Реферат по предмету "Государство и право"


Парламент в современном мире

Содержание
Введение
§1. Понятие и структурапарламента
§2. Органы в парламентах
§3. Полномочия парламента
§4. Работа парламента
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Общенациональное представительное учреждениедемократического общества — парламент — имеет многовековую историю. Органынародного либо сословного представительства существовали ещё в античную эпоху,например, римский сенат. Первым прототипом парламента в понимании, близкомсовременнику, стал английский парламент, учреждённый в XIIIвеке Великой хартией вольностей и ограничивший власть короля.
Однако парламент демократического государства качественноотличается от сословных представительных учреждений эпохи феодализма. Поэтому исама его история начинается с эпохи буржуазных революций. Согласно теорииразделения властей, которая в той или иной степени нашла своё отражение вконституционализме любой демократической страны, парламент как носительверховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системевысших органов государственной власти.
§1. Понятие и структура парламента
Парламент в общем виде можно определить как высшийзаконодательный и представительный орган государства, формируемый в результатевсеобщих выборов и осуществляющий свою деятельность на коллегиальной основе.
Термин «парламент» является родовым и используетсянаукой конституционного права для обозначения публичных институтов,обеспечивающих законодательный процесс. Наименование соответствующего органа втом или ином государстве имеет под собой определённые исторические основания иобусловлено национальным правовыми, политическими, культурными илингвистическими традициями. Вариантов наименования парламента достаточно много:в США это Конгресс, в Дании — Фолькетинг, в Швеции — Риксдаг, в Испании — Генеральные Кортесы, в Израиле — Кнессет, в Польше, Литве и Латвии — Сейм, вУкраине — Верховная Рада и т.д.
Структура парламентов в современном мире бывает однопалатнойи двухпалатной. Редко встречаются трехпалатные парламенты. Значительное числосуществующих в настоящее время парламентов являются двухпалатными (бикамеральными).Двухпалатными являются Конгресс США, Национальное Собрание Франции, ГенеральныеКортесы Испании, парламенты Великобритании, Италии, Германии, Японии и рядадругих государств, включая Россию.
В континентальной Европе многие страны имеют однопалатныепарламенты (Болгария, Венгрия, Дания, Швеция, Финляндия и др.). Нижние палаты иоднопалатные парламенты именуются как Национальное собрание (Франция, Вьетнам),Национальный совет (Австрия, Швейцария), Палата депутатов (Италия, Бразилия,Чехия), Палата представителей (Бельгия, США, Япония).
Верхние палаты называются сенат, но нередко имеют и другиенаименования, например: Федеральный совет (Австрия), бундесрат (Германия),Совет штатов (Индия).
Однопалатные парламенты и нижние палаты формируются, какправило, путём их избрания на всеобщих прямых выборах. Срок их полномочий от 2до 7 лет.
Верхние палаты в разных странах формируются различнымипутями. При этом срок полномочий верхних палат в большинстве стран бываетбольший, чем у палат нижних. В некоторых странах используются смешанныесистемы, включающие в себя элементы выборности и назначения (Бельгия, Ирландия).§2. Органы в парламентах
Организация палат в парламентах имеет во многих странахобщие черты, однако ведущая роль принадлежит руководящему органу. Вдвухпалатных парламентах палаты формируют свой руководящий орган, которыйвключает в себя председателя (спикера), вице-председателей, секретарей либоколлегиальный орган. По-разному производится замещение председателя Верхнейпалаты. В ряде стран он избирается палатой (Италия, Франция, Япония). В другихстранах этот пост замещается по должности или по назначению. Председателемсената США становится по должности вице-президент США, в Великобритании в палателордов председательствует лорд-канцлер. Он не избирается палатой, а назначаетсякоролевой по предложению премьер-министра.
В парламентах создаются различные вспомогательные органы,которые помогают его палатам в осуществлении их полномочий, например комитеты (комиссии).Такие комиссии бывают постоянными, создаваемые на весь срок полномочий палаты,и временными, как правило, для выполнения определённой задачи (это специальные,следственные, ревизионные и другие комиссии). В обязательном порядке создаютсяпостоянные комиссии по бюджету и финансам, обороне, безопасности, иностраннымделам, по законодательству, а также мандатные, процедурно-регламентные и др. Основнаязадача таких комиссий — предварительное рассмотрение законопроектов, проектоврешений по другим конкретным вопросам. Задачей временных комиссий являетсяподготовка и предварительное рассмотрение законопроектов в соответствии сотраслевой направленностью.
