию успеха»;развивает в ребёнке психологическую устойчивость, способность уверенно держаться на показах, выставках, во время выступлений, презентаций и других публичных мероприятий; формирует у обучающихся способность к адекватной оценке и самооценке, заинтересованность в получении профессионального анализа результатов своей работы; создаёт условия для развития творческих способностей ребёнка.Педагогу необходимо отслеживать и организационные вопросы:4 Социальная ответственность Коллектив-ная ответствен-ность. Проявляет активность и заинтересованность при участии в массовых мероприятиях учебного характера (выставках, конкурсах, итоговых занятиях и др.). Предлагает помощь в организации и проведении массовых мероприятий учебного характера. Участвует в выполнении коллективных работ. Старается справедливо распределить задания при выполнении коллективных работ. Старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы. Умение взаимо-действовать с другими членами коллектива. Неконфликтен. Не мешает другим детям на занятии. Предлагает свою помощь другим детям. Не требует излишнего внимания от педагога. Толерант-ность. Не насмехается над недостатками других. Не подчеркивает ошибки других. Доброжелателен к детям других национальностей. Активность и желание участвовать в делах детского коллектива. Стремится участвовать во внеучебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях и др.) 13 Высказывает пожелания по улучшению работы. Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельнос-ти и ее результатов. Стремится исправить указанные ошибки. Прислушивается к советам педагога и сверстников. Воспринимает профессиональные замечания как пожелания к совершенствованию работы. Знание и выполнение профессионально- эстетических норм. Доброжелателен в оценках работы других. Не дает негативных личностных оценок. Стремится к помощи в работе другим Стремится к профессиональной оценке работы других. Стремится к сохранению и развитию национальных традиций в бисероплетение. Осознание значимости своей деятельнос-ти как части процесса развития культуры (корпоратив-ная ответствен-ность). Украшает бисером свой внешний вид и быт. Стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость). Проявляет творческий подход в работе. насколько регулярно ребёнок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо позвонить к нему домой и уточнить причины неявки); насколько он активен в учебном процессе и «внеучебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими воспитанниками.От этих, на первый взгляд мелочей, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя.Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым ребёнком педагог реализует цели и задачи процесса начального профессионального и социального воспитания и анализирует их результаты.^ Методика работы с детским коллективомДля формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия: вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребёнка; выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно; содержание и формы работы детского объединения могут при необходимости варьироваться.К тому же, именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной в соответствии с выбором профиля (направления), интересной для всех деятельности.Н 5 о названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылка создания детского коллектива. ^ Решающим же фактором является наличие у конкретного педагога желания осуществлять такую работу, продиктованного осознанием её необходимости для полноценного формирования личности ребёнка.^ Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это:профессионал, который является для ребёнка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;личность, способная помочь обучающемуся стать самостоятельным и творческим человеком;воспитатель, который может оказать значительное позитивное влияние на формирование личности воспитанника;лидер детского коллектива, целенаправленно влияющий на социальное становление каждого его члена.^ Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может: через создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребёнок ощущает себя необходимым и значимым; обеспечивая «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, необходимые для его самоутверждения в среде сверстников социально адекватным способом; используя различные формы массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник приобретает социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях; через создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.^ Педагогические приёмы, использование которых поможет педагогу дополнительного образования в формировании детского коллективаОрганизация знакомства. Начинается эта работа с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в объединение, ещё мало знают друг друга. Следует провести небольшую игру-знакомство, в которой каждый из присутствующих (включая педагога) расскажет немного о себе. 6Приложение 1.^ ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ СЕВЕРНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА МОСКВЫ)Название детского объединения ________________________________________Педагог _____________________________________________________________Фамилия, имя ребенка _________________________________________________ Возраст _____________________ Год обучения ___________________________ Направления воспитания Критерии воспитанности Параметры оценки воспитанности Оценка воспитанности учащегося начало середина конец учебного года 1 2 3 4 5 6 Профессиональная воспитанность Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов. Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения. Стремится придать каждой работе гармоничность по цвету и форме. Старается придать каждой работе содержательную (функциональную) направленность. Культура организации своей деятельности. Правильно и аккуратно организует рабочее место. Аккуратен в выполнении практической работы. Четко выполняет каждое задание педагога. Терпелив и работоспособен. Уважительное отношение к профессиональ-ной деятельности других. При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным. Подчеркивает положительное в чужой работе. 11^ 4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребёнка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.^ 5. Принцип опоры на положительное в личности ребёнка. В соответствии с этим принципом при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.^ 6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим принципом воспитания в группе в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.^ 7. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для реализации этого принципа педагогу необходимо знать типичные возрастные особенности учащихся, а также индивидуальные различия детей в конкретной учебной группе.^ 8. Принцип единства действий и требований к ребёнку в семье, образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьёй и договориться о согласованных действиях. Кроме этого, максимально использовать возможности того региона, где расположено образовательное учреждение и в ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в их жизни (в школе, на улице).10^ Разработка правил поведения и взаимодействия в детском объединении. Разработка происходит вместе с ребятами. Это может быть «Устав детского объединения», «Кодекс участника детского объединения» и т.д. Правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут осознанно ими соблюдаться без напоминаний педагога.^ Выработка системы передачи информации. Договорённость между участниками детского объединения и педагогом о системе передачи информации способствует формированию у каждого ответственности не только за собственную деятельность, но и других.^ Приём в ряды детского объединения. Традиционный ритуал – приём в ряды детского объединения, в ходе которого каждому новичку вручат отличительный знак участника объединения с изображением эмблемы объединения, познакомят с его летописью, историей, самыми успешными воспитанниками и т.д. Причём все используемые атрибуты детского коллектива – результат коллективного творчества детей и педагога.^ Выбор старосты, распределение поручений между участниками детского коллектива. Всё это поможет ребёнку почувствовать себя значимым для коллектива, ведь выполняться они будут для всех. Это могут быть несложные поручения: проверка готовности всех ребят к занятию, организация дежурств, раздача каких-либо материалов или предметов, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой – либо информации к определённой учебной теме и т.д.^ Организация форм работы с детьми, выходящими за рамки основного учебного процесса. Это может быть день рождения коллектива, прогулка по городу, тематический клубный день и т.д. Главное, чтобы в самом этом мероприятии, включая процесс подготовки, нашлось бы маленькое, но важное дело для каждого без исключения. 7^ Выбор относительно постоянного детского актива, который в значительной степени определит жизнедеятельность творческого объединения: инициатива в определении тематики не только массовых дел досугово-развивающего характера, но и учебной работы: подготовка выставочных работ, конкурсных выступлений, тематических проектов и т.д. Выбор детского актива должен иметь предварительную подготовительную работу. Она включает в себя: определение функций, состава, период деятельности, регулярность смены участников актива. После этого можно проводить выборы, создать положение об активе, в котором будут зафиксированы все позиции, связанные с его деятельностью.^ Организация выездных мероприятий. Это: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т.д. Здесь все дети «на виду», от каждого из них зависит состояние всего коллектива, а вкладом каждого определяется общий успех. При организации детской группы в ходе таких мероприятий используют приёмы, которые были приведены выше, ведь работа с коллективом не зависит от места и сроков его деятельности.^ Методы, средства и принципы воспитанияМетоды воспитания – это способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребёнка, его сознания и приёмов поведения. Данные методы традиционно используются в работе педагогов дополнительного образования. ^ Классификация Ю.К. Бабанского, выделившего 3 группы методов по их месту в процессе воспитания:методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;8методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).Средства воспитания - это источники формирования личности. К ним относятся: различные виды деятельности (трудовая, игровая и т.д.); вещи и предметы; произведения и явления духовной и материальной культуры; природа; конкретные мероприятия и формы работы.Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному процессу, выражающиеся в нормах, правилах, организации и проведении воспитательной работы. В современной педагогической науке и практике сложились следующие принципы воспитания:1. ^ Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.2. ^ Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников. В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, сохраняя при этом руководящую позицию.9


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.