В парламентах и палатах создаются и другие органы: счетныепалаты, ревизоры, контролёры, уполномоченные по правам человека, специальныепарламентские представительства, советы старейшин и т.д.§3. Полномочия парламента
Полномочия парламентов закрепляются в конституциях. Различаюттри вида парламентов: с неограниченными полномочиями, с ограниченнымиполномочиями и консультативные.
Парламенты с неограниченными полномочиями существуют вбольшинстве стран англосаксонского права. Они могут принять решение по любомувопросу, то есть конкретный перечень его полномочий не закрепляется вКонституции (Великобритания).
Парламенты с ограниченными полномочиями, которыеподразделяются на абсолютно ограниченные, когда даётся точный исчерпывающийперечень полномочий парламента (Франция, Мадагаскар, Сенегал и др.), иотносительно ограниченные, когда полномочия центральной власти ограниченыправами субъектов федерации (в федеративных государствах) либо правами другихтерриториальных образований (в унитарных государствах).
Консультативные парламенты существуют в ряде мусульманскихстран. Они иногда принимают законы с одобрения монарха. Однако они неназываются законами, так как считается, что все важнейшие отношения, возникшиев связи с предметом закона, уже урегулированы в священных книгах — Коране иСунне.
По предметам ведения полномочия парламентов подразделяютсяна несколько крупных групп или направлений деятельности: законодательные,бюджетные, финансовые, контрольные, судебные, по формированию органовгосударственной власти, внешней политики.
Законодательные полномочия являются основными в деятельностипарламентов, которые в большинстве зарубежных стран определяются как органызаконодательной власти. В конституциях этих стран говорится, чтозаконодательную власть осуществляют парламент и глава государства (президент — в республиках, например, Греция; король — в монархиях, например, Бельгия). Принятиезаконов является основной законодательной функцией парламентов. А подписание иобнародование законов возлагается на главу государства.
В финансовой сфере полномочия парламентов связаны принятиемежегодного государственного бюджета; утверждением отчёта правительства обисполнении бюджета; установлением налогов. В ряде стран к финансовымполномочиям относится также принятие решений о денежной эмиссии, о внутренних ивнешних займах, о внебюджетных фондах и др. (например, США, Греция).
В сфере международных отношений важнейшими полномочиямипарламентов являются: ратификация и денонсация международных договоров; участиев решении вопросов войны и мира; участие в межгосударственных объединениях; решениевопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны.
Формирование государственных органов связано сосуществлением следующих полномочий парламента:
избранием парламентом или его участием в избрании президентав парламентских республиках (Германия, Греция и др.);
участием в формировании правительства (Испания, Португалия,Франция);
участием в формировании судебной власти. В ФРГ членыФедерального конституционного суда Германии избираются двумя палатамипарламента, то есть Бундестагом и Бундесратом поровну. Президент США назначаетсудей Верховного суда по совету и с согласия сената.
засвидетельствовать вступление в должность президента;
давать оценку программе правительства;
принимать резолюции доверия и порицания правительства;
высказываться по вопросу роспуска органов власти автономныхобластей.
Особое значение имеют контрольные полномочия парламента вотношении исполнительной власти и других высших органов государства. Такиеполномочия закрепляются непосредственно в ряде конституций либо вытекают изсодержания конституционно-правовых норм. Такие формы контроля различны впрезидентских республиках, дуалистических монархиях, парламентских республикахи монархиях. Однако парламент всегда, являясь высшим органом народногопредставительства, обладает контрольными функциями. Контроль парламента можетиметь политический характер (например, выражение недоверия правительству,министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательскихкомиссий).§4. Работа парламента
Правовое регулирование работы парламента и парламентскихпроцедур устанавливается Конституцией, законами и регламентами парламента и егопалат. Такие процедуры называются общими. Парламенты работают в сессионномпорядке. Сессия — это период времени, когда парламент может проводить пленарныезаседания и принимать основные решения. Как правило, ежегодно проводятся двеочередные сессии (весенние и осенние). В период сессии проводятся пленарныезаседания парламента и его палат, а также заседания парламентских комитетов ипарламентские слушания.
Пленарные заседания — это собрания, в которых с правомрешающего голоса могут принимать участие все члены парламента и его палаты и накоторых парламент принимает решения. Для принятия решений необходимо присутствиебольшинства членов палаты. Для принятия решений применяются различные процедурыголосования: порядок создания внутренних органов; порядок и сроки проведениязаседаний по выборам президента; по формированию государственных органов; процедуравнесения и рассмотрения депутатских запросов; время выступлений по вопросамповестки дня; порядок ратификации и денонсации международных договоров; обсуждениеи принятие бюджета и др.
Более половину времени работы парламента занимает процессзаконотворчества. Законодательный процесс — это урегулированный правовыминормами порядок деятельности управомочных субъектов по созданию закона. Важнейшимиз таких субъектов является парламент, поскольку именно он принимает законы. Законодательныйпроцесс состоит из нескольких стадий: внесение законопроектов субъектамизаконодательной инициативы: обсуждение законопроекта в парламентских комиссияхи на пленарном заседании палат; принятие закона; подписание закона главойгосударства и опубликование. Правом законодательной инициативы обладают: главагосударства; палаты парламента и их постоянные комиссии; группы депутатовобычно значительной численности, а в некоторых странах бывает достаточно 10-20депутатов; отдельные депутаты (в Египте и Польше — один депутат).
Обсуждение законопроекта — это самая объёмная стадиязаконодательного процесса. Она включает работу над проектом как на пленарныхзаседаниях палат, часто называемую чтением законопроекта, так и его обсуждениев парламентских комиссиях (комитетах). Обе эти формы обсуждения чередуютсямежду собой.
Принятие закона осуществляется путём голосования. Законсчитается принятым, если за него проголосовало установленное простое илиабсолютное либо квалифицированное большинство членов палаты. Если парламентдвухпалатный, следующим этапом в законодательном процессе является одобрениезакона второй палатой.
После принятия закона парламентом он направляется главегосударства. Если глава государства согласен с ним, то своё согласие выражаетподписанием текста закона. Только после этого идёт распоряжение о егоопубликовании и исполнении.
У главы государства существует право вето, котороепрактически не используется в парламентских республиках и монархиях и активноприменяется в президентских и полупрезидентских республиках.
Закон вступает в юридическую силу в день официальногоопубликования или спустя некоторое установленное время после этого (в разныхстранах от 1до 28 дней).
Основным актом, который принимается парламентом, являетсязакон.
Заключение
Система управления страной, основанная на народномпредставительстве, получила название парламентаризма.
Для парламентаризма характерна не только то, что в системувысших органов государства включён орган, избираемый населением, — парламент,но и то, что парламентаризм как особая система означает разделениезаконодательного и исполнительного труда. Суть этого разделения заключается втом, что депутаты, избранные населением, участвуют в принятии законов, но не вих исполнении, то есть принимают законы не «под себя», а в интересахнарода.
Парламент, помимо того что является органом представительными законодательным, выполняет также функции финансовые (утверждение бюджетастраны — его исключительная прерогатива), функции контрольные, вплоть доотставки высших должностных лиц, и участвует в формировании иных органов власти.Его особенность состоит также в том, что это — государственный орган,представляющий собой арену борьбы партий и общественных мнений.
Выработанное государством и закреплённое в текстахконституций доктрина «свободного мандата» делает членов парламентапредставителями всей нации, а не только тех избирательных округов, в которыхони избраны, и на этом основании запрещает избирателям давать какие-либообязательные наказы депутатам и отзывать их досрочно.
Список использованной литературы
1.А. А. Мишин. Конституционное правозарубежных стран: Учебник / 6-е изд. перераб. И дополн. — М.: Белые альвы, 1999.- 456 с.
2.М.Б. Смоленский., Л.Ю. Колюшкина. Конституционное(государственное) право зарубежных стран: 100 экзаменационных ответов. Пособиедля подготовки к экзаменам. Издание 5-е, испр. и доп. — М.: ИКЦ «МарТ»,Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. — 224 с.
3. О.А. Кудинов. Конституционноеправо зарубежных стран: Курс лекций. — 3-е изд., стер. — М.: «Ось-89»,2009. — 208 с.
4.В.А. Ершов. Конституционное правозарубежных стран: учеб. пособие для студентов вузов — М,: ГроссМедиа: РОСБУХ,2009. — 144 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